Философия лосский. Лосский, николай онуфриевич. Научные труды, публикации

Николай Онуфриевич Лосский

Лосский Николай Онуфриевич (24.11/6.12.1870-24.01.1965), философ, основатель интуитивизма и представитель персонализма в России. Профессор Петербургского университета (с 1916), в 1922 выслан за границу, до 1945 жил в Праге. В 1947-50 в Нью-Йорке, профессор Свято-Владимирской Духовной академии. Труды по психологии, теории познания, онтологии, этике, истории русской философии. Лосский считал мир “органическим целым”, видел свою задачу в разработке “органического мировоззрения”. Согласно Лосскому, характерные отношения между субстанциями отличают Царство гармонии, или Царство духа, от царства вражды, или душевно-материального царства. В Царстве духа, или идеальном царстве, множественность обусловлена только индивидуализирующими противоположностями, здесь нет противоборствующей противоположности, вражды между элементами бытия. Сотворенные Абсолютом субстанциональные деятели, избравши жизнь в Боге, образуют, по Лосскому, “царство Духа”, которое есть “живая мудрость”, “София”; те же субстанциальные деятели, которые “утверждают свою самость”, остаются вне “царства Духа”; и среди них возникает склонность к борьбе и взаимному вытеснению. Взаимная борьба приводит к возникновению материального бытия; таким образом, материальное бытие несет в себе начало неправды. Лосский защищал учение о перевоплощении.

Другие биографические материалы:

Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма (Статья Н.В. Мотрошиловой о произведении Н.О. Лосского).

Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма (Статья Н. Н. Старченко о произведении Н. О. Лосского).

Лосский Н.О. История русской философии (Статья М. А. Маслина о труде Н. О. Лосского).

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики . (Статья Е. В. Сердюковой о сочинение Н.О. Лосского).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Лосский Владимир Николаевич (1903-1958), богослов. Сын Н.О. Лосского.

Сочинения:

Лосский Н.О. Сочинения. М., 1990.

Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма. СПб., 1903; Обоснование интуитивизма. СПб., 1906; Изд. 3-е. Берлин, 1924; Нравственная личность Толстого. М., 1911; Введение в философию. Ч. 1. СПб., 1911; Изд. 2-е. Пг., 1918; Недостатки гносеологии Бергсона и влияние их на его метафизику // Вопросы философии и психологии. 1913. Кн. 118; Интуитивная философия Бергсона. М., 1914; Изд. 3-е. Пг., 1922; Материя в системе органического мировоззрения. М., 1916; Изд. 3-е. Пг., 1922; Мир как органическое целое. М., 1917; Основные вопросы гносеологии. Пг., 1919; Конкретный и отвлеченный идеал-реализм // Мысль. 1922. № 1, 2; Современный витализм. Пг., 1922; Логика. Ч. 1-2. Изд. 2-е. Берлин, 1923; О единстве Церкви. Проблемы русского религиозного сознания. Берлин, 1924; Сб. задач по логике. Прага, 1924; Органическое строение общества и демократия // Современные записки. Кн. 25. Париж, 1925; Свобода воли. Париж, 1927; Принцип наибольшей полноты бытия // Науч. тр. Русского народного ун-та в Праге. Т. 1. Прага, 1928; Русская философия в ХХ в. // Зап. рус. науч. ин-та в Белграде. Вып. 3. Белград, 1931; Интуитивизм и учение о транссубъективности чувственных качеств // Там же. Вып. 5: Ценность и бытие. Париж, 1931; Типы мировоззрений. Введение в метафизику. Париж, 1931; Диалектический материализм в СССР. Париж, 1934; Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. Париж, 1938; Условия абсолютного добра (основы этики). Париж, 1949; History of Russian philosophy. N.Y., 1951 (изд на рус. яз. в 1991); Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк, 1953; Общедоступное введение в философию. Франкфурт-на-Майне, 1956; Характер русского народа, Франкфурт-на-Майне, 1957; Воспоминания. Жизнь и философский путь. Мюнхен, 1968; Условия абсолютного добра. М., 1991 (в кн. вошла также работа «Характер русского народа»); Избр. М., 1991 («Обоснование интуитивизма», «Мир как органическое целое», «Свобода воли»); Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., 1992; Бог и мировое зло. М., 1994 («Достоевский и его христианское миропонимание», «Ценность и бытие», «Бог и мировое зло»).

Литература:

Старченко H.H. Мир, интуиция и человек в философии Н.О.Лосского. М., 1991;

Гайденко П.П. Иерархический персонализм Н.О.Лосского. – В кн.: Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. с. 349–370;

Филатов В.П. Жизнь и философская система Н.О.Лосского. – В кн.: Лосский Н.О. Избранное. М., 1991. с. 3–10;

Лосский Николай Онуфриевич (Скенлен Дж.П., Старченко Н.И.).– Русская философия. Словарь. М., 1995, с. 274–276.

Николай Онуфриевич Лосский. Его деятельность протекала в целом ряде университетских и церковных центров Старого и Нового света - Санкт-Петербургский университет, Русский университет в Праге, университет в Братиславе, Стендфордский университет в Калифорнии, духовная академия в Нью-Йорке. Николай Лосский родился в 1870 году в многодетной семье лесничего, в деревне Креславка Витебской губернии. Отличался силой воли и высокой самодисциплиной. Юность Лосского совпала с развитием революционно-демократических и социалистических идей. За приверженность этим идеям и атеистические настроения в 1887 году он был исключен из седьмого класса гимназии. “Возвращение к религии” совершилось через 30 с лишним лет после сложного философского процесса и сложного жизненного пути. Некоторое время после гимназии он учился в Швейцарии (Берне). В 1891 г. поступил на естественнонаучное отделение физико-математического факультета, затем обучался на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Изучение философии Лосский продолжил в Швейцарии и Германии, где слушал лекции В. Вундта, В. Виндельбанда, Т. Мюллера. В 1903 получил степень магистра философии, в 1907 - доктора философии. В 1916 г. Лосский становится профессором Санкт-Петербургского университета. В 1922 году Н. Лосский вместе со многими другими русскими философами был выслан на печально знаменитом “философском пароходе” из России. Он живет в Берлине, затем в Праге, Брно и Братиславе. В 1946 году переезжает в США, с 1947 года он профессор Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. С 1955 г. Лосский - во Франции. Умер в 1965 году и похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.

В лице Н. Лосского видим мыслителя, диапазон интересов которого охватывает практически все отрасли философского знания: гносеологию, онтологию, философскую антропологию, этику, аксиологию. Свою философскую систему Лосский часто характеризует как “идеал-реализм”, а также ”мистический эмпиризм”, “органическое мировоззрение” либо как “интуитивизм”. Объясняя задачи своего учения, Лосский пишет: “Наш интуитивизм (мистический эмпиризм) особенно подчеркивает органическое, живое единство мира”. В составе мира он различает реальное и идеальное бытие. Реальное бытие включает все явления, данные в форме времени или пространства, идеальное же находится выше реального и обеспечивает его единство и осмысленность. Основой единства системы мира с этой точки зрения является Бог как металогическое бытие. Философию Лосский определяет как науку “о мире как целом”, подчеркивая при этом, что эта наука “дает сведения о подлинном бытии (“о вещах в себе”) и проникает в самые основы его”. В поисках абсолютно основного она “выходит за пределы мира в область Сверхмирового Начала, в сферу Абсолютного”. Задача, которую Лосский пытается решить в гносеологической части своего учения, состоит в достижении “идеал-знания” на основе “реалистического миросозерцания”. Он скрупулезно анализирует взгляды предшественников (Локка, Беркли, Канта, Плеханова, Ленина) по вопросу о том, что следует считать источником познания , и подводит читателя к выводу об односторонности этих учений . Человек, строящий теорию знания из ощущений, независимо от материалистического либо идеалистического их понимания, всегда вместо “материального” дерева будет иметь дело с “психическим” деревом. “Распространенные в наше время взгляды на отношение между познающим субъектом и познаваемым объектом, - пишет Лосский, - вовсе не содействуют сохранению идеала знания”. Он рассматривает две формы “гносеологического индивидуализма”: трансцендентную (с подчинением субъекта объекту) и имманентную (с подчинением объекта субъекту), и приходит к выводу о невозможности постижения объективной истины на этих основаниях . В первом случае знание об объекте представляет лишь вторично-субъективные отпечатки, деформации и реакции сознания, а во втором - предметы и явления как бы растворяются в душе человека, и мир рассматривается как внутренняя данность и содержание сознания. Лосский мечтает о таком знании, “какое дает поэт, постигающий вплоть до глубочайших изгибов внутреннюю жизнь мира, все то, что кроется в самых интимных тайниках души всякого существа”. Такое “живое” непосредственное знание, по Лосскому, несомненно, выше отвлеченно-рассудочного. В поисках “руководящей идеи” своего учения он формулирует принцип “Все имманентно всему! ”.

Лосский так описывает возникновение в его уме основного замысла интуитивизма: “Однажды (приблизительно в 1898 году), в туманный день, когда все предметы сливаются друг с другом в петербургской осенней мгле, я ехал... по Гороховой улице на извозчике и был погружен в свои обычные размышления: “Я знаю только то, что имманентно моему сознанию, но моему сознанию имманентны только мои душевные состояния, следовательно, я знаю только свою душевную жизнь”. Я посмотрел перед собою на мглистую улицу, подумал, что нет резких граней между вещами, и вдруг у меня блеснула мысль: “Все имманентно всему”. Путь к преодолению дуализма между сознанием и бытием он видит в интуиции. “Интуиция” - непосредственное имение в виду предмета в подлиннике, а не посредством копии, символа, конструкции и т.п. ”. То отношение субъекта ко всем другим сущностям в мире, которое делает интуицию возможной, Лосский называет гносеологической координацией. Это отношение как таковое еще не есть познание. Для того, чтобы объект не только был связан с Я, но также был им познан, субъект должен направить на объект целую серию целевых умственных актов - осознания, внимания и т.п. “Чтобы познать предмет, нужно иметь его в сознании, то есть достигнуть того, чтобы он вступил в кругозор сознания познающего субъекта, стал имманентным сознанию”. Лосский особо подчеркивает, что “всякое знание состоит в том, что я, во-первых, созерцаю предмет в его неприкосновенной подлинности и, во-вторых, анализирую созерцаемый мир, вскрывая в нем то, что необходимо связано с предметом. Отсюда следует, что созерцаемое мною и аналитически познаваемое бытие всегда есть нечто сложное (иначе не был бы возможен анализ), и притом такое сложное, в котором ни один познаваемый элемент не существует сам по себе, без необходимого отношения к другим элементам. Иными словами, всякий познаваемый предмет и весь познаваемый мир есть целое (или момент целого), в котором можно различать стороны, но не чистая множественность самостоятельных элементов”. В 1915 году Лосский приступил к публикации своего главного метафизического сочинения “Мир как органическое целое”. Именно “органическое единство мира, интимная внутренняя связь между частями его” есть условие возможности интуиции. Лосский развивает идею множественности субстанциальных деятелей. Вышеозначенные деятели обладают творческой силой. “Всякое событие возникает не само собою, а творится каким-либо сверхвременным и сверхпространственным деятелем” каждый из которых “есть действительная или потенциальная личность, наделенная творческой силой и творящая события, имеющие временную или пространственно-временную форму” согласно своей нормативной идее. Рассмотрение субстанциальных деятелей через такие характеристики, как целестремительность, активность, свободная воля и т.д., позволяет Лосскому употреблять по отношению к последним термин личность, но так как по степени своего развития субстанциальные деятели глубоко отличаются друг от друга, то необходимо, говорит он, различать “действительные личности” и “личности потенциальные”. Что же есть действительная личность? Это - “существо, сознающее абсолютные ценности нравственного добра, истины, красоты и долженствование осуществлять их в своем поведении”. Действительной личностью является человек. Лосский делает оговорку, что личность сия, хотя часто не исполняет своего долга, но все же не лишена идеи долга. Субстанциальные деятели, стоящие ниже человека, - животные, растения и т.д. вплоть до электронов и даже более элементарных существ, которые еще будут открыты, - это потенциальные личности, и только через миллионы лет многих переживаний они смогут развиться до состояния действительной личности. Всякий деятель развивается и стремится улучшить свою жизнь. Достижению более совершенной жизни служит союз нескольких деятелей. Человеческий организм также есть некий союз, во главе которого стоит высокоразвитый деятель - человеческое Я. “Человеческое “я” есть деятель, который, может быть, биллионы лет тому назад вел жизнь протона, потом, объединив вокруг себя несколько электронов, усвоил тип жизни кислорода, затем, усложнив ещё более свое тело, поднялся до типа жизни, например, кристалла воды, далее перешел к жизни одноклеточного животного, после ряда перевоплощений или,... после ряда метаморфоз... стал человеческим “я”. “Каждое человеческое “я” уже в момент рождения весьма определенная индивидуальность... ”. Соотношение потенциальных и действительных личностей выстраивается в некоторую иерархию. Лосский сам определяет такой вид учения иерархическим персонализмом. Поскольку деление всех процессов на физические и психические для Лосского относительно, то он естественным образом приходит к выводу, что вся природа сверху донизу одушевлена. Мир есть органическое целое. Все субстанциальные деятели “сращены в одно целое некоторою стороною своего бытия”, каждый деятель живет жизнью целого мира, именно в этом смысле “все имманентно всему”. Но Лосский с грустью вынужден констатировать, что “в той области мира, в которой живем мы, люди, эта органическая связь во многих отношениях надорвана”. Причину этого он видит в эгоизме, вражде и равнодушии друг к другу. Область мира, в которой душевная жизнь воплощена в материальной телесности и господствует комплекс “абсолютной полноты жизни для себя”, Лосский обозначает низшей сферой бытия. Высшей же сферой является царство Духа - это “подлинно Царство Божие”, царство небожителей, имеющих бессмертное “духоносное тело” и совершенное “космическое сознание”. Здесь нет эгоистического обособления, деления “на мое и твое”, “все живут как одно существо”, каждый “внутренне объединен с целым”. Тело их не материальное, но “преображенное”, оно состоит из творимых небожителями процессов света, звука, тепла, ароматов и служит выражением их духовного творчества. Цель творчества - создание абсолютных ценностей. Такое духовно-телесное целое обладает идеальной красотой и не подвержено телесной смерти. Вообще никаких несовершенств и никакого зла в Царстве Божием нет.

Высшее сверхмировое и сверхсистемное начало - это Абсолютное, или Бог. Его внутренняя природа невыразима в человеческих понятиях. “Он несравним и несоизмерим с миром”.

Как же мыслит Лосский акт творения субстанций? “Первичный акт творения Богом, предшествующий шести дням развития мира и выраженный в Библии словами “в начале сотворил Бог небо и землю”, состоит в том, что Бог создал субстанциальных деятелей, наделив их формальными свойствами сверхвременности, сверхпространственности и т.п., необходимыми для осмысленной жизнедеятельности, не придал им никакого эмпирического характера. Выработать себе характер, т.е. тип своей жизни, есть задача свободного творчества каждого существа. Таким образом, вся судьба субстанциальных деятелей определяется в дальнейшем ими самими. Ценности и их иерархия. Лосский отстаивает незыблемость абсолютных ценностей добра, справедливости, истины и красоты. Абсолютные ценности воплощены в “полноте бытия”, в Боге (воспринимаемом через мистический религиозный опыт). Прекрасно осознавая, что “между всеми усовершенствованиями, достижимыми в условиях земного бытия, и конечным идеалом Царства Божия всегда остается огромное расстояние”, он тем не менее верит в абсолютное добро и любовь; в совершенную “ полноту бытия”. Идеал Лосского - “соборное творчество” на основе совершенной любви “друг к другу участвующих в нем лиц, обладающих индивидуальным своеобразием, и притом совершенным, то есть содержащих в себе и осуществляющих только абсолютные ценности”. Напомним, что абсолютным ценностям Лосский дает следующее определение: “Абсолютная положительная ценность, сама в себе, безусловно оправданная (самоценность), следовательно, имеющая характер добра с любой точки зрения, в любом отношении и для любого субъекта; не только сама по себе она всегда есть добро, но и следствия из нее никогда не содержат зла”. Эти абсолютные ценности даны человеку непосредственно через интуицию, через особое духовное озарение. Они есть необходимая основа реальной нравственной жизни человека. Бездуховным и безнравственным становится общество, в котором исчезают представления о высших общечеловеческих ценностях и идеалах. В таком обществе, считает Лосский, происходит “накопление сил и способностей для возрастания во зле - это уже является сатанинской эволюцией”. Обращаясь к ценностям человеческого бытия, Лосский выделяет витальные (биологические) ценности и духовные. В основании некоторой иерархии ценностей лежат ценности биологические, необходимые для “самосохранения организма”, но венчают эту иерархию ценности, возвышающие человека над всем тварным миром, - ценности духовные. Пренебречь витальными ценностями нельзя, но и рабскую зависимость духа от жизни Лосский считает унизительной. Духовность возвышает всякого, кто принимает к сердцу интересы и чаяния ближнего, бескорыстно и честно исполняет свой гражданский, профессиональный, родительский и т.п. долг, сообразуясь с общекосмическими ценностями. Высшая моральная заповедь этики Лосского гласит: “Люби Бога больше, чем себя; люби ближнего как себя; достигай абсолютной полноты жизни для себя и всех других существ и т.п. ”. Индивидуальное своеобразие личности Лосский считает абсолютной положительной ценностью. Сознание полной духовной свободы необходимо для предельного проявления человеческих духовных гуманистических качеств. Другим обязательным условием усмотрения и узнавания абсолютных ценностей становится любовь. Лосский характеризует любовь одного лица к другому “как полное приятие чужой индивидуальности” и “совершенную отдачу сил в её пользу”. “Совершенное единодушие деятельности, очевидно, невозможно без взаимной любви и достижимо лишь при осуществлении абсолютных ценностей, так как только абсолютные положительные ценности все совместимы друг с другом”. Никакое “отдельное содержание мира” не может удовлетворить человека до конца, “не может наполнить всей его жизни”. Только соборное творчество, в которое каждый член “единодушного целого” вносит “индивидуальный вклад, то есть единственное, неповторимое и незаменимое содержание” обеспечивает человеку полноту бытия.

(26.05.1903–7.02.1958)

Лосский Владимир Николаевич, богослов Парижской школы, основоположник «неопатристического» синтеза в православном богословии.

Родился 26 мая 1903 года в городе Геттинген (Германия). Сын известного философа-интуитивиста Николая Онуфриевича Лосского.

В 1920 г. Лосский поступает в Петроградский университет, но в 1922 году в составе семьи отца вынужден эмигрировать из Советской России на знаменитом «философском пароходе». Сначала живет в Праге, где работает с Никодимом Павловичем Кондаковым, знаменитым византологом и искусствоведом. А уже в 1924 году Лосский переезжает в Париж. В том же году поступает в Сорбонну, которую оканчивает в 1927 году и получает ученую степень по медиевистике.

В 1929 году у него родился сын Николай, впоследствии протоиерей.

В конце 20-х гг. вступает в Православное братство имени св. патриарха Фотия, учрежденное в Париже при Трехсвятительском подворье (приход Русской Православной Церкви) для утверждения Православия во Франции. Во всех юрисдикционых конфликтах русской эмиграции Лосский остается верен Московскому Патриархату.

Несмотря на то, что исходно произведения Лосского были адресованы западному читателю, сегодня (первый перевод «Очерка мистического богословия Восточной Церкви» - 1972 г.; широкое распространение интереса - в 1990-х гг.) они становятся значимым явлением восточнославянской богословской культуры.

Богословская концепция

Согласно концепции Лосского, специфика восточно-христианского мистического богословия может быть выражена понятием «обожение». В отличие от классической восточной мистики, растворяющей самотождественность личности в Абсолюте (мокша в буддизме и индуизме, феномен «таухид» в суфизме и т.п.), и от классической западной мистики, сохраняющей дистанцию между человеком и Богом в акте откровения (принципиальная несочетаемость нетварного с тварным в католичестве), православная мистика есть «мистика обожения». Человек, по Лосскому, соединяясь с Богом, не растворяется в Абсолюте, но сохраняет свою личность в преображенном виде, становится «богом по благодати». полностью принимает учение Григория Паламы о нетварных Божественных энергиях, согласно которому Бог одинаково присутствует в Своей Сущности и вне Её, то есть в Своих энергиях. «Сущность и энергия - не две "части" Бога… а два различных модуса бытия Божия, в Своей природе и во вне Своей природы; это тот же Бог, пребывающий абсолютно недоступным по Своей сущности и всецело Себя сообщающий в Своей благодати» . Именно в нетварных энергиях познаваем (в отличии от Сущности, по которой Бог абсолютно непознаваем для человека) и именно соединение с ними и есть обожение.

Однако Бог не сводится к Своим Сущности и энергиям - Он свободен по отношению к ним, и потому Личен. По оценке Лосского, православное богословие обосновано специфичной по отношению к католической теологии трактовкой Троицы: если для Запада характерна тенденция «рассмотрения Сущности раньше Лиц», с чем связаны «мистика безличного божества» (например, у Экхарта) и «безличная объектная теология» (в схоластике), то в православном богословии, по Лосскому, Троица предстает как «изначальный факт абсолютной реальности», в рамках которой Ипостаси, не имея «своего» в общей Божественной Сущности, тем не менее, являются абсолютно уникальными: «Каждая здесь существует не путем исключения Других, не путем противопоставления Себя тому, что не есть "Я", а путем отказа обладать природой для Себя» . И лишь путем такого отказа от обладания общей Сущностью лишь для Себя и может существовать любая личность, будь то Божественная или человеческая.

Именно эта предпосылка и является определяющей для персонализма Лосского, согласно которому «сформулировать понятие личности человека мы не можем и должны удовлетвориться следующим: личность есть несводимость человека к природе. Именно несводимость, а не "нечто несводимое" или "нечто такое, что заставляет человека быть к своей природе несводимым", потому что не может быть здесь речи о чём-то отличном, об "иной природе", но только о ком-то, кто отличен от собственной своей природы, о ком-то, кто, содержа в себе свою природу, природу превосходит, кто этим превосходством дает существование ей как природе человеческой и тем не менее не существует сам по себе, вне своей природы, которую он "воипостасирует" и над которой непрестанно восходит, ее "восхищает"» .

Творение мира, по Лосскому, есть свободное, не вызванное никакой необходимостью действие воли Бога: «Ничто, из которого мир», есть указание на небожественность мира, его принципиальную новизну по отношению к Богу. творит личные существа, наделенные свободой воли. В этом есть риск, ибо свобода включает в себя возможность отказа от Творца. «Но тот, кто не идет на риск, не любит; Бог богословских учебников любит лишь Самого Себя, а в Своем творении любит лишь собственное Свое совершенство. Он не любит никого, потому что личная любовь есть любовь к иному, чем ты сам» . В этом контексте сознательно ставит себя в положение бессилия перед созданной им свободой: он подобен «нищему, просящему подаяния любви у дверей души и никогда не дерзающего их взломать» .

Применительно к онтологии, по Лосскому, понятия типа «чистая природа» есть «метафизические фикции», ибо фиксируют незавершенное (необоженное) состояние бытия. По Лосскому, каждая вещь обладает «логосом» (идеей) как «модусом причастия Божественным энергиям». Божественное целеполагание мира предполагает глобальный космический процесс его обожения: «мир должен стать вместилищем нетварной благодати».

В общем контексте концепции Лосского зло мыслится принципиально не онтологически - как личностная позиция «бунта против Бога» и стремления к иллюзорным целям, а грехопадение - как катастрофическая мутация человека и космоса. Смертность, по Лосскому, «отрезвляет человека»: есть «помеха беспечному пребыванию в противоприродном положении» . Нереализованность миссии в обожении мира задает миссию Христа, который «принимает на себя миссию Адама».

Согласно Лосскому, в особой трактовке христологии также может быть усмотрена специфика православной традиции: если Востока ориентированы на презумпцию иллюзорности мирового бытия, а гуманистическая культура Запада рефлексивно замыкает «человеческое» на самом себе, то православная христология сохраняет ценность «человеческого», обогащая его «нетварным». Образ Божий в человеке есть «личность как свобода». Человек открыт Божественному, Бог - встречно - открыт «человеческому», что позволяет Лосскому определить свою антропологию как «открытую».

Путь обожения для личности лежит, по Лосскому, через аскетику как «борьбу за любовь» в качестве финальной цели человечества - восстановления и превосхождения исходного «райского единства». В этой связи человеческая любовь определяется Лосским как «страстное стремление любящих к Абсолютному», которое в «самой фатальности своего поражения таит щемящую тоску по раю» . задает отношение между Я и Другими, семантически сходное отношению Ликов Троицы («личность совершается в отдаче себя»), - однако, восстановление человеческой природы через отказ от себя в отношениях любви предполагает дальнейшее вертикальное восхождение, обеспечивающее достижение человеком полноты совершенства личности во взаимопроникновении человеческой и Божественной природы. По Лосскому, «Церковь есть Среда, в которой осуществляется соединение человека с Богом» как свободное сотрудничество (синергия) Божественного воления и воли человека - «благодати Духа и человеческой свободы». В конечном же счете обожение делает человека подобным Христу, то есть «"двуприродным", соединяя в себе природу тварную с полнотой благодати нетварной, с Божеством» .

Лосский является одним из наиболее известных на Западе представителей православного богословия (наряду с протопресвитером Иоанном ом и протоиереем Георгием Флоровским). По оценке Жильсона, «тайна Лосского» состояла в том, «чтобы быть среди нас самим воплощением христианского духа» . Объективно творчество Лосского в контексте западной культурной традиции может быть рассмотрено как феномен продуктивного диалога в контексте «Восток - Запад».

Наряду с трудами протоиерея Георгия Флоровского, протопресвитера Иоанна Мейендорфа, архимандрита и др., работы В.Н. Лосского послужили началом «освобождения из пленения» (прот. Георгий Флоровский) схоластической программы латинского богословия, усвоенной академическим богословием Русской Православной Церкви в XVIII - XIX вв. Впоследствии на основе данной концепции протопресвитером Николаем Афанасьевым была разработана православная экклезиология.

Научные труды, публикации

  • Спор о Софии. — Париж: Братство св. Фотия, 1936.
  • Essai sur la Theologie Mystique de l’Eglise d’Orient. — Paris, 1944. (2-е издание — 1977) (Английский (1957), немецкий (1961), русский (1972) переводы).
  • The Meaning of Ikons. — London, 1944. (2-е издание — Boston (Mass.): Boston Book & Art Shop, 1969; 3-е издание (репринт) — Crestwood (N. Y.): St. Vladimir’s Seminary Press, 1982). Совместно с Л. А. Успенским.
  • Theologie negative et connalssance de Dieu chez Maitre Eckhart. — Paris: J. Vrin, 1960 (2-е *Vision de Dieu. — P.; Neuchatel: Delachaux et Niestle, 1962 (Английский (London; Clayton: The Faith Press; American Orthodox Press, 1963.), немецкий (1964) переводы).
  • A I’image et a ressemblance de Dieu. — Paris: Aubier-Montaigne, 1967. (Английский перевод — London, 1974).
  • La paternite spirituelle en Russie. — Paris, 1977. Совместно с Н. С. Арсеньевым.
  • Orthodox theology: An Introduction. — Crestwood (N. Y.): St. Vladimir’s Seminary Press, 1978.
  • Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие.//Богословские труды. Сборник восьмой, посвященный Владимиру Лосскому. — М.: Издание московской патриархии. — 1972. — с. 9-128
  • Догматическое богословие // Богословские труды. — 1972. — № 8. — С. 131—183
  • «Видение Бога» в Византийском богословии// Богословские труды. — 1972. — № 8. — С. 187—194
  • Паламитский синтез // Богословские труды. — 1972. — № 8. — С. 195—203
  • Господство и Царство // Богословские труды. — 1972. — № 8. — С. 205—214
  • Святой Иоанн Дамаскин и византийское учение о духовной жизни. Париж, 1986. — 194 с.
  • Александрия // Богословские труды. — 1983. — № 24. — С. 214—229
  • Каппадокийцы // Богословские труды. — 1984. — № 25. — С. 161—168
  • По образу и подобию. — М.: Свято-Владимирское братство, 1995.
  • Боговидение. — М.: Свято-Владимирское братство, 1995.
  • Спор о Софии. Статьи разных лет. — М.: Свято-Владимирское братство, 1996.
  • Его экзистенциальное эссе Sept jours sur les routes de France: Juin 1940. — Paris: Cerf, 1998; переведено 2012 году. СЕМЬ ДНЕЙ НА ДОРОГАХ ФРАНЦИИ.
  • Богословие и боговидение: Сб. статей. — М.: Свято-Владимирское братство, 2000.

Примечания

Цит. по: Аннотация // Лосский В.Н. Боговидение. Минск, 2007.

Лосский В.Н. Боговидение // Боговидение. Минск, 2007. С.117, 118.

Лосский В.Н. Искупление и обожение // Боговидение. Минск, 2007. С.397.

Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности // Боговидение. Минск, 2007. С.409.

Лосский В.Н. Господство и Царство (эсхатологический этюд) // Боговидение. Минск, 2007. С.482.

Лосский В.Н. Догматическое богословие // Богословие. М., 2009. С.428.

Лосский В.Н. Догматическое богословие // Богословие. М., 2009. С.496.

Лосский В.Н. Догматическое богословие // Богословие. М., 2009. С.433.

Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви // Богословие. М., 2009. С.224.

Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви // Богословие. М., 2009. С.235.

Vision de Dieu, Neuchatel, 1962, pp.7-9. (Перевод с французского.)

ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич

ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич

(1870-1965) - , представитель рус. интуитивизма и персонализма. Окончил физико-математический и историко-филологический факультеты Петербургского ун-та, с 1900 - приват-доцент, с 1916 - проф. В 1922 выслан из России, преподавал в ун-тах Праги, Брно, Братиславы, в 1946 переехал в США, где стал проф. Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке и работал до 1950.
Длительная филос. миросозерцания Л. привела его к признанию истинности христианства, но сама филос. строилась в рамках повышенной систематичности и логической обоснованности, что нашло свое в учении о предмете, методе и структуре философии; в гносеологии интуитивизма; в идеал-реалистической, персоналистической онтологии и метафизике; в филос. психологии и антропологии; в логике и теории свободы воли; в христианской теономной этике, эстетике и социальной философии. Л. был также историком философии и понимал ее как особую «науку о мире как целом», стремящуюся «установить цельную, непротиворечивую общую картину мира как основу для всех частных утверждений о нем». Выступая против трансцендентного и имманентного «гносеологического индивидуализма», Л. в «Обосновании интуитивизма» сформулировал свою гносеологическую позицию: «...В процессе познания внешнего мира трансцендентен в отношении к познающему Я, но, несмотря на это, он остается имманентным самому процессу знания». Онтологию идеал-реализма Л. называл также «иерархическим персонализмом» и возводил этот онтологический к монадологии Г. В. Лейбница. Абсолют как Высшее сверхмировое начало описывался Л. в терминах апо-фатического богословия: «Сущее сверхсовершенство» «сверхразумного» и «сверхличного» Бога. В своем отношении к миру Абсолютное выступает подлинным творцом «множества субстанций» как «конкретно-идеальных начал», составляющих высшую сферу мира - Царство Духа. Это есть Царство Божие, а обитатели его обладают бессмертным «духоносным телом» и совершенным «космическим сознанием».

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич

ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич - русский философ, создатель интуитивизма. Учился в гимназии в Витебске, увлекся идеями атеизма и социализма, за что в 1887 исключен из гимназии. Продолжил за границей. Вернувшись на родину, в 1891 поступил на естественно-научное отделение Петербургского университета; в 1894 перешел на историко-филологический факультет. Учился у А. Введенского ν. А. Козлова. В 1901-03 находился в заграничной командировке (учился у В. Виндельбанда в Страсбурге, у В. Вундта в Лейпциге). К этому времени у Лосского уже сложились главные идеи его концепции, изложенные в диссертации “Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма”, изданной в 1903. Перевел “Критику чистого разума” И. Канта (1907). В России Лосский опубликовал работы: “Обоснование интуитивизма” (1906), “Введение в философию” (1911), “Интуитивная Бергсона” (1914), “Мир как органическое целое” (1917), “Основные вопросы гносеологии” (1918). Вел педагогическую (с 1900 приват-доцент, с 1916 профессор Петербургского университета). Октябрьскую революцию не принял, в 1922 был выслан в Германию, вскоре перебрался в Прагу, где преподавал в Русском университете, а также в университетах Брно и Братиславы. В 1945 переехал во Францию, с 1946 в США, где до 1950 был профессором Духовной семинарии Св. Владимира в Нью-Йорке. В пражский и американский периоды жизни Лосским написаны “Свобода воли” (1927), “Ценность и бытие” (1931), “Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция” (1938) и “Условия абсолютного добра. Основы этики” (1949) и др. Он читал лекции, исследовал проблемы, посвященные философии и культуре России и обобщенные затем в ряде произведений (“История русской философии”, 1951; “Достоевский и христианское миропонимание”, 1951; “Характер русского народа”, 1957). Умер в возрасте 94 лет в Париже.

Свое учение мыслитель строит как единую систему, в основу которой положен фундаментальных принципов, и главный из них - специфически истолкованный интуитивизма. Первооснованием системы стала “пропедевтическая гносеология” интуитивизма - на ее фундаменте предполагалось выстраивать онтологию и метафизику, философскую психологию, антропологию, логику, этику, эстетику, социальную философию. Завершением должно было учение о Царстве духа как Царстве Божием. Наиболее разработаны в философии Лосского гносеологические, онтологические, религиозно-теологические, этические, аксиологические аспекты.

Гносеологическое учение философа, в тенденции объединяемое с онтологией, получило интуитивизма. Из сравнительно-типологического анализа (прежде всего в работе “Обоснование интуитивизма”) эмпиризма и рационализма, их достоинств и их недостатков, он делает вывод: новая “должна отказаться от предпосылки рационализма и эмпиризма, согласно которой и объект обособлены друг от друга...”. Необходимо “снять перегородки между субъектом и объектом, признать их первоначальное ...” (Избранное. М., 1991, с. 67-68). От анализа знания, характерного для традиционной логики и гносеологии, Лосский переходит к исследованию переживания. “Согласно нашей точке зрения, - пишет он, - сравниваемое и есть объект знания...” (там же, с. 76). Свой мыслитель также именует эмпиризмом, но в отличие от “индивидуалистического” классического эмпиризма подчеркивает его всеобщие моменты, благодаря чему он становится “универсалистским эмпиризмом”, ибо его - также и , которое, однако, не есть сверхопытное. Лосский стремится включить в интуитивистскую концепцию “мистические” элементы: в данном случае идет о таких сторонах религиозного опыта, благодаря которым способен переживать Бога так же непосредственно, как свое Я; также непосредственно он может переживать любое не-Я.

Специфику своего интуитивизма философ усматривает в новом решении вопроса об отношении знания и бытия: во-первых, само есть в том смысле, чтооно действительно существует; во-вторых, “знание содержит в себе как элемент бытие, которое само по себе, т. е. помимо процесса сравнения, вовсе не есть знание” (там же, с. 327). Так интуинтивистская превращается в новую онтологию.

Свою онтологическую концепцию, построенную на фундаменте гносеологии, Лосский назвал “органическим конкретным идеал-реализмом” и изложил в работе “Мир как органическое целое”. В ней по-новому ставятся и решаются традиционные проблемы метафизики - вопросы о соотношении целого и частей, об органической целостности мира, о реальном и идеальном бытии, о субстанции, об абсолютном. В органическом миропонимании утверждается относительность бытия любого вида, т. е. его несамостоятельность и - как члена мирового целого - с системой всего мира. Когда речь заходит о ценностях, то, напротив, утверждается их абсолютность. Согласно идеал-реализму, в состав мира входит прежде всего реальное бытие, т. е. пространственно-временные или временные процессы. В основе же реального бытия - бытие. Оно стоит выше пространственно-временных событий. Математические формы, законы отношений - примеры отвлеченно-идеального бытия. “Выше их стоит конкретно-идеальное бытие, напр., Я человека” (там же, с. 525). Конкретно-идеальное бытие Лосский уподобляет монаде Лейбница и называет его “субстанциальным деятелем”. Лейбницевское учение о монадах он мыслит необходимым сочетать с “учением об идеальных началах в духе платонизма... В этой системе всякий субстанциальный деятель есть , т. е. единственный, своеобразный, незаменимый элемент мира, имеющий свое особое и значение для всего мира; своеобразие индивидуума выражено в идее Бога о нем и составляет его идеальное назначение” (там же, с. 526-527). Отсюда Лосский органично переходит к принципу персонализма. На каждой ступени развития мира утверждается наличие “субстанциального деятеля” более высокого порядка, поэтому именуется также иерархическим персонализмом. На этой сложной метафизическо-онтологической основе затем воздвигается учение о свободе, в котором рассматривается сначала отрицательное, а потом положительное свободы. Отрицательное свободы - человека “от...” (от внешнего мира, своего тела, своего характера, от своего прошлого, от Бога) Правда, уже на ступени отрицательной свободы человека совершается переход к свободе положительной: “человек оказался свободным от всего, что есть в мире, и даже от Того, Кто выше мира” (там же, с. 576). Формальная свобода человека перерастает в содержательную материальную свободу при условии, что в распоряжении людей находится “бесконечная творческая для осуществления бесконечного разнообразия красоты, добра и обретения совершенной истины” (с. 583). В “Условиях абсолютного добра” и других этических работах Лосский сосредоточился на обосновании Добра как абсолютной ценности, на критике релятивизации ценностей, на религиозном обосновании высших, или абсолютных, ценностей Добра, Истины, Красоты, Любви, Всесовершенства, на противопоставлении им эгоистических, животных склонностей людей, приводящих к “отпадению”, отчуждению личности от Бога. Индивид должен добровольно отречься от использования безграничной формальной свободы и сделать бесповоротный в пользу Добра, а значит и в пользу “благодатного всемогущества положительной материальной свободы в Боге и Царстве Божием” (там же, с. 597). Соч.: Воспоминания. Жизнь и философский путь. Мюнхен, 1968. Лит.: Старченко Η. Η. Мир, и человек в философии Η.Ο. Лосского. М., 1991; Гайденко П. П. Иерархический Н. О. Лосского. - В кн.: Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. с. 349-370; Филатов В. П. Жизнь и философская система Н. О. Лосского. - В кн.: Лосский Н. О. Избранное. М., 1991. с. 3-10; Лосский Николай Онуфриевич (СкенленДлс. П., Старченко Н. //.).- Русская философия. Словарь. М., 1995, с. 274-276.

Я. В. Мотрошилова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич" в других словарях:

    Лосский, Николай Онуфриевич философ (родился в 1870 г.), профессор философии на петроградских Высших женских курсах и приват доцент по кафедре философии в Петроградском университете. В гносеологии Лосский представитель интуитивизма, в основу… … Биографический словарь

    - (1870 1965) российский философ, один из крупнейших представителей интуитивизма и персонализма в России. В 1922 выслан за границу, до 1945 жил в Праге, в 1947 50 в Нью Йорке. Основные труды по психологии, логике, проблемам интуиции, свободы воли и … Большой Энциклопедический словарь

    Русский философ идеалист, представитель интуитивизма и персонализма. Приват доцент (с 1900) и профессор (с 1916) Петербургского университета. В 1922 выслан за… … Большая советская энциклопедия

    Лосский, Николай Онуфриевич - ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870 1965), философ, один из крупнейших представителей интуитивизма и персонализма в России. В 1922 выслан за границу, до 1945 жил в Чехословакии, в 1946 52 в США. Главную задачу философии видел в построении “теории о… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Писатель. Род. в 1870 г. Уволенный из шестого класса гимназии "за пропаганду атеизма и социализма", отправился без паспорта за границу и поступил вольнослушателем на естественный факультет бернского университета. Вернувшись затем с… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1870 1965), философ, один из крупнейших представителей интуитивизма и персонализма в России. В 1922 выслан за границу, до 1945 жил в Праге, в 1947 50 в Нью Йорке. Основные труды по психологии, логике, проблемам интуиции, свободы воли и др. * * * … Энциклопедический словарь

    Николай Онуфриевич Лосский C обложки книги «Айн Рэнд: Русская радикалка» Дата рождения: 24 ноября (6 декабря) 1870(1870 12 06) Место р … Википедия

    Николай Онуфриевич Лосский From the bookcover Ayn Rand: The Russian Radical Дата и место рождения: 6 декабря, 1870 (Креславка, Российская империя) … Википедия

    Лосский Николай Онуфриевич - (1870 1965) русский философ, выразитель идей интуитивизма и персонализма. Окончил Санкт Петербургский университет, факультеты историко филологический и естественный, впоследствии там же преподавал философию. В 1922 г. был выслан советским… … Великие философы: учебный словарь-справочник

    - (1870 1965), русский философ. Родился в с.Креславка Двинского уезда Витебской губернии. Окончил физико математический и историко филологический факультеты Петербургского университета, впоследствии стал профессором этого университета. Был выслан… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • История русской философии , Лосский Николай Онуфриевич , Этой книги для советского читателя вроде бы не существовало, она переиздавалась у нас лишь по спецзаказу. Между тем этот труд Н. О. Лосского (1870-1965), пожалуй, единственный в своем роде… Категория:

ЛОССКИЙ, НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ (1870–1965), русский философ. Родился в с.Креславка близ Витебска 24 ноября (6 декабря) 1870. Окончил физико-математический и историко-филологический факультеты Петербургского университета, впоследствии стал профессором этого университета. Был выслан из Советской России в 1922. Лосский преподавал в университетах Чехословакии , с 1947 (после переезда в США) – в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке . Наиболее фундаментальные труды философа – Обоснование интуитивизма (1906), Мир как органическое целое (1917), Основные вопросы гносеологии (1919), Свобода воли (1927), Условия абсолютного добра (1949).

Лосский характеризовал собственное учение в гносеологическом плане как систему «интуитивизма», а в плане онтологическом – как «иерархический персонализм». Впрочем, обе эти традиционные философские сферы в его учении глубочайшим образом взаимосвязаны и любая граница между теорией познания Лосского и онтологией имеет достаточно условный характер. Уже сама возможность интуитивного познания как «созерцания других сущностей такими, какими они являются сами по себе» базируется на онтологических предпосылках: мир – это «некое органическое целое», человек (субъект, индивидуальное «я») – «сверхвременное и сверхпространственное бытие», связанное с этим «органическим миром». Таким образом, «единство мира» становится решающим условием и основой познания, получая наименование «гносеологической координации». Сам же процесс познания определяется активностью субъекта, его «интенциональной» (целевой) интеллектуальной деятельностью. Интеллектуальная интуиция, по Лосскому, позволяет субъекту воспринимать внепространственное и вневременное «идеальное бытие» (мир отвлеченного теоретического знания – «в платоновском смысле»), которое является конституирующим принципом «реального бытия» (во времени и пространстве). В признании связи двух родов бытия и соответственно существенной рациональности действительности Лосский усматривал принципиальное отличие собственного интуитивизма от иррационалистического интуитивизма А.Бергсона. Кроме того, в метафизике Лосского утверждается существование сверхрационального, «металогического» бытия, которое прямо связывается им с идеей Бога.

Персонализм Лосского выражается прежде всего в его учении о «субстанциальных деятелях», индивидуальных человеческих «я», которые не только познают, но и творят «все реальное бытие». Лосский (оспаривая Декарта) готов признать «субстанциальных деятелей» единственной субстанцией, «сверхпространственной и сверхвременной сущностью», выходящей «за пределы различия между психическими и материальными процессами». Всегда совместное творчество «деятелей» образует «единую систему космоса», однако эта система не исчерпывает всего универсума. Существует «металогическое бытие», о котором свидетельствует «мистическая интуиция», живой религиозный опыт и философское умозрение, приходящее, согласно Лосскому, к идее «сверхкосмического принципа» бытия. Именно стремление к «абсолютной полноте» бытия определяет выбор личности, ее опыт преодоления «онтологической пропасти между Богом и миром». В религиозной метафизике Лосского путь человека и всего тварного мира к Богу имеет абсолютную ценность. Этот принцип стал основой «онтологической теории ценностей» Лосского, его этики. Подлинно нравственные действия всегда содержательны и полны смысла уже по той причине, что являются ответом личности на Божественную Любовь, ее собственным опытом любви к Богу и другим людям, приближением к Царству Божию, где только и возможно в совершенной полноте единство «Красоты, Нравственного Добра (Любви), Истины, абсолютной жизни».