Как избавиться от гордыни. Избавление от гордыни

Инструкция

Проанализируйте свое поведение и самооценку. Психологи считают, что - это завяшенная самооценка, непомерная гордость, самолюбование и желание непременно всегда и во всем быть первым. Человек, который думает лишь о своем превосходстве не может самосовершенствоваться и развиваться. Его личностный рост приостанавливается, так как самым важным оказывается принижение другого с целью .Если вы чувствуете, что в вашей голове крутятся мысли о собственной неотразимости и величии, возможно, стоит обратиться к психологу. Он поможет разобраться с истоками такой и, скорее всего, вы поймете, что в глубине души вы недооцениваете себя и что все ваши действия направлены на самоубеждение в том, что в жизни все идет как надо.

Примите мир в его разнообразии. Путешественники принимать других людей, иные культурные традиции и обычаи, так как иначе их перемещения по земному шару не имеют значения. Отправьтесь в путь: будьте готовы к тому, что образ жизни людей в другой стране шокирует и поразит вас. Как только вам захочется съязвить по поводу хиджаба или жареных гусениц на тарелке, подумайте, что вы такой же странный объект для аборигенов, как и они для вас. Нужно учиться принимать других людей такими, какие они есть. Это важно и в повседневной жизни: уметь говорить на - не унижаясь и не возвышаясь - с продавцами магазина, с бродягами, с начальством и с соперниками.

Помогите ближнему. Церковь и благотворительные организации проводят множество акций помощи нуждающимся. Выберите что-то для себя: вы можете участвовать в раздаче еды бедным людям, помочь в сборе средств и вещей для детей-инвалидов или разработать собственный проект в помощь пострадавшим от пожаров. Главное - делать это с чистым сердцем, тем самым вы поможете себе, ведь, по сути, вы ничем не отличаетесь от тех, кому вы помогаете.

Попытайтесь добиться чего-нибудь в новой области. Попробуйте сделать что-либо в той сфере, которая никогда не была приоритетной областью ваших интересов: попробуйте сшить яркие наволочки из органзы для гостиной, поучаствуйте в конкурсе на лучший свадебный танец или напишите картину маслом для своей гостиной. Вам нужно позволить себе проиграть - это и будет вашей победой. В любом случае, стоит спрашивать совета у мастеров этого дела, общаться с людьми, которые пытаются сделать то же самое. Так вы обретете новых знакомых и, возможно, преодолев все трудности, преуспеете в новой области.

Видео по теме

Обратите внимание

Если вы хотите помогать людям, нужно делать это от чистого сердца, не ожидая взамен чего-то. Отдавайте бескорыстно. Так вы приобретаете гораздо больше: осознание своей сопричастности доброму делу помогает жить, взглянуть на вещи по новому.

Полезный совет

Полюбите себя: часто гордыня скрывает неудовлетворенность собой и болезненное смаоуничижение. Это и является причиной яростной критики других людей. Примите себя таким(ой), какой(ая) вы есть.

Источники:

  • Гордыня в психотерапии

Некоторые люди испытывают такое чувство, как гордыня. Вообще это понятие означает «желание быть выше других, выделиться». Именно это негативное проявление мешает человеку раскрыть свое внутреннее Я, познать те стороны жизни, которые ранее ему неизвестны. Безусловно, нужно пытаться побороть гордость, в противном случае, уйдет всякий интерес к жизни.

Инструкция

Пересмотрите свои принципы и сложившиеся убеждения, исключите слова «обязан» и «должен». Найдите причину, которая вызывает у вас злость, раздражение, желание отомстить и быть на высоте. Вы даже можете написать ее на листке бумаги и порвать в мелкие клочья.

Перестаньте сравнивать себя с другими. Каждый человек – индивидуален и имеет свои недостатки. Поймите, от того что вы принижаете человека, хорошо вам не будет. Люди просто-напросто отвернутся от вас.

Обратите внимание на себя. Может вы не так хороши, как вам кажется. Существует старая и мудрая пословица «В чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем». Попробуйте отыскать те «бревна», которые скрыты от вас.

Перестаньте командовать людьми, научитесь вежливости, даже элементарным словам «спасибо», «пожалуйста». Поймите, что вам в этой жизни никто ничем не обязан.

Не соревнуйтесь с людьми, просто живите как вам нравится, а не так чтобы возвыситься над другими. Будьте честны, главное, перед самим собой.

Как правило, гордыня возникает на фоне зависти. То есть появляется она, затем желание быть лучше, а когда вы достигаете желаемого – стараетесь показать свое превосходство. Это неправильная тактика в жизни. Поэтому чтобы искоренить гордыню – .

Избегайте споров, считайтесь с мнением других людей. Даже если вам кажется, что точка зрения вашего собеседника неверная, не нужно доказывать свою правоту, вы можете просто высказать свое мнение, но ни в коем случае не вступайте в перепалку.

Не критикуйте людей, которые, по вашему мнению, делают что-то неправильно. Поймите, что это вы так думаете, а, возможно, другие считают это приемлемо.

Делайте людям добро, при этом не надо хвастаться этим. Помогли бабушке перейти дорогу – похвалите себя, но не рассказывайте всем. Оказали материальную помощь – промолчите, не нужно на каждом углу говорить, что вы такой хороший и щедрый.

Совет 3: Гордыня с точки зрения психотерапии: что в ней плохого

Гордыня заставляет человека думать, что он лучше всех, и верно может быть только его мнение. Она недопустима с точки зрения религии, однако и психологи уверяют, что от этой черты характера следует избавляться.

С одной стороны, гордыня – это почти непобедимый грех, ведь человек, в чьем характере присутствует эта черта, никогда не сдается и не способен принять мысль, что он может поступать неправильно. Переубедить его или тем более сломить необыкновенно трудно. С другой стороны, хотя посторонние люди не могут справиться с гордецом, он вполне может уничтожить себя сам, разрушив свою жизнь и оттолкнув всех, кто его любит и ценит. Путь гордыни – это путь одиночества.

Горделивые люди нередко деградируют. Они не принимают критику и искренне верят, что делают все идеально, а их недоброжелатели – либо завистники, либо глупцы. Человек в лучшем случае стоит на месте, не продвигаясь вперед, а в худшем теряет навыки и знания. Даже если гордец добивается успеха, удержать его надолго он не в состоянии. Такой человек не учится на своих ошибках и нередко наступает на одни и те же грабли постоянно, разрушая свою жизнь. Так умный и талантливый актер может уничтожить свою карьеру, не слушая режиссера, постоянно опаздывая на репетиции и съемки и искренне веря, что все вокруг крутится только вокруг него.

Гордыня способна разрушать личность и уничтожать хорошие взаимоотношения. Немногие люди способны в течение долгого времени оставаться с высокомерным, ставящим себя выше других человеком, ведь такие отношения связаны с постоянным унижением, пусть и безмолвным. Ссоры с близкими, постоянные конфликты на работе, разрушение любовных отношений – вот что с точки зрения психотерапии ждет человека, неспособного избавиться от своей гордыни.

Психологи предостерегают: не нужно путать гордость и . У человека должно быть чувство собственного достоинства, он должен любить и ценить себя. Но при этом важно признавать достоинства других людей, видеть и исправлять свои ошибки, совершенствоваться. Это и есть гордость, не дополненная высокомерием и эгоизмом.

1. Опознание гордыни. Самый трудный шаг в борьбе с гордыней -- это ее опознание. Поэтому очень важно прислушиваться к любой критике. Если человек ее опознал тогда и борьба возможна. Но проблема с гордыней -- это что человек полностью уверен что к нему -- это не относится.
Иногда, просто опознание своего греха и его разрушительного действия дает человеку волю и силу его больше не повторять. Но когда греховное поведение уже вошло в природу человека, то тогда будет труднее его побороть.
Священное Писание нас поощряет знать истину так как -- это освободит нас от всякой неправды и мы станем свободны от греховных последствий. И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Иоанна 8:32).
Итак: (1) искание похвалы -- заменяй скромностью, (2) возвышение себя -- заменяй молчанием и скромностью, (3) презрение других -- заменяй опознанием их хороших качеств и любовью, (4) непослушание к высшим -- заменяй молчанием и послушанием, (5) не принятие совета -- заменяй уважением и слушанием, (6) обиды -- заменяй молчанием, (7) неумение простить -- заменяй прощением, (8) злопамятство -- заменяй прощением, (9) не хочешь уступить -- замени уступлением, (10) неумение признаться в ошибке -- заменяй признанием ошибки, (11) желание быть лучше других -- заменяй скромностью, (12) желанием всюду проявлять свою волю -- заменяй уступчивостью и т.п.
Во время брани если что-то трудно делать то нужно молиться о помощи. Во время поста нужно усилить нашу борьбу. Таким образом, после известного времени, новое поведение станет нашим эталоном и мы будем вылечены.

2. Ступени врачевания. Как же бороться с недугом гордыни, в особенности если это уже вошло в нашу природу? Методика борьбы та же самая как и с любой другой страстью. Это трудный и сложный путь и, конечно:

  1. на первом месте нужно обратиться к Господу Богу за помощью -- нужно молиться, чтобы Он помог.
  2. После этого нужно поговорить и поисповедоваться у духовника.
  3. Потом, чтобы бороться с врагом сперва его нужно узнать. Значит, нужно изучить гордыню и прочесть о ней все, что можно найти.
  4. После этого нужно продумать все свое поведение (дела, слова и мысли) дома, в школе, на службе и т.п. с точки зрения гордыни и опознать ее во всех ее проявлениях.
  5. После опознания, нужно следить за ее проявлением и когда она появляется всегда заменять ее противоположной добродетелью .
  6. Во время молитвенного правила читать «Молитву для врачевания гордыни» (смотри Приложение).
  7. Нужно говеть: поститься, исповедоваться и причащаться.

3. Пост. Пост -- это самая основная школа борьбы с гордыней -- школа послушания. Поэтому, нужно строго следить за исполнением всех правил поста.

4. Послушание. Во многом источником гордыни является непослушание Господа Бога. Поэтому, один самых простых приемов борьбы с гордыней -- это послушание, даже любое послушание. В монастырях, для искоренения гордыни из некоторых монахов, дается им послушание -- какая-то грязная работа.

5. Противоположная добродетель . Каждый грех имеет противоположную добродетель. Так как гордыня это не один грех, а множество, то нужно опознать (идентифицировать) все ее составляющие и их противоположные добродетели. Сделая это, нужно быть внимательным к ее проявлению и при каждом появлении ее составляющей парировать и нейтрализовать ее соответствующей добродетелью. Святой Иоанн Кронштадтский в своем бессмертном дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет следующее:

«Все искусство лечить болезни духа состоит в том, чтобы нимало не останавливаться на них вниманием и нимало не потворствовать им, но тотчас отсекать их; напала на тебя гордость -- скорее смирись до земли; напала на тебя скупость -- скорее будь щедр; напало сребролюбие -- скорее похвали нестяжание и возревнуй о нем. Напала на тебя иная болезнь -- не потворстуй ей, не грей ее, а бей, распинай ее».

Здесь уместно привести выписку из работы «Христианское нравоучение»

«Каждый грех имеет противоположную добродетель.

В борьбе с каким-то грехом, нужно делать соответствующую добродетель. Таким образом греховный навык постепенно сменяется на христианскую добродетель. Вот некоторые из них:
(I) Из Десяти Заповедей : неверие-вера, бездельничество-труд, лень-трудолюбие, неуважение родителей-любовь и уважение, убийство-жизнь, прелюбодеяние-целомудрие, кража-дар, ложь-правда, зависть-радость.
(II) Из Заповедей Блаженства : гордыня-смирение, немилосердие-милосердие, греховные помыслы-чистые, заводить ссоры-миротворчество.
(III) Из пособия для исповеди : осуждение-видение своих недостатков, гнев-спокойствие, оклеветание-защита, дерзость-вежливость, раздражительность-сдержанность, уныние-радость во Христе, воздаяние зла за зло-воздаяние добра за зло, ожесточение-спокойствие, роптание-благодарение, самооправдание-признание вины, прекословие-смирение, своеволие-послушание, укорение-спокойствие, злоречие-воздержание, смех над кем-то-сочувствие, соблазн-целомудрие, эгоизм-любовь, самолюбие-любовь, честолюбие-скромность, чревоугодие-пост, тщеславие-скромность, нечистые помыслы-чистые, многостяжание-щедрость (нестяжательство, бессребреничество), нечистое воззрение-чистое».

6. Перевести внимание. Этот метод один из самых простых способов борьбы с грехом. Он состоит из перевода внимания от предмета или ситуации которая вызывает отрицательные, греховные мысли, слова или дела и заставить себя думать о чем то другом. Лучше всего, конечно, о противоположной добродетели.

7. Молитва для врачевания гордыни. Как было сказано выше (601, 602), перед каждым делом и в особенности встречаясь с затрудненями нужно молиться. Это естественно для христианина. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос сказал «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Матфея 7:7-8).
В этой части нашей работы мы говорим о другом, о специальной молитве для врачевания гордыни. Это «Молитва для искоренения гордыни», которую в общем можно написать и самому, продумав все свои слабости, составляющие гордыни. Для каждой части нужно обратиться к Господу Иисусу Христу и попросить помощи не впадать в такой грех, а вместо него делать противоположную добродетель. Ее можно написать и самому, или с помощью духовника и потом, во время молитвенного правила читать ее -- каждый день.

8. Епитимья. При постоянном проявлении какой-то греховной привычки, составляющей гордыни можно пользоваться епитимьей, то-есть применять к себе самому какое-то «педагогическое наказание». В монастырях, в этой лаборатории духовности и нравственности -- это бывает большое количество земных поклонов. Таким образом, можно вылечиться от многих греховных привычек.

9. Расстаться с источником гордыни . Как было сказано выше (406), работа может способствовать гордыне. Поэтому, иногда, чтобы вылечиться от нее, нужно уйти от источника гордыни, с такой работы и взять более простую, но духовно созидающую и не разрушающую.

10. Болезнь смиряет гордыню. Болезнь обыкновенно смиряет гордеца. Человек должен заслужить Царство Небесное своей жизнью или страданиями очиститься от греха. Поэтому Господь Бог иногда применяет «педагогическое наказание» и допускает какую-то болезнь для того, чтобы научить чему-то зазнавшегося гордеца.

11. С годами люди смиряются. Со старостью, многое что способствует гордыне уходит, человек смиряется и начинает постепенно вылечиваться. Например уходит красота, сила, важное положение на работе или в обществе, человек начинает болеть, чувствует приближение смерти и т.п. Все это постепенно смиряет человека.

Заключение. Прочтя эту работу, пред нами встает гордец -- несчастный человек, который на всяком повороте жизни что-то теряет. Он не отличается умом, так как грех гордыни его ослепляет и он живет неполной жизнью. К сожалению на Западе такой тип встречается часто. Другими словами гордый человек весь в греховных страстях которые ему мешают нормально жить и общаться с людьми.
Гордецы не могут достигнуть вершину в человеческих отношениях. Они не могут по настоящему любить, не могут по настоящему общаться, иметь теплые отношения с людьми. Но, если на работе не очень требуется общение, то гордец может хорошо работать и даже преуспевать.
Из описания гордыни видно, что она создает плодотворную почву для всяких психических и духовных расстройств. Одна из них параноя. Чем больше мы изучаем и понимаем гордого человека, тем больше мы сознаем что он живет в темноте и сам этого не сознает.

Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить – высокомерие, надменность, чванство, – все это разные виды одного основного явления – «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других – что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных – серьезными, рассеянных – сосредоточенными, обжорливых – воздержанными, и т.д. – все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все….. только мелкие грехи….. никого не убил, не украл».

Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его – тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану – тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание – еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот – драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит – благодаря тщеславию – умирает лучшее, что есть в нас, значит – мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.

Усилившееся тщеславие рождает гордость .

Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она – «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она – вражда к Богу, начало всякого греха, она – во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).

Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?

Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»

Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все – несомненно признаки гордости.

В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само -вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию – созерцание самого себя.

В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения , как в телесной, так и в душевной нашей жизни.

Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

Часто это – так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это – своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

В случаях обратных, в переживаниях горя – тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.

Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия.

Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

Часть 2. Как проходит эта духовная болезнь

Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.

Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение…», или «я придерживаюсь правила…».

Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.

Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой – услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше – добрые дела или молитва.

Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело – важно, чужое – пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).

Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель – вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант – на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели.

Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни – мания величия и мания преследования – прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.

Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».

Гордый терпит поражение на всех фронтах:

Психологически – тоска, мрак, бесплодие.

Морально – одиночество, иссякание любви, злоба.

Физиологически и патологически – нервная и душевная болезнь.

С богословской точки зрения – смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.

В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых – смирение; затем – послушание, по ступенькам – любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец – послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого – то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».

Отвержется… и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест – крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания – немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.

И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.

Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, – слава.

Гордыня и гордость

20.05.2015

Снежана Иванова

Признаки гордыни – это часто возникающее чувство несправедливости, раздражения. Такой человек всегда полагает, что его напрасно обидели.

В современном мире понятия гордость и гордыня часто путают между собой. Людьми они воспринимаются как одно и то же или нечто очень похожее. Между тем, эти две сущности имеют совершенно различное значение. Если первое понятие свидетельствует о чувстве собственного достоинства, самодостаточности, то второе говорит о сложном характере, внутренних нерешенных проблемах личности. Признаки гордыни – это часто возникающее чувство несправедливости, раздражения. Такой человек всегда полагает, что его напрасно обидели. Данная статья посвящена вопросу гордыни и объясняет, чем она отличается от гордости. Мы рассмотрим составляющие каждого из понятий, чтобы понять, в чем заключается опасность взращивания в себе этого чувства и как его можно преодолеть.

Гордыня и гордость. Отличия

Оба понятия имеют один корень, а значит, представляют собой производные от тщеславия, самолюбования и кичливости. Однако в случае с гордостью проявления чувства ложного превосходства над другими не столь выражено, как с гордыней. В современном мире гордиться можно родиной, собственными достижениями, близкими людьми. А гордыня происходит из патологической неуверенности в себе.

Чувство собственного достоинства

Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что уважать и ценить собственную личность необходимо. Без здоровой любви к себе нет никакого развития, как невозможно полноценное продвижение вперед, раскрытие талантов и собственных возможностей. Чувство гордости должно быть у человека. В противном случае им сможет манипулировать и использовать в своих целях любой человек. Но, в то же время, любая должна быть умеренной. Нельзя во всем видеть подвох, а в людях — злейших врагов или обманщиков. К сожалению, реалии современной действительности таковы, что многим из нас приходится проходить через многочисленные испытания, которые сопровождаются болью, обидой и разочарованием. Но ведь это совсем не повод становиться слабым, озлобленным человеком? Напротив, необходимо собрать всю свою волю и доброе начало, чтобы сохранить веру в лучшее и в людей.

Доверие к миру

Чем больше человек расположен к окружающим, тем сильнее он открыт по отношению к самому себе, тем легче ему становится принимать новое. Доверие к миру складывается из нескольких составляющих, таких как: обстановка в семье, где живет человек, отношение к нему окружающих людей, собственные желания и мечты, характер, темперамент. Гордыня, чаще всего, подчиняет себе людей, делает их несвободными, заложниками своих страхов. Тот, кто гордится, на самом деле не может быть счастливым. Он не умеет по – настоящему доверять, открываться навстречу отношениям. Просто гордый человек способен распознавать чувства другого, он сопереживает, помогает другим, но при этом не теряет самого себя.

Эгоизм

Гордыня всегда делает из человека эгоиста. Без исключений. Сконцентрировавшись только на своих переживаниях, невозможно думать о других, приносить действительную помощь окружающим. Человек, не сумевший обуздать свою гордыню, не сможет по – настоящему проникнуться переживаниями близких, останется глухим к духовным порывам. Гордость иногда добавляет человеку сил, помогает понять сущность происходящего, в то время как гордыня подчас лишает здравого рассудка.

Развитие

Для полноценного продвижения по жизненному пути человеку постоянно требуется развиваться. Сущность развития заключается не только в том, чтобы узнавать новое. Крайне важно работать над собственными недостатками, извлекать уроки из происходящего, вовремя отпускать прошлое. Гордость может справиться с этим, гордыня, чаще всего, заставляет человека дополнительно страдать.

Самовлюбленность

Излишне гордых людей нередко обвиняют в том, что они недостаточно внимательно относятся к нуждам других. Между тем, если гордый человек просто не дает себя в обиду и потому производит впечатление неприступного одиночки, то тот, кем руководит подлинная гордыня, старается еще подчинить окружающих собственному миропониманию, навязать им свою точку зрения. Самовлюбленность, или , в этом случае следует рассматривать как психологическую защиту личности от чувства собственной неполноценности.

Сущность гордыни

Гордыня, как и всякая характеристика личности, включает в себя несколько структурных составляющих. Проще говоря, гордыня состоит из трех основных компонентов, которые поддерживают ее существование.

Гордыня – смертный грех

В христианстве, как и любой религии, гордыня считается большим грехом. Дело в том, что по религиозным воззрениям, особенной разницы между гордостью и гордыней не существует. Гордость так же должна быть подвергнута осуждению, как и гордыня, а потому соблюдение божественных заповедей является неотъемлемым элементом религиозных канонов. Существует мнение, что тот, кто горд, не может по – настоящему раскрыть свое сердце для истинной любви. Такой человек заботится, в первую очередь, о самом себе и своих интересах. Ему важно только то, чтобы его потребности были удовлетворены.

Низложение гордыни происходит путем глубокого раскаяния и преодоления в себе отрицательных качеств характера. Невозможно преодолеть в себе гордыню, если человек сознательно не идет на это. «Гордыня – грех», — говорит Библия, и все духовные учителя прошлого и современности соглашаются с данным утверждением.

Как избавиться от гордыни?

Часто люди, испытав серьезные трудности в жизни по вине собственного характера, задаются вопросом: как бороться с гордыней? Ведь она мешает вести полноценную жизнь, с гордыней, вы, скорее всего, потеряете старых друзей, а новых не приобретете.

Гордыня заставляет страдать как самого человека, так и его окружение. Чтобы побороть в себе это качество характера, необходимо долго и упорно трудиться, работать над собой. Следующие советы можно назвать конструктивными методами, как побороть гордыню.

Уважайте других

Проявляйте подлинный интерес к потребностям других людей. Если вы будете уважать их мечты, то и ваши никто не станет осуждать. Уважение к другим начинается с принятия своих родственников. Крайне важно принимать близких такими, какие они есть, а не пытаться их переделать. Тщеславие и гордыня не могут помочь в этом. Необходимо полностью пересмотреть свои чувства и отношение к близким людям.

Гордыня притупляет чувство близости душ, родственности отношений, терпение и смирение. Известно, что гордый человек не способен отступить от собственных притязаний, он идет до конца, достигает цели любой ценой. Чтобы побороть в себе это качество, попробуйте просто хотя бы иногда думать, что чувствует другой человек. Представьте себя на месте вашего знакомого, которому вы непонятно почему нагрубили, или вашего отца. Как вы думаете, приятно было этим людям слышать от вас колкие замечания или несправедливые обвинения? Чаще занимайтесь анализом собственных поступков, тогда вам постепенно начнут открываться чувства других людей, вы поймете их переживания.

Будьте внимательны

Если хотите быть полезными людям, то внимательней относитесь к ним. Стоит начать замечать даже мелкие делали, как вы увидите, насколько проще стало жить. Важно, чтобы степень доверия между вами и вашими родственниками увеличивалась день ото дня. Даже если они раньше не замечали за вами подобных проявлений заботы, не беспокойтесь: ваши старания когда – нибудь все равно будут объективно оценены. Не стоит восхищаться своей гордыней и считать ее главным вашим . Теплые, доверительные отношения между людьми необходимо иногда строить годами, но это того стоит.

Обращайте внимание так же на собственные чувства. Если вы будете детально отмечать происходящее внутри вас, то поймете, что вы гораздо лучше себя чувствуете, когда дарите радость окружающим, даже если она мимолетна, непродолжительна. Найдите время позаботиться о своих родителях, сестрах, братьях, друзьях. Присмотритесь, возможно, кому – то из них в данный момент нужна ваша помощь? Не упустите эту возможность исправиться и преодолеть свою гордыню.

Не бойтесь сломать стереотипы

Большинство людей всю жизнь действуют определенным образом, совершенно не предполагая, что можно поступать иначе. На каждое событие жизни уже «придуман» нормальный поступок, который отражал бы суть. Только задумайтесь, насколько мы сами все схематизируем и превращаем в рутину, а между тем, каждое событие само по себе уникально и неповторимо. Скажем, на рождение ребенка принято поздравлять молодых родителей, на новый год дарить подарки. Возможно, кто – то не отмечает всеми любимый праздник и ему не хочется делать застолье только потому, что так принято.

Помните, каждое событие, даже если оно повторялось на земле миллионы раз, уникально. Соответственно, к каждой ситуации нужно искать свой индивидуальный подход, максимально приемлемый для данного случая. Гордыней нельзя восхищаться, гордыню нужно побороть и отпустить. Позвольте себе испытывать чувства, даже если они негативного плана. Только предпринимать какие – либо действия начинайте уже с того момента, когда поймете ошибки и сосредоточитесь на конструктивном решении. Преодолев гордыню, вы почувствуете невероятную легкость и зрелое чувство собственного достоинства.

Полюбите себя

Обычно человек способен причинять боль другому только тогда, когда сам испытывает сильную неудовлетворенность жизнью. В ином случае бы не возникало необходимости обижать близкого. На самом деле все, что говорится в порыве гнева, адресуется не тому человеку, которому все высказывается, а самому себе. Если бы каждый из нас обладал способностью прислушиваться к своим словам, то не возникало бы необходимости в гордыне. Ведь гордыней нельзя ничего добиться.

Полюбите самого себя и увидите, как вам не захочется больше пользоваться гордыней. Любовь к себе пробуждает гармонию в душе человека и рождает удовлетворенность. От гордыни не останется никакого следа.

Найдите свое предназначение

Отметьте про себя, свою ли жизнь вы проживаете? Ведь как часто случается так, что человек следует мнению большинства, поддается влиянию извне и выбирает совсем не свой путь. Предназначение следует понимать как цель, с которой мы приходим в этот физический мир. И только от нас зависит, как мы его выполняем. Гордыни нет места среди тех, кто стремится к цельной, полноценной жизни. Поиск предназначения, безусловно, является важной составляющей жизни человека, а потому к этому процессу важно подойти со всей ответственностью.

Если вы, несмотря на зрелый возраст, еще не нашли свой собственный уникальный путь, самое время определиться с направлением. Прислушайтесь к себе, вспомните свои юношеские мечты. Может быть, пришло время осуществить самое заветное желание? От вашей прежней гордыни не останется и следа, когда вы обретете самого себя. Это долгий и изнуряющий труд, требующий максимальной честности и полной самоотдачи. Тот, кто недоволен своей гордыней и намерен заменить ее на более позитивное чувство, должен особо тщательно следить за своим эмоциональным состоянием. Эмоции указывают нам на то, что происходит в нашей душе. Гордыня совсем не то чувство, которое нужно лелеять.

Смиритесь с собственными недостатками

Как ни странно это звучит, необходимо научиться принимать себя таким, какой вы есть. Длительная работа над собой, негативными всегда предполагает значительные изменения. Но так же важно научиться принимать недостатки, с которыми вы ничего сделать не можете. Простите себя за мелкие ошибки, поймите, что никто не совершенен и перестаньте винить себя за прошлое. Можете даже поблагодарить себя за промахи и ошибки, которые вы когда – то допустили. Не будь их, вы и не узнали бы, что можете быть совершенно другим человеком. Иными словами, благодаря недостаткам, мы движемся вперед, развиваемся и совершенствуемся.

Таким образом, понятие гордыни тесным образом связано с эмоциональной сферой человека, его характером, привычками, образом жизни. В малом количестве проявления этого качества характера свойственны всем людям. Важно только то, как личность собирается работать с гордыней.

Святитель Игнатий Брянчанинов к этому пороку относит целый комплекс поступков, мыслей и переживаний, от презрения к ближнему до ереси.

Пожалуй, кратко охарактеризовать гордость можно, перефразируя слова древнего философа: «Я – мера всех вещей». Опасность гордости даже не в том, что я считаю себя самым лучшим. Дело в том, что я вижу события, других людей, даже Самого Бога только своими собственными глазами – и считаю, что мое зрение стопроцентно.

А мое зрение как минимум ничуть не лучше, чем у всех остальных. И, между прочим, хуже всего мне видно самого себя. Своя голова кажется центром вселенной – а ведь это только моя вселенная, ограниченная и маленькая…

Лучшие советы по борьбе с грехом может дать Сам Бог. в качестве «врачевства против гордости» предлагает чаще перечитывать «места Писания, направленные против неё»:

«Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10).

«Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал.6:3).

«Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15).

«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).

«Вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его; и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его» (Пс.135:23-24).

«Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш» (Пс.114:5).

«Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч.16:5).

К рекомендованным преподобным Ефремом Сириным стихам можно добавить общеизвестное: «Бог гордым противится а смиренным дает благодать» (Иак.4:6), «в устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их» (Притч.14:3), «всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:16) и другие цитаты.

2. «Это не я»

Строго говоря, нам нечем гордиться. еще раз напоминает притчу о рабе, выполняющем свои обязанности:

«Как можно скорее предавай забвению свои заслуги и труды. Стыдно тебе, если пчела и муравей превзойдут тебя в этом. Плод гордости за свои заслуги – злоба, ссоры и вражда между людьми, а за ними – неизбежное чувство ненужности и отчаяние. Видел ли ты когда-нибудь пчелу и муравья в отчаянии? В самом деле, стыдно, если они лучше людей исполняют заповедь Христову: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10)».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин тоже рекомендует приписывать успех своих трудов Богу и поясняет:

«Я говорю это не с тем, чтоб, уничижая человеческие усилия, хотел отклонить кого либо от заботливого и напряженного труда. Напротив я решительно утверждаю, что совершенство без них ни как не может быть получено, и ими одними без благодати Божией оно никем не может быть доведено до надлежащей степени. … Благодать Божия сообщается только трудящимся в поте лица».

3. Математический метод борьбы с гордостью

«Но я же делаю много хорошего, правильного и доброго!» – станет защищаться гордец. И будет неправ. «Много» – это сколько? А если сравнить с количеством грехов?

Так и советует поступить:

«Когда придет тебе в голову безрассудная мысль – сосчитать какие-либо добрые дела свои, тотчас же поправься в этой ошибке и скорей считай свои грехи, свои непрерывные, бесчисленные оскорбления всеблагого и праведного Владыки и найдешь, что их у тебя как песку морского, а добродетелей сравнительно с ними, все равно что нет».

4. Унижение или смирение?

Еще более распространенный спор, чем дискуссия о природе гордости – где граница между смирением и унижением? Правда ли, что христианину должно быть присуще исключительно «чувство собственного недостоинства»?

Нет, неправда. И граница очень проста: унижают человека против его воли, а смиряется он сам. Смирение – активное состояние. Митрополит Антоний Сурожский говорит о нем:

«Когда мы ищем смирения, мы можем ставить перед собой вопрос: как мы относимся к тому, что Господь нас посылает в ту или иную обстановку? С внутренним миром или с протестом, с разборчивостью? “Я не этого хочу, я хочу другого – почему Ты меня сюда послал? Я хочу добра, Ты должен был послать меня в ту обстановку, где все вокруг добрые и будут меня вдохновлять, помогать, нести на руках; почему Ты меня посылаешь в обстановку, где все – мрак, где все – плохо, где все – дисгармония?”

Эта наша обычная реакция, и это один из показателей того, что наша реакция не смиренна. И когда я говорю “смиренна”, речь не о том, чтобы чувствовать себя или сознавать себя как бы побежденными: “Что же я сделаю против воли Божией – смирюсь”. Нет, не побежденность, а активное смирение, активная примиренность, активный внутренний мир делают нас посланниками, апостолами, людьми, которые посланы в темный, горький, трудный мир, и которые знают, что там их природное место или благодатное место».

«Людям гордого нрава полезнее всего быть в повиновении, проводить житие грубейшее и презреннейшее… Ничто так не смиряет душу, как пребывание в нищете и пропитание подаянием».

Понятное дело, что самостоятельно лечить гордость нищетой или послушанием - и жить в нищей семье или в унизительном рабстве – вещи разные. Во втором случае смирение тоже может быть полезно (или вредно – с какой стороны посмотреть), но к искоренению гордости это никакого отношения не имеет.

5. Наказание за грех

Которого сложно обвинить в экзальтированности и нетрезвости, дает совсем радикальный совет – наказывать себя за гордость, в том числе и физически. Собственно, изначально это совет против гнева:

«Найдите веревку – толстенькую – и идите к сестре. Положив ей поклон земной, скажите: добрая сестрица, сослужи мне службу, вот этою веревкою отдуй меня хорошенько. Можете меру назначить – пять, десять ударов, только бы чувствительно было. Делайте так после каждой вспышки гнева. Этот прием и против гордости хорош».

Мы все-таки живем не в монастыре в XIX веке, а в миру полтора столетия спустя. Если мы предложим ближнему пороть нас за проявления гордости, в лучшем случае это вызовет у него недоумение. А вот наказывать себя самостоятельно и без членовредительства не помешает.

Выполнил задание начальника и задрал нос – откажись от футбольного матча. Поглядела свысока на неряшливо одетую коллегу: «То ли дело мой безупречный вкус!» – никакого десерта…

6. Не стесняйся плакать

Отцы Церкви часто говорят о пользе слез, и у современного человека это вызывает непонимание. В чем польза сентиментальных рыданий – даже покаянных?

Святые не сентиментальны. Они умеют жестко обличать грех, проповеди их зачастую грозны. Слезы нужны совсем не для умильных переживаний и не для сокрушения о своей тяжелой жизни и несправедливости. Слезы – это признание своего несовершенства.

Уподобил гордость растению, выросшему на иссохшей земле. Сокрушенное сердце поднимает влажные (слезами увлажненные) пласты земли ради того, чтобы душа принесла новый плод. Плач сочувствия и покаяния – вот ключ к исцелению сухой и черствой гордости.

«Для созидания райской пирамиды не нужны слезы яростного гнева и слезы сожаления о потерянном или не полученном богатстве земном, – поясняет святитель. – Евангельские слезы – это те, что текут из сокрушенного и покаянного сердца. Евангельские слезы – это те слезы, что горюют о потерянном Рае. Евангельские слезы – это те слезы, что смешиваются со слезами детей и страдальцев. Евангельские слезы – это те слезы, что смывают вред, который нанесли мы небесной Любви».

7. Единственный Целитель

Вернемся к началу. Наше зрение слабо, мы неверно оцениваем себя и других, посему полностью доверять себе – гордость, тягчайший грех.

Наш современник архимандрит Кирилл (Павлов) уподобляет гордого человека слепорожденному из Евангелия – получив исцеление от Спасителя, он исцелился и духовно и уверовал в Него. Напротив, люди, не желавшие принять благодать Христа, фарисеи, обвиняли Его в совершении чудес бесовской силой. Это проявление уже не простой, а сатанинской гордости.

«Слепотствующий душой по гордости и упорству есть самый несчастный человек, добыча ада, исчадие сатанинское, напитанное гордостью и злобой отца своего диавола. Это-то и есть хула на Духа Святаго, когда человек по гордости и упрямству не хочет верить явной истине, доказываемой явными же чудесами. Нет таковому прощения ни в сем, ни в будущем веке», – подчеркивает отец Кирилл.

Действительно, сознательное отвержение Христа – Бога – итог гордости, фактическая цель ее. Так что самое надежное средство в борьбе с этим недугом – взирать на Того, Кто может его исцелить. «Во всем нам нужно стремиться подражать тому, как поступал Господь, как учит нас тому Евангелие».