Страх наказания у взрослых. Детские фобии. Желание быть лучше других

СЕДЬМАЯ СТУПЕНЬ ПРОБУЖДЕНИЯ

ЖИТЬ СОБЛЮДАЯ ПРИЛИЧИЯ

Если в человеке поселился страх, что меня не станут любить таким, каков я есть, то он старается быть хорошим. Этот человек заботится лишь о том, как нужно вести себя, чтобы никто не вздумал его отрицать, в чём-то обвинить, осудить. То есть теперь он никогда не проявит глупости, раздражения, гнева, будет всегда умным, славным, добрым, терпимым в коллективе. Он будет говорить хорошие, умные слова, находясь на поверхности, на периферии ума, и при этом, по сути, отсутствовать рядом с другим человеком, даже не ведая того. Однако показная положительность и желание нравиться не приносят душевного удовлетворения. Это делает человека беспомощным. Беспомощность вызывает печаль. Неизбывная печаль рождает жалость к себе. Неизжитая жалость к себе вызывает гнев, что, в свою очередь, переходит в истерию. Всякая невыраженность, сдерживание - это страх, что меня не будут любить, если я выкажу свое плохое настроение.
Это говорит о неимоверном страхе перед конфликтами, страх осуждения из-за которого человек готов бесконечно общаться с окружающими в той тональности приличия, которая ему известна, вписывается она в настоящий момент или нет. Он становится неспособным ответить адекватно на нестандартную или конфликтную ситуацию, отстоять своё жизненное пространство, своё понимание. Его никто не трогает, не обижает, с ним не конфликтуют, потому что он во всём соблюдает приличия. Но обратной стороной такого приличия является его незрелость, инфантилизм, безжизненность, тревожная мнительность и постоянный подсознательный страх, в котором он живёт, не подозревая, что всё начиналось с его идеи о приличии.

Страх перед мнением других людей часто недооценивают, а между тем он глубок и разрушителен.

Спасение от страха лежит в безусловной любви к людям, в любви к себе, в проявлении своей индивидуальности. А глубокое осознание того, что все едины, убивает последние проявления страхов.

ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ ЛУЧШЕ ДРУГИХ

Страхи меня не любят суммируются в ударную силу, имя которой желание быть лучше других. Наиболее честно оно реализуется в кулачном поединке, наиболее понятно - в слове, наиболее недоброжелательно - в мысли.
Это желание вызывается страхом "меня перестанут любить, если я не сумею выделиться среди других неким положительным качеством". Испуганный человек склонен перебарщивать, и потому ему недостаточно того, что он имеет хорошее качество, которым он служит другим. У него непременно возникает желание, чтобы другие служили ему за его положительное качество. Это желание может превратить скромнейшего из скромных в покорителя мира, если он целенаправленно мобилизует свои умственные способности для достижения цели.
Желание быть лучше других превращает человека в рациональное, механическое, рассудочное существо и, будучи наиболее коварным из всех видов злобы, представляет собой наибольшую угрозу для человеческого существования.
Человечество не в состоянии понять того, что ни один человек как целое не бывает ни лучше, ни хуже других. Неумение видеть целое вынуждает принимать за истину видимую внешнюю сторону. Ее мы и оцениваем - либо положительно, либо отрицательно. Тем самым формируется неверное понимание, от которого мы сами же и страдаем. Мы это знаем, однако продолжаем совершать ошибки.
У кого недостаёт любви, у того появляется желание быть лучше других.

В Библии говорится: возлюби ближнего своего, как самого себя. Как можно любить ближнего, если не любишь самого себя?

Современная психология учит: полюби себя. Ты самый хороший, самый способный, самый сильный, самый красивый и т. д. И непрерывно умнеющее человечество подхватывает это положение, потому что оно научно обосновано. И полезно. К сожалению, тем самым взращивается желание стать лучше других.
Психологии как науке следовало бы выйти на тот уровень, где учат: возлюби себя в Боге, тогда узнаешь, как любить ближнего.

До сих пор примитивный человек развивался посредством взращивания своего "эго". "Эго" - это страх, что меня не любят, положительная сторона которого состоит в том, что страх рождает в человеке желание быть хорошим. "Хороший" значит умный, образованный, интеллигентный, понимающий, сильный, достойный, богатый, радостный, красивый, представительный, сердечный и т. д. Все эти положительные качества усиливаются в ходе развития человечества. Естественное усиление - вещь хорошая, однако свойственное испуганному человеку перебарщивание нарушает нормальное, уравновешенное, всесторонне-совершенное развитие человека.Неуравновешенность порождает у несовершенного человека желание быть хоть в чем-то чуточку лучше других.
Малое желание быстро вырастает в большое, и чем больше оно становится, тем ближе критическая черта. По ту сторону черты возрастает желание возвыситься еще больше, стать еще сильнее, еще лучше. Но предел есть предел. Далее возможен лишь относительный рост. И тогда возникает желание возвысить себя за счет унижения другого человека, чтобы быть относительно лучше.
Примитивный человек доказывает свое превосходство физически. Ругается так, что другой стушевывается. Дерется так, что другой вынужден сдаться. Воюет так, что неприятель гибнет. Тогда он - герой, которого носят на руках и любят. Чем больше он в этот момент ощущает себя уважаемым и любимым, тем больше ему хочется воевать. Он уже не только защищает свой дом или родину, а отправляется в дальние страны устанавливать там мир силой оружия, не зная ни обычаев, ни потребностей чужбины. Чем сильнее он перебарщивает, тем ближе к собственной погибели, ибо все, что человек делает, ему же и воздается.
Мало-мальски мыслящий человек должен понимать, что устанавливать мир с помощью оружия - абсурд. Это есть желание быть лучше других. Желание продемонстрировать, что я жертвую собой во имя мира. Тогда меня станут любить. Когда человечество было более примитивным, конфликты улаживались войнами. Это средство соответствовало тогдашнему уровню развития. Иначе просто не умели. Современная эпоха раскрыла перед человеком уровень высшего сознания, чтобы человек образумился и осознал двусторонность жизни. Но и этот дар Божий используется для похвальбы своим превосходством над другими.

Любой человек, который подчиняет свою жизнь некоей самоцели, ощущает, что цель ускользает из рук, а сам он - на пути к краху. Это вызывает панику. Страх перед уничижением заставляет возвыситься. Вынужденное положение возвышает лишь внешне, а по сути унижает. Общественное положение приносит вначале известность, а затем и славу. Уже от одного того, что человек стал знаменитым, возрос скачкообразно и его страх "что будет, если я перестану быть знаменитым". Значит, нужно обеими руками держаться за свою славу и делать все, чтобы ее сохранить и приумножить/

Следствием желания быть лучше других является зависть - стресс, который приводит к безжалостному уничтожению. Нет ни одной хорошей вещи, которую завистники не попытались бы уничтожить. Материальные блага жизни легко украсть, разрушить, сжечь. Испуганный человек беззащитен перед завистниками даже при наличии самой совершенной охранной системы. Единственный вид ценностей, недоступный завистникам, это духовные ценности. Достойный человек сохраняет достоинство и тогда, когда завистник хочет уничтожить его достоинство.
Достоинство - это смелость быть самим собой. Потребность обрести достоинство растет с каждым днем, ибо это - жизненная потребность.

Наиболее разрушительной является зависть душевно близких людей, ибо от них ждут наибольшей любви и понимания. Поэтому современных людей характеризует постоянное возрастание душевной замкнутости. Уже немало умных женщин научилось держать рот на замке. Однако своим поведением они выказывают свои мысли. Даже примитивные люди научились уже лгать весьма достоверно. Ощущение, что его не понимают, вынуждает человека сторониться прежнего общества и искать новых единомышленников. Но страх перед завистью остается и возрастает. Так же, как и замкнутость. Страх перед тем, что полученные от него сведения могут быть употреблены во зло, закрывает рот почище любого замка. Человек осознает, что друзей надо опасаться, что любимого человека нельзя посвящать в свои дела, что родителям доверять нельзя. И так далее.

Если Вы из числа тех, кого сильно раздражает чужая замкнутость, то осознайте, что в Вас говорит зависть, которую Вы в себе, возможно, и не подозревали. Допустим, Вы ощущали примерно следующее: если не знать, что у другого на душе, как помочь ему, если возникает необходимость. В этом Вы правы. Человек, который прячет в себе стрессы, естественно, притягивает к себе плохое. Но ему необходимо, чтобы он сам помог себе как человек разумный - научившись правильно мыслить, а чужая помощь ему не нужна. Если бы он высказал все, что у него на душе, то спровоцировал бы раскрытие Вашей зависти, пусть Вы и говорите, что зависть Вам чужда. Чем человек более замкнут, тем он сильнее и тем меньше другие способны ему помочь. Недовольство тем, что он не желает принимать помощи, - это Ваше недовольство, которое есть не что иное, как зависть к его силе.

Завистник не может не завидовать, если у другого есть что-то лучше и ценнее, чем у него. Не может, и все тут. Постарайтесь это понять, тогда поймете и его.
Духовное либо физическое богатство чужих людей не выставляется напоказ, а хранится за закрытой дверью. Однако зависть способна выискать и то, чего нет. Достояние близких людей хорошо видно. Им легко завидовать, и их ценности легко присваивать. Девиз зависти: если не достается мне, то пусть не достается никому.
Присвоению не подлежат лишь духовные ценности. Зато их можно уничтожить. Зависть на это и рассчитывает.

Человек может считать себя великой творческой личностью, однако его творчество не согревает душу, а сеет смятение, отчаяние, безнадежность, ощущение опасности, шумиху, равнодушие. Он не понимает, что душевная неразбериха переносится на материальный уровень, творит ли он в сфере искусства или в сфере бизнеса. Тем самым он насаждает среди себе подобных смятение, отчаяние, безысходность и т. д. Постоянное перенапряжение приводит к равнодушию. Желающий быть лучше других старается во имя цели и не сознает, что он приносит людей в жертву этой цели. Он оправдывает себя думами о будущих поколениях, и до него не доходит, что если родители принесены в жертву некоему делу, то ребенок не сможет относиться к этому делу с любовью. Дело становится его врагом. А желающий быть лучше других становится фанатиком, догматиком, который жертвует дорогими ему людьми и от других требует того же. Свою фантазию он считает благородной идеей и вынуждает подчиняться своей воле и других.

В своем самолюбовании и самовосхвалении он может считать себя либеральным, тогда как другие видят в нем высокомерную, надменную снисходительность, которая является на деле опасной ловушкой. Он зорко следит за тем, чтобы никто из подчиненных не поднял головы и не стал лучше него. Но всегда находится такой смельчак, который тоже хочет быть лучше других и выпрямляет спину или, по крайней мере, перестает ее гнуть - и тогда кажущаяся снисходительность моментально оборачивается мстительной завистью, которая обладает неограниченной фантазией.

Кто не боится быть глупым, тот не подчеркивает свой ум, чтобы выпятить чужую глупость. Кто не подчеркивает своего превосходства, тот не возвышается, унижая других.
Желание быть лучше других может выражаться в лицемерии святош. Смиренно-сердечные слова и благородные идеи, фарисейски льющиеся из уст, быстро распознаются и быстро приедаются из-за своего дутого пафоса. Особенно когда их приходится выслушивать многократно. Люди, тоскующие о божественности, не замечают, что проповедник вещает лишь ради того, чтобы превознести себя. Такие проповедники встречаются как среди мирян, как и среди церковников. Есть такие, которые не ведают о своем скрытом "я", и их со временем отваживают. Но есть и такие, которые рыскают на свету и в тени оборотнями под разными масками.

Наивный человек, который желает видеть в жизни одно только хорошее, не распознает святошества за невиннейшим ликом и не догадывается, почему в беседе с этим хорошим человеком у него возникает такое плохое мнение о себе. Он не замечает злорадства в скрипучем голосе святоши. А человек бывалый замечает и может от всей души возненавидеть святошу, который настолько вжился в свою роль, что она стала его второй натурой. Святоша и не подозревает, что он вещает не от сердца, а говорит о том, как должно быть. Страх мешает ему пропустить знания через сердце и превратить их в собственную житейскую мудрость - страх, что я не столь умен, чтобы самому придумать что-либо умное. А быть хоть чуточку умнее другого ох как хочется.

Кто желает понять, тот не желает нравиться. Он и без того нравится. Он приятен в общении. Гостя он потчует тем же, чем питается сам, и разговор ведет деловой и откровенный, не пытаясь обмануть другого. Уравновешенный человек ничем не бросается в глаза, ибо он обладает чувством собственного достоинства.

Зависть , которая завистью не считается, есть ревность. Завистливый хочет отобрать у другого то, что делает того лучше него, с тем, чтобы, в свою очередь, стать лучше другого. Завистник, который превыше всего ставит богатство, превращается в вора, использующего чужое имущество. Завистник, который превыше всего ставит ум, превращается в похитителя чужих знаний, идей либо научных открытий. Завистник, который желает присвоить наивысшую ценность на свете - любовь - и пользоваться ею себе во благо, становится ревнивым. Самая страшная зависть и есть ревность.

Ревность может приобретать такие масштабы и такую степень безрассудства, что выходит за всякие рамки. Кто испытал на себе ревность, тот знает, что поначалу ревнивый человек бдительно следит за объектом своей любви в отношениях с противоположным полом, затем это распространяется на детей, животных, растения, вещи. Ревновать можно даже к унитазу, ибо тот похищает у ревнивца любимого человека аж на несколько минут. Нет смысла рассказывать о формах выражения ревности, поскольку они, в соответствии со степенью гнева, становятся все более шумными. Каждому человеку требуется освободить свою ревность еще в зародыше. Кто утверждает, что в нем ревности нет, тот не знает самого себя и взращивает ревность. Страх меня не любят сам по себе уже содержит ревность/

Страх ответственности может возникать у каждого человека и является одной из разновидностей социальных фобий. Фобия не появляется просто так, она является следствием каких-либо действий или событий. В повседневной жизни мы каждый день сталкиваемся с принятием важных решений, и сами должны отвечать за свои действия.

Страх ответственности — социальная фобия

Краткая информация

Многие из нас страшатся принимать решения и отстаивать свои идеи потому, что боятся быть непонятыми и отвергнутыми. Страх несоответствия чужим ожиданиям берет верх в каждом начинании. Такому человеку очень сложно справиться даже с самой легкой задачей. В обществе есть люди с лидерскими качествами, которые готовы выполнять свои обязанности и не боятся ответить за свои поступки и решения. Страх ответственности за принятые решения преследует каждого человека, только одни могут совладать со своими чувствами, а другие нет. Боязнь разочаровать окружающих может быть сильнее человека.

Как принять обязанности

Следует принять тот факт, что никто ничего вам в этой жизни не должен, в том числе и принимать за вас решения. Придет момент, и перед вами встанет выбор, от которого, возможно, будет зависеть дальнейшая жизнь. Страх перед ответственностью не может пройти самостоятельно, с ним следует бороться. Сделать это за один день не получится. Стоит перестать прятаться за спины других людей и начинать активно включаться в жизненный процесс.

Психология выделяет фобию, которая называется гипенгиофобия. Уже десятки лет ученые исследуют методы ее лечения на уровне подсознания. Избавиться от страха брать на себя ответственность можно путем долгого самоанализа и принятия самого себя таким, какой вы есть на самом деле.

Ведь важно понимать, что человек - существо социальное и слишком привязанное к общественному мнению. Из-за боязни быть осужденным, вы часто меняете свои решения и не способны взять на себя обязательства.

Старайтесь свыкнуться с мыслью, что только вы можете решить свои проблемы. Почаще берите инициативу, решайте небольшие проблемы. На работе старайтесь выполнять обязанности более креативно.

Креативность и проявление инициативы позволят решить проблему страха ответственности

Почему мы боимся отвечать за свои действия

Боязнь ответственности не появляется на пустом месте, она может быть следствием детской травмы. Если родители постоянно наказывают и бьют ребенка за малейшую провинность, у него может выработаться комплекс неполноценности. Он может искренне не понимать, за что получает наказание, зато обиды и унижения отложатся в подсознании. В дальнейшем такое воспитание повлечет за собой ряд психологических проблем и будет способствовать развитию фобий, в том числе и страха перед обязательствами.

Страх ответственности может проявиться внезапно и быть следствием огромного потрясения. Боязнь ответить за свой поступок может вспыхнуть внутри вас в любое время. Автокатастрофа или рождение малыша - вы можете чувствовать испуг в любой момент жизни. Механизм детских травм запустится и неспособность взять на себя ответственность повлечет за собой депрессивные состояния, беспокойство и болезни.

Симптоматика фобии

Страх принятия ответственности влечет за собой психологические расстройства и общее ухудшение здоровья. Если у вас есть такая боязнь, будут наблюдаться симптомы:

  • бессонница;
  • депрессия;
  • неспособность рационально рассуждать;
  • несобранность;
  • учащение пульса.

Все эти симптомы не всегда являются показателями перенесенного стресса. Их появление может говорить о более глубоком психологическом напряжении, которое связано с принятием важного решения в вашей жизни.

В моменты когда от человека, страдающего гипенгиофобией, требуется принятие важного решения, он может впадать в панику или устроить необоснованную истерику.

Он сам не в состоянии понять, что происходит и начинают винить окружающих.

Бессонница — симптом фобии

Как избавиться от боязни обязательства

Избавить себя от боязни обязательства можно самостоятельно, прибегнув к одному из методов терапии.

  1. Метод «под микроскопом»: вы должны детально изучить свои проблемы и страхи. Если вас пугает предстоящее рождение малыша, вы можете взять чистый лист бумаги и во всех подробностях изложить свои страхи, и с чем они связаны. Когда вы более тщательно взгляните на свои боязни, вы увидите, что они решаемы.
  2. Метод – «Наводнение»: вы мысленно потренировались решить свою проблему. От вас требуется представление ситуации, в которой вы не можете постоять за себя. Мысленно продумайте все возможные варианты решения, чтобы в реальности вы были спокойны и смогли взять на себя обязанности.
  3. Метод – «Весь мир – театр»: представьте, что вы актер и всего лишь играете на сцене, тогда решения будут легче приниматься, а вы не будете находиться в постоянном стрессе.

Это один из самых распространенных страхов, причем в последнее время он встречается особенно часто и приобретает особенно тяжелые формы. Ничего удивительного тут нет: нынешнее искусство для детей нельзя назвать щадящим. Еще не так давно Сергей Образцов, создатель знаменитейшего кукольного театра, на полном серьезе не рекомендовал родителям приводить пятилетних детей на спектакль "Красная Шапочка", считая, что образ волка может произвести на них слишком тяжелое впечатление. А теперь пятилетние дети часто смотрят не только мультфильмы, в которых действуют монстры, роботы-убийцы, вампиры, зомби, но и боевики, триллеры и фильмы ужасов. Если добавить к этому компьютерные игры, герои которых тоже мало похожи на добродушных мишек, задумчивых осликов и милых поросят, то можно лишь поразиться, как при такой нагрузке на психику еще не все наши дети невротизированы.

Поэтому к вроде бы такому безобидному детскому развлечению, как просмотр мультиков, следует относиться очень осторожно: если ребенок подвержен страхам, не следует разрешать ему подпитывать свою фантазию образами монстров. Даже если он этого требует (нередко дети, замирая от страха, не могут, тем не менее, оторваться от экрана, когда там показывают ужасы). Вы ведь не пойдете у него на поводу, если он потребует наркотиков или водки, а в данном случае вред вполне сопоставим.

Случается, что страх сказочных персонажей и чудовищ маскирует боязнь чересчур строгих, авторитарных или грубых родителей. И в этом случае вам придется менять свое поведение, иначе положительных сдвигов не будет, сколько бы вы ни потратили сил на коррекционные игры. Как определить такую боязнь? Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Например, фиксируйте в течение недели, сколько раз в день вы делаете ребенку замечание и сколько раз хвалите его. Или поинтересуйтесь мнением окружающих, только не обижайтесь, если оно окажется для вас не совсем лестным. А потом пригласите в компанию еще пару человек (желательно тех, с кем у ребенка нейтральные отношения) и разыграйте в куклах несколько сказок с участием отрицательных персонажей. Если при раздаче ролей ребенок будет упорно назначать вас на роль Бабы Яги, Волка и пр., я бы расценила это как повод к размышлению.

"Маски страха"

Этот прием используют очень многие психологи и психиатры. Детей просят сделать маску страха (или "кого-то страшного"), которой малыши по очереди пугают друг друга. Эту игру нужно проводить на большом эмоицональном подъеме, не скупясь на шутки и смех, чтобы заглушить чувство страха, которое поначалу может овладеть детьми. Взрослым пугать ребенка не стоит. Еще один совет: обязательно дозируйте игру, не давайте малышам перевозбуждаться: резкий выплеск страхов может привести к проявлениям агрессивности. Не настаивайте, если ваш ребенок будет отказываться играть роль боящегося и захочет только пугать (или наоборот). Затевайте игру примерно раз в неделю, и через некоторое время он, скорее всего, заразившись примером товарищей, согласится исполнить обе роли (это важно для не только преодоления робости, но и чересчур критичного отношения к себе, нередко сковывающего поведение нерешительного ребенка).

Через два-три сеанса введите в игру новый элемент: пусть тот, кого пугают, прогонит страшную маску. Но только пантомимой.

"Превращение сказочного злодея"

Можно играть вдвоем, а можно пригласить еще нескольких детей. Смысл игры состоит в том, чтобы придумать, в кого или во что превратился сказочный злодей, который тревожит воображение вашего ребенка, а потом изобразить это в рисунках, лепке или в маленьких театральных сценках. У детей 7-8 лет пользуется популярностью пантомима. Тогда у игры появляется дополнительное условие: надо отгадать, кого изображает водящий. Отгадавшему начисляются очки. Обращайте внимание на занимательность сюжета и хотя бы на некоторую мотивированность превращения. Например, колдунья может превратиться в кошку (лучше беспомощного котенка), веник или метлу (ассоциация с помелом), в старый халат или рваные шлепанцы (колдуньи ведь часто изображаются в книгах и мультфильмах неопрятными, грязными старушенциями). Такое обытовление сказочных злодеев, включение этих образов в цепочки привычных логических связей лишает их ореола сверхъестественности и способствует преодолению страха.

Страх смерти

Обычно он появляется у детей лет в шесть и в принципе вполне нормален. Когда ребенок вдруг осознает, что и он сам, и люди вокруг него смертны, это бывает для него серьезным потрясением. Но затем довольно скоро жизнь берет свое: дети утешаются тем, что все это будет еще нескоро, и мысли о смерти постепенно вытесняются на задний план. Во всяком случае, они не отравляют существование ребенка.

Однако на некоторых детей осознание людской смертности производит такое тяжелое впечатление, что они бывают не в состоянии от него оправиться. Страх смерти не дает им покоя. Родители подчас совершенно теряются, не зная, что сказать тоскующему малышу. Да и действительно, что тут скажешь? Что он будет жить долго-долго, а потом ученые придумают какое-нибудь лекарство? Увы, такие уговоры обычно не действуют на детей с невротическим, усугубленным страхом смерти. Как же быть?

Мы с моей коллегой И.Я. Медведевой советуем приобщать таких детей к религии. Вера в загробную жизнь и в бессмертие души дает очень многим детям, да и не только детям, точку опоры. По крайней мере, наш опыт работы с маленькими невротиками это подтверждает.

Вот, к примеру, рассказ матери одного семилетнего мальчика: "Мой сын очень боялся умереть. Плакал навзрыд, спрашивал, страшно ли лежать одному в земле и изобретут ли таблетки, от которых можно жить вечно. Сначала я не знала, как его успокоить. Говорила, что это еще нескоро. Но, естественно, ничего не помогало. При одном упоминании о смерти Ваня начинал плакать. А потом я решила рассказать то, во что сама верю. Так меня наставляла моя бабушка (она была очень набожной и верила в загробную жизнь): "После смерти душа человека улетает на небо и оттуда наблюдает за всем, что происходит на земле. Если человек хороший, то его душу забирают светлые силы, а если плохой — темные и страшные силы. А когда умершего человека закапывают в землю, он ничего не чувствует. Ему все равно, так как он, вернее, его душа, уже на небе". Ваня после этого стал меньше беспокоиться и больше не плакал. Хотя вопросы еще задавал". Родителям стоит проанализировать и свое поведение: не страдают ли они сами повышенной тревожностью, не зациклены ли на болезнях (своих и детских), на разговорах о тяжелой, опасной жизни и т.п.? И не пытайтесь себя успокоить тем, что дети не слышат "взрослых" разговоров. Подчас бывает достаточно обрывка фразы, а главное, флюида тревожности, который ловится впечатлительными детьми моментально и нарушает их хрупкое душевное равновесие часто сильнее слов.

Детям лет до 8-10, тем более нервным и ранимым, лучше не видеть покойников и не присутствовать на похоронах. Это для малыша настолько непосильное переживание, что его потом могут даже мучить скрытые навязчивые страхи, что родители, родственники на самом деле не живые люди, а мертвецы. Последствия таких психических травм порой аукаются и через много лёт. Например, некоторые взрослые проявляют поразительное бесчувствие, узнавая о смерти друзей и близких. Окружающих оно возмущает, а на самом деле вполне может свидетельствовать вовсе не о жестокости и неблагодарности человека, но о неизжитом иррациональном детском страхе, перед которым его взрослое сознание оказывается совершенно бессильным. Недавно я слышала рассказ об учительнице, которая, решив наглядно продемонстрировать десятилетним ученикам устройство человеческого организма, сводила их в морг. У рассказчика уже родились и выросли свои дети, но при одном упоминании об этой "просветительной акции" его забила мелкая дрожь.

Это не значит, что при детях вообще не следует говорить об умерших родственниках. Конечно, следует, ведь, кроме всего прочего, это тоже дает надежду на "жизнь после жизни": если человека вспоминают, значит, он не покинул нас окончательно.

Что же касается изживания страха смерти в игре, то вряд ли этично делать это напрямую. Поэтому приведенные мной игры борются и со страхом смерти опосредованно.

"Ищем в плохом хорошее" (для детей 6-8 лет)

Эту игру мы с И.Я. Медведевой предлагаем детям, склонным предаваться унынию и легко впадающим в отчаяние (а именно среди таких чаще всего распространен страх смерти).

Ведущий обозначает какую-то малоприятную ситуацию. Например, ребенок с отцом пошли в кино, но опоздали и их не пустили. Неприятная ситуация? Безусловно! Спрашивается: а что в ней можно найти положительного, чем себя утешить? А можно, например, на сэкономленные деньги покататься на аттракционах или поесть мороженого. За каждый правильный ответ начисляется по очку. У кого очков будет больше — тот, естественно, выиграет. Можно играть и вдвоем, задавая ситуации по очереди (но, разумеется, избегая трагических историй, связанных с гибелью).

Игры, связанные с перевоплощением

В них в основном играют девочки, обладающие природным артистизмом и развитым воображением. Фантазируя на тему, кем они были в какой-то сказке ("давай играть, что я была когда-то принцессой..."), они тоже подспудно избавляются от навязчивого страха смерти. Задача родителей в данном случае не столько участвовать в этой игре, сколько подпитывать воображение ребенка, рассказывая ему о жизни людей в разные эпохи, о ярких исторических событиях, читая увлекательные книги, чтобы сегодня их дочери захотелось представить себя принцессой, завтра — маленькой циркачкой вроде Суок, а послезавтра — "гостьей из будущего".

Страхи хулиганов, бандитов, войны, катастроф и т.п.

Увы, в наше время эти детские страхи становятся все более обоснованными, и взрослым надо постараться по возможности создать у ребенка чувство большей защищенности. Не надо смотреть при нем новости, в которых сейчас то и дело рассказывают про катастрофы, теракты, военные конфликты, говорить в его присутствии про всесильность мафии и о том, "как страшно жить". Непременно защищайте свое чадо во всех сложных для него ситуациях! Если ребенок не может за себя постоять, а родители требуют, чтобы он сам давал отпор обидчикам, малыш в большинстве случаев лишь еще больше невротизируется, чувствует себя совсем одиноким, брошенным на произвол судьбы.

Страхи хулиганов, нападения и т.п. чаще бывают у мальчиков, поэтому и игры, направленные на их преодоление, в основном, мужские.

"Сражение" (игра, предложенная А.И. Захаровым)

Смысл игры в противоборстве с кем-то, кто символизирует опасность. Победа возможна только при подавлении в себе страха, она требует уверенных и точных действий. "Сражение" — комплекс из четырех игр. Они проводятся последовательно под наблюдением взрослого. —> Первая игра ~ фехтование на игрушечных саблях (палках). Победивший сражается со взрослым. Щит не применяется специально, поскольку он создает искусственную защиту и уменьшает эффект игры. Разумеется, взрослый должен следить, чтобы дети не перевозбуждались и не причиняли друг другу боль.

Вторая игра — поочередная стрельба из лука стрелами-присосками с расстояния порядка 10 м. Нужно уворачиваться от стрелы, заслоняться можно только руками. Напряженное ожидание выстрела создает острое чувство беспокойства, но в то же время ребенок может принять защитные меры. А после выстрела, независимо от результатов, испытывает чувство облегчения. Таким образом происходит разрядка эмоционального напряжения. Неоднократная смена ролей нападающего и обороняющегося помогает совершенствовать способы реагирования на стрессовую ситуацию.

Третья игра — бросание друг в друга игрушечными кеглями. Дети укрываются за стульями и креслами, поставленными на расстоянии нескольких метров. Взрослый должен следить, чтобы они бросали кегли не слишком сильно. Тот, кто израсходует все кегли, должен будет выйти на "нейтральную территорию" между стульями и собрать их под обстрелом снова. Взрослый при всех этих действиях весело комментирует происходящее, сопровождает бой шутливыми угрозами и насмешками. н&- Четвертая игра — борьба с игрушечными заводными роботами, которые олицетворяют бездушие, насилие, зло. В этой игре должны участвовать как минимум двое детей и один взрослый (можно играть и в большем составе, разделившись на команды). Дети стоят друг напротив друга. Ребенок, борющийся с роботом, становится у черты. В полуметре от него находится другая черта. Если робот перейдет за нее, его противник проиграл. Робот ставится в 2 метрах от обороняющегося. Взрослый запускает его. Защищающийся ребенок должен подождать, пока робот подойдет поближе, и попасть в него кеглей или стрелой с резиновой присоской. Количество "снарядов" ограничено тремя-четыръмя. От обоих противников требуются самообладание и преодоление страха, а от взрослого — умелая регуляция игры. Надо следить за тем, чтобы в этих играх не было вечных победителей, и незаметно подыгрывать менее ловкому ребенку.

"Карлсон против Филе и Рулле"

За основу этой ролевой игры берется сюжет из "Повести о малыше и Карлсоне, который живет на крыше". Собственно говоря, в книге А. Линдгрен целых два сюжета, посвященных попытке ограбления, но с дошкольниками лучше ограничиться первым, в котором Карлсон выступает в роли привидения. В образе мумии, ласково названной толстощеким проказником Мамочкой, для малышей есть пугающая новизна, поэтому вместо излечения страхов у них вполне могут появиться новые. Школьники же лет 8-9 психологически более подготовлены к восприятию этого образа. Скорее всего, они уже что-то слышали и о бальзамировании, и о египетских гробницах (а может, и видели мумии в музеях), так что для них на первый план в этой истории выйдет юмористический момент: то, что мумия сделана из полотенец и из вставной челюсти дядюшки Юлиуса (которую очень просто нарисовать). Разыгрывать сценки можно и в куклах, и "живьем".

Предложите ребенку поимпровизировать на тему ловушек для воров, пусть внесет свои предложения. Большинство детей, особенно мальчиков, будет выполнять это задание с энтузиазмом, припоминая фильмы, мультики и компьютерные игры, в которых тема ловушек сейчас достаточно популярна. Их вовсе не обязательно мастерить (это далеко не всегда выполнимо, поскольку "техническое обеспечение" часто не соответствует грандиозности детских замыслов). Можно ограничиться рисунками или даже словесным описанием, ибо уже само придумывание способов защиты придает ребенку уверенности. Однако не спешите связывать игру с реальностью ("если к нам попробуют залезть воры, ты можешь поступить, как в этой игре"). Тем самым вы невольно поддержите тревожные ожидания ребенка, а ваша задача, наоборот, успокоить его, но при этом ненавязчиво дать модели поведения в опасной ситуации. Так что пусть лучше не ваш ребенок, а Малыш отказывается открыть дверь незнакомцу, не признается в том, что он один дома, а говорит злоумышленнику про "спящего папу", вызывает милицию, срочно звонит бабушке и т.п. Причем с дошкольниками, которые еще не остаются дома одни, модели самозащиты прорабатывать не следует. Это не одежда, которую покупают на вырост.

Страх уколов, боли, врачей

Эти страхи распространены у дошкольников. В школьном возрасте, опасаясь насмешек, дети постепенно их преодолевают. Мальчикам полезна игра "Сражение", причем взрослый, комментируя происходящее, должен особо отмечать выдержку ребенка, поражаться тому, как это он не боится боли, говорить, что другой на его месте давно бы разревелся и т.п. Можно потом поиграть еще в военный госпиталь, опять-таки подчеркивая мужественное поведение "раненого".

"Больница"

Это традиционная игра девочек, обычно один из вариантов игры в куклы. Но для более эффективного преодоления страха боли и врачей лучше ее "очеловечить". Все врачебные процедуры, которые вызывают страх, нужно воспроизводить как можно подробней. Пусть ваша дочка побудет и в роли доктора, и в роли пациентки. Причем не одной, а нескольких: сыграет и девочку, которая ничего не боится, и девочку, которая боится только уколов, зато все остальное воспринимает спокойно, и трусиху, которая даже в кабинет зайти не соглашается. Однако не соотносите это с ее поведением и не читайте нравоучений, а если она сама затеет разговор о своем страхе, скажите, что раньше, может, дочка и вела себя немного похоже, но сейчас все уже по-другому.

Страх наказания, крика и т.д.

Тут, как говорится, "нет дыма без огня". Хотя и не обязательно страх наказания у детей свидетельствует о том, что их родители поминутно хватаются за ремень. Часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, не допускают возражений. Или предъявляют завышенные требования, и в детской душе поселяется страх быть отвергнутым, нелюбимым, а ведь для ребенка нет худшего наказания, чем это! Подчас страх наказания, боязнь крика или даже разговоров на повышенных тонах бывают обусловлены несоответствием темпераментов и, главное, культурного уровня родителей и ребенка. Причем не в пользу родителей. Да-да, говорят же о врожденной интеллигентности! Такому ребенку жизнь в грубой, малокультурной среде причиняет подлинное страдание. Его утонченность вызывает у родных раздражение, и он превращается в забитое, жалкое существо, хотя в культурной семье его за те же самые качества ценили бы и создавали условия для их развития.

Для преодоления страха наказания, разумеется, при условии, что родители изменят свое поведение, показаны подвижные игры.

"Жмурки" (игра, предложенная А.И. Захаровым)

Отличие этого варианта от широко известной игры состоит в том, что взрослый в роли водящего задает тон, шутливо угрожая во что бы то ни стало найти ее участников и расправиться с ними, т.е. выступает в роли этакого гротескного злодея Бармалея. Детям же ставится условие, что они должны хранить полное молчание, сдерживаясь даже, когда "Бармалей" подходит к ним почти вплотную. В крайнем случае можно издать только звук "у-у-у-у!". Если кто-то себя обнаружит раньше времени, он либо получает штрафные очки, либо выбывает из игры. Когда водящий кого-то поймает, он, как и положено в "Жмурках", опознает его наощупь. Водят все по очереди. Игра длится в среднем 20-30 минут, чтобы каждый не раз побывал в роли водящего. Кроме страха наказания, "Жмурки" помогают преодолеть страх темноты и замкнутого пространства.

"Вышибалы"

Это достаточно известная игра, хотя в последние годы она, увы, далеко не так популярна, как лет 15-20 назад. Играют в нее на свежем воздухе. В игре участвуют как минимум трое: один человек находится посередине, а двое игроков, стоя друг напротив друга на расстоянии 5-8 метров, пытаются попасть в него мячом и "вышибить" из игры. Если "вышибаемому" удается поймать мяч на лету, он получает очко (аналог дополнительной "жизни" в компьютерных играх) и, соответственно, возможность расплатиться этим очком, когда игроки, кидающие мяч, наконец, попадут в цель. Желательно, разумеется, чтобы в игре участвовал взрослый, которого боится ребенок. Если это не получается (например, строгий отец наотрез отказывается "заниматься ерундой", и его ничем не проймешь), подключите к игре другого взрослого того же пола и примерно того же возраста.

Татьяна Шишова,
детский психолог

Поглощающее мысли и чувства человека ощущение своей вины, готовность к признанию виновности отбирают способность к борьбе, лишают мужества и приводят в постоянное трусливое состояние.

Признание вины порождает страх наказания. Пропадает мотивация принимать решения в сложных ситуациях, человек боится не последствий собственного выбора, а наказания за его принятие.

Психология боязни

Опасения подобного рода, испытываемые при необходимости взять на себя ответственность, находятся в разных сферах.

Объединяет эти аспекты их важность для человека и тревога, связанная с необходимостью принимать определенные действия:

  1. Наказание может выражаться, как лишение определенных прав владения. К этой категории относятся и материальные вещи, и такие понятия, как социальный статус, занимаемая должность, сохранение стабильности во взаимоотношениях с другими людьми. Зависимые люди панически боятся потерять покровительство близких или начальства.
  2. Самым жестоким наказанием для многих становится осуждение за ошибку, когда молчание будет убивать страшнее крика или рукоприкладства. На подсознательном уровне игнорирование побуждает во внушаемом человеке ассоциации с исчезновением и смертью. Когда тебя не замечают, появляется ощущение, что ты перестаешь существовать.
  3. Распространенным является страх наказания материальными санкциями. Примером такой боязни может быть опасение лишиться наследства, части имущества в ходе семейного конфликта или лишение для школьника карманных денег в качестве воспитательной меры.
  4. В значительной мере модулирует поведение опаска санкций со стороны государства посредством фискальных и правоохранительных органов. Штрафные или административные взыскания становятся препятствием для ответственного и честного поступка.

Страх наказания

У детей

Беспричинного появления боязни детей перед наказанием не бывает. Родители недоумевают при таких признаках поведения малыша. Они не хватаются при каждом конфликте за ремень, не кричат, а ребенок, тем не менее боится.

В подобной ситуации причина часто лежит на поверхности, и не является тайной за семью печатями:

  • взрослые обращаются с маленьким человеком слишком властно, не допускаются даже малейшие возражения, способные поколебать устои родительского авторитета;
  • к ребенку предъявляются завышенные требования: в душу маленького человека вселяется боязнь быть нелюбимым и отвергнутым, а для него это представляется самым худшим наказанием;
  • страх наказания родителями часто испытывают дети с так называемой «врожденной интеллигентностью», несоответствие темпераментов и уровня культуры общения часто оказывается далеко не в пользу родителей; жизнь ребенка с утонченной психикой в атмосфере грубости и невысокого уровня культуры превращается в настоящую пытку.

У взрослых

В основе этого явления лежит распространенное заблуждение, которое свойственно большинству людей. Человек программирует себя на то, что любая ошибка неизменно сопровождается последующим наказанием.

Есть два варианта событий, вытекающих из подобного умозаключения:

  1. Вы находитесь в состоянии ожидания кары за допущенный промах.
  2. Вы сами наказываете подчиненных, родственников, коллег. (Второй случай всегда выполняется с гораздо большим удовольствием и успехом).

Страх наказания связывает человека узами безинициативности и боязни негативного результата при попытке самостоятельного решения какой-либо проблемы. Наказание, даже теоретическое, становится доминантой, определяющей образ мышления и поступков.

Такую поведенческую модель с полным основанием можно назвать «страусиной» — голова в песке и никаких проблем. Почему-то забывается, что почти всегда находится доброхот, который с огромным наслаждением поддаст пинка стоящему в такой позе.

В роли такого доброжелателя обычно оказывается наша жизнь, не прощающая страха и апатии.

Как избавиться от фобии

Приняв решение изменить собственное поведение, родители могут дополнительно воспользоваться советами психологов по преодолению страха наказания у детей:

  1. Игра в «Пятнашки» . Шутливо угрожая малышу, пятнающий взрослый постоянно подыгрывает ребенку, восхищается его ловкостью, шутит, приучает к несерьезности наказания. Таким образом происходит процесс снижения уровня страха, малыш чувствует себя равным по отношению ко взрослым и более раскованным.
  2. «Жмурки» . Выступающий в роли гротескного Бармалея взрослый пытается вслепую определить местонахождение участников, чтобы наказать и расправиться с ними. Затем каждый ребенок тоже выполняет эту роль. Игра оказывает помощь в преодолении боязни замкнутого пространства, темноты и наказания.

Есть еще несколько активных игр, способных эффективно бороться с этим явлением в детском возрасте. Но каждый родитель обязан помнить о главной истине – ребенок, ощущающий любовь, теплоту и поддержку, никогда не будет испытывать чувства страха. Допущенные ошибки должны стать причиной для дружеского анализа, а не поводом для экзекуции.

Как побороть паническое настроение взрослому человеку:

  1. Необходимо проникнуться сознанием, что очень часто допущенная ошибка на самом деле не является промахом. Как часто кажущаяся промашка спасала жизнь человеку. Главенствующим должно быть убеждение, что произошедший казус станет ступенькой на пути к успеху.
  2. Испытывая страх наказания, не следует забывать, что наказывают вас люди. А таким правом обладает только тот, кто имеет над вами власть. Это и друг, от которого вы зависите, и начальник на работе, и один из супругов. Ошибочно стараться не допускать ошибки. Гораздо целесообразнее не попадать в зависимость от окружающих. Самостоятельность и уверенность в себе, выработанная жизненная позиция избавят от страха перед наказанием.
  3. Принимайте взыскание не как наказание, а как безвозмездно предоставленную помощь. Взгляните на ситуацию совершенно по-другому: ведь можно было и не заметить собственной ошибки. А раз вас наказали – значит, неравнодушны к вашей деятельности, заметили и предоставили шанс не повторять ошибку в будущем.

Принимая наказание как двигатель своего прогресса, полностью устраняешь страз перед ним. Зачем бояться того, что помогает личностному росту? Все, что происходит с нами в жизни – самый лучший из существующих мастер-классов.

Видео: Говорит психолог