Корабли всех времен. Самые известные военные корабли и подводные лодки россии. Линейный корабль «святой павел»

С того самого момента, как еще пещерный человек вдруг понял, что дерево может плавать, а не тонуть, море стало неотъемлемой частью человеческой истории. Начиная от выдолбленных из дерева пирог и заканчивая современными кораблями с атомными двигателями, человек не терял связи с судами. До эпохи паровых двигателей это был, по сути, единственный способ перемещать товары по всему миру.

Можно смело утверждать, что корабли - неотъемлемая часть цивилизации. Да и как военное средство они активно применялись. С улучшением дизайна корабля связаны все инновации в морской истории - от паровой силы до строительной техники. Таким образом, корабли продолжают очаровывать нас, имея подчас мистическое к себе притяжение.

Представить будущее без них - просто немыслимо. В течении тысячелетий человечество сумело построить миллионы судов, некоторые из которых сумели оказать влияние на историю. Некоторые из кораблей прославились своими достижениями, другие же стали своеобразным символом, объединяющим народы. Все эти легенды пережили века, о них и будет рассказано ниже.

Санта-Мария. Хотя в длину эту суденышко было всего около 70 футов(21,4 метра) и, по большому счету, оно было медленным и неприметным, мало кто может отрицать его славу. Именно оно принесло Христофора Колумба в Новый Свет. Хотя путешественник и приобрел в итоге плохую репутацию, в особенности за свою жестокость в качестве губернатора Эспаньолы, но, несмотря на все его слабости, известность принесла ему смелость. Ведь Колумб не побоялся отправиться в неизвестность, сумев пересечь Атлантику в итоге целых 4 раза. К сожалению, непрочная Санта-Мария не смогла повторить путешествие своего капитана - она села на мель на Рождество в 1492 году. Ее древесина была спасена, она готовилась для строительства нового корабля, La Navidad, что означает "Рождество", так как крушение как раз пришлось на эту дату. Первоначальный легендарный корабль давно уже исчез, но с тех было построено минимум четыре копии Санты-Марии и все они могли ходить в море. К сожалению никого из них нельзя назвать точной копией, так как об оригинальной конструкции корабля записей не осталось. Это дало возможности создавать различные конфигурации прежней Санта-Марии.

Х.Л.Ханли. Этот ранний прототип подводной лодки был на самом деле более опасным для своих собственных флотских экипажей, чем для противников. Однако именно это судно начало революции в военно-морском инженерном деле, плоды которой мы пользуемся до сих пор. Лодка была создана конфедератами в 1863 году специально, чтобы затопить судна северян, которые заблокировали ряд портов. Лодка совершила всего несколько рейса, в ходе которых погибли 13 членов экипажа, в том числе и сам создатель, Х.Л.Хантер. Первое боевой крещение было назначено на вечер 17 февраля 1864 года. Мало кто хотел служить на Ханли, вот и подобралась команда из мужчин с суицидальными наклонностями. К носу корабля была прикреплена пика с прикрепленным к ней смертоносным зарядом. Капитан Диксон выбрал цель - паровой шлюп Хаузатоник. Пика была воткнута в штирборт, подлодка дала задний ход, а спусковой шнур заставил детонировать заряд. В результате взрыва Хаузатоник затонул, став первым кораблем в истории, потопленным подводной лодкой. К несчастью, маленькая лодка не вернулась в док, затонув по неизвестным причинам. Целых 136 лет она оставалась на дне вместе с восемью членами экипажа. Лишь спустя 136 лет в гавани Чарльстона Х.Л.Ханли была обнаружена и поднята в августе 2000 года с большой помпой. Судно на удивление хорошо сохранилось, сегодня оно хранится в специальном контейнере. А до романа Жюля Верна "20 тысяч лье под водой" было целых 5 лет...

USS "Монитор" и CSS "Вирджиния" (или "Мерримак"). Пускай многочасовая битва между этими броненосцами в Хэмптоне, штат Вирджиния, и была относительно незрелищной и закончилась вничью. Зато это сражение считают одним из самым важных в истории военно-морского флота. Ведь впервые в поединке сошли два судна, сделанных не из дерева, а из железа. Монитор к тому же имел честь быть первым кораблем со вращающейся орудийной башней. Такая конструкция в следующем столетии изменила направление постройки судов. Броненосец Конфедерации, Вирджиния, был построен на основе поднятого со дна фрегата "Мерримак", затопленного ранее. Это и определило путаницу с названиями. "Мерримак" был затоплен, когда Норфолк попал в плен южан в апреле 1861 года. Поднятый корабль был оснащен массивными металлическими пластинами. Он оказался не только непроницаемым для пушечного огня, но и стал опасным оружием южан, используемым для затопления пары традиционных деревянных кораблей Союза за день до исторического сражения. Ни "Монитор", ни "Вирджиния" заметной роли в войне не сыграли, вскоре затонув. Вирджиния была взорвана в мае 1862 года, когда союзные войска отвоевали Норфолк. Монитор был потерян в ходе шторма у мыса Хаттерас на Новый Год в том же 1862 году. Тогда утонуло и 16 членов экипажа. Кстати, место крушения этого судна у мыса в штате Вирджиния в 1973 году было отмечено национальным памятником. С тех пор было найдено множество артефактов с корабля, в том числе - башни, пушки, винт, анкер, двигатель, личные вещи экипажа. В настоящее время все вещи демонстрируются в Морском Музее в Ньюпорт-Ньюс, Вирджиния.

USS "Конституция". В Америке это судно известно под именем "Old Ironsides". Судно, благодаря своей прочной конструкции является старейшим нетронутым кораблем страны и служит в качестве музея в Бостоне, штат Массачусетс. Конституция на плаву уже 213 лет, ее срок службы необычной длинный. Корабль был в эксплуатации с 1797 года и вплоть до Гражданской войны, после чего из него сделали учебное судно. Конституция периодически выходила в море вплоть до окончательного своего выхода на пенсию в 1881 году. За время своей жизни она успела поучаствовать в двух конфликтах. Сперва, в первой Барбарианской войне, когда "Конституция" сражалась против самых настоящих пиратов в Средиземном море и в войне 1812 года, когда корабль отличился, победив британские фрегаты "Гуэрьер" и "Ява". Именно эти обстоятельства дали "Конституции" репутацию корабля, который может дать отпор британцам в личной схватке. На то время это было немалым подвигом, учитывая, что Королевский флот был на тот момент самым крупным и мощным в мире. Именно слава спасла корабль от разрушения и с 1907 года. Он стал выступать в качестве музея на воде. "Конституция" восстанавливалась и ремонтировалась так много раз, что сегодня даже киль содержит лишь часть оставшегося оригинального. Остальные же части на протяжении десятилетий менялись неоднократно. "Конституция" все еще на ходу, что и доказывает ежегодно, когда ее буксируют в Бостонскую гавань. Там она демонстрирует свои борта во всей красоте, встречает регаты. Официально "Конституция" все еще остается военным кораблем, сегодня на ее борту служит шестьдесят членов экипажа, которые являются действительными членами ВМС США.

Линкор "Миссури". Пускай этот корабль и не являлся активным участником крупных военно-морских сражений. Тем не менее, "Могучи Мо", как его называли между собой члены экипажа, получил честь стать тем самым судном, на котором были подписаны документы об окончании Второй Мировой войны. Случилось это в Токийском заливе 2 сентября 1945 года. Но не только эта война отметилась в судьбе корабля. Линкор с водоизмещением в 48 тысяч тонн долгое время находился в море. Будучи списанным после войны, он возобновил свою деятельность во время войны в Корее, а затем и в 1984 году, когда стал частью плана Рональда Рейгана о 600 судах. "Миссури" несла службу во время первой войны в Персидском заливе в 1991 году, когда с корабля запускали крылатые ракеты и 16-дюймовые снаряды против целей в Ираке. Сегодня корабль находится на вечной мирной стоянке в Перл-Харборе, служа в качестве музея и военного мемориала. Интересно, что от места швартовки всего несколько сотен метров от места крушения линкора "Аризона". По сути с палубы корабля можно увидеть места, где для американцев началась война и где она закончилась.

HMS "Виктория". HMS расшифровывается, как "корабль Ее Величества". Ни один другой корабль не служил лучше символом той власти, которой обладал Королевский флот в конце восемнадцатого начале девятнадцатого века. Ведь Виктория являлось знаменитым и, по сути, легендарным флагманом лорда Нельсона. Корабль является одним из крупнейших деревянных когда-либо построенных. Он видел значительные действия в последние десятилетия восемнадцатого века, а именно борьбу как с французским, так и с испанским флотами. "Виктория" вошла в историю в ходе знаменитой Трафальгарской битвы в 1805 году. Ведь именно на ее борту был смертельно ранен адмирал Нельсон, успев перед тем разгромить комбинированный флот французов и испанцев. Эта победа позволила спасти Англию от военного вторжения. Корабль первоначально планировалось списать после окончания наполеоновских войн. История гласит, что "Виктория" была спасена женой морского министра, которая, узнав, что судно, служившее так долго и храбро, будет разрушено, попросту расплакалась и потребовала от мужа отменить слом судна. Чиновник был не дурак, он понял, как нужно поддерживать семейное равновесие, и сделал именно то, что от него требовала супруга. В результате следующие сто лет корабль стал школой подготовки моряков. В 1922 году британское правительство совершило большие восстановительные работы. Сейчас корабль работает в качестве музея в Портсмуте, что делает "Викторию" одним из самых старых кораблей на плаву в мире.

Броненосец "Мэн". Некоторые корабли прославились не за то, что они сделали, а за то, что они вообще представляли. Броненосец Мэн был крошечным по сравнению с теми монстрами-линкорами, которые на его основе появятся позже. Но гибель этого корабля стала поводом для начала испано-американской войны. Те события объединили нацию. Корабль располагался в мелководной гавани Гаваны, как вдруг 15 февраля 1898 года он был разорван на две части таинственным взрывом. Из 355 членов экипажа спаслось лишь 89 человек, сам же "Мэн" затонул в считанные минуты. Причина взрыва так и осталась неясной. Сегодня некоторые историки и военно-морские инженеры предполагают, что он мог быть результатом случайно детонации боезапасов внутри судна вследствие возгорания угля. Однако власти сразу же заподозрили преднамеренную диверсию. Якобы испанцы заранее установили мину. Эти события вовлекли страну на ближайшие несколько месяцев в войну, короткую, но невероятно успешную. Участие испанцев в инциденте в итоге доказано никогда не было, оно было бы невыгодным для них. Но специалисты утверждают, что от мины в корпусе судна образовалась бы пробоина, тогда как оно было разорвано пополам. В любом случае американцы получили боевой клич "Помни Мэн", который оставался популярным еще в течении нескольких десятилетий после этого. Что же касается самого судна, то в 1911 году его останки были вместе с грязью подняты со дна Гаванского порта, так как они стали представлять опасность для других кораблей. Куски "Мэна" вывезли в открытое море и затопили со всеми воинскими почестями. Таким образом, конец броненосца стал достойным. Он, хоть и совершил на своем веку мало, зато стал причиной множества последствий и передела колониальных владений.

Немецкий броненосец "Бисмарк". "Бисмарк" стал главной грозой британского флота весной 1941 года. Судно длиной 823 футов с максимальной скоростью в 30 узлов являлось самым быстрым из тех, чтобы были на плаву. В конце мая "Бисмарк" вышел из базы в польской Гдыне, намереваясь охотиться на торговые британские суда. Дальнейшие события стали крупнейшей военно-морской охотой в истории Королевского флота, запомнившейся обеим сторонам надолго. Утром 24 мая около берегов Исландии состоялся бой "Бисмарка" с английским крейсером "Худ" и линкором "Принц Уэльский". После краткой перестрелки "Худ" взорвался - снаряд, по-видимому, попал в погреб. В результате гибели судна утонуло 1417 членов экипажа, спастись удалось лишь троим. "Принц Уэльский" получил тяжелые повреждения и вынужден был бежать с поля боя. Сам "Бисмарк" был поврежден и стремился к французскому побережью на ремонт. Во время похода корабль был также атакован английскими торпедоносцами. В итоге немецкий корабль был настигнут английскими линкорами "Родней" и "Король Джордж V". Их огневая мощь смогла отправить гордость Гитлера на дно. В результате двухчасового боя и так израненный корабль окончательно был добит. Утонули около 2000 членов его экипажа, в живых осталось лишь около 200 моряков. Место гибели "Бисмарка" было обнаружено лишь в 1989 году Робертом Баллардом, который тремя годами ранее обнаружил и "Титаник". Немецкий линкор был тщательно изучен. Несмотря на прошедшие годы, оказалось, что тяжелые повреждения в ходе последней битвы его корпус оказался практически нетронутым. Тем не менее были обнаружены серьезные ошибки в конструировании, которые привели к потере управления при повреждении руля. Это дало возможность предположить, что линкор все же не был потоплен англичанами, а был затоплен. Последний бой "Бисмарка" показал, что линкоры утратили свое значение - главенствующая роль на море перешла к авианосцам.

Линкор "Аризона". Среди американских ветеранов мало таких кораблей, которые вызывают эмоции особого рода. Одним из них и является "Аризона", получившая название в честь одного из штатов. Корабль успел поучаствовать в Первой мировой войне, ничем особым не отметившись, а его активное участие во Второй мировой продолжалось всего 15 минут. Именно столько потребовалось японским бомбардировщикам, чтобы потопить этот линкор. Во время налета японцев на Перл-Харбор в Аризону попали сразу четыре тяжелые авиабомбы. Они пробили несколько палуб и взорвались глубоко внутри, где располагались снаряды и запасы горючего. Жуткий выстрел разорвал линкор на части, образовалась волна наподобие цунами. В результате из 1400 членов экипажа погибли 1177, в том числе капитан и адмирал. Останки судна горели еще несколько дней. Аризона было настолько сильно повреждена, что восстанавливать ее уже не было смысла. Корабль остался в бухте Перл-Харбора и по сей день, уже в качестве военного мемориала, который ежегодно посещают миллионы человек. Учитывая известность корабля сегодня, интересно, что мало даже самих американцев знает о судьбе Аризоны в течении нескольких последующих за войной лет. Военные цензоры умалчивали тот факт, что линкор лежал забытым на мелководье в течении десятилетий после той атаки. Мемориал возник лишь в конце 1960-х. став символом решимости Америки и данью памяти павшим. Каждый год 7 декабря здесь проходит молебен о павших, вновь избранный президент страны по традиции посещает его. Долгое время из машинного отделения корабля по капле просачивается машинное масло, расплываясь по воде сиреневым пятном. "Аризона" плачет по своему экипажу...

Британский лайнер "Титаник". Назвать самый известный в истории корабль легко - это Титаник. Это роскошное судно было разработано, чтобы показать с блеском все технологические возможности человека на тот момент. Вместо этого проявилась лишь демонстрация высокомерия. "Титаник" стал крупнейшим и самым быстрым пассажирским кораблем своего времени. Пароход компании "White Star Line" покинул Англию 10 апреля 1912 года, совершая свой первый рейс в Нью-Йорк. Однако через пять дней произошло столкновение гиганта с айсбергом, и корабль затонул. Хотя казалось, что двух с половиной часов с момента столкновения до момента погружения "Титаника" под воду должно хватить, чтобы эвакуировать всех 2300 человек на борту, в реальности оказалось, что на судне было всего лишь половина спасательных шлюпок. Это послужило причиной гибели 1500 человек, который обрели себе водную могилу в Северной Атлантике. Катастрофа стала шоком для всего морского сообщества, в результате были внесены радикальные изменения в правила обязательного количества спасательных шлюпок на борту, также усилились и другие меры безопасности. В конце-концов имя "Титаника" стало не только синоним трагедии, но и алчности, равнодушия и классовых привилегий. Ведь большинство из погибших были пассажирами третьего класса. История "Титаника" покрыта таинственностью, которая только возрастает с годами. В 1985 году корабль был обнаружен на глубине в 3750 метров, с тех пор послужив еще большим источником вдохновения как для документальных, так и для художественных фильмов. Вполне можно сказать, что "Титаник" преподал человечеству жесткий урок, последствия которого мы испытываем и по сей день.

Обо всех известных судах рассказать, пожалуй, невозможно. Внимания заслуживают и русские броненосцы "Потемкин" и "Аврора" (ставшие символами революций 1905 и 1917 годов), и HMS "Баунти" (британский фрегат, прославившийся мятежом на нем), и HMS "Индевор" (на нем капитан Кук изучал острова Тихого океана), и "Майский цветок" (на нем в 1620 году в Массачусетс были доставлены паломники), "Луизитания" (ее гибель в 1915 году послужила катализатором для вступления США в Первую мировую войну), USS "Независимость" (наиболее выдающийся авианосец ВМС США во Второй мировой войне), японский линкор Ямато (крупнейшее построенный линкор) или английский галеон "Золотая лань" (на нем сэр Френсис Дрейк совершил свое первое полное кругосветное путешествие в 1577-1580 годах).

ВМФ России насчитывает 203 надводных корабля и 71 подводную лодку, в том числе 23 атомные подлодки, оснащенные баллистическими и крылатыми ракетами. Обороноспособность России на море обеспечивают современные и мощные корабли.

«Петр Великий»

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Пeтр Великий» является самым большим в мире неавианесущим ударным кораблем. Способен уничтожать группы авианосцев противника. Единственный находящийся на плаву крейсер знаменитого советского проекта 1144 «Орлан». Построен на Балтийском заводе и спущен на воду в 1989 году. Введен в эксплуатацию спустя 9 лет.

За 16 лет крейсер прошел 140 000 миль. Флагман Северного флота ВМФ России, порт приписки – Североморск.
При ширине 28,5 метров имеет длину 251 метр. Полное водоизмещение 25860 тонн.
Два ядерных реактора мощностью 300 Мегаватт, два котла, турбины и газотурбогенераторы способны обеспечить энергией город населением в 200 тысяч. Может развивать скорость до 32 узлов, дальность плаванья не ограничена. Экипаж в 727 человек может находиться в автономном плавании 60 суток.
Вооружение: 20 пусковых установок СМ-233 с крылатыми ракетами П-700 «Гранит», дальность стрельбы - 700 км. Противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф (96 ракет вертикального пуска). Противовоздушная система «Кортик» с запасом 128 ракет. Артустановка АК-130. Два противолодочных ракетно-торпедных комплекса «Водопад», противоторпедный комплекс «Удав-1М». Реактивные установки бомбометания РБУ-12000 и РБУ-1000 «Смерч-3». На борту могут базироваться три противолодочных вертолета «Ка-27».

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (проект 11435). Построен на Черноморском судостроительном заводе, спущен на воду в 1985 году. Носил имена «Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси». С 1991 года вошел в состав Северного флота. Нес боевую службу в Средиземноморье, участвовал в спасательной операции при гибели «Курска». Через три года по плану уйдет на модернизацию.
Длина крейсера – 302,3 метра, полное водоизмещение 55000 тонн. Максимальная скорость - 29 узлов. Экипаж в 1960 человек может находиться в море полтора месяца.
Вооружение: 12 противокорабельных ракет «Гранит», 60 ракет «Удав-1», 24 установки ЗРК «Клинок» (192 ракеты,) и «Каштан» (256 ракет). Может нести 24 вертолета Ка-27, 16 сверхзвуковых самолетов Як-41М вертикального взлета и до 12 истребителей Су-27К.

«Москва»

«Москва», гвардейский ракетный крейсер. Многоцелевой корабль. Построен на судоверфях завода имени 61 коммунара в Николаеве. Изначально именовался «Слава». Введен в эксплуатацию в 1983 году. Флагман Черноморского флота России.
Участвовал в военном конфликте с Грузией, в 2014 году осуществлял блокаду украинских ВМС.
При ширине 20,8 метров имеет длину в 186,4 метра и водоизмещение в 11490 тонн. Максимальная скорость 32 узла. Дальность плавания до 6000 морских миль. Экипаж в 510 человек может месяц находиться в «автономке».
Вооружение: 16 установок П-500 «Базальт», две артустановки AK-130, шесть 6-ствольных артустановок АК-630, установки Б-204 ЗРК С-300Ф «Риф» (64 ракеты), пусковые установки ЗРК «Оса-МА» (48 ракет), торпедные аппараты, реактивные бомбометы РБУ-6000, вертолет Ка-27.
Копия «Москвы» - крейсер «Варяг» является флагманом Тихоокеанского флота.

«Дагестан»

Сторожевой корабль «Дагестан» введен в строй в 2012 году. Построен на Зеленодольском судостроительном заводе. В 2014 году передан в Каспийскую флотилию. Это второй корабль проекта 11661К, первый – «Татарстан» является флагманом Каспийского флота.
«Дагестан» имеет более мощное и современное вооружение: универсальный РК «Калибр-НК», который может применять несколько типов высокоточных ракет (дальность стрельбы составляет больше 300 км), ЗРАК «Пальма», АУ АК-176М. Оснащен технологией «стелс».
При ширине 13,1 метра «Дагестан» имеет длину в 102,2 метра, водоизмещение 1900 тонн. Может развивать скорость до 28 узлов. Экипаж в 120 человек может находиться в автономном плавании 15 суток.
На верфях заложено еще четыре таких корабля.

«Настойчивый»

Флагман Балтийского флота эсминец «Настойчивый» был построен на Ленинградском судостроительном заводе имени Жданова и спущен на воду в 1991 году. Предназначается для уничтожения наземных целей, противовоздушной и противокорабельной обороны соединений.
При ширине 17,2 метра имеет длину в 156,5 метра, и водоизмещение в 7940 тонн. Экипаж в 296 человек может находится в плавании без захода в порт до 30 суток.
Эсминец несет вертолет КА-27. Оснащен спаренными артустановками АК-130/54, шестиствольными установками АК-630, установками П-270 «Москит», шестиствольными реактивными бомбометными установками, двумя ЗРК «Штиль» и торпедными аппаратами.

«Юрий Долгорукий»

Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий» (первая подлодка проекта 955 «Борей») заложена в 1996 году в Северодвинске. Введена в строй в 2013 году. Порт приписки - Гаджиево. Входит в состав Северного флота.
Длина лодки 170 метров, подводное водоизмещение - 24000 тонн. Максимальная надводная скорость – 15 узлов, подводная – 29 узлов. Экипаж 107 человек. Может три месяца нести боевое дежурство, не заходя в порт.
«Юрий Долгорукий» несет 16 баллистических ракет «Булава», оснащена PHR 9R38 «Игла», 533-милиметровыми торпедными аппаратами, шестью установками акустического противодействия РЭПС-324 «Шлагбаум». В ближайшие годы на вервях России будет построено еще шесть подлодок такого же класса.

«Северодвинск»

Многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск» стала первой подводной лодкой нового российского проекта 855 «Ясень». Самая «тихая» подлодка в мире. Построена в Северодвинске. В 2014 году вошла в состав Северного флота ВМФ России. Порт приписки – Западная Лица.
При ширине 13,5 метра, имеет длину 119 метров, подводное водоизмещение 13800 тонн,
Надводная скорость «Северодвинска» составляет 16 узлов, подводная – 31 узел. Автономность плавания – 100 суток, экипаж – 90 человек.
Имеет современный бесшумный атомный реактор нового поколения. Подлодка оснащена десятью торпедными аппаратами, крылатыми ракетами П-100 «Оникс», Х-35, ЗМ-54Э, ЗМ-54Э1, ЗМ-14Э. Несет стратегические крылатые ракеты Х-101 и может поражать цели в радиусе до 3000 километров. До 2020 года в России планируется построить еще шесть подлодок класса «Ясень».

В разное время эти гиганты наводили ужас на неприятеля. Но мир запомнит их не только как грозное орудие войны. Названия самых больших военных кораблей своего времени навсегда вписаны золотыми буквами в мировую историю.

7. Атомный крейсер проекта 1144 «Орлан»

Страна: Россия
длина: 250 м
ширина: 28,5 м
водоизмещение: 25 860 т (полное)
экипаж: 1035 человек

«Петр Великий» – именно такое гордое имя носит единственный на сегодняшний день тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» (всего было построено четыре таких корабля). Проект 1144 во всех смыслах знаковый. Сейчас «Петр Великий» является крупнейшим военным кораблем в мире, не считая авианосцев. Но крейсер знаменит не только своими размерами. В открытом бою он превосходит любой неавианесущий корабль. Крылатые ракеты П-700 «Гранит» дальностью до 625 км несут угрозу даже авианосцам (хотя, если быть честными, и сам корабль из-за размеров представляет собой удобную мишень). Вскоре «Петр Великий» может получить новые гиперзвуковые ракеты «Циркон», став таким образом еще опасней.

6. Универсальные десантные корабли типа «Америка»

Страна: США
длина: 257,3 м
ширина: 32,3 м
водоизмещение: 45 700 тонн (полное)
экипаж: 1059 человек экипажа + десант

Универсальные десантные корабли, как можно догадаться, созданы для проведения операций по высадке десанта. Но американцы основательно расширили это определение. Новый УДК типа «Америка» это, по сути, мини-авианосец, который способен нести солидную авиационную группировку из 22 истребителей пятого поколения F-35B. Эти самолеты будут взлетать с палубы, используя укороченный разбег, а садиться они будут вертикально. Но есть и другие конфигурации: УДК может нести множество конвертопланов V-22, которые смогут доставить десант по воздуху намного быстрее, чем это сделают обычные вертолеты. Головной корабль серии USS America (LHA 6) ввели в состав флота США в 2014-м, а всего американцы хотят получить двенадцать таких кораблей. Они в перспективе сменят УДК типа «Уосп».

5. Универсальные десантные корабли типа «Уосп»

Страна: США
длина: 257,30 м
ширина: 42,67 м
водоизмещение: 40 532 тонны (полное)
экипаж: 1147 человек экипажа + десант

Вплоть до появления «Америки» корабли типа «Уосп» не имели конкурентов по своим размерам среди УДК. Они создавались специально для обеспечения транспортировки морем и высадки на необорудованное побережье экспедиционного батальона морской пехоты, численность которого может достигать почти 1900 человек. Поддержку десантникам могут оказать боевые самолеты с вертикальным взлетом и посадкой AV-8B Harrier II (их число может достигать 20). А еще морпехи имеют в своем распоряжении ударные вертолеты AH-1W Super Cobra. В кормовой части «Уоспа» находится крупное помещение, где может находиться техника, используемая для десантных операций. Всего американский флот получил восемь таких кораблей.

4. Авианосцы типа «Клемансо»

Страна: Бразилия
длина: 265,0 м
ширина: 51,2 м
водоизмещение: 32 780 т (полное)
экипаж: 1338 человек

По сути, авианосцы типа «Клемансо» создавались не в Бразилии, а во Франции, причем еще в 50-е. После появления гораздо более современного «Шарля де Голля» их сняли с вооружения, а один из кораблей был передан бразильскому флоту, где он продолжает нести службу по сей день. В Бразилии корабль получил имя «São Paulo». Даже в наши дни он остается достаточно грозной боевой единицей, которая может нести до 40 летательных аппаратов, включая пятнадцать французских палубных штурмовиков Super Étendard.

3. Авианосец «Шарль де Голль»

Страна: Франция
длина: 261,5 м
ширина: 64,36 м
водоизмещение: 42 000 тонн (полное)
экипаж: 1200 человек

Это единственный атомный авианосец ВМС Франции: власти хотели заложить еще один, однако от этой идеи отказались, учитывая огромную стоимость боевого корабля. В любом случае перед нами крупнейший европейский авианосец. Основа мощи этого корабля – истребители поколения 4++ Rafale M. Всего же он может нести до 40 летательных аппаратов. По своему боевому потенциалу «Шарль де Голль» проигрывает американским авианосцам (они крупнее по размерам и могут нести большее число крылатых машин). Однако и «Шарль де Голль» тоже не раз доказывал свою боеспособность, в частности во время операции в Сирии. Британские авианосцы типа «Куин Элизабет» вскоре потеснят «Шарля де Голля»: когда они будут введены в эксплуатацию, то станут самым большими в Европе боевыми кораблями.

2. Авианесущие крейсера проекта 1143

(характеристики соответствуют ТАВКР «Адмирал Кузнецов»)
страна: Россия
длина: 306,45 м
ширина: 71,96 м
водоизмещение: 59 100 т (полное)
экипаж: 1980 человек

Уточним: под определением «проект 1143» скрывается несколько подтипов авианесущих кораблей. Четыре из них («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку») могли использовать штурмовики с вертикальным взлетом и посадкой Як-38. В дальнейшем на базе проекта 1143 был построен корабль проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов», а также еще два авианесущих крейсера («Варяг» и «Ульяновск»), получивших расширенную взлетную палубу и возможность использовать самолеты с обычным взлетом и посадкой, такие как Су-33. Судьба всех этих кораблей сложилась по-разному. «Адмирал Кузнецов» стал единственным российским авианосцем. А вот «Варяг» превратился в китайский «Ляонин». Корабль «Баку» прошел модернизацию и пополнил ряды ВМС Индии под именем «Викрамадитья». «Ульяновск» так и не был достроен, хотя концептуально был самым совершенным из всей серии: он имел паровую катапульту и в теории мог использовать самолеты ДРЛОиУ.

1. Авианосцы типа «Нимиц»

Страна: США
длина: 332,8 м
ширина: 78,4 м
водоизмещение: 106 300 тонн
экипаж: 5680 человек

Наконец, заслуженное первое место нашего рейтинга досталось американскому гиганту «Нимицу» – самому большому и самому мощному боевому кораблю из всех, которые эксплуатируются в настоящее время. На его борту могут разместиться без малого 90 летательных аппаратов! Для сравнения, «Адмирал Кузнецов» может нести не больше 50 ЛА. В авиагруппу «Нимица» входят истребители F/A-18, самолеты радиоэлектронной борьбы EA-6B, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения E-2C и другая авиатехника. Американцы ввели в строй десять таких кораблей: они активно использовались, в частности, во время кампаний в Ираке и Афганистане. Но «Нимиц» не вечен, и вскоре этот тип кораблей сменят другие авианосцы типа «Джеральд Р. Форд». Они будут столь же огромны, а кроме того, смогут нести истребители пятого поколения F-35C. В целом, «Форд» станет экономичней своего «старшего брата» при сохранении высоких боевых возможностей.

30 октября отмечается День основания Российского военно-морского флота. В этот день в 1696 году, в период правления Петра I, Боярская дума постановила "Морским судам быть". Причиной тому послужило завоевание крепости Азов с помощью боевых кораблей, построенных на реке Воронеж. С тех пор многое изменилось, кораблестроение шагнуло далеко вперед..

© РИА Новости / Пресс-служба ОАО "ПО "Севмаш" / "Юрий Долгорукий" – атомная подводная лодка с баллистическими ракетами нового поколения. Она является первой подлодкой, выпущенной Россией после Советской эпохи. Она была построена судостроительным заводом "Севмаш" в Северодвинске для ВМФ России. Закладка состоялась в 1996 году. Первые ходовые испытания судна состоялись летом 2009 года.

1 из 10

"Юрий Долгорукий" – атомная подводная лодка с баллистическими ракетами нового поколения. Она является первой подлодкой, выпущенной Россией после Советской эпохи. Она была построена судостроительным заводом "Севмаш" в Северодвинске для ВМФ России. Закладка состоялась в 1996 году. Первые ходовые испытания судна состоялись летом 2009 года.

© РИА Новости / Михаил Климентьев / Знаменитый крейсер "Аврора", который находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге, является объектом культурного наследия РФ. Крейсер первого ранга Балтийского флота знаменит своей ролью в Октябрьской революции 1917 года. Он был заложен в 1897 году на судостроительном заводе "Новое адмиралтейство" в Санкт-Петербурге. Крейсер был назван в честь парусного фрегата "Аврора", который прославился при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.


2 из 10

Знаменитый крейсер "Аврора", который находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге, является объектом культурного наследия РФ. Крейсер первого ранга Балтийского флота знаменит своей ролью в Октябрьской революции 1917 года. Он был заложен в 1897 году на судостроительном заводе "Новое адмиралтейство" в Санкт-Петербурге. Крейсер был назван в честь парусного фрегата "Аврора", который прославился при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.

© Фото: Минобороны РФ Авианосец "Адмирал Кузнецов" является единственным в составе Военно-морского флота РФ в своем классе. Тяжелый авианесущий крейсер предназначен для уничтожения крупных надводных целей, обороны морских соединений от нападений вероятного противника. Построен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве в начале 80-х годов прошлого века. Крейсер был назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Прежние названия судна в порядке присвоения: "Советский Союз" (проект), "Рига" (закладка), "Леонид Брежнев" (спуск на воду), "Тбилиси" (испытания).


3 из 10

Авианосец "Адмирал Кузнецов" является единственным в составе Военно-морского флота РФ в своем классе. Тяжелый авианесущий крейсер предназначен для уничтожения крупных надводных целей, обороны морских соединений от нападений вероятного противника. Построен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве в начале 80-х годов прошлого века. Крейсер был назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Прежние названия судна в порядке присвоения: "Советский Союз" (проект), "Рига" (закладка), "Леонид Брежнев" (спуск на воду), "Тбилиси" (испытания).

/ Сторожевой корабль "Адмирал Григорович" был назван в честь адмирала Ивана Константиновича Григоровича, военно-морского министра России в 1911-1917 годах. Корабль был заложен в декабре 2010 года на стапеле судостроительного завода "Янтарь" в Калининграде и спущен на воду в марте 2014 года.


4 из 10

Сторожевой корабль "Адмирал Григорович" был назван в честь адмирала Ивана Константиновича Григоровича, военно-морского министра России в 1911-1917 годах. Корабль был заложен в декабре 2010 года на стапеле судостроительного завода "Янтарь" в Калининграде и спущен на воду в марте 2014 года.

© РИА Новости / Игорь Руссак / "Игорь Белоусов" – спасательное судно, построенное для ВМФ России на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге. Корабль был спущен на воду в 2012 году. Судно предназначено для оказания помощи экипажам аварийных подводных лодок, лежащих на грунте или находящихся в надводном положении, подачи воздуха, электроэнергии и спасательных средств на подводные лодки и надводные корабли. Кроме того, судно может осуществлять поиск и обследовать аварийные объекты.


6 из 10

"Игорь Белоусов" – спасательное судно, построенное для ВМФ России на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге. Корабль был спущен на воду в 2012 году. Судно предназначено для оказания помощи экипажам аварийных подводных лодок, лежащих на грунте или находящихся в надводном положении, подачи воздуха, электроэнергии и спасательных средств на подводные лодки и надводные корабли. Кроме того, судно может осуществлять поиск и обследовать аварийные объекты.

© РИА Новости / Василий Батанов / Б-261 "Новороссийск" – дизель-электрическая подлодка проекта 636.3 "Варшавянка". Судно предназначено для борьбы с подводными лодками и кораблями противника, для обороны военно-морских баз, береговых и морских коммуникаций, разведывательной и патрульной деятельности на коммуникациях противника. Подводная лодка была заложена в августе 2010 года, спущена на воду в ноябре 2013 года, принята в состав флота в августе 2014 года.


7 из 10

Б-261 "Новороссийск" – дизель-электрическая подлодка проекта 636.3 "Варшавянка". Судно предназначено для борьбы с подводными лодками и кораблями противника, для обороны военно-морских баз, береговых и морских коммуникаций, разведывательной и патрульной деятельности на коммуникациях противника. Подводная лодка была заложена в августе 2010 года, спущена на воду в ноябре 2013 года, принята в состав флота в августе 2014 года.

© РИА Новости / Сергей Пятаков / ТК-208 "Дмитрий Донской" – это тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 "Акула", первый корабль в серии. Судно оснащено ракетным комплексом "Булава" с 6 гиперзвуковыми ядерными боеголовками. Лодка была заложена в июне 1976 года на "Севмашпредприятии", вступила в строй ВМФ в 1981 году, в 1982 году вошла в состав Северного флота. На сегодняшний день ТК-208 "Дмитрий Донской" является самой крупной подводной лодкой в мире.


8 из 10

ТК-208 "Дмитрий Донской" – это тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 "Акула", первый корабль в серии. Судно оснащено ракетным комплексом "Булава" с 6 гиперзвуковыми ядерными боеголовками. Лодка была заложена в июне 1976 года на "Севмашпредприятии", вступила в строй ВМФ в 1981 году, в 1982 году вошла в состав Северного флота. На сегодняшний день ТК-208 "Дмитрий Донской" является самой крупной подводной лодкой в мире.

По дате ▼ ▲

По имени ▼ ▲

По популярности ▼ ▲

По уровню сложности ▼

Морская энциклопедия – это сайт, посвященный всему, что связано с мореплаванием. История развития судостроения и судоходства в Великобритании, Франции, Испании, Индии и других странах мира. Здесь представлены статьи с фотографиями и подробнейшим описанием практически всех известных кораблей, начиная от греческих триер и заканчивая современными атомными авианосцами и броненосцами. Узнайте, какие войны не обошлись без морских столкновений и что помогало сторонам в них побеждать.

http://korablon.com/

Портал посвящен кораблям всех времен и народов. Изучайте историю мореплавания, начиная с античности и заканчивая современностью. Благодаря этому ресурсу, узнайте больше о том, как развивалось судостроение и мореплавание, кто был первопроходцем, какими были первые плавательные суда и каких высот добились современные морские технологии. Читайте о легендарных броненосцах, линкорах, эсминцах. Зарегистрируйтесь на сайте и подпишитесь на свежие новости, чтобы ничего не пропустить.

http://www.korabli.eu/

Здесь вашему вниманию представлено всё, что связано с военно-морским флотом всех стран мира. На сайте размещены статьи с описаниями линкоров, авианосцев, крейсеров, эсминцев, фрегатов. Большое количество информации о судах Великобритании, России, Франции, Испании в разные исторические промежутки. На портале имеется хронология важнейших морских сражений. В разделе «Ленты новостей» вы можете следить за событиями, происходящими в мире судостроения и судоходства.

http://navycollection.narod.ru/

Энциклопедия кораблей – ресурс, собравший невероятное количество информации, связанной с мореплаванием. Здесь представлено множество статей о военно-морском флоте России и других стран мира. Описания крейсеров, каравелл, фрегатов, эсминцев. Вооружения военных судов, которые использовались в разных боевых действиях. Дополнительно на сайте имеется отличная видеотека, в которой представлены документальные и художественные фильмы, посвященные морской тематике.

http://ship.bsu.by/

Портал рассказывает всё о русских броненосцах и кораблях типа «Измаил». На сайте имеются фотографии, подробные технические и тактические характеристики практически всех военных судов. Из статей вы узнаете, как и кем они были построены, через какие битвы прошли и каким образом завершили свой путь. В разделе словаря вам удастся найти пояснения непонятных морских терминов. Ценители искусства смогут себя порадовать картинами морской тематики самых известных художников.

http://armoured.ru/

На ресурсе вашему вниманию представлено огромное множество информации о боевых действиях в море. Узнавайте, какие корабли и в каких войнах участвовали, что помогало им побеждать. Здесь находится большое количество статей и книг о разных военных кораблях со всего мира, описания крейсеров, дредноутов, линкоров, броненосцев, эсминцев. Для любителей документальных фильмов на портале имеется огромная видеотека, рассказывающая о хрониках многих морских баталий.

http://krigsmarine.ru/

Всё, что связано с веком бронированных батарей, представлено на данном сайте. Статьи о первых броненосцах, фрегатах, крейсерах, линкорах, дредноутах. Ресурс расскажет об истории развития военных судов в России, Великобритании, Франции, Германии и других странах. Какие боевые действия проходили на морских просторах и благодаря чему побеждала та или иная сторона. Кто интересуется подробностями судостроения, на портале сможет найти множество схем и чертежей знаменитых кораблей.

http://tsushima.su/

Сайт расскажет об истории военно-морского флота конца девятнадцатого - начала двадцатого века. Здесь вам удастся найти характеристики броненосцев, линкоров, крейсеров. Статьи о судах «додредноутной» эпохи, времен Первой и Второй мировых войн. Описание кораблей Англии, Франции, Японии, России и остальных стран мира. На ресурсе представлено большое количество материалов о самых крупных морских сражениях, с фотографиями и рисунками судов, которые принимали в них участие.

http://battleships.spb.ru/