Бондарев выбор. Роман «Выбор Краткий пересказ выбор

Бондарев Ю. В

ГЛАВА ПЕРВАЯ

После ухода гостей было пусто и тихо, еще горели в передней бра по бокам зеркала, еще не были погашены люстры в комнатах, мягко светил нежнейшей полутенью сиреневый купол торшера над тахтой, везде пахло сигаретным дымом, чужими духами; и было немного грустно оттого, что всюду сдвинутые с мест кресла, переполненные окурками пепельницы, обгорелые спички на ковре, неприбранные бокалы с торчащими из недопитых коктейлей соломинками и горы тарелок на кухне - все это напоминало хаос незаконченного и обидного разгрома в квартире.

Васильев, обессиленный бесконечными разговорами об искусстве, лестью и приятными улыбками, проводив до лифта последних гостей жены, с облегчением подвязал ее кухонный передник и принялся сверх меры старательно убирать посуду в столовой. Однако Мария умоляющими глазами остановила его («не надо сейчас…») и села на диван, обнимая себя за плечи, задумчиво отвернулась к окну, за которым густо синела февральская ночь.

Слава богу, наконец-то, - сказала она. - Меня ноги уже не держат.

Ты знаешь, сколько времени? - спросил он встревоженно. - Второй час… Ничего себе! Хорошо, что ты не открыла причину торжества. Конца и краю тостам до утра не было бы. Как это, Маша, - с днем ангела? Или с днем именин?

Я очень устала, - проговорила она, закуривая, и улыбнулась ему вскользь. - Благодарю, милый… и не будем об этом. Это все несущественные детали и все не стоит того… Спокойной ночи! Я немного посижу одна. Иди спать, пожалуйста…

Он почувствовал неискренность ее слов, и это фамильярно-классическое «не стоит того», и это салонно-светское «благодарю, милый» как будто неприятно загородили ее, отдаляя в чуждую ей манерность, заметную в дни размолвок, прежде нечастых, которые сразу создавали головокружительную зыбкость качнувшегося моста.

Да, Володя, иди, пожалуйста, иди же, - повторила Мария с усталой настойчивостью и, прислонив дымящуюся сигарету к краю пепельницы, налила себе красного вина. - Если ты хочешь мне что-то сказать серьезное о моих гостях, то сейчас говорить не надо - я не хочу…

Я мало с кем знаком из твоих гостей, Маша.

И может быть, поэтому ты был очень мил. Всех женщин очаровал.

Она отпила глоток; он увидел, как сдвинулось ее горло и осталась влажная красноватая полоска на ее губах, родственный и нежный вкус которых он так хорошо знал.

Маша, о чем ты говоришь? Женщин? Очаровал? Этого я не уразумел.

Я прошу тебя - давай помолчим…

Нет, он не помнил, чтобы раньше после ухода гостей она сидела вот так одна на диване, заложив ногу за ногу, рассеянно пила, в задумчивости затягивалась сигаретой, покачивая узким носком туфли, - еще четыре месяца назад он посчитал бы это за некую превеселую игру, предложенную ему (ради озорного развлечения) из какого-нибудь пошленького иностранного фильма, банального фарса, переведенного ею для закупочной комиссии на просмотре в главке, и готов был, как иногда бывало раньше, услышать ее смеющийся протяжный голос: «Ита-ак, мосье, мы проводили гостей. Ушли знаменитости! Какое облегчение! Что же мы будем делать? Ты уедешь в мастерскую? Или останешься со своей женой?» Он сейчас не ждал подобной фразы, а несколько озадаченно глядел на то, как Мария медлительно пригубливала бокал между затяжками сигаретой, но ему почему-то не хватало решимости удивиться этому ее желанию, похожему на каприз или вызов, поэтому он сказал с шутливой неуклюжестью:

Ты не очень разгулялась, Маша? Ничего не случилось?

Господи! - она опустила глаза, точно преодолевая боль, и он увидел ее ресницы, тяжелые от слез. - Неужели ты не понимаешь простых вещей - мне хочется побыть одной. Пойми меня, пожалуйста, я одна хочу отдохнуть от всего на свете…

Прости, Маша, - сказал он виновато и вышел из комнаты.

Коридор и переднюю еще праздно озаряли бронзовые свечеобразные бра, легкомысленные и бессонные в тишине ночной квартиры, и возле телефонного столика серебристой пустотой отсвечивало пространство зеркала. Васильев мельком взглянул на свое нахмуренное, бледное от утомления лицо («Лучше всего - уехать мне сейчас в мастерскую…»), потом выключил свет, эту запоздалую электрическую иллюминацию близ зеркала, мгновенно ставшего таинственно-темным, и долго в передней надевал теплейший полутулуп, любимый им, в котором зимой ездил на натуру, долго возился с «молниями» меховых ботинок, раздумывая о позднем времени, когда ехать в мастерскую бессмысленно, но Мария молчала, не останавливала его, не выходила в переднюю, чтобы проводить до двери, подставить щеку для поцелуя, что было заведено между ними.

Я пошел, Маша, - сказал он, стараясь говорить буднично и внушая себе, что ничего серьезного не произошло. - Я пройдусь по воздуху и подышу. Спокойной ночи!

До свиданья, Володя, я утром позвоню, - отозвалась Мария из гостиной предупредительным, почти ласковым тоном, и он вышел на лестничную площадку, закрыл своим ключом дверь.

Ожидая лифт под желтой лампочкой на восьмом этаже спящего многоквартирного дома, он услышал сдавленный смех вперемежку с шепотом и покосился в сторону окна, где подле батареи (как бывало почасту) стояла парочка, заметил что-то знакомое в девичьей фигуре, и тут же явственно его окликнул удивленно-звучный голос дочери:

Па-а, куда ты? И зачем ты?

Ему было не очень приятно видеть в этот час рядом с дочерью рослого, не первой молодости актера Светозарова, жгучего красавца, анекдотиста, выпивоху, любителя розыгрышей, дважды женатого и дважды разведенного, с манерами опереточного дамского угодника, и Васильев почувствовал колкий, оскорбительный холодок от наивной неопытности и чрезмерной неразборчивости дочери.

Тебе, вероятно, пора, Вика, - сказал Васильев и оглядел Светозарова с искренним любопытством. - И вам, молодой человек неотразимой наружности, пора бы уже отпустить советскую студентку, которой вставать на лекцию в семь.

Виктория, вы должны подчиниться старшим, - заговорил глубоким баритоном Светозаров, изображая благоразумную покорность. - Владимир Алексеевич, великодушно извините меня за непредвиденную полночность… Готов и в монастырь замаливать грехи, если бы адрес был хоть одного действующего. Негде покаяться.

Пожалуйте вместо обители со мной в лифт. Я объясню, как поступить.

Па-а, перестань! - возразила Виктория со смехом. - Начинаются советы и поучения! Анатолий рассказывает смешные истории, а я хохочу! Ты слышал о репетициях во МХАТе? О Массальском и Ершове? Нет? Как во время пьесы они подпрыгивали на сцене по сигналу «брэк»?

К сожалению и прискорбию, не слышал, - сказал Васильев, насмешливо обращаясь к Светозарову, вмиг изобразившему послушное внимание домашнего мальчика. - Вы, Анатолий, не устали языком артикулировать? Посмотрите на часы, очаровательный любитель монастырей. Время уже неприличное.

Артикулировать? Ха-ха! Как, как? - почтительно поразился Светозаров. - Не понял мысль, Владимир Алексеевич, по темноте своей! Что я не устал?

Ну, попросту болтать без передышки.

Вы меня обижаете. За что? Незаслуженно! Без вины виноват!

Я очень сожалею.

«Что это со мной? Почему я раздражаюсь, когда надо сдерживаться?..»

Подошел лифт, освещенный, сиротливо пахнущий морозной одеждой, студеной зимой, с натоптанным снегом на полу, и Васильев, опускаясь в этой удобной механической кабине двадцатого века, несущей его вниз мимо затихших до утра чужих, успокоенных сном квартир, поморщился, закрыл глаза и подумал о потерянном времени и полной ненадобности всего того, что делал и говорил целый вечер дома, устав воспитанно возражать гостям, не чуждым самонадеянно утвердить и особые критерии в искусстве и, конечно, в живописи, легко переходившим (ради спокойствия) в суждениях своих премудрые житейские перекрестки, - и вдруг почувствовал, что в последнее время уже испытывал не раз смутно и счастливо умиротворяющее душу желание уехать в некий час из Москвы надолго, на несколько месяцев, на год, на пять лет, уехать однажды из дома или мастерской, ни о чем не жалея, поселиться где-нибудь на синих вологодских озерах, неторопливо созерцать естественное, первородное, жить с рыбаками, есть простую деревенскую пищу, писать облачные северные пейзажи, неизощренные портреты рыбаков, прожженные солнцем и водкой лица…

Ему не работалось месяца два. Он часами лежал в мастерской на старом, с привычнейшим скрипом пружин диване, читал «Дневники» Толстого последних лет жизни, напитывался весь исповедальной болью великого человека. Но затем, самоказняще и скептически охлаждаясь, Васильев возвращался к самому себе, ощущая обман и современную парадоксальность насильственного опрощения. И далекое от Москвы, шума и суеты убежище, которое порой облюбовывал он в воображении, представлялось после трезвых размышлений успокоительным «пленэром», либо туристским, либо курортным местом, занятым известным в искусстве человеком на определенный срок. Ему ясно было, что им в пятьдесят четыре года уже не управляла никакая честолюбивая идея (как было еще несколько лет назад), кроме двух нерушимых страстей - любви к извечной, грубой и нежной красоте природы и сумасшедшей преданности работе, этой добровольной сладкой каторге, без чего утрачивался для него всякий смысл существования.

Разделы: Литература

Класс: 11

“Осмелюсь сказать, что древняя и всегда молодая изящная словесность, или художественная литература, – это форма познания жизни посредством слова, она передает нам изменчивую картину мира. А писатель по-прежнему остается строителем самого хрупкого и самого высокого храма в мире – человеческой души, и нет более важного смысла в литературе, чем совершенствование человека. Без этого всякое художество и все философские формулы бессмысленны”.

Ю.В.Бондарев

Начнем наше исследование с ключевого слова. Назовите его.

Выбор! Что означает в романе это слово, ставшее его названием?

Всю жизнь человек что-то выбирает – пищу, одежду, увлечения, друзей. Но не об этом повседневном выборе идет речь в романе. Выбор предстает в нем как очень емкое понятие, как морально-философская проблема, и поэтому разрешать её должны будут все персонажи романа. Выбор – это проявление в предельно накаленной ситуации деятельного начала в человеке, его нравственных сил и возможностей. Выбор определяет судьбу человека, он способен перевернуть его жизнь. Выбор – это ответственное решение, которое человек принимает перед лицом совести.

- “Вся жизнь – бесконечный выбор…” – говорит в романе Илья Рамзин. Какой выбор сделал он когда-то в сорок третьем?

Почему же так случилось? Ведь был до того рокового момента лейтенант Рамзин отличным парнем, гордым, немного самолюбивым, очень решительным, без колебания принял командование 3 полковыми орудиями и 19 солдатами, оставшимися после боя. Совсем юношей, по возрасту не подлежащим мобилизации, он рвался на фронт и воевал с упоением, с какой-то бешеной отвагой. Колонна фашистских танков движется на артиллерийское орудие Васильева и Рамзина. Кажется, погибло всё, нет спасения от огня врага. Васильев вдруг вплотную увидел налитые неистовством глаза Ильи, его искривленный рот, его черные волосы, косо прилипшие к потному виску. “Что лежишь? Подыхать будем?.. Два офицера у орудия – и подыхать? Заряжай! Заряжай! Заряжай! Володька, заряжай!..” “Не-ет, подыхать потом будем! Пото-ом!”

Попробуем найти в личности, в главных чертах характера Рамзина хоть одну теневую черточку, которая могла бы дать психологический ключ для открытия того, что произошло с ним.

Уже изначально его судьба была оторвана от судьбы страны. Почему? Что значат его слова, обращенные к Васильеву: “Счастливый ты человек. У тебя прекрасная биография”?

Отец Рамзина был несправедливо репрессирован, всю жизнь в своей стране Илья ощущал себя чужаком, сыном “врага народа”, и это породило в нем чувство индивидуализма.

Как оно проявляется в Рамзине?

Это и насмешливое превосходство, и презрение к сантиментам (даже на письма Маши, адресованные Рамзину, отвечает Васильев), и опасный огонек в глазах, и бравирование своей силой (инцидент с Лазаревым), и мстительность, и самолюбивое упорство.

А теперь подумайте, писатель сталкивает Рамзина с Лазаревым или ставит их рядом? Рамзин уравнял себя с Лазаревым.

Именно чувство индивидуализма заставляет Рамзина сохранить свою жизнь. Ведь в его пистолете было три пули: две для Лазарева и одна для себя, но тогда он “зубами и ногтями держался за жизнь”, которую спустя много лет оценил “не дороже ломаного гроша”.

По мнению Ю.В.Бондарева, ничем нельзя оправдать предательства своей Родины, а значит, своего народа. Потому-то так и непреклонна в своем прощении мать Рамзина.

Какой ещё грех чувствует за собой Илья Рамзин?

“И ты, и я, – говорит он Васильеву, – пролили цистерны крови. Крови фашистской сволочи, как мы говорили на войне. Но не все среди немцев были наци. А убивать гомо сапиенсу гомо сапиенса – самый неискупимый грех”.

Как проявил этот грех Илья? Вспомните страницы его военной юности.

/Пересказ эпизода “Перемирие” из десятой главы/

И там тоже был выбор. И трагедия в том, что Илья сделал его не в пользу жизни. А писатель, сам прошедший войну, считает, что война и человечность – вещи вполне совместимые.

А еще Илье Рамзину не хватило чувства долга. “Человек, родившись, должен исполнить свой, так сказать, запрограммированный самим рождением долг, – говорит Ю.Бондарев. – Долг – справедливые поступки человека, что согласуются с совестью и придают жизни наивысший смысл, объединяющий всех людей. На пути нелегкого познания правды долг как бы поднимает человека над самим собой. Стало быть, один поступок или цепь поступков, совершенных долгом и совестью, выражают смысл человечности, который я бы определил как доброту. < … > Доброта – понятие сугубо нравственное, а только нравственное делает в конце концов человека человеком”.

Как заплатил Илья Рамзин за свой выбор?

Осознал ли Илья Рамзин, что он сделал неправильный выбор?

Какой художественной деталью пользуется автор, чтобы донести до читателя эту мысль? Это надпись на газете “Вечерняя Москва”: “…остро и неестественно кололо глаза вверху на просвете полосы сжатое молящее слово, дважды написанное нетвердым почерком: “Простите!”, “Простите!”

Илья Рамзин говорит в романе странное: “Правда, как и память, дается человеку в наказание”. В наказание ли Васильеву прибыл из прошлого Илья Рамзин, школьный и фронтовой друг, давний и недосягаемый пример для подражания, соперник в любви, лейтенант Рамзин, погибший на излете войны в безнадежном бою?

Почему так болезненно чувствует себя талантливый художник Владимир Васильев, имеющий для полного счастья умницу-дочь, любимую жену, признание своего таланта? Ведь эта болезненность приходит к нему именно после встречи в Венеции с Ильей Рамзиным.

Эта встреча заставила Васильева познать не только жизнь Ильи Рамзина, но и внимательно взглянуть на свою собственную.

И что же он увидел?

Что тоже жил не всегда верно и не очень ладно.

“Когда приходит к нему Олег Колицын, администратор от живописи, нещадно страдающий от того, что променял свой небогатый дар на звания и должности, приходит за добрым словом, слишком хорошо, впрочем, зная неподкупную честность Васильева, – то Васильев раздраженно думает, что разговор с ним будет “убийством времени, тратой нервных клеток, напрасным самоугнетением”. Что ж, он прав, наверное, когда не хочет себя разменивать на пустословие и ложь в утешение, хотя, может быть, ложь эта и помогла бы Колицыну чуть-чуть поверить в себя. А вдруг да не помогла бы – кто знает? Но дело в том, что в малом сем эпизоде явно видно желание Васильева во что бы то ни стало избегнуть “Траты нервных клеток, напрасного самоугнетения”. Слишком часто он вспоминал об этом желании за последние годы, слишком верил ему.

Отец. Старый, одинокий. Коротающий век неподалеку от столицы, он много раз просил у сына позволения приехать – внучку повидать, картины в мастерской посмотреть – всего лишь на день на два. А Васильев занятостью отговаривался – и верно, был чертовски занят (бог – работа!): деньги ему переводил, рубашки в подарок посылал чтобы потом, после смерти отца, получить обратно сберкнижку со своими нетронутыми переводами и нераспечатанные целлофановые пакеты с рубашками. Не того, видно хотел от него отец. А чего хотел – не нашлось у сына...

Дочь. Два года назад произошла с ней, восемнадцатилетней, трагедия, которая во многом поломала нетвердый ещё характер, надолго ожесточила её против всех на свете. Беда в те дни поселилась в доме, и Васильева оградили от неё. Он работал в мастерской ожесточенно и яро, деликатно не вторгаясь в беду Виктории, доверив жене выхаживать дочь. <…>

Жена. Больше всего Васильева пугает то отчуждение, которое началось между ними, как он считает, во время поездки в Венецию, а на самом деле раньше, пожалуй, когда он оставил Марию наедине с бедой дочери ”.

Пятнадцать лет тому назад Васильев сделал свой выбор, целиком отдавшись искусству. Это было самоотверженное и бескорыстное служение своему делу, лишенное честолюбия и суеты. Две страсти управляли им – любовь к красоте и сумасшедшая преданность работе. В них, казалось ему, он нашел смысл своего существования. Успех и признание сопутствовали ему, И даже искренний друг его Лопатин находил, что Васильеву удалось в своих пейзажах выразить взгляд современного человека на природу, взгляд, проникнутый не умилением, а тревогой за красоту, без которой невозможна жизнь на земле.

Но давайте внимательно присмотримся к последним пейзажам Васильева.

Вот некоторые из них. Ранние зимние сумерки, сиреневые берёзы в вечереющем воздухе околицы, угол деревенского дома с забитыми крест-накрест окнами, последний багровый луч на скате сугроба, завалившего крыльцо, и тишина многоверстная, первобытная, с далеким, чудится, перелаем собак и одинокой первой звездой. Или: яркий прощальный день конца октября, белое солнце стоит низко, сквозит между стволами дальних берёз, которые на косогоре против солнца кажутся черными: одинокое упавшее в траву яблоко лежит возле разрушенной монастырской стены, еле видимое сквозь облепившие его листья. А какая печаль чудится в этой васильевской картине: северное вечернее небо, выметенное ветром, пасмурная вода до горизонта и две видавшие виды лодки бок о бок у берега, связанные накрепко заржавленной цепью, как двое неразлучных во всем белом свете, соединенных любовью, временем, страхом, обязанностями, два связанных одиночества. И ещё: апрель, лимонная луна стоит в голом березняке, освещает черноту земли, оставшиеся островки снега, прошлогоднюю опавшую листву…

Как в зеркале, отразилась во всем этом смятение, душевная боль Васильева, в жизни которого никогда не было счастья, а было лишь смутное ожидание его. Да и могло ли оно, счастье, быть у человека, который общую беду (беззащитность перед всемогущими чиновниками, падение нравов, ожесточенность) воспринимает как личную вину, ибо бессилен что-либо изменить в этом мире к лучшему, потому что слишком отстранен от него.

Именно встреча с Ильей Рамзиным заставила Васильева задаться вопросом: “ …не слишком ли он был занят самим собою в эти удачливые годы?..” и испытать боль души: “Что со мною происходит в последнее время? Я нездоров. Или я заболеваю какой-то мучительной болезнью. Я чувствую себя виноватым перед всеми – перед Машей, перед Викторией, перед Ильёй… И это похоже на боль… Но в чём моя вина? В том, что мы вовремя не можем помочь друг другу?” Так Васильев сам приходит к осознанию своей вины.

Она проникает даже в подсознание художника. Попробуйте объяснить его сны.

В его снах возникает то видение Вавилонской башни, строительство которой разрушило, по библейской легенде, всечеловеческое единство, то кошмарный образ какого-то, изнывающего в страшных муках человека, которому он должен был помочь и побоялся это сделать.

Чуть было не погибшее в нём чувство человеческого единения возвращается к нему через страдание и сострадание, которые вновь должны приобщить его жизни других людей. Боль сопереживания, объединяющая сила горя внезапно озаряют его сознание.

Когда около кладбища, где погребли Илью, он встречает убитого горем парня с детским гробиком в руках, рыдающую молодую женщину и толпу следующих за ними молодых людей. “И Васильев вдруг испытал такую родственную, такую горькую близость с этим потрясенным светловолосым парнем, с этой некрасивой, дурно плачущей молодой женщиной, со всеми этими обремененными авоськами людьми на дороге, как если б он и они знали друг друга тысячи лет, а после в гордыне, вражде, зависти предали, безжалостно забыли одноплеменное единокровие, родную простоту человечности…”

Примечательно, что только двум персонажам, Владимиру Васильеву и Илье Рамзину, автор дает возможность испытать эту боль души от того, что жили не совсем так, и не очень ладно, и не всегда верно, и найти в себе силы сделать новый выбор.

Обратите внимание на фразу Ильи Рамзина: “Если успею в тяжких грехах покаяться, господь не даст исчезнуть в муках навечно”.

Рамзин и Васильев сделали свой выбор, но в романе проблема выбора стоит и перед другими персонажами. Кто и как делает свой выбор?

“Есть одно – сама жизнь, как удовольствие жить, и разумный эгоизм, деточка, как метод этой жизни! Коли можно, принимай эту подаренную нам случаем любви жизнь, как карнавал!..” – говорит режиссер Щеглов своей племяннице Виктории.

Умение легко обходить острые ситуации, артистизм обеспечили Щеглову спокойную жизнь, хотя при любом случае он готов поиграть острым словцом и снисходительно отметить несовершенство мира. Он изощряется в циничном остроумии и ставит под сомнение все ценности и все истины. Но под когда-то выбранной им маской злой веселости скрывается глубоко несчастный человек, панически боящийся смерти. Недаром его позицию тотального скептицизма художник Лопатин определяет как “унылую философию осеннего листа”. А чтобы понять, насколько прав Щеглов в своем выборе, достаточно присмотреться к нему на кладбище, после похорон Ильи. “Вы оба беспощадны ко мне! И вы, Александр Георгиевич, и вы, Владимир Алексеевич! Вы стали невыносимыми! – тонко взвизгнул Эдуард Аркадьевич и заморгал, задышал носом, всхлипнул совсем по детски обиженно (а этого с ним прежде никогда не случалось, вроде все подпорки в нем разом сломались) и, сгорбленный, тряся головой, отчего оскорбленными кивками мотался на его голове широкий берет, на ощупь схватился за ручку дверцы Лопатинской машины, тщетно силясь открыть ее и повторяя слезными, упрекающими вскриками: – Скорее, скорее, прочь отсюда! Я прошу отвезти меня домой… Боже, моё веселье! Веселье человека, которому невесело жить!”

Поработайте с текстом. Выделите ключевые слова в данном фрагменте

Подобную же истерику переживает и Олег Колицын. Преуспевающий администратор, отягощенный должностями, учеными степенями, испытывающий постоянную усталость от творческого безделья, он мучается сознанием того, что если у него и был хотя бы небольшой талант, то он загубил его. И оттого он так кричал в мастерской Васильева, куда приехал за надеждой и поддержкой, кричал, “корчась от самой глубокой, ничем не излечимой раны”, “кричал скандально-отвратительно, безудержно, его большая львиноподобная голова тряслась в яростном исступлении, набухшие веки сжимались, выкатывая крупные оловянные слезы; а когда в крике его прорывались не то рыдающие нотки, не то нотки истерического смеха, Васильев, пораженный, подумал, что, должно быть, так, в припадке бессильной ненависти, люди сходят с ума…”

А вот перед нами жизнь Маши. Как и какой выбор сделала она?

Маша выбрала то, что преподнесла ей судьба, но была ли она счастлива? Ведь не случайно дочь теперь её называет “святой женщиной-мученицей”. И сам Васильев задумывается над вопросом: “Что ж, Мария призналась Виктории, что ещё со школы терпела мою дурацкую влюбленность много лет, а сама вынужденно несла крест? Значит, только один для нее был – Илья? Это, наверно, так!” Подумайте, так ли это?

Итак, человек отвечает за сделанный им выбор всей своей жизнью. Но действительно ли этот выбор делается им самим? Вспомните слова Ильи Рамзина в конце 18 главы: “Не думаете ли вы, что все человечество – подопытные кролики на земле и кто-то проводит с нами чудовищный эксперимент?”

Соглашается ли с этой мыслью Ю.Бондарев?

Каким образом писатель опровергает эту мысль Ильи о том, что выбор делает “господин эксперимент”, “вселенная” или несколько всесильных людей”?

Словами Виктории: “Нет, папа, все зависит от нас самих! Знаешь, кто создает ад на земле? Не природа и никакая не темная сила. Нет, папа, сам человек – великий творец земного ада”. После всего, что с ней случилось, ей часто “бывает не по себе от людей”. И это сближает её с Ильей Рамзиным, именно поэтому она хочет принять его приглашение уехать в Италию, уйти в чужой мир, где все друг другу чужие и где, как ей кажется, легче будет переносить свое несчастье, поколебавшее ее веру в людей.

Как Василев пытается уберечь свою дочь от неправильного выбора?

Он открывает для неё всю любовь своего сердца и говорит удивительные слова, которые звучат для каждого из нас как предупреждение: “Мы не имеем права быть беспощадными друг к другу”.

Почему проблема выбора, поставленная в романе (выбора и ответственности за него состоянием своей души), так актуальна?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно присмотреться к миру, который окружает героев романа, впрочем, и нас, сегодняшних читателей.

Каким же мы видим мир в восприятии критика Боцарелли, Марии Васильевой (материал третьей главы ), режиссера Щеглова (конец шестой главы, материал главы восемнадцатой)?

“Разве не патология современная цивилизация? Наркомания? Насилие? Эскалация секса? Движение из ниоткуда в никуда? Посмотрите на улицы Рима, Милана, Парижа! Куда движутся машины? И разные люди в них? Да, я думаю, что из ниоткуда в никуда. Мир очен устал. А этот английский “римейк” – монастыри молчания: английские интеллектуалы уходят в них и молчат месяцами, как немые. А “ретро” – возвращение в прошлое… А магеридж…”

“Весь мир сошел с ума. В отвратительных извращениях ищут правду и хотят внушить людям гадливость к самим себе…” – говорит Мария после просмотра английского фильма в одном из римских кинотеатров.

А режиссер Щеглов подмечает: “Шекспировским страстям в век пластмассы не бывать уже. Любовишка какая-то бытовая. Ненависть – рыночное недоразумение в очереди за ташкентским луком. Скромность стали считать глупостью и недотёпством, хамскую грубость – силой характера. Сплошное опупение и пнизм от слова “пень”! <…> И только зависть, жесточайше душу гложущая, расцвела волшебным розарием в новом мещанстве”. “Мировой микроб потребления, как грипп, перенёсся к нам. <…> А когда начинается погоня за вещичками, в головах многих образуется духовная пустынька, и две госпожи – истина и мораль – уже редко приглашаются сюда в гости, – Щеглов пальцем постучал себе в темечко”.

“Я не сомневаюсь ни на йоту, что сумасшедшее человечество утратило высший смысл своего существования и заблудилось в бетонных лабиринтах больных и перенаселенных городов!”

А что за чувство испытывает Владимир Васильев, побывавший в родном Замоскворечье, сопровождая Илью, и почему оно возникло?

“…откуда эта разрушительная дьявольщина? Неужели прошлое не останется, и никто ничего не будет помнить? И никого из нас? Разрушат старый дом, построят новый, панельный, а другие следом за нами разрушат панельные и построят более безобразные… И, может быть, все наше прошлое рассеется, как пылинка, во вселенной”. Все, действительно, изменилось в родном Замоскворечье, и даже люди стали грубее и безобразнее.

Так почему важно делать правильный выбор?

Прежде всего потому, что человек ответственен за мир.

- “Как только человек заглянул в свою душу, он познал ад”. Страшные слова произносит Илья Рамзин, но они правдивы, и оттого, наверное, становится все меньше желающих копаться в своей душе, ибо большинству из нас в сегодняшнем мире хочется жить сладко и спокойно.

И лишь немногие, как художник Васильев, считают: “Может быть, ради этой боли [боли души] стоило родиться на свет…”.

Ю.В.Бондарев убеждает своих читателей в том, что наиглавнейший смысл жизни в постоянном поиске истины и обретении ее через боль и страдание, через любовь к людям, через совесть. И каждый и нас должен помнить, что “среди тысяч смыслов и выборов есть один – великий и вечный…”.

Как вы думаете, в чем он?

В любви к своей Родине.

Илья Рамзин был другом детства Владимира Васильева. В настоящем Васильев очень дружен с художником-графиком Александром Георгиевичем Лопатиным, обращаясь к его участью в наиболее трудные в своей жизни минуты. И всех их автор наделяет великим чувством Родины.

“Хочу в Замоскворечье! Сколько лет я там не был! Сейчас разбужу Лопатина, и до утра пойдем бродить по Москве, протопаем пешком до Павелецкого вокзала, взглянем на Шлюзовую набережную, на Озерковскую, на церковку в Вишняковском переулке…”. “Скучаю я по русским северным городкам, – загудел Лопатин, входя в комнату и расправляя бороду поверх толстого грубого, ручной вязки, свитера. – Не тот комфорт, не тот кафель, а неповторимое колдовство… не сравнить ни с какими западными красотами. Чего стоит одна стеклянная тишина в малиновом инее утра!” “Я постарел, поэтому мне снится наш двор на Лужниковской, деревянные ворота и липы под окнами. И ещё – почему-то весеннее утро в голубятне, и, знаешь, пахнет перьями, коноплей… Я хочу… я хочу увидеть мать. Помоги, если ты мне хоть немного веришь”.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся написать творческую работу в жанре эссе “Боль моей души”.

Литература

1. Абрамов С. Нет чужой боли. // Роман-газета. – 1981, №8, с. 125-128.
2. Богатко И.А. Предчувствие. Литературно-критические статьи и очерки. – М.: Современник, 1990, с.5-188.
3. Горбунова Е.Н. Проблема выбора и вины. К спорам вокруг романов Ю.Бондарева. // Октябрь. – 1988, №5, с. 180-188.
4. Козьмин М.Б.Путь к человеку. – М.: Современник, 1984, с. 132- 185.
5. Ломидзе Г.И. Нравственные истоки подвига: Советская литература и Великая Отечественная война. – М.: Советский писатель, 1985, с. 179-181.
6. Федь Н.М. Художественные открытия Бондарева. – М.: Современник, 1988, с. 153-223.

Где найти краткое содержание Выбор Ю. В. Бондарев? Конкретно "Выбор".Нигде не могу найти... и получил лучший ответ

Ответ от Ўрий Поляков[гуру]
Каким был Илья Рамзин в начале войны? Что привело его к потере связи с Родиной? «Юный, сильный, решительный, подчиняющий своим горячим и опасным блеском черных насмешливых глаз», Илья в школьные годы занимался гимнастикой, самбо, обтиранием снегом, «чтобы не быть униженным силой других…». Вместе со своим другом Володей Васильевым хотел пойти на фронт добровольцем. Но из-за юного возраста его не взяли и послали на девять месяцев в артиллерийское училище. После училища он попадает на фронт.
Характер Ильи Рамзина проявляется в обращении с Лазаревым. Несмотря на то, что Лазарев - мерзавец, все же во взаимоотношениях с ним Рамзин слишком прямолинеен. Он утверждал, общаясь с Лазаревым, властную, не сомневающуюся силу командира батареи, чьи обязанности выполнял. Так же, как позднее с ним поступят капитан Пужавин и майор Воротюк. Когда батарею Рамзина окружили немцы, майор Воротюк оставил «участок оголенным, не прикрыв батарею ни взводом, ни отделением пехоты». Несмотря на это Воротюк обвинит Рамзина в трусости: «А я-то считал, что вы погибли как герой! Расстреляли все снаряды и погибли под гусеницами танков, но не ушли. Не драпанули! Ах, трусы, трусы!» Лазарев не гнушается лжи, заявляя, что их батарея не отступила бы, если бы комбат не приказал, и что комбат «с бабой ночку проамурил», потому и проворонил врага. Чудовищную клевету Лазарева понимают все. В состоянии ожесточенности, желания мстить Илья Рамзин всадит две пули в Лазарева, одну прибережет для себя, но попадет в плен.
Спустя 30 лет после войны Рамзин готов «платить по счетам»: «За то, что не вернулся, а теперь возвращаться поздно. За то, что не подох в плену, не захлебнулся в дерьме, как сотни других русских за границей… Но у Власова не служил. Хотя вербовали в Заксенхаузе. В иностранном легионе не воевал. В военных преступниках и карателях не числюсь…»
Каков же Илья теперь? Васильев увидел в Венеции «седого, несколько изысканного иностранца в безукоризненно сшитом костюме… ». . Его мучает одно испепеляющее желание - побывать на родине, увидеть мать. И он делает свой последний выбор - самоубийство.Мечта Рамзина сбывается - он приезжает на родину и встречается с матерью Ему уже никто не может помочь - ни деньги, ни ж Кто же виноват в этой трагедии? Сам человек. Выбор между жизнью и смертью Рамзин сделал потому, что прошел через раскаяние, через наказание совестью. Рамзин в трудной ситуации не сумел превозмочь себя, свою личную обиду. Он позволил одержать верх желанию мести, озлоблению, которые завели его слишком далеко. Интересно, что в момент столкновения Ильи с Воротюком Васильев сказал, что с женщиной ночью был не Рамзин, а он. В тот момент Василев сознавал «необходимость истины не зависимо ни от чего, от одной мысли, что может предать Илью, прошлое, Москву, школу, все между ними», поэтому согласился даже на собственный позор. Рамзину подобная мысль о предательстве самого дорогого не приходила в голову, а собственный позор он простить не мог. Проблема нравственного выбора - не единственная проблема романа. В романе даются раздумья Васильева о своей жизни, о добре и зле, истине, счастье. Очень точно выписана психология человека творческого, мыслящего, талантливого. Состояние Васильева - приступы одиночества в кругу друзей, вечная спешка, мечта о бегстве из столичной суеты куда-нибудь в провинциальный городок - знакомо многим. Васильев - художник, сознающий, что пресытился встречами с людьми искусства, обожающими «интеллектуальную» болтовню или завидующими его успеху. Этот герой тоже не идеален, подтверждение этого - взаимоотношения с отцом.
енщина, ни дружба с Васильевым.
Любопытен образ режиссера Щеглова. Много правды в его философско-обличительных эскаладах против жизненных несовершенств. И в то же время правильно отвечают ему Васильев и Лопатин, утверждая, что пессимизм - нехитрая штука. Если самому не заняться улучшением быта людей, то «мы захлебнемся в мире слов, в острословии, в ехидстве над жизнью и погибнем». Мучительные раздумья Васильева о разных пут

Ответ от Полина негодяева [активный]
Проблему выбора, который встает перед человеком всю жизнь, писатель освещает на страницах романа. История начинается со Второй Мировой Войны и заканчивается рассуждениями советских интеллигентов 1970-х годов.
Герой книги занимается спортом, борьбой, закаливанием, воспитывает в себе свободолюбивого человека, чтобы не стать униженным другими. Когда началась война, Илья Рамзин был молод. Попал в артиллерийское училище, оттуда на фронт. Самые первые бои советские войска проигрывали, отступали. Попав в окружение, Илья старался вывести орудия, хотя бы по частям. Но глупые и недальновидные приказы командира погубили всю батарею. Обвинения в трусости подтолкнули Рамзинак отчаянным поступкам. Окруженный фашистами, Илья стреляет в командира, но сам застрелиться не успевает. Потом был плен. В лагере для военнопленных ему предлагали вступить в ряды Власовцев или в иностранный легион, он отказался. Его мучает совесть за прошлые поступки. Рамзин оказался не готов к клевете и оговорам, которые окружают его на войне и в плену. Застрелить своего командира – это подвиг в глазах фашистов.
Прошло 30 лет с тех дней. Рамзин встречает своего одноклассника Васильева, художника, в Венеции. Все эти годы Илья считался пропавшим без вести. Мать его искала, Рамзин никому не писал, держался от русских подальше. Женился на немке, уже овдовел, сын жил в Мюнхене. Илье очень хочется увидеть мать.
Когда Рамзин приехал в СССР, мать встретила его холодно. Старушка считала его предателем. Илья не смог выдержать такой встречи. Вместо обретения душевного покоя Рамзин чувствует разочарование. Он больше ничего не хочет и решается на самоубийство.
В компании интеллигентов (Щеглова, Лопатина) Васильев рассуждает о выборе в нашей жизни, который предоставляется каждому, но не всякий делает верный шаг. Каждая ошибка остается болью в душе. Люди несовершенны, но поддаваться пессимизму тоже нельзя. Без реальных дел, без любви, плывя по течению, человек теряет смысл жизни. В любой ситуации нам дается право выбора. Даже на войне.

Роман Ю.В.Бондарева "Выбор" - один из самых популярных романов писателя - продолжает сквозную тему его творчества - тему войны. Военная тема Бондарева _ это протест против зла, которое несет в себе война, уродуя человеческие души. Но война - это и героическая страница истории, которую нельзя перечеркнуть.Она многому научила, сплотила людей, заставила их задуматься. Военные страницы написаны Бондаревым с особой правдивостью, заставляют задуматься не только о прошлом, но и о будущем. Перед нами одна из трагедий войны. Мы сосредоточим свое внимание на проблеме нравственного выбора главными героями романа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района Кировской области

Конспект урока по литературе
в 11 классе

« Урок - исповедь по роману Ю.В.Бондарева «Выбор»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск - 2012

Урок – исповедь по роману Юрия Бондарева «Выбор»

Цели:

  1. Образовательная – выявить позицию героев романа по отношению к вопросу о выборе, создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Рамзина, Васильева и др. Показать духовные искания главных героев романа. Протест писателя – гуманиста против попрания естественного права человека на жизнь.
  2. Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения учащихся по отношению к такому понятию как «выбор»; создать ситуации, при которых учащиеся поймут, что из любого сложного положения есть выход. Проблема постоянного выбора в жизни. Кто виноват в этой трагедии?
  1. Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: портрет Ю.В.Бондарева, тексты худ. произведения.

Методические приемы : Учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

Время проведения – 90 минут

Подготовка к уроку.

Вопросы для беседы вывешиваются в классе за 2 недели до урока, чтобы заинтриговать уч-ся, заставить их обратиться к тексту:

1.Какими в молодости были Илья Николаевич Рамзин и Владимир Алексеевич Васильев? Кто из них вам больше в этом возрасте нравится?

2.Как случилось, что Рамзин совершил предательство?

3.Кто виноват в этом: майор Воротюк, старшина Лазарев или сам Рамзин?

4. Вспомните обстоятельства боя, жестокий приказ Воротюка, низость Лазарева?

5. Как мог поступить Рамзин? Какой выбор стоял перед ним?

6. Легко ли в 19 лет сделать выбор между жизнью и смертью? (перед нами одна из трагедий войны)

7. Как жил Рамзин в течение 30 лет, которые он провел за границей?

8. В чем причина его полнейшей внутренней опустошенности?

9. Какова, на ваш взгляд, кульминационная сцена романа?

10. Как вы понимаете слова Рамзина «Никакого следа не оставил я после себя на земле»?

11. Что нужно для того, чтобы оставить на земле след? Найдите стихотворение Л.Мартынова «След»

12.Почему несчастлив Васильев, который сделал во время войны правильный выбор и сейчас, казалось бы, имеет все: почет, любимую работу, семью?

13 Почему усложняются его отношения с близкими, и в жизни героя наступает разлад?

14. Как пытается разобраться в себе, в окружающих людях, найти высшую правду Васильев?

15. В чем вина Васильева перед отцом?

16. Можем ли мы быть уверены в том, что Васильев найдет выход из тупика?

Дочь Васильева – Вика

1.Какой выбор готова сделать Вика?

2. Оправдывает ли её трагедия, которую она пережила?

3. Откуда эта готовность покинуть Родину? Во всем подражать Западу?

4. Что случилось с Викой 2 года назад?

5. Как вы представляете дальнейшую судьбу Вики?

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ задания к уроку

Класс делится на 5 микрогрупп, каждая группа получает задание, готовится инсценировка кульминационной сцены романа «Встреча Ильи с матерью»

Ход урока

Эпиграф урока: Вся жизнь – бесконечный выбор…

Ю.В.Бондарев

Вступительное слово учителя

Ю.В.Бондарев принадлежит к тому поколению, жизнь которого «вся пронизана, просвечена войной». Семнадцатилетним он шагнул в огненные бури сорок первого, воевал артиллеристом, дважды был ранен. Фронт сформировал его как личность. «Война, - признается писатель, - явилась для меня самым умным и безжалостным учителем жизни… Все – лица, голоса, бои, конфликты, победы, высотки, танковые атаки – аккумулировались в памяти, а память на войне восприимчива необыкновенно, и это определило во многом мой жизненный опыт».

Почти все написанное Бондаревым – о войне. Вместе со своими героями писатель прошел по дорогам войны, толкал плечом орудия, вытаскивал их из осенней грязи, стоял на прямой наводке, делился последним табаком на закрутку после танковой атаки.

Военная тема Бондарева – это протест против зла, которое несет в себе война, уродуя человеческие души. Но война – это и героическая страница истории, которую нельзя вычеркнуть. Она многому научила, сплотила людей, заставила их задуматься. Военные страницы написаны Бондаревым с суровой правдивостью, заставляют задуматься не только о прошлом, но и о будущем.

Роману «Выбор» не подходят привычные определения типов романа (политический, психологический, этический, бытовой, философский и т.д.) Его называют романом – раздумьем, романом – размышлением. Я бы добавила – роман – откровение, роман – исповедь. Основная проблема романа – проблема ВЫБОРА.

Итак, перед нами одна из трагедий войны. Мы сосредоточим свое внимание на проблеме нравственного выбора главными героями романа.

Анализируются подготовленными учениками отдельные сцены и эпизоды романа.

ИСПОВЕДЬ 1. Встреча Ильи и Владимира .

Глава 5 стр. 16 – 20 со слов «Здравствуй, Илья.. до слов..но был ли потом у меня лучший друг, чем он? – говорит Васильев. (стр.21)

Вопросы:

1.Как жил Илья за границей?

2. Как он оказался в плену?

3.Кто убил старшину Лазарева?

4.Что мы узнаем о майоре Воротюке?

5. Почему Илья хочет непременно приехать в Россию?

ИСПОВЕДЬ 2. Война. Последний бой. Плен.

1.Зачитывается эпизод из главы 10 стр. 56. Лазарев и Рамзин..

(Учащиеся отмечают нетерпимость Ильи к чьей-либо физической силе. Грубость Ильи стр. 64.)

2.Окружение. Майор Воротюк. Анализируется отрывок из главы 12 стр.68.

(Учащиеся отмечают чудовищную клевету Лазарева стр..71

Вопросы:

1.Почему батарею Рамзина окружили и отрезали немецкие автоматчики, расстреляли в упор лошадей?

(Воротюк оставил участок оголенным, без прикрытия, и тем не менее он обвинит Рамзина в трусости.)

2.За что мстит Рамзину старшина Лазарев?

ИСПОВЕДЬ 3. Плен. Жизнь за границей.

Зачитывается эпизод из главы 13 (конец) стр.72-76. Обращаем внимание на слова Воротюка: «Иди и подумай, какая пуля слаще! Наша или немецкая! Иди! Ма-арш отсюда!»

Рамзин говорит Васильеву: «Нет, живые мы ему не нужны… Наша смерть ему оправдание. Мы погибли вместе с орудиями»

Вопросы:

1.Почему Илья решил убить Лазарева?

2.Какой выбор делает Илья? (Попав в плен, ослепленный ненавистью к Воротюку и страхом перед трибуналом (Отец его был невинно осужден в 1937 году и погиб), он сделал ошибочный выбор и дорого расплатился за свою роковую ошибку – жизнью без надежды, без счастья, без радости. Его судьба поучительна и трагична)

3.Легко ли в 19 лет сделать выбор между жизнью и смертью?

4. Как мог поступить Илья, какой выбор стоял перед ним? (В сложившейся драматической обстановке Илья мог умереть, быть убитым или застрелиться, предстать перед судом или изменить. Рамзин остался в плену и выжил, но мы не знаем да так и не узнаем, сам он сдался или бы пленен. Единственное, в чем он признался Васильеву, так это в том, что он выпустил, как и обещал две пули в уголовника и наушника Лазарева, а для себя пулю « пожалел».

5.Как живет Илья в течение 30 лет за границей? (Жил в ФРГ, имел предприятие по производству иголок для швейных машин, овдовел)

6.Каким его увидел Васильев в Венеции?

(Седой, изысканный иностранец в безупречно сшитом костюме. Его считали пропавшим без вести. Его упорно разыскивала мать после войны. Он вдовец. Был женат на немке. Взрослый сын Рудольф работает в Мюнхене. После смерти жены Илья живет под Римом: здесь меньше русских.

Спустя 30 лет после войны Илья готов платить по счетам: « За то, что не вернулся, а теперь возвращаться поздно. За то, что не подох в плену, не захлебнулся в дерьме, как сотни других русских за границей… Но у Власова не служил. Хотя вербовали в Заксенхаузене. В иностранном легионе не воевал. В военных преступниках и карателях не числюсь…»

Сейчас его преследует одна цель – побывать на родине. Это другой Илья…

ИСПОВЕДЬ 4. Встреча с матерью . (Можно приготовить инсценировку или чтение по ролям) Это кульминационная сцена романа.

Сценой свидания с матерью автор выносит окончательный приговор Рамзину. Единственный человек, перед которым Илья был виноват без меры – это его мать Раиса Михайловна. Все 30 лет ждала она своего Ильюшу, но он не смог, не захотел или не нашел возможности известить о себе. Он любил её. Горька была разлука с сыном, но еще горше оказалась их встреча. За долгие годы неизвестности выболело материнское сердце. До встречи с матерью он еще на что-то надеялся, но повидавшись с ней, он понял, что пора платить по счетам. Свидание с матерью, седой, семидесятилетней старушкой, холодный прием ею сына – последняя и самая крупная капля в чаше расплаты Рамзина за содеянное. Он красив, элегантен, подтянут, но духовно мертв. Ему уже никто не может помочь – ни деньги, ни женщина, ни дружба с Васильевым. И он делает последний выбор – самоубийство.

ИСПОВЕДЬ 5. Последний выбор Ильи Рамзина – Рамзэна.

Анализируется сцена самоубийства глава 19 стр.114.

Предсмертное письмо Ильи зачитать гл.19 стр. 115 Заканчивая предсмертное письмо Васильеву, он заметит: «Думаю, что мама, железная женщина, спокойно отнесется к моему уходу…» Но он ошибся. Его смерть болью отозвалась в сердцах тех, кто его знал..

Вопросы:

  1. О чем просит Илья в предсмертном письме? (чтобы его похоронили на родине. В последние мгновения перед смертью его мучает сомнение, выполнит ли его бывший друг его единственную просьбу, единственную награду за беспутную и бесполезную жизнь – похоронить на каком - нибудь московском кладбище, в родной земле, которую он, может быть, и не предавал, но недостаточно любил и ценил при жизни. Но земля приняла его грешное тело, и это было все, что она могла сделать для своего заблудшего сына.)
  2. Кто виноват в этой трагедии?

(Сам человек. Человек, который по всем статьям мог бы быть человеком с большой буквы, уходит из жизни, даже не наследив. И пустота эта страшит его. Ему кажется, что «не черная, не белая дыра во вселенной, а пустота…» Накануне самоубийства он говорит своим гостям: « Страшно умирать. Можно оставить след, можно и наследить, хуже всего – пустое место. Страшно это пу - стое место!» Выбор между жизнью и смертью Рамзин сделал потому, что прошел через раскаяние, через наказание совестью. Война была Отечественная и защищать требовалось не воротюков, а Отечество. Рамзин в те трагические минуты фронтовой обстановки не сумел встать над собою, над своей личной обидой. Он позволил одержать верх желанию мести, озлоблению, которые завели его слишком далеко.

3. Отношение автора к герою. (Илья Рамзин - не преступник, он отщепенец, блудный сын, слишком поздно вернувшийся к родному очагу. Илья – самый строгий судья самому себе. «Правда, как и память, дается человеку в наказание. Вспоминая плохое, страдаем. Вспоминая хорошее, чувствуем горечь неотвратимого», - говорит Илья. Его взгляды выстраданы всем его горьким жизненным опытом. Приехав в Москву через много лет Рамзин замечает: «…Рая нет. Унылый мировой стандарт. Почему в Москве так рабски подражают Западу? Кто-то у вас, как безумный, влюблен в чужой стиль… в бездушный… гибельный пошлый стиль – и становится тошно. И смешно. И с ума сойти можно. Нет ни рая, ни родного угла …» Его взгляды можно разделять и не разделять, но их нельзя не уважать, ибо они выстраданы.)

ИСПОВЕДЬ Васильева.

Анализируется глава 20 стр. 121.

Васильев исповедуется перед собой. Читает исповедальные дневники Толстого последних лет жизни.

Вопросы:

  1. Почему несчастлив Васильев, который сделал во время войны правильный выбор и сейчас, казалось бы, имеет все: почет, любимую работу, семью?

(вина его в том, что занятый только своим творчеством, он как бы отгородился от людей и не подтвердил своего выбора. Велика его вина перед отцом, дочерью.)

  1. Есть ли у нас вера в то, что Васильев найдет выход из тупика? (Да, мы верим в это, потому что в Васильеве есть та совестливость, человечность, которая поможет ему преодолеть одиночество, тоску.
  2. В чем вина Васильева перед отцом? (гл.17, стр.98-99. Отец Васильева преклонялся перед своим сыном, перед его талантом. Несколько раз просил разрешения приехать в гости к сыну посмотреть на внучку, но сын даже не ответил на письма. А после смерти отца по завещанию получил свои деньги, которые он переводил, и несколько рубашек в в целлофановых пакетах. Васильев – художник, сознающий, что пресытился, наелся до тошноты заграницами, встречами с людьми искусства.

Мучительные раздумья Васильева о разных путях человека, о смысле жизни и смерти останавливаются в конце концов на одном – на любви: на любви к Родине, родителям, жене. На любви деятельной, верной, великой и вечной.

  1. Какой эпизод из прошлого характеризует Васильева как верного и надежного друга? (когда Васильев идет на собственный позор ради Ильи, говорит, что с женщиной перед тем боем был он, а не Илья Глава 11, стр.63. Илья бы на такое никогда не решился.)
  2. Найдут ли дорогу к своему счастью Васильев и Мария? (С Васильевым и Марией мы расстаемся, когда их духовные искания ещё не окончены, но они нащупали под ногами твердую почву)

На уроке особое внимание следует уделить дочери Васильева Вике .

Она почти сверстница старшеклассников и более понятна им, чем другие герои романа. О Вике ребята говорят долго, пытаются представить е дальнейшую судьбу.

1.Какая история произошла с Викой? (гл.16 стр.89)

2.Расскажите о взаимоотношениях отца и дочери. (гл.6)

3.Почему Вика собирается ехать за границу вместе с Ильей? (Гл 16, стр. 92-93. Подарки Ильи Гл.18, стр.108-109)

Итог урока.

Многие проблемы романа остались нерешенными. Важно заставить ребят задуматься над собственной судьбой, над собственным ВЫБОРОМ. И чем больше будет мнений, тем многограннее будет идея бондаревских образов. Это произведение заставляет учащихся задуматься о многом при выходе из школы. Заканчивается урок чтением стихотворения Л.Мартынова «След» (М.Агатов «Об авторах ваших книг» Издательство «Молодая гвардия», 1972год, стр.250).

А ты?

Входя в дома любые –

И в серые,

И в голубые,

Входя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звуку клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед.

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Литература

  1. Бондарев Юрий «Выбор», Роман-газета №8, 1981год, стр.1-125. Рецензия Сергея Абрамова «Нет чужой боли…» стр. 125-128.
  2. Бузник В.В.- Перечитывая заново. О ранней прозе Юрия Бондарева. Статья в журнале «Литература в школе» №3 1995г., Стр.26-34.
  3. Горбунов Е.Н. Ю.Бондарев. Очерк жизни и творчества. – М., 1981.-с.351.
  4. Козлов И. – Юрий Бондарев (Штрихи творческого портрета). Статья в журнале «Литература в школе» 1976г. № 4, стр. 7 – 17.
  5. Коробов В.М. Юрий Бондарев. Страницы жизни, страницы творчества. – М., 1984. –С.368.
  6. Кузмичев И. Боль памяти: Великая Отечественная война в советской литературе. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1985.-С.121-147.
  7. Таланчук Е.М. Журнал «Русский язык и литература в Средних учебных заведениях УССР» №1 1988г, стр.50-51.

Дополнительный материал к уроку.

Биография

Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 в городе Орске Оренбургской области в семье Бондарева Василия Васильевича (1896-1988), народного следователя, и Бондаревой Клавдии Иосифовны (1900-1978). В 1931 они переехали в Москву.

Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942), младший лейтенант.

Окончил Чкаловское артиллерийское училище и Литературный институт им. А. М. Горького (1951).

Дебютировал в печати в 1949. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953. Автор рассказов (сборник «Поздним вечером», 1962), повестей «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957; телесериал «Батальоны просят огня» по мотивам повести, 1985), «Последние залпы» (1959; одноимённый фильм, 1961), «Родственники» (1969), романов «Горячий снег» (1969), «Тишина» (1962; одноименный фильм, 1964), «Двое» (продолжение романа «Тишина»; 1964), «Берег» (1975).

В 1991 году подписал обращение «Слово к народу».

Герой Соц. Труда. Награждён орденами Ленина (дважды), Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, «Знак Почета», медалями «За отвагу» (дважды) и др. В 1994 отказался от награждения орденом Дружбы народов в связи с 70-летием, написав в телеграмме Президенту РФ Б. Ельцину: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».


Книгиа Юрия Васильевича Бондарева всегда отличались особой серьезностью. Писателя всегда интересовали сложные вопросы нравственно-философского характера. Сегодня мы обратимся к одному из интереснейших произведений автора, которое можно смело назвать романом-жизнеописанием. В частности, рассмотрим его краткое содержание. "Выбор" Бондарева, как вы убедитесь, - серьезное философское произведение о жизни и поступках человеческих.

О книге

Роман был опубликован в 1981 году. Основной темой произведения, как и всего творчества писателя, стала война. Именно о том, что переживает человек в тяжелые военные годы, как изменяется его душа и нравственные ориентиры, пишет Бондарев. Однако главной проблемой произведения стала в жизни каждого человека. Именно эту сложную часть человеческой жизни решил осветить писатель.

Главный герой рассказа - Илья Рамзин. Это человек, стремящийся к свободе, желающий ни от кого не зависеть, воспитывающий в себе силу воли. Он занимается спортом, ходит на борьбу. Его самый большой страх - оказаться униженным окружающими людьми.

Война

По сути, с этого момента и начинается краткое содержание. "Выбор" Бондарева (по главам это можно еще отчетливее проследить) - произведение совсем не о мирной жизни. Главная цель автора - изобразить человека в такой ситуации, когда на кону оказывается жизнь, а не эфемерные представления о возвышенных идеалах.

Итак, начинается Великая Отечественная война. Илья еще совсем молод. Наш герой оказывается в артиллерийском училище, откуда его направляют на фронт. Начало войны для нашей страны было неудачным, войскам приходилось отступать по всем фронтам.

И вот Рамзин вместе со своей батареей оказывается в окружении. Он предпринимает отчаянные попытки спасти хотя бы часть орудий, которыми располагали артиллеристы. Однако командует солдатами глупый и недальновидный человек, который губит не только оружие, но и своих подчиненных. Фашисты берут артиллеристов в плотное кольцо. Рамзин решает застрелить командира, что ему удается. Но покончить со своей жизнью не успевает.

Всю серьезность опасности, в которой находится главный герой, можно осознать, всего лишь прочитав краткое содержание. "Выбор" Бондарева рассказывает о том, как неплохой и умный, в сущности, человек по вине нерадивого командира попадает в плен.

В лагере для военнопленных Рамзин оказывается не готовым к тому, что другие заключенные могут так спокойно доносить друг на друга, лгать и предавать. Кроме того, фашисты восприняли его поступок (убийство командира) как подвиг.

Тридцать лет спустя

Продолжаем пересказывать роман "Выбор". Краткое содержание по главам описывает события, происходящие через тридцать лет, уже после окончания войны. Илья живет в Венеции, где случайно встречает своего бывшего одноклассника - художника Васильева. Оказывается, Рамзина все считали пропавшим без вести. Илья все это время никому не писал и старался избегать мест, где можно было бы встретить русских. Даже матери, которая долго его искала, он ничего о себе не сообщил.

За прошедшие годы Илья женился и даже овдовел, у него есть сын, который сейчас живет в Мюнхене.

Развязка

Подходит к концу краткое содержание. "Выбор" Бондарева - роман, описавший судьбу человека, который оказался в сложной ситуации. Сам писатель не дает поступку своего героя никакой оценки. Впрочем, и читателю сложно осудить Рамзина.

Илья решает увидеться с матерью и возвращается в СССР. Однако старушка не приняла его, назвав предателем. Рамзин долго не может прийти в себя от этих слов, он лишается душевного покоя, его начинает мучить совесть. Итогом этого становится решение о самоубийстве.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Иван Гончаров. Краткое содержание "Обломова"
  • Краткое содержание "Аси" - любимой повести
  • "Последний срок" (Распутин). Краткое содержание повести
  • Краткое содержание Набокова "Машенька". Основной конфликт и автобиографичность романа
  • Замятин, ";Мы";. Краткое содержание произведения