Анализ рассказа «Куст сирени» (А.И. Куприн). «Куст сирени» главные герои Куприн куст сирени краткое содержание по главам

Куприну очень близка тема человеческих отношений, счастья, любви. История отдельной семьи, где привыкли решать проблемы вместе подтолкнула автора к идее произведения. В рассказе Куприна “Куст сирени” герои сталкиваются с серьёзной проблемой, которая решается благодаря мудрости и любви Верочки – супруги главного героя. Описание главной героини, её быстрых взвешенных решений, желания добиться идеального результата, самоотдачи – самые важные сцены в рассказе, они раскрывают секрет счастливых отношений. Автор не даёт прямой характеристики Верочке, её поступки очень ярко раскрывают внутренний мир и душевные качества женщины.

Характеристика героев “Куст сирени”

Главные герои

Алмазов Николай Евграфович

Два года подряд молодой офицер пытается поступить в академию. На третий год сдав все экзамены, он провалил последний проект. Профессор оказался хорошим знатоком ландшафта, и ухищрения Николая не помогли исправить ошибку. Благодаря жене он на следующий после провала день доказывает профессору наличие кустов. Тот извиняется, и Алмазова принимают в академию. Трудолюбивый, упорный, старательный молодой человек побеждает благодаря вере жены в него и её мудрости и находчивости.

Его жена, Вера

Супруга Верочка настоящий друг и помощник Николая. Она верит в него, помогает в подготовке к экзаменам, делает чертежи, тратит семейные средства, исходя из нужд супруга. Умная, добрая, самоотверженная женщина. Её мудрость выручает мужа, когда его последний проект терпит крах. Она предлагает посадить кусты там, где он указал их на чертеже (из-за пятна зелёных чернил Николай изобразил кусты, однако профессор поспорил с ним, что в той местности растительности нет). Мудрая жена сдаёт в ломбард последние дорогие вещи, супруги закупают у садовника кусты сирени и той же ночью высаживают их.

Профессор

Немец, отличный специалист, прекрасный преподаватель, принципиальный, честный человек. Алмазов называет его чудовищным педантом. Профессор извиняется перед молодым офицером, ссылаясь на возраст. Пробует на вкус лист сирени, недоумевая, как он не замечал кустов раньше. Сирень становится – символом молодой семьи, любимым цветком супруги Николая.

Второстепенные персонажи

Заключение

Главные герои “Куст сирени” объединены общей целью, но морально и интеллектуально женщина преобладает. Она духовно сильнее, спокойнее, мудрее супруга. Она – ангел-хранитель семьи, её основа. Примечательно, что мужчина сам виноват в проблеме со сдачей проекта. Супруга помогала ему с теорией, с чертежами, однако он поставил “кляксу” зелёными чернилами, пытался затереть, чем окончательно испортил работу. В этом моменте чувствуется безответственность и незрелость поступка молодого офицера: такое отношение к итоговой работе – недопустимо. Николай измучен экзаменами, нервным напряжением, непосильной учебной нагрузкой. От срыва его сохраняет только вера и настойчивость супруги, он не может предать её надежд. Куприн пишет о любви настоящей, жертвенной, способной посвятить себя другому человеку, раствориться в нём. Такая семья обречена быть счастливой, ведь идея рассказа взята писателем из личного опыта.

  1. Николай Евграфович Алмазов — муж Веры, молодой офицер. Посещает занятия в Академии генерального штаба.
  2. Вера Алмазова — жена Николая, добрая милая молодая женщина, во всем поддерживает своего супруга.

Другие герои

  1. Профессор — педантичный пожилой человек, который хочет отчислить Николая, усомнившись в его работе.

Неудачный чертеж Алмазова

Молодой офицер Николай Евграфович Алмазов ходит на занятия в Академию генерального штаба, где учеба дается ему не так просто. Два года он неудачно сдавал вступительные экзамены, но на третий раз ему все-таки удается поступить. Николай успешно сдает все экзамены, наступает черед третьего, самого сложного.

Несмотря на то, что молодой человек серьезно подошел к подготовке, он допускает неточность на чертеже. Алмазов случайно поставил зеленое пятно на плане местности, которое профессор принимает за деревья. Он был педантичен и очень хорошо знал местность, поэтому не стал принимать чертеж, поскольку никаких деревьев и кустов там не было.

Между молодым офицером и профессором возникает спор. Было принято следующее решение: Николай и преподаватель должны были утром отправиться на то самое место, которое было указано на чертеже и проверить были там кусты или нет. И если профессор оказывался прав, то Алмазова отчисляют.

Вера находит решение

Домой Николай возвращается в подавленном настроении. Его встречает молодая жена Верочка. Она на протяжении всей его учебы поддерживала его и во много благодаря ее уверенности в нем, молодой человек смог поступить. Они жили небогато и молодая женщина во всем себе отказывала, чтобы ее муж мог учиться.

Николай рассказывает ей о неудачном чертеже и о споре между ним и профессором. Внезапно Вере находит решение проблемы: посадить кусты, чтобы исправить оплошность мужа. Она берет все свои драгоценности и вместе с Николаем идет в ломбард. За все свои украшения Вера получает маленькую сумму — всего 23 рубля. Но этих денег им хватает на то, чтобы приобрести кусты сирени.

Ночью пара идет к садовнику и уговаривают его помочь им и посадить эти кусты в нужном месте. Садовник вместе с Николаем и другими рабочими начинают заниматься посадкой. Вера следит за ходом работы и переживает о том, как бы профессор не догадался, что эти кусты появились недавно. Молодая женщина успокаивается только тогда, когда рабочие разровняли землю и уже нельзя было догадаться, что сирень появилась только этой ночью.

Успех предприятия

На следующий день профессор и Алмазов отправляются изучать местность. К удивлению преподавателя, он видит, что там растут кусты сирени. Профессор приносит свои извинения Николаю и говорит, что видимо память стала его подводить. Молодой офицер слушает о том, как преподаватель рассуждает о своей старости. Алмазову становится стыдно за свое поведение.

Профессор засчитывает экзамен Николаю. Вера с нетерпением ждала возвращения мужа, и не выдержав, вышла встречать его на улицу. Еще вдалеке она увидела его и по той бодрой походке, какою он шел к дому, Вера поняла, что все закончилось благополучно. Николай долго рассказывал своей жене о встрече с профессором, его размышлениях и о том, что сам чувствовал молодой человек во время этого разговора. С тех пор сирень стала любимым цветком Веры.

Тест по рассказу Куст сирени

с творчеством А.И.Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»; на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного;

2)совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией, развитие творческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции;

3)обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека.

Оборудование:

Портрет А.И.Куприна

Видеоклип: Рахманинов «Сирень»

Утверждение

Верно или нет

Александр Иванович Куприн родился в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии

Да

Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнили: «Наровчат, одни колышки торчат»

Да

Куприна воспитывал отец

Нет (Отец умер, когда Куприну было около года, детские годы его прошли в Москве в сиротском пансионе)

Армейская служба продолжалась долго. Ушел в отставку в 35 лет.

Нет (Армейская служба продолжалась недолго, ушёл в отставку в 24 года)

Печатает свои произведения в московских газетах.

Нет (Сотрудничает в киевских газетах)

Во время Гражданской войны оказывается за границей.

Да

С 1920 года живёт в Финляндии.

Нет (В Париже)

Юнкерская служба подсказала многие сюжеты, образы, характеры персонажей произведений Куприна.

Да

«Поединок» - это моё завещание русской молодёжи», - говорил о романе писатель.

Нет (Так сказано о романе «Юнкера»)

«Куст сирени» - раннее произведение Куприна.

Да

Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с ранним произведением А.И.Куприна – рассказом «Куст сирени». Сейчас мы посмотрим видеоклип, а вы подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «куст сирени».

На доске запись: куст сирени.

О чём говорит вам это словосочетание? Какие ассоциации у вас возникают? (Запись ассоциаций на доске. Предположительно, что дети назовут ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь)

Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. И тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.»

По названию предположите, о чём будет рассказ. (Запись предположений на доске).

Тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.»

Итак, рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»

(Первая часть – прослушивание аудиозаписи)

Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошел в свой кабинет….

Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы

горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с

озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.

Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Горе») Почему?

Сбылись ли ваши ожидания?

Что было неожиданным?

Что вы можете сказать о героях?

Какие события могут произойти в описанной обстановке далее?

Какое событие является завязкой рассказа?

(Николай Евграфович Алмазов возвращается домой в очень плохом настроении. Жена, увидев его, сразу поняла, что произошло большое несчастье)

Сразу ли мы узнаём, что случилось с Николаем Евграфовичем?

Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»?

(Николаю Евграфовичу помогла его жена Верочка. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.)

Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова?

(Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем)

(Алмазов прошёл в свой кабинет, не снимая пальто и фуражки, выпустил из рук портфель, бросился в кресло…)

Сочувствует ли ему Верочка?

(Она любит мужа и по-настоящему тревожится за него. Она заговорила первая, обвила рукой шею Алмазова)

Что ей удалось добиться?

(Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его.)

Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие?

(Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)

Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу?

(Нет. Старый профессор, отлично знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в природе не существует.)

Чем закончился спор героев?

(Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и показал эти кусты.)

Сочувствует ли Николаю Евграфовичу автор?

(Вторая часть – чтение учителя)

Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Надежда») Почему?

Как реагируют герои на происходящие события, какие принимают решения?

Какие ваши ожидания подтвердились?

Что было неожиданным?

Как вы думаете, чем закончится этот рассказ? Как бы вы закончили его?

Кто из героев прервал тяжкое молчание?

(Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.)

Как отреагировал на это Николай Евграфович?

(Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей»)

Что же на самом деле придумала Верочка?

(Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)

Как вы относитесь к этому решению героини?

(Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания)

Как ведёт себя Верочка, приняв решение?

(Она становится деятельной и энергичной, топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности)

Куда же отправляются герои?

(Они едут в ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)

В рассказе появляется ещё один, правда, эпизодический, но яркий герой. Кто он? Что говорит о нём автор? (Оценщик. Видно, что он привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезённые вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза.)

Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это? (Был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль)

Как Верочка спасает положение? (Она рассказывает подробно всю историю с пятном)

Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам? (Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)

(Третья часть – самостоятельное чтение учащимися. Учебник, стр. 73)

Как можно озаглавить данную часть рассказа? («Счастье») Почему?

Почему герои решили посадить именно куст сирени? («Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»)

А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем? (Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.)

Что произошло на другой день? (Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)

Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору? (Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул)

Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями? (Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей)

Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком? (События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

Что будет с героями после событий рассказа?

Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? (Вера – верить. Фамилия в рассказе только одна Алмазовы. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень. Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска»).

Что для поэта главное в алмазе? (Хранитель вечной чистоты, эта чистота есть и в отношениях Алмазовых.)

Давайте посмотрим на ваши записанные ассоциации и предположения. Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых? (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

Что бы вы хотели перенести на свои будущие отношения с молодыми людьми, девушками?

III стадия «Рефлексия» Приём «Синквейн»

В чём смысл названия рассказа? (Куст сирени стал для героев любимым цветком, т.к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

На какие размышления навёл рассказ? В чём вы согласны, а в чём, может быть, не согласны с автором? Может быть, хотели бы поспорить?

А теперь давайте проявим творчество – напишем синквейн по теме нашего урока. Какие слова можно взять для первой строки? (Вера, Алмазов, Куст сирени, Счастье). Правила написания синквейна на слайде. Объявляю конкурс на лучший синквейн. Задание групповое. Для тех, кто имеет желание, может сделать это индивидуально.

(Прослушивание синквейнов)

Домашнее задание

На следующем уроке мы продолжим с вами разговор о счастье, поэтому прошу вас дома нарисовать, каким вы представляете счастье и написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»

Рассказ «Куст сирени» Куприн написал в 1894 году. Произведение относится к литературному направлению неореализм, однако в школе на уроках русской литературы обычно рассматривается как реалистическое. В рассказе автор раскрывает темы любви, семейного счастья.

Главные герои

Николай Евграфович Алмазов – молодой небогатый офицер.

Верочка – жена Алмазова, очень любит мужа, живет его интересами.

Профессор – «немец» и «педант».

Алмазов вернулся домой в плохом настроении. Жена сразу поняла, что «произошло очень большое несчастие» .

Мужчина слушал лекции в Академии генерального штаба. В академию Алмазов поступил с третьего раза и только благодаря своей жене Верочке, которая «постоянно поддерживала в нем бодрость» и создавала «необходимый комфорт» . До этого все экзамены проходили благополучно. Сегодня он представлял профессору самую трудную работу – «инструментальную съемку местности» .

Однако чертя накануне вечером план, Алмазов случайно «посадил» на чертежах зеленое пятно и, чтобы его замаскировать, нарисовал в том месте «кучу деревьев» . Увидев работу, профессор удивился, так как он знал эту местность, и никаких кустов там не было. Профессор отказался принять чертеж, желая завтра лично туда съездить и все проверить.

Видно было, что от огорчения Алмазов готов заплакать. Верочка тут же начала собираться, чтобы посадить на том месте «дурацкие кусты» . «Если уж сказал неправду, - надо поправлять» . Они сдали в ломбард Верочкины драгоценности и выручили «около двадцати трех рублей» . Уже ночью приехали к садовнику. Тот сначала решительно отказывался помогать, но, узнав подробности, проникся сочувствием. Из «подходящих» у садовника были только кусты сирени. Верочка не отходила от рабочих до тех пор, пока не удостоверилась, что кусты выглядят так, словно растут тут давно.

На следующий день Алмазов пришел довольный. Мужчина рассказал, что когда они приехали, профессор был очень удивлен и извинился.

Радуясь, Верочка сказала мужу, что сирень теперь будет навсегда ее любимым цветком.

Заключение

В рассказе «Куст сирени» Куприн показал, насколько может быть сильна любовь и как важно поддерживать близких людей в любой ситуации. Верочка делает все, чтобы ее муж не падал духом, окружая его заботой и любовью.

Пересказ «Куста сирени» поможет быстро ознакомиться с сюжетом рассказа и подготовиться к уроку русской литературы.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1621.

Меню статьи:

Рассказы А.И. Куприна всегда вызывали ажиотаж у читателей. И это не удивительно, немногие писатели могли бы так живо рассказать о кратковременных событиях в жизни персонажей и при этом изобразить красочно сами образы, как Куприн. Одним из таких рассказов является «Куст сирени».

Алмазов – главный герой рассказа

Главным героем рассказа является Николай Евграфович Алмазов. Молодой человек находится в звании поручика. На момент повествования Алмазов живет в Петербурге, так как он обучается «в Академии генерального штаба».

Алмазов – очень восприимчивый человек, ему сложно сдержать свои эмоции. Когда он расстроен, как, например, в начале рассказа, он принимает самый что ни на есть удрученный вид: «насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой.

В кабинете Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол. Потом он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами».

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с которую написал Александр Куприн.

Обучение Алмазову не дается легко, как, впрочем, и само поступление в Академию – два года Николай Евграфович безуспешно пытался стать слушателем лекций в этом учебном заведении и уже был готов прекратить любые попытки, однако его жена Вера обладала большим упорством и оптимизмом – на третий год попытка Николая обвенчалась успехом.

Практическая работа

Однако радость его была недолгой – процесс обучения оказался совсем не легким. Однако обратного пути уже не было (Куприн не вдается в подробности и не объясняет, почему процесс обучения был таким сложным для Алмазова). И вот, к счастью осталась «самая последняя и трудная практическая работа».
Алмазов должен был выполнить чертеж местности. Однако, когда работа была практически закончена, Николай Евграфович по причине усталости поставил краской пятно на чертеж. Переделывать работу уже не было времени, и, после того, как он неудачно пытался подчистить пятно, решился на хитрость – проявив смекалку, задекорировал его удачно под кусты.


Профессор, принимавший работу, хорошо знал местность и указал Алмазову на ошибку. Николай Евграфыч признавать свою вину не захотел, однако, благодаря стараниям жены Веры, выход из ситуации был найден – свежепосаженные кусты сирени позволили избежать Алмазову позора.

Николай Алмазов и жена

Николай Алмазов не является подкаблучником, хоть он и беспрекословно следует за своей женой. Исходя из общего настроения рассказа, можно говорить о гармоничном взаимодействии супругов. Вначале кажется, что Куприн наталкивает читателя на мысль о бездеятельности Алмазова – его жена с готовностью помогает ему в обучении, поддерживает после неудач и вселяет уверенность в возможность невозможного.

Однако однозначно говорить об этой ситуации невозможно, так как Куприн не описывает ни приоритетов Алмазова, ни его желаний, ни реакции на другие жизненные ситуации.

Вполне вероятно, что Николай желал обучаться в Академии, но ему не хватало упорства и веры в себя, а Вера удачно вселяла в своего мужа недостающие качества.

Предлагаем проследить за который написал А. Куприн.

Также Алмазова стоит отнести к совестливым людям – обманув профессора, он ощущает себя виноватым, ему неловко за свой поступок. «Право, мне жаль, что я его обманул» – утверждает он.


Таким образом, Куприн не дает возможности полноценно оценить образ Николая Алмазова – описание единственного фрагмента из его жизни обличает только некоторые черты его характера и не позволяет всесторонне охарактеризовать персонаж. Представленный материал в рассказе позволяет говорить о Алмазове как о человеке старательном, эмоциональном и совестливом, наделенным смекалкой и в то же время не отличающимся упорством.