Бунин любовь к родине произведения список. Любовь к родине и к себе подобным в творчестве бунина. Любовь к родине

Любовь к человеку, к родным местам - основное направление в поэзии замечательного русского писателя И.А. Бунина. Важнейшим мотивом лирики по эта является превосходство естественного бытия над общественной жизнью. “Изменить общество к лучшему можно лишь через сближение с природой, которая является источником нравственного возрождения людей”, - именно так считал великий поэт.

Очень много стихотворений И.А. Бунин посвятил такому высокому чувству на земле, как любовь. В своем стихотворении “И цветы, и шмели, и трава, и колосья...” поэт показывает природу, которая так дорога сердцу каждого человека:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет - Господь сына блудного спросит:

“Был ли счастлив ты в жизни земной?”

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые цветы меж колосьев и трав

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав...

Бунин - замечательный мастер поэзии, стихи которого рисуют не выдуманный, а настоящий мир, полный высокого чувства - любви. Его стихи прекрасны своей удивительной, неправдоподобной точностью. В них мы попадаем в многоцветный, радостно-яркий мир природы. И.А. Бунин показывает и любовь к птичьим стаям, и любовь к небу, к степи, к солнцу. Все это- любовь к своей родной земле, любовь, которую поэт смог передать в прекрасных стихотворениях.

В одном из таких стихотворений Бунин признается, как близок ему запах ландыша:

И навек сроднился с чистой,

Молодой моей душой

Влажно-свежий, водянистый

Кисловатый запах твой!

Здесь три определения запаха, взамен которым предложить три других совершенно невозможно. И тут мы видим, с каким чувством и как поэт относится к любимой природе, в данном случае к ландышу, запах которого так дорог человеку.

Поэт любит окружающий мир и ценит его красоту. В стихотворениях он подбирает слова, которые создают звуковой образ того главного, о чем он пишет. Когда мы читаем стихотворение, то слышим, например, жужжание жука:

Шорох жесткокрылый -

И дремотный жук

Потянул унылый,

Но спокойный звук...

В этом стихотворении писатель тоже дал нам понять, как дорога для него природа, родная земля.

В своих стихотворениях И.А. Бунин выступает великим жизнелюбом. Любовь для него - священное чувство, состояние его души. Поэт показывает и любовь человека к человеку, и любовь к природе, которая сделала его на самом деле счастливым. В стихотворении “Детство” Бунин рад всему, что происходит, у него веселое, радостное настроение:

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Любовь и еще раз любовь - вечная тема, получившая столь трогательное и просветленное воплощение в лирике Ивана Алексеевича Бунина, волнует нас и сегодня.

Многие выдающиеся поэты уехали из России вынужденно, но навсегда сохранили в сердце Любовь к ней. В стихах русских эмигрантов немало трагизма, горечи, отчаянья. Так, например, И. А. Бунина оторванность от дома травмировала настолько, что на время заставила замолчать и окрасила написанное им в пессимистические тона. Немногочисленные стихи, созданные в эмиграции, пронизаны чувством одиночества, бездомности, тоски по Родине. Любовь Бунина к родине выше идейных политических распрей. Бунин - эмигрант не принял новое государство, но сегодня мы вернули как национальное достояние все лучшее, что было создано писателем. Бесспорно то, что наши соотечественники – эмигранты и изгнанники – на всех изломах судьбы были обращены лицом к России. Несмотря на все тяготы изгнания, они до конца остались верны родине. Это чувство безграничной отеческой любви породило немало замечательных творений. Это“А было недавно, а было давно, И даже могло и не быть…” А. Галичa, И.А. Бунинa «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», стихотворения Цветаевой, Гиппиус, Бальмонтaи многих других. Вынужденные уехать, но не потерявшие чувство Родины и испытывающие к ней чувство Любви, хранящие горстку земли ее всю жизнь, так и трудящиеся добровольно во имя её интересов – это всё люди с высокоразвитой структурой души. Ностальгия – боль по утраченному – такое состояние, которое не удалось избежать ни одному из покинувших Родину. Вспомним, например, Ф.И.Тютчева, чей гений долгие годы взрастал вдали от Родины. Он был блистательным европейцем, никогда не переставая быть русским.

Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья. Эти произведения отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, в них раскрылось чудное дарование писателя, его способность проникать в интимные глубины сердца, с их неизведанными и непознанными законами. Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому прекрасно только такое чувство любви, которое естественно, не Ложно, не выдумано, для него любовь и существование без нее - две враждебные жизни, и если погибает любовь, то та, другая, жизнь уже не нужна.

Возвышая любовь, Бунин не скрывает, что она приносит не только радость, счастье, но и очень часто таит в себе муки, горе, разочарование, смерть. В одном из писем он сам объяснял именно этот мотив в своем творчестве и не просто объяснял, а убедительно доказывал: «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, - а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, - я был близок к самоубийству».

В рассказах о любви И. А. Бунин утверждал истинные духовные ценности, красоту и величие человека, способного на большое, самоотверженное чувство, рисовал любовь как чувство высокое, идеальное, прекрасное, несмотря на то что она несет не только радость и счастье, но чаще - горе, страдание, гибель.

Читая повесть Ивана Бунина «Деревня», мы отправляемся в путешествие по России, по ее селам и слободкам. Обозревая бескрайние поля, лениво текущие реки, заливные луга, мы везде встречаем русских крестьян. У каждого из них свои радости и печали, свои хлопоты, свой жизненный путь. И чем глубже проникаешь в повествование, тем острее понимаешь, что именно эти крестьяне составляют тот самый «загадочный» русский народ. Далее можно сделать вывод: если народ России составляют крестьяне, то сама Россия есть не что иное, как большая деревня. Эту же мысль нам подсказывает один из героев повести.

В повести «Деревня» рассказ идет о двух братьях: Тихоне и Кузьме Красовых. Они, сыновья бедного торговца, пошли по жизни разными путями. Тихон, пойдя по стопам отца, занялся торговлей. Трудом и упорством нажил он небольшое состояние и купил маленькое имение Дурново. Он вел оседлый образ жизни. Кузьма, начинавший торговать вместе с братом, сумел отказаться от этого неинтересного ему дела. С детства он «мечтал учиться и писать». Ребенком, самостоятельно выучив грамоту, он прочел свои первые книги, возможно, из них он узнал о другой жизни, отличной от той, которую вели его отец и брат. Повзрослев, он начал сочинять стихи, неумелые, но искренние. Кузьма писал о том, о чем думал, что чувствовал. Прочитав свои стихи на базаре самой доступной для него аудитории, он наткнулся на непонимание и насмешки. И Кузьма, подделываясь под базарный вкус, стал писать о том, о чем толковал тогда базар, о праздном, неинтересном. Но это были уже не его стихи. Поняв это, Кузьма бросает писать. Продав лавку, оставленную матерью, он пускается на поиски лучшей жизни. Он переезжает из города в город, ведя полуголодный образ существования. И везде его сопровождают образы России. Убогие и нищие села, покосившиеся избы, забитые, придавленные нуждой крестьяне. Чувствуется, с какой болью глядит он на свой великий и в то же время такой ничтожный народ. Этому народу дана богатейшая земля, а он бедствует. Разве это не больно? «А богатство-то какое!.. Чернозем-то какой! Грязь на дорогах - синяя, жирная, зелень деревьев, трав, огородов - темная, густая... Но избы глиняные, маленькие, с навозными крышами. Возле изб - рассохшиеся водовозки. Вода в них, конечно, с головастиками...» Много подобных картин увидел Кузьма, ведь большая часть его жизни - это скитания, поиски, которые сам Кузьма, возможно, объяснял поисками работы. Но мне кажется, что искал он не работу, а ответы на те многие вопросы, которые томили его душу.

Не сложилась жизнь и у Тихона. Работая всю жизнь, накапливая добро, он понимает, что детей у него нет и не будет. Не будет наследника, того, кому бы он передал все то, что нажил, посвятив скучному, однообразному делу всю жизнь. Тихона покидает желание работать по-прежнему. «Каторга» - так он говорит о прошедшей и возможной будущей своей жизни, которая становится ему в тягость. К тому же давит злобная атмосфера, сложившаяся на селе. Первая русская революция сделала жизнь мужиков немного свободней, и неграмотные, запуганные мужики пользовались ей неграмотно, невежественно, превращая свободу в неуважение к закону, друг к другу, к тому, что мы называем общечеловеческими ценностями. По уезду прокатывается волна бунтов. Есть чего опасаться и Тихону. Он все больше удаляется от дел, разыскивает Кузьму и приглашает его в Дурново, чтобы брат ведал его делами, а сам живет при лавке, которая все-таки приносит ему небольшой доход. Так через много лет вновь встречаются два брата.

Кузьме и Тихону в повести, конечно же, уделяется большое место, но все же их нельзя назвать главными героями этого произведения. В повествование о них автор мастерски вплетает рассказы о судьбах отдельных людей, небольшие, но яркие и эмоциональные картины русской жизни. Картины эти, по большей мере мрачные, усугубляются описанием природы: пасмурное небо, холод, непогода. Передавая все это с необычайным умением, Бунин, однако, воздерживается от суждений и предоставляет это своим героям. Особенно интересны оценки Кузьмы. Видно, с какой болью он воспринимает окружающий его мир. Каждое событие, каждую встречу он пропускает через сердце, будь то покусанные волком всеми забытые хохлы, озлобившийся от суровой жизни крестьянин Аким или смирившаяся с несправедливостью Молодая. Кузьма очень переживает за свой такой ничтожный и в то же время великий народ. Этого нельзя сказать о Тихоне. В его оценках больше злобы, порой даже ненависти к этим «скрытным» мужикам. Он побаивается их: «И, значит, дело ясно, за кого он гнет, - народ-то... Не давать ему ходу! Не то держись: почует удачу, почует шлею под хвостом - вдребезги расшибет!»

Время, в которое создавалось это произведение, было временем больших перемен в жизни России. Произошла Первая русская революция, принесшая много нового. Бесправный российский народ стал узнавать о своих правах. Работала Государственная дума. Появлялись новые законы. Как поведет себя простой русский мужик в новой ситуации? Сможет ли он найти себя в новой жизни, и как эта новая жизнь отразится прежде всего на его душе? На эти вопросы, на мой взгляд, отвечал Бунин в повести «Деревня». Но один вопрос остался у него открытым, открытым он остается и по сей день. Что же из себя представляет русский народ? Все эти Акимы и Серые. Кто они, русские люди? Дикие и невежественные от природы или богатые душой, но задавленные суровой жизнью верные сыны своей родины.

Мне кажется, что Бунин хотел сказать нам, какова бы ни была Россия, пусть даже грязная и убогая, все равно ее нужно любить - ведь это родина.

Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья. Эти произведения отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, в них раскрылось чудное дарование писателя, его способность проникать в интимные глубины сердца, с их неизведанными и непознанными законами. Для Бунина в. истинной любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому прекрасно только такое чувство любви, которое естественно, не ложно, не выдумано, для него любовь и существование без нее - две враждебные жизни, и если погибает любовь, то та, другая, жизнь уже не нужна.
Возвышая любовь, Бунин не скрывает, что она приносит не только радость, счастье, но и очень часто таит в себе муки, горе, разочарование, смерть. В одном из писем он сам объяснял именно этот мотив в своем творчестве и не просто объяснял, а убедительно доказывал: «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, - а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, - я был близок к самоубийству».
В рассказах о любви И. А. Бунин утверждал истинные духовные ценности, красоту и величие человека, способного на большое, самоотверженное чувство, рисовал любовь как чувство высокое, идеальное, прекрасное, несмотря на то что она несет не только радость и счастье, но чаще - горе, страдание, гибель.
Читая повесть Ивана Бунина «Деревня», мы отправляемся в путешествие по России, по ее селам и слободкам. Обозревая бескрайние поля, лениво текущие реки, заливные луга, мы везде встречаем русских крестьян. У каждого из них свои радости и печали, свои хлопоты, свой жизненный путь. И чем глубже проникаешь в повествование, тем острее понимаешь, что именно эти крестьяне составляют тот самый «загадочный» русский народ. Далее можно сделать вывод: если народ России составляют крестьяне, то сама
Россия есть не о иное, как большая деревня. Эту же мысль нам подсказывает один из героев повести.
В повести «Деревня» рассказ идет о двух братьях: Тихоне и Кузьме Красовых. Они, сыновья бедного торговца, пошли по жизни разными путями. Тихон, пойдя по стопам отца, занялся торговлей. Трудом и упорством нажил он небольшое состояние и купил маленькое имение Дурново. Он вел оседлый образ жизни. Кузьма, начинавший торговать вместе с братом, сумел отказаться от этого неинтересного ему дела. С детства он «мечтал учиться и писать». Ребенком, самостоятельно выучив грамоту, он прочел свои первые книги, возможно, из них он узнал о другой жизни, отличной от той, которую вели его отец и брат. Повзрослев, он начал сочинять стихи, неумелые, но искренние. Кузьма писал о том, о чем думал, что чувствовал. Прочитав свои стихи на базаре самой доступной для него аудитории, он наткнулся на непонимание и насмешки. И Кузьма, подделываясь под базарный вкус, стал писать о том, о чем толковал тогда базар, о праздном, неинтересном. Но это были уже не его стихи. Поняв это, Кузьма бросает писать. Продав лавку, оставленную матерью, он пускается на поиски лучшей жизни. Он переезжает из города в город, ведя полуголодный образ существования. И везде его сопровождают образы России. Убогие и нищие села, покосившиеся избы, забитые, придавленные нуждой крестьяне. Чувствуется, с какой болью глядит он на свой великий и в то же время такой ничтожный народ. Этому народу дана богатейшая земля, а он бедствует. Разве это не больно? «А богатство-то какое!.. Чернозем-то какой! Грязь на дорогах - синяя, жирная, зелень деревьев, трав, огородов - темная, густая... Но избы глиняные, маленькие, с навозными крышами. Возле изб - рассохшиеся водовозки. Вода в них, конечно, с головастиками...» Много подобных картин увидел Кузьма, ведь большая часть его жизни - это скитания, поиски, которые сам Кузьма, возможно, объяснял поисками работы. Но мне кажется, что искал он не работу, а ответы на те многие вопросы, которые томили его душу.
Не сложилась жизнь и у Тихона. Работая всю жизнь, накапливая добро, он понимает, что детей у него нет и не будет. Не будет наследника, того, кому бы он передал все то, что нажил, посвятив скучному, однообразному делу всю жизнь. Тихона покидает желание работать по-прежнему. «Каторга» - так он говорит о прошедшей и возможной будущей своей жизни, которая становится ему в тягость. К тому же давит злобная атмосфера, сложившаяся на селе. Первая русская революция сделала жизнь мужиков немного свободней, и неграмотные, запуганные мужики пользовались ей неграмотно, невежественно, превращая свободу в неуважение к закону, друг к другу, к тому, что мы называем общечеловеческими ценностями. По уезду прокатывается волна бунтов. Есть чего опасаться и Тихону. Он все больше удаляется от дел, разыскивает Кузьму и приглашает его в Дурново, чтобы брат ведал его делами, а сам живет при лавке, которая все-таки приносит ему небольшой доход. Так через много лет вновь встречаются два брата.
Кузьме и Тихону в повести, конечно же, уделяется большое мес-
то, но все же их нельзя назвать главными героями этого произведения. В повествование о них автор мастерски вплетает рассказы о судьбах отдельных людей, небольшие, но яркие и эмоциональные картины русской жизни. Картины эти, по большей мере мрачные, усугубляются описанием природы: пасмурное небо, холод, непогода. Передавая все это с необычайным умением, Бунин, однако, воздерживается от суждений и предоставляет это своим героям. Особенно интересны оценки Кузьмы. Видно, с какой болью он воспринимает окружающий его мир. Каждое событие, каждую встречу он пропускает через сердце, будь то покусанные волком всеми забытые хохлы, озлобившийся от суровой жизни крестьянин Аким или смирившаяся с несправедливостью Молодая. Кузьма очень переживает за свой такой ничтожный и в то же время великий народ. Этого нельзя сказать о Тихоне. В его оценках больше злобы, порой даже ненависти к этим «скрытным» мужикам. Он побаивается их: «И, значит, дело ясно, за кого он гнет, - народ-то... Не давать ему ходу! Не то держись: почует удачу, почует шлею под хвостом - вдребезги расшибет!»
Время, в которое создавалось это произведение, было временем больших перемен в жизни России. Произошла Первая русская революция, принесшая много нового. Бесправный российский народ стал узнавать о своих правах. Работала Государственная дума. Появлялись новые законы. Как поведет себя простой русский мужик в новой ситуации? Сможет ли он найти себя в новой жизни, и как эта новая жизнь отразится прежде всего на его душе? На эти вопросы, на мой взгляд, отвечал Бунин в повести «Деревня». Но один вопрос остался у него открытым, открытым он остается и по сей день. Что же из себя представляет русский народ? Все эти Акимы и Серые. Кто они, русские люди? Дикие и невежественные от природы или богатые душой, но задавленные суровой жизнью верные сыны своей родины.
Мне кажется, что Бунин хотел сказать нам, какова бы ни была Россия, пусть даже грязная и убогая, все равно ее нужно любить - ведь это родина.

4. Тема России в произведениях И. А. Бунина

Как и всякий русский поэт, И. А. Бунин впитал в себя классическую традицию воспевания России. Для него, выросшего в отцовском имении, среди неяркой и незвонкой красоты русской природы, родина начиналась именно здесь. Отзвуки этой очарованности мы находим уже в ранних стихах поэта, которые так и называются: «Родине » (1891), «Родина» (1896). В стихотворении «Родине» (1891), еще во многом подражательно-декоративном, Россия предстает в образе нищей крестьянки:

Они глумятся над тобою,

Они, о родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат.

В стихотворении «Родина» привычная российская даль навевает смутную тоску:

Под небом мертвенно-свинцовым

Угрюмо меркнет зимний день,

И нет конца лесам сосновым,

И далеко до деревень.

Во многих ранних стихотворениях Бунина звучат былинные и сказочные мотивы, возвращающие нас в Древнюю Русь и в дохристианские времена -- «На распутье» (1900), «Вирь» (1900), «После битвы» (1903), «Канун Купалы» (1903), «Степь» (1912). В стихотворении «Степь» даже чувствуется былинная распевность:

Синий ворон пьет глазки до донушка,

Собирает по косточкам дань.

Сторона ты моя, сторонушка,

Вековая моя глухомань!

Это возвращение к истокам тоже было характерным для русской культуры начала прошлого века (достаточно вспомнить полотна В. Васнецова и раннего Н. Рериха, русские сказки А. Н. Толстого). Былинная древняя Русь постепенно накладывалась в сознании поэта на современную Россию с ее отсталостью и нищетой. Разразившаяся мировая война усугубила надвигающийся кризис. Предчувствие катастрофы сквозит в стихотворении «Канун»:

Вот встанет бесноватых рать

И, как Мамай, всю Русь пройдет…

Но пусто в мире -- кто спасет?

Но бога нет -- кому карать?

Но Россия открывалась Бунину не только в нищете и заброшенности убогих селений. Он видел ее и в многоцветье весенних степей, алом вечернем небе, золотых осенних рощах:

В сухом лесу стреляет длинный кнут,

В кустарнике трещат коровы,

И синие подснежники цветут,

И под ногами лист шуршит дубовый.

(«Молодость», 1916)

Печален долгий вечер в октябре!

Любил я осень позднюю в России.

Любил лесок багряный на горе,

Простор полей и сумерки глухие…

(«Запустение», 1903)

Одухотворяют просторы и пейзажи люди, мирные крестьяне-хлебопашцы. Бунин описывает их с умилением:

По борозде спеша за сошниками

Я оставляю мягкие следы --

Так хорошо разутыми ногами

Ступать на бархат теплой борозды!

(«Пахарь», 1903-1906)

О своей старой няне Бунин пишет:

Отчего в глазах

Столько скорби, кротости?…

Лапти на ногах,

Голова закутана

Шалью набивной,

Полушубок старенький…

«Здравствуй, друг родной!..»

(«Няня», 1906-1907)

Бунина, как и других его современников, волновала судьба России. Уже в одном из ранних рассказов, написанных в 1900-е годы, Бунин спрашивал себя, с грустью глядя в «жуткие дали» России: «Что общего осталось у нас с этой лесной глушью? Она бесконечно велика, и мне ли разобраться в ее печалях, мне ли помочь им?» («Новая дорога»). Тем не менее уже в те годы он напряженно исследовал русскую действительность, искал в ней что-то светлое и до21 стойное. Так появились рассказы «Антоновские яблоки», «Сосны», «Мелитон», «Птицы небесные». В отличие от многих писателей-современников у Бунина не было чувства вековой вины интеллигента перед забитым и нищим русским крестьянством. Поэтому в его рассказах о деревенской жизни, в частности в «Антоновских яблоках», иногда усматривают поэтизацию крепостного времени. На самом деле свежий запах антоновских яблок символизировал для писателя прежде всего здоровье, простоту и домовитость крестьян, разумный трудовой быт, здоровые устои деревенской жизни. Эти устои основаны на неразрывных узах с землей. Именно они создали неповторимый пласт отечественной народной культуры, которая постепенно исчезает, разъедается городской цивилизацией. Поэтому рассказ «Антоновские яблоки» имеет подзаголовок «Эпитафия». Деревня смиряется и сиротеет. И рассказы Бунина кажутся поэмой запустения помещичьих гнезд и глухих деревень. [Михайлов 1991:3]

Но герои Бунина страдают не только и не столько от социальной несправедливости, от разорения и угнетения. В большинстве своем его герои (мужики, разорившиеся помещики, священники, барышни) задумываются над вечными вопросами бытия. Писателя остро интересует мироощущение представителей разных социальных слоев (крестьян, разночинцев, помещиков), соотношение их духовного опыта, его истоки и перспективы. Эти интересы не уводили Бунина от реальной действительности, ибо именно она определяла взгляды и чувства его персонажей. И особенно мучителен для Бунина разрыв между внешними побуждениями и действительным положением вещей. При этом Бунин далек от идеализации крестьянства. Он показал, как многовековое рабство одинаково искалечило души и крестьян, и помещиков, как разрушительно воздействует рабский труд на человеческую личность. Рассказы «Деревня» (1910), «Суходол» (1911), «Веселый двор» (1911), «Захар Воробьев» (1912) и другие, которые сам автор позднее назвал «беспощадными», показали читателям другую, непривычную, Россию, вскрыли самосознание масс на переломе, раскрыли противоречия русской души. Таков, например, главный герой рассказа «Деревня» Кузьма Красов, стремящийся к свету и добру, но раздавленный тупым и тяжким бытом и злобой остальных жителей Дурновки. А в «Суходоле» беспощадно рассказывается о духовном оскудении барчуков, упадке «дворянских гнезд» в начале прошлого века.

Судьба обрекла Бунина на расставание с родиной. Однако его рассказы и стихотворения, написанные вдали от России, по-прежнему неразрывно связаны с ней, ее широтой и несуразицей. Герои и героини его рассказов просто жили естественной жизнью, пытаясь осмыслить собственное предназначение на земле. При этом в ткань бунинских рассказов органично вплетаются раздумья самого писателя над существующими связями между прошлым и будущим, национальным и общечеловеческим, сиюминутным и вечным, определяющими судьбу России. Он пытался понять, что же представляет собой характер русского человека, русская душа. Бунин видел, что жизнь меняется, что возврата к прошлому нет и не может быть. Поэтому в его рассказах время неумолимо отсчитывает срок, отпущенный старому миру. Но каким будет новый мир, что ждет Россию, он предвидеть не мог, с ужасом описывая в «Окаянных днях» кровавую смуту революции. Поэтому Россия Бунина осталась заповедной страной одухотворенных пейзажей и надломленных людей, ищущих и не находящих свое место в новом мироустройстве. [Басинский 2000:410]

Писательская судьба Ивана Алексеевича Бунина судьба удивительная. При жизни он не был столь славен, как Горький, о нем не спорили, как о Л. Андрееве, не вызывал он столь разноречивых где шумно-восторженных, а где безоговорочно осуждающих оценок, как символисты. В литературных и читательских кругах с необычным единодушием он был признан Мастером. Вторая мировая война застала Бунина в Париже. Бедность, равнодушие издательств тягостно переносились Иваном Алексеевичем. Вот как он сам говорит об этом: «Живу, конечно, очень и очень плохо одиночество, голод, холод и страшная бедность…» Единственное, что спасает, это работа. Да, создание цикла рассказов «Темные аллеи» было для Бунина в военные годы родником душевного подъема. Сам автор считал произведения сборника, написанные в 19371944 гг., своим высшим достижением.

Цикл рассказов «Темные аллеи» критика определила как «энциклопедию любви» или, еще точнее, энциклопедию любовных драм. Любовь здесь изображается как самое прекрасное, самое высокое чувство. В каждом из рассказов («Темные аллеи», «Руся», «Антигона», «Таня», «В Париже», «Галя Ганская», «Натали», «Чистый понедельник»; сюда же можно отнести написанный до «Темных аллей» рассказ «Солнечный удар») показан момент высочайшего торжества любви. Все рассказы в сборнике сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. Все они вымышлены, что не раз подчеркивал сам автор. Однако они все, в том числе ретроспективная их форма, вызваны состоянием души автора. «Какое удивительное время молодость! Жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить ее лишь тогда, когда все осталось позади», утверждает И. А. Бунин. Подобные моменты возвращения к самому яркому, сильному переживанию и воспроизведены в цикле. Бунин пишет о незабвенном, что оставило глубокий след в человеческой душе.

Нередко запечатлен самый момент воспоминания, грустного прикосновения к давно отшумевшей радости. Ее дает любовь, а сохраняет на всю жизнь особенная, чувственная память, заставляющая с годами по-иному воспринимать многое из того, что «осталось позади». Однако убеждение Бунина в чистоте, незамутненности, здоровой естественности любви осталось неизменным.

Правда, порой в бунинском изображении любви преобладал «земной», чувственный характер, но это никогда не случалось за счет снижения главной, духовной значимости любви. Только в таком своем качестве она составляет самые лучшие мгновения жизни. «Любовь высший судья в человеческих отношениях», утверждает Бунин. О книге «Темные аллеи» автор написал в апреле 1947 г.: «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, думаю, что это самое лучшее и самое прекрасное, что я написал в жизни». У Бунина надо учиться, как проникновенно, на самой высокой эмоциональной волне выражать самое необыкновенное и прекрасное чувство человека. Бунин не интригует сложным сюжетом, он пробуждает чувства лирическим монологом, исповедью. То, о чем он тоскует, давно стало историей, а то, как он умеет выразить чувство, это наше нетленное духовное богатство. Эта грань духовного незыблемость и вечность России.

И. А. Бунина называют последним русским классиком, представителем уходящей дворянской культуры. Его произведения действительно проникнуты трагическим ощущением обреченности старого мира России, близкого и родственного писателю, с которым он был связан происхождением и воспитанием. Художнику были особенно дороги те черты прошлого, которые несли на себе печать утонченного дворянского восприятия красоты и гармонии мира. «Дух этой среды, романтизированный моим воображением, казался мне тем прекраснее, что навеки исчезал на моих глазах», - напишет он впоследствии. Но, несмотря на то, что для Бунина прошлое России стало неким идеальным образцом духовности, он принадлежал своему противоречивому, дисгармоничному времени. Самыми яркими произведениями на тему России являются рассказы «Деревня» и «Суходол». [Лавров 1989: 217]

Реальные черты своего противоречивого времени с замечательной силой воплотились в «Деревне». В этой «жестокой» повести на примере судьбы братьев Красовых автором показаны разложение и гибель крестьянского мира, причем разложение и внешнее, бытовое, и внутреннее, нравственное. Крестьянская жизнь полна уродства и дикости. Разорение и нищета большинства мужиков еще ярче оттеняет стремительное обогащение таких, как Тихон Красов, подчинивший всю свою жизнь погоне за деньгами. Но жизнь мстит герою: материальное благополучие не делает его счастливым и, кроме того, оборачивается опасной деформацией личности.

Повесть Бунина насыщена событиями поры первой русской революции. Бурлит многоголосая мужицкая сходка, разносятся невероятные слухи, пылают помещичьи усадьбы, отчаянно гуляет беднота. Все эти события в «Деревне» вносят разлад и смятение в души людей, нарушают естественные человеческие связи, искажают вековые нравственные понятия. Солдат, знающий о связи Тихона Красова с его женой, униженно просит хозяина не выгонять его со службы, зверски избивая Молодую. Весь свой век ищет правду поэт-самоучка Кузьма Красов, мучительно переживая бессмысленное и жестокое поведение мужиков. Все это говорит о разобщенности крестьян, их неспособности разумно устроить свою судьбу. Стремясь разобраться в причинах нынешнего состояния народа, Бунин обращается к крепостническому прошлому России в повести «Суходол». Но писатель далек от идеализации той эпохи.

В центре изображения - судьба обедневшего дворянского рода Хрущевых и их дворовых. В жизни героев этой повести, как и в рассказе «Деревне», много странного, дикого, ненормального. Показательна судьба Натальи, бывшей крепостной няни молодых Хрущевых. Эта незаурядная, одаренная натура лишена возможности реализовать себя. Жизнь крепостной девушки нещадно изломана господами, которые обрекают ее на позор и унижение за такой «страшный» проступок, как любовь к молодому барину Петру Петровичу. Ведь именно это чувство явилось причиной кражи складного зеркальца, поразившего дворовую девчонку своей красотой. [Соколов 1999:338]

Велик контраст между ощущением невиданного счастья, которое переполняет Наташку, сурьмившую брови перед зеркалом, чтобы понравиться своему кумиру, и тем стыдом и позором, который испытывает деревенская девушка с опухшим от слез лицом, которую на глазах всей дворни посадили на навозную телегу и отправили на далекий хутор. После возвращения Наталья подвергается жестоким издевательствам барышни, которые переносит со стоической покорностью судьбе. Любовь, семейное счастье, теплота и гармония человеческих отношений недоступны крепостной женщине. Поэтому вся сила и глубина чувств Натальи реализуется в ее трогательной привязанности к господам, преданности Суходолу. Значит, поэзия «дворянских гнезд» скрывает трагедию душ, изуродованных жестокостью и бесчеловечностью крепостнических отношений, с суровой правдивостью воспроизведенной писателем в «Суходоле».

Но антигуманный общественный строй калечит и представителей дворянской среды. Нелепа и трагична судьба Хрущевых. Сходит с ума барышня Тоня, погибает под копытами коня Петр Петрович, умирает от руки крепостного слабоумный дедушка Петр Кириллович. Извращенность и уродство отношений господ и слуг очень точно выразила Наталья: «Над барчуком и дедушкой Герваська измывался, а надо мной - барышня. Барчук, - а, по правде сказать, и сами дедушка, - в Герваське души не чаяли, а я в ней». Нарушение нормальных, естественных понятий приводит даже к деформации любовного чувства. То, что наполняет жизнь влюбленного человека радостью, нежностью, ощущением гармонии, в «Суходоле» приводит к слабоумию, сумасшествию, позору, опустошению. В чем же причина искажения нравственных понятий? Конечно, во многом здесь повинна крепостническая действительность.

Но повесть Бунина, не заостряя социальных противоречий, более широко и глубоко раскрывает эту проблему, переводя ее в плоскость человеческих отношений, свойственных любому времени. Дело не только в общественно-политическом строе, но и в несовершенстве человека, которому нередко недостает силы бороться с обстоятельствами. Таким образом, Бунин не идеализировал Россию, но и не отказывал ей в поэтичности. Родина рождала в его душе многие противоречивые чувства, в которых слова пытался разобраться доступным ему способом - привлечением внимания читательской массы к проблемам бытия через своё творчество.