Тренинг педагогического общения панфилова читать. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения. Упражнение «Запрет на жесты»

.

А. П. Панфилова

ТРЕНИНГ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБЩЕНИЯ


Педагогические

специальности

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


А. П. ПАНФИЛОВА

ТРЕНИНГ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБЩЕНИЯ

Учебное пособие


Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031000 ( 050706) - Педагогика и психология


ACADEMIA

Москва

Издательский центр «Академия» 2006

Отредактировал и опубликовал на сайте

УДК 373.2(075.8) ББК 74.100я73 П167


Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Г. С. Сухобская ; доктор психологических наук, профессор И. П. Волков


Панфилова А. П.

П167 Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.

ISBN5-7695-2658-0

Учебное пособие является полным руководством по подготовке, проведению и анализу тренинга педагогического общения. Доступная манера изложения, упражнения, советы и разнообразные игротехнические приемы создают самые благоприятные условия для практического использования данной книги. Существенное место в ней отведено технологии проведения тренинга, труду тренера, требованиям к его личности, имиджу и компетентности, проблемам «выгорания» и профессиональной психогигиены. Представлен практический инструментарий для проведения тренинга педагогического общения: тесты, игровые упражнения, кейсы, имитационные игры, диагностические методики эффективности.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно преподавателям, тренерам, психологам, коуч-менеджерам, учителям.

УДК 373.2(075.8) ББК 74.100я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра_ «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Панфилова А. П., 2006

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2006 ISBN 5-7695-2658-0 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2006

ПРЕДИСЛОВИЕ


Чтобы понять что-нибудь, нужно это сделать.

Софокл

В современном обществе компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня. Это относится практически ко всем профессиям в системе человеческих отношений - врачам, менеджерам, маркетологам, журналистам, психологам, специалистам по связям с общественностью, работникам сферы сервиса и др. Для профессии же педагога коммуникативная компетентность является ведущей профессиональной характеристикой, от которой зависят персональный успех, конкурентоспособность и личная удовлетворенность.

С чем это связано? Прежде всего со спецификой педагогического труда, где общение, его средства, модели, стили, формы и методы составляют ту профилирующую основу, на которой базируется вся педагогическая методология. Педагогическое образование - базовое, оно предполагает не только расширение той или иной компетентности - овладение знаниями, умениями и навыками, способами профессиональной деятельности, развитие логического мышления, но и погружение в культуру, выработку системы ценностей и смыслов, развитие чувств, отношений и умений управлять ими.

Современные молодые люди, большинство из которых имеет доступ к Интернету , весьма широко информированы, они требуют к себе уважительного отношения, партнерских контактов, построенных на продуктивном прагматическом взаимодействии. В этой связи педагог как только лишь транслятор информации перестает быть востребованным. В системе образовательных услуг у него появляется много новых миссий: он и инструктор, и духовный наставник, и полпред культуры, и собеседник, и воспитатель, и презентатор. Для того чтобы соответствовать всем этим ролям, ему самому необходимо постоянно учиться, развиваться, осваивая новые компетентности, среди которых ведущая - коммуникативная.

Современный педагог должен также быть психологически и социально грамотным. Развитая эмпатия, способность к рефлек


3


сии, умение продолжительно и продуктивно работать в условиях эмоционального напряжения, артистизм и креативность, внешняя экспрессия и внутренняя культура - вот неполный перечень требований к профессии педагога, способного управлять собой и поддерживать в аудитории творческую и деловую атмосферу, позволяющую участникам профессионального общения самовыразиться, раскрепоститься, максимально реализовать природный потенциал, работая в условиях сотрудничества.

Между тем анализ учебных планов педагогических вузов свидетельствует, что при обучении педагогов проблемам общения уделяется минимум внимания, все еще недостаточно используются интерактивные технологии. Новое время требует новых подходов не только к разработке учебных планов, но и к внедрению интенсивных форм обучения педагогов общению, к пересмотру содержания программ.

Сегодня, как показывают исследования, в практике делового взаимодействия, претерпевающего серьезные изменения, наблюдаются следующие тенденции.

Во-первых, в деловой среде усиливается роль именно межличностного общения. Например, исследователями деятельности эффективных генеральных менеджеров установлено, что работа современного руководителя - это главным образом общение (на 70-90 %), причем общение, которое в современных бизнес-ком- муникациях называется «прогуливающимся менеджментом». Речь идет о технологии «малого разговора», сериях вопросов и ответов, 10-минутных деловых обсуждениях, шутках и попытках влияния. Сегодня не только менеджеры организации , но и специалисты разного профиля, минуя формальные цепочки управления и специально организованные деловые встречи, решают принятые на себя задачи и строят систему деловых связей, встречаясь с коллегами в коридорах, кулуарах, во время обеда и т. п. Задавая вопросы сослуживцам, коллегам и подчиненным, они осуществляют индивидуальный маркетинг, межличностное взаимодействие; с тем, кто отвечает на их вопросы и дает им информацию, они обращаются корректно, уважительно.

Во-вторых, в связи с развитием виртуальных форм взаимодействия непосредственное общение коллег становится все более минимизированным. Речь идет о таких явлениях, как «виртуальные переговоры», «виртуальная организация», «виртуальная сделка», «виртуальные рабочие места», «телеработа» (telework), «телеобмен» (telecommuting), «кибер-взаимодействие», а также Е-бизнес, или электронный бизнес (совершаемый через Интернет) и др. Здесь акцент делается на обмен информацией, на электронные коммуникации, а не на непосредственное взаимодействие деловых партнеров. Известно также, что Интернет потеснил не только непосредственное общение лицом к лицу, но и традиционную письмен


4


ную речь - «бумажную переписку». При этом, как отмечает специалист по тренингам Е. В. Сидоренко, пользователи электронной почты в деловом общении приятно отличаются от тех опрашиваемых, кто такой почтой не пользуется, прежде всего тем, что они умеют более точно и лаконично формулировать и излагать свои мысли, избегая неправильного прочтения и недопонимания.

В-третьих, усиливается роль общения с клиентами и потребителями разнообразных услуг, в том числе и образовательных. Ученые считают, что наступает эра «экономики внимания», что в будущем деловое взаимодействие все в большей степени будет становиться совместной деятельностью по созданию услуг и интеллектуальных продуктов. Проблема заключается в том, что информации бесконечно много, а потребность в ней ограничена часами бодрствования специалистов и объемом их внимания. Следовательно, компаниям, продающим те или иные услуги, нужно потрудиться, чтобы их рекламу заметили, или искать другие способы общения с клиентом. Современная жизнь деловых людей превращается в бесконечный обмен предложениями услуг и самими услугами, т.е. в мир взаимно совершаемых услуг. По мнению специалистов, в странах с развитой рыночной экономикой уже сейчас 75 - 82% рабочего времени тратится на маркетинг, рекламу и услуги и лишь 18 -25 % - на производство товаров.

Многим современным преподавателям порой кажется дикой мысль о том , что они оказывают обучаемым образовательные услуги, т.е. фактически относятся как бы к сфере обслуживания. Студент в данной ситуации становится клиентом, а клиент, как известно, требует особого уважения. Между тем это именно так. Причем образовательный процесс - прекрасный пример того, как услуга действительно производится совместными усилиями преподавателя и студента. Для повышения ее качества необходимы взаимная компетентность и мотивация, соответствующее эффективное общение с обеих сторон".

Не случайно поэтому и возникла потребность в тренинге педагогического общения. Соответствующие тренинговые программы должны научить педагога эффективно взаимодействовать со студентами, коллегами, родителями, деловыми партнерами, с представителями общественности, конструктивно передавать информацию и добиваться реализации педагогических целей и удовлетворенности обучаемого, т.е. актуализируется проблема формирования коммуникативной компетентности педагога. Достичь такого результата можно с помощью технологии тренинга.

Тренинг педагогического общения с учетом всех этих тенденций должен включать в себя как социально-ролевое, так и интим- но-личностное общение. При этом он должен быть направлен на развитие межличностных отношений в деловой среде, на освоение технологий малого разговора, говорения и слушания, вопросов и


5


ответов, установления обратной связи в ходе собеседования. Как отмечают специалисты (Ф. Бурнард, Т. А. Солтицкая, Е. В. Сидоренко, Н.Рысев и др.), тренинг общения, коммуникативной компетентности как раз и направлен на научение участников одновременной включенности в несколько дел и на несколько потоков обсуждения, с быстрой реакций, адаптацией и умением переключаться. Такой тренинг учит ведению любого разговора, публичной коммуникации, развивает способность к налаживанию и поддержанию межличностных отношений. Кроме того, тренинг общения должен содержать приемы личностного влияния и контрвлияния, обогащать участников технологиями противостояния вербальной агрессии, умению подстраиваться под партнера с помощью невербальной коммуникации. В будущем такие тренинги будут включать и овладение виртуальной коммуникацией, навыками письменного и символического формулирования сообщений, общения по электронной почте.

Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие показывает, что педагогу необходимо знать об эффективном общении и как этому можно научиться. Оно посвящено тренингу педагогического общения - наиболее приемлемой для учебного процесса интерактивной имитационной технологии, не требующей длительного времени для освоения и применения и востребованной педагогической практикой. Преимущество тренингового обучения перед традиционным (лекции, семинары) заключается в моделировании реальных ситуаций педагогического общения, что дает возможность прямо на занятии (здесь и сейчас) обсудить с его участниками эффективные приемы и техники взаимодействия , вербальный репертуар, предложить различные упражнения и ролевые игры для закрепления конструктивных навыков, освоения сценариев партнерского общения.

В учебном пособии психологическая теория по проблемам общения соединена с теорией и практикой социально-психологического тренинга с целью обогащения тренеров психологической и коммуникативной компетентностью, а Педагогов - навыками межличностного взаимодействия, умениями устанавливать отношения сотрудничества с самыми разнообразными деловыми партнерами и в первую очередь с теми, кто является субъектами и объектами взаимодействия, потребителями образовательных услуг.

Автор, как и многие специалисты, трактует термин «тренинг» в широком смысле как интенсивную, интерактивную форму обучения педагогическому общению (учитывая определение данного термина в теории игротехнического менеджмента как разновидности обучения любой дисциплине и его определение в социальной психологии как особой разновидности активного социально-психоло- гического обучения, направленного на получение практических умений и навыков, необходимых в повседневной работе).


Кроме того, автор описывает тренинг педагогического общения в междисциплинарной парадигме, учитывая как социальнопсихологический подход к тренингу, так и современные подходы к проблемам общения, представленные в социальной психологии, педагогике, психологии менеджмента, ориентируясь на целостность описания проблемы и практическую пользу учебника для тренеров, преподавателей и студентов.

Как известно, успех любого обучения определяется следующими факторами:


  • эффективной организацией учебного процесса; -адекватными педагогическим целям методами, формами и содержанием учебной программы;
-личностью преподавателя или тренера , его компетентностью. Данное пособие последовательно раскрывает содержательную часть тренинга педагогического общения, сами формы и методы обучения, ориентированные на результат, на изменения в поведении участников и требования к тренеру, осуществляющему активное интерактивное обучение. Желательно, чтобы тренинговое обучение проводили специальные тренеры, которые прошли профессиональную (игротехническую) подготовку или получили дополнительное психологическое образование, и, следовательно, владеют интерактивной компетентностью, позволяющей понимать психические процессы и социально-психологические особенности групповой динамики, управлять другими и корректировать их навыки общения.

Пособие состоит из шести глав. Каждая глава содержит основные выводы, вопросы для закрепления материала, литературу, а также мастер-класс, включающий тесты, упражнения, кейсы, тренинги, игровые задания, предназначенные для развития коммуникативной компетентности.

В силу того что тренинг педагогического общения не имеет четкой должностной ориентации, он может быть полезен как администраторам образовательных учреждений, так и специалистам, работающим в системе субъекгно-субъектных отношений. Пособие будет полезно не только преподавателям и студентам педагогических вузов, но и тем, кто изучает проблемы общения, разрабатывает концепцию тренинга педагогического общения для обучения и развития участников, желает овладеть коммуникативной компетентностью.

Общению невозможно научиться, только лишь читая те или иные пособия, запоминая их содержание. Для развития конкретных умений и навыков необходимо практически участвовать в ситуациях общения (реальных и моделируемых), анализировать происходящее, наблюдать за разными моделями поведения, размышлять над ними и извлекать из них уроки. Все это дает тренинг педагогического общения.

Желаю успешного взаимодействия читателям этой книги!


ГЛАВА 1

ОБЩЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНТАКТОВ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ


В общении все дни проходят наши, но искусно общаться - удел немногих, однако ж не только тех, кто талант к сему Искусству имеет, а тех, кто сии мудрые законы знает и с пользою применяет.

М. Ломоносов


  1. Роль общения в деловом взаимодействии
Деловое общение занимает важнейшее место в жизни организации, педагогического коллектива и оказывает серьезное влияние на поведение индивидов и групп. Общение - сложный многогранный процесс, изучаемый разными науками: психологией, социальной психологией, философией, педагогикой, социологией, лингвистикой и др. Слово «общение» происходит от лат. communis , означающего общество, община, общий. Для того чтобы с кем-то обменяться информацией, необходимо прежде вступить с ним в контакт, в общение, а затем попытаться достичь общего понимания.

В психологической и коммуникативной литературе практически отсутствует четкое разделение понятий, обозначающих общение, что приводит к определенной путанице, также нет четкого разделения между понятиями «общение» и «деятельность». Существуют следующие точки зрения:


  • общение есть вид деятельности, причем имеется в виду речевая деятельность;

  • общение - это часть (элемент, аспект) всякой деятельности, оно включено в любую ее форму, в то время как сама деятельность выступает как условие общения;

  • деятельность и общение - две разные и самостоятельные стороны социального бытия человека, его образа жизни.
В психологическом словаре общением называют процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия,


восприятие и понимание другого человека. Именно психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, предполагающую не только взаимосвязь и взаимодействие для решения разных задач, но и взаимный обмен эмоциями , сопереживание, сострадание и сорадость.

А. Зверинцев в книге «Коммуникативный менеджмент» пересказывает предание одного из африканских племен о том, что Бог при сотворении обитателей континента создал сначала барабанщика и только потом охотника и кузнеца. Возникает вопрос: почему? Оказывается потому, что мудрый африканский Бог понимал: племя выжив ет не столько благодаря меткому охотнику или ловкому кузнецу, сколько благодаря умелому барабанщику, который в минуту опасности мгновенно соберет суетящихся в хижинах или плутающих по окрестным зарослям соплеменников. Барабан в жизни африканских племен играет столь значительную роль, что каждому из новорожденных дается два имени: одно обычное, речевое, а второе - специально для барабана, «барабанное» имя. Язык барабана понимает практически каждый африканец, рожденный в деревне, более того, деревня с деревней переговариваются посредством звуков барабана, слышимых на расстоянии нескольких километров, причем предмет общения весьма разнообразен: объявляют войну, дают сведения о состоянии здоровья, о свадьбах, заседаниях старейшин. Кстати, на Руси роль «коллективного организатора» выполнял, как известно, вечевой колокол.

В данной книге мы рассматриваем

Практическое занятие 1

Тема «Невербальная коммуникация в профессионально-педагогическом общении»

Вопросы для обсуждения.

1. Каковы особенности и функции невербальной коммуникации? (При ответе приведите примеры-иллюстрации).

2. Каковы основные каналы невербальной коммуникации и их возможности в построении эффективного общения?

Раскройте основные каналы невербальной коммуникации:

Кинесика (выразительные движения): визуальный контакт (направление движения, длина паузы, частота контакта); экспрессивно-выразительные движения (жесты, мимика, поза, походка)

Проксемика (пространственная близость к партнеру): Ориентация в пространстве, дистанция,

Такесика (динамические прикосновения): рукопожатие, поглаживание, похлопывание и др.

3. Каковы возможности интерпретации невербального поведения при построении эффективного общения? (при ответе осуществить демонстрацию примеров).

4. Каковы проблемы построения невербальной коммуникации педагога и руководителя тренингового занятия и способы их преодоления?

При подготовке к занятию изучите предложенные вопросы в представленном списке литературы, подготовьте выступление с докладом по одной из тем или выполните два из предложенных учебно-исследовательских заданий. При обсуждении вопросов на занятии следует опираться (использовать) на результаты выполненных заданий.

Темы докладов (сообщения при ответе на вопрос 1, 2):

1. Паралингвистика и ее возможности в построении эффективного общения

2. Кинесика и ее возможности в построении эффективного общения

3. Проксемика и ее возможности в построении эффективного общения.

4. Проблемы построения невербальной коммуникации педагога и руководителя тренингового занятия и способы их преодоления

Примечание: при подготовке докладов желательно сделать презентацию из 8-10 слайдов, отражающих основные понятия и аспекты содержания доклада. При выступлении на занятии использовать данную презентацию.

Литература.

Аллан Пиз. Язык телодвижений. – М.: Ай-Кью, 1995.

В.В. Гонранчук. – Психология делового общения и управленческих воздействий – СПб.: Издательский дом «Нева»: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003. – 288с. С.61-91.

Девид Ли. Практика группового тренинга. – СРб.: Питер, 2002. – 224с.; С. 125 – 133.

Куницина, В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов /В.Н. Куницина, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. – СПб.: «Питер», 2001.

Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения / Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.

Панфилова, А.Н. Тренинг педагогического общения /М.: Просвещение, 2006 . – 396с.

Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. /В.Ю.Питюков. – М.: «Гном и Д», 2001.

Рай Л. Развитие навыков эффективного общения. – СПб.: Питер, 2002. – 288с.; С.31 – 36.

Рогов, Е.И. Психология общения /Е.Н.Рогов. – М. ВЛАДОС, 2003.- 336с.; С.80-138.

Сидоренко, Е.В, Тренинг коммуникативной компетентности /Е.В.Сидоренко.- СПб.: Речь, 2002.

Л.Д.Столяренко. Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 672с.; С..400-403.

Учебно-исследовательские задания при подготовке к занятию

Задание 1. Подготовить демонстрацию 5-6 примеров интерпретации невербального поведения.

Задание 2. Подготовить доклад по одной из предложенных тем.

Задание 3. Таблица «Интерпретация невербального поведения»

Определите характеристики невербального поведения с использованием различных паралингвистических и оптических средств и их интерпретации.

Заполните таблицу по предложенному образцу.

Ка-нал Описание Интерпретация
Контакт глазами Прищуренные глаза Подозрение
Телодвижения Почесывание шеи Несогласие, сомнение, неуверенность
Жесты Потирание рта Ложь
паралингвистика Ускорение темпа речи Волнение

Задание 4. Подготовить описание (методическую разработку) одного задания (психогимнастического упражнения) на развитие умений невербальной коммуникации. Структура описания: цель, материалы и оборудование, длительность, инструкция, рекомендации по проведению, вопросы для анализа и рефлексии.

Примерное описание

Упражнение «Запрет на жесты»

Цель: выделение значения жестикуляции как средства выразительности при передаче информации и регулирования психического состояния человека.

Материалы и оборудование: настенные часы с секундной стрелкой.

Длительность: 15 минут

Задание: обсудить интересную для собеседника тему в условиях запрета на жесты.

Инструкция: выберите себе партнера для обсуждения интересующей вас темы (тема должна быть педагогической, носить личностный характер). Займите фиксированную позу (сидя на стуле, руки на коленях) и не меняйте ее в течение 2 мин разговора. Затем снимите запрет и продолжайте беседу в нормальном режиме. Поменяйтесь ролями. Обменяйтесь впечатлениями.

Вопросы для анализа и рефлексии:

1. Что вы испытывали во время разговора в режиме запрета на жесты?

2. На чем вы больше фиксировали внимание: на содержании
разговора или на удержании позы?

3. Что вам захотелось сделать сразу после отмены запрета?

4. Выделите те жесты, которые, как вам кажется, помогли вам
сделать беседу более интересной и привлекательной.

Теоретический материал для подготовки к занятию

Тренинг педагогического общения. Панфилова А.П.

М.: 2006. - 336 с.

Учебное пособие является полным руководством по подготовке, проведению и анализу тренинга педагогического общения. Доступная манера изложения, упражнения, советы и разнообразные игротехнические приемы создают самые благоприятные условия для практического использования данной книги. Существенное место в ней отведено технологии проведения тренинга, труду тренера, требованиям к его личности, имиджу и компетентности, проблемам «выгорания» и профессиональной психогигиены. Представлен практический инструментарий для проведения тренинга педагогического общения: тесты, игровые упражнения, кейсы, имитационные игры, диагностические методики эффективности. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно преподавателям, тренерам, психологам, коуч-менеджерам, учителям.

Формат: pdf

Размер: 5,3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Глава 1. Общение как процесс установления и развития контактов между людьми 8
1.1. Роль общения в деловом взаимодействии 8
1.2. Типы и виды общения 10
1.3. Функции общения 11
1.4. Модели педагогического общения 42
1.5. Стили педагогического общения 50
1.6. Педагогическое общение как прагматическая необходимость 56
Глава 2. Коммуникация как акт общения 65
2.1. Вербальные и невербальные средства коммуникации 65
2.2. Барьеры эффективного общения 86
2.3. Обратная связь для понимания информации 102
2.4. Вопросы и ответы в межличностном общении 107
2.5. Невербальные средства межличностного взаимодействия 115
2.6. Основные каналы невербальной коммуникаций 118
Глава 3. Типы собеседников и межличностное взаимодействие 146
3.1. Индивидуально-психологические особенности собеседников 146
3.2. Модели стилей обучения людей 164
3.3. Социальная компетентность в педагогическом общении 166
Глава 4. Социально-психологический тренинг как метод активного обучения и форма повышения коммуникативной компетентности личности 185
4.1. Тренинг и педагогическое общение 185
4.2. Виды тренингов 188
4.3. Методология и программы обучения педагогическому общению 204
4.4. Формы и методы обучения педагогическому общению 209
4.5. Формирование программы тренинга педагогического общения 235
4.6. Эффективные виды обратной связи на тренинге 236
Глава 5. Участники тренинговых групп как субъекты активного общения 256
5.1. Модели поведения людей 256
5.2. Трудности межличностного общения 269
5.3. Виды поведения: подавление, манипуляции, деловое партнерство 273
5.4. Поведенческий анализ 278
5.5. Наблюдение в ходе тренинга - сбор информации для поведенческого анализа 281
5.6. Умения и навыки эффективного педагогического общения 286
Глава 6. Ведущий как руководитель, тренер и участник коммуникации 295
6.1. Задачи тренера и содержание его работы 295
6.2. Имидж и первое впечатление тренера 303
6.3. Профессиональные требования к тренеру 307
6.4. Знания и умения эффективного тренера 310
6.5. Сгорание, эмоциональное истощение и деперсонализация тренера и контроль ситуации 311
6.6. Специфика и характер проведения тренинга педагогического общения 315
6.7. Оценка программы тренинга и обучения 319

Скачать книгу Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения абсолютно бесплатно.

Для того, чтобы бесплатно скачать книгу с файлообменников нажмите на ссылки сразу за описанием бесплатной книги.

Учебное пособие является полным руководством по подготовке, проведению и анализу тренинга педагогического общения. Доступная манера изложения, упражнения, советы и разнообразные игротехнические приемы создают самые благоприятные условия для практического использования данной книги.

Существенное место в ней отведено технологии проведения тренинга, труду тренера, требованиям к его личности, имиджу и компетентности, проблемам «выгорания» и профессиональной психогигиены. Представлен практический инструментарий для проведения тренинга педагогического общения: тесты, игровые упражнения, кейсы, имитационные игры, диагностические методики эффективности.
Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно преподавателям, тренерам, психологам, коуч-менеджерам, учителям.

Название: Тренинг педагогического общения
Панфилова А.П.
Год: 2006
Страниц: 336
Язык: Русский
Формат: djvu
Размер: 12.2 Мб


Дорогие читатели если у Вас не получилось

скачать Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения

напишите об этом в комментарияхи и мы обязательно вам поможем.
Мы надеемся, что Вам понравилась книга и Вы получили удовольствие от чтения. В качестве благодарности можете оставить ссылку на наш сайт на форуме или блоге:) Электронная книга Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения предоставлена исключительно для ознакомления перед покупкой бумажной книги и не является конкурентом печатным изданиям.

Учебное пособие является полным руководством по подготовке, проведению и анализу тренинга педагогического общения. Доступная манера изложения, упражнения, советы и разнообразные игротехнические приемы создают самые благоприятные условия для практического использования данной книги. Существенное место в ней отведено технологии проведения тренинга, труду тренера, требованиям к его личности, имиджу и компетентности, проблемам «выгорания» и профессиональной психогигиены. Представлен практический инструментарий для проведения тренинга педагогического общения: тесты, игровые упражнения, кейсы, имитационные игры, диагностические методики эффективности.
Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно преподавателям, тренерам, психологам, коуч-менеджерам, учителям.

Роль общения в деловом взаимодействии.
Деловое общение занимает важнейшее место в жизни организации, педагогического коллектива и оказывает серьезное влияние на поведение индивидов и групп. Общение - сложный многогранный процесс, изучаемый разными науками: психологией, социальной психологией, философией, педагогикой, социологией, лингвистикой и др. Слово «общение» происходит от лат. communis, означающего общество, община, общий. Для того чтобы с кем-то обменяться информацией, необходимо прежде вступить с ним в контакт, в общение, а затем попытаться достичь общего понимания.

В психологической и коммуникативной литературе практически отсутствует четкое разделение понятий, обозначающих общение, что приводит к определенной путанице, также нет четкого разделения между понятиями «общение» и «деятельность». Существуют следующие точки зрения:

Общение есть вид деятельности, причем имеется в виду речевая деятельность;
-общение - это часть (элемент, аспект) всякой деятельности, оно включено в любую ее форму, в то время как сама деятельность выступает как условие общения;
-деятельность и общение - две разные и самостоятельные стороны социального бытия человека, его образа жизни.

В психологическом словаре общением называют процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Именно психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, предполагающую не только взаимосвязь и взаимодействие для решения разных задач, но и взаимный обмен эмоциями, сопереживание, сострадание и сорадость.

Содержание
Предисловие
Глава 1. Общение как процесс установления и развития контактов между людьми
1.1.Роль общения в деловом взаимодействии
1.2.Типы и виды общения
1.3.Функции общения
1.4.Модели педагогического общения
1.5.Стили педагогического общения
1.6.Педагогическое общение как прагматическая необходимость
Глава 2. Коммуникация как акт общения
2.1.Вербальные и невербальные средства коммуникации
2.2.Барьеры эффективного общения
2.3.Обратная связь для понимания информации
2.4.Вопросы и ответы в межличностном общении
2.5.Невербальные средства межличностного взаимодействия
2.6.Основные каналы невербальной коммуникаций
Глава 3. Типы собеседников и межличностное взаимодействие
3.1.Индивидуально-психологические особенности собеседников
3.2.Модели стилей обучения людей
3.3.Социальная компетентность в педагогическом общении
Глава 4. Социально-психологический тренинг как метод активного обучения и форма повышения коммуникативной компетентности личности
4.1.Тренинг и педагогическое общение
4.2.Виды тренингов
4.3.Методология и программы обучения педагогическому общению
4.4.Формы и методы обучения педагогическому общению
4.5.Формирование программы тренинга педагогического общения
4.6.Эффективные виды обратной связи на тренинге
Глава 5. Участники тренинговых групп как субъекты активного общения
5.1.Модели поведения людей
5.2.Трудности межличностного общения
5.3.Виды поведения: подавление, манипуляции, деловое партнерство
5.4.Поведенческий анализ
5.5.Наблюдение в ходе тренинга - сбор информации для поведенческого анализа
5.6.Умения и навыки эффективного педагогического общения
Глава 6. Ведущий как руководитель, тренер и участник коммуникации
6.1.Задачи тренера и содержание его работы
6.2.Имидж и первое впечатление тренера
6.3.Профессиональные требования к тренеру
6.4.Знания и умения эффективного тренера
6.5.Сгорание, эмоциональное истощение и деперсонализация тренера и контроль ситуации
6.6.Специфика и характер проведения тренинга педагогического общения
6.7.Оценка программы тренинга и обучения.

Дата публикации: 09.11.2016 22:52 UTC

  • Инновационные педагогические технологии, Активное обучение, Панфилова А.П., 2009
  • Синдром дошкольно-школьной дезадаптации, Диагностика, профилактика, коррекция, Бочкарева Т.И., 2006
  • Программы элективных курсов, Обществознание, Литература, Экономика, Предпрофильное обучение, 9 класс, Семенина С.К., 2007