Ново нахичеванская церковь. Российская и ново-нахичеванская епархия

В кафедральном соборе Армянской Апостольской Церки г. Москвы были рукоположены архиепископом Езрасом Нерсисяном в священники дьяконы Мгер Бекназарян, (ныне Тер Григор) и Даниел Хананян(ныне Тер Нерсес).

9 февраля в кафедральном храме Преображения Господня г. Москвы во время Святой литургии архиепископ Езрас Нерсисян впервые за 14 лет своего предводительства Российской и Ново-Нахичеванской епархии совершил Таинство рукоположения.

По благословению Верховного Патриарха и Католикоса Всeх Армян Его Святейшествa Гaрегина Второго архиепископ Езрас призвал к священству дьяконов Мгера Бекназаряна и Даниэля Хананяна. В предшествующий этому день перед вечерним богослужением был совершен чин исповедания, во время которого рукополагающиеся засвидетельствовали свое православное вероучение и дали обет верности святой Армянской апостольской церкви.

Во время Святой литургии владыка святым миром помазал чела и длани нарекая их новыми именами, дьякон Мгер был наречен именем Григор, а дьякон Даниэль именем Нерсес.

После этого Владыка произнес проповедь и обратился к новорукоположенным священнослужителям с наставлением. «Утешение и радость для нас, что впервые в нововозведенном кафедральном храме было совершено Таинство рукоположения во священники двух смиренных, благочестивых служителей церкви. Уверены, что нарекаясь именами двух великих армянских святых — Григора и Нерсеса, дух святых патриархов будет вести новорукоположенных священников на протяжении их служения, восхваляя Отца Небесного они будут способствовать процветанию духовной жизни армянского народа, призывать людей к Господу и повсюду распространять свет Евангелия. Будем молиться, дабы Господь даровал двум смиренным чадам крепость духа, неисчерпаемую любовь, дабы они были примером истинных христиан и благочестивых священнослужителей», — сказал архиепископ Езрас.

По окончании священного чина присутствующие поздравили новорукоположенных и приложились к челам и дланям отца Григора и отца Нерсеса.

Как духовенство, так и прихожане были объяты духовной радостью.

Отец Григор поделился своими чувствами, говоря: «Благодарим Господа, за вверенное нам служение. Буду молиться Всевышнему, дабы Он даровал мне непоколебимую веру и силу духа для совершения Богоугодной миссии».

«Великая ответственность перед Господом и народом возложить на себя сан священства. Молюсь Всевышнему, дабы соделал меня достойным этого высокого призвания и укрепил в пастырском служении», — сказал отец Нерсес.

После сорокадневного молитвенного периода новорукоположенные священники продолжат свое служение в Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ.

Священник Нерсес (Даниэль) Хананян
Родился 29 августа 1988 г. в г. Баку.
В 1994-2005 гг. учился в лицее № 4 г. Кисловодска (РФ, Ставропольский край).
В 1998-2003 гг. учился в музыкальной школе им. С. В. Рахманинова (г. Кисловодск).
В 2005-2009 гг. учился в Севанской духовной семинарии «Вазгенян».
В 2009-2011 гг. учился в Эчмиадзинской духовной академии «Геворгян».
26 декабря 2009 г. был рукоположен в диаконы епископом Сааком Машаляном.
В июле 2011 г. повелением Его Святейшества Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина Второго был назначен секретарем в издательском отделе Первопрестольного Святого Эчмиадзина.
1 октября 2011 г. был назначен в Ново-Нахичеванскую и Российскую епархию ААЦ.
9-го февраля 2014 г. по благословению Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян Гарегина Второго был рукоположен во священники архиепископ Езрасом.
Женат.
Священник Григор (Мгер) Бекназарян
Родился 10 февраля 1978 года в г. Иджеване.
В 1984 — 1994 гг. учился в средней школе номер 3.
В 1995-2000 гг. обучался в Иджеванском филиале ЕГУ на факультете изобразительного и народного искусства.
С 2006 г. служил в церкви Сурб Арутюн Российской и Ново-Нахичеванской епархии.
В 2008-2010 гг. обучался в Современном институте управления на факультете теологии.
В 2011-2012 гг. служил секретарем Главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии архиепископа Езраса Нерсисяна.
В 2012 г. по благословению архиепископа Езраса был направлен в Святой Эчмиадзин где обучался на курсах подготовки священников. По окончании курсов вернулся в Москву и продолжил служение как секретарь главы епархии.
22 декабря 2013 г. в кафедральном храме Преображения Господня был рукоположен в дьяконы архиепископом Езрасом.
9 февраля 2014 г. по благословению Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян Гарегина Второго был рукоположен во священники архиепископ Езрасом.
Женат, имеет двух детей.
Пресс-центр Российской и Ново-Нахичеванской епархии.

Единая в своих вероучительных установках, сегодня Армянская Апостольская Церковь географически распространена по всему миру. Начиная с IV века миллионы армян, гонимые то персами, то арабами, то турками, вынуждены были покинуть Родину и скитаться по всему свету. Трагические события начала XX столетия - Геноцид армян в Османской Турции 1915 года - привели к массовой эмиграции народа в самые отдаленные уголки земного шара. Сегодня 60 процентов армян проживают за пределами Армении, однако сохраняют свою национальную, культурную и религиозную идентичность. И в этом им помогает в том числе и вселенское присутствие Армянской Церкви. Неугасимые лампады Веры Григория Просветителя озаряют своим светом сердца и души армян, волей судьбы оказавшихся географически оторванными от Матери Церкви - Первопрестольного Святого Эчмиадзина.

Первые церковно-административные единицы в виде епископатов, управлений и приходов были образованы основателем Армянской Церкви Святым Григорием Просветителем. Он построил церковную иерархию по принципу государственной административной системы, рукоположив по одному епископу на каждое княжество и область. При этом просветительская деятельность Святого Григория не ограничивалась лишь пределами Армении. Благодаря его стараниям Благая Христианская Весть была воспринята и соседними народами, тем более что в те времена богослужение Армянской Церкви совершалось на греческом и сирийском языках.

Первые епархии за пределами Армении, но подчиненные Католикосату, стали действовать с конца X века. Католикос Хачик I Аршаруни (973-992гг.), возглавивший Церковь в эпоху Анийского царства, утвердил епархии в городах Антнохии, Тарсоне и Траянополисе. С этого времени административные пределы Армянской Церкви стали устанавливаться не по политическому, а по вероисповедному принципу: отныне любая армянская община, независимо от своего местоположения и статуса, входила в состав Церкви. Сложные исторические обстоятельства явились причиной образования в Армянской Церкви нескольких иерархических престолов, имеющих местно ограниченную власть и признающих духовное главенство Эчмиадзинского Католикоса. В настоящее время их существуют три: Католикосат Великого Дома Киликийского, куда входят епархии Ливана, Ирана, Сирии и Кипра; Иерусалимский Патриархат, под юрисдикцией которого находятся армянские приходы Израиля и Иордании; Константинопольский Патриархат, объединяющий приходы Турции и острова Крит.

Основная часть зарубежных епархий была образована в 60-е годы XX столетия усилиями Католикоса Всех Армян Вазгена I (1955-1994гг.). После распада Советского Союза епархиальная структура Армянской Церкви подверглась некоторым изменениям. В настоящий момент на территории постсоветского пространства действуют четыре епархии. Ново-Нахичеванская и Российская епархия является наиболее крупным образованием Армянской Церкви и охватывает территорию России, Молдавии, Белоруссии, государства Балтии и Центральной Азии. В1997 году была сформирована Южно-российская епархия с центром в Краснодаре и Украинская епархия с центром во Львове. На территории Грузии действует Грузинская епархия с центром в Тбилиси.

В пределах Республики Армения имеется восемь епархий: Араратская, охватывающая Ереван и Араратскую область, Ширакская с центром в Гюмри, Армавирская с центром в Вагаршапате, Гегаркуникская с центром в Гаваре, охватывающая также Севанский регион, Сюникская с центром в Горисе, включающая Сюник и Вайоц Дзор, Арагацотнская с центром в Ошакане, Гугаркская с центром в Ванадзоре, куда также входят Гугарк и Тавуш, Котайкская с центром в Цахкадзоре. Одна епархия - Арцахская с центром в Шуши - находится в Нагорно-Карабахской Республике.

Остальными епархиями Армянской Церкви являются: в Азии - епархии Атропатены с центром в Тебризе (охватывает области Восточный и Западный Азербайджан в Иране), Тегерана (Тегеран и прилегающие районы), Исфахана (Шираз и Хузистан), Ирака с центром в Багдаде, Берийская с центром в Халебе (охватывает Сирию); в Африке - епархия Египта с центром в Каире (охватывает египетский приход, церковные приходы Эфиопии и Судана, а также армянскую общину Южной Африки); в Северной Америке - епархии Восточной (Нью-Йорк) и Западной (Лос-Анджелес) Америки и Канады (Монреаль); в Южной Америке - епархии Аргентины (Буэнос-Айрес), Бразилии (Сан-Паулу), Уругвая (Монтевидео); в Австралии - епархия Австралии и Новой Зеландии с центром в Сиднее; наконец, в Европе - епархии Англии (Лондон), Греции (Афины), Румынии (Бухарест), Болгарии (София), Германии (Кельн), Швейцарии (Женева).

Также действуют три Патриарших экзархата Армянской Апостольской Церкви:
- экзархат Западной Европы с центром в Париже (охватывает Париж, Марсель, Лион, церковные приходы Голландии, Бельгии, Италии, а также армянскую общину Албании);
- экзархат Центральной Европы с центром в Вене (охватывает церковные приходы Австрии и Швеции, церковные общины Норвегии, Финляндии и Дании);
- экзархат Индии и Дальнего Востока с центром в Калькутте (охватывает церковные приходы и армянские общины Индии, Сингапура, Индонезии, Бирмы и Китая).

Патриаршим экзархом в Москве является Глава Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Святой Армянской Апостольской Православной Церкви .

В 1988 году вынужденно прекратила свою деятельность Азербайджанская епархия. Однако в центре Баку по-прежнему стоит армянский храм.

Описание:

В ее состав входят около 40 общин, 27 из которых находятся непосредственно на территории России. Главой епархии является патриарший Экзарх (в настоящее время — епископ Езрас Нерсисян), являющийся также Ростовским викарием. При нем действует Епархиальный совет, в который помимо духовных лиц входят видные деятели культуры.

В каноническом подчинении этой епархии находятся также армянские церковные общины некоторых стран, возникших на территории бывшего СССР: Украины (Львов, Ялта), Молдовы (Кишинев), Узбекистана (Самарканд). Кроме того, планируется строительство армянского храма в Латвии (Рига).

В составе Ново-Нахичеванской и Российской епархии три викариата: Северо-Кавказский (адрес викарного совета: г. Сочи, ул. Пластунская, д. 142), Ростовский и Западный .

К настоящему времени армянские церковные общины зарегистрированы не менее чем в 10 городах Краснодарского края, но действующий храм на территории края сохранился только в Армавире. Поэтому в Краснодаре, Новороссийске, Сочи, и Адлере активно ведется строительство новых церковных зданий.

В Ставропольском крае армянские церковные общины существуют в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске, Буденновске, Едессии: практически во всех этих городах имеются, строятся или восстанавливаются здания храмов. Из республик Северного Кавказа армянские церковные общины действуют в Северной Осетии и Адыгее. Воссоздание северокавказских армянских храмов осуществляется при активной поддержке Русской Православной Церкви.

Ростовский викариат Армянской Апостольской Церкви объединяет общины Ростова-на-Дону, Астрахани, Волгограда, Саратова, которые в большинстве своем тоже не имеют храмов. Так, из 7 армянских церквей Ростова-на-Дону сохранились только одна кладбищенская церковь и здание монастырского храма Сурб Хач, в котором размещается Музей русско-армянской дружбы, где в настоящее время проводятся праздничные богослужения. Большую ценность для Армянской Апостольской Церкви представляют храмы в армянских селах Шаумянского района Ростовской области, построенные еще в шестидесятых годах XIX века. Из них только один храм сохранился в хорошем состоянии, а все остальные нуждаются в серьезных ремонтно-восстановительных работах.