Теория познания платона. Платон: биография, учения и философия Платона Платон время жизни

Великий древнегреческий философ Платон (428–348 до Р. X.) был гениальнейшим из учеников другого крупнейшего эллинского мудреца – . Основа философии Платона – учение об идеях – имело источником сократовский призыв к истинному познаванию понятий, которые не субъективны (как утверждали модные современники Сократа и Платона – софисты), а составляют самостоятельный бестелесный мир, существующий вне мира чувственного. Платон полагал, что только в мире идей и заключается действительная истина.

Великий греческий философ Платон

Сын знатных афинских граждан Аристона и Периктионы, Платон вёл происхождение от легендарного аттического царя Кодра. Многие из родственников матери Платона были видными политиками. Его дядя, Хармид, участвовал в знаменитом аристократическом правительстве «тридцати тиранов». День рождения Платона – 7-го фаргелиона (21 мая) – приходился на число, которое древние греки праздновали как день рождения бога Аполлона . Многие почитатели философа считали его воплощением этого божества. В Элладе рассказывали легенды о том, что чрезвычайное красноречие Платона было дано ему в младенчестве музами , которые послали пчёл положить на уста ребёнка чудесный мёд.

Древнегреческий философ Платон был учеником Сократа и учителем Аристотеля. Платон - первый философ, чьи сочинения дошли до наших времен не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

Биография Платона

Платон родился в 428-427 годах до нашей эры в греческом городе Афины. Точная дата рождения философа неизвестна. Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона , восходил, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы , матери Платона, был афинский реформатор Солон.

Учителя

Первым учителем Платона был Кратил . Около 408 года до н. э. Платон познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.

Путешествия Платона

Платон был в числе афинян, которые предлагали денежное поручительство за осужденного на смерть Сократа. После казни учителя он покинул родной город и отправился в путешествие без определенной цели: перебрался сначала в Мегару, потом побывал в Кирене и даже в Египте.

Почерпнув все, что мог у египетских жрецов, он отправился в Италию, где сблизился с философами пифагорейской школы . Факты из жизни философа Платона, связанные с путешествиями, на этом заканчиваются: он много странствовал по миру, но сердцем оставался афинянином.

Учения Платона

Учение Платона развилось на фундаменте философии Сократа с одной стороны и последователей Пифагора с другой. У своего учителя отец идеализма позаимствовал диалектический взгляд на мир и внимательное отношение к проблемам этики.

Но, как свидетельствует биография Платона, а именно годы, проведенные на Сицилии, среди пифагорейцев, он явно симпатизировал философской доктрине Пифагора. Хотя бы то, что философы в платоновской Академии жили и работали вместе , уже напоминает пифагорейскую школу.

Название «Академия» происходит от того, что участок земли, который Платон купил специально для своей школы, находился вблизи гимнасия, посвященного герою Академу. На территории Академии ученики не только вели философские беседы и слушали Платона, им разрешалось там жить постоянно или краткое время.

Идеализм

Платон считается основоположником идеализма , сам этот термин происходит от центрального понятия в его учении – эйдоса. Суть в том, что философ Платон представлял мир разделенным на две сферы: мир идей (эйдосов) и мир форм (материальных вещей).

Эйдосы – это прообразы, источник материального мира. Материя сама по себе бесформенна и бесплотна, мир обретает осмысленные очертания только благодаря наличию идей. Главенствующее место в мире эйдосов занимает идея Блага, а от нее проистекают все прочие. Это Благо представляет собой Начало начал, Абсолютную Красоту, Творца Вселенной.

Эйдос каждой вещи – это ее сущность, самое главное, сокровенное у человека – это душа . Идеи абсолютны и неизменны, их бытие протекает вне пространственно-временных границ, а предметы – непостоянны, повторяемы и искажаемы, их существование конечно.

Человеческая душа

Что касается человеческой души, то философское учение Платона аллегорически трактует ее как колесницу с двумя лошадьми , управляемыми возницей. Он олицетворяет собой разумное начало, в упряжке у него белая лошадь символизирует благородство и высокоморальные качества, а черная – инстинкты, низменные желания.

В загробном мире душа (возница) наравне с богами причастна к вечным истинам и познает мир эйдосов. После нового рождения понятие вечных истин остается в душе в качестве воспоминания.

Космос – весь существующий мир, есть совершенно воспроизведенный первообраз. Учение Платона о космических пропорциях также проистекает из теории эйдосов.

Смерть Платона

По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году до н. э . Его похоронили в Академии. Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона - Аристокл (др.-греч. Αριστοκλής; буквально, «наилучшая слава»). Под этим именем он и погребён.

Платон - прозвище (от греческого слова «plato» - широта), означающее «широкий, широкоплечий» , которое дал ему Сократ за его высокий рост, широкие плечи и успехи в борьбе. Напротив, существуют исследования, показывающие, что легенда о его имени «Аристокл» возникла в период эллинизма.

Платон (др. греч. Πλάτων 428/427 до н.э.- 348/347 до н.э.)- великий античный философ, родоначальник объективного идеализма, первый из плеяды известных философов, чьи произведения дошли до наших дней в полном объеме. Они включают в себя 36 работ, поделенных на 9 тетралогий. Платон разработал учение об идеальном государстве, концепцию трех частей души, развивал идею всемирного блага. Создал Академию, в которой проходили обучение лучшие умы своего времени.

Детство и юность

Платон родился в Афинах в 428 или 427 году до н.э. и принадлежал к знатному аристократическому роду. Отец философа Аристон был прямым потомком последнего царя Афин Кодра, а мать Периктиона приходилась родственницей стратега Солона. Родной дядя Хармид был одним из Десяти ставленников в Пирее. С юношеских лет философ стал стойким противником всего того, что олицетворяла афинская демократия в период своего расцвета: безудержного роста рабовладения и торговли ради больших барышей. Хотя как аристократ он всю жизнь был апологетом рабства, говоря: «Сколько рабов, столько врагов» .

Платон получил традиционное для отпрысков аристократов мусическое и физическое воспитание. Еще в молодости он обзавелся прозвищем, под которым стал известен всему свету. Само слово Платон (широкоплечий), очевидно, отражало мощное телосложение юноши. Если верить Диогену Лаэртскому, его настоящее имя Аристокл (с греч. «наилучшая слава»), правда, по мнению некоторых исследователей,оно появилось лишь в эпоху эллинизма. Обучался грамоте у Дионисия, увлекался живописью, музыкой и борьбой, писал стихи.Он был отличным гимнастом и прекрасно овладел верховой ездой.

Примерно в 20 лет происходит знакомство с Сократом (407 г до н.э.), оказавшее важное влияние на всю дальнейшую жизнь. Если верить известной легенде, после первой беседы с философом Платон сжег трагическую поэтическую тетралогию, которую он приготовил для Дионисия. В свою очередь, Сократу перед первой встречей с учеником приснился лебедь у себя на груди, а после их знакомства, говоря о Платоне, он воскликнул: «Вот мой лебедь!» .

Около восьми лет молодой философ ни на шаг не отходил от Сократа, внимая всему, что он говорил. Позже огромный авторитет наставника выразится в присутствии его образа в знаменитых платоновских диалогах.

Сократ наглядно показал ученику трагизм современного общества и его стремительный путь к гибели. Эти глубокие размышления навели Платона на мысль о попытках спасти разрушающуюся ойкумену посредством обращения к рационализированному мифу и утопии.

Период путешествий

В 399 году до н.э. против Сократа состоялся суд, на котором его обвиняли в развращении молодого поколения и почитании других богов. Несмотря на яркую защиту, текст одной из которых написал сам Платон, великого философа приговорили к смертной казни методом принятия яда. Долгое время считалось, что причиной смерти была цикута, сейчас выдвигаются иные версии.

Разочаровавшись в афинской демократии, Платон покидает родной город, отправляется в Мегары и успел поучаствовать в Коринфской войне. Затем его путь лежал в Египет, где он активно общался с местными жрецами. Побывал философ и в Кирене, встретившись с математиком Феодором, после чего переезжает в Италию, где он знакомится с пифагорейцами и представителями эпеатизма Зеноном и Парменидом.

Переехав на соседнюю Сицилию, он попадает в царство тирана Дионисия Старшего, чей родственник Дион был приверженцем учения античного философа. Долго задержаться здесь не получилось из-за осложнившихся отношений с тираном, зато Платон нашел себе единомышленника и даже собирался сделать его философом на троне. Помешало этим планам резкое высказывание афинянина, стоившая ему свободы: «Не все то к лучшему, что на пользу лишь тирану, если тот не отличается добродетелью» . За это его продали в рабство, а позволил ему вернуться на родину философ Анникерид, на свои деньги выкупивший философа.

Академия Платона

После долгого отсутствия Платон возвращается в Афины и в 387 году до н.э. создает знаменитую философскую школу. Она была основана в местности, получившей название по имени мифического героя Академа. Здесь изучали довольно большой круг дисциплин от классической философии до астрономии, естествознания и математики. О значении последней для Академии свидетельствовал девиз: «Не геометр, да не войдет» . Ключевым методом изучения наук считались диалоги. Заведение просуществует до 529 года, когда его закроет как языческое византийский император Юстиниан.

Интересно, что открытие школы Платоном приходится на жизненный период акмэ, когда мужчина, достигший 40 лет, мог заниматься политикой. Среди платоновских академиков будут не только выходцы из античного мира, но и много восточных ученых. Среди них был астроном Евдох, появление которого ознаменовало заметный акцент Академии на Восток. Также здесь обучался знаменитый философ Аристотель. Как и Сократ, Платон был сторонником женского образования, поэтому в Академии учились представительницы прекрасного пола, самая известная из которых Аксиопея сумела добиться больших успехов в натурфилософии и физике. Своему детищу Платон посвятил около 40 лет своей жизни, лично занимаясь преподаванием. За это время он только пару раз покидал Афины.

Одна из таких поездок состоялась на Сицилию, где в 367 году до н.э. скончался Дионисий Старший. Платон надеялся вразумить его преемника Дионисия Младшего и мечтал добиться появления на троне философа, управляющего государством, в котором торжествуют мудрые и справедливые порядки. Однако эту миссию нельзя назвать успешной, так как со временем новый правитель охладел к платоновским воззрениям и выслал его за пределы острова. Подобная участь досталась и Диону, которого обвинили в заговоре. Еще один раз он побывает на Сицилии в 361 году до н.э., но и на этот раз не найдет понимания, пробыв какое-то время в сицилийском плену.

Философские работы

Излагая на бумаге свои воззрения, философ придерживался стиля диалога со своим читателем. Этот весьма распространенный в его времена жанр Платон смог развить до совершенства. Комплексный анализ произведений дает возможность понять эволюцию взглядов философа, происходившую в течение его жизни. Ранние, сократические работы «Крион», «Лисий», «Аплогия Сократа», «Хармид», «Протагор» проникнуты памятью об учителе и его наставлениях. Позднее появляются произведения, написанные в период странствий: «Кратил», «Менон» и «Георгий».

Поздние труды созданы в период преподавания в Академии: «Политик», 2-10 части «Государства», «Законы», «Софист», «Федр» , «Пир», «Федон» и ряд других. В них автор в полной мере раскрывает основы учения об эйдосах (идеях), анализирует политическую систему общества и демонстрирует образ идеального государства. В работе «Тимей» Платон представляет свою космологическую мифологию.

Философские взгляды Платона

Платон обогатил мировую науку новыми идеями, которые стали достоянием философской мысли. В его воззрениях видна приверженность к идеализму. Он открыл существование мира идей, находящемуся на небе. Там царит вечный порядок и стабильность, ведь идея никогда не умирает. Платоновский мир является божественным порядком, в котором все стремится к высшей цели-Благу.

В социальном аспекте философ сформулировал идею справедливости, которая вывела его на проблему происхождения государства. В этом нет ничего удивительного, ведь в античной традиции государство напрямую отождествлялось с обществом. По его мнению, справедливость заключается в честном и умелом исполнении своего долга на основе присущих свойств души. В этом плане Платон делит всех граждан на три категории в соответствии со способностями- те, у кого преобладает желание, разум и страсть. Анализируя различные государства, он выделяет их формы, называя совершенными только две: аристократию и тимократию. Наоборот, тиранию он называл плохим правлением. «Самое великое наказание - быть под властью человека худшего, чем ты» , - говорил философ.

В диалогах «Крития» и «Тимея» была озвучена мысль об Атлантиде. Ученые так и не сошлись во мнении, правда это или вымысел. Одни считают, что Платон придумал легенду, чтобы на ее примере показать идеальное государство. Другие убеждены в правдоподобности высказываний, ведь автор искал подтверждение своим мыслям в реальных фактах.

Личностные особенности Платона

До наших дней дошло немало бюстов, отражающих внешние данные философа. По мнению авторов скульптур, он был высок и широк в плечах, что подтверждают и письменные свидетельства. Ряд источников характеризуют Платона как мрачного и угрюмого человека, с трудом переносившего любые радостные события в жизни. При этом философ был напрочь лишен гордыни и честолюбия и, несмотря на свой родовой аристократизм, всегда старался проявлять уважение даже к тем, кто был ниже его по положению.

Его судьба оказалась весьма трагической, что хорошо прослеживается в главных ее эпизодах. Осуждение и смерть Сократа разрушили веру в силу слова, а кризис демократического общества и полисной системы – в возможности человеческого разума. Судорожно ощущая наступление эллинизма, он находит выход в развитии утопического учения.

Скончался великий философ в Афинах в 347 году до н.э., похоронен в Академии.

Платон родился в Афинах в 428 или 427 г. до н. э. в аристократической семье. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита. Затем в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа в З99 г. он удалился на некоторое время в Мегару, к также учившемуся у Сократа Евклиду, основателю Мегарской школы, а затем возвратился в Афины. Несколько лет спустя он предпринял великое путешествие.

Сперва Платон отправился в Египет, и эта древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление. Из Египта перебрался в Южную Италию, задержавшись в Кирене у математика и астронома Феодора. В Италии он вступил в контакты с пифагорейцами, которых было много в этих краях (эта философская школа переживала тогда период расцвета). Из своего пребывания среди пифагорейцев он извлек величайшую любовь к жизни и общественному благу. Признаки влияния пифагорейцев прослеживаются и в последних произведениях Платона.

Затем Платон переехал в Сицилию, в Сиракузы, где царствовал тиран Дионисий I. Он подружился с молодым зятем тирана, Дионом, пылким и великодушным принцем, которого вдохновили нравственные и политические идеалы Платона. Но Дионисий враждебно отнесся к тому, что Платон обрел такое влияние на Диона, и философу пришлось покинуть Сиракузы: его высадили на острове Эгина, находившемся в состоянии войны с Афинами, и продали в рабство. К счастью, он был выкуплен гражданином Кирен, который находился на острове и узнал Платона.

Таким образом Платон смог вернуться в Афины, и тогда-то, в возрасте сорока лет, он основал Академию, в которой преподавал до конца своих дней, лишь дважды покинув Афины ради двух новых путешествий на Сицилию. Академия была обращена в сторону Востока. Ученики Платона были даже из Вавилона. Влияние философии Востока на Академию еще больше усилилось с приходом Евдоха, астронома, побывавшего в различных районах Востока. Платон не сделал, подобно Сократу, философию предметом социальной беседы; напротив, он жил в уединении, ограничившись кругом своих учеников. Однако, благодаря престижу его имени, несколько греческих городов просили его составить для них свод законов, и в некоторых случаях Платон делал это.

Его последние годы были омрачены трагической смертью Диона. Платон умер в 348 или 347 г. до н. э. в возрасте восьмидесяти лет, до конца жизни сохранив всю полноту своего могучего ума. Его тело погребено в Керамике, неподалеку от Академии.

Платон родился на о. Эгина вблизи Афин. Его отец Аристон происходил из рода последнего царя Аттики Кодра, мать Перектиона была родом из семьи, давшей законодателя Солона. Настоящее имя его Аристокл. По преданию Платоном его стал звать Сократ. "Платон" - по-гречески означает широкоплечий или толстый. В молодости он много занимался спортом, писал стихи.

Сильнейшее воздействие на Платона оказал Сократ, после знакомства с которым Платон уничтожил свои поэтические произведения и всю жизнь посвятил философии.

Платон много путешествовал, побывал в Египте, Южной Италии, на Сицилии. После смерти Сократа он покинул Афины и жил в Мегаре. Затем после короткого пребывания в Афинах Платон отправился в Египет, откуда переехал в Южную Италию, затем поехал на Сицилию. Здесь он подружился с родственником тирана Дионисия Старшего - Лионом. Однако Дионисий продал Платона в рабство, от которого он был избавлен Аннекиридом, выкупившим его. Вернувшись в Афины в возрасте сорока лет, Платон организовал свою собственную школу, получившую название Академии. По приглашению Диона он еще два раза совершает путешествия на Сицилию. Платон посетил Сиракузы, чтобы попытаться реализовать на практике свой проект идеального государства. Однако эти попытки Платона окончились неудачей. Последние годы своей жизни Платон провел в Афинах

Платон был первым крупнейшим философом, сочинения которого почти полностью дошли до нас. Однако проблема подлинности произведений Платона составила так называемый "платоновский вопрос". Список произведений Платона, сохранившихся в рукописи, включает 34 диалога, "Апологию Сократа" и 13 писем. Некоторые из этих 34 диалогов отдельными исследователями считаются неподлинными. Самые известные из них: «Софист", "Парменид", "Теэтет", "Апология", "Пир", "Государство", "Законы" и т.д.

Истоками идеалистической философии Платона являются:

Учение о бессмертии души и переселении душ Пифагора,

Учение о противопоставлении сущности и кажимости Парменида,

Учение о противоречивости чувственных вещей Гераклита,

Диалектический метод Сократа.

Основной метод философствования Платона представляет собой развитый до совершенства метод сократовских бесед (к тому же Сократ - центральное действующее лицо платоновских диалогов). Этим методом выступает диалектика, выражающаяся в том, чтобы правильно ставить вопросы, получать на них ответы и благодаря этому приходить к истинным определениям и выяснению сущности рассматриваемого предмета.

Теория идей Платона.

Вопрос об идеях рассматривается Платоном в различных диалогах: "Гиппий Больший", "Федон", "Пир", "Филеб". Идея как образец творения предстает в диалогах "Тимей", "Кратил", идея как бытие, а вещь как инобытие идеи в диалоге "Софист", Единое-Благо как верховная идея – в работе "Государство".

Область идей не представлялась Платону однородной, она образовывала своего рода иерархию. Существуют идеи высшего порядка, это идеи целесообразности, красоты и блага, истины, прекрасного, справедливого. Среди них, первые три Платон выделял как основные.

Затем следуют идеи, выражающие физические явления и процессы, к ним относятся идеи огня, покоя, движения, цвета, звука. Третий ряд идей отражает отдельные разряды существ, например животных и человека. Потом идут идеи предметов, отношений и т. д.

Концепция идей Платона обладает еще одной особенностью. Для Платона идея выступает не только в онтологическом смысле как реальное бытие, но и как мысль о нем, как понятие об этом бытии; она есть родовое понятие о сущности предмета.

По Платону мир идей – это истинное или подлинное бытие. Как и у элеатов оно характеризуется как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом. Но, в отличие от элеатов, истинное бытие у Платона предстает как множественное – «это некие умопостигаемые и бестелесные идеи» (Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3). У элеатов бытие – это единое. А что же единое по Платону? Единое, как считает Платон, выше всякого существования и всякой множественности, но без его объединяющей силы невозможны и сами идеи. Это единое Платон отождествляет с высшим благом, к которому все стремится и через это получает свое собственное бытие. Само высшее бытие – по ту сторону всякого бытия и, следовательно недоступно разуму, и о нем нельзя сказать ничего кроме отрицаний, указывающих на то, чем оно не является. Для обозначения единого впоследствии стал применяться термин «трансцендентное», в переводе «то, что по ту сторону».

Концепция «идеи» является центральной в философской системе Платона. Можно сказать, что различные стороны его учения являются претворением этой концепции в различных областях.

Однако учение Платона об "идеях" претерпело с течением времени определенные изменения. В диалогах "Парменид", "Филеб" и "Софист" Платон сам выдвигает против него свои собственные возражения. Критика со стороны Платона настолько серьезна, что некоторые исследователи даже считали, что эти диалоги принадлежат не Платону, а другим философам, например Аристотелю. Однако скрупулезные исследования все-таки показали, что эти диалоги - платоновские.

Критика теории "идей" Платона раскрывается по линии ее дуализма, а также сведения подлинного бытия лишь к идеям, которые не имеют прямого отношения к земному чувственному миру. Поэтому в упомянутых диалогах Платон проводит новый подход к своей концепции идей. Он полагает, что "идеи" представляют собой противоречивое единство единого и многого, бытия и небытия, движения и покоя, и это единство - источник любого изменения. В этом проявляется диалектика позднего Платона, которая признает противоположности тождественными, когда одно определение переходит в свою противоположность. Так, бытие предполагает небытие, единое - многое, покой - движение, тождество - различие.

Платон - выдающийся представитель объективного идеализма, его основоположник, давший эвристический толчок развитию всей западной философии. В этом смысле справедливы слова А. Н. Уайтхеда, писавшего: "Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет собою ряд примечаний к Платону".

Онтология Платона

Мир у Платона раздвоен. Запредельный мир - в нем находятся боги, идеи, он вне времени и пространства - там обитают души. Существующий природный мир, мир конкретных чувствнных вещей - это инобытие идеи. Истинным бытием обладают умопостигаемые и бестелесные идеи, а вещи - они преходящи, они имеют свойство переходить в состояние небытия. Конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Поэтому подлинное бытие - это мир идей, а неподлиное, мнимое - это сама природа.

«Идея» Платона резко отличается от всех чувственных вещей. Вещи постоянно изменяются, идея же, т. е. прекрасное само по себе, никогда не изменяется, всегда тождественна сама себе.

Согласно Платону, окружающий нас материальный мир мы познаем чувствами, и он является производным от мира идей, он "тень" мира идей. В то время как идея является неизменной, неподвижной и вечной, вещи материального мира возникают и гибнут постоянно. Например, деревья (тополя, березы, ели и т.д.) в мире чувственных вещей лишь тени вечной и неизменной идеи дерева, которая проявляется во многих деревьях . Таким образом, Платон отрывает идеи от конкретных, чувственных вещей и рассматривает их как подлинные сущности, находящиеся вне материального мира.

Как упоминалось выше, мир конкретных чувственных вещей – нечто среднее между бытием и небытием. Что же Платон считает небытием и придает ли ему статус существующего? Небытие существует: небытием является материя как таковая. Она – источник смертности.

Таким образом, мир Платона состоит из трех уровней:

1) материя - это источник вещности, изменчивости, единичности, бренности, зла и несвободы.

2) мир вещей - изменчивый, приходящий, смертный, несовершенный, "чувственный".

3) мир идей - умопостигаемый, вечный, неизменный и совершенный.

Теория познания Платона.

По Платону, отдельные вещи постигаются посредством чувств, разум же постигает не отдельные вещи, а сущности, значит эти сущности - идеи, которые составляют основу вещей.

Рассмотрение идеи как реального бытия и как понятия о сущности предмета дает возможность ответить на вопрос о процессе познания и его сущности. Платон полагает, что знание нельзя свести ни к ощущению, ни к правильному мнению, ни к соединению правильного мнения со смыслом. Истинное знание - это познание, которое проникает в мир идей. Знания, таким образом, относятся к миру идей, - "истинное" бытие - предмет истинного знания. Мнения относятся к миру чувственно воспринимаемых вещей, так как чувственные единичные вещи изменчивы и являются поэтому предметом мнения, а не знания. Чувственное знание не может быть подлинным знанием, так как оно - ничто без понимания, как, например, мы не понимаем иностранную речь, хотя и слышим.

В теории познания Платона важную роль играет его концепция воспоминания. По его мнению, душа припоминает идеи, которые она знала в тот период своего существования, когда она еще не соединилась с телом. Чем больше душа была на том свете - тем больше она припоминает идей, и поэтому Платон советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей, вспоминающей о своем божественном прошлом, душе.

Пародокс знаний - если ты что-то знаешь, то зачем тебе это познавать. Если ты ничего не знаешь, то как найдешь, что искать.

Таким образом, теория познания Платона - анамнезис - теория припоминания.

В подтверждение своей теории воспоминания в диалоге "Менон" Платон приводит разговор Сократа с одним юношей, который никогда до этого не изучал математику, но после правильно поставленных вопросов пришел к собственной формулировке теоремы Пифагора.

Таким образом, в теории познания Платон четко различал знание и мнение, это различение имело для него большое значение. Первое относится к знанию об идеях, второе связано с чувственным миром. Знание приводит к абсолютной истине, мнение касается только внешней стороны вещей.

Все изложенное выше Платон называет диалектикой, под которой он понимает и логику, и учение о познании, и учение о методе, и учение о бытии, об идеях и их родах, а также о разумном познании этих истинно сущих родов реального бытия.

Диалектика Платона зиждется на восхождении и нисхождении идей. Восхождение идет от мнения человека и чувственно воспринимаемых вещей к общему понятию - идее, и нисхождение наоборот от общего к частному.

Космология Платона

В своем философском учении Платон выделяет «триаду». Все сущее сосотоит из трех субстанций: "единого", "ума", "души".

Мир идей и природный мир охватываются единым и божественным целесообразным началом. "Единое" является основой всякого бытия, не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д. Единое выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения, Оно есть первоначало всего - как идей, так и вещей, явлений и свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого). Единое есть ничто.

Космос имеет шаровидную форму, он был сотворен и конечен. Демиург (создатель, божественный ум) придал миру определенный порядок. "Ум" происходит от "единого", разделен с ним и протвоположен ему. Ум является сущностью всех вещей и есть обобщение всего живого на Земле.

Мир - живое существо, он обладает душой, которая находится не в нем самом, а окружает собой весь мир, состоящий из элементов земли, воды, огня и воздуха. "Душа правит всем, что есть на небе, на земле и на море с помощью своих собственных движений" (Законы. 896е). "Душа" это подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое - ничто" и "ум - все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления. В мировой душе господствуют числовые отношения и гармония. К тому же мировая душа также обладает познанием. Мир образует ряд кругов: круг неподвижных звезд, круг планет. Итак, структура мира такова: божественный ум (демиург), мировая душа и мировое тело (космос). Живые существа творит Бог. Богом, по Платону, создаются души, которые после смерти тела, где они живут, переселяются в другие тела. Таким образом, согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека.

Учение о душе.

Гносеологические и онтологические взгляды Платона тесно связаны с его пониманием души, которая представляется ему нематериальной, бессмертной и существующей вечно. Душа человека есть часть мировой души. Она является причиной самой себя. В ней находятся все предзнания. Предзнание - знание о сущности вещей. Как уже упоминалось, душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям (метапсихозу). Она обладает иерархией и подразделяется на три уровня или части: разумная божественная душа - бессмертна; телесная часть - смертна; вожделеющая часть души - черна.

Теория государства Платона.

Большое место в философском мировоззрении Платона занимают его взгляды на общество и государство. Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства. В центре внимания Платона находятся не абстрактные натурфилософские положения о первоначалах природы, а проблемы человека. Общественно-политическим вопросам Платон посвящает два наиболее крупных своих произведения - "Государство" и "Законы". Эти вопросы также рассматриваются в диалогах "Политик" и "Критон".

Платон рисует идеальный тип государства, который якобы существовал в древние времена: люди рождались из земли, не нуждались в жилище, занимались философией. Затем возникла необходимость борьбы, самосохранения. Идальное время уходит в прошлое. Возникает государство - совместное поселение. Оно возникает как результат многообразия человеческих потребностей и вытекающего отсюда общественного разделения труда.

Этому идеальному типу Платон противопоставил отрицательный тип государства, который, по его мнению, может существовать в четырех формах: тимократии, олигархии, демократии, тирании. Тимократия - это форма правления, при которой власть принадлежит честолюбцам и процветает страсть к обогащению, при этом образ жизни становится роскошным. После тимократии следует олигархия, при которой власть принадлежит немногим, господствующим над большинством. Она находится в руках богатых, которые постепенно растрачивают свое имущество, превращаются в бедняков и совершенно бесполезных членов общества. Олигархия в своем развитии приводит к демократии, при которой власть находится в руках большинства, но противоположность между богатыми и бедными еще больше обостряется. Демократия возникает как результат восстания бедняков против богатых, при этом богатые уничтожаются или изгоняются, а власть распределяется между оставшимися членами общества. За демократией следует тирания, являющаяся результатом вырождения демократии. Согласно Платону, избыток чеголибо приводит к своей противоположности. Поэтому избыток свободы, как считает Платон, приводит к рабству, тирания рождается из демократии как высочайшей свободы. Сначала, при установлении тирании, тиран "улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем" (Государство. VIII. 566). Постепенно тиран уничтожает всех своих противников, "пока не останется у него ни друзей, ни врагов, от которых можно было бы ожидать какой-либо пользы" (Там же. 567b).

В противовес всем отрицательным формам государства Платон выдвигает свой проект идеального государства, который явился первой социальной утопией в истории общества. Это идеальное государство, согласно Платону, должно быть основано на принципе справедливости. Исходя из справедливости каждый гражданин в этом государстве должен занимать свое особое положение в соответствии с разделением труда, хотя различие между отдельными группами людей у Платона определяется нравственными задатками. Низший общественный класс составляют производители - это земледельцы, ремесленники, купцы, затем идут воины-стражи и правители-философы.

Низший общественный класс, по Платону, обладает и более низким нравственным характером. Эти три сословия соответствуют трем частям души, которые упоминались ранее. Для правителей характерна разумная часть души, для воинов - воля и благородная страсть, для производителей - чувственность и влечения. Таким образом, нравственные качества воинов и правителей Платон ставит выше нравственных качеств производителей.

Идеальная государственная система, согласно Платону, обладает чертами нравственной и политической организации и направлена на решение важных государственных задач. К ним он относит следующие задачи: защита государства от врагов, осуществление систематического снабжения граждан, развитие духовной культуры общества. В выполнении этих задач состоит, по Платону, осуществление идеи блага как идеи, правящей миром.

Идеальное, а тем самым благое государство обладает следующими четырьмя добродетелями, три из которых присущи трем сословиям общества соответственно, а именно: мудрость присуща правителям и философам, храбрость- воинам, стражам, умеренность- работникам производительного труда. Четвертая добродетель характерна для всего государства и выражается в том, чтобы "каждый делал свое". Платон считает, что "многоделание", т. е. стремление заниматься не свойственной его сословию деятельностью, причиняет огромный ущерб государству. Наилучшей формой правления Платон считает аристократическую республику. Допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

Характерная черта отрицательных типов государства, по Платону, - это наличие материальных интересов. Поэтому Платон выдвигает на первый план в своем идеальном государстве нравственный принцип, который должен выражаться в правильном образе жизни всех граждан этого общества. В проекте идеального государства Платона жизнь его граждан во многом регламентирована. Для высших сословий Платон не допускает частной собственности, она возможна только для низшего, производительного класса. Живут вместе, государство их содержит.

Для высших сословий Платон также не допускает существования семьи. Он полагает, что браки возможны только под наблюдением государства и только для рождения детей. Дети отбираются у родителей и воспитываются в специальных учреждениях. Мальчики и девочки получают одно и то же воспитание, так как, по Платону, женщина вполне способна выполнять те же самые социальные функции, что и мужчина. Социальная утопия Платона, направленная на то, чтобы сделать счастливым все государство, приносит в конце концов в жертву отдельного человека. Государство счастливо в целом, а не в отдельных частях. По Платону, идеальное государство состоит из людей, которые выполняют свои социальные функции без учета своих личных интересов и потребностей. Таким образом, сплоченность государства обеспечивается за счет жесткого ограничения и обеднения личной жизни людей, полного подчинения личности государству.

Платоном предусматривалась жесткая идеологическая диктатура властей. За "безбожие" полагалась смертная казнь. Любое искусство подвергалось строгой цензуре, которая рассматривала каждое произведение с точки зрения того, было ли оно направлено на развитие морального совершенства в интересах государства.

"Самое главное здесь следующее, - пишет Платон, - никто никогда не должен оставаться без начальника - ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению. . .

Надо нальствовать над другими и самому быть у них под началом" (Законы. XII. 942а, с).

Платоновское государство - это теоретическая схема утопического государства, в котором жизнь общества подчинена строгому государственному контролю.

Выводы:

* впервые оставил собрание фундаментальных произведений;

* положил начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" - противоположность материалистической "линии Демокрита");

* впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества - государство, законы и т.д.;

* заложил основы понятийного мышления, произвел попытку выделить философские категории (бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, неделимое - делимое и др.);

* создал философскую школу (Академию), которая просуществовала около 1000 лет.

Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

* материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

* окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция, а является лишь отражением чистых идей, а вещь – материальным отражением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи.

* реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы), которые истинны, вечны и постоянны;

В вопросах гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

* мир чувственных вещей познавать не имеет смысла, так как он постоянно меняется;

* поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи", мир идей;

* "чистые идеи" невозможно познать помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение - "докса"), их можно познать лишь разумом;

* высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные - образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".

* познание есть процесс воспоминания душой того, что она видела в мире идей до своего вселения в тело человека.

Платон первый в истории философии поставил в явном виде вопрос об отношении духа к материи и рассмотрел его с разных позиций. Он считал, что вначале должно возникнуть то, что движет само себя. А это не что иное, как душа, ум.

* выделяет душу мировую и душу отдельного человека

* душа человека (вещи) есть часть мировой души;

* душа бессмертна;

* при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

* постоянство души и смена телесных форм - естественный закон Космоса.

Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно которому:

* все население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники;

* работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

* воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости - участвуют в военных действиях;

* философы (мудрецы) - разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

* философы и воины не должны иметь частной собственности;

* жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

* не существует брака, все жены и дети общие;