О современной образовательной политике в дошкольном образовании. Государственная политика в сфере дошкольного образования: проблемы и перспективы Реализация государственной образовательной политики в дошкольном образовании

Корнева К. К.

студент Тамбовского филиала РАНХиГС

г. Тамбов Трифонов Ю. Н.

к.филос.н., доцент Тамбовский филиал РАНХиГС

г. Тамбов

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация: В статье рассмотрены основные направления и особенности реализации государственной политики в сфере дошкольного образования в современных условиях. Выявлены имеющиеся риски и проблемы, обозначены пути их решения.

Ключевые слова: дети, дошкольное образование, государственная политика в сфере дошкольного образования.

RANEPA Tambov Trifonov Yu. N.

Candidate оf philosophical sciences, associate professor RANEPA Tambov

A STATE POLICY IN THE SPHERE OF PRESCHOOL EDUCATION AND PARTICULAR QUALITIES OF IT"S IMPLEMENTATIONS AT THE

Abstract: In the article it was considered the main directions and particular qualities of implementations of a state policy in the sphere of preschool education at the present stage. It was identified the existing risks and problems, and it was marked the ways of their decisions.

Keywords: children, a preschool education, a state policy in the sphere of preschool education.

Как известно, государственная политика в сфере дошкольного образования является составной частью государственной образовательной политики, под которой понимается реализация функций государства в сфере образования. Исходя из этого, под государственной политикой в области дошкольного образования нами понимается система государственных мер и мероприятий, направленных на обеспечение функционирования и развития данного элемента системы образования.

Отметим, что с принятием Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в РФ») изменилось место дошкольного образования в отечественной системе образования. Было установлено, что дошкольное образование - это первый уровень общего образования (п. 4 ст. 10 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Особая значимость дошкольного обучения и воспитания, системы заботы о раннем детстве связана, прежде всего, с ростом потребности в таких услугах в связи с тем, что устойчивый характер в последние годы приобретают тенденции повышения рождаемости и увеличения численности детей дошкольного возраста и повышения потребности различных групп населения в качественных и доступных образовательных услугах на уровне дошкольного образования . Поэтому политическим руководством страны и органами власти уделяется значительное внимание дошкольному образованию. Так, В.В. Путин подчеркнул, что «в основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребёнок одарён, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов - это наша с вами задача, в этом - успех России» . Сказанное в полной мере относится к первому уровню общего образования - дошкольному.

Основные механизмы реализации государственной политики в области дошкольного образования определены в ч. 2 ст. 89 Федерального закона «Об образовании в РФ», в которой сказано, что управление системой образования, помимо прочего, включает в себя:

Формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

Осуществление стратегического планирования развития системы образования;

Принятие и реализацию государственных программ РФ, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования.

Отметим, что апробация и внедрение современных механизмов реализации государственной политики в области дошкольного образования происходили в 2000-е годы, когда были переосмыслены ошибки в данной сфере, допущенные в 90-е годы прошлого столетия. Напомним, что в тот период реализация конституционных прав на образование, и прежде всего, дошкольное образование, была значительно затруднена. В связи с этим в начале XXI века перед нашей страной встала задача по возвращению утраченных позиций в сфере образования в целом, и в дошкольном образовании, в частности. С этой целью были приняты такие документы, как «Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Приоритетный национальный проект «Образование», а также ряд Федеральных целевых программ.

Очередной импульс совершенствованию системы дошкольного образования придал Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» . Важным этапом развития института дошкольного образования стало

принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования .

Вместе с тем, в сфере дошкольного образования сохраняются весьма острые проблемы. Так, в некоторых случаях установленные количественные показатели, касающиеся дошкольного образования, достигаются в ущерб качественным. Например, решение задачи по обеспечению 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет породила проблему ликвидации яслей и закрытия ясельных групп в детских садах.

Как подчеркивает Т.Л. Клячко, проблемы дошкольного образования не сводятся лишь к нехватке мест в дошкольных учреждениях. Дошкольный уровень образования до сих пор рассматривается как система социального призрения (обеспечить присмотр и накормить) и пока не рассматривается как система, определяющая эффективность дальнейших образовательных траекторий . Тем самым, детские ясли и сады ещё во многом по старинке выполняют по образному выражению И.В. Бестужева-Лады роль «камер хранения».

Основная инфраструктурная проблема в дошкольном образовании в том, что оно не обеспечивает выравнивания стартовых возможностей детей. Перед входом детей в систему общего (обязательного школьного) образования, оно не устраняет (и даже не всегда смягчает) различия в культурном и социальном капитале семей. Как отмечается в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка .

В настоящее время все более актуальной становится проблема реформирования системы дошкольного образования, поиска новых

организационных, нормативно-правовых, программно-методических форм и методов работы с детьми, решения вопросов формирования профессионального корпуса педагогов и специалистов дошкольного воспитания и обучения. Сегодня в детских садах растет потребность не просто в традиционных воспитателях, но и в социальных педагогах, психологах, специалистах консультативно-диагностических служб, имеющих опыт работы с родителями, населением, поликлиниками, социальными службами, средствами массовой информации и т.д. .

В литературе подчеркивается, что активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты - все, кто заинтересован в развитии образования . В рамках задачи развития современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования предусматривается реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитического сопровождения ее распространения. С этой целью предусматривается:

Обеспечение поддержки региональных программ развития дошкольного образования, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

Создание в каждом регионе условий для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования;

Обеспечение реализации в каждом регионе программ поддержки родительского просвещения для семей с маленькими детьми;

Повышение квалификации по новым образовательным программам 95% педагогических работников и управленцев системы дошкольного образования.

В результате реализации принимаемых мер будет обеспечено распространение и практическое внедрение нового содержания и технологий общего (включая дошкольное) и дополнительного образования, реализованы эффективные механизмы вовлечения детей и молодежи в социальную практику .

Таким образом, государственная политика в области дошкольного образования представляет систему государственных мер и мероприятий, направленных на обеспечение функционирования и развития данного элемента (уровня) системы образования.

Список литературы

1. Беспалов, М.В. Современные технологии анализа хозяйственной деятельности учреждений дошкольного образования / Аудит и финансовый анализ. 2013. № 4. С. 307-310.

2. Клячко, Т.Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Т.Л. Клячко.- М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. -53 с.

3. Кораблева, Г.Б. Дошкольное образование в России: состояние и проблемы кадрового потенциала / Г.Б. Кораблева // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. №4. С.71-79.

4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2012. - № 53 (часть I). - Ст. 7598.

5. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 // Собр. законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.

6. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 // Собр. законодательства РФ. - 2012. - № 19. - Ст. 2336.

7. Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы: Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р // [Электронный ресурс]. URL: http: // pravo.gov.ru (дата обращения - 16.02.2017).

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета. 2013, 25 ноября - Федеральный выпуск №6241.

9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 1 декабря 2016 года // Российская газета. 2016, 2 декабря.

10. Рудакова, Е.Н. Государственная образовательная политика: этапы становления и современное состояние / Е.Н. Рудакова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2012. № 4. С. 175-183.

1 Государственная политика в области дошкольного образования Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования


1.1.Роль образования на современном этапе России 1.2.Отечественная система образования 1.3.Принципы государственной политики в области образования 2.Становление новой системы образования в России 2.1.Стратегическая цель государственной политики в области образования 2.2.Приоритетные задачи государственной политики в области образования 3.Развитие дошкольного образования 3.1.Новые ценностные ориентиры дошкольного образования 4.Основные направления развития дошкольного образования 4.1.Приоритетные направления развития системы дошкольного образования Ставропольского края 2


3 Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования Конституция РФ Стратегия развития образования до 2020 г. (Концепция долгосрочного социально- экономического развития РФ, распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р) Стратегия развития системы образования Ставропольского края до 2020 г. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым 04.02.2010 г.) Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ от 26 августа 2010 г. № 761н) Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении ((Действующее, утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562) Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. Краевая целевая программа «Развитие образования в Ставропольском крае на 2011-2012 гг.» Федеральный государственные требования по дошкольному образованию


4 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.


5 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Приоритетные задачи Первая – обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями


6 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Приоритетные задачи Вторая – создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики:


7 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Приоритетные задачи Третья – обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью


8 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Приоритетные задачи Четвертая – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров


Внедрение инновационных технологий в образовании, широкое применение проектных методов; Конкурсное выявление и поддержка лидеров, реализующих новые подходы в образовании; Решение проблем кадрового обеспечения образовательной системы; Обновление организационно-экономических механизмов системы образования; Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования; 9 Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020


Осуществление предшкольной подготовки детей, поступающих в 1 класс; Расширение форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных ОУ Более полное использование потенциала семьи в воспитании детей. 10 Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020


Переход на новые образовательные стандарты. Развитие системы поддержки талантливых детей. Обеспечение системы моральных и материальных стимулов поддержки педагогов, аттестация и постоянное повышение их квалификации. Изменение инфраструктуры ОУ как по форме, так и по содержанию: разработка новых форм проектирования зданий ОУ, нового оснащения для создания психологического и физического комфорта пребывания ребенка в ОУ, безопасность, создание безбарьерной среды (интеграция детей-инвалидов). Сохранение и укрепление здоровья детей (питание, медицинское обслуживание, физкультура и спорт, ЗОЖ, профилактические программы, индивидуальные программы развития здоровья детей, индивидуальный подход к каждому, недопустимость учебной перегрузки детей). Расширение самостоятельности ОУ (составление ОП, финансово-экономическая самостоятельность, создание АУ, поддержка частных ОУ, привлечение к управлению ОУ частных инвесторов, дистанционное образование) –повышается степень свободы и уровень ответственности руководителя ОУ. 11 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»


семья ми воспитанников, включая семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие механизмов общественной экспертизы качества образовательных услуг. 12 Реализация Федеральной целевой программы по развитию сети дошкольного образования на2011-2015 гг.


Компетентность – качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. Основные составляющие компетентности работников образования: - профессиональная - коммуникативная - информационная - правовая 13 Квалификационные характеристики должностей работников образования


Руководитель ОУ (зам. Руководителя ОУ) : высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет; Старший воспитатель: высшее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет. Воспитатель: высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы; или высшее (среднее)профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы (+ см. п. 42 Типового положения о ДОУ о допуске к педагогической деятельности) 14 Требования к квалификации


Профессиональная компетентность: оптимальное решение управленческих проблем, нестандартное решение задач; готовность принимать происходящие изменения и умение управлять ими; владение современными технологиями управления качеством образования и коллективом; владение проектными технологиями; умение видеть и развивать возможности и ресурсы работников. Коммуникативная компетентность: эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления; владение деловой перепиской; умение вести переговоры, выполнять представительские функции, общаться с коллегами по работе; способность разрешения напряженных и конфликтных ситуаций; владение навыками ораторского искусства, активного слушания (слышать и понимать партнера), аргументации и убеждения, мотивации подчиненных. Требования к квалификации 15


Информационная компетентность: эффективное восприятие и оценка информации, отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов; использование информационных технологий в управленческой деятельности; работа с различными информационными источниками и ресурсами; ведение документации на электронных носителях. Правовая компетентность: эффективное использование в управлении законодательных и иных нормативных документов; разработка локальных нормативных документов; принятие управленческих решений в рамках действующей законодательной базы. 16


Право детских садов не только предлагать услуги по дошкольному образованию, но и по присмотру и уходу за детьми. -в классификации дошкольных учреждений никаких изменений нет, но в новом Типовом положении уточняется, что в детских садах при необходимости могут быть организованы группы по присмотру и уходу за детьми с соблюдением режима дня, но без образовательных программ. -закрепляется право создавать семейные группы. Они также могут быть двух видов - с образовательными программами и без них. -если прежде детский сад , где ведется обучение на каком-либо языке народов России, должен был обеспечить условия для изучения русского, то теперь такого обязательства нет -детский сад уже не несет ответственности за качество программ, которыми пользуется -проходить государственную аккредитацию дошкольному учреждению не надо - такого требования в Типовом положении нет -Главный документ - лицензия. -в типовом положении четко прописывалось, что учредитель дошкольного учреждения - орган местного самоуправления, теперь такой графы нет. -из нового положения исчезла глава о предельной наполняемости групп и др. Типовое положение 17


Новые ценностные ориентиры дошкольного образования: 1. Ранний возраст (новый вид ДОУ) 2. Предшкольное образование (новый вид ДОУ) 3. Расширение прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (совместное образование), реабилитация детей-инвалидов во всех видах ДОУ 4. Усиление воспитательного потенциала ДОУ (воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье) 5. Создание условий в ДОУ для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации 6.Обеспечение квалифицированной помощи семье (оказание консультативной и методической помощи родителям). 18 Типовое положение о ДОУ


7. Открытие дошкольных групп на базе образовательных учреждений других типов (при наличии лицензии). 8. Определение 4-х приоритетов развития детей: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое. 9. Расширение режимов работы ДОУ: 12 часов, 8-10 часов, 14 часов, 3-5 часов, 24 часа (Исключение режима «свободного посещения детьми ДОУ») 10. Изменение наименования видов групп ДОУ: группы общеразвивающей направленности группы компенсирующей направленности группы оздоровительной направленности группы комбинированной направленности 11. В группах компенсирующей направленности: (введены дети с аутизмом, определена формулировка УО – легкой степени, умеренной, тяжелой) 19 Типовое положение о ДОУ


1.Разработка основной общеобразовательной программы ДОУ на основе федеральной Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в соответствии с требованиями ФГОС) 2. Индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов (при наличии их в контингенте ДОУ любого вида). 20 Новые документы ДОУ


Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года). 2. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проходят согласование). 3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (разрабатывается уполномоченным федеральным государственным органом на основе ФГОС , в настоящее время проходит апробацию). 4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (разрабатывается уполномоченным федеральным государственным органом на основе ФГОС). 21


Устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) всеми ОУ, имеющими государственную аккредитацию; ФГОС учитывают особенности реализации ООП ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); Обеспечивают единое образовательное пространство РФ в условиях модернизации всех уровней образования; На основе ФГОС осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании ОУ; Функции ФГОС ДО по правовому регулированию и обеспечению гарантий прав детей на дошкольное образование: 22


Определены пользователи ФГОС : ОУ (ДОУ), органы управления образованием; авторские коллективы, разрабатывающие общеобразовательные программы дошкольного образования (комплексные и по освоению отдельных образовательных областей); ОУ среднего и высшего профессионального образования по подготовке специалистов ДОУ; учреждения повышения квалификации; общественные организации, осуществляющие деятельность в сфере дошкольного образования; 23


ФГОС повышает ответственность ДОУ за качество и конечный результат образовательной работы – уровень развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, значимых для семьи, общества и государства и обеспечивающих преемственность основ дошкольного и начального общего образования. 24


Развивающее образование; единство воспитательных, развивающих и обучающих задач; Научная обоснованность и практическая применимость (соответствие фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогики; культурно-исторический, деятельностный, личностно-ориентированный подходы к развитию ребенка); Интеграция образовательных областей (взаимодействие содержания образовательных областей для обеспечения целостности образовательного процесса); Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (доступность тем, мотивация); Организация образовательного процесса на адекватных возрасту формах и видах деятельности (ведущий вид деятельности – игра); Концептуальные основы 25


Формирование в детских садах образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка. Широкое использование информационно-коммуникационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей. Расширение социального пространства детского сада (сотрудничество с библиотеками, музеями, парками, участие в жизни микрорайона). Реализация программ, обеспечивающих адаптацию и интеграцию детей-мигрантов в сообщество сверстников, обучению русскому языку как второму. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг; организация клубных форм сотрудничества с семья ми воспитанников, включая семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие механизмов общественной экспертизы качества образовательных услуг. 26 Реализация Федеральной целевой программы по развитию сети дошкольного образования на2011-2015 гг.


Внедрение системы мониторинга здоровья детей. Совершенствование организации питания. Формирование индивидуальной модели оздоровления детей. Приобщение детей к культуре здорового образа жизни и укрепление интереса к занятиям физической культурой и спортом. Совершенствование форм обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья 27 Здоровьесбережение


Создание комфортной, безопасной, адаптированной к особым нуждам воспитанников среды, оснащённой специальным оборудованием; развитие системы психолого-педагогического сопровождения ребёнка. Создание непрерывных образовательных маршрутов: вариативные формы дошкольного образования - детский сад - начальная школа. 28 Развитие инклюзивного воспитания в дошкольных учреждениях.


Расширение возможности регистрации детей в режиме он-лайн в едином реестре будущих воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Использование автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ» для обеспечения прозрачности комплектования детских садов и возможности прогнозирования потребностей в дошкольных образовательных услугах. Создание интернет сайтов дошкольных образовательных учреждений и широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий информирования населения, повышения родитель ской компетентности в вопросах развития и воспитания детей, получения обратной связи о качестве образовательных услуг. 29 Информационная открытость дошкольного образования


Развитие государственно-общественной системы управления дошкольным образовательным учреждением: создание управляющих советов, наделённых реальными полномочиями в вопросах стратегического управления, финансово-хозяйственной деятельности, контроля качества образования, кадровой политики. Старт пилотного проекта по переходу на новые механизмы финансирования дошкольных образовательных услуг за счёт целевых субсидий, новую систему оплаты труда, стимулирующую качество, результативность и профессиональное развитие педагогов. Миссия образовательного комплекса Ставропольского края заключается в обеспечении условий для качественного образования и воспитания всесторонне развитой, конкурентоспособной, здоровой личности молодых граждан страны, подготовки кадров для инновационной экономики региона. 30 Повышение эффективности управления современным детским садом


1. Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, современным требованиям общества. 2. Формирование высоконравственной, образованной личности, обладающей базовыми компетенциями современного человека. 3. Сохранение и развитие образовательного комплекса края, отвечающего современным требованиям государства и общества. 31 Основные стратегические цели:


1. Повышение доступности качественного образования; 2. Укрепление, развитие материально-технической, учебной базы учреждений образования в соответствии с национальной образовательной стратегией «Новая школа»; 3. Подготовка нового поколения педагогических кадров; 4. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения; 5. Повышение эффективности управления в системе образования; 6. Развитие современной системы непрерывного образования; 7. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования; 8. Развитие альтернативных форм жизнеустройства детей, лишенных родитель ского попечения; 9. Интеграции детей с ограниченными возможностями в общество; Поддержка талантливой молодежи. Повышение доступности качественного образования 32 Приоритетные направления развития системы образования Ставропольского края


Вопросы и задания для контроля: 1.Назовите ключевые проблемы обеспечения доступности и качества дошкольного образования. 2.Каким правом законодательной инициативы обладают субъекты Российской Федерации. 3.Перечислите основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования. 4.Назовите приоритетные направления развития дошкольного образования. 5.Информационная открытость дошкольного образования (определение). 6.Перечислите основные стратегические цели в сфере образования. 7.Назовите принципы государственной политики в области образования. Создайте стандарт качества дошкольного образования в виде схемы Практическое задание 33


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УДАЧИ В РАБОТЕ

Проблемы системы дошкольного образования

нет структурных
изменений
в ДО
низкий
охват детей
услугами ДО
низкая
заработная плата
работников ДОУ
– кадровые
проблемы
отсутствует
конкуренция
не меняется
уклад жизни
медленно
развиваются
новые формы
среднее соотношение
числа воспитателей
к числу воспитанников
(1:25)
необходима новая система оценки качества
дошкольного образования

Дошкольное образование

Более 6 миллионов детей
56,4 тысяч детских садов;
29,3 тысячи (52%) – в городах и поселках городского типа;
27,1 тысячи (48%) – в сельской местности;
43,5 тыс. (77%) государственные и муниципальные ДО;
1022 (1,8%) негосударственных ДО.
3

Доступность дошкольного образования

Задача:
к 2016 году всем детям с 3 до 7 лет обеспечена доступность
дошкольного образования (Указ Президента Российской
Федерации от 7 мая 2012 года)
Инструмент: региональные «дорожные карты»:
развитие муниципально-региональных систем дошкольного
образования;
развитие негосударственного сектора.
4

Сеть учреждений предоставляющих услуги дошкольного образования

муниципальные детские сады
иные государственные и
муниципальные организации
негосударственные
образовательные учреждения
Общеобразовательные
учреждения
Начальная школа - детский сад
0
20
40
60
80

Задачи дошкольного образования

Создание новых мест в дошкольном образовании и ликвидация
очереди
Повышение заработной платы педагогам дошкольного
образования
Обеспечение детям комфортных условий в соответствии со
ФГОС дошкольного образования
Повышение качества подготовки педагогических кадров
дошкольного образования
6

Нормативная база дошкольного образования

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»:
дошкольное образование – уровень общего образования
Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования
самоценность дошкольного периода;
личностный рост ребенка;
формирования траектории его индивидуального развития;
учет потребностей детей с ограниченными возможностями
здоровья.
7

ДЕТСТВО ПОДОБНО УВЕРТЮРЕ, ДАЁТ ОКРАСКУ ВСЕМУ СПЕКТАКЛЮ Татьяна Ермакова

… ДРУГАЯ СТРАНА С НОВЫМ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИМ УКЛАДОМ
… ДРУГИЕ
ЦЕЛИ
ОБРАЗОВАНИЯ
… КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ СТАНДАРТЫ
… ДРУГИЕ ДЕТИ
ВСЕ ДРУГОЕ…
Содержание – набор
предметных занятий
(ЗУНы)
Репродуктивные способы
(методы) обучения
Ребенок – объект
обучения…..
………..
Ребенок – активный субъект
деятельности
Инновационные технологии
(игровые,
исследовательские,
проектные)
Содержание – формирование
способностей

ВОПРОС ДНЯ

Зачем нужен стандарт?
Что должен регулировать?
Что изменится в детском саду
после появления стандарта?
Дошкольное образование становится уровнем общего образования наряду с начальным,
основным и средним общим образованием (ст. 10, ч.4).
Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются для всех
уровней общего образования (ст. 5, ч.3), в том числе для дошкольного.
№273-ФЗ от 29.12.2012г
«Об образовании в Российской Федерации»

ФГОС дошкольного образования:

Впервые государство де-юре берет на себя
обязательства по дошкольному
образованию

(англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные
для сопоставления с ними др. подобных объектов»
«Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе
достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к
продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей;
гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование
правами и их всестороннюю охрану»
Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права
российского гражданина, права любого человека на качественное образование.
ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве
государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и
учитывающей возможности реальной личности и системы образования по
достижению этого идеала.
ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественногосударственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами
для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования,
семей воспитанников и широкой общественности.

положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной
психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном
возрасте (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов и др.)
работы по аксиологии и философии образования (И.А.Зимняя, В.П.Зинченко,
Н.Д.Никандров, В.А. Сластенин и др.), теории и методологии разработки
образовательных
стандартов
(В.И.Байденко,
В.П.Беспалько,
А.М.Кондаков,
А.А.Кузнецов, B.C.Леднев, А.И.Маркушевич, М.В.Рыжаков, В.М.Соколов, А.И. Субетто
и др.)
научные положения, практические разработки и методические рекомендации,
содержащиеся в трудах исследователей в области дошкольного образования (Л.А.Венгер,
М.А. Васильева, В.Т.Кудрявцев, Л.А.Парамонова, В.А. Петровский и др.)
законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области
образования

обеспечение государством равенства возможностей
для каждого ребёнка в получении качественного
дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и
качества
образования
на
основе
единства
обязательных требований к условиям реализации
основных образовательных программ, их структуре
и результатам их освоения;
сохранение единства образовательного пространства
Российской
Федерации
относительно
уровня
дошкольного образования.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

расширения
возможностей
развития
личностного
потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного
возраста;
обеспечения условий здорового образа жизни и
безопасности ребенка;
приобщения
детей
через
соответствующие
их
индивидуально-возрастным
особенностям
виды
деятельности к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства;
развития интереса и мотивации детей к познанию мира и
творчеству;
реализации вариативных образовательных программ;
соблюдения прав ребенка, родителей и других участников
образовательного процесса.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

● полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение
(амплификация) детского развития;
● индивидуализация дошкольного образования);
● содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
● поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
● сотрудничество с семьёй;
● приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
● формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
● возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
● учёт этнокультурной ситуации развития детей.


Особое место дошкольного стандарта среди ФГОС
Среди принципов:
- поддержки разнообразия детства;
-сохранения
уникальности
и
самоценности
дошкольного детства как важного этапа в общем
развитии человека;
-полноценного проживания ребёнком всех этапов
дошкольного детства, амплификации (обогащения)
детского развития;
-создания благоприятной социальной ситуации
развития каждого ребёнка в соответствии с его
возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями;

к структуре
ООП ДО
к условиям
реализации ООП
ДО
к результатам
освоения ООП
ДО
ФГОС

Индикаторы качества

Т
Р
Е
Б
О
В
А
Н
И
Я
к предметно – развивающей среде как
к условиям индивидуального развития ребенка
к кадровым + психолого – педагогическим
условиям = корпоративный дух
к материально – техническим условиям как
условиям безопасности и охране здоровья детей
к финансовому обеспечению, как гарантии
бесплатного дошкольного образования.

безопасная
Развивающая
предметнопространственная
среда организации
(группы)
трансформируемая

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Содержание Программы должно охватывать
следующие образовательные области:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно-эстетическое развитие;
● физическое развитие.

программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации развития детей дошкольного возраста;
определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования
(объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров
дошкольного
образования),
организационно-педагогические
условия
образовательного процесса;
направлена на создание условий социальной ситуации развития
дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации
ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и
познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей
на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры,
изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.),
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего
развития;
направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего
развития ребёнка.

Образовательная среда –
это система условий социализации и развития детей:
1. пространственно-временные
условия (гибкость
трансформируемость предметного пространства);
и
2. социальные
условия (формы сотрудничества и
общения, ролевые и межличностные отношения всех
участников образовательного процесса, включая
педагогов, детей, родителей, администрацию);
3. деятельностные условия (доступность и разнообразие
видов деятельности, соответствующих возрастным
особенностям дошкольников, задачам развития и
социализации).

Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим
Стандартом и с учётом Примерных программ (Закон РФ «Об образовании», ст.12.6)
При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания
детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых
образовательных, педагогических и организационно-управленческих задач
Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для
дошкольных образовательных групп с разной продолжительностью пребывания детей в
течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, полного и
продлённого дня, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том
числе разновозрастных групп
Группы в одной Организации могут действовать на основе различных Программ

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Целевые ориентиры дошкольного
образования - социально-нормативные
возрастные характеристики возможных
достижений ребёнка на этапе завершения
уровня дошкольного образования
● целевые ориентиры образования в
раннем возрасте
● целевые ориентиры образования на этапе
завершения дошкольного образования

Целевые ориентиры ДО -
социальные и психологические характеристики
возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО.
● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности –
игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников
совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных
замыслов;
● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и
к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
других, стараться разрешать конфликты;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности. Способность ребёнка к фантазии, творчеству интенсивно развивается и
проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную
ситуации, в том числе игровую и учебную;

● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании
сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и
словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои
движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить
поделки из различных материалов и т. п.;
● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать
сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело;
● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких
предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему?
зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором
он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения
в различных сферах действительности.

ФГОС дошкольного образования - нестандартный стандарт

ФГОС дошкольного образования нестандартный стандарт
Целевые ориентиры не подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не
являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей. Они
не являются основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки
воспитанников.
Освоение Программы не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и
итоговой аттестации воспитанников.

ФГОС дошкольного образования - нестандартный стандарт

ФГОС дошкольного образования нестандартный стандарт
Результаты психолого-педагогической
диагностики (мониторинга) могут
использоваться исключительно для
решения образовательных задач 1. Надо не учить детей, а сделать
так, чтобы ребёнок
захотел научиться.

Эмоции
2. Не надо учить детей, не надо
их воспитывать, надо жить
вместе с детьми интересной,
содержательной жизнью.

Психологические закономерности развития системы дошкольного образования

Эмоции
3. Разностороннее
использование игры как для
обучения,
так и для досуга.

Эмоции

Психологические закономерности развития системы дошкольного образования

Воля
4. Создание условий и ситуаций,
где бы ребёнок мог проявить
волевое усилие.

Зотеева Юлия
Основные направления государственной политики в области дошкольного образования

Одним из основных направлений государственной политики в в России является решение проблемы ликвидации очередей по зачислению детей в детские сады в возрасте от 3 до 7 лет. Для это выделяются дополнительные места в муниципальных детских садах, реконструируются закрытые дошкольные учреждения , привлекаются негосударственные организации в сферу дошкольного образования . Разрабатываются меры по развитию вариативных форм обучения.

Создан эффективный контракт в области дошкольного образования с целью привлечения молодых квалифицированных специалистов, разработан проект по усовершенствования системы оплаты труда и льготных условий. Введена оценка качества работы сотрудников в соотношении с эффективностью принятой программы дошкольного образования . Контроль за профессионализмом педагогов, возможность повышения квалификации, переподготовки, посещения различных курсов, необходимых для дальнейшей работы, с целью улучшения ее качества. Так же возможность переобучения для работы с детьми с ОВЗ.

Еще одним из направлений является разработка и принятие ФГОС ДО, с целью улучшения работы в области дошкольного образования , ее лаконичности и концентрированности на отдельных областях . Возможность качественной оценки деятельности педагогов. Усовершенствование системы образования путем введения основных образовательных программ , включающих в себя направленность на все сферы образовательной деятельности , на детей с различными возможностями и особенностями здоровья. ФГОС является настоящим помощником для людей, работающих в сфере дошкольного образовании , он помог усовершенствовать нормативную базу ДОО, упорядочил систему образовательного процесса , образовательную нагрузку , финансирование, материально-техническое обеспечение и т. д.

Проведена модернизация институтов системы образования , основным критерием которой является создание благоприятных условий для детей с ОВЗ, возможность обучения их в некоррекционных организациях, а в обычных детских садах. Для этого разработаны мероприятия по повышению квалификации сотрудников ДОО, выделение денежных средств из бюджета на приобретение специального оборудования, для создания благоприятных, комфортных условий. Приняты меры, дающие возможность талантливым детям проявит себя и на дальнейшее развитие, организованы различные кружки при детских садах и дополнительные занятия.

Еще одним из основных направлений государственной политики является гармонизация национальных и межнациональных отношений в области дошкольного образования , упрочнение общероссийского гражданского самосознания. Объединение граждан с различными национальностями. Проведение мероприятий по сближению наций, организовываются беседы, открытые уроки на тему равенства наций, прав и свобод человека, патриотизм.

Рассмотрим основные направления государственной политики в области дошкольного образования в Нижегородской области .

Одним из основных направлений гос . политики в Нижегородской области является формирование области образовательной системы , обеспечивающей доступность качественного образования , совершенствование технологии образования , вовлечение инновационных форм обучения. Особое внимание уделяется системе оценке качества дошкольного образования и информационной прозрачности системы образования . Совершенствуется технология получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Немало важным направлением является привлечение молодых специалистов для работы в ДОО в поселках и деревнях, разработан комплекс привилегий для таких сотрудников (возможность получения жилья и автомобиля) . Сформирована система заработанной платы молодым специалистам, а так же льгот и субсидий. Таким образом , привлекаются квалифицированные сотрудники, и повышается качество образования в поселениях .

Решается проблема очередности в ДОО, появилась доступность в посещении детских садов детей с 3-ех лет. Используются ресурсы существующих муниципальных учреждений, реконструируются старые здания, строятся новые. Приветствуется открытие семейных детских садов, реализующих программу дошкольного образования , специалистам, работающим в семейном детском саду так же оказывается социальная поддержка из средств областного бюджета .

Все эти направления объединила в себе государственная программа «Развитие образования Нижегородской области » , содержание которой также включает развитие и укрепление системы гражданско-патриотического воспитания в Нижегородской области .

Основными направлениями гос . политики в сфере дошкольного образования в городе Дзержинск Нижегородской области являются развитие муниципальных дошкольных образовательных учреждений , оснащение их инновационным техническим обеспечением, для получения общедоступного качественного образования .

Разрабатываются меры социальной защиты детей, работников дошкольного образования , осуществление, осуществление комплекса мер по охране здоровья детей. Устанавливаются видеокамеры в учреждениях, а так же электронные замки на входные калитки.

Организовывается работа по повышению квалификации, аттестации руководящих работников и педагогических кадров. Ведется обмен опытом с педагогами других городов, проводятся различные семинары, собрания , экскурсии. Все это способствует развитию качественного дошкольного образования и множеству подходов к дошкольному воспитанию .

Важным направлением в области дошкольного образования является снижение очередности в дошкольные учреждения засчет открытия новых муниципальных детских садов, а также с помощью открытия частных дошкольных учреждений , ведущих развивающую деятельность по принятым образовательным программам . Оказывается содействие развитию негосударственных альтернативных образовательных учреждений ,а так же вариативности дошкольного образования .

Ведется направленная деятельность по сближению многонационального народа, проводятся открытые уроки и собрания на тему < ;< Многонациональная страна», «Уважение к людям других национальностей» .

Таким образом , можно сделать вывод, что все направления государственной политики дошкольного образования взаимосвязаны о объединены общей целью – развитие современного качественного образования , общедоступного для всех слоев населения России, не зависимо от национальности, социального статуса, индивидуальных возможностей здоровья.

04 Мар 2014, в сфере , появившиеся обновленные и новые федеральные документы, регламентирующие деятельность современного ДОУ, преобразуют представление педагога системы о программном обеспечении образовательного процесса, что вызывает множество вопросов и затруднений.

Педагоги понимают, что новые стандарты призваны не только обеспечить непрерывность образования, но и решить проблемы повышения качества образования. Все это представляет собой новую идеологию, совершенно новые подходы к построению образовательных отношений, как на уровне детского сада, так и при взаимодействии с социальным институтом семьи. При взаимодействии с семьями воспитанников дошкольное учреждение обращает внимание на самые разнообразные вопросы образования и жизнеобеспечения ребенка. Это и воспитание качеств личности, и становление ценностных ориентаций и даже такие вопросы как приобретение тех или иных детских товаров.

В столь непростых условиях можно посоветовать педагогам начать переход на ФГОС с разработки соответствующей программы.

Она может состоять из трех этапов: организационно-аналитического, внедренческого, обобщающего и быть рассчитанной на два учебных года.

Главная задача первого этапа - проанализировать готовность педагогов к внедрению и выявить профессиональные затруднения воспитателей.

В результате появляется возможность выявить основные затруднения педагогов на этапе введения ФГОС: упрощенное понимание сущности и техно­логии реализации личностно-ориентированного подхода; ранее сложившаяся методика проведения занятий становится препят­ствием в достижении целевых ориентиров; отсутствие опыта разработки разделов обязательной части образовательной програм­мы ДОУ и части, формируемой участниками образовательных отношений и др.

Возникло противоречие между новыми предъ­являемыми требованиями и недостаточной подготовленностью педагогов к внедрению ФГОС.

Второй этап по реализации программы может проходить по трем направлениям:

1. Создание нормативно-правовой базы по переходу на ФГОС.

2. Методическое сопровождение педагогов, осуществляющих переход на ФГОС.

3. Разработка образовательной программы ДОУ.

На этом этапе создается нормативно-правовой портфель ДОУ и все участники образовательного процесса с ним должны быть ознакомлены. В этот пакет документов входят федеральные и региональные норматив­ные акты и локальные акты ДОУ.

Обобщающий этап предполагает подведение итогов деятельности дошкольного учреждения по внедрению ФГОС и реализации современной образовательной политики в сфере дошкольного образования. На этом этапе планируется проанализировать деятельность детского сада по разработке и реализации образовательной программы; разработку комплексно-тематического планирования и созданного к нему банка методического и практического материала для воспитателей и специалистов ДОУ и т.д.