Вальдорфская школа - что это такое, плюсы и минусы, отзывы. Вальдорфская педагогика. Вальдорфская педагогика Р. Штайнера Воспитательная система рудольфа штайнера вальдорфская педагогика

Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци

Штейнер Рудольф (1861-1925) - немецкий философ и педагог, автор систе­мы школьного образования, получившей название вальдорфской от названия ме­стной фабрики «Вальдорф-Астория", при которой была организована школа.

Р. Штейнер воплотил в своей школе разработанноеим философское учение -антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит че­ловека к совершенству. Антропософия соединяет в себе элементы субъективного идеализма (действительность как самопроявление духа), гетевского объективного идеализма, а также христианства.

Итак, в вальдорфской педагогике ребенок - существо духовное, имеющее по­мимо физического тела еще и душу - божественное начало.

Ребенок - божья часть приходит на Землю с определенной миссией. Высвобо­дить душу ребенка, дать свершиться этой миссии - основная задача школы.

Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики». Она может быть оха­рактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем, в двуединстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела.

Классификационные параметры

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: антропософская.

По основному фактору развития: биогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.

По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СЭН + СДП.

По характеру содержания: обучение + воспитание, религиозная, общеобразова­тельная, гуманистическая.

По типу управления: система «репетитор» + система малых групп

По организационным формам: альтернативная, клуб + академия, индивиду­альные + групповые, дифференциация.

По подходу к ребенку: личностно ориентированная с неформальным лидер­ством педагога.

По преобладающему методу: игра + диалог + творчество.

Целевые ориентации

- Воспитание призвано сформировать целостную личность:

Стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей (самореализа­ция, самоактуализация);

Открытую для восприятия нового опыта;

Способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизнен­ных ситуациях.

Не столько знания, сколько способности (СУД + СЭН + ЗУН + СДП).

Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия (СУМ).

Концептуальные положения

Природосообразность: развитие происходит по заранее заданной, генетичес­ки детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его; спон­танность свободного развития природных задатков; «исходя из ребенка», созда­ние максимально благоприятных условий для выявления природных способнос­тей ребенка.

Свободное воспитание и обучение. Все без принуждения, без насилия: духов­ного и телесного.

Свобода как средство воспитания.

Воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним.

Ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития человечества. Поэтому не надо усекать «детство», интеллектуализировать разви­тие раньше времени.

Обучение неотделимо от воспитания: всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности.

Экология здоровья, культ здоровья.

Культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности сред­ствами искусства.

Подражание как средство обучения.

Соединение европейской и восточной культур: учение Христа и представле­ние о личности как совокупности физического тела и эфирного, астрального.

Единство развития ума, сердца и руки.

Школа длявсех.

Единая жизнь педагогов и учеников.

Особенности содержания

Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практически-трудового аспектов образования.

Широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.).

Межпредметные связи.

Обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия (искусство вырази­тельных движений) и изображение форм (сложные узоры, графики), музыка (игра на флейте).

Большая роль отводится трудовому воспитанию. Особенности содержания по классам - обучение «по эпохам»:

Дошкольный период: ходить, говорить, мыслить;

I: прообразы и сказки; от образа к букве; пение, эвритмия; вязание на спицах;

II: чудеса и легенды; письмо; арифметика; флейта, рисование, ручной труд;

III: сотворение мира и Ветхий Завет; ноты, рисование форм, вязание крючком;

IV: разрыв общего и частного; дроби; европейские мифы; орнамент, канон, вышивка;

V: гармония и античность, Греция; десятичные дроби, оркестр, работа по дереву;

VI: средние века, борьба добра и зла; Рим; физика, проценты, геометрия, строгание;

VII: пространство и Ренессанс; алгебра, стихи, шитье;

VIII: революции, XIX век; экономика, химия, композиторы, работа с металлом;

IX: экология, технический прогресс и нравственность, история искусств, столярное дело;

X: политика, история, общество, физика, драматургия, керамика;

XI: общество, литература, музыка, скульптура, переплетное дело;

XII: история культуры, импровизация во всех сферах.

Особенности методики

- Педагогика отношений, а не требований.

Метод погружения, «эпохальная» методика.

Обучение без учебников, без жестких программ (дидактические материалы, дополнительная литература).

Индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).

Отсутствие деления на классную и внеклассную работу.

Ученик подводится к открытию личностной значимости ЗУН и на этой мотивационной основе осваивает содержание предметов (областей).

Коллективное познавательное творчество на уроке.

Обучение самостоятельности, самоконтролю.

Много игры (учеба должна приносить радость).

Отрицание отметки.

Позиция ученика.

Ребенок в центре педагогической системы.

Право выбора всего: от формы урока до его плана.

Право ребенка на ошибки.

Свобода выбора.

Право на свободный творческий поиск.

Отношения ответственной зависимости с коллективом.

Позиция учителя.

Деятельность учителя является приоритетом, учитель ведет детей в течение 8 лет по всем предметам.

Учитель - старший товарищ.

С детьми к предмету, а не с предметом к детям.

Не знания давать, а давать детям жить на уроке; совместная духовная жизнь ученика и учителя.

Ожидание созревания сил, заложенных природой.

Не говорить ребенку «нет», «нельзя».

Не делать замечаний (отсутствие выделения слабых и сильных).

Не ставить плохих отметок.

Не оставлять на второй год.

Принимать ребенка таким, какой он есть (все дети талантливы). Позиция Р. Штейнера по религиозному воспитанию: свободное христианское воспитание, которое находится вне общего распорядка школы, ведется как част­ное обучение в ее рамках.

Очень важными сторонами вальдорфской педагогики являются внимание к здоровью детей, учительско-родительское самоуправление.

Примечания. Современные аналоги «Свободной педагогики».

В России создан и действует «Центр вальдорфской педагогики».

Московская свободная вальдорфская школа (научный руководитель А. А. Пинский) ра­ботает без обычного директора, завуча, других привычных административных атрибутов массовой школы. Всеми делами распоряжается выборная коллегия из детей, учителей и родителей.

Работа не делится на классную и внеклассную. Эти виды очень тесно переплетаются. После главного урока обязательно преподаются живопись, музыка, рукоделие, английский и немецкий языки (с первого класса одновременно), а также специфические для вальдорфской школы дисцип­лины - эвритмия (искусство выразительных движений) и изображение форм - рисование сложных узоров, графика.

Программой предусмотрен сельскохозяйственный цикл, строительство деревянного домика (на уровне большой модели). Это в начальных классах. А в старших - работа с металлом. Все дети также осваивают рукоделие - учатся шить, вышивать.

Школа Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой осуществил на практике идею «свободного воспитания» в организованной им Яснополянской школе для крестьянских детей. Если представить «школу Л. Н. Толстого» как технологию, то можно отметить ее максималистскую концепцию:

Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам,неплодотворно, незаконно, невозможно;

" воспитание портит, а не исправляет людей;

Чем больше испорчен ребенок, тем меньше нужно его воспитывать, тем больше нужно ему свободы.

В последний период жизни Л. Н. Толстой перешел к другой крайности - педагогическому мора­лизму с религиозным оттенком.

Теоретические и практические основы вальдорфской педагогики были разработаны австрийским философом и педагогом Рудольфом Штайнером (1861-1925). Первая вальдорфская школа была основана им вместе с директором и совладельцем фабрики "Вальдорф-Астория" в г. Штутгарте Эмилем Мольтом в 1919 году. По поводу того же года Штайнер писал: "Наша цель - пробудить в растущем человеке те силы и способности, которые будут ей нужны до конца жизни, чтобы работать компетентно для современного общества и иметь достаточно средств к существованию".

В основу педагогической концепции теории целостного воспитания, которая составляет основу работы вальдорфских школ, возложена религиозно-философское учение Штайнера - антропософию. Согласно им, развитие человека происходит за семилетними ритмами, знание которых позволяет правильно выстраивать воспитательный процесс. На протяжении каждого из семи лет происходит созревание одного из элементов человеческой природы. Методы и приемы обучения и воспитания фундуються на антропософській интерпретации развития личности как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.

Принципы деятельности вальдорфской школы предусматривают: 1) воспитание в духе свободы, что ведет ребенка к свободному и глубокого самопознания, комплексного развития внутренних сил, самоопределения в жизни; 2) целостность формирования личности - единство его телесной, душевной и духовной сторон; 3) учет особенностей возрастных циклов развития, суточных биоритмов; 4) опору на авторитет воспитателя, родителей, духовного идеала.

на Протяжении 12 лет обучения вальдорфские школы дают полное среднее образование. Для поступающих в университет существует еще так называемый 13-ый класс - абітурієнтський. От традиционной эту школу отличает ряд особенностей. Например, преподавание эпохами - ежедневное изучение одного предмета в течение 3-4 недель, что позволяет глубже погрузиться в него (эпоха математики, истории, физики и т. д.). Классный учитель сопровождает детей с 1-го по 8-ый класс, что дает возможность системно наблюдать за развитием ребенка, продуктивнее использовать ее индивидуальные особенности для учета сезонного, недельного и суточного ритмов. Путь познания законов формы и пространства представлен в 1-м классе учебным предметом "рисование форм ", который в 9-м классе перерастает в "проективную геометрию "Преподавание иностранных языков (как правило, нескольких) начинается с первого класса. Всю жизнь ученика в школе пронизано искусством (лепка из воска и глины, рукоделие, художественные ремесла, живопись, рецитація, драматические постановки, эвритмия и др.). Большое количество опытов по физике, химии, географии, биологии способствует глубокому усвоению предметов не только на теоретическом, но и на практическом уровнях. Дети обучаются игре на музыкальных инструментах, являются участниками школьных оркестров. Принципиальным в педагогическом процессе во время практических занятий является использование натуральных материалов: шерсти, растительных красок, мела, камня, металла.

Особенностью учебной методики в этих школах есть образное изложение учебного материала на любом учебном занятии, что приближает эту методику к дидактической художественности. На каждом занятии ученик получает живой образ того, что изучается. В нем в художественной форме объединяются в единое как строгая, объективная научность, так и живет, субъективное, эмоционально окрашенные, личностно-значимое. В связи с этим традиционно используется гетеаністичний метод обучения, который буквально означает - познавать мир, познавая себя, познавать себя, познавая мир.

Упомянутый метод эпох состоит в том, что изучение одного и того же предмета ведется ежедневно с 7 час. 40 мин (учет суточных биоритмов) на протяжении, как упоминалось, 3-4 недель. Подбирая тщательно содержание учебного материала, выделяя главное, подлежащее обязательному усвоению, учитель сначала создает целостный образ нового материала, а впоследствии продолжает изучение на основе его "развертывание".

В расписании уроков обучения утром "методом эпох" сочетается с практическими занятиями после 12-часов - ручным трудом, музыкой, ритмикой и тому подобное.

Таким образом, вальдорфская педагогика предполагает целостное развитие личности ученика в соответствии с его внутренних задатков и направленности, а не ускоренное развитие одних функций за счет других. Взяв рациональное зерно из педагогического направления дидактической художественности, она лишилась того педагогического анархизма, который был присущ в этом направлении.

Вальдорфская (она же штайнеровская) педагогика - альтернативная система обучения детей, основанная на антропософии. Данное религиозно-мистическое учение было выделено из теософии Рудольфом Штайнером. История вальдорфской школы началась в далеком 1919 году. Главная особенность этой образовательной системы состоит в том, что она развивает индивидуальные особенности каждого ребенка, позволяет ему уверовать в свои силы и «уважает детство». На сегодняшний день в 60 странах мира действует более 1000 таких школ и более 2000 детских садов. Из данной статьи вы узнаете, что это такое - вальдорфская школа и почему многие родители предпочитают учить своих детей именно по этой системе.

Антропософские основы

В педагогических воззрениях Штайнера антропософия служит не предметом преподавания, а лишь основой образовательной методики и ее главным инструментом. Философ стремился подчинить педагогику потребностям развития детей, а не требованиям «позднеиндустриального общества достижений». Эти подробности рассматривались педагогом через призму его антропософских гипотез, главным образом рассказывающих о триединстве, 4 сущностях человека и темпераменте.

Триединство

Рудольф Штайнер был уверен, что в человеке объединяются дух, душа и тело. Им соответствуют: мысль (познавательные и интеллектуальные способности), чувство (творческие и художественные способности) и воля (практические и производственные способности). Задача педагогики, по его мнению, состоит не только в развитии интеллектуальных способностей ребенка, но и в его эмоциональном взрослении и волевом становлении.

Четыре сущности человека

Помимо физического тела, Штайнер описывает еще три человеческие сущности, которые не могут быть непосредственно восприняты, то есть обнаруживаются лишь по действиям. По его мнению, в каждом человека происходит взаимодействие таких тел:

  1. Физическое.
  2. Эфирное. Отвечает за жизненные силы и рост.
  3. Астральное. Отвечает за движение души.
  4. Некое «Я». Является бессмертной духовной составляющей человека.

Каждая их сущностей имеет определенное время рождения и появляется через семь лет после предыдущей. Школьные годы приходятся как раз на рождение двух сущностей:

  1. Эфирного тела. Оно рождается в период, когда у ребенка начинается смена зубов, то есть примерно в 7 лет. До этого малыш получал знания благодаря «примеру и подражанию». Теперь же основу его обучения составляют «следование и авторитет». В этот период начинают развиваться душевные силы, память и образная фантазия.
  2. Астральное тело. Оно рождается в начале пубертатного периода, то есть примерно в 14 лет. Сопровождается интенсивным эмоциональным взрослением и развитием интеллектуальных способностей (силы убеждения, свободы мысли и абстрактного мышления).

Штайнер рассматривает воспитание как «содействие развитию». Согласно этой логике, в 21 год, когда рождается «Я», начинается процесс саморазвития.

Темпераменты

Учение о темпераментах Штайнер развивал с позиции антропософии, соотнося каждую из человеческих сущностей с определенным типом темперамента :

  1. Меланхолик - физическое тело.
  2. Флегматик - эфирное тело.
  3. Сангвиник - астральное тело.
  4. Холерик - «Я».

У каждого человека смешение темпераментов уникально, и этим объясняется его индивидуальность. Также у каждого есть преобладающая сущность, которая и обуславливает преобладающий темперамент.

Использовать эту концепцию в образовательных целях имеет смысл в первые три года обучения. К примеру, организовав соседство за партой детей с одинаковым темпераментом, можно обеспечить каждому из них «пресыщение собой» и уравновешивание сущностей. Впоследствии ребенок настолько созревает, что начинает сам контролировать проявление своего темперамента, и учитывать эти аспекты в преподавании уже не имеет смысла.

История вальдорфской школы

Свою первую книгу, посвященную образованию, Рудольф Штайнер написал в 1907 году, назвав ее «Образование ребенка». В 1919 году была открыта первая вальдорфская школа, основанная на принципах, исповедуемых ученым. Инициатором открытия учебного заведения стал Эмиль Мольт - владелец и директор сигаретной фирмы "Вальдорф-Астория" в немецком городе Штутгарте. Отсюда и пошло название образовательной системы, которое по сей день используется во всем мире.

Первая штайнеровская школа развивалась довольно стремительно, и вскоре в ней стали открывать параллельные классы. Педагогические принципы нового учебного заведения быстро снискали поклонников в обществе. В результате за последующие два десятилетия подобные школы были открыты в других уголках Германии, а также в Америке, Великобритании, Голландии, Швейцарии, Норвегии, Венгрии и Австрии. Нацистский режим не обошел стороной образовательную сферу, и большинству европейских вальдорфских школ пришлось закрыться. Однако после окончания Второй мировой войны пострадавшие учебные заведения, в том числе и первая вальдорфская школа в Германии, вновь начали работать.

В страны СНГ педагогика Штайнера пришла относительно поздно. Так, в Москве вальдорфская школа была открыта лишь в 1992 году. На сегодняшний день по данной методике работают 26 учебных заведений, география распространения которых весьма обширна. Примечательно, что порядка половины из них бесплатны, поэтому родители могут не переживать о стоимости обучения в вальдорфской школе. Есть и такие учебные заведения, в которых бесплатны только младшие классы. По этому принципу работает та самая первая вальдорфская школа в Москве.

Несмотря на бурную критику, зарубежная педагогическая система неплохо привилась на русской почве. Это вполне логично, ведь идеи, созвучные с идеями Штайнера, можно встретить во многих исконно русских педагогических концепциях рубежа веков и последующих лет.

Особенности метода

Отвечая на вопрос: «Вальдорфская школа -что это такое?», прежде всего стоит отметить, что учебные заведения, исповедующие данную педагогическую систему, работают по принципу «неопережения» естественного развития ребенка. В оборудовании школ предпочтение отдается естественным материалам, а также не до конца готовым игрушкам и пособиям (чтобы у детей развивалась фантазия).

Большое внимание в воспитательной системе вальдорфских школ уделяется духовному развитию, причем не только учеников, но и всех без исключения участников образовательного процесса. Учебный материал разделен на блоки (эпохи). На всех этапах обучения день делиться на три части:

  1. Духовную, с преобладанием активного мышления.
  2. Душевную, предполагающую обучение музыке и эвритмическим танцам.
  3. Креативно-практическую, во время которой дети решают творческие задачи: рисуют, лепят, вырезают поделки из дерева, шьют и так далее.

Педагоги могут подчинять ритм дня тому предмету, блок которого на данный момент находится в изучении. К примеру, при изучении математического блока детям могут предложить увидеть математические закономерности в танцах и рисунках. Весь учебный материал подается из соображений соответствия развития ребенка развитию исторического общества. Например, в шестом классе, когда у учеников формируются представление о государственности и справедливости, их знакомят с историей Римской империи, а через год, года начнется половое созревание, - с историей Средневековья, когда были ярко выражены мужественность и женственность (рыцари и дамы соответственно). При этом ученики участвуют в тематических мероприятиях, подчиненных тому или иному историческому периоду, а иногда даже посещают те самые города, о былой славе которых они узнали от учителей.

«Душевная экономия»

Основным методом педагогики Штайнера является так называемая душевная экономия. Она отлично иллюстрирует всю суть вальдорфских школ. Согласно этому методу, в процессе обучения в ребенке развивают ту деятельность, которую он без внутреннего сопротивления способен постигать на данном этапе развития. Так, в период от смены зубов до начала полового созревания в детях развивают память и образное мышление, апеллируя их к чувству, а не к интеллекту. В младших классах посредством активных игр и рукоделия в учениках тренируют мелкую и общую моторику, а также индивидуальную и групповую координацию, что важно как для интеллектуального, так и для социального развития. После полового созревания школьника учителя начинают работать с его абстрактным мышлением.

Рациональная тренировка памяти

Исходя из того, что формирование понятий начинается естественным образом с 12 лет, до этого возраста вальдорфская школа Штайнера отвергает методы «наглядного обучения». Взамен им предлагается «обучение в сопровождении чувств». Благодаря подключению чувств, которые становятся опорой для памяти ученика, он легче запоминает информацию. Современные психологи подтверждают, что эмоциональная память является одной из самых долговечных. Главная задача педагога в этом направлении - справиться с безучастным отношением учеников к изучаемому материалу.

Интерес как средство мобилизации

Ученику интересно то, что созвучно с процессами его внутреннего развития в конкретный момент времени. Так, до 9 лет детям нравятся активные игры, подражание и прослушивание сказок. Простыми словами, они эмоционально еще находятся в дошкольном периоде, где «мир добр». Кроме того, младшие школьники чувствуют потребность в живых образах, творческой фантазии и ритме, которая наиболее остро ощущается в период с 9 до 12 лет. Во время рубикона ребенок начинает отделять себя от окружающего мира и интересоваться вещами, «какие они есть на самом деле». Это значит, что в обучение пора вводить более реалистические предметы.

«Созерцательные» и «активные» предметы

Избыток умственной деятельности плохо сказывается на здоровье детей. Чтобы решить эту проблему, в вальдорфских школах были введены предметы, на которых дети занимаются физической активностью. Кроме того, используются «созерцательные» предметы, на которых педагог стремится пробудить воображение ребенка, привести в движение его чувства, а не просто поскорее истолковать тему занятия. Главная цель - включить интерес детей как положительную эмоцию.

Ритмический распорядок

В вальдорфской школе существует строго определенный ритм дня. В течение учебного дня происходит плавный переход к физической деятельности от умственной. Вместо утренней зарядки ученикам предлагается ритмическая часть продолжительностью порядка 20 минут. За ней идет первый, он же главный урок. Это может быть математика, география, физика, родной язык и прочие сложные предметы. На втором уроке происходит ритмическое повторение. Вторыми обычно идут такие уроки: музыка, гимнастика, живопись, эвритмия и прочие. В послеобеденное время ученики занимаются практической деятельностью: ручной труд, садоводство, всяческие ремесла и прочие предметы, которые требуют физической нагрузки.

«Эпохи»

Говоря об особенностях вальдорфской школы, важно упомянуть, что изложение материала в ней осуществляется большими периодами, которые здесь называют «эпохами». Каждая из «эпох» длится примерно 3-4 недели. Такое распределение материала позволяет ребенку вжиться в него. Ученику не нужно постоянно тратить энергию на внедрение в новую тему и выход из нее. По окончании «эпохи» ребенок чувствует прилив сил благодаря возможности подытожить свои достижения.

Гармонизация

В процесс обучения педагоги стараются достичь равновесия между волей, чувством и мышлением каждого их подопечных. Каждая их этих душевных способностей ребенка проявляется на определенном этапе его развития. Так, в начальной школе внимание обращают преимущественно на волю, в средней - на чувства, а в старшей - на мышление. Наряду с гармонизацией душевной жизни, в вальдорфской школе действует принцип гармонизации общественной жизни. Здоровая социальная среда имеет большое значение для ученика. Личность развивается свободно только тогда, когда ее не подавляет окружение.

Индивидуальный подход

Благодаря индивидуальному подходу к каждому из воспитанников последние имеют возможность полностью раскрыться. Безоценочная система обучения и отсутствие соревновательных моментов позволяют слабым детям чувствовать себя полноценными. В качестве меры достижений используется сравнение текущих успехов ребенка с былыми. Это позволяет каждому ученику получить «мягкую мотивацию» и почувствовать себя успешным, не возвышаясь при этом над одноклассниками.

Совместная деятельность

Душевному комфорту детей также способствует дружный класс. Объединение учеников осуществляется во время ритмической части дня. Согласованность действий, например, во время танца, достигается лишь за счет взаимного внимания одноклассников. Приучать детей действовать сообща, уважать друг друга и стремиться к слаженной работе позволяет постановка совместных спектаклей. Важным фактором здесь является авторитет педагога, который служит для ребенка примером для осмысленного подражания и предоставляет ему чувство защищенности. При этом учитель старается организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы дети становились самостоятельными и не боялись переходить на старшую ступень.

Критика

Мы с вами уже знаем, что это такое - вальдорфская школа. Теперь познакомимся с мнением ее противников. Критики вальдорфской школы сетуют на то, что такие учебные заведения предназначались изначально для социальной адаптации детей. Бытует мнение, что владелец компании «Вальдорф-Астория» финансировал создание первой школы по системе Штайнера, чтобы воспитать для себя квалифицированные кадры.

Критикуя вальдорфскую педагогику, многие обращают внимание на то, что она целиком базируется на принципах Р. Штайнера, многие из которых носят оккультный характер. Сами же приверженцы антропософского движения отрицают якобы существующий культ личности Штайнера. Они считают, что текущий период развития человечества (с 1990 года) является эпохой плюрализма и тождественных с ним вопросов идентичности.

Русская Православная Церковь обвиняет вальдорфскую педагогику также в антихристианской направленности и идеологической связи с оккультизмом.

Известные выпускники

Вопреки распространенному мнению о том, что вальдорфская школа - это такое место, в котором создаются «тепличные условия» для учеников и не обеспечивается их социальная адаптация, практика показывает, что выпускники таких учебных заведений успешно получают высшее образование и устраиваются в жизни. При этом многие из них добиваются больших успехов, чем выпускники простых школ.

Назовем несколько известных личностей, окончивших вальдорфскую школу:

  1. Лауреат Нобелевской премии Томас КристианЗюдхоф.
  2. Известный писатель Михаель Энде.
  3. Актрисы Сандра Буллок и Дженнифер Энистон.
  4. Актер Рутгер Хауэр.
  5. Генсек НАТО Йенс Столтенберг.
  6. Автомобильный дизайнер Фердинанд Александр Порше.
  7. Режиссер МатьеСейлер.
  8. Актер, режиссер и продюсер Джон Полсон и многие другие.

Плюсы и минусы

На основе существующих отзывов о вальдорфской школе отметим ее основные достоинства и недостатки.

Достоинства:

  1. В первых класса упор делается главным образом на развитие личности ребенка. В учебных заведениях такого типа детки являются не иначе как центром вселенной. Каждый из учеников имеет право высказывать свое мнение, а педагог старается максимально поддерживать их в реализации любых мыслей/желаний/идей.
  2. Как правило, в вальдорфских школах буквально с первых классов начинается изучение двух иностранных языков.
  3. Огромное внимание уделяется творчеству. Дети не только учатся рисовать и петь, но и познают азы игры на музыкальных инструментах, танцуют, постигают театральное искусство и эвритмию (искусство художественного движения, разработанное тем самым Рудольфом Штайнером).
  4. Как бы это удивительно ни звучало, но в вальдорфской школе нет домашних заданий.
  5. Праздники (Новый год, Рождество, 8 Марта и многие другие) отмечаются в штайнеровских учебных заведениях с особым размахом. Дети подготавливают сценки, разучивают стихи и песни, а также мастерят друг для друга подарки. Особенным праздником здесь является день рождения. Вместо привычной раздачи сладостей в вальдорфских школах устраивают настоящие торжества. Одноклассники подготавливают для именинника стихи, дарят ему подарки и открытки.
  6. В школе все едины. Дух соперничества, зависть и злой умысел здесь рубятся на корню. Благодаря тому, что в классе нет разделения на лидеров и неудачников, он становится одним сплоченным коллективом.

Как показывают отзывы, вальдорфская школа имеет и недостатки:

  1. Перевод ученика в простую школу затруднен. И дело тут не столько в необходимости ребенка перестраиваться на другую образовательную систему, сколько в организационных моментах. Банальный пример: ребенка, которому ни разу не ставили оценок, нужно оценить по общепринятой системе.
  2. Обучение длится 12 лет. В обычных же школах ученик может уйти с 9 класса в колледж или остаться до 11 класса и поступить в университет.
  3. Нет упора на точные науки, поэтому многие из выпускников вальдорфской школы становятся гуманитариями.
  4. Большинство штайнеровских школ частные, а значит, платные.
  5. Некоторые родители считают атмосферу, которая царит в частных вальдорфских школах, чересчур идеализированной, поэтому боятся, что она оторвет их ребенка от реальности.

по дисциплине


«Коррекционная педагогика»



«Педагогика Рудольфа Штайнера»


Введение


Еще не так давно существовала стандартная формула - чтобы ребенок вырос всесторонне развитым, нужно чтобы он окончил школу с углубленным изучением английского языка и музыкальную школу. Безусловно, это очень полезно, но достаточно ли для того, чтобы вступить в жизнь, где необходимы, например, эмоциональная зрелость, умение общаться, здравый смысл и чувство ответственности? Попытка воспитания на принципах одинаковости, принуждение детей к стандартному обучению и единым формам воспитания, приведение всех и вся к единому культурному знаменателю - огромная ошибка, свидетельствующая о беспомощности человечества в понимании своей природы.

Спросите у любой матери: «Вы хотите, чтобы ваш ребенок просто окончил школу, хорошо усвоив школьную программу, или чтобы в вашем ребенке, кроме глубоких и прочных знаний, развились его личные природные способности, которые, может быть, еще никак не проявились к шести годам?» «Конечно второе!» - ответят вам. Этого вполне можно достичь, такие цели ставит перед собой Вальдорфская (Штайнеровская) система образования.

Вальдорфское образование - альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском представлении о человеке и на чувственно-сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании. Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, создатель антропософии. В его честь система также называется «штайнеровской» или «вальдорфско-штайнеровской».

Актуальность данной работы обусловлена еще и тем, что в сегодняшнем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок «знал и любил этот мир» и его всех обитателей, что особенно важно для детей с отклонениями в развитии. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом поистине экологическим.

Целью работы - изучить систему «штайнеровского» образования, исходя из цели, следует выделить следующие задачи:

осветить историю педагогики Р. Штайнера;

охарактеризовать теоретико-методологические основы «штайнеровского» образования;

рассмотреть кэмпхиллское движение как ветвь педагогики Рудольфа Штайнера.


1. История создания «вальдорфских школ»


Р. Штайнер (1861-1925) - австрийский педагог, мыслитель, философ. Философское учение Р. Штайнера, антропософия (antropos - человек, sорhiа - мудрость), рассматривает педагогику как науку о человеке - совокупности трех составляющих: тела (опорно-двигательная система, обмен веществ, действенно-волевая сфера), души (сердце, дыхательная система, сфера эмоций) и духа (мозг и нервная система, интеллектуальная сфера). Задача педагога, по Штайнеру, привести все названные сферы в гармоническое взаимодействие, так как в обычном состоянии они разбалансированы. Эта же трехчленность заложена в основу организации вальдорфской школы. Первые семь лет жизни - «раннее детство» (вклад в физическое развитие), следующие семь лет, с 7 до 14, - «детство» (вклад в эмоциональное развитие), далее, до 21 года, - «отрочество и юность» (вклад в духовное становление человека). Рудольф Штайнер написал свою первую книгу об образовании, «Образование ребенка», в 1907 г.

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.) в связи с поиском в условиях послевоенного кризиса новых форм социальной жизни общества. Рудольф Штайнер обратил тогда внимание на то, что принятое в Германии деление школьной системы на народную, реальную школу - школу с политехнической и естественнонаучной ориентацией - и гимназию - гуманитарно-ориентированную школу - усиливают барьеры непонимания между различными социальными слоями общества. Именно наличие этих барьеров в сознании людей различных групп населения являлись, по его мнению, одной из существенных причин, разразившихся в Европе социальных катастроф. Дети рабочих имели возможность посещать только народную (начальную и среднюю) школу. С 14-15 лет они должны были начинать работать на производстве и таким образом лишались возможности получить полноценное «человеческое образование». С другой стороны, гимназии с их ранней специализацией, ориентированной на университетское гуманитарное образование, хотя и давали учащимся массу знаний, но это знание было совершенно оторвано от потребностей реальной жизни.

Штайнер не был единственным, который высказывал подобные взгляды. Целый ряд авторов конца XIX - начала XX столетия объявили современную им школу виновной в общем культурном и социальном упадке общества. «Профессор - национальная болезнь Германии» (Юлиус Лангбен). Ницше подверг резкой критике перенасыщенность преподавания историей, результатом чего явилось «переполненность голов школьников бесчисленными мертвыми понятиями из прошлого». Из такой школы выходят «слабые личности», «бродячие энциклопедии», «образованные филистеры». Они хотя и напичканы «образованием», но абсолютно чужды реальному ощущению и опыту жизни. Наряду с односторонним интеллектуализмом резкой критике подвергалась также и ранняя специализация, которая, хотя и развивает в человеке умения и навыки в какой-либо частной области, но осуществляет это за счет общего развития человека. «В чем задача современной школьной системы, - писал один из педагогов-реформаторов, - особенно старшего звена? Сделать из человека машину…».

Итак, в широких слоях общества осознавалась потребность в социально-культурном обновлении. Была осознана роль школы в общем социально-культурном кризисе. Старую школьную систему должна занять система образования, сориентированная соответственно на: целостное, всеобщее, «подлинно человеческое», живое и жизненное. Подчеркивалась роль искусства в воспитании. Безликого, серого «человека толпы» должна была сменить яркая, свободная личность. Напичканного знаниями, но пассивного и непрактичного «профессора», должен был сменить активный творческий тип личности, с сильной волей и развитой жизнью чувств. Таковы были идеалы, породившие многочисленные попытки изменить положение дел в системе образования Германии начала столетия и известные в истории педагогики как движение реформ - педагогики.

Первая вальдорфская школа была открыта в 1919 г. для детей рабочих табачной фирмы Вальдорф-Астория, в Штутгарте, Германия (это послужило источником имени « Вальдрфская», которое в настоящее время является торговой маркой для использования совместно с учебным методом). Фабрика взяла на себя большую часть расходов на ее содержание. Однако сразу в нее влились и дети других слоев общества. Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе был устранен какой-либо отбор по социальному или материальному признаку. Несмотря на то, что вальдорфская школа стремится и в настоящее время следовать этому принципу, социологические исследования показывают, что процент детей из среды рабочих и «низших слоев» населения довольно низок. Штутгартская школа росла быстро, открывались параллельные классы, и к 1938 г., вдохновленные успехами первой вальдорфской школы и ее педагогическими принципами, были основаны вальдорфские школы в других городах. Политическое вмешательство нацистского режима в образование ограничило и в итоге закрыло большинство вальдорфских школ в Европе; пострадавшие школы, включая и первую, были снова открыты только после второй мировой войны. В этой первой вальдорфской школе, в наибольшей степени находившейся под влиянием личности своего создателя, Штейнеру удалось многое, но прежде всего, удалось сформировать подлинных педагогов. По оценке официальной инспекции вюртембергского школьного ведомства, проводившейся осенью 1925 года, учительский коллектив отличался «высочайшим духовным и моральным уровнем», что «придает школе своеобразие и поднимает ее на большую высоту». Одновременно Штейнер сумел подчинить решению воспитательных задач практически все, что происходило в стенах школы, сумел так организовать ее жизнедеятельность, что любая деталь школьной практики служила совершенствованию человеческой природы. И, может быть, что самое главное, Штейнеру удалось практически реализовать идеал человечества в человеческом существе… Вот что составляет атмосферу Вальдорфской школы, вот что делает таким живым преподавание ее учителей.

«Вальдорфские родители» - это в основном люди с высшим образованием: юристы, врачи, инженеры, работники социальной и культурной сферы. Ими движет главным образом заинтересованность в здоровом, всестороннем, гармоничном развитии их собственных детей. Именно такие «заинтересованные» родительские группы и явились инициаторами многочисленных новых вальдорфских школ.

Вальдорфской педагогике в России более 15 лет. Западной вальдорфской школе 85. Сейчас в России насчитывается 26 школ, половина из которых - государственные. География распространения вальдорфских образовательных учреждений обширна, такие школы есть во Владимире, Воронеже, Жуковском, Зеленограде, Иркутске, Калуге, Кирове, Москве, Самаре, Санкт-Петербурге, Уфе, Смоленске, Ярославле. На самом деле, эта зарубежная педагогическая система хорошо привилась на русской почве не случайно. Идеи, которые развивал основатель первой вальдорфской школы в Штутгарте Рудольф Штайнер, созвучны многим русским передовым педагогическим системам рубежа веков и последующего времени (Л. Толстой, Шацкий, Сухомлинский, Иванов, Амонашвили и др.).


2. Теоретико-методологические основы педагогики Рудольфа Штайнера


Вальдорфские школы - это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Они работают по принципу «не опережения» развития ребенка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. Основными принципами вальдорфской педагогики являются: антропоцентризм; образование ребенка является следствием его потребностей, а не социального заказа того или иного общества; гармоничность развития всех составляющих человека (тела, воли, чувств, разума); обучение дедуктивным путем, от общего к частному, от идеи - к ее реализации; историчность - воспроизведение в процессе обучения основных этапов человеческой эволюции: занятия земледелием, ремеслами, искусством, наукой; цикличность - использование естественных, т.е. суточных, сезонных и астрономических (астрологических), ритмов; эвристичность - детям не навязывают готовых правил, а дают возможность сделать вывод самим; художественность всего обучения. Главное свойство педагогики Р. Штайнера - отрицание прямого воздействия на обучающегося. Воспитание и обучение идут через постепенное формирование эмоциональной сферы, интеллекта к воспитанию волевой сферы ученика. Стержень воспитательной работы - организация нравственного воспитания, в основу которого положены добро, красота и правда. Эти качества послужат воспитаннику в дальнейшем основой морали, творчества и мудрости. Вальдорфской школе присущи атмосфера тепла, искренности, взаимного уважения и доверия, отсутствие пристрастных суждений со стороны учителя, отсутствие системы оценок как формы давления на учащихся, эмоциональная насыщенность учебного процесса.

Организация вальдорфской школы строится на следующих основах: организация дня в определенном ритме, причем утро как время наиболее благоприятное для интеллектуальной деятельности, отводится соответствующим учебным предметам; изложение учебного материала большими учебными периодами, «эпохами», что позволяет ученику «погружаться» в учебный материал, сосредоточиться на нем; художественно-эстетические упражнения воспитывают волю, произнесенное слово воздействует на чувства; принцип авторитета - один из серьезнейших в вальдорфской школе; дети подражают тому, кому хотят, кто завоюет их доверие; свобода и отсутствие страха, так как нет оценок, нет экзаменов; ребенка заставляет учиться его собственное желание. В структуры вальдорфского образования входят школы с двенадцатилетним сроком обучения и детские сады, находящиеся, как правило, при школах. Основной путь обучения детей - через подражание, создание ситуаций для сопереживания поступка, эмоционального переживания ребенком поступка-примера и соединения себя с поступком. Ежедневная программа дошкольного образования включает разнообразные художественные занятия: письмо красками, рисование, лепку, музыку, эвритмию («зримая речь», «зримый напев»), кукольный театр, постановки маленьких пьесок, рассказывание сказок. Ребенку дается возможность свободно найти свои средства для художественного самовыражения. Каждый день много времени отводится свободной игре, в которой дети используют игровой материал, способствующий развитию творческого начала.

Учебный план штайнеровской школы строится так, чтобы содержание и методы обучения точно соответствовали возрастному развитию сознания человека. В этом случае обучение поддерживает естественное развитие ребенка и воздействует на него терапевтически. При адаптации учебного плана штайнеровских школ принципиально важно главное - понимание закономерностей развития ребенка и построение обучения с их учетом. В обучении детей с нарушениями слуха или интеллекта весьма значимо использование наглядных средств обучения. Штайнеровская педагогика также придает первостепенное значение в обучении детей до пубертатного периода наглядности. Вместе с тем, когда в штайнеровской педагогике говорят о наглядности в обучении, имеют в виду не только чувственную наглядность в виде картин, иллюстраций, рисунков, таблиц. Речь идет о наглядности духовного рода - образно-иносказательной, затрагивающей фантазию, чувства ребенка. В младшем школьном возрасте реальность познается ребенком лишь в той мере, в какой зарождается внутреннее соприкосновение с ней. А оно возникает благодаря живому и яркому повествованию, обращенному к воображению ребенка. Так, прежде чем приступить к обучению письму, особо занимаются развитием образного восприятия и навыков работы рук для этого существует специальный предмет - рисование форм. На нем учитель вместе с детьми, используя сюжеты игр или сказок, «прошагивает» по контуру основные геометрические фигуры большого размера, изображенные на полу (круг, прямая линия, спираль, треугольник и т.д.). После того как каждый ученик вместе с классом «прошагает» ногами ту или иную фигуру, опишет ее в воздухе рукой, у него возникает устойчивый образ этой фигуры. И только потом он переносит форму движения на бумагу. В результате подобной работы изображение формы на бумаге рождается как следствие собственного опыта, прожитого всем детским существом через соответствующее движение. Образное восприятие ребенка развивается по мере осознания формы движения. Такой подход к ознакомлению с геометрическим материалом эффективен и в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Сенсомоторное восприятие является хорошей основой для формирования последующих математических представлений о геометрических фигурах у этих детей. К ребенку, который только формирует жизнь чувства, не стоит обращаться на языке абстрактных понятий. Он усвоит их поверхностно. Ребенок до переходного возраста вживается в изучаемый материал силами своего воображения и учится на конкретных примерах в процессе практической деятельности. Поэтому в штайнеровских школах широко пользуются методом образного обучения, что также важно при построении учебного процесса с ребенком, имеющим отклонения в развитии.

Учебный план штайнеровской школы составляют так, чтобы в каждом классе и применительно к каждому изучаемому предмету во внимание принимался уровень развития сознания ребенка. Метод обучения, таким образом, меняется в зависимости от возрастной группы школьников. В годы школьного обучения до возраста пубертата обучение обращается к чувствам ребенка и к его воображению. Начиная с переходного возраста, обучение сознательно развивает мыслительные способности подростка, школьника учат вести точные наблюдения и тренируют умение делать собственные умозаключения. В штайнеровской школе существует требование индивидуального подхода к воспитанию ребенка. В контексте представлений о человеке, которыми пользуется Штайнеровская педагогика, индивидуальность более сложна, чем перечень определенных человеческих качеств и их комбинаций в каждом человеке. В ее основе лежат представления о фундаментальных силах, которые ищут индивидуального неповторимого воплощения. Воспитание ребенка должно основываться на знании его типичных свойств, которые могут быть опорой для самовыражения индивидуальности. Большую роль в личностной направленности, в гуманизации образования играет искусство. Оно является универсальным средством развития творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Искусство (живопись, лепка, танец, движения и речь, музыка), как особая форма духовно-практической деятельности, представлено в штайнеровской школе на всех годах обучения. В художественном обучении, считают педагоги штайнеровских школ, следует опасаться слишком интеллектуальных и односторонних упражнений. Занятия искусством целостно развивают человеческую социальность, человеческие способности, если они не превращены в принудительный труд. Потребность в занятиях искусством и музыкой живет во всех детях. Обучение музыке и искусству рассматривается как содействие целостному детскому развитию, и только на втором плане стоит достижение технических результатов. Что касается одаренных детей (таких много, например, в сфере изобразительной, конструктивной деятельности среди глухих детей), то здесь важно не только то, насколько искусными музыкантами или художниками они станут, а то, каким образом с помощью искусства уравновесить и сделать гармоничным процесс детского возрастного развития и в результате этого укрепить человеческую индивидуальность ребенка. В штайнеровской педагогике занятиям искусством и работе руками придается исключительно важное значение. Последняя особо много значит для развития мелкой моторики и, вторично, речи в коррекционной работе с детьми, имеющими любые отклонения в развитии. С особой тщательностью исследуются вопросы: какого качества искусство, в каких педагогических целях, в каком возрасте и как преподавать с тем, чтобы самым оптимальным способом поддерживать развитие ребенка. Музыка и искусство в силу своей внутренней природы должны быть составной частью любого воспитания. Заметим, что в стандарте школьного образования глухих и слабослышащих детей музыкально-ритмические занятия как вид коррекционно-развивающей деятельности представлены с подготовительного по V класс.

Сущность педагогического процесса штайнеровской школы не только в передаче взрослыми социального опыта детям, но и главным образом во всестороннем гармоничном развитии, соответствующем внутренним потребностям личности на различных возрастных этапах, направленном на свободное и творческое самоопределение индивидуальности. Это созвучно современному личностно-деятельностному подходу в отечественной общей и специальной педагогике даже отдельные элементы штайнеровской педагогики в работе с проблемными детьми помогают находить оригинальные пути в развитии индивидуальности каждого ребенка, расширяя возможности его реабилитации и социальной адаптации.


3. Кхемпхиллское движение


Движение Кэмпхилл (Camphill) представляет собой международную сеть терапевтических сообществ, включающих школы-интернаты для детей с нарушением интеллектуального или психического развития, училища-интернаты (колледжи) для молодежи и «деревни» для взрослых инвалидов.

Первая кэмпхиллская школа для детей, нуждающихся в специальном уходе, была основана австрийским педиатром и педагогом Карлом Кенигом (Karl König), бежавшим в Шотландию после захвата нацистами Австрии. Вместе с группой молодых врачей, художников и педагогов, он основал в 1939 году под Абердином первую общину с детьми, имеющими нарушение развития. Эта школа-община начала свою работу в поместье, полученном при посредничестве английских и американских друзей. Поместье носило название «Кэмпхилл» (Camphill), и впоследствии все движение стало называться этим именем.

Основополагающим принципом жизни в общине является взаимопомощь, когда каждый ее член старается сделать все, что ему по силам для своего блага и блага своих товарищей для этого в разных общинах используются различные методы: организуются школы для детей, имеющих серьезные трудности в обучении; создаются специальные учебные заведения для молодых людей, где они могут получить рабочую профессию в соответствии со своими возможностями; на основе взаимопомощи организуются поселения для взрослых, имеющих различные психические и физические нарушения; основываются специальные деревни для хозяйственного труда взрослых и поселения для нетрудоспособных, нуждающихся в уходе. В кэмпхиллских общинах и центрах стараются создать условия для удовлетворения специфических потребностей каждого проживающего в них на основе индивидуального дифференцированного подхода к его нуждам.

Организация жизни общин основана на философии Р. Штайнера и предполагает проникновение в понимание сущности человеческой природы Цели и задачи кэмпхиллского движения реализуются: в организации общин, жизнь которых основывается на признании христианства как необходимого элемента в устройстве и работе таких общин. Это выражается в соблюдении христианских праздников, охране окружающей среды и помощи ближнему; в создании особого образа жизни, учитывающего нужды каждого. Отношение «персонал-клиент» меняется на отношения взаимопомощи во всех сферах повседневной жизни, включая приготовление и принятие пищи, охрану окружающей среды, взаимную заботу; в такой финансовой организации деятельности общины, когда работа и оплата за нее не связаны между собой. Заработной платы нет, но материальные потребности каждого человека удовлетворяются. Концептуальной основой кэмпхиллских общин является создание определенного образа жизни для всех ее членов, что дает им возможность полностью реализовать свой потенциал на протяжении жизни в особом социальном окружении, в общении с природой, в хозяйственном труде и активном отдыхе.

Кэмпхиллские общины организуются и в отдаленной сельской местности, и в небольших городах, и в промышленных регионах. Основнымизадачами организации подобных поселений являются следующие: создание условий для максимально независимой жизни (культурной, общественной, трудовой) для каждого члена общины; организация ухода для лиц со значительными ограничениями жизнедеятельности (нетрудоспособных); восстановление отношений с окружающей средой и достижение лучшего понимания нужд людей, имеющих различные психофизические нарушения; организация труда для тех членов общины, которые в обычных условиях были бы безработными. Кэмпхиллское движение, как одна из организационных форм социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, получило признание во многих странах мира.

Сегодня более 100 кэмпхиллов в 22 странах Европы, Северной Америки, Африки и Индии предлагают тем, у кого есть особые потребности, возможности развивать свой потенциал, вести достойную человека жизнь.Несмотря на единую идею, все Кэмпхилы уникальны. Они отличаются по количеству проживающих в них резидентов, архитектурному решению (с привязкой к конкретной местности). Одни находятся в городах, другие - в тихой сельской местности; некоторые - в пригородах, где город переходит в деревню. Есть общины, которые являются независимыми благотворительными учреждениями; а есть те, которые входят в состав более крупных организаций. В России кэмпхиллское движение представлено деревней «Светлана» в Волховском районе Ленинградской области и нашим проектом « Чистыеключи» в Смоленской области. Также существует проект создания кэмпхильского поселения в городе Павловске.

Международное кэмпхиллское движение не имеет центрального органа, осуществляющего общее руководство. Для удобства организации, все движение поделено на несколько регионов. Россия относится к Северному региону, куда входят также Финляндия, Норвегия, Швеция, Латвия, Эстония и Польша.

В традиционном кэмпхилле персонал не получает зарплаты, но содержание всех сотрудников берет на себя организация. Бюджет всего учреждения распределяется на отдельные «единицы»: дома, школу, мастерские и т.д., а внутри каждой «единицы» - как в обычной семье. В настоящее время сотрудники многих кэмпхиллов получают заработную плату, что не изменяет по существу социальной структуры общин. Это связано с различиями законодательства в разных странах и с растущей потребностью людей к более индивидуализированной жизни.

Кэмпхилл оказал значительное влияние на изменение общественного мнения в отношении людей с инвалидностью и на формирование государственной социальной политики западных стран по отношению к людям, относящимся к самой уязвимой категории населения. Это направление в штайнеровской педагогике стало реальным гуманистическим решением сложных жизненных затруднений для многих семей, имеющих детей с отклонениями в психофизическом развитии, шансом полноценной жизни для многих людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

вальдорфский школа педагогика штайнер

Заключение


Проанализировав литературу по данному вопросу, стоит отметить, что педагогика Рудольфа Штайнера является постоянным предметом преткновений. Одни считают «вальдорфские» школы сектами, оккультными организациями антихристианской направленности, которые основаны на методике, целями которой является достижение вымышленного состояния («раскрытие высших духовных тел»), что может сказаться на психическом здоровье ребенка. В Германии, на родине вальдорфской методики, дипломы вальдорфских школ не признаются в университетах: чтобы выпускнику такой школы поступить на обучение в высшее учебное заведение, ему необходимо сдавать экзамены по курсу гимназии. Другие расхваливают эти школы за развитие творческих способностей и индивидуальный подход к каждому ученику. Единственное в чем сходится мнение противников и сторонников педагогики Рудольфа Штайнера, это то, что в «вальдорфских» детских садах и школах дети с отклонениями в развитии чувствуют себя комфортно, так как учебный процесс позволяет учитывать их особые образовательные потребности; что «кэмпхиллские общины» оказывают положительное воздействие на людей с ограниченными возможностями.

Таким образом, педагогика Рудольфа Штайнера по праву может быть отнесена сегодня к наиболее перспективным и успешно развивающимся направлениям мировой нетрадиционной педагогики.


Список литературы


1. «Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня» (в описаниях их авторов и исследователей). / Редактор-составитель Е.И. Соколова / Под общей редакцией доктора педагогических наук Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 336 с.

. «Специальная педагогика». / под редакцией М.Н. Назаровой./ М.: Академия, 2000 г.

Электронный ресурс Википедия - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Направление 080200 «Менеджмент», профиль «Менеджмент в образовании»

Институт дополнительного профессионального образования

Кафедра менеджмента в образовании

Контрольная работа

по дисциплине «Современные образовательные технологии»

Вальдорфская педагогика Р. Штайнера

студентки 1 курса, 131 группы

Гаричкиной Евгении Андреевны

Преподаватель: к.п.н.,

доцент М.П. Зиновьева

Саратов 2015

Введение

Рудольф Штайнер - основатель вальдорфской педагогики. Возникновение вальдорфской педагогики, идеи, лежащие в ее основе

Вальдорфский детский сад. Вальдорфская школа

3. Вальдорфские школы в России

4. Недостатки вальдорфской педагогики

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Вальдорфская педагогика - система методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской концепции развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.

Вальдорфская педагогика наиболее сложная по сравнению с другими педагогиками, например с педагогикой М. Монтессори. Прежде всего, потому, что здесь не берется за основу какой-то один принцип, который затем проводится через всю систему, и из которого мы можем дедуктивно вывести вообще все.

Например, Монтессори-педагогика построена на идее, что ребенок развивается сам. Это альтернатива тому, что взрослый извне, своими действиями направляет - читай; навязывает ребенку, как и с какой скоростью ему развиваться. «Помоги ребенку сделать это самому» - девиз педагогики.

Дидактический материал выстраивается таким образом, чтобы ребенок, самостоятельно занимаясь с ним, развивался в самодвижении. Конечно, идея саморазвития - это важная идея, но она должна присутствовать в любой педагогике, но здесь она проводится, начиная с дошкольников через всю систему как основной принцип.

Вальдорфская педагогика отличается тем, что считается с глубокими метаморфозами развития ребенка в разных возрастах и на разных ступенях. В зависимости от этого подходы кардинально меняются. Вальдорфский детский сад - это одна ситуация, младшая и средняя школа - это две абсолютно другие ситуации, а старшая школа - еще и третья ситуация.

Вальдорфскую педагогику никак не отнесешь к направлению раннего интеллектуального развития. Она привлекает тех, кто ищет не схем и методик, но душевной, творческой атмосферы. Однако за любым творческим педагогическим методом стоит, как правило, некое мировоззрение, своя духовная реальность.

В основе вальдорфской педагогики лежит антропософия - оккультно-мистическое учение немецкого философа-мистика Рудольфа Штайнера. Философ ставил целью воспитания раскрытие "тайных" способностей человека с помощью специальной системы.

1. Рудольф Штайнер - основатель вальдорфской педагогики. Возникновение вальдорфской педагогики, идеи лежащие в ее основе

Рудольф Штайнер (1861-1925гг.) без сомнения является одним из интереснейших и удивительнейших духовных явлений нашего столетия: он- редактор и издатель естественно- научных трудов Гете, все значение которых было им впервые открыто и сделано плодотворным для культуры; автор значительных трудов в области философии и теории науки; как основатель антропософии он сделал попытку создать методы исследования духовной стороны мира и человека; им были даны значительные импульсы архитектуре, театральном искусстве, создано новое искусство движения- эвритмия; основанный им метод ведения сельского хозяйства, а идеи в области социальной жизни положены в основу деятельности многих учреждений, консультационных фирм и банков; и, наконец, нельзя не упомянуть о вдохновленной им лечебной педагогике и медицине. Однако, наибольшую известность его имя получило в связи с широким распространением педагогических учреждений- прежде всего, детских садов и школ- работающих на основе созданной им педагогики. Учение и обучение являются, пожалуй, основным мотивом всей его жизни.

В течение многих столетий в европейской педагогике бытовало мнение, что ребенок- это "недоделанный взрослый". Методом кнута и пряника надо его усовершенствовать, чтобы он занял надлежащее ему по рождению и материальному положению место в обществе.

Штайнер одним из первых в Европе заговорил о том, что малыш обладает безграничными творческими и духовными возможностями, что родители и воспитатели должны не стремиться, скорее, сделать ребенка взрослым, а наоборот, помочь ему подольше оставаться маленьким, полнее раскрыть свой творческий потенциал, насладиться всеми прелестями раннего возраста.

В 1919 году Рудольф Штайнер пишет " Воззвание к немецкому народу и культурному миру", где он впервые публично формирует свой план переустройства общества в соответствии с требованиями современности. Под этим воззванием поставило подпись огромное количество людей, среди которых были многие видные деятели общественной жизни Германии того времени, как например, профессор права Вильгельм фон Блюме, создатель новой вюртембергской конституции и пользовавшийся огромным авторитетом, Томас Манн и другие. Штайнер выступает с лекциями, посвященными социальному вопросу, перед образованной публикой, а также перед рабочими. В одном из таких выступлений он ярко обрисовал школу нового типа, как непременную составную часть свободной духовной жизни общества, без которой никакие внешние реформы не будут плодотворными на длительную перспективу. Старую школьную систему должна занять система образования, сориентированная соответственно на: целостное, всеобщее, "подлинно человеческое", живое и жизненное. Подчеркивалась роль искусства в воспитании. Безликого, серого "человека толпы", послушного колесика в государственной машине, должна была сменить яркая, свободная личность. Напичканного знаниями, но пассивного и непрактичного "профессора", должен был сменить активный, способный на создание нового, творческий тип личности, с сильной волей и развитой жизнью чувств. Таковы были идеалы, породившие многочисленные попытки изменить положение дел в системе образования Германии.

Рабочие фабрики - это была сигаретная фабрика "Вальдорф Астория"- обратились к директору фабрики Эмилю Мольту с просьбой, помочь создать школу, о которой говорил Штайнер. Мольт обратился к Рудольфу Штайнеру с просьбой взять на себя педагогическое руководство будущей школы. Штайнер с готовностью согласился, это было 25 апреля 1919 года. Далее следует стремительное развитие событий: уже 13 мая было получено разрешение на основание новой школы от министра культуры Хаймана, в июне Штайнер читает лекции о народной педагогике, в августе он проводит интенсивные семинары с двенадцатью учителями- будущими коллегами Первой вальдорфской школы, 7 сентября школа была уже открыта сразу с восьмью классами и 256 учениками.

Поразительно, что вальдорфская педагогика, нашедшая свое практическое воплощение в Первой школе, сразу создается со всеми теми инновациями, которые характеризуют ее и по сей день. Создается впечатление, что Штайнер лишь терпеливо ждал подходящего момента, чтобы осуществить, годами вынашиваемые им педагогические идеи.

2. Вальдорфский детский сад. Вальдорфская школа

Основной принцип жизни вальдорфского детского сада - ритм. Циклы концентрации в течение дня чередуются с циклами расслабления. Свободная игра, которой придают колоссальное значение, сменяются групповыми занятиями, за уборкой следует прогулка, за которой эвритмия. Считается, что ребенок чувствует себя гораздо комфортнее, когда знает, что он будет делать в каждый момент дня и недели: по понедельникам делаем салат, по вторникам рисуем акварелью, по средам лепим из воска.

Вальдрфская группа - разновозрастная, и маленькие дети учатся, подражая старшим, и одеваться, и убирать за собой, и рисовать, и лепить. Все как в семье. А воспитательница выполняет роль мамы, которая занимается повседневными домашними делами: готовит, убирает, чинит детскую одежду, а время от времени присоединяется к ребятам: поиграть с ними, рассказать сказку или помочь в каком-то сложном деле.

Огромное внимание уделяют здесь ручному труду: все дети учатся вышивать, резать по дереву, работать на гончарном круге и ткацком станке. Соприкосновение с живыми, теплыми материалами, шерстью и шелком, деревом, воском и глиной здесь придают особое значение: считается, что это способствует правильному духовному развитию и интеллектуальному созреванию.

Не меньшую роль играют и занятия изобразительным искусством. Это не уроки рисования в общепринятом смысле, а игры с красками, во время которых дети учатся находить самостоятельные творческие решения, а не копировать данный воспитательный шаблон. Причем красок дается всего три: красная, желтая и синяя. Дети должны сами составить дополнительные цвета из основных.

Ежедневно в группе проводится так называемая ритмическая игра: своеобразное сочетание свободных движений с музыкой, пением, декламацией стихов. Кроме того, рассказывая ребятам сказку, воспитательница сопровождает ее игрой на каком-то музыкальном инструменте: ксилофоне, флейте, лире. Эти инструменты свободно лежат в группе, и каждый ребенок может взять его и попробовать поиграть самостоятельно.

В вальдорфском саду комфортно робким, ранимым детям, которые плохо переносят разлуку с мамой. Здесь с пониманием отнесутся к особенностям характера, мягко скорректируют сложности поведения. Хорошо чувствуют себя в вальдорфских группах и творчески одаренные дети, склонные к интуитивно-образному, а не рационально-логическому восприятию мира. Словом все те "неудобные", "неформатные" малыши, которые не вписываются в стандарты официальной педагогики и для которых адаптация к обычному детскому саду сопровождается психологическими травмами.

Вальдорфская школа - это, прежде всего, гуманная школа, "школа в интересах ребенка", когда не ребенок для школы, а школа для ребенка. То есть здесь ребенок имеет право оставаться ребенком. Это отличает вальдорфскую школу от традиционной государственной, которая во многом напоминает учреждение, цель которого выдача информации и контроль- оценка результата усвояемости этой информации; здесь процветает конкуренция достижений, соревновательный дух, селекция.

Вальдорфская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика. Программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний.

Преподавание в вальдорфских школах основан на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог вправе самостоятельно решать чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего.

Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это не только помогает им осваивать в школе отдельные области знаний, но самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей. От двух первых часов занятии до трех-четырех недель может быть посвящено рассмотрению таких тем как география Северной Америки, механике, древним римлянам, деревьям, финансам, питанию или архитектуре. И это оказывается эффективным методом обучения, который позволяет развить память учащихся и поддержать интерес к учебе. Тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду; мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью, скульптурой.

В нашем быстро меняющемся и нестабильном мире человек все чаще должен проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях могут считать себя гражданами мира.

инновационный педагогический вальдорфский

3. Вальдорфские школы в России

Первые вальдорфские инициативы возникли у нас еще на заре перестройки. Потом - многочисленные семинары, лекции зарубежных доцентов, основание семинара по подготовке учителей, первые выпускники- учителя с дипломами(1991 год). Самая первая вальдорфская школа возникла по инициативе православных педагогов. Ее основательница Ирина Никитина познакомилась тогда с вальдорфской педагогикой и сразу приняла ее.

В настоящее время вальдорфские детские сады, школы и педагогические инициативы существуют во многих городах нашей страны: Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Владимире, Воронеже, Рязани, Казани и др. Школы, как правило, маленькие, без собственных помещений. Родители вынуждены платить большие деньги на содержание школы, что конечно, существенно препятствует росту и нормальному развитию школ. Школы работают в режиме постоянного острого финансового дефицита. Школы находятся на самых разных стадиях развития. Не так давно ряд вальдорфских школ объединились в Ассоциацию вальдорфских школ России, цель которой способствовать повышению квалификации учителей, разрабатывать и согласовывать учебные планы и представлять движение перед общественностью. Так что можно сказать, что вальдорфская педагогика у нас в стране является пусть скромным, но все же заметным инновационным движением.

4. Недостатки вальдорфской педагогики

Если плюсы вальдорфской педагогики видны с порога, и они буквально очаровывают и детей, и взрослых, то о минусах поначалу можно не догадаться, но, тем не менее, они есть, и весьма существенные.

Принципиальным недостатком педагогической составляющей философии Штайнера является апелляция к вымышленным понятиям, таким как "высшие духовные тела", "эфирные тела", "астральные тела". Так, сторонники вальдорфской педагогики полагают, что методика Штайнера направлена на то, чтобы помочь школьнику "взойти" к его так называемым "высшим духовным телам" - так называемым "эфирному" и "астральному". Само упоминание указанных выше вымышленных понятий ставит под сомнение как эффективность методики, так и психическое здоровье лиц, оперирующих такими методиками.

Также недостатком является то, что один из базовых принципов вальдорфской педагогики - позднее (10-12 лет) начало обучения в общепринятом понимании этого слова. До полного созревания так называемого "астрального тела" заниматься развитием интеллекта вальдорфские педагоги не рекомендуют. А поскольку большинство детей после вальдорфского сада все же поступает в обычные школы, это создает сложности. Конечно, можно было бы заниматься с малышом дома или отдать его дополнительно на курсы подготовки к школе. Но подобное не приветствуется в вальдорфских садах, и, узнав, что ребенок где-то учится, вам, скорее всего, порекомендуют прекратить занятия. Можно не афишировать, что ребенок учит азбуку или играет на фортепьяно, но так можно обречь ребенка на двойную жизнь.

То же самой касается и других вещей. Взять, например, игрушки. В вальдорфских садах они особенные: самодельные куклы из натуральных материалов, некрашеные игрушки из дерева и глины. Обычные куклы, машинки, конструкторы под запретом: ребенок должен играть лишь самодельными, развивающими фантазию и творческие способности игрушками. Возможно, многие родители с этим и согласятся, но вряд ли дворовые приятели ребенка всерьез отнесутся к идее, что чурочки и тряпичные "голыши" круче радиоуправляемого автомобиля и куклы с приданым. А значит, ребенок или выпадает из детского социума, станет аутсайдером и будет страдать, или будет играть дома в обычные магазинные игрушки, а значит, вновь будет обречен вести двойную жизнь.

Что касается физического здоровья учеников и родителей вальдорфских школ, необходимо отметить следующее. В большинстве вальдорфских школ, и ученикам и родителям в случае возникновения заболеваний рекомендуется пользоваться гомеопатическими препаратами, отсутствие эффективности которых доказано ВОЗ.

Таким образом, система вальдорфских школ и детских садов основана на методике, целями которой является достижение вымышленного состояния ("раскрытие высших духовных тел"), что может сказаться на психическом здоровье ребенка, а убеждения сотрудников вальдорфских школ и детских садов по части использования медицинских препаратов могут нанести ущерб и физическому здоровью школьника.

Первые вальдорфские школы изначально предназначались для социальной адаптации детей низкостатусных социальных групп: для производства квалифицированного пролетариата из детей рабочих, для воспитания "homo habilis"- человека умелого, не претендующего, однако, на звание человека разумного.

Помимо этого вальдорфские школы критикуются и христианской церковью за принадлежность к оккультизму и антихристианскую направленность.

В Германии на родине вальдорфской методики, дипломы вальдорфских школ не признаются: чтобы выпускнику такой школы поступить на обучение, к примеру, слесарем или рабочим, он вынужден сдавать дополнительные экзамены.

Заключение

Вальдорфская педагогика занимает сред других инновационных начинаний особое место, так как представляет педагогическую традицию, существующую в Европе и за ее пределами уже более семидесяти лет и обладающую огромным практическим опытом, притом опытом интернациональным. Вальдорфская педагогика явление не сугубо немецкое или европейское, за ней стоит общечеловеческий культурный импульс, актуальный именно для нашего времени.

Главная идея, положенная в основу вальдорфской педагогики, это идея общечеловеческого образования. Школа не должна ставить перед собой иных задач, кроме наиболее полного раскрытия заложенных в человеке задатков. Детство и юность не есть подготовка к взрослой "жизни". Они представляют собой особые, самоценные фазы развития, определяющие и формирующие физическое, психологическое и духовное здоровье личности. Ведущим понятием всего педагогического процесса и организации работы школы являются понятие "целостности", "намерение дать образование всему человеку, его мышлению, чувству, воле или, иными словами, его голове, сердцу и рукам".

Штайнер исходит из того, что в нашу эпоху человечеству необходимо- не теряя завоеваний эпохи Нового времени- обрести новое отношение к духовному миру, который для него являлся реальностью, принципиально доступной для человеческого познания и исследования. Культуры древности, каждая по-своему, находились в живой связи с миром духа. Поэтому наука, искусство и религия в древних культурах составляли единство. Однако внутри этого единства не могла полноценно развиваться отдельная человеческая личность. Она получила надлежащую ценность лишь в христианскую эпоху и только с наступлением Нового времени постепенно приобрела центральное значение, выразившееся в идее гуманизма. Однако эта культура личности осуществлялась за счет потери живой связи человека с его духовными корнями и привела к господству материализма. Дальнейшее движение цивилизации по этой линии приведет к упадку. Чтобы этого не произошло, необходимо преодолеть материализм. Этого, по Штайнеру, можно добиться только на основе новой, уже индивидуальной непосредственной связи человека с миром духа. Только на этой основе можно здоровым образом соединить болезненный разрыв между верой и знанием, наукой, искусством и религией.

Не спрашивайте, что нужно знать и уметь человеку, чтобы наилучшим образом соответствовать запросам существующего общества. Поставьте вопрос по-иному: чем жив человек, и кто из него или из нее может вырасти. Это единственный способ выявить новые качества каждого нового поколения и направить их на служение обществу. Тогда общество станет таким, каким его может сделать, преодолевая существующие условия, это поколение. Новое поколение отнюдь не должно становиться таким, каким бы хотело его видеть предшествующее. Рудольф Штайнер.

Список используемой литературы

1. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.

2. Арапов М. Что такое вальдорфская школа. Москва. Журнал «Курьер» 1999, №5

3. Загвоздкин В.К. Рудольф Штайнер _ основатель вальдорфской педагогики. Биографический очерк. Москва. Журнал «Человек» 1998, №1

4. Загвоздкин В.К. О вальдорфской педагогике и ее критиках. Москва. Журнал «Человек» 1998, №1

5. Штейнер Р. Очерк теории познания гётевского мировоззрения М., 1993.

6. Штейнер Р. Современная духовная жизнь и воспитание. М., 1996.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Принципы штайнеровской педагогики, основанной на учении о человеке. Биография Рудольфа Штайнера. Роль образования в развитии человечества в свете социальных связей. Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки. Миросозерцание и идея реинкарнации.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2009

    История создания "вальдорфских школ". Теоретико-методологические основы педагогики Рудольфа Штайнера. Кэмпхиллское движение как ветвь педагогики Рудольфа Штайнера. Примерный учебный план штайнеровской школы. Цели и задачи кэмпхиллского движения.

    реферат , добавлен 15.03.2012

    Вальдорфская педагогика как система методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской концепции развития человека как целостного взаимодействия телесных, духовных и душевных факторов. Создание и развитие вальдорфской педагогики.

    доклад , добавлен 26.05.2008

    Вальдорфская педагогика как разновидность воплощения идей "свободного воспитания" и "гуманистической педагогики". Ее содержание, классификационные параметры. Штейнер Рудольф как немецкий философ и педагог, автор вальдорфской системы школьного образования.

    презентация , добавлен 10.02.2015

    Понятие и основополагающие принципы, история вальдорфской педагогики, направления ее работы. Специальное обучение по Штайнеру. Особенности развития умственно отсталых детей дошкольного возраста. Проведение праздников в вальдорфском дошкольном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2014

    курсовая работа , добавлен 07.06.2014

    Исторические предпосылки создания вальдорфской педагогики в отечественной и зарубежной литературе, принципы обучения и воспитания. Концепции штайнеровской педагогики, их содержание и значение, особенности практического применения. Опыт создания школ.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Общие тенденции современной западной педагогики. Сущность вальдорфской педагогики в Германии. Теория Ж. Пиаже как ведущая теория дошкольной педагогики Франции. Особенности дошкольного образования Великобритании, США. Применение методов М. Монтессори.

    реферат , добавлен 29.03.2010

    Технология индивидуального обучения и педагогика сотрудничества. Идея вальдорфской школы. Идея школы Френе. Идея свободы и сотрудничества. Импульс творческой деятельности педагогов. Деятельность авторских школ.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2003

    Идеи педагогики развития в истории образования. Педагогика развития как наука. Проблемы содержания образования и методов обучения в педагогике развития. Связь педагогики развития с другими науками. Педагогика развития в свете модернизации образования.