Список общеобразовательных предметов. Обязательные предметы в школе по новому закону об образовании. Базовый привычный набор дисциплин

Переход детей из начальной школы в среднюю сам по себе является стрессом не только для учащихся. Родители порой испытывают немаленькое напряжение от нового образовательного звена. К тому же предметы в 5 классе в 2018-2019 году в разных школах могут отличаться, что не всегда соответствует требованиям родителей к обучению. Также есть и мамы, желающие минимизировать число дисциплин, поэтому их может неприятно поразить количество новых предметов у ребенка. Впрочем, и тем, и другим, стоит точно знать про то, что же все таки положено проходить детям в 5 классе, а для каких предметов еще не пришло время.

Базовый привычный набор дисциплин

Многие родители помнят, что набор предметов в 5 классе возрос, но далеко не все способны воспроизвести их перечень. Хотя большинству на ум приходит «Иностранный язык», этот предмет еще 15 лет назад точно входил в число новых дисциплин начала среднего звена. Сейчас с ним знакомят уже второклашек, но вскоре детей ожидают новшества в этом вопросе.

Внимание! Часть школ уже с 2018-2019 года будет практиковать внедрение второго иностранного языка с 5 класса. Те школьники, что уже перешли на 6 год обучения будут как и раньше изучать один иняз, а пятиклассников ожидает и второй язык.

Помимо этого многие не в силах вспомнить большую часть новых предметов, хотя дисциплин было не очень много. Причем раньше и «дружность» новый уроков была более выраженной, т. е. дисциплины вводились повсеместно. Сейчас же ситуация несколько иная — незыблемым остался базовый набор уроков. По ряду предметов появилась вариативность, характерная не для каждой школы. Просто где-то по прежнему продолжают сохранять план введения новых уроков, проверенный многолетней практикой.

В любой российской школе без исключений обязаны быть такие дисциплины в 5 классе:

  1. Литература.
  2. Технология.
  3. Математика.
  4. Русский язык.
  5. Иностранный язык.
  6. Музыкальная культура.
  7. Физическая культура.

В целом вопросы по этому набору уроков у родителей могут возникнуть только из-за 2 дисциплин. Речь идет об «Технологии» и «Иностранном языке». С последним предметом не все ясно, нужно лишь запомнить одну вещь — иняз будет продолжаться до конца школы вне зависимости со второго класса он изучается или с пятого. С «Технологией» все немного запутаннее, но это тот самый «Труд», известный родителям по их школьным годам. Хотя сейчас эта дисциплина вариативна не только в названии, но и в собственном содержании, как и ряд других школьных предметов для изучения в 5 классе.

Вариативные и факультативные дисциплины

Среди вариативных дисциплин наиболее часто выявляются предметы «Окружающий мир», «Природоведение», «Естествознание» и даже «Биология». Многое зависит от конкретной учебной программы и последовательности изложения сходного материала, но в любом случае один из этих предметов будет в расписании. В большинстве случаев это либо «Природоведение», либо «Окружающий мир».

Также вариативным будет и относительно новый предмет «Этика и основы религиозных культур». Эта дисциплина сама по себе может быть вписана в 1 или 2 года преподавания. Т. е. этот предмет может быть только в 4 классе или лишь начаться в пятом, хотя иногда преподается оба года.

Не стоит забывать и про информатику — это один из наиболее вариативных предметов, он «гуляет» по школьной сетке в масштабах нескольких классов. Причем иногда эта дисциплина называется по иному — «ИКТ». К томе же иногда временной разрыв ее введения может достигать 2 лет — в ряде школ «Информатика» появляется только в 7 классе. Аналогичная ситуация и с «Граждановедением» и «Обществознанием». Эти дисциплины могут быть заменой части предмета «Краеведения», касаясь вопросов гражданских отношений в конкретном регионе. Также у части школьников может появится просто новый предмет, связанный с деятельностью общества.

Помимо этого есть и факультативные предметы:

  1. Риторика и ораторское искусство.
  2. ОФП и различные спортивные дисциплины.
  3. Дополнительные занятия на развитие логики.
  4. Ритмика, танцевальные и творческие занятия.

Это лишь малый перечень дополнительных дисциплин и факультативов. Многое зависит от расположения конкретного образовательного учреждения, наличия необходимых педагогов, возможностей школы и даже от ее руководства. При этом есть дисциплины, практически обязательные для всех учащихся в 5 классе, не преподаваемые в начальной школе.

Новые предметы в среднем звене и в системе образования в целом

У пятиклассников меняется статус — они не только переходят на более высокий год обучения, но и меняют начальную школу на среднюю. Это по умолчанию требует расширение требований в части увеличения изучаемых дисциплин. Для школьников уже в начале года могут ввести 2 новых предмета: географию и историю.

Иногда они являются частью дисциплины внутри блока уроков по изучению собственного региона или же «Географию» могут преподавать в масштабах «Окружающего мира». Это и есть «новые предметы», но они таковыми являются только для пятиклассников, уже на следующий год «История» и «География» станут привычными дисциплинами, хотя появятся и другие неизвестные ранее уроки.

Пока робототехника, 3D-моделирование и программирование входят в рамки других предметов. Первые 2 относятся к «Технологии», а последний включают в изучение на «Информатике» и «ИКТ». Пока их не планируют выделять в отдельные дисциплины, но нужно понимать, что сам факт их наличия серьезно меняет школьный предмет в более новаторскую сторону, о которой почти ничего не знают многие родители. По факту дисциплина старая, известная родителям, но её содержание изменится всерьез.

За началом обучения в среднем звене следит Минобрнауки. Чиновники формируют минимальные требования к изучению обязательных дисциплин и рекомендации по преподаванию факультативных, вариативных и вспомогательных предметов.

Несмотря на стойкие попытки стандартизации школьного обучения сама природа образования подвержена постоянным изменениям и новшествам. Разность реальных возможностей регионом не позволяет во всех школах единомоментно внедрять наиболее современные тенденции или переходить на новые методики преподавания. Если к этому добавить и определенные полномочия школьного руководства по изменению расписания за счет вариативных частей, то получается разная картина преподаваемых предметов. В итоге даже в одном регионе или городе возможна ситуация полного отсутствия среди предметов в 5 классе в 2018-2019 году дисциплины «Природоведение» или «ИЗО» в одних школах, а в других не будут преподаваться «Окружающий мир», «МХК» и т. п.

Понятно, что базовый набор предметов будет во всех школах, а про остальные дисциплины стоит узнавать в конкретном образовательном учреждении.

Новый закон об образовании был принят в конце прошлого года и вступил в силу 1 сентября 2013 года. Закон внес в систему образования некоторые изменения и закрепил несколько новшеств. В том числе, по новому закону об образовании, изменились обязательные предметы в школе .

Изменения затронули дошкольное, среднее (полное), начальное профессиональное, высшее и семейное образование. Сегодня родители в детских садах платят 20 процентов от общей суммы содержания детей в дошкольном учреждении. По новому закону, образовательные услуги будут предоставляться бесплатно, а дополнительные станут платными. В список платных услуг входит присмотр и уход за ребенком, питание, расходы на связь, имущество и так далее.

Самые серьезные опасения у родителей вызывает положение о новых государственных стандартах об образовании. Данные стандарты предполагаются для каждой образовательной ступени. Новые федеральные стандарты образования в начальных классах уже действуют, а с 2013 года будут запущены в среднем звене. Что касается ЕГЭ, новым будет то, что появится еще один обязательный предмет – иностранный язык. Его должны будут сдавать все старшеклассники с 2014 года.

Очень важно, что законодатели обратили свое внимание на негосударственный сектор в образовании. Теперь государственные и негосударственные учреждения стали равными в правах, что позволяет надеяться на развитие частной инициативы в образовании. Также закон допускает домашнее образование.

В соответствии с новым законом об образовании, концепцией обучения в старших классах является профильное образование. Две трети плана будут составлять обязательные предметы. Их учащиеся должны выбирать из восьми предметных областей (математика и информатика, филология и иностранный язык , общественные науки, естественные науки, искусство, ОБЖ и физическая культура, технология). Из каждой предметной области ученик должен выбирать не менее чем по одной учебной дисциплине. Всего таких предметов должно быть 9-10. Остальные учебные дисциплины ученик будет выбирать, исходя из профиля обучения.

Как полагают специалисты в области образования, благодаря новой системе, нагрузка на детей должна снизиться. Теперь у школьников появится возможность изучать те предметы, которые им особо не нужны, лишь на базовом уровне. Некоторые из родителей, в свою очередь, уверены, что понизится и уровень подготовки школьников. Особенно катастрофичной можно считать ситуацию, когда старшеклассник в школе занимается углубленным изучением физики и математики, а в итоге принимает решение поступать на гуманитарный факультет. В этом случае базовые знания гуманитарных предметов не дадут возможности поступить в ВУЗ, а родители будут вынуждены нанимать репетиторов.

Коммунисты во главе с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым внесли на рассмотрение проект поправок в основной закон «Об образовании», согласно которому в законе должен быть прописан единый учебный план для всех субъектов Российской Федерации, содержащий перечень обязательных предметов, курсов и дисциплин, а также их предельный объем. Коммунисты предлагают шестнадцать предметов в качестве обязательных. Обязательными предметами в школе по новому закону об образовании, полагают коммунисты, должны стать русский язык, литература, математика, информатика, иностранный язык, обществознание, история, география, физика, основы естествознания, биология, химия, технология, искусство, ОБЖ и физкультура. Авторы уверены, что нововведение решит проблему «рассогласованности учебных планов».

С 1 сентября 2013 года изменились и условия поступления в ВУЗ. Теперь в университет без экзаменов смогут поступить лишь победители всероссийских школьных олимпиад, члены сборных российских команд, принимающие участие в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, чемпионы или призеры олимпийских и паралимпийских игр. Инвалиды зачисляются в ВУЗ вне конкурса, сдав вступительные испытания. Остальные категории льготников имеют право воспользоваться двумя мерами поддержки: бесплатно пройти подготовительные курсы в учебном заведении и получить преимущество при зачислении при равном количестве баллов.

Родителей очень волнует вопрос: не станет ли обучение в школе платным, ведь новый закон допускает развитие платных услуг в школе. Необходимо понять, что государство дает гарантию доступного и качественного бесплатного образования в рамках государственного стандарта. Стандарт дает школьнику обширные знания, позволяющие поступить в высшее учебное заведение. В то же самое время новый закон об образовании предполагает также и рост платных образовательных услуг в школе. За те знания, которые выходят за рамки образовательных стандартов, родителям придется платить. Входят ли те или иные знания в образовательный стандарт, проверить достаточно легко. Что касается стоимости услуги, ее определяет школа, а экономически обоснованный расчет данной стоимости вместе с проектом договора по услуге размещается на сайте учреждения.

Сразу оговорюсь - это мое личное мнение как экс-школьницы и мамы. Пусть субъективное, но обоснованное. Просто обидно смотреть, как дети и учителя кучу сил, времени и нервов тратят на никому не нужные уроки.

Школьная программа – это такая штука, об которую сломали не одну сотню копий. И вроде каждый год ее меняют, многострадальную: то одно добавят, то другое уберут. То астрономией жонглируют, то вокруг уроков православия танцы с бубном. Что мы вообще хотим от школы? Дать человеку знания, которые ему пригодятся в жизни? Основы всестороннего развития? Заинтересовать в дальнейшем изучении предмета?

Я помню свою собственную учебу. Я знаю, чему сейчас учат мою собственную дочь. И у меня есть мой собственный рейтинг самых бесполезных школьных предметов.

1. ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности

Это безусловный хит. Чего стоит только расшифровка аббревиатуры! Она и сама-то неблагозвучная. А в длинном виде – это какой-то мертворожденный набор слов. Основам безопасности жизнедеятельности, если вдуматься, учат ребенка родители. Не лезть в кипяток, не хвататься за горячую плиту, правильно передавать нож и переходить дорогу. А в школе? У нас этот предмет вел бывший военный, который с упоением рассказывал, как себя вести во время ядерного взрыва. Да никак себя не вести, вы все равно умрете. И я тоже. Причем я, как настоящий хипстер в наушниках, умру, даже не поняв, что случилось. И знание, как правильно надевать противогаз, нисколько не поможет.

Нет, знания о том, как откачивать утопающего, как смывать с лица перцовый газ или бинтовать руки-ноги, безусловно, пригодятся. А вот вызубренные наизусть воинские звания (!) или практика написания сочинений на тему «Идеальный солдат» – вряд ли. Между тем первый пункт ограничивается обычно инструкцией типа «В любой непонятной ситуации прикладывай лед и вызывай скорую». (Какая практика? Вы чего?) А вот второй пункт представлен довольно развернуто. И, на мой взгляд, это крайне бездарная трата времени. Сочинение можно и на русском написать.

Чем заменить: занятиями по оказанию первой помощи, как распознать инсульт, о том, как действовать в экстренных ситуациях (потерялся, например). И неплохо бы разъяснять, на какую помощь имеет право человек, оказавшийся в такой ситуации, – от полиции, от врачей и чиновников.

2. Трудовое воспитание

В том виде, в котором оно существует сейчас, – это анахронизм. Меня, например, учили вышивать. Ребят, серьезно? Вышивание может стать хобби. Но уделять этому школьное время? Безусловно, азы кулинарии или шитья пригодятся. Правда, вряд ли стоит шить фартук или юбку в школе. Все равно в жизни это будут делать единицы. «Лучше бы научили носки штопать. Или заплатки на джинсы ставить», – бурчала я, выводя иглой машинную строчку вручную. Зачем??? Зачем мне эти навыки? Впрочем, я и носки не штопаю – отправляю в мусорку недрогнувшей рукой. А дочь мою учили шить на ручной машинке. Видимо, на случай, если она попадет в каменный век и электричество отменят.

А изучение дизайна кухни? Как только дело дойдет до моей собственной кухни, я буду сам себе дизайнер, и ни один школьный учебник мне тут не указ.

Мальчиков учат шлифовать, пилить и строгать. Нет, неплохо, конечно. Хотя я не видела ни одного взрослого мужчины, который с упоением сколачивает табуретки. Нет, вру. Одного видела. Он этим на жизнь зарабатывает. В общем, табуретку гораздо проще купить, чем ее делать. Умение держать молоток в руках я, конечно, приветствую. Но фрезерный станок вряд ли в моем семейном гнезде появится.

Чем заменить: почему бы не преподавать девочкам уроки стиля, раз уж мы решили растить леди? Уместность макияжа, совместимость цветов и элементов одежды – все лучше, чем вышивание. Маникюр, может, даже основы парикмахерского искусства. Для профориентации пригодилось бы опять же.

А мальчикам? Знаете, наверняка у каждой женщины есть мечта, чтоб ее мужчина умел починить кран или раковину. Вы много знаете мужчин, которые хоть что-то знали об устройстве раковины до того, как вы попросили что-то там починить? И еще одно, на мой взгляд, полезное умение – разбираться в машинах. Колесо поменять, клемму на аккумуляторе прикрутить. Знать, как капот открывается.

И уж точно ни тем, ни другим не помешали бы уроки водительского мастерства. Хотя бы на стенде, хотя бы начала, азы. Лично я любые пяльца променяла бы на практику вождения.

3. Физкультура

Не спешите кидать в меня тапками. Я не призываю отказаться от активности. Но есть нюансы. В большинстве школ физкультуру преподают ну просто убого. И вообще за урок не считают. С одной стороны, не в каждой школе есть возможность учить плавать, например, или кататься на коньках. И душ принять возможности тоже нет. И это отстой.

С другой… Даже не знаю. Может, традиция? Ведь последние лет 30 уроки физры выглядят одинаково: большую часть четверти валяем дурака, играем в волейбол, встав в кружок, или треплемся. А три-четыре урока из всей четверти сдаем нормативы, как полоумные. Притом, что большинство не может ни правильно отжаться, ни присесть, ни подтянуться. Может, выучили правила игры в тот же волейбол или баскетбол? Не-а. Чем занимались столько лет на физкультуре? Непонятно.

Зато мы писали рефераты. Про тот же баскетбол. Вот так и вырастают диванные болельщики.

И еще – мой, лично мой препод физкультуры был настолько бездарен, что доверял проведение эстафет наиболее активным ученикам из моего же класса. Они сами придумывали этапы, сами проводили. Чувствовали себя при этом невероятно крутыми. Для меня эстафеты закончились, когда я сломала руку прямо на уроке. После этого случая один вид спортзала пугал меня до икоты. А мой собственный вид до икоты пугал учителя.

Чем заменить: основы самообороны и хореография. Полезно будет и тем, и другим. А еще – хоть какая-то теория здорового образа жизни: питание, метаболизм, прочие основы фитнеса.