Как не надо рифмовать. Научиться рифмовать рэп — главные уроки рэпа. б) Видоизмененный квадрат

Инструкция

В точной рифме используется пара слов, последние слоги которых строго созвучны: враг-мрак, люк-трюк и т.д. эта рифма является самой распространенной и часто служит критерием оценки мастерства поэта.

Приблизительная рифма базируется на сходстве слогов, но допускает большую свободу выбора слов: слоги-токи, -разбита. Допускается одновременное использование звонких и глухих согласных, а также согласных одного ряда (к-х-г). Иногда начинающие поэты злоупотребляют этим видом рифмы, что придает творению небрежность.

В разные эпохи рифмы выглядели по-разному. Так, в пушкинское время преобладали точные рифмы.


Выделяется несколько классификаций типов рифм.

Классификация по совпадению и несовпадению морфем

Переход к приблизительной рифме произошел в середине XIX в.


3. Неточная рифма допускает 2 варианта своего существования. При первом совпадают ударные фонемы, больше ничего не совпадает. Пример: танцы - шляться.


Во втором случае различаются ударные гласные, а все остальные звуки совпадают. Пример: книжный - ложный.

Классификация по месту ударения

1. Мужская рифма имеет на последнем от конца слоге. Примеры: сказал - упал; в холмах - впотьмах.


2. Женская рифма имеет ударение на предпоследнем слоге. Пример: белка - стрелка.


3. При дактилической рифме ударение падает на третий от конца слог. Пример: пригвожденная - завороженная.


4. Гипердактилическая - самый редкий тип рифмы с ударением на слоге, который расположен на 3 слога дальше от конца. Пример: неряшливая - покашливая.

Классификация по совпадению предударных фонем

В XX в. наблюдается тенденция смещения рифмы влево, т.е. вглубь слова или строки.


1. Если совпадают предударные фонемы, то рифма называется строгая. Пример: строг - острог.


2. Если совпадения в предыдущих фонемах нет, то рифма бедная. Пример: любовь - морковь.

Для того чтобы писать стихи нужен талант, а все остальное — дело техники. Здесь вроде бы все просто. И все-таки с техникой важно не переборщить. Гениальность поэта проявляется в его умении слушать свою интуицию, не ориентируясь на какие-то конкретные образцы. Образцы — это хорошо, но они уже были, и с точки зрения новизны эпигон вряд ли будет кому-нибудь интересен.

Как научится писать стихи с нуля

С другой стороны совсем не ориентироваться на образцы нельзя: начнешь изобретать велосипед. Задача поэта — развитие не только своей поэзии, но и поэзии в целом, посему вся бывшая до настоящего момента поэзия будет служить стартовой площадкой.

У поэта есть широкий круг чтения — это, собственно, вся выдающаяся поэзия и не только, и узкий — наиболее близкие ему вещи, которые просто приносят вдохновение и помогают писать. Если Вы вдохновляетесь чтением Ваших любимых поэтов, то только собственный природный талант поможет Вам не стать их жалким эпигоном.

Искусство настоящей поэзии — это искусство поставить абсолютно точное слово на абсолютно точное место. «Краткость — сестра таланта». Это в большей степени сказано о поэзии. О ней же сказано: «берешь кусок мрамора и отсекаешь все лишнее». Любое слово, которое необязательно и может быть убрано или заменено, должно быть убрано или заменено. Любое стихотворение, которое может быть не написано, не должно быть написано. И даже если будет написано, не станет ничем, кроме информационного шума.

Как научиться писать стихи в рифму

Честно говоря, научиться быстро рифмовать может каждый. На данный момент есть множество способов для подбора рифмы. Стоит приложить немножко усилий и проявить фантазию — и вы научитесь это делать.

Как не нужно рифмовать

Ни в каком случае не рифмуйте однокоренные слова, глаголы. Старайтесь избегать рифм, которые образуются очень очевидно. Используйте всю вашу фантазию и придумывайте оригинальные рифмы.

Как все-же научиться быстро рифмовать?

Чтобы научится быстро рифмовать, необходимо взять слово, которому нужна рифма, и начинаем про себя его произносить, далее подключаем ассоциативный ряд, при этом вспоминая слова, которые на него похожи по звучанию. Возникает перед Вами несколько слов. Из этих слов и выбираем рифму. Главное, чтобы рифма была оригинальной, а не избитой.

Как научиться писать стихи в рифму — подбор онлайн-сервисов

Очень простым способом научиться легко и быстро рифмовать есть использование онлайн словарей рифм. Но учтите, что их применение никак не будет тренировать ваше чутье на рифмы. Вот несколько известных сервисов(для перехода, скопируйте ссылку в адресную строку браузера и нажмите «Enter») :

  • http://rifmovnik.ru/find.htm
  • http://stihidl.ru/rifma/

Как быстро написать стих

Правильный экспромт – всегда плод долгой подготовки. Но бывает, что готовиться некогда, стихотворение написать нужно быстро. Что делать? Ответ на этот вопрос мы и постараемся дать в данной статье.

К примеру, у Вас есть юбиляр, которого нужно поздравить. У него есть имя, есть близкие люди, есть число прожитых лет, есть другие данные. Выберите, что бы Вы хотели подчеркнуть. Если Вы пишете рекламные стихи, то оттолкнитесь от названия товара или услуги, обыграйте его свойства. Стихи о любви могут быть ближе к разговорному стилю речи, включать в себя те слова, что вы с любимым человеком часто употребляете между собой. Проговорите частую в вашей речи фразу, уловите в ней ритм. Если не улавливается – чуть измените её, чтобы придать ритм. Это начало стиха.

Выбор ключевого слова

Выберите одно ключевое слово. Повторяйте его несколько раз, пока оно не начнёт по звучанию напоминать другие слова. Среди них наверняка появятся близкие по смыслу. С другими словами у Вас появятся парадоксальные, но от этого ещё более яркие логические цепочки. Так строится рифма. Потом сделайте это с другим ключевым словом. И так – до конца.

Несколько правил при написании стиха:

  1. Форма должна быть под стать содержанию. Для стихов о любви или мыслей подбирайте плавные, трёхстопные размеры, можете не стесняться длинной строки. Шуточные или рекламные стихи любят короткую строку.
  2. Многословие – порок. Если слово ничего не значит – избавьтесь от него, замените сходным по размеру, но имеющим значение. Если можно сжать смысл двух строк в одну – лучше так и сделать.
  3. Рифма не обязана всегда быть точной. Хорошее созвучие внутри строки не менее эффектно, чем полная рифма.
  4. Не обязательно писать от первой строчки до последней. Придумав строку, Вы можете почувствовать, что её место – в середине или даже конце стихотворения. Туда её и поставьте, а потом дополните «до» и «после».
  5. Самые эффектные рифмы ставьте в конец стихотворения. Или хотя бы в конец четверостишия.
  6. Не стесняйтесь популярных размеров или форматов. Частушки, лимерики, рубаи, «гарики», «перашки» – любая из этих известных форм может подойти для воплощения Вашей идеи.

Как научиться писать стихи — книги

А когда появится свободное время, обязательно обратитесь к двум книгам. Статья Маяковского «Как делать стихи» и книга Чуковского «От двух до пяти» – это лучшие пособия по написанию стихов на русском языке. Но не стоит следовать опыту авторов слепо. Помните: они делились своими методами. Если у Вас получается по-другому – идите своей дорогой.

Как научиться писать стихи — заключение

Поэзия — это всегда мистика, всегда религия и молитва, потому что только ей доступны тончайшие оттенки человеческой мысли. Да и, конечно, «вначале было Слово». Настоящий поэт никогда не будет склонен к словоблудию: искусство огранки стихов учит не только говорить, но и молчать.

Научится рифмовать рэп может каждый, нет никаких ограничений ни по возрасту, ни по полу.

Главные уроки рэпа на первых порах — это конечно же, основы понимания того, что такое рифма, какие они бывают и как их писать.

Чтобы научится рифмовать рэп важно понимать следующее — «забивать» на рифмы неразумно, их нужно продумывать, строить, писать.

«Крутость» рэп текста зачастую судят именно по количеству интересных рифмовок, а не за глубину философской мысли (если она там вообще есть). И это еще один момент из серии «уроки рэпа»

Рифма (др.-греч. «размеренность, ритм») - словарь определяет рифму, как созвучие в окончании двух или нескольких слов.

Использование рифм требует особого мастерства. Оно не должно сводиться к простому подбору слов, имеющих созвучные окончания, по хорошему, как минимум вся предыдущая строка должна подготавливать читателя к появлению той или иной рифмы. Вместе с этим созвучие должно быть устойчивым и достигаться оно должно оригинальным образом. То есть рифма при произнесении пары слов должна быть хорошо слышна, это достигается либо ее «явностью» либо правильным интонированием.

Рифма, появление которой легко предсказать, не производит нужного впечатления, от чего страдает общее впечатление, как о конкретном тексте, так и об исполнителе и его уровне вообще. Научится рифмовать рэп и не быть при этом заезженным и банальным – вот наша цель!

Поиск интересных рифмовок задача трудная, но время, потраченное на это, приносит свои плоды.

Давайте начнем разбирать схемы РИФМОВКИ. Да это самое начало – но это один из важнейших уроков рэпа! В классической поэзии их существует всего три. Мы рассматриваем рифмы в рамках четверостишья.

Параллельная, схема ее выглядит как ААББ – рифмованное слово ставиться в конец строки и рифмуется со словом в конце следующей строки. В третьей и

четвертой строчке рифма меняется. За четверостишье мы имеем две пары рифм.

Перекрестная, ее схема выглядит как АБАБ – пара рифмованных слов, обозначенных условным «А» ставиться в конец первой и третьей строки, обозначенных «Б» в конец второй и четвертой строки соответственно. Этот метод называется еще «рифмовать через строчку»!

Окольцовывающая, ее условная схема выглядит как АББА, как легко догадаться первая пара рифм ставиться в конце первой и четвертой строки, вторая пара в конце второй и третьей строки.

Стоит сказать, что это самый неудачный способ, первая пара рифм почти наверняка не будет услышана и воспринята.

Все три способа являются базовыми. И они хороши для старта. Наилучшим из них будет метод параллельной рифмовки.

Научится рифмовать рэп можно именно так от простого к сложному – пробуйте базовые техники, а дальше усложняйте их!

В этой главе я расскажу об общих принципах получения красивой, эффектной рифмы. Это чисто технические правила, которые имеют место именно в теории стихосложения, как в науке; мы абстрагируемся от содержания стихотворения и его высокого духовного уровня (как любят характеризовать свои творения многие поэты). Также постараюсь отразить здесь некоторые разновидности рифм, а значит, без терминологии не прожить.

Во-первых, я всегда призываю поэтов стремиться к поиску так называемых авторских рифм - авторских находок; это оригинальные составные рифмы с использованием нестандартных сочетаний слов или их частей. Как правило, такая рифма является единственной в своём роде: исповедь - избы ведь, большевиков - больше веков, жизнь с кого - Дзержинского, наново я - банановая, Цезаря - лице заря, Киева - старики его - распни его, лёд щеки - лётчики, та ли я - талия, почему ж бы - службы, бьют об двери лбы - не поверил бы...

Господа поэты, неужели не наскучили
пажи, дворцы, любовь, сирени куст вам ?
Если такие, как вы, творцы -
мне плевать на всякое искусство .
(В. Маяковский)

Поиск такой рифмы частенько приводит к необходимости совершенствования техники.

Сразу введу несколько терминов: если ударение лежит на последнем слоге строки, то это мужская рифма; на предпоследнем - женская ; на третьем от конца - дактилическая ; на четвёртом или пятом - гипердактилическая . Также иногда употребляют термин супергипердактилическая : когда ударение лежит на шестом и выше слоге от конца. Но это специфический случай, который практически не применяется в поэтической практике. Например: выкристаллизовавшиеся - выбаллотировавшиеся

Авторская рифма, как и многие другие разновидности хороших рифм относятся к группе так называемых акустических рифм - рифм, состоящих из слов, ритмические окончания которых различны по написанию, но совпадают по звучанию: грешно - конечно , красавица - кудрявиться , ящик - оснастчик , рыться - злится , существо - ничего , снова - младого ...

К акустическим рифмам относится большинство рифм в русском языке - от точных до приблизительных. Акустические рифмы делятся на объективные и субъективные. Объективные акустические рифмы строго подчинены законам произношения и воспринимаются всеми одинаково: мыш ь - рыж , слуг - стук , сы р - пи р, вот - комод , поп - лоб , локти - когти , ра д - ря д, нас - раз ...

Вещи и люди нас
окружают. И те,
и эти терзают глаз .
Лучше жить в темноте.
(И. Бродский)

Субъективные акустические рифмы - созвучия слов, основанные сугубо на индивидуальном восприятии. Такие рифмы могут казаться созвучными для одних и неприемлемыми для других. Ступа - рупор, ваши - фальши, они - раним, сласти - счастье, длинный - дивный... Объективные акустические рифмы в большинстве своём относятся к точным рифмам, субъективные - к приблизительным.

Гласные и согласные в рифме должны быть подобны (составлять видовые пары). То есть не так уже и важно, сходны ли окончания. Горадо важнее, какие буквы присутствуют в предшествующем окончанию слоге. Например, рифма «золотой - дорогой» плоха не только по той причине, что в ней зарифмованы одинаковые части речи в одной форме, но также из-за «несходности» букв «т» и «г». Ударный слог (тут «той», «гой») должен рифмоваться как можно точнее .

И душа, неустанно

Поспешая во тьму,

Промелькнёт над мостами

В петроградском дыму… (И.Бродский)

Ударные слоги («ста(н)» в первой и третьей строках, «му» во второй и четвёртой) совпадают идеально. А то, что стоит после ударного слога («но» и «ми») вовсе не рифмуется, но это и не важно. Итак: самое важное - зарифмовать ударный слог; то, что после него, нуждается в рифме гораздо меньше. Одной из разновидностей такой рифмы является, к примеру, корневая - когда ударным и, соответственно, рифмующимся является корень слова.

Наиболее грамотной из подобных рифм - и наиболее красивой - является предударная рифма.. Это наиболее созвучная из ассонансных рифм; рифма с совпадением ударной гласной и предударных звуков или слогов. Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма. Предударная рифма - единственная рифма, в которой клаузулы слов могут не играть рифмообразующей роли. Суда рыни - суда чите, поле гче - поле зный, пролета рий - пролета ли, коро бится - коро вушка, прися га - прися ду, воз ни - возь ми, голо ву - голо му...

Вот девочки - им хочется лю бви.
Вот мальчики - им хочется в походы.
В апреле изменения погоды
объединяют всех людей с лю дьми.
(Б. Ахмадулина)

В поисках счастья, работы, гражда нства
странный обычай в России возник:
детям у нас надоело рожда ться,-
верят, что мы проживем и без них.
(Р. Рождественский)

Тем не менее, не стоит отказываться и от глубоких рифм - из слов, в которых, помимо окончаний, совпадают целые предударные слоги. Вода - провода , полей - тополей , бывать - забывать , пора - топора . Глубокая рифма может рассматриваться как рифма из слов, предударные части которых имеют большое звуковое сходство и могут компенсировать недостаточное созвучие заударных частей слов.

Но есть один момент, который нужно учитывать. Шипящая, присутствующая в конце слова, пусть и после ударного слога, требует другой шипящей в ответной рифме. Свистящая - требует свистящей. Почему шипящие и свистящие так требовательны? Потому что при декламации мы чаще всего глотаем послеударные слоги, и доударные порой. А вот шипящие и свистящие звучат резко, не глотаются и бросаются в глаза даже вне ударного слога. Потому надо особенно внимательно относиться к ним. К примеру,

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвёт пистолет

Так, что сыплется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет. (Н.Гумилёв)

Здесь в 1-3 строках рифма просто гениальна: деепричастие против существительного, причём они подобны, как братья-близнецы. И хотя ударный слог «ру», буква «ж» подчёркнута очень заметно. Во 2-4 строках наблюдается обратная картина. Неплохая, в общем, рифма (необыкновенно эффектная с точки зрения содержания) несколько подпорчена плохой сочетаемостью букв «л» и «ж». Впрочем, у Гумилёва частенько шикарные технические рифмы переплетаются с более слабыми, но более содержательными.

Наиболее сложным для рифмования такого рода является дактиль, потому что после последнего ударного слога есть ещё целых два безударных, которые тоже должны быть созвучными. Пример:

Что же мне делать, певцу и первенцу,

В мире, где наичернейший - сер!

Где вдохновенье хранят, как в термосе!

С этой безмерностью в мире мер?! (М.Цветаева)

В 1-3 строках здесь четырёхстопный дактиль с пропущенным одним слогом, и рифма не очень хороша с технической точки зрения, но весьма красива. Рифмующаяся часть - «пер - тер». Вот лучший пример:

Ни щита, ни забрала - пуховая красная мантия,

Постаревший король в ожиданье последней процессии…

А когда-то - он помнит - была в его жизни романтика:

Он, как маленький мальчик, за пухлыми бегал принцессами…

Во всех строфах присутствует идеальная рифма для такого слога, когда рифмуются не малые части, но почти что цельные слова.

Ещё один момент. К гласным предъявляются даже более строгие нормы, чем к согласным. Желательно, чтобы они и вовсе были одинаковыми, а не созвучными (то есть «а» - «я» - это нехороший вариант). И уж тем более нельзя оставлять в одной строке твёрдый звук, а в зарифмованной с ней - мягкий. Мягкий - всегда с мягким, твёрдый - с твёрдым.

Бьётся она искромётной мятущейся ночью,

Пляшет она, когда Солнце встаёт над кроватью.

Хочет покинуть смешной электронный приборчик,

Хочет разлиться по белой больничной палате.

Здесь мягкое «ть» аннигилирует разрушительное влияние несхожих гласных «ю» и «е». И - заметьте: слова «ночью» и «приборчик» не являются чёткой рифмой, но из-за наличия шипящей они созвучны до такой степени, что подобная рифма не только позволительна, но даже весьма эффектна. Настоятельно рекомендую пользоваться таким свойством шипящих, свистящих и мягкого знака (то есть мы обращаем на них внимание, не концентрируясь на нечёткости других рифм).

Кроме это, отмечу следующее. Старайтесь использовать, в основном, не точные рифмы (паук - звук), а неточные. Наиболее красивой и уютной разновидностью неточной рифмы является надстроечная (усечённая, добавленная ) (рассказ - тоска), где после точно рифмующегося слога в одной половинке рифмы нет ничего (оканчивается на гласную), а в другой присутствуют ещё согласные (одна или две, редко три). Йотированная рифма - наиболее распространённый вариант усечённых рифм; равносложная рифма из слов с открытым и закрытым слогом, при этом последний заканчивается на «й» (j - йот). Поле - волей , этой - лето , бури - фурий , почила - могилой , оковы - новый , думы - угрюмый , волны - полный , нашей - чаше ...

Мы растём, развёртывая плечи ,
Завоёвываем воздух, радио, кино ;
Но - сквозь новый облик человечий
Просквозит внезапно век иной .
(Н.Асеев)

Также красиво выглядят неравносложные рифмы (как у Маяковского: врезываясь - трезвость) и, конечно, ассонансные рифмы. Это те самые, о которых я уже писал, где чётко рифмуется слог, а то, что идёт за ним - максимум созвучно, но не является точной рифмой.

Я ехал на верхней полке, сопел-грустил об ушедшем счастье,

Практически не держали меня ни ноги, ни тормоза,

Когда, будто взрыв гранаты, возник за окном белоснежный ястреб

Где-то неподалёку от маленькой станции Амазар. (О.Медведев)

В этом примере замечательная усечённая рифма в 2-4 строках и шикарное просто созвучие в 1-3. Такое созвучие называется дружественной рифмой. К такому надо стремиться.

К замечательным разновидностям рифмы я отношу также следующие виды, настоятельно рекомендуя их применять.

Рифма с вклинением - рифмосочетание слов, при котором в клаузулу одного из них вклинивается согласная, чаще сразу после ударной гласной. противоположность рифме с выпадением: медь - се льдь , брег - поверг , год - ло рд , литр ы - фи льтр ы, вас - ва льс , клетк а - студе нтк а, радугой - игра ть дугой ...

Скажите ж, коль пространен свет ?
И что малейших дале звезд ?
(М. Ломоносов)

Рифма с выпадением - противоположность рифме с вклинением.
зо нтика - экзотика , го ре - двое , отвёр тка - уборка, пу сть - путь

Уж сколько их упало в эту без дну ,

Разверстую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли. (М. Цветаева)

Рифма с чередованием (перестановкой) - рифма, в составе которой согласные звуки или даже части слова чередуются между собой, создавая иллюзию звукового сходства. ксерокс - вереск , рифм а - нимф а, юрт а - утр о, алиби - грабили , карла - крала , прут - труп , схема - смеха , пёстр ый - разношёрст ый, прискорбн о - подробн о… Единственное, что отмечу: этот случай лучше использовать в рифмах 1-3 строк катрена, то есть не в тех, на которые делается основной упор в стихотворении, так как они являются довольно-таки приблизительными.

Немалая часть слов русского языка имеет предрасположенность к двоякой рифме: это позволяет рифмовать их с разными словами, которые, в свою очередь, между собой никак не рифмуются. Двоякая рифма - разновидность надстроечных (усечённых) рифм. Характерная особенность двояких рифм - две фиксирующие согласные в конце одного из слов, что даёт такому слову потенциальную возможность рифмоваться двумя способами (помимо основного, когда клаузулы совпадают полностью).

1. Табор - рапорт . В данной рифме «т» может скрадываться.

2. Запад - рапор т . В данной рифме «р» выпадает.

Верес - ксерокс , скатерть - богоматерь , крест - реестр , мылить - милость , смелость - пелось

Русской женщины тихая прелес ть,
И откуда ты силы берёшь?
Так с тобой до конца и не спелис ь
Чужеземная мода и ложь.
(И. Уткин)

Интересной и хорошей разновидностью рифмы является абсолютная рифма - рифма, состоящая из слов, идентичных по своему звуковому составу, за исключением ударной гласной (твёрдая в одном слове и мягкая в другом).
Сло г - слё г, завя ленный - зава ленный, обро к- обрё к, мы ло - ми ло, блу за - блю за, то мный - тё мный, забы ть - заби ть, ло жа - лё жа, ме тр - мэ тр, гро зы - грё зы, минё р - мино р, пото мки - потё мки, просты л - прости л, то мен - тё мен, слы ть - сли ть, вы селится - ви селица, кло н - клё н..

Чернилами я не марал бы пальцы ,
Не засорял бумагою чердак,
И за бюро, как девица на пяльцы ,
Стихи писать не сел бы я никак.
(А.С. Пушкин)

Плохие рифмы

Если рифма есть, это не значит, что она хорошая и украшает стихотворение. Плохие рифмы, к сожалению, встречаются тут и там в работах современных поэтов, практически всё время приходится зажимать руками уши, чтобы не слышать подобных опусов. На различных фестивалях порой до абсурда доходит уверенность того или иного поэта в замечательности своего стихотворения, а между тем, рифмы там примитивны до крайности. Я условно делю плохие рифмы на несколько категорий:

Созвучия , или неверные рифмы . Всем известна строка «…и целуй меня везде, восемнадцать мне уже…». «Везде - уже», «тебя - меня» - это просто плохие, неверные рифмы, точнее, это созвучия. Что-то общее в этих словах есть, они созвучны (не «селёдка - таракан»), но это не является рифмой . Так рифмовать просто нельзя, потому что эти слова в действительности не рифмуются. Кроме помянутых мной «везде - уже» и «тебя - меня», можно отметить ещё «балконе - голубое», «дорога - книга» и так далее. Подобные ошибки встречаются, в основном, в стихотворениях совсем молодых поэтов или поэтов бесталанных, лишённых чувства рифмы.

Однокоренные рифмы . КАТЕГОРИЧЕСКИ не рекомендуется рифмовать однокоренные слова. Это жуткий примитив: мол, я не нашёл подходящего слова и зарифмовал с подобным однокоренным. Это говорит только о неразвитости словарного запаса поэта и неспособности заменить слово синонимом. Каноническим примером такой «рифмы» я бы назвал кинчевское «столетий - тысячелетий». Также часто бывает «ботинки - полуботинки», а замечательный бард Вячеслав Ковалёв постебался над такими рифмами, намеренно срифмовав в одной песне «площадь - жилплощадь» (это не совсем однокоренная, это полутавтологическая рифма ) . По сути, это одни и те же слова, просто чуть в другой форме. Самым худшим вариантом однокоренной рифмы является глагольная однокоренная : например, «пришёл - подошёл» или «зарубил - порубил». Такие рифмы примитивны даже по двум причинам. Вторая рассмотрена ниже.

К этому же подвиду относятся эпифоры или тавтологические рифмы - когда слово рифмуется само с собой. Многие замечательные поэты использовали в своём творчестве этот приём, но он давно устарел и ныне считается просто примитивным. Канонический пример:

«Всё моё», - сказало злато;
«Всё моё», - сказал булат.
«Всё куплю», - сказало злато;
«Всё возьму», - сказал булат.
(А.С. Пушкин)

К полутавтологическим рифмам относятся помянутые мной выше «ботинки - полуботинки», а также «люби - возлюби», «нас - вас».

Здесь сделаю одно отступление. Существует такой тип рифм, как омонимическая (илиредиф) . Она не является однокоренной и относится к хорошим рифмам. Дело в том, что омонимы, несмотря на то, что пишутся одинаково, - не однокоренные слова, и не одинаковые. Пример:

Вдруг на Мишку, вот напасть ,

Пчёлы вздумали напасть . (Я. Козловский)

При этом напасть-1 и напасть-2 тут - вовсе разные части речи.

Бедные рифмы - недостаточные рифмы, в которых созвучны только ударные гласные, например: звезда - волна, вино - легко, пою - люблю, заря - звеня, доля - море и пр. Фактически то же, что и ассонанс .

Твоих лучей небесной силою

Вся жизнь моя озарена .

Умру ли я, ты над могилою

Гори, гори, моя звезда ! (В.Чуевский)

Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик. Так, в силу своей незатейливости - подобрать такую рифму не составляет труда - бедными рифмами называют глагольные рифмы, как, например, на «ать»: летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать... ; рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой - степной - озорной...; рифмы из существительных на «ание» (более 1000 слов): гадание - желание - знание - венчание - сверкание - сияние - щебетание... Наиболее распространённой разновидностью бедных рифм являются параллельные рифмы, в которых рифмуются одинаковые части речи в одной форме (к ним относятся и глагольные) Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.

Однородные рифмы - разновидность бедных рифм. Такая рифма встречается практически только в глагольных рифмах. Вообще, хороших глагольных рифм очень и очень мало. Чаще всего получается что-то вроде «передал - забодал» или «проскочил - обличил». Или инфинитивы: «хотеть - свистеть». Вроде как и корни разные, но одна и та же форма слова отдаёт всё той же примитивностью. Таким образом рифмовать допустимо, но просто нежелательно: красоты это не добавляет. То же самое относятся к рифмам прилагательное - прилагательное (к примеру, «смешной - смурной»). Существительные с существительными рифмовать можно, но здесь встречается другая опасность.

Графические рифмы - рифмы из слов, окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию. Не образуя слуховой гармонии, графическая рифма является таковой чисто условно (рифма для глаз) и в наши дни почти не применяется. Большого - немного (ово-ого), утес - лес (ёс - ес), срочно - нарочно (очно-ошно), вечно - конечно (ечно-ешно), смелый - веселый (елый - ёлый).

Банальные (заезженные) рифмы . Бывает и так, когда корни разные, формы пусть даже различные, и рифма хорошая с технической точки зрения, а звучит плохо. Странно! Дело в том, что такая рифма ввиду своей явности сотни раз уже использовалась в стихах и потому стала просто избитой: Вновь - любовь - кровь (канонический пример). Ночь - дочь - прочь. Тебя - любя. Трудный - чудный. Радость - младость. Вечер - встреча - свечи. Слёзы - морозы - грёзы - розы. Борьба - судьба. Век - человек. Чувство - искусство. Неплохие рифмы, но чересчур часто используются. Как и в предыдущем случае, такие рифмы допустимы.

Отмечу, что плохих и слабых рифм бесчисленное множество. Гораздо проще запомнить, какие рифмы следует употреблять, и пользоваться в стихосложении именно ими.

Тем более, моей целью является, конечно, не демонстрация плохого, а демонстрация хорошего. Хороших, добротных рифм, которые не просто можно, а нужно использовать в стихотворениях, множество. Причём нельзя останавливаться на каком-то одном варианте, зная, что он хорош, а постоянно перемешивать эти варианты зарифмовки для получения сложного и эффектного стихотворения.

Кто из молодых людей не мечтает стать известным и популярным рэпером? Эту статью мы решили посвятить всем будущим звездам русского рэпа. Итак, специально для вас, парни – как научиться читать рэп.

Как научиться читать рэп?

Законы рэп стиля

  • Главное в рэпе, как и в любой композиции, – это, конечно же, текст и мелодия.
  • А какой текст без ритма? Даже если вы читаете рэп без музыкального сопровождения, ваши слушатели должны отчетливо чувствовать и слышать бит.
  • А какой рэп без соответствующей интонации? Она должна непременно меняться в каждой
  • строчке, быть волнообразной.
  • Не менее важна эмоциональность, с которой вы исполняете рэп. С ее помощью вы можете донести до своего слушателя основную идею вашей песни. Главное здесь – выделить ту идею, которую мы хотите донести.

Как научиться читать рэп

  1. Способ первый. Чтобы научиться читать рэп и преуспеть в этом деле, нужны хорошие легкие и голос (а он имеет свойство ломаться во время речитатива). Не менее важно умение читать (см. ) быстро и при этом не запинаться. Займитесь бегом – это поможет натренировать дыхание. Как можно чаще сочиняйте что-нибудь. При этом, абсолютно неважно то, о чем будет ваша «песня» - будет ли она о том, что вы едите на завтрак, или как вы ходили с друзьями в кино.
  2. Чтобы читать рэп быстро, можно посоветовать начать со скороговорок. Разучивайте их и повторяйте про себя как можно чаще, увеличивая скорость проговаривания.
  3. Помните, как героиня фильма «Карнавал» Нина Соломатина улучшала дикцию? Она проговаривала те же скороговорки, но с набитым орехами ртом. Между прочим, отличный способ для тех, кто хочет знать, как научиться читать рэп. Советуем попробовать на себе.
  4. Вам нужен рэпер, стилю которого вы могли бы если не подражать, то, по крайней мере, равняться на него.

Как научиться читать рэп – пишем песню

Прежде чем начать читать (см. ) рэп, его нужно сначала написать. Хороший рэпер – талантливый рэпер. Он должен уметь выстроить слова в строке и зарифмовать строчки таким образом, чтобы они попадали ровно в цель - в самое сердце слушателя.

О чем писать – решать вам. Это может быть песня о любви, ненависти или дружбе – не важно. Главное – ваши эмоции. Жизнь известного рэпера, как правило, далека от сказки, и его дорога к славе, известности и деньгам тяжела. Возможно, по этой причине песни о наболевшем и пережитом становятся так часто хитами. Наш совет – всегда носите с собой блокнот или диктофон для записи рифм.

Итак, текст песни написан. Что с ним делать дальше? Попробуйте зачитать его вашим друзьям – со стороны всегда лучше видны все недочеты и промахи в тексте. Конечно, ваш первый речитатив будет далеко от идеального. Но никто не обещал вам легкого пути.

Еще один совет – пишите как можно больше. Только это поможет вам действительно научиться это делать. И кто знает, возможно, очень скоро у вас получится по-настоящему хорошая вещь.

Рэп невозможен без рифмы и смысла. И ни в коем случае нельзя пренебрегать первым ради второго. Лучше уже не браться за дело вовсе, чем написать ерунду.

А теперь поговорим о том, как рифмовать нельзя. Прежде всего, уберите все однокоренные слова типа «шел – вышел», похожие по звучанию прилагательные, глаголы типа «был – убил», существительные типа «туалеты – куплеты» и прочее.

Как научиться читать рэп - учимся рифмовать?

Возьмите слово и мысленно (можно вслух) проговаривайте его, перечисляйте слова, похожие на ваше слово, отсекаете то, что не подходит, выбираете нужно – готово!

Теперь коротко о структуре теста. Вы можете, конечно, зарифмовать последние слова двух соседних строчек. Это так называемое «квадратно» построение текста. Но если вы хотите, чтобы текст звучал разнообразно, ставьте рифму через слово, рифмуйте несколько слов подряд или делайте двойные и тройные рифмы. При этом двойные рифмы – самые распространенные. Красиво звучат полнострочные рифмы, когда каждое или почти каждое слово в строке рифмуется с каждым словом в другой строке.

Не стоит забывать о созвучиях. Это слова с большим количеством одинаковых согласных.

Еще один совет: не подгоняйте фразу под рифму, только если по-другому ну никак нельзя. Вообще старайтесь строить фразы так, чтобы они были максимально приближены к разговорной речи.

Иногда ради дикции можно пожертвовать и рифмой.

Еще читайте: