Богиня афродита атрибуты. Кто такая богиня афродита в древнегреческой мифологии, чем знаменита. Богиня в произведениях живописи

Афродита является одной из прекрасных представительниц олимпийских богов. Она повелевает красотой и любовью, страстью и плодородием. Под ее покровительством находится появление детей и заключение браков.

Рождение эталона красоты

Мифы о происхождении богини столь же удивительны и неоднозначны, как и она сама.

  • По одной из версий, отцом Афродиты является Уран . Согласно преданию, его оскопил один из сыновей, в результате чего капли крови и семени попали в море и превратились в воздушную пену. Из пены возникла девушка и направилась к суше на раковине. Остров Кифера не привлек богиню, она продолжила морское путешествие до Кипра и обосновалась там. Когда Пенорожденная ступила на берег, богини времен года собрались вокруг, украсили ее золотом и облачили в одеяния.
  • По другой версии, наша героиня была рождена от союза всемогущего с богиней дождя Дионой .

Все сказания сходятся в одном: женщина обладала обаянием и красотой, покорявшими сердца богов и людей. Где бы ни появлялась красотка, под ее ногами всегда вырастали трава и цветы, ее свитой были звонкие птицы и дикие звери. Неизменным аксессуаром красавицы являлся пояс, который каждого делал влюблённым в его обладательницу.

Любовные линии Афродиты

Афродита была женой бога-кузнеца Гефеста – самого талантливого и самого невзрачного из всех олимпийцев. В браке девушка не обрела счастья: Гефест посвящал себя кузнечному ремеслу, а она нежилась в покоях и пыталась найти утешение в объятиях других мужчин.

Одним из возлюбленных девушки стал бог войны . Муж помешал их тайной связи. Узнав о неверности женушки, он выковал невидимую сеть и прикрепил ее над ложем, предупредив супругу о своем отъезде.

  • Поверив и решив, что осталась в одиночестве, пригласила Ареса. застал Ареса и жену, попавших в его ловушку. Обманутый муж за освобождение любовников потребовал от Зевса возвращения свадебных даров. Неверную жену и ее возлюбленного спас Посейдон, пообещавший богу огня выкуп от Ареса. Последний в итоге отказался платить, но Гефест не стал больше требовать выкуп, так как любил свою жену и не хотел ее оставлять.
  • Печально закончилась её связь с Адонисом , юношей невероятной красоты. Бог войны Арес не смог справиться с ревностью и задумал избавиться от соперника. Когда она узнала о коварном плане бывшего возлюбленного и умоляла страстного охотника Адониса пренебречь любимым занятием. Адонис не послушал богиню и отправился в путь, где и погиб от клыков кабана. Влюблённая, не дождавшись любимого, пошла на поиски сквозь тернии, которые рвали на ней одеяния и оставляли кровавые отметины. Каков же был ужас богини, когда она нашла бездыханное тело Адониса, убитого вепрем. Тут она превратила возлюбленного в прекрасный цветок.
  • Среди её поклонников числится бог торговли . Своенравная девица изначально отвергла воздыхателя, однако их связи покровительствовал Зевс. Он хитростью, выкрав одну из сандалий девушки и передав Гермесу, заманил красавицу в его объятия.
  • Еще одна история богини любви не обошлась без вмешательства верховного бога . Зевс чувствовал, что она имеет власть не только над его подопечными, но и над ним самим, что очень угнетало отца богов. Он решил наказать её – влюбить в простого пастуха Анхиса . Та поддалась искушению и, притворившись смертной, вступила в связь с возлюбленным. Лишь прощаясь, она призналась в своем происхождении и предупредила любовника о рождении их совместного сына.

Участие в судьбах других людей

Она всегда ценила верность и преданность, оказывала великодушные услуги влюбленным. Так, она помогла Пигмалиону , царю Кипра и по совместительству скульптору, обрести счастливую семью. Божество оживила статую, поселившуюся в сердце мастера, и покровительствовала их браку.

Любимцем Пенорожденной стал и Парис , сын царя Трои, который при выборе из нескольких вариантов отдал предпочтение её красоте. Красавица помогла юноше похитить Елену Прекрасную, что впоследствии стало причиной Троянской войны.

Богиня любви не щадила тех, кто отказывался впустить в своё сердце чувства. От её проклятия пострадал гордый Нарцисс , отвергавший всех поклонниц. Юноша влюбился в своё отражение и умер от мук неразделённой любви.

Жестоко обошлась также и с Миррой , не почитавшей её культ. Пенорожденная внушила девушке любовь к собственному отцу. Мирра, влекомая желанием, вступила в преступную связь с родителем, после чего была проклята и изгнана из дома. Во время скитаний девушка превратилась в дерево, из которого появился Адонис, рождённый от порочного союза.

Красивая и могущественная, щедрая как на дары, так и на проклятия, благосклонная к влюбленным и не терпящая непокорных. Такой предстает перед нами божественная личность Афродита в древнегреческой мифологии.

Афродита (Анадиомена, Астарта, Венера, Иштарь, Иштар, Киприда, Камея, Миллита) - богиня красоты и любви, неба, ветра и моря.

Златая и вечно юная Афродита (Венера), живущая на Олимпе, считается богиней неба и моря, посылает дождь на землю, а также богиней любви, олицетворяющей божественную красоту и неувядающую юность.

Афродита считается самой прекрасной из всех богинь Олимпа и вечно пребывает там.

Вечно юная девушка, высокая и стройная, с перламутровой белой кожей и темно-синими глубокими глазами. Лицо Афродиты с нежными чертами лица обрамлено мягкой волной длинных кудрявых золотых волос, украшенных сияющей диадемой и венком из благоухающих цветов, как венец лежащих на ее прекрасной голове – никто не может сравниться по красоте самой прекрасной из всех богинь и смертных.

Одета богиня Афродита в ниспадающие тонкие благоухающие златотканые одежды, распространяет благоухание при своем появлении, а там где ступают ее красивые ножки, Богини красоты (Оры) и богини грации (Хариты) везде сопровождают Афродиту, развлекают и прислуживают ей.

Дикие звери и птицы совсем не боятся лучезарную богиню, кротко ласкаются к ней и поют ей песни. Путешествует Афродита на птицах: лебедях, гусях, голубях или воробьях,- легкие крылья птичек быстро переносят богиню с места на место.

Богиня любви и красоты, моря и неба – Афродита дарит счастье тем, кто служит ей: подарила жизнь для красивой статуи девушки, в которую бесконечно влюбился Пигмалион. Но наказывает и тех, кто отвергает ее дары: так жестоко наказала она Нарцисса, влюбившегося в свое отражение в прозрачном лесном ручье и умершего от тоски.

Золотое яблоко из далеких садов гереспид – символ Афродиты, который она получила в подтверждение своей красоты от горного пастуха Париса (сына царя великой Трои), признавшего Афродиту прекраснейшей, которая красивее Геры (жены ее дяди Зевса) и Афины (сестры Зевса).

В награду за свой выбор Парис получил помощь богини в завоевании прекраснейшей из смертных – Елены (дочь Зевса и его возлюбленной Леды, жена царя Спарты Минелая) и постоянную поддержку во всех своих начинаниях.

Дочь своих родителей – богиня моря и неба - ветреная Афродита будит своей неземной красотой любовь в сердцах и любовную страсть, и поэтому царит над миром. Любое появление Афродиты в благоухающих одеждах заставляет солнце сиять ярче и пышнее цвести .

Живет Афродита на Олимпе, восседает на богатом золотом троне, выкованном самим Гефестом, и золотым гребнем любит расчесывать свои пышные кудри. Золотая мебель стоит в ее божественном доме. Только любовь творит прекрасная богиня, совершенно не прикасаясь к любой работе руками.

Рождение Афордиты

История рождения богини любви и красоты имеет несколько истинных версий, как и ответы на вопрос о причинах появления чувства любви между людьми на Земле.

Афродита - дочь Урана

Любимая и последняя дочь бога неба Урана - Афродита родилась около острова Киферы из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр.

Морская пена образовалась от смешения крови Урана, попавшей в соленые воды Эгейского моря во время битвы боге неба Урана с сыном-титаном коварным Кроном (Кроносом, Хроносом) – богом земледелия и времени.

Это история рождения Афродиты предполагает ее девственное зачатие от одного отца.

Афродита – дочь Крона

По версии орфиков, морская пена образовалась из крови самого Крона во время его кровавой битвы с сыном Зевсом – богом грома и молний - за власть на небе.

Поэтому Афродита может быть и последней и любимой дочерью бога земледелия и времени Крона (Кроноса, Хроноса).

По этим двум версиям, можно сделать вывод, что любовь появляется в результате борьбы, возникает просто так..

Афродита – дочь Зевса и Дионы

По версии греческой мифологии Афродита является дочерью громовержца Зевса и его возлюбленной Дионы (богини дождя), которая вышла на свет как жемчужина из перламутровой раковины.

Зевс - сын Крона (Кроноса, Хроноса), то есть Афродита для него может быть сводной сестрой (если является дочерью Крона) или тетей (если является дочерью Урана и сводной сестрой Крона).

Когда возникла любовь?

Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Ступив на остров Кипр, юная Афродита вознеслась на Олимп и стала помогать богам и смертным в делах любви и страсти.

Любовь Афродиты и Адониса

Адонис (Адон, Дионис, Таммуз) – сына царя острова Крит по имени Минир и его дочери Мирры, которая тайно согрешила со своим отцом без его ведома и была вынуждена покинуть Кипр.

Адонис - это прекрасный мужчина, но не бог, потому что родился от простых смертных, хотя и при помощи богов.

Боги сжалились над Миррой и превратили ее в дерево "мирра" с благовонной смолой. Из ствола дерева "мирра" при помощи богини Афродиты и появился младенец Адонис, который «красивейшим слыл из младенцев».

Афродита моментально влюбилась в него с первого взгляда и спрятала малыша с золотом ларце, а потом передала Персефоне (дочери Зевса и Деметры, и богине подземного царства) в царство невидимого бога Аида (Плутона), которая тоже сразу влюбилась в прекрасного мальчика и не хотела отпускать его обратно на землю.

Возмужав, Адонис превратился в прекрасного юношу и никто из смертных не был равен ему красотою, он был даже прекрасней богов-олимпийцев. Стали спорить две прекрасные богини за право проводить свое время с Адонисом и пришли к Зевсу, а Зевс отправил их к своей дочери - музе науки и поэзии - Эвтерпе, - более сведущей в вопросах любви.

Муза науки и поэзии Эвтерпа по поручению своего отца Зевса решила, что треть года юноша будет проводить с Афродитой, вторую треть – с Персефоной, а третью – по своему желанию.

Бросила Афродита ради любимого Адониса своего мужа - бога войны Ареса (сына Зевса и сводного своего брата, по греческой версии), забыла богиня и сияющий Олимп, и цветущие острова Патмос, Киферу, Паф, Книд, Амафунт - все время проводила она с юным Адонисом, и только он стал иметь для нее значение.

Многие боги добивались ее любви: Гермес – бог торговли, Посейдон – бог океана, и грозный Арес пытался вернуть свою жену, но она любила только Адониса и жила только мыслями о нем.

Первый муж Афины - кузнец Гефест (сына Геи и Зевса), с широким торсом и крепкими руками, выковал для своей прекрасной жены божественный пояс, благодаря которому любой мужчина, и бог и смертный, сходил с ума от страсти и любви. После расставания с Гефестом волшебный пояс остался у Афродиты. Постоянно одевала свой пояс прекрасная Афродита на встречи с возлюбленным Адонисом, что тот забыл богиню Персефону и совсем перестал сходить в подземное царство ее мужа Аида.

Каждое утро Афродита открывала свои прекрасные синие глаза с мыслью о возлюбленном и каждый вечер, засыпая, думала о нем. Афродита стремилась всегда быть рядом с возлюбленным, поэтому разделяла многие увлечения своего милого друга.

Охота Адониса

Адонис с Афродитой охотились в Ливанских горах и в лесах Кипра, забыла Афродита о своих золотых украшениях, о своей красоте, но не менее прекрасной оставалась она даже в мужском костюме, стреляя из лука, подобно стройной богине охоты, луны и счастливого брака Артемиде (Диане), и натравливая своих собак на лестных зверей и животных.

Под палящими лучами жаркого солнца и в непогоду охотилась она на зайцев, пугливых оленей и серн, избегая охоты на грозных львов и кабанов. И у Адониса просила она избегать опасностей охоты на львов, медведей и кабанов, чтобы не случилось с ним несчастья. Редко покидала богиня царского сына, а покидая его, каждый раз молила помнить ее просьбы.

Однажды в отсутствие Афродиты Адонис заскучал и решил поехать на охоту, чтобы развлечься. Собаки Адониса напали на след громадного старого и бесстрашного кабана (вепря или дикой свиньи) весом под 200 килограмм и длиной почти в два (!) метра. Собаки яростным лаем подняли зверя из ямы, где он сладко спал, тихо похрюкивая после славного завтрака, и погнали его по густому лесу среди кустарников и деревьев.

Не просто так погиб юный красавец, есть несколько версий о виновных в его смерти. В кабана мог превратиться бог войны и раздора Арес, брошенный Афродитой, или Персефона (жена Аида и богиня царства мертвых), отвергнутая Адонисом, либо разгневанная убийством любимой лани Артемида (Диана) – владычица всех зверей на острове Крит.

Услышав оживленный лай, Адонис обрадовался долгожданному развлечению и богатой добыче. Он забыл все мольбы и просьбы своей прекрасной подруги и не предчувствовал, что это его последняя охота.

В азарте стал подгонять Адонис своего коня и быстро поскакал по солнечному лесу туда, где слышался заливистый лай. Все ближе лай собак, вот уже мелькнул громадный кабан среди кустов. Окружили громадного зверя собаки Адониса, с рычанием вцепились зубами в его толстую просмоленную шкуру.

Уже готовится Адонис пронзить разъяренного кабана своим тяжелым копьем, занеся его над зверем и выбирая лучшее место для удара среди брони («калкана») из смолы и шерсти взрослого зверя. Промедлил юный охотник с ударом, не смогли удержать собаки сильного бесстрашного зверя, и кинулся на Адониса огромный кабан, очень злой и раздраженный внезапным пробуждением и стремительной пробежкой по лесу.

Не успел отскочить юный Адонис от быстрого злого зверя, и кабан – «одинец» своими громадными клыками смертельно ранил любимца Афродиты, разорвав артерии на его прекрасном бедре.

Упал с коня юный красавец среди высоких деревьев и его кровь оросила влажную землю из страшной рваной раны. Через несколько минут умер неустрашимый и мужественный Адонис от потери крови, и зашелестели деревья своими листами над его светлой головой.

Печаль Афродиты и появление розы

Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита.

Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня. А там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду Афродиты. Поэтому красная алая роза считается символом вечной любви во все времена.


Наконец, нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей, долго пряча его тело в зарослях лука-латука, который и по сей день приносит слезы всем, кто дотрагивается до него.

Чтобы навсегда сохранилась память о нем, с помощью нектара богиня вырастила из крови Адониса нежный анемон кровавого цвета – цветок ветра, похожий на красные

Афродита, греч., лат. Венера - богиня любви и красоты, прекраснейшая из богинь античных мифов.

Ее происхождение не совсем ясно. По Гомеру, Афродита была дочерью Зевса и богини дождя Дионы; по Гесиоду, Афродита родилась из морской пены, оплодотворенной богом неба Ураном, и вышла из моря на острове Кипр (отсюда одно из ее прозвищ: Киприда).

Так или иначе, но в любом случае благодаря своей красоте и всевозможным чарам Афродита стала одной из могущественнейших богинь, перед которой не могли устоять ни боги, ни люди.

К тому же у нее был целый отряд помощников и помощниц: богини женской прелести и красоты - хариты, богини времен года - горы, богиня убеждения (и лести) Пейто, бог страстного влечения Гимер, бог любовного влечения Пот, бог брака Гименей и юный бог любви Эрот, от стрел которого нет спасения.

Так как любовь играет в жизни богов и людей огромную роль, Афродита всегда была в большом почете. Кто выказывал уважение к ней и не скупился на жертвы, мог рассчитывать на ее благоволение. Правда, она была божеством довольно непостоянным, и счастье, которым она одаряла, часто бывало мимолетным. Иногда она творила подлинные чудеса, на которые способна только любовь. Например, кипрскому скульптору Пигмалиону Афродита оживила мраморную статую женщины, в которую он влюбился. Своих любимцев Афродита защищала повсюду, где могла, но она умела и ненавидеть, ведь ненависть-родная сестра любви. Так, робкого юношу Нарцисса, на которого ревнивые нимфы донесли, что он пренебрегает их прелестями, Афродита заставила влюбиться в самого себя и лишить себя жизни.

Как ни странно, самой Афродите не очень везло в любви, так как она не сумела удержать ни одного из возлюбленных; не было ей счастья и в браке. Зевс дал ей в мужья самого невзрачного из всех богов, хромого, всегда потного бога-кузнеца Гефеста. Чтобы утешиться, Афродита сблизилась с богом войны Аресом и родила ему пятерых детей: Эрота, Антэрота, Деймоса, Фобоса и Гармонию, затем с богом вина Дионисом (ему она родила сына Приапа), а также, в числе прочих, с богом торговли Гермесом. Она даже утешалась с простым смертным, дарданским царем Анхисом, от которого у нее родился Эней.

В мире мифов жизнь всегда была богата событиями, и Афродита часто принимала в них самое живое участие; но самые далекоидущие последствия имела ее благосклонность к троянскому царевичу Парису. В благодарность за то, что Парис назвал Афродиту более красивой, чем Гера и Афина, она обещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин. Ею оказалась Елена - жена спартанского царя Менелая, и Афродита помогла Парису похитить ее и увезти в Трою. Так началась троянская война, о которой вы можете прочесть в статьях «Менелай», «Агамемнон» и многих других. Естественно, в этой истории Афродита помогала троянцам, но война была не по ее части. Например, едва ее оцарапало копье ахейского предводителя Диомеда, как она с плачем сбежала с поля боя. В итоге десятилетней войны, в которой участвовали все герои того времени и почти все боги, Парис погиб, а Троя была стерта с лица земли.

Афродита явно была богиней малоазиатского происхождения и, по-видимому, восходит к финикийско-сирийской богине Астарте, а та, в свою очередь, - к ассиро-вавилонской богине любви Иштар. Греки переняли этот культ уже в древнейшие времена, скорее всего через острова Кипр и Киферу, где Афродите поклонялись особенно ревностно. Отсюда такие прозвища богини, как Киприда, Пафия, Пафосская богиня - от города Пафос на Кипре, где был один из великолепнейших храмов Афродиты (см. также статью «Пигмалион»), от Киферы (Цитера) - Киферея. Ей были посвящены мирта, роза, яблоко, мак, голуби, дельфин, ласточка и липа, а также множество великолепных храмов - не только в Пафосе, но и в Книде, Коринфе, Алабанде, на острове Кос и в других местах. Из греческих колоний в Южной Италии ее культ распространился и на Рим, где ее отождествили с древней италийской богиней весны Венерой. Самыми большими из римских храмов Афродиты-Венеры были храмы на форуме Цезаря (храм Венеры-Родоначальницы) и у Виа Сакре (Священной дороги) к Римскому форуму (храм Венеры и Ромы). Культ Афродиты пришел в упадок только после победы христианства. Однако благодаря поэтам, скульпторам, художникам и астрономам ее имя сохранилось до сегодняшнего дня.

Красота и любовь влекут к себе художников всех времен, поэтому Афродиту изображали, пожалуй, чаще всех других персонажей античных мифов, в том числе в вазописи, фресках Помпеи; к сожалению, о фреске «Афродита, выходящая из волн», созданной в кон. 4 в. до н. э. Апеллесом для храма Асклепия на Косе, мы знаем лишь со слов античных авторов, которые называют ее «непревзойденной». Самый знаменитый из рельефов - так называемая Афродита Лудовизи греческой работы 460-х гг. до н. э. (Рим, Национальный музей в Термах).

Статуи Афродиты относятся к шедеврам античной пластики. Это прежде всего «Афродита Книдская», созданная, вероятно, Праксителем для Книдского храма в 350-х гг. до н. э. (ее копии имеются в Ватиканских музеях, в парижском Лувре, в нью-йоркском Метрополитен-музее и в других собраниях), «Афродита Киренская» - римская копия эллинистической статуи 2-1 вв. до н. э. (Рим, национальный музей в Термах), «Афродита Капитолийская» - римская копия эллинистической статуи сер. 3 в. до н. э. (Рим, Капитолийские музеи), «Венера Медицейская» - римская копия статуи Клеомена 2 в. до н. э. (Галерея Уффици, Флоренция) и др. О высочайшем уровне мастерства греческих скульпторов, ваявших Афродиту, свидетельствуют находки нескольких греческих статуй, о которых античные авторы вообще не упоминают, например «Афродита из Сол» (2 в. до н. э., Кипрский музей в Никосии) или прославленная «Афродита Мелосская» (кон. 2 в. до н. э., найденная в 1820 г., Париж, Лувр).

Художники нового времени увлекались Афродитой не меньше античных: их картины и скульптуры практически невозможно перечесть. К числу самых знаменитых картин относятся: «Рождение Венеры» и «Венера и Марс» Боттичелли (1483-1484 и 1483, Флоренция, Галерея Уффици, и Лондон, Национальная галерея), «Спящая Венера» Джорджоне, дописанная после 1510 г. Тицианом (Дрезденская галерея), «Венера и Амур» Кранаха Старшего (ок. 1526, Рим, вилла Боргезе), «Венера и Амур» Пальмы Старшего (1517, Бухарест, Национальная галерея), «Спящая Венера» и «Венера и лютнист» (Дрезденская галерея), «Рождение Венеры», «Торжество Венеры» и «Венера и Марс» Рубенса (Лон-дон, Национальная галерея, Вена, Художественно-исторический музей, Генуя, Палаццо Бьянко), «Спящая Венера» Рени (после 1605) и Пуссена (1630, обе картины в Дрезденской галерее), «Венера с зеркалом» Веласкеса (ок. 1657, Лондон, Национальная галерея), «Туалет Венеры» и «Венера, утешающая Амура» Буше (1746, Стокгольм, Национальный музей, и 1751, Вашингтон, Национальная галерея). Из современных работ назовем хотя бы «Афродита» Р. Дюфи (ок. 1930, Прага, Национальная галерея), «Венеру с фонарем» Павлович-Барилли (1938, Белград, Музей современного искусства), «Спящую Венеру» Дельво (1944, Лондон, Национальная галерея) и гравюру «Рождение Венеры» М. Швабинского (1930).

Из области пластики нужно, как минимум, упомянуть «Венеру» Г. Р. Доннера, созданную во время его пребывания в Братиславе в 1739-1740 гг., «Венеру и Марса» Кановы (1816) и, пожалуй, также его портретную скульптуру «Паолина Боргезе в виде Венеры» (1807, Рим, вилла Боргезе), «Афродиту» Б. Торвальдсена (ок. 1835, Копенгаген, музей Торвальдсена), «Венеру-Победительницу» О. Ренуара (1914), «Венеру с жемчужным ожерельем» А. Майоля (1918, в Лондонской галерее Тейт), «Венеру» М. Марини (1940, США, частное собрание). В собрании пражской Национальной галереи - «Венера» Хорейца (1914) и «Венера плодородных полей» Обровского (1930); скульптуру «Венера, выходящая из волн» создал в 1930 г. В. Маковский. В этой связи любопытно отметить, что известная статуя Й. В. Мысльбека «Музыка» (1892-1912) является творческой переработкой античного образца. Как выяснилось из его творческого наследия, он создал ее на основе тщательного изучения «Венеры Эсквилинской» (1 в. до н. э.). Конечно, воспевали Афродиту и композиторы. На рубеже 18 и 19 вв. Враницкий написал программную симфонию «Афродита», в начале 20 в. оркестровый «Гимн Венере» создал Маньяр, Орф написал в 1950-1951 гг. сценический концерт «Триумф Афродиты».

Из множества поэтических произведений, посвященных Афродите, древнее всех, по-видимому, три «Гимна Афродите», которые традиция приписывает Гомеру. В поэзии Афродита часто именуется Цитерой (Кифереей), Пафосской царицей, Пафией:

«Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!..»

- А. С. Пушкин, «Вольность» (1817);

«У пафосския царицы
Свежий выпросим венок…»

- А. С. Пушкин, «Кривцову» (1817);

«Как верный сын пафосской веры…»
- А. С. Пушкин, «К Щербинину» (1819). Здесь пафосская вера - любовь.

Афродита Афродита

(Αφροδίτη, Venus). Дочь Зевса и Дианы, по преданию, происшедшая из морской пены. Афродита - богиня любви и красоты, называвшаяся у римлян Венерой. Она была супругой Гефеста, но не была верна ему. Она любила богов Арея, Диониса, Посейдона и Гермеса и смертных Адониса и Анхиза. Парис объявил ее самой красивой из богинь и отдал ей известное яблоко раздора. Всякий, кто надевал на себя ее волшебный пояс, тотчас же делался красивым и становился предметом любви и желаний Афродиты. Обыкновенно ее сопровождает сын ее Эрот. Апрель как весенний месяц считался священным месяцем Афродиты. Ей были посвящены, как символы любви: мирт, роза, яблоко; как символы плодородия: мак, голубь, воробей, заяц; как морской богине - дельфин. Вероятно, Афродита одинакового происхождения с сирийской богиней Астартой, или Астаретой. Изображения Афродиты, из мрамора и на полотне, представляют собой одни из замечательнейших произведений древнего искусства. Таковы: Афродита, выходящая из волн, Апеллеса; Венера Книдская, работы скульптора Праксителя, стоявшая в Книде, в храме Афродиты. Фрина послужила образцом обоих этих великих произведений искусства. В Книд стекались путешественники со всех концов земли, чтобы видеть статую Венеры. Плиний и др. считали ее самой прекрасной статуей в мире. Впрочем, пожалуй, придется отдать предпочтение Венере Милосской, найденной в 1820 г. на острове Милос (ныне Мило), одном из Цикладов, и сохраняющейся в Луврском музее в Париже.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АФРОДИТА

(Άφροδίτη), в греческой мифологии богиня любви и красоты. Богиня малоазийского происхождения. Этимология этого негреческого имени богини не ясна. Существуют две версии происхождения А.: согласно одной - поздней, она - дочь Зевса и Дионы (Hom. Н. V 370); согласно другой (Hes. Theog. 189- 206), она родилась из крови оскоплённого Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда т. н. народная этимология её имени «пенорождённая» (от греч. "αφρός, «пена») и одного из её прозвищ - Анадиомена - «появившаяся на поверхности моря». Миф отражает древнее хтоническое происхождение богини, которое подтверждается также сообщением Гесиода, что вместе с А. из крови Урана появились на свет эринии и гиганты (следовательно, А. старше Зевса и является одной из первичных хтонических сил). А. обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. Это её воодушевляющее, вечно юное начало описано у Лукреция в поэме «О природе вещей» (I I-13). А. представлялась как богиня плодородия, вечнвй весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «А. в садах», «священносадовая», «А. в стеблях», «А. на лугах». Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор (см. Горы ) и нимф (Hom. Н. V 338; Od. XVTTT 194: Hymn. Hom. VI 5 след.). А. прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная («богиня гор»), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря»), т. е. земля, море и горы объяты силой А. Она - богиня браков и даже родов (Paus. I 1, 5), а также «детопитательница». Любовной власти А. подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия (Hymn. Hom. IV 7-33).
По своему восточному происхождению А. близка и даже отождествляется с финикийской Астартой, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой. Подобно этим восточным богиням плодородия А. появляется (IV 69 след.) в сопровождении свиты диких зверей - львов, волков, медведей, усмирённых вселённым в них богиней любовным желанием. В сохранившемся фрагменте трагедии Эсхила «Данаиды» (frg. 44) А. тоже выступает как богиня плодородия. Однако в Греции эти малоазийские черты богини, сближающие ее также с богиней-матерью и Кибелой, становятся мягче. Хотя служение А. часто носило чувственный характер (А. считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей), постепенно архаическая богиня с её стихийной сексуальностью и плодовитостью превратилась в кокетливую и игривую А., занявшую своё место среди олимпийских богов. Эта классическая А. - дочь Зевса и Дионы, её рождение из крови Урана почти забыто. В Гомеровском гимне (VI) богиня появляется из воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда А. - Киприда, «кипро рождённая»). Горы в золотых диадемах увенчивают её золотым венцом, украшают золотым ожерельем и серьгами, а боги при виде «фиалковенчанной» А. дивятся прелести Кифереи (культ А. был распространён и на острове Кифера) и возгораются желанием взять её в жёны. Мужем А. является Гефест - самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Гефест трудится у наковален в своей кузнице, а Киприда, нежась в опочивальне, расчёсывает золотым гребнем кудри и принимает гостей - Геру и Афину (Apoll. Rhod. Ill 36-51). Любви А. домогались Посейдон и Арес. О любви Ареса и А. повествует ряд источников и называются дети от этого незаконного брака: Эрот и Антэрот (явно позднеэллинистическая символика), а также Деймос, Фобос («страх» и «ужас» - спутники Ареса) и Гармония (Нее. Theog. 934-937). Первоначально Эрот - космическое божество, порождение Хаоса (116 след.), в олимпийской мифологии стал сыном А. Парменид пишет о рождении Эрота: «Первым из всех богов Афродита сотворила Эрота», подчёркивая именно самостоятельную созидающую силу богини любви. В поздней литературе (Apoll. Rhod. III 111-159) Эрот оказывается гораздо более сильным, чем его мать, и, несмотря на свой детский возраст, помыкает А., став её постоянным спутником, крылатым мальчиком, вооружённым луком и стрелами, вселяющими любовь. Сыном А. от Гермеса считается Гермафродит (называемый также Афродитом).
Как и другие олимпийские боги, А. покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Она обещает Парису любовь Елены (Apollod. epit. Ill 2) и следит за прочностью их союза, терпя брань из уст Елены (Hom. П. III 399-412). А. пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев, вместе с такими богами малоазийского происхождения, как Аполлон, Арес, Артемида. Она спасает Париса во время его поединка с Менелаем (III 380 след.). Она вмешивается в сражение, в котором совершает свои подвиги Диомед, и пытается вынести из битвы троянского героя Энея - своего сына от возлюбленного Анхиса (V 311-318). Однако Диомед преследует богиню и ранит её в руку (V 334-343), так что Энея подхватывает Аполлон, закрыв его чёрным облаком. Арес на своей золотой колеснице доставляет А. на Олимп, где её заключает в объятия мать Диона (V 370 след.). А. поднимают на смех Гера и Афина - её постоянные противницы (V 418-425), и Зевс, улыбаясь, советует дочери не заниматься войной, а устраивать браки (V 429 след.). А. с наслаждением внушает любовные чувства людям и сама влюбляется, изменяя хромоногому супругу. Даже Гесиод, давший столь древнюю генеалогию А., приписывает ей обычные любовные функции - сладкую негу любви, смех, улыбки, обманы, «пьянящую радость объятий» (Нее. Theog. 205 след.). В Гомеровском гимне (IV) А. изображается влюблённой в троянского героя Анхиса, и эта любовь представлена в духе роскошной и утончённой картины позднего времени, хотя сама А. наделена чертами матриархальной владычицы, перед которой ощущается всё ничтожество мужского начала, как и в истории любви А. к Адонису, подобной истории Кибелы и Аттиса.
В гомеровском эпосе А. принимает всё более кокетливые черты и отношение к ней ласково-ироническое. В «Одиссее» рассказывается любовная история А. и Ареса: во время свидания их хитроумно приковал не видимыми глазу сетями к ложу Гефест - законный супруг А., и в таком виде они предстали перед смеющимися богами, которые сами не прочь были бы занять место Ареса. Освобождённые Гефестом по просьбе Посейдона любовники немедленно расстались. Арес умчался во Фракию, а А. на Крит в Пафос, где её искупали и натёрли нетленным маслом хариты (VIII 266-366). Хотя появление классической А. всё ещё внушает ужас (Hom. П. III 398), она постоянно именуется «золотая», « прекрасновенчанная », « сладкоумильная», «многозлатая», «прекрасноокая». Рудиментом архаического демонизма богини является её пояс, который она передала Гере, чтобы соблазнить Зевса. В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения, «в нём заключается всё» (XIV 215-221). Это древний фетиш, наделённый магической силой, покоряющей даже великих богов. А. посвящён гимн поэтессы Сапфо (1), в котором богиня именуется «пестро-тронной» и «плетущей козни»; на золотой колеснице, запряжённой воробушками, она мчится из зевсова дома к чёрной земле и готова стать для поэтессы союзницей в любовном свидании. Помогая любящим, А. преследует тех, кто отвергает любовь (она покарала смертью Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае и Мирре, а Гипсипилу и лемносских женщин наделила отвратительным запахом).
Платону в «Пире» принадлежит противопоставление А. Урании («небесной») и А. Пандемос («всенародной»). Хотя древняя А. из крови Урана вряд ли несла в себе одухотворённость, она переосмыслена Платоном как небесная в связи с происхождением от неба - Урана. А. Пандемос для Платона пошлая, доступная и понятная всем, не столь древняя и не связанная с небом, а дочь Зевса и малозначительной Дионы.
Геродот сообщает о почитании А. Урании в Сирии (I 105), в Персии (I 131), у арабов (III 8) и даже скифов (IV 59). Ксенофонт (Conv. VIII 9) и Павсаний (I 14, 6) упоминают храм А. Урании в Афинах. Храм А. Урании на острове Кифера считался у эллинов самым древним и самым священным; статуя самой богини была деревянной и изображала богиню вооружённой (Paus. III 23, 1). А. Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе. Павсаний сообщает, что поклонение ей было введено Тесеем, «когда он свёл всех афинян из сельских домов в один город» (I 22, 3). Здесь вполне ясно подчёркивается общегосударственный смысл культа А.
Многочисленные святилища А. имелись в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах - Крит (в городе Пафос, где находился храм, имевший общегреческое значение, и отсюда прозвище А. - Пафосская богиня), Кифера, Кипр, Сииилия (от горы Эрике - прозвище Эрикиния). Особенно почиталась А. в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе, этому посвящён трактат Лукиана «О Сирийской богине»). В Риме А. почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына - троянца Энея, отца Юла - легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера - «рода Энеева мать» (Lucr. II) - постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибытия в Италию (Verg. Aen.), особенно прославляется в эпоху принципата Августа.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина», 1963, т. 72, в. 3, с. 141-45; Otto W. Г., Die Gutter Griechenlands, 3 Aufl., Fr./M., 1947; Pestalozza U., Religione Mediterranea, Mil., 1951; Langlotz E., Aphrodite in den Garten, Heidelberg, 1954; Lullies R„ Die kauernde Aphrodite, Munch.- Pasing, 1954; Schilling H„ La religion romaine de Venus..., P., 1954; Simon E., Die Geburt der Aphrodite, В., 1959.
А. Ф. Лосев.

Античные скульптурные изображения А. многочисленны; в искусстве архаики и классики богиня представала в одеянии, начиная же с 4 в. до н. э. - полунагой или совершенно обнажённой. Т. н. «Venus Genetrix» (Париж, Лувр) является римской копией греческой статуи 2-й половины 5 в. до н. э., вероятно, «А. в садах» Алкамена. «А. из Палаццо Лаццерони» является, предположительно, копией произведения Агоракрита или его мастерской (2-я половина 5 в. до н. э.). К греческим оригиналам 5 в. до н. э. восходят «А. из Лиона» и «А. из Фрежюса» (обе в Лувре). «А. Книдская» Праксителя известна по более чем 50 копиям; статуя послужила прототипом для многих известных произведений последующего периода («А. Медицейская», «А. Капитолийская» и др.). К другой статуе Праксителя - «А. Косская» восходит, по-видимому, «А. из Арля». В «А. из Капуи» усматривают копию произведения Лисиппа. До нас дошло несколько подлинных статуй работы греческих скульпторов эллинистической эпохи, в т. ч. «А. Киренская» (4-3 вв. до н. э.), «А. Мелосская» (ок. 120 до н. э.). Следует упомянуть также «Купающуюся А.» Дойдалсаса (3 в. до н. э.), известную по нескольким копиям, «А. Каллипигу», голову А. из Пергама и др. Среди греческих рельефов - рельеф т. н. трона Лудовизи со сценой, изображающей рождение богини. А. часто изображали в греческой вазописи, особенно в сценах «суд Париса», а также с Гефестом, с Еленой и Менелаем (в сценах встречи супругов после Троянской войны) и другими персонажами. В помпейских фресках встречается другой сюжет: «Арес и А.». См. также Адонис .
Сцены из мифов об А. встречаются уже в 14-15 вв. в книжной миниатюре (особенно во Франции и Фландрии). В живописи 15-18 вв. популярностью пользовались сюжеты, связанные с Адонисом, Аресом, Гефестом, Деметрой и Парисом, а также сцена «рождение Венеры» (С. Боттичелли, Тициан, П. П. Рубенс и др.). Не менее были распространены сюжеты «спящая Венера» (Пьетро ди Козимо, Джорджоне, Тициан, Аннибале Кар-раччи, Г. Реии, Доменикино, Д. Веласкес и др.), «туалет Венеры» (Дж. Беллини, Тициан, Ф. Пармиджанино, Дж. Вазари, Я. Тинторетто, Рубенс, Веласкес, Ф. Буше и др.) и «купание Венеры» (Рубенс, А. ван Дейк, Буше и др.). Популярны были сюжеты: «Венера и Амур» (Л. Кранах Старший, Я. Госсарт, П. Веронезе, Г. Рени, Веласкес, Рембрандт, А. Куапель, А. Ватто, Дж. Рейнолдс и др.), «поклонение Венере» (Дж. Вазари, X. Голциус, Рубенс, А. ван Дейк, Ф. Лемуан и др.), «триумф Венеры» (Тициан, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «праздник Венеры» (Тициан, Рубенс и др.), «Венера и сатир» (Веронезе, Аннибале Карраччи, Н. Пуссен и др.). В европейской пластике образ А. нашёл воплощение главным образом в 18 в. (Г. Р. Доннер, Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе). Среди произведений нового времени - картины « Венера Анадиомена» Ж. Энгра и А. Бёклина, «Венера» А. Фейербаха, статуи «Венера» Б. Торвальдсена и «Венера с ожерельем» А. Майоля.
В европейской поэзии и драматургии разрабатывался главным образом миф о любви А. и Адониса. Большинство опер и балетов 17-19 вв. также посвящено этой теме. В числе произведений 17-18 вв. на другие сюжеты мифа - оперы Ф. П. Сакрати «Ревнивая Венера»; П. Коласа «Рождение Венеры»; А. Кампра «Любовь Марса и Венеры» и др., балетные постановки Дж. Уивера («Любовные похождения Марса и Венеры») и Ж. Ж. Новера («Туалет Венеры»), Среди произведений 2-й половины 20 в.- кантата К. Орфа «Триумф А.».


(Источник: «Мифы народов мира».)

Афродита

Златоволосая богиня красоты и любви, олицетворение вечной юности, покровительница мореплавания. Первоначально - богиня моря, неба и плодородия. Дочь Урана. Родилась около острова Киферы из крови оскопленного Кроносом Урана, которая, попав в море, образовала белоснежную пену. Ветерок принес ее на остров Кипр, где ее, вышедшую из морских волн, и встретили Оры. Позднее считалась дочерью Зевса и нимфы (океаниды) Дионы. По Гомеру, жена Гефеста; по другим мифам, - жена Ареса. Мать Гермафродита (от Гермеса), Энея (от Анхиза), Фобоса, Деймоса, Эроса и Гармонии (от Ареса). Яблоко раздора в споре между Афродитой, Герой и Афиной присуждено Парисом Афродите за обещание помочь в похищении Елены. Афродита будит любовь в сердцах богов и смертных. Не подвластны ее могуществу только Афина, Гестия и Артемида. Символ любви и сексуального желания. Безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Афродите соответствует римская Венера. Афродите, как богине любви, были посвящены мирт, роза, мак и яблоко; как богине плодородия - воробей и голубь; как морской богине - дельфин. Венере были посвящены голубь и заяц (как символ плодовитости), роза, мак и мирт. Центрами культа Афродиты были Кипр, где в городе Пафосе находился ее храм, и остров Кифера. Самый роскошный храм Венере Прародительнице был построен Юлием Цезарем, считавшимся потомком Энея, в I в. до н.э. Знамениты древнегреческие статуи Афродиты - “Афродита Книдская” (ок. 350 до н. э., Пракситель, известна в римской копии) и “Афродита Милосская” (2 в. до н. э., оригинал в Лувре, Париж).

// Якопо АМИГОНИ: Венера и Адонис // Якопо АМИГОНИ: Венера и Адонис // Арнольд Беклин: Рождение Венеры // Эдвард БЕРН-ДЖОНС: Хвала Венере // Сандро БОТТИЧЕЛЛИ: Венера и Марс // Сандро БОТТИЧЕЛЛИ: Рождение Венеры // Энтони БРАУН: Сандро Боттичелли - Рождение Венеры // Адольф-Вильям БУГРО: Рождение Венеры // Франсуа БУШЕ: Венера, утешающая Купидона // Франсуа БУШЕ: Визит Венеры к Вулкану // Сьюзен ГЕРБЕРТ: Сандро Боттичелли - Рождение Венеры // Жак Луи ДАВИД: Венера и три грации обезоруживают Марса // Никола ПУССЕН: Марс и Венера // Питер Пауэл РУБЕНС: Суд Париса // ТИЦИАН: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера у зеркала // ТИЦИАН: Венера Урбинская // ТИЦИАН: Венера и лютист // ТИЦИАН: Венера и органист // ТИЦИАН: Венера, органист и Купидон // ТИЦИАН: Венера завязывает глаза Купидону // ТИЦИАН: Поклонение Венере // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Рождение Афродиты // Валерий БРЮСОВ: Гимн Афродите // Валерий БРЮСОВ: Гимн Афродите // Валерий БРЮСОВ: Шаги Афродиты // Поль Валери: Рождение Афродиты // Жан де ЛАФОНТЕН: Афродита Каллипига // Аполлон Николаевич МАЙКОВ: Рождение Киприды // Райнер Мария РИЛЬКЕ: Рождение Венеры // Ангелос СИКЕЛЬЯНОС: Анадиомена // Афанасий Афанасьевич ФЕТ: Венера Милосская // Владислав ХОДАСЕВИЧ: Афродита // Марина ЦВЕТАЕВА: Хвала Афродите // Н.А. Кун: АРЕС, АФРОДИТА, ЭРОТ И ГИМЕНЕЙ // Н.А. Кун: АФРОДИТА // Н.А. Кун: ПИГМАЛИОН // Н.А. Кун: НАРЦИСС // Н.А. Кун: АДОНИС // Н.А. Кун: Эрот // Н.А. Кун: Гименей // Н.А. Кун: ГЕРА И АФИНА У АФРОДИТЫ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

АФРОДИТА

Не изнеженной, ветреной богине Афродите (1) вмешиваться в кровавые битвы. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром.

Никто не может избежать ее власти, даже боги. Только воительница Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.

Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр (2). Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот (3) повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.

(1) Афродита - первоначально была богиней неба, посылающей дождь, а также, по-видимому, и богиней моря. На мифе об Афродите и ее культе сильно сказалось восточное влияние, главным образом культа финикийской богини Астарты. Постепенно Афродита становится богиней любви. Бог любви Эрот (Амур) - ее сын.

(2) По острову Кипру Афродиту часто называли Кипридой.

(3) Гимерот - бог страстной любви.

(Источник: «Легенды и мифы Древней Греции». Н. А. Кун.)

АФРОДИТА

в греческой мифологии дочь Зевса и Дионы, богиня любви и красоты

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Фрагмент росписи краснофигурного килика «мастера Пистоксена».
Около 475 до н. э.
Лондон.
Британский музей.

Фрагмент росписи краснофигурного килика «художника Лиандра».
Около 460 до н. э.
Флоренция.
Археологический музей.

Мрамор.
Около 120 до н. э.
Париж.
Лувр.


Рождение Афродиты, рядом с ней — нимфы.
Рельеф так называемого трона Лудовизи.
Мрамор.
470—450 до н. э.
Рим.
Национальный музей.

Фрагмент росписи апулийского лекифа.
Около 380 до н. э.
Торонто.
Королевский музей Онтарио.

Римская мраморная копия.
С греческого оригинала Каллимаха (440—430 до н. э.).
Париж.
Лувр.

Римская мраморная копия.

Рим.
Капитолийские музеи.

Римская мраморная копия.
С греческого оригинала Праксителя (350—340 до н. э.).
Париж.
Лувр.

Картина П. Веронезе.
1580-е годы.
Турин.
Галерея Сабауда.

Картина Д. Веласкеса.
1657.
Лондон.
Национальная галерея.










Статуя Афродиты. ("Венера Мелосская"). Около 100 г. до н.э.


Рождение Афродиты. Рельеф "Трона Людовизи". Около 460 г. до н.э.




Синонимы :

Смотреть что такое "Афродита" в других словарях:

    Афродита … Википедия

    Афродита - Афродита. Фрагмент росписи килика. Около 460 г. до н. э. Афродита. Фрагмент росписи килика. Около 460 г. до н. э. Афродита в мифах древних греков богиня любви и красоты. Согласно одной из версий мифа, Афродита родилась из крови оскоплённого… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

- (Αφροδίτη, Venus). Дочь Зевса и Дианы, по преданию, происшедшая из морской пены. Афродита богиня любви и красоты, называвшаяся у римлян Венерой. Она была супругой Гефеста, но не была верна ему. Она любила богов Арея, Диониса, Посейдона и Гермеса… … Энциклопедия мифологии

Афродита - Афродита. Фрагмент росписи килика. Около 460 г. до н. э. Афродита. Фрагмент росписи килика. Около 460 г. до н. э. Афродита в мифах древних греков богиня любви и красоты. Согласно одной из версий мифа, Афродита родилась из крови оскоплённого… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

- (греч. Aphrodite, от aphros морская пена, и dyomai выхожу). 1) греческое имя Венеры, богини любви; название свое получила оттого, что, по мифологии греков, она родилась из морской пены. 2) червь из семейства спиножаберных. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

В мифах древних греков богиня любви и красоты. Согласно одной из версий мифа, Афродита родилась из крови оскоплённого Кроносом Урана, попавшей в море и образовавшей пену (отсюда Афродиту называют пенорождённая). Она всегда в окружении роз, миртов … Исторический словарь

В греческой мифологии богиня любви и красоты, возникшая из морской пены. Ей соответствует римская Венера. Знамениты древнегреческие статуи Афродиты Афродита Книдская (ок. 350 до н. э., Пракситель, известна в римской копии) и Афродита Милосская (2 … Большой Энциклопедический словарь

- (иноск.) любовь наслажденіе любовью. «Афродитскія дѣла». Ср. Ты понялъ ли, что въ машкерахъ плясанье И афродитскія твои дѣла Не все равно, что битвы въ чистомъ полѣ? Гр. А. Толстой. Смерть Іоанна Грознаго. Поясн. Афродита (греч. миѳ.) богиня… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Богиня половой любви и красоты у древних греков. Культ А. был широко распространен в Греции, М. Азии и на островах Средиземного моря, между прочим на Кифере («Киферея»), в Сицилии, в особенности же на Кипре («Киприда»). В ней смешались черты… … Литературная энциклопедия

Афродита - Милосская. Мрамор. Ок. 120 до н.э. Лувр. АФРОДИТА, в греческой мифологии богиня любви, красоты, плодородия и вечной весны. Родилась из морской пены, которую образовала кровь оскопленного Урана. Афродите соответствует римская Венера. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Венера, Урания, Киприда Словарь русских синонимов. афродита сущ., кол во синонимов: 10 боги любви и брака (17) … Словарь синонимов

Греческое имя Венеры, богини любви, называется иногдатакже Афрогенеей, родившейся из пены морской. Афродизии праздники вчесть А., устраивавшиеся во многих местах Греции и М. Азии, особенно наКипре … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Афродита , Луис Пьер , Пьер Луис - один из самых талантливых и своеобразных французских писателей рубежа XIX-XX веков. Большая часть его произведений посвящены любви - земной любви во всех ее проявлениях. Роман… Категория: Классическая зарубежная проза Серия: Фамильная библиотека.Будуар Издатель: Вита-Нова ,
  • Афродита , Пьер Луис , Пьер Луис - французский поэт и писатель, воспевавший чувственные наслаждения. Его роман Афродита был его первым опубликованным произведением и представлял собойискусную стилизацию под тексты… Категория: Любовь,эротика,секс Серия: Манон Издатель: Книжный Клуб Книговек , Производитель: