Диагностика метапредметных образовательных результатов в начальной школе. Проведение диагностических работ по выявлению освоения обучающимися метапредметных результатов обучения. Диагностический инструментарий мониторинга

Объектом оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, содержание которых представлено в разделах планируемых результатов: «Регулятивные учебные действия», «Познавательные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Чтение: работа с информацией».

Основное содержание оценки метапредметных резуль­татов: оценка умения учиться , т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познава­тельной деятельности и управление ею. К ним относятся:

Способность обучающегося принимать и сохранять учеб­ную цель и задачи; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной за­дачей и условиями её реализации и искать средства её осу­ществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

Способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидо­вым признакам, установлению аналогий, отнесению к изве­стным понятиям;

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответствен­ность за результаты своих действий.

Особенность контрольно-измерительных материалов по оценке универсальных учебных действий в том, что их оценка осуществляется по заданиям, представленным в трех формах, которые включаются как в контрольные работы по отдельным предметам, в комплексные работы на межпредметной основе и отдельную диагностику (предложенная «Школой 2100» диагностика метапредметных результатов является педагогической, Ею может воспользоваться любой учитель (в отличие от психолого-педагогической диагностики, которую осуществляет школьный психолог)):

Диагностические задания, в которых оценивается конкретное универсальное действие и это действие выступает как результат;

Задания в ходе выполнения контрольных работ по предметам, где универсальные учебные действия являются инструментальной основой, от того, как владеет обучающийся специальными и метапредметными действиями зависит успешность выполнения работы;

Задания в комплексной работе, которые позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с информацией.

Контроль метапредметных результатов, формируемых в рамках внеучебной деятельности возможен в рамках выполнения комплексной контрольной работы на межпредметной основе, диагностики, проводимой администрацией, психологом, педагогами в рамках изучения воспитательной работы, внеурочной деятельности, контроля состояния преподавания по классам.

По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

Инструментарий:

1. Диагностика метапредметных и личностных результатов в 1-2классов, 3-4 классов (по А.Г Асмолову) Москва, Баласс, 2011г

2. Итоговые проверочные работы по предметам УУД как инструментальная основа, (по методике Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой)

3. Комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией (по Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой).

4. Олимпиадные и творческие задания, проекты (внеурочная деятельность).

5. Диагностика сформированности учебной деятельности учащихся (автор Репкин Г.В.)

«Регулятивные учебные действия»

Вот как выглядит таблица «Уровни сформированности регулятивных действий учащихся» по Репкину Г.В.

№ п/п Ф.И. учащегося Сентябрь 09__ /_10_ Май _10_/11__
учебно-познавательный интерес (личностные ууд) Целеполагание(регулятивные ууд) Учебные действиярегулятивные ууд) действия оценкирегулятивные уур учебно-познавательный интерес(личностные ууд) целеполаганиерегулятивные ууд) Учебные действиярегулятивныеууд) действия контролярегулятивные ууд) действия оценкирегулятивные ууд)
Итого

Вы видите в ней два вида УУД – это личностные, регулятивные. Именно так как рекомендовано в пособии « Как проектировать универсальные учебные действия». Но единой таблицы Репкина в пособии нет, она разделена по действиям. Единую же таблицу вы найдёте в журнале «Завуч» №1 за 2009г. Давайте рассмотрим их.

Анализ развития целеполагания в начальной школе позволяет выделить шесть его уровней от отсутствия целеполагания до самостоятельной постановки целей (табл.) (Диагностика Репкина)

Табл. Уровни сформированности целеполагания.

Уровни Показатели сформированности Поведенческие индикаторы сформированности
1. Отсутствие цели Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели-требования) Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или сделал
2. Принятие практической задачи Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий
3. Переопределение познавательной задачи в практическую Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется Осознает, что надо делать и сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий
4. Принятие познавательной цели Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения
5. Переопределение практической задачи в теоретическую Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа.
6. Самостоятельная постановка учебных целей Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия

Следующий компонент - это уровень сформированности контроля.

Табл. Уровни развития контроля.

Уровни Показатели сформированности Дополнительный диагностический признак
1. Отсутствие контроля Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок. Ученик не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников
2. Контроль на уровне непроизвольного внимания Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия; сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых
3. Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания Ученик осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено; ошибки ученик исправляет и объясняет В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает
4. Актуальный контроль на уровне произвольного внимания В процессе выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует ее в процессе решения задач, почти не допуская ошибок Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректи-ровать правило контро-ля новым условиям
5. Потенциальный рефлексивный контроль Решая новую задачу ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы. Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям
6. Актуальный рефлексивный контроль Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствие усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения

Оценка как компонент учебной деятельности может быть охарактеризована такими свойствами как адекватность, надежность, полнота (А.В.Захарова, Л.В.Берцфаи). Выделяют шесть уровней сформированности действия оценки как компонента учебной деятельности (Г.В.Репкина, Е.В.Заика, 1993):

Табл. Уровни развития оценки.

Уровни Показатели Поведенческие индикаторы
1. Отсутствие оценки Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи
2. Адекватная ретроспективная оценка Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников
3. Неадекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи
4. Потенциально адекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом
5. Актуально адекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия. Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения

Перейдём к компоненту учебные действия.

Уровень Название уровня Основной диагностический признак Дополнительные диагности­ческие признаки
1. Отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности Не может выполнять учебные действия как таковые, может выполнять лишь отдельные операции без их внутренней связи друг с другом или копиро­вать внешнюю форму действий Не осознает содержание учеб­ных действий и не может дать отчета о них; ни самостоя­тельно, ни с помощью учителя (за исключением прямого пока­за) не способен выполнять учебные действия; навыки образуются с трудом и оказываются крайне неустойчивыми
2. Выполнение учебных действий в сотрудни­честве с учителем Содержание действий и их операционный состав осоз­наются, приступает к выполне­нию действий, однако без внешней помощи организо­вать свои действия и довести их до конца не может; в со­трудничестве с учителем работает относительно успешно Может дать отчет о своих дей­ствиях, но затрудняется в их практическом воплощении; помощь учителя принимается сравнительно легко; эффек­тивно работает при пооперационном контроле, самостоятельные учебные действия практически отсутствуют
3. Неадекватный перенос учебных действий Ребенок самостоятельно при­меняет усвоенный способ дей­ствия к решению новой зада­чи, однако не способен внести в него даже небольшие изме­нения, чтобы приноровить его к условиям конкретной задачи Усвоенный способ применяет «слепо», не соотнося его с условиями задачи; такое соот­несение и перестройку дейст­вия может осуществлять лишь с помощью учителя, а не само­стоятельно; при неизменности условий способен успешно выполнять действия самостоя­тельно
4. Адекватный перенос учебных действий Умеет обнаружить несоответ­ствие новой задачи и усвоен­ного способа, пытается само­стоятельно перестроить из­вестный ему способ, однако может это правильно сделать только при помощи учителя Достаточно полно анализирует условия задачи и четко соот­носит их с известными спосо­бами; легко принимает косвен­ную помощь учителя; осознает и готов описать причины своих затруднений и особенности нового способа действия
5. Самостоятельное построение учебных действий Решая новую задачу, само­стоятельно строит новый спо­соб действия или модифици­рует известный ему способ, делает это постепенно, шаг за шагом и в конце без какой-либо помощи извне правильно решает задачу Критически оценивает свои действия, на всех этапах ре­шения задачи может дать от­чет о них; нахождение нового способа осуществляется мед­ленно, неуверенно, с частым обращением к повторному анализу условий задачи, но на всех этапах полностью само­стоятельно
6. Обобщение учебных действий Опирается на принципы по­строения способов действия и решает новую задачу «с хо­ду», выводя новый способ из этого принципа, а не из моди­фикации известного частного способа Овладевая новым способом, осознает не только его состав, но и принципы его построения (т.е. то, на чем он основан), осознает сходство между раз­личными модификациями и их связи с условиями задач

Последний компонент учебной деятельности, который мы рассмотрим – это учебно-познавательный интерес. В новых стандартах он отнесён к личностным универсальным действиям. Но в таблице диагностики Репкина, он присутствует вместе с регулятивными.

Вот его критерии оценивания .

Уровни сформированности учебно-познавательного интереса. (личностные)

Название уровня Основной диагностиче­ский признак Дополнительные диагностические признаки
1. Отсутствие интереса Интерес практически не обнаруживается (исключе­ние: положительные реак­ции на яркий и забавный материал) Безличное или отрицательное отно­шение к решению любых учебных за­дач; более охотно выполняет привыч­ные действия, чем осваивает новые
2. Реакция на новизну Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории) Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале; включается в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет
3. Любопытство Положительные реакции возникают на новый тео­ретический материал (но не на способы решения задач) Оживляется и задает вопросы доста­точно часто; включается в выполне­ние заданий часто, но интерес быстро пропадает
4. Ситуативный учебный интерес Возникает на способы ре­шения новой частной еди­ничной задачи (но не сис­темы задач) Включается в процесс решения зада­чи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи инте­рес исчерпывается
5. Устойчивый учеб­но-познаватель­ный интерес Возникает на общий спо­соб решения целой систе­мы задач (но не выходит за пределы изучаемого ма­териала) Охотно включается в процесс выпол­нения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу
6. Обобщенный учебно-познавательный интерес Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемо­го материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач Является постоянной характеристи­кой ученика, ученик проявляет выра­женное творческое отношение к об­щему способу решения задач, стре­мится получить дополнительные све­дения, имеется мотивированная из­бирательность интересов

«Познавательные учебные действия»

Таблица №1 «Сформированность компетентности решения проблем»

Таблица №2 «Сформированность информационной компетентности»


Похожая информация.


Инструментарий для отслеживания метапредметных результатов учащихся

Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат.

Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные и даже личностные достижения ребенка. Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструментарий.

Инструментарий это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования.

Для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения промежуточных результатов формирования метапредметных планируемых результатов.

«Метапредметные результаты образовательной деятельно-

сти – это универсальные способы деятельности, применимые

как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов»

– Как оценить и отследить достигнуты ли метапредметные результаты?

Основным объектом оценки метапредметных результатов

служит сформированность у обучающихся

универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают

обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия включают:

общеучебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспе-

чивают социальную компетентность и учёт позиции других лю-

дей, партнёров по общению или деятельности.

Оценку достижения метапредметных результатов я проводила в ходе различных процедур.

Система внутренней оценки метапредметных результатов

    наблюдение;

    мониторинг сформированности основных учебных умений;

    специально сконструированные диагностические задачи;

    метапредметные диагностические работы;

    комплексные работы на межпредметной основе;

    проектная деятельность.

Для оценивания продвижения обучающихся в достижении метапредметных результатов я использовала целенаправленное наблюдение.

Результаты наблюдения фиксировала в специальных формах (листах наблюдений ), в которых в процессе наблюдения ставила условный знак (например, «V »). В зависимости от педагогической задачи листы наблюдений были именными (при наблюдении за деятельностью определенного ученика) или аспектными (при оценке сформированности данного аспекта деятельности у всего класса).

Наблюдения проводила достаточно регулярно. Наблюдала за всем классом, за каким-либо одним ребёнком или за каким-либо определенным видом деятельности. Наблюдение вела как с позиций внешнего наблюдателя, так и с позиций непосредственного участника деятельности.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий (УУД) является мониторинг.

Мониторинг – это инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, являлась для меня основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования моей педагогической деятельности, для осуществления необходимой коррекции.

Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводила его регулярно, с опорой на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке.

Мониторинг сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий я осуществляла на материалах учебников и рабочих тетрадей УМК.

Система заданий УМК включает в себя: творческие задания, задания поискового характера, задания повышенного уровня.

Например, при планировании уроков математики я опиралась на поурочные разработки по курсу «Математика» С.В. Савиновой, в которых учебные занятия спроектированы с позиции деятельностной педагогики: спрогнозированы также и метапредметные УУД.

На слайде представлены задания повышенного уровня, при выполнении которых я могла отследить процесс формирования метапредметных результатов.

Работая по УМК «Школа России» я использовала «Проверочные работы» автора С.И. Волковой, нацеленные как на проверку предметных знаний, умений и навыков, так и на проверку метапредметных результатов обучения.

На слайде даны примеры заданий из проверочных работ.

При оценивании работ фиксировала также и успешность выполнения именно таких заданий.

В проверочные работы по предметам включены задания, которые помогали мне проверять уровень освоения УУД на каждом этапе обучения.

В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, я делала вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.

Оценивание уровня сформированности коммуникативных и таких познавательных УУД как целеполагание, планирование я проводила на основанииустных и письменных ответов учащихся, а также на наблюдениях за участием учащихся в групповой работе.

Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы учащихся на общий результат, позволяли мне оценить сформированность коммуникативных и регулятивных учебных действий.

Результаты я фиксировала в бланке наблюдений за работой группы.

У меня вызвал интерес УМК «Учимся учиться и действовать Мониторинг метапредметных УУД» авторы Т.В. Меркулова. Я планирую использовать в дальнейшей работе данный УМК, который состоит из рабочих тетрадей и методических рекомендаций к каждому классу. Для повышения мотивации учащихся и целостного восприятия материала все задания мониторинга 1 класса объединены игровым сюжетом о лесной школе. В РТ для 2 класса диагностическая программа подаётся как рассказ про второклассников и их учительницу. Обработка результатов мониторинга направлена на получение диагностической информации о каждом ученике и о классе в целом, и выявление наличия прогресса.

Для отслеживания уровня формирования УУД у обучающихся я использовала задания и специально сконструированные авторами диагностические задачи, которые представлены в листе оценки метапредметных результатов по каждому классу. В них включены критерии оценивания; примерные задания, достаточно простые, не требующие особых условий; самооценка обучающегося и оценка учителя.

В работе мне помогало методическое пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» автор А.Г. Асмолов. В пособии раскрываются виды и возрастные особенности развития УУД у учащихся нач классов. Даны рекомендации по развитию УУД, направленных на формирование у детей умения учиться, подробное описание процедуры проведения диагностики, оценка и анализ результатов.

Для оценки сформированности метапредметных УУД применяла данные диагностические задачи по проверке отдельных видов УУД.

На слайде вы видите диагностическую задачу на оценивание регулятивного действия контроля.

Учитель также может использовать контрольно-измерительные материалы «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» автор Р.Н. Бунеев, которые содержат диагностические материалы, позволяющие выявить, насколько успешно у ребёнка формируется метапредметный результат.

Провожу комплексные интегрированные работы. Считаю это важным, потому что они позволяют определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи.

Предлагаемые работы дают мне возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

Я использую «Итоговые комплексные работы Мои достижения» автор О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева. В комплект входит 4варианта работы с заданиями различного уровня сложности и методические рекомендации.

Нахожусь в процессе изучения «Комплексных работ по текстам» серия «Юным умникам и умницам» авторы О.А. Холодова, Л.В. Мищенкова. В тетрадях представлены тренировочные и проверочные комплексные работы в двух вариантах (1вариант - базовый уровень, 2 – вариант повышенный уровень). В работе имеется текст и 16 заданий, по 4 задания на каждый предмет, в основе которых предложены различные ситуации из жизни, а также оценочная таблица.

Использование проекта как инструмента оценивания младших школьников является достаточно ограниченным, даже к окончанию начальной школы у обучающихся не могут быть сформированы все необходимые проектные умения.

Также ограничивают применение метода проекта и возрастные и интеллектуальные особенности младших школьников

Но тем не менее, в классе на уроках мы работаем над проектами индивидуально, в парах, группах.

На слайдах представлены индивидуальные проекты, групповая работа над проектами, а также лист продвижения участника проекта и оценивание проекта (индивидуальная карта).

Результаты всех мониторингов, диагностик довожу до сведения учеников и их родителей на родительском собрании или в личной беседе.

При правильном определении целей достижения и способов их проверки Листы индивидуальных достижений и Листы учёта и контроля дают мне всю необходимую информацию о том, как идёт процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достигла ли я, как учитель, и класс поставленных целей, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения.

Опираясь на имеющееся методическое обеспечение, каждый учитель может разработать свою систему контроля для отслеживания метапредметных УУД, создать инструментарий, разработать критерии оценки достижений.

Список литературы:

    Как проектироватьуниверсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

    Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. / Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. / Под ред.

Асмолова А. Г. – М: Просвещение, 2012 г. (Стандарты второго поколения

    Герасимова Т.В., Добрынина Н.Л., Егорова Т.В., Комкова Н.С., Костина О.В., Орленок И.Н., Петриченко Е.Ф., Плотникова О.Б. «Методические рекомендации «Организация психологического мониторинга сформированности универсальных учебных действий обучающихся в начальной школе» (в рамках ФГОС НОО), г. Ангарск, 2011

    Бунеева Е. и др. «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Проверочные работы» Рабочие тетради. М., 2012

    Бунеев Р.Н., Бунеева Е., Вахрушев А., Горячев А., Данилов Д., Козлова С., Петрова Л., Пронина О., Рубин А., Чиндилова О.. «Диагностика

метапредметных и личностных результатов начального образования»

Проверочные работы 3-4 класс. М., 2011г.

    5.Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. «Младший школьник: помоги ему учиться», С-П, Издательство РГПУ, 2008

    Поцелуйко Т. А., Дьячкова Е.В. Гардабудских Н. С., Фомичева И. Н.,

Стальнова Е. А., Медведева Л. В., Егорова Т. В., Колчина О. А.

    рабочую тетрадь «Школьный старт. Мониторинг метапредметных УУД» и методические рекомендации для учителя. Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.п.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой

    рабочая тетрадь «Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных УУД» и методические рекомендации для учителя. Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой (Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова).


Методический совет по теме
«Диагностика метапредметных результатов учащихся»
от 02.11.2015
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:
математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;
коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;
автономизационная компетентность - умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;
социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;
продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;
нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Согласно ФГОС ООО, одна из характеристик «портрета выпускника основной школы» формулируется так:
Раздел 1, пункт 6: Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Под метапредметными результатами следует понимать результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.ФГОС НОО и ООО относительно требований к метапредметным результатам школьников предполагают обеспечение преемственности. На всех этапах школьного образования предусмотрено формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности. Часто учителя ошибочно совмещают понятия метапредметные результаты и межпредметные связи и общеучебные умения. Несомненно, в составе метапредметных результатов присутствуют общеучебные умения, формируемые на различных уроках и внеурочных занятиях, что объясняется таким качеством их как универсальность. Но они составляют только часть метапредметных результатов. Кроме того, они находят свое применение не только в школьных предметах и внеурочной деятельности, но и что самое важное, используются в повседневной жизни, составляют основу успешной деятельности.
ФГОС метапредметные результаты определяет как освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Разработчики стандартов нового поколения вкладывают в содержание метапредметных результатов, прежде всего, сформированную способность использования межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) в учебной, познавательной и социальной практике. В начальной школе УУД должны обеспечить овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями. В основной школе добавляются: самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. В старшей школе дополняется овладением навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
В таблице представлены выдержки из стандарта по содержанию требований к метапредметным результатам, демонстрирующие преемственность начальной, основной и старшей школы.
Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы

Начальная школа Основная школа Старшая школа
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения свои действия;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; смысловое чтение
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; умение продуктивно общаться и в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение планирования и регуляции своей деятельности;

Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсоснабжения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
продолжение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формахумение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе, умение вводить текст с помощью клавиатуры,фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины ианализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета владение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью готовность и способность к самостоятельной информационно-ответственной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности(природных, социальных культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного предмета формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. Для достижения метапредметных результатов в содержание основной образовательной программы МОАУ СОШ № 1 г. Свободного включена «Программа развития универсальных учебных действий», включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Названная программа обеспечивает:
развитие у учащихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
формирование опыта переноса и применения УУД в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;
повышение эффективности усвоения учащимися знаний и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности;
овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками. старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование и развитие компетенции учащихся в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Целью программы развития УУД является обеспечение организационно-методических условий для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС ООО, с тем, чтобы сформировать у учащихся основной школы способности к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.). Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» трансформируется в новую задачу для основной школы – «инициировать учебное сотрудничество». Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
В силу своей природы, являясь по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно уровень их сформированности может быть качественно оценён и измерен. Во-первых, достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД. Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по русскому языку, математике, литературе, географии и другим предметам с учётом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся. И наконец, достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д. В этом случае в ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов наблюдения учителя или школьного психолога может быть оценено и достижение таких действий.
Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка по пути его развития и эффективность собственной педагогической работы нужен мониторинг, который позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Проводить его необходимо регулярно. Существует ряд форм, методов, инструментов контроля метапредметных результатов, с которыми мне бы хотелось вас ознакомить. Среди методов контроля можно выделить наблюдение, проектирование, тестирование. Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированный. Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки.
В соответствии с ООП ООО основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Согласно школьному Положению, такая защита предполагает публичное выступление с презентацией своего проекта. К метапредметным универсальным учебным действиям относится «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью». Выступление-презентация – это публичная речь-представление самостоятельно созданного учеником продукта интеллектуальной/творческой деятельности. Выступление-презентация обучающегося должно представлять собой устное сообщение на определённую тему и излагаться в свободной форме, без чтения письменного подготовленного текста. В процессе выступления можно использовать подготовленные заранее вспомогательные материалы: план выступления или тезисы. В интернет-ресурсах можно найти много разных форм осуществления оценки выступления ученика. Предлагаю один из вариантов.
Оценочный лист устного публичного выступления
Общий критерий оценивания Уточнённый критерий оценивания Количество баллов
Балл за критерий Всего
1. Содержательная сторона выступления Содержание выступления соответствует заявленным теме, целям и задачам 15 30
Приведены необходимые примеры и аргументы 15 2. Речевое оформление выступления Свободное, без чтения подготовленного письменного чтения, изложение материала (возможна опора на план или тезисы) 15 35
3-ёхчастная композиция (вступление, основная часть, заключение) 10 Отчётливость произношения, отбор необходимых речевых средств 10 3. Эффективность выступления Интерес и внимание со стороны присутствующих в аудитории (одобрительные возгласы, вопросы, комментарии, аплодисменты, кивки головой) 10 35
Оригинальность, яркость, необычность выступления 10 Соблюдение рамок регламента (от 3-ёх до 5 минут) 5 Самооценка 10 Итого 100 баллов
Ученикам можно перед выступлением в качестве подготовки предложить техническое задание в форме 3-ёх памяток, которые написаны на понятном учащимся языке:
1. «Как подготовить устное публичное выступление?»
2. «Как сделать выступление успешным?»
3. «Как оценить своё выступление?»
Памятка №1
Как подготовить устное публичное выступление?
1. Продумайте тему и цели своего публичного выступления, подберите необходимый материал, сделайте отбор нужной информации. Строго следите за тем, чтобы содержание высказывания не отступало от его темы и целей.
2. Продумайте композицию выступления, состоящую из 3 частей (должны быть вступление, основная часть, заключение). Заранее подготовьте и выучите первую фразу, подготовьте слова-связки предложений в вашем устном тексте.
3. Создайте письменный текст выступления или составьте его план (можно тезисы). Желательно подготовить сопровождающие электронные материалы или схемы и таблицы мелом на доске.
4. Подберите интересные примеры и веские аргументы, доказывающие ваши мысли и суждения.
5. Дома проведите тренировочное выступление (одно или более) с опорой на созданные тезисы или план. Старайтесь написанный текст не читать, а излагать в свободной форме.
Памятка №2
Как сделать выступление успешным?
1. Представьтесь, если это необходимо.
2. Чётко сформулируйте тему и цели своего выступления. Следите, чтобы содержание вашего выступления соответствовало заявленной теме и поставленным целям.
3. При необходимости во время выступления используйте указку или подготовленные заранее сопровождающие электронные материалы.
4. Избегайте слов, засоряющих нашу речь, типа «как бы», «значит», «ну», «так сказать» и т.п. Используйте нужные слова официально-делового и научного стилей. 5. Каждое слово выступления произносите отчётливо, ясно, разборчиво, с необходимыми логическими паузами и в среднем темпе.
6. Излагайте подготовленный материал увлечённо, свободно, не читая его по написанному тексту.
7. Будьте тактичны и уважительны по отношению к слушателям. Следите, насколько внимательно они вас слушают.
8. Соблюдайте отведённое на выступление время: своё выступление проводите от 3 до 5 минут.
9. Не забудьте отметить достоинства и недостатки своего выступления и озвучить самооценку.
Памятка №3
Как оценить своё выступление?
1. Отметьте положительные стороны своего выступления (можно использовать предложенные критерии).
2. Отметьте недостатки своего выступления, что не получилось.
3. Подумайте, благодаря чему вы достигли успеха и что явилось причиной ваших минусов.
4. Оцените своё выступление по 10-тибалльной шкале.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ, составленных учителем с учётом метапредметности, по всем предметам. Разработчики ФГОС выделяют несколько метапредметов, которые можно использовать в организации учебной деятельности школьников: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». В рамках метапредмета «Знание» ребенок учится работать с системами знаний; на занятиях метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации, они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать; изучая метапредмет «Проблема» школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем, учащиеся осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения; в рамках метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и преподавателя. Ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Оценка правильности выполнения учебной задачи в рамках применения метапредмета «задача». Ставим учебные задачи: 1. установить соответствие 2. Вставить пропущенные слова 3. Закончить предложение 4. Оформить таблицу. 5. Распределить в группы.
Критерии оценивания:
1 критерий: самопроверка по эталону (правильно сделал «+», не правильно «-»);
2 критерий: анализ своих ошибок (над чем предстоит поработать)
3 критерий: выявление причин совершения ошибок
Заполнение диагностических листов. Приложение 2 презентация
В рамках использования метапредмета «знание», «смысл» можно использовать следующий инструментарий. Приложение 3 презентация.
В рамках применения метапредмета «проблема» очень эффективен методика проведения эксперимента, возможно использовать на уроках естественно научного цикла. Приложение 4 презентация.
Самооценка учащихся при публичном выступлении на уроке. Лист самооценки. Приложение 5 презентация
Оценка достижения результатов смыслового чтения. Приложение 6 презентация
Оценка умений организовывать совместную деятельность с учителем и со сверстниками Приложение 7 презентация
Заключение
Достижение современных образовательных результатов возможно только при условии комплексной (интегративной) их. Для того чтобы можно было более менее адекватно оценить образовательные результаты оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся должна обладать общими требованиями:
1. Оценка должна быть интегративной, т.е. учитывать соотношение разных аспектов образовательных результатов (предметные, компетентностные (универсальные способы деятельности), социальный опыт (внеучебные и внешкольные достижения) 2. Динамической, т.е. учитывать индивидуальный прогресс при подведении итогов результатов образования учащегося за определенный период времени;
3. Поддерживать инициативность и ответственность учащихся, т.е. создавать условия для возможности предъявления детских работ на оценку другому (взрослому, одноклассникам) по собственной инициативе;
4. Обладать презентационностью, т.е. иметь специальные места (натуральные или(и) виртуальные) для публичного предъявления учащимися своих образовательных достижений;
5. Быть технологической, т.е. использование на уроках разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение.
6. Обладать открытостью, т.е. возможностью участия всех субъектов образовательного процесса в оценке индивидуальных результатов и качества образования школьников.
Снова обратимся к ООП ООО. Задачи на применение УУД могут строиться как на материале учебных предметов, так и на практических ситуациях, встречающихся в жизни обучающегося и имеющих для него значение (экология, молодежные субкультуры, бытовые практико-ориентированные ситуации, логистика и др.).Различаются два типа заданий, связанных с УУД:
задания, позволяющие в рамках образовательного процесса
сформировать УУД;
задания, позволяющие диагностировать уровень сформированности
УУД.
В первом случае задание может быть направлено на формирование целой группы связанных друг с другом универсальных учебных действий. Действия могут относиться как к одной категории (например, регулятивные), так и к разным.
Во втором случае задание может быть сконструировано таким образом, чтобы проявлять способность учащегося применять какое-то конкретное универсальное учебное действие.
В основной школе возможно использовать в том числе следующие типы задач:
1. Задачи, формирующие коммуникативные УУД:
на учет позиции партнера;
на организацию и осуществление сотрудничества;
на передачу информации и отображение предметного содержания;
тренинги коммуникативных навыков;
ролевые игры.
2. Задачи, формирующие познавательные УУД:
проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
задачи на сериацию, сравнение, оценивание;
проведение эмпирического исследования;
проведение теоретического исследования;
смысловое чтение.
3. Задачи, формирующие регулятивные УУД:
на планирование;
на ориентировку в ситуации;
на прогнозирование;
на целеполагание;
на принятие решения;
на самоконтроль.
Развитию регулятивных УУД способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют обучающихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, – при минимизации пошагового контроля со стороны учителя. Распределение материала и типовых задач по различным предметам не является жестким, начальное освоение одних и тех же УУД и закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным предметам. Распределение типовых задач внутри предмета должно быть направлено на достижение баланса между временем освоения и временем использования соответствующих действий.
Задачи на применение УУД могут носить как открытый, так и закрытый характер. При работе с задачами на применение УУД для оценивания результативности возможно практиковать технологии «формирующего оценивания», в том числе бинарную и критериальную оценки.

Пособие предназначено для диагностики готовности учащихся 4 классов к выполнению итоговых проверочных работ за курс начальной школы. В него включены основные типы заданий для оценки сформированности метапредметных результатов освоения школьниками основной образовательной программы начального общего образования.

Примеры.
К данным существительным подбери и подчеркни подходящие прилагательные, если это возможно, занятие (практическое - практичное)
обед (сытый - сытный)
зверь (пушистый - пушной)
здание (великое - величественное)
зима (ледяная - ледовая)

Выбери и укажи с помощью цифр 1, 2, 3 этапы работы при выполнении этого задания.
Выполняю все действия по порядку слева направо.
Выполняю по порядку слева направо действия сложения (вычитания).
Проверяю, есть ли в выражении скобки. Если они есть, сначала выполняю действия в скобках.
Выполняю по порядку слева направо действия умножения (сложения).
Выполняю по порядку слева направо действия умножения (деления).

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Проверь, умеешь ли ты принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности 4
1.2. Проверь, умеешь ли ты выполнять задания творческого и поискового характера 7
1.3. Проверь, умеешь ли ты планировать свои учебные действия 11
1.4. Проверь, умеешь ли ты контролировать и оценивать свои учебные действия 16
1.5. Проверь, умеешь ли ты определять наиболее эффективные способы достижения результата 21
1.6. Проверь, понимаешь ли ты причины успеха/неуспеха своей учебной деятельности 24
Ответы и комментарии к разделу 1 28
Мои достижения 41
Раздел 2. ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
2.1. Проверь, владеешь ли ты логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации 45
2.2. Проверь, умеешь ли ты строить рассуждения 50
Ответы и комментарии к разделу 2 52
Мои достижения 55
Раздел 3. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
3.1. Проверь, умеешь ли ты работать с моделями и схемами 56
3.2. Проверь, умеешь ли ты использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач 63
3.3. Проверь, владеешь ли ты различными способами поиска информации 70
3.4. Проверь, владеешь ли ты навыками смыслового чтения текстов 74
3.5. Проверь, умеешь ли ты строить речевое высказывание 81
Ответы и комментарии к разделу 3 83
Мои достижения 90
Страницы для учителя 94.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, Математика, Литературное чтение, Диагностика сформированности метапредметных результатов обучения, 4 класс, Евдокимова А.О., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Итоговые комплексные работы в начальной школе, 4 класс, Нянковская Н.Н., Танько М.А., 2011
  • Итоговое тестирование, Математика, Русский язык, 4 класс, Голубь В.Т., 2012
  • Практический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении программы начальной школы, 4 класс, Векшина Т.В., Алимпиева М.Н., 2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

Исследовательская работа по теме:

«Диагностика метапредметных и личностных результатов»

подготовила учитель начальных классов

Кузьмина Светлана Викторовна

город Конаково

2011 год

Содержание

    Обоснование выбора темы. Актуальность темы. Выявление проблемы. Постановка проблемы. Постановка цели проекта. Этапы проектирования. Приложения Выводы. Список литературы.

Обоснование выбора темы

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. В связи с этим и встала задача проведения диагностики личностных и метапредметных результатов. Диагностирование интеллектуальных, организационных, коммуникативных, нравственно-оценочных умений учащихся. Данные умения являются показателем функциональной грамотности, которая проявляется в готовности успешно решать различные жизненные задачи.

Актуальность

(из высказываний Асмолова А.Г.)


Ребенок учится лучше и научится большему:
    интересам и потребностям . когда он изучает то, что соответствует его возможностям . когда в процессе обучения он может использовать, имеющийся у него личный опыт когда он может реализовать свои знания и опыт
в активной деятельности .
    УУД обеспечивают высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся

Выявление проблемы

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурные, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие ключевую компетенцию образования как «научить учиться» .
обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это надежный путь повышения качества образования
ПРОБЛЕМА Выяснить при помощи диагностики насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных универсальных учебных действий.

Цели исследовательской работы:

    Скорректировать собственную деятельность Определить насколько эффективно используется потенциал учебников Увидеть возможности индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагога и родителей)

Этапы проектирования
1 этап

    Изучить литературу по данному вопросу. Место универсальных учебных действий в учебно-воспитательном процессе. Цель – раскрыть содержание универсальных учебных действий, которые могут быть сформированы на начальной степени обучения.

Универсальные учебные действия

    В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

Виды универсальных учебных действий

    Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные

Познавательные УУД

    Работа с информацией Работа с учебными моделями Использование знаково-символических средств, общих схем решения Выполнение логических операций
    сравнения анализа и синтеза обобщения
классификации

Регулятивные УУД


Целеполагание Прогнозирование Планирование Контроль Коррекция Оценка

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером

Личностные УУД

Действия смыслообразования Действия самоопределения Действия нравственно-этического оценивания

Этапы проектирования
2 этап

    Провести диагностику на входе в 3-й класс, на выходе из 3-го класса; на входе в 4-й класс, на выходе из 4-го класса Цель этапа – отслеживать развитие УУД
у каждого учащегося.
    Сравнить результаты с общероссийским уровнем Формировать у учеников максимально положительное отношение к тестированию, нацелить их на достижение высоких результатов.





Этапы проектирования
3 этап

Составить задания по улучшению качества УУД
    Цель – развивать у ученика способность самостоятельно ставить учебную задачу проектировать пути ее реализации контролировать и оценивать свои достижения развивать познавательные интересы, инициативу и любознательности, мотивы познания и творчества












Самоопределение 1. Формирование основ гражданской идентичности личности:
    Чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них
2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:
    Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
Нравственно-этическая ориентация
    Ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств(стыда, вины, совести) знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи

Мама, уходя на работу, напомнила Андрею, что ему надо есть на обед. Она попросила его помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей поел и сел смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал. Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду, вздохнула и начала мыть ее сама. Андрею стало грустно, и он ушел в свою комнату. Вопросы:
    Почему Андрею стало грустно? Правильно ли поступил Андрей? Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея?
Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы
    Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и хотел поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. Пять чашек разбилось. Другой мальчик Петя, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье. Полка, на которой стояла банка, была высоко, и он встал на стул. Пытаясь достать варенье, он зацепил чашку. Она упала и разбилась.
    Кто из детей больше виноват? Кто заслуживает наказания? Почему?
Ты едешь в автобусе. Вдруг незнакомый человек начинает быстро протискиваться к выходу. При этом он сильно толкается и кричит: «Прочь с дороги! Встали тут, пройти нельзя!!!»
    Что ты думаешь об этой ситуации. Выбери ОДНУ более точную формулировку. Обведи букву (А, Б, В, Г)
    Этот человек плохой Этот человек плохо поступил Этот человек торопиться, просто он очень торопиться
Этот человек злой

Дай оценку поступкам людей. Какие из этих поступков хорошие, какие плохие, а какие нельзя однозначно назвать хорошими или плохими. В квадратиках рядом с описанием поступка, запиши буквы (А, Б, В) А – однозначно хороший поступок Б – однозначно плохой поступок
В – поступки, которые нельзя однозначно назвать хорошими или плохими
    Коля дразнит и высмеивает другого мальчика Аня не хочет, чтобы другая девочка пришла на школьный праздник, и говорит ей, что праздник отменяется Миша услышал, как другой парень дразнит, обидно высмеивает его. Мише стало обидно, и он попросил парня замолчать. Но тот продолжал дразнить, тогда Миша сильно ударил его. Учитель раздает контрольные тесты, среди них оказалось несколько неподписанных. Оля узнала свою работу и увидела, что там плохая отметка. Вздохнув, девочка призналась, что это ее работа Наташу чуть не сбила машина, у нее на лбу появилась большая ссадина. Дома бабушке, у которой больное сердце, девочка сказала. Что играла на площадке и случайно поцарапалась Паша увидел, что большой мальчишка толкает девочку и вырывает у нее ранец. Паша крикнул: «Прекрати!» – и изо всех сил отпихнул мальчишку

Личностные универсальные действия

    Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Вывод

    Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Используемая литература.

    Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1996. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека М.: Смысл, 2007 .Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТЕРО, 1996. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1974. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1996. Через формы к мыслям: О новой университетской образовательной модели / Под ред. Ю.М. Афанасьева. М.: Изд-во ГТГУ. 2006 Асмолов А.Г.,Бурменская Г.В. и др. Культурно-историческая системно - деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования.