Исследовательская работа по краеведению готовые проекты. Исследовательская работа по краеведению. Формирование аналитического и критического мышления

Постановка проблемы (задачи) Тема исследовательской работы «В жизни всегда есть место подвигу». Объект исследования предлагаемой работы – биография и подвиг земляка Рагозина Ивана Михайловича. Предмет исследования – архивные и экспозиционные материалы...

Постановка проблемы (задачи) Тема исследовательской работы «В жизни всегда есть место подвигу». Объект исследования предлагаемой работы – биография и подвиг земляка Рагозина Ивана Михайловича. Предмет исследования – архивные и экспозиционные материалы Кимильтейского краеведческого музея, газетные статьи, воспоминания односельчан, сослуживцев об Иване Михайловиче Рагозине. Проблема – можно ли совершить подвиг и стать героем не на войне? Гипотеза – героями не рождаются, ими становятся. Актуальность темы - заключается в необходимости сохранения в памяти жителей села Кимильтей, городов Саянска, Зимы и Зиминского района подвига И.М. Рагозина. Наша страна, обладающая огромными, гигантскими возможностями может быть побеждена только идеологически, прогнив изнутри. Победив когда-то в Великой Отечественной войне, теперь мы проигрываем на информационном фронте. Мы не знаем наших героев и даже удивляемся необходимости знать о них! Мы сами не хотим становиться героями. И если сейчас не остановимся,

Районная краеведческая конференция школьников В жизни всегда есть место подвигу Автор работы: Шкаленкова Виктория Максимовна учащаяся 9 класса МОУ Кимильтейской СОШ Иркутской области Зиминского района Руководитель: Красикова Оксана Павловна учитель истории, обществознания и права высшей квалификационной категории МОУ Кимильтейской СОШ Иркутской области Зиминского района Зиминский район, 2016 г.

2 Содержание Содержание…………………………………………………………………………………………2 Введение………………………………………………………………………………………….…3 Глава І. В жизни всегда есть место подвигу…………………………………………………...5-7 1.Постановка проблемы……………………………………………………………………………5 2. Исследование……………………………………….…………………………………………….7 Глава ІІ. Каким он парнем был……………………………………………………………...…8-13 1.Становление героя……………………………………………………………………………….8 2. Подвиг во имя спасения людей – бессмертен……………………………………… ………10 Заключение................................................................................. …………………………..…….14 Список источников и литературы................................ …………………………………...15 Введение

3 «Достаточно мгновения, чтобы стать героем, Но необходима целая жизнь, Чтобы стать достойным человеком…» Поль Брюла В словаре Владимира Даля Подвиг – это героический, самоотверженный поступок. А подвиг во имя спасения жизни людей – бессмертен. Человека совершившего подвиг в народе называют героем. ГЕРОЙ (франц. héros от греч. heroos - сближ. с Гера, эрос) - Человек, совершивший подвиги мужества, доблести, самоотверженности. Лицо, являющееся для кого-либо предметом поклонения, восхищения, образцом для подражания. Лицо, воплощающее в себе характерные, типичные черты своей эпохи, среды. Витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо–воин; доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец. 1 Герои - основатели городов. К героям причисляли мудрых законодателей и философов (сравн. "семь мудрецов"), воинов, павших в бою. Культ героев сближал богов и людей, показывал, что между божественным и человеческим нет непроходимых границ. Останки героев почитались как святые. В христианстве эта традиция продолжалась в форме культа святых и реликвий. Герой, совершая подвиг, показывает пример самоотверженности (иногда в прямом смысле жертвуя телом ради духа). Героическое в искусстве связано с возвышенным и трагическим, а почти неизбежная гибель героя воспринимается радостно (ведь ему обеспечено бессмертие)2 . У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Таковы защитники земли Русской. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. Своими подвигами прославляют родную землю, защищают её от врагов. И наше время нельзя назвать вполне мирным, на долю наших современников выпала и боль потерь товарищей, и огонь сражений, разрушение и смерть. Им пришлось в «мирное время» рисковать своей молодой жизнью. Для очень многих она закончилась там, на поле битвы: в отрогах немых гор, на перекрестках пыльных дорог, на улицах чужих городов и сел… 1 См. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля/ Сост. Н.В. Шахматова и др. – СПб: ИД «Весь». 2004. – 736, ил. 2 См. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984.

4 Вы спросите, во имя чего? Ответ прост: они – люди долга и чести, до конца верны присяге, которую дали Родине, став на путь служения Отечеству, выбрав для себя самую мужскую в мире профессию – защитника, воина. А можно ли совершить подвиг и стать героем не на войне? Есть ли в наше время место подвигу? Есть ли среди жителей Кимильтея герои, которыми гордятся односельчане? Поиск ответа на поставленные вопросы автор начал с посещения краеведческого музея села Кимильтей, где познакомился с героическим подвигом Ивана Михайловича Рагозина. Его история заинтересовала. Так объектом исследования стала жизнь и подвиг жителя села Кимильтей Рагозина Ивана Михайловича. Глава І. В жизни всегда есть место подвигу 1.Постановка проблемы Тема исследовательской работы «В жизни всегда есть место подвигу».

5 Объект исследования предлагаемой работы – биография и подвиг земляка Рагозина Ивана Михайловича. Предмет исследования – история жизни и подвига молодого человека, оказавшегося перед выбором: жизнь или спасение людей? Проблема – можно ли совершить подвиг и стать героем не на войне? Гипотеза – героями не рождаются, ими становятся. Актуальность темы - заключается в необходимости сохранения в памяти жителей села Кимильтей, городов Саянска, Зимы и Зиминского района подвига И.М. Рагозина. В ноябре 2015 года отмечалась 20-летняя годовщина подвига милиционеров – наших земляков. Наша страна, обладающая огромными, гигантскими возможностями может быть побеждена только идеологически, прогнив изнутри. Победив когда-то в Великой Отечественной войне, теперь мы проигрываем на информационном фронте. Мы не знаем наших героев и даже удивляемся необходимости знать о них! Мы сами не хотим становиться героями. И если сейчас не остановимся, то скоро будет поздно. Потеряв гордость за свою историю, мы потеряем страну. Цель работы: доказать на личном примере Ивана Рагозина, что в жизни всегда есть место подвигу и что героями не рождаются, ими становятся. Задачи:  провести выборочный социологический опрос обучающихся Кимильтейской школы и училища по вопросу «Что вы знаете о подвиге Ивана Рагозина?»  провести беседы с односельчанами, одноклассниками, друзьями Ивана Рагозина;  изучить материалы (документы, фотографии), хранящиеся в экспозиции краеведческого музея с. Кимильтей;  посетить отдел внутренних дел г. Саянска и взять интервью у сослуживцев Ивана Рагозина;  обобщить и систематизировать информацию о жизненном пути и подвиге односельчанина и предоставить её в соответствии с хронологическим принципом;  привлечь интерес моих сверстников к изучению истории малой родины через судьбу человека, совершившего героический подвиг. Методы исследования: сбор, анализ и систематизация архивных материалов, интервьюирование односельчан, сослуживцев, изучение средств массовой информации, контент-анализ, сравнительный анализ. В работе исследовалась биографическая судьба героя на разных этапах жизни: школьные и трудовые годы. При подготовке работы были изучены документы архивные и экспозиционные материалы Кимильтейского краеведческого музея, собраны воспоминания

6 односельчан, сослуживцев. Оформлена папка материалов о Рагозине Иване Михайловиче и составлена презентация «В жизни всегда есть место подвигу». Тема, связанная с исследованием жизненного пути, очень специфична. С одной стороны, она выстраивается на субъективных воспоминаниях и суждениях людей; с другой стороны, на объективных источниках, к которым, в первую очередь, относятся различного рода документы (например, грамоты, диплом, трудовая книжка, военный билет и т.п.). Научная литература по тем вопросам, которые непосредственно рассматриваются в исследовании, отсутствует. Таким образом, данная работа построена на использовании лишь источников устного и документального материала, за исключением выдержек из газет. Практическая и теоретическая значимость исследования: работа рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей малой родины. Данные и результаты исследовательской работы могут быть использованы в школьном курсе истории, а также при проведении классных часов по патриотическому воспитанию. Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы. Исходя из вышеизложенного определились этапы работы: 1. Социологический опрос. 2. Изучение материалов местных краеведов музея села Кимильтей. 3. Интервьюирование классного руководителя, односельчан, сослуживцев. 4. Анализ полученных результатов. 5. Оформление работы, и презентации «В жизни всегда есть место подвигу». 2. Исследование В начале исследования, с целью выявить, что знают жители села о подвиге Ивана Рагозина, и как хранят память о своём герое, был проведен социологический опрос. В исследовании использовалась случайная выборка респондентов из трёх категорий жителей села Кимильтей. Всего было опрошено 44 человека: из них: 14 – взрослые жители села, 15 – учащиеся Кимильтейской школы, 15 – студенты техникума. Респондентам было предложено ответить на следующие вопросы: 1. Можно ли стать героем в наше время? 2. Героями рождаются или становятся? 3. Вы знаете о подвиге Ивана Рагозина? По первому вопросу были получены следующие результаты:

7 Вывод: большинство респондентов считают, что можно стать героем в наше время. Хотя среди школьников и студентов имеются сомнения по этому вопросу. По второму вопросу были получены следующие результаты: Вывод: большинство респондентов ответили, что героями становятся, а не рождаются. По третьему вопросу были получены неутешительные результаты: Из 44 человек только 17 ответили, что знают, какой подвиг, совершил Иван Рагозин. И это большая часть респондентов из числа взрослых жителей села. Подрастающее поколение, к сожалению, не помнит ни Ивана, ни его подвиг. Результаты исследования убедили в том, что тема исследования выбрана правильно. Глава ІІ. Каким он парнем был 1. Становление героя Есть только миг между прошлым и будущим Именно он называется жизнь… В краеведческом музее села Кимильтей имеется краткая биография Ивана Рагозина. Обычная для выросшего в СССР человека биография. Рагозин Иван Михайлович родился 3 декабря 1966 года в селе Кимильтей Зиминского района Иркутской области в крестьянской семье. В 1984 году окончил Кимильтейскую среднюю школу. Отслужил в рядах вооружённых сил Советского Союза. Работал в родном колхозе водителем. В 1994 году поступил на

8 службу рядовым милиции, инспектором дорожно-патрульной службы ГАИ отдела внутренних дел города Саянска. Погиб 5 ноября 1995 года при задержании вооруженного преступника. Сухая официальная информация, а за ней – жизнь, наполненная подготовкой к подвигу. И дело даже не в советской идеологии, тогда активно готовившей гражданина к войне, нет. Научить воевать можно. Научить жертвовать собой – нельзя, ведь только сам человек может вырастить себя способным отдавать себя своей земле, своему народу, своим близким. В этом и есть подвиг, а акт героизма – это только вершина айсберга. В результате исследования по рассказам односельчан, классного руководителя, сослуживцев была воссоздана наиболее полная биография Ивана Михайловича Рагозина. Иван – старинное русское имя, издавна было символом защитника Родины. Русскому Ивану посвящено множество од, песен, стихов, сказок, былин, в которых Иван предстает сильным, волевым, преданным, красивым человеком с большой душой. Поэтому имя Иван - это олицетворение настоящего русского человека. Недаром во многих странах русских называют Иванами - защитниками земли Русской. Итак, каким он был Иван? Родился Иван Рагозин в селе Кимильтей. В семье было трое детей, Ваня был из них младшим. Родители были колхозниками. Отец: Рагозин Михаил Васильевич 1926 года рождения, уроженец села Кимильтей работал в колхозе имени «Ленина» мотористом. Мать: Рагозина Елизавета Егоровна 1928 года рождения уроженка Алтайского края по состоянию здоровья не работала. Ведение домашнего хозяйства и воспитание детей было полностью на её плечах. Мальчишки, Ваня с братом Валентином выполняли посильную мужскую работу, а сестра Тамара больше помогала матери. Работы на приусадебном участке и покосе полностью выполнялись руками матери и детей. Все дети рано были приучены к труду. Отец приходил с работы поздно и к тому же тоже был не совсем здоров. В материальном отношении семья всегда имела ограничения, но дети все были одеты, обуты скромно, но аккуратно, умели дорожить и беречь всё, что им досталось в семье.3 Мальчик, проживающий, на улице Тереховой пошел учиться в школу в 1973 году, где был аккуратным и дисциплинированным учеником. Он активно занимался физкультурой, выполнял нормативы ГТО на «отлично» и за это его награждали почетными грамотами и знаками отличи. С детства Ивану нравилась военная форма. Он мечтал стать военным, будущим хранителем правопорядка. В школе он учился на хорошо, в Кимильтейском краеведческом музее бережно хранят его тетрадки, заполненные аккуратным почерком. Иван был по характеру уравновешенным, немного задумчивым, не конфликтным юношей. 3 . См. Из воспоминаний классного руководителя Зарубиной Клары Ивановны

9 Из воспоминаний классного руководителя Зарубиной Клары Ивановны4 , Иван пользовался уважением у своих одноклассников, с его мнением считались. Он был добросовестным и ответственным учеником, всегда выполнял как временные, так и постоянные общественные поручения, постоянно избирался в актив класса. Много читал. Вместе со своими одноклассниками работал в школьной производственной бригаде и в числе лучших членов бригады неоднократно принимал участие в туристических поездках по памятным городам Советского союза: Москва, Сочи, Куйбышев. Из воспоминаний Урицкой Светланы Николаевны: «Я училась на три года старше Ивана. Это был высокий, спокойный парень. Всегда с улыбкой, немного задумчивый. Он располагал к себе». Большую роль в воспитании Ивана сыграла его мама5 . Малограмотная мать, Елизавета Ивановна, не задумывалась о том, что она подаёт детям хороший пример милосердия и сострадания и умения прийти на помощь слабому. Дело в том, что рядом по соседству проживала одинокая старушка Вондрухова Елена с маленькой пенсией. По возрасту, она не могла работать на огороде и ходить в магазин. Мать Вани делилась с этой бабушкой продуктами со своего подворья, носила по тропинке через огород что-нибудь поесть. Иван вместе с братом так же часто оказывал помощь бабушке: приносил воду и рубил дрова. Так Иван пошёл по жизни добрым, отзывчивым и благородным человеком. После успешного окончания средней школы Иван был призван в ряды Советской армии. Отслужив два года, вернулся в родное село и стал работать в колхозе водителем. В мае 1994 году Иван поступил на службу рядовым милиции, инспектором дорожно- патрульной службы ГАИ отдела внутренних дел города Саянска. К сожалению, проработал там один год. За период службы в должности зарекомендовал себя с положительной стороны. Подполковник полиции Бондаренко А.Л. вспоминает: « Иван по своему характеру был скромным и спокойным человеком. В общении с участниками дорожного движения всегда был предельно вежлив, никогда не позволял себе грубости. В коллективе ОГАИ пользовался заслуженным уважением. Ценили его за трезвую голову, точный расчёт, за мужество и природную смекалку. Иван имел хорошие показатели в надзоре за движением. В 1995 году им было выявлено1080 нарушителей Правил дорожного движения, 48 из которых – водители находились в состоянии алкогольного опьянения. За добросовестную службу имел неоднократные поощрения со стороны руководства». 4 См. Из воспоминаний классного руководителя Зарубиной Клары Ивановны 5 См. Из воспоминаний классного руководителя Зарубиной Клары Ивановны

10 В горотделе милиции города Саянска показали приказ начальника ГОВД, подполковника Е.И.Соловьёва о награждении рядового Ивана Рагозина в честь дня работника милиции. Увы, об этом приказе Иван уже не узнал. Так незаметно, но уверенно Иван шёл к своему главному поступку в жизни, который прославил его среди жителей района и Иркутской области. 2. Подвиг во имя спасения людей – бессмертен Это и есть секрет героизма: никогда не позволять страху смерти руководить вашей жизнью. Бернард Шоу 4 ноября 1995 года личный состав Саянской милиции был поднят по тревоге. Введен оперативный план «Серена», направленный на розыск и задержание особо опасного вооруженного преступника. Было известно, что в 19.20 он ворвался в частный магазин «Кристина», расположенный в микрорайоне «Юбилейный», выстрелами из пистолета убил продавца Ирину Терлюк, покупателя Даниленко, работавшего директором Куйтунского лесхоза и, завладев выручкой в кассе магазина, скрылся. Ориентировка о приметах убийцы разошлась по району. Ее принял экипаж дорожно- патрульной службы ГАИ в составе старшины Сергея Гришкевича и рядового Ивана Рагозина, которые несли службу на контрольно-пропускном пункте ГАИ между Саянском и Зимой. «Внимание все постам!» - услышали они голос дежурного по рации, - «Принять меры к задержанию опасного преступника, его приметы…» А потом уже не по инструкции: - «Осторожнее, ребята, у него пистолет!..»6 Они ещё не знали, что в арсенале Эдуарда Сафронова, когда-то принимавшего участие в боевых действиях в Приднестровье, кроме пистолета системы Макарова, были две боевые гранаты «Ф-1». «Есть в названии эхо взрыва, Что вчера ещё всех потряс, А сегодня до боли зримой Разрывает сердце у нас. Кто бедою былою ранен, К бедам новым не станет звать. Нет не в Библии, не в Коране Наущения убивать». … Подчиняясь жезлу, маршрутный автобус послушно прижался к обочине трассы. Осматривая его салон, в котором находилось около тридцати пассажиров, Гришкевич и 6 . См. газетная статья «Вооружён, и очень опасен».

11 Рагозин, не сговариваясь, обратили внимание на человека, внешность которого совпадала с приметами убийцы, указанными в ориентировке. Действовали по обстоятельствам, спокойно и быстро. Под предлогом досмотра автобуса вывели из салона подозрительного, исключив малейшую возможность использования им оружия. Дальнейшие события разворачивались со скоростью стрелки секундомера. Спрыгнув с подножки, Сафронов (а это был он), выхватил из кармана куртки «лимонку» (чеку он выдернул раньше). До взрыва, который мог стоить жизни многим ничего не подозревающим пассажирам, оставались мгновения, когда Иван Рогозин в отчаянном броске, закрывая собой, проем двери, перехватил руку со смертоносным куском металла с характерной насечкой. Взрыва он уже не слышал. Он не видел, как упал, истекая кровью, смертельно раненый осколком его напарник, который скончался через шесть суток, не мог видеть лиц людей за окнами автобуса, в которых застыл страх, и того, что еще живой бандит в агонии пытается выдернуть чеку второй гранаты. Но второго взрыва не последовало – подоспевший к месту происшествия сержант Александр Белезов разрядил свой ПМ в голову убийцы. Иван и его напарник Сергей Гришкевич с множественными осколочными ранениями были доставлены в Центральную городскую больницу Саянска. Врачи реанимационного отделения всю ночь боролись за спасение их жизней. Но, не смотря на их старания, Рагозин Иван скончался утром 5 ноября 1995 года, не приходя в сознание. Так оборвалась жизнь замечательного человека. В газетах напишут: «Погиб на своём боевом посту, задержав убийцу, сохранив жизнь десяткам людей»7 . Напарник Ивана Сергей Гришкевич (23 года) в тяжелейшем коматозном состоянии находился в течение нескольких дней. Скончался 10 ноября 1995 года. Похороны Ивана Рагозина проходили 8 ноября при большом стечении жителей городов Саянска, Зимы и ближайших сёл. Ивану были оказаны все почести. Траурное прощание проходило во Дворце культуры города Саянска с выставлением к гробу почётного караула из числа сотрудников ОВД в форменной одежде, с оружием. Похоронили Ивана на кладбище в родном селе. При опускании гроба был произведён трёхкратный ружейный салют. На месте гибели Ивана Рагозина и Сергея Гришкевича установлен мемориал памяти. За мужество и отвагу, проявленные при задержании опасного преступника, Иван Михайлович Рагозин и Сергей Васильевич Гришкевич Указом Президента РФ № 1652 от 16.12.96 награждены Орденами Мужества (посмертно). Ежегодно 4 ноября сотрудники ГИБДД организуют митинг в честь памяти погибших сотрудников, на котором присутствуют сотрудники отдела полиции г. Саянска, г. Зимы, 7 См. Воспоминания сослуживцев дорожно-патрульной службы ГОВД города Саянска

12 пенсионеры и ветераны органов внутренних дел, представители городской администрации, военкомата, общественности города. К памятнику возлагаются гирлянды и цветы. В краеведческом музее села Кимильтей оформлена экспозиция, посвящённая Ивану Рагозину. В экспозиции выставлены личные вещи и служебная форма Ивана, пробитая осколками шапка и сами осколки гранаты, удалённые из его тела. Оформлен памятный альбом. Память об Иване Рагозине увековечена в названии улиц в городе Саянске и родном селе Кимильтее, где он родился и честно прожил свою жизнь. Очень короткой оказалась жизнь Ивана Рагозина. По жизни он шагал твёрдой поступью с чистыми помыслами. Достойно ушёл из жизни, спасая жизнь пассажиров и водителя, ценой своей жизни, что, несомненно, является геройским подвигом. Заключение В исследовательской работе восстановлена и изложена героическая биография Ивана Михайловича Рагозина. Исследован вопрос - есть ли в жизни место подвигу и можно ли стать героем в наше мирное время. Бывают ситуации, когда у человека нет выбора. Это не так. Ежедневно, ежечасно каждый из нас делает тот или иной выбор. Иногда, чтобы стать героем, достаточно просто остаться человеком, не предать друзей, остаться верным Родине, поступить так, как диктует тебе собственная совесть. И даже в нашей обычной жизни все наши поступки имеют определённую цену: делая даже незначительный (казалось бы) выбор, мы определяем свою дальнейшую судьбу, своё будущее и будущее своих детей. Вся жизнь и подвиг Ивана Рагозина доказывает, что героями не рождаются, ими становятся. Становятся в трудных условиях выбора: жить ради себя или для других. Есть вещи, которые важнее жизни… Иван смог сделать выбор в пользу жизни других людей, не думая о своей.

13 Достоверность работы неопровержима, так как материал взят из прямых источников, а именно, из воспоминаний односельчан, сослуживцев, архивных данных и экспозиции музея села Кимильтей. Работа актуальна, так ка в ноябре 2015 года отмечалась 20-летняя годовщина подвига милиционеров. Данная работа выставлена на сайте научного руководителя Красиковой О.П., поэтому доступна для широкого круга читателей. Школа взяла шефство по уходу за могилой Ивана, так как в Кимильтее не осталось его родственников. Историю своей Родины необходимо изучать по судьбам людей, ведь историю делают люди. Именно в человеческих судьбах отражается время и человек – его общественное положение и духовный мир. Иван Рагозин – истинный герой своего времени и вся его жизнь поучительна и достойна подражания. Список источников и литературы 1. Архивные документы краеведческого музея с. Кимильтей. 2. Воспоминания жителей с. Кимильтей. 3. Воспоминания классного руководителя Зарубиной Клары Ивановны. 4. Воспоминания сослуживцев дорожно-патрульной службы ГОВД города Саянска 5. Краткая биографическая справка Рагозина Ивана Михайловича. Краеведческий музей села Кимильтей. 6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984. 7. Статья «Вооружён, и крайне опасен» // Газетная вырезка краеведческого музея села Кимильтей. 8. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля/ Сост. Н.В. Шахматова и др. – СПб: ИД «Весь». 2004. – 736, ил.

14 Приложение 1. Воспоминания классного руководителя Зарубиной Клары Ивановны

15 Приложение 2. Служебная характеристика на Рагозина Ивана Михайловича

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Поворино

Ойконимы города Поворино и Поворинского района

Выполнила: ученица 8 «б» класса Налетова А.

Научный руководитель: учитель истории Суязова А.Ю.

Поворино 2016 г.

железнодорожная станция

Из истории наименований поселений Поворинского района

Поворинский район - самая восточная окраина Воронежской области, расположен на Окско-Донской равнине. На востоке район граничит с Саратовской областью, на юге - с Волгоградской областью, на севере - с Борисоглебским районом, на западе - с Грибановским и Новохопёрским районами Воронежской области.

Располагаясь в лесостепной зоне, Поворинский район обладает умеренно-континентальным климатом.

Площадь района - 1090 км.

Основные реки - Кардаил, Хопёр, Свинцовка.

Село Байчурово. С ело было основано, как узловая железнодорожная станция, в начале 1895 года во время строительства железнодорожного перегона Харьков-Балашов. У ближайшего к месту строительства хутора было два названия – Байчуровка и Марьевка, первое из которых, более приглянувшись строителям, и было избрано, как название железнодорожной станции.

Село Вихляевка . Село располагается в 18 км от станции Байчурово и в 73 км от районного центра. Происхождение названия села, вероятнее всего, идет от старинного названия оврага с крутыми поворотами и краями – вихляйка. После крестьянской реформы 1861 года на богатые черноземные земли, на которых ныне располагается село, переехала группа зажиточных крестьян, пожелавших жить обособленно, из находившегося тогда по соседству села Тюковка, образовав хутор под названием Тюковский. При советской власти, окончательно утвердившейся в селе в начале февраля 1920 года, название Вихляевка было на постоянной основе закреплено за селом.

Село Мазурка . Располагается в 38 км от районного центра. В сельское поселение помимо административного центра также входят село Ильмень и село Кардаиловка. Основано село было в 1790 году крестьянами-однодворцами, которые переселились сюда из трех уездов Тамбовской губернии (Либедянского, Тамбовского и Кирсановского), а также из Пронского уезда Рязанской губернии. Селение было названо Мазуркой. Вероятных причин для такого названия две:

1) самая благозвучная, предполагает, что названо село было, как и знаменитый польский танец «мазурка».

2) более реалистичная, основана на том, что во время распутицы через село фактически невозможно пробраться. Мазуркой в те времена называлась очень липкая грязь, которой в этих местах очень много. Жители других районов и мест называли местное население мазунами, мазилами и мазурами. Вероятно, что именно от этих обидных прозвищ и произошло название села.

Село Октяборьское. Находится в 30км от районного центра. Возникло примерно в 1730 году на берегу небольшой реки Калмык. В разное время имело название: Верховой Калмык, Верховое, Верхний Калмык, Калмык. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23.06.1948 года село было переименовано в Октябрьское, а Калмыкский сельсовет – в Октябрьский.

Село было основано крестьянами-однодворцами, позднее переведенными в разряд государственных.

Посёлок Октябрьский . Находится в одном километре от станции Макашевка и в 67 км от г. Поворино. В состав сельского поселения помимо его административного центра также входят поселки Калмычек (2 км до административного центра), Красное Знамя (4 км) и Кривченково (3 км), а также железнодорожный разъезд Макашевка. История создания рабочего поселка Октябрьский берет начало в 1930 году, когда на месте его нынешнего расположения создавался зерноводческий совхоз. Первоначально поселок входил в состав Полынковского сельского совета. По мере развития совхоза развивался и его административный центр.

Село Пески . Находится примерно в 30 км от районного центра. В составе сельского поселения помимо этого населенного пункта других нет. Существует легенда, согласно которой название селу дал Петр I . Проезжая место, где сейчас располагается село, он попал на песчаное место, где на несколько сотен метров вокруг не было видно ни единой травинки. Выглянув из окна застрявшей в песках кибитки, самодержец изумленно сказал: «Какие чудесные пески!». По легенде именно с этой фразы и берет название местность, а затем и расположенное на ней поселение. Село начала активно отстраиваться в первой четверти XVIII века. Названия частям села были даны по тем местам, из которых приезжали переселенцы.

Село Рождественское . Первые поселенцы на этих землях появились в период с1720 по1730 гг. Изначально село называлось Поворино, название его пошло с слова«Поворина»,что в словаре Даля обозначено, как«поперечная либо косая связь между двух досок или брусьев».Село, выстроенное на пересечении крупных торговых трактов, служило перемычкой между ними, отчего, скорее всего, и получило такое название. При постройке в 1870 году новой Рождественской церкви у села появилось новое название, которое вскоре за ней и закрепилось. В том же году по факту постройки новой железнодорожной станции название Поворино отошло к ней.

Село Самодуровка . Село было основано во второй половине XIX века солдатами из села Рождественское, закончившими военную службу и не пожелавшими оставаться в родном селе на постоянное жительство ввиду различных причин. Основной из них являлось то, что крестьянская реформа 1861 года не принесла местному населению желаемого заметного облегчения. Многим не хватало земли, чтобы прокормить постоянно растущие семьи, поэтому некоторые переехали жить на левый берег реки Свинцовка, образовав поселение, называемое местными, как Солдатские Выселки. Позже его прозвали Самодуровкой, вследствие того, что те, кто остался жить на обжитых местах, считали ушедших именно такими.

Город Поворино - центр Поворинского городского поселения и Поворинского муниципального района, находится в восточной части Воронежской области и граничит с Саратовской и Волгоградской областями, Новохоперским, Грибановскими Борисоглебским районами Воронежской области.

Возник как посёлок при станции Поворино (открыта в ); название дано по соседнему селу Поворино (оно же Рождественское).

Старое название села, давшее имя городу, могло произойти от слов, приведённых в «Толковом словаре» В.И. Даля: « Поворы, поворцы - переметины, ветреницы, хворостины на стогах, соломенных крышах, притужины от ветру». И ещё: « Поворина - поперечная либо косая деревянная связь, укрепа между двух досок или брусьев». Правда, трудно представить, как эти слова могли стать основой названия.

Предположительно от русского «повора», что означает «изгородь, прясельная городьба». Возможно, прозвищное имя Поворок позволяет реконструировать антропоним Повор, от которого можно предполагать образование Поворино.

Есть ещё одна версия названия города. По преданию Пётр I проезжал по Хопру и ему там понравились местные повара. Поэтому деревню так и назвали.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Заключение

Поставленные цели и задачи исследования были достигнуты. В ходе проделанной работы по изучению ойконимов города Поворино и Поворинского мы узнали много интересных фактов из истории нашей малой родины. Гипотеза подтвердилась. Действительно, названия населённых пунктов сформировались в результате географического расположения населённых пунктов и в связи с историей и событиями в жизни местного населения.

В ходе проделанной работы, мы расширили исторические знания о нашем городе и районе, познакомилась с его историей, с разнообразными названиями населённых пунктов и историей происхождения некоторых из этих наименований.

Мы в ходе исследования также установили, что наш район расположен на востоке Воронежской области, на Окско-Донской равнине, и граничит с Саратовской областью на востоке, на юге - с Волгоградской областью, на севере - с Борисоглебским районом, на западе - с Грибановским и Новохопёрским районами Воронежской области.

Топонимика – увлекательная наука, она может заинтересовать и краеведов, и всех, кто любит свой родной край и его историю. Региональная топонимия является уникальным историко-культурным памятником территории, которая соединяет историческую память и духовное наследие населяющих её народов.

Таким образом, нами были сделаны следующие выводы:

    поселения Поляна, Моховое, Пески - названы по природному признаку;

    Рождественское - в честь церкви;

    Макашевка, Чибизовка - в честь фамилии владельца;

    Октябрьское, Октябрьский - в честь происходивших событий.

Историю своей родины, как и историю своей семьи, должен знать каждый человек.

Материалы данной работы будут использованы для проведения экскурсий в школьном краеведческом музее, а так же на занятиях по истории, краеведению, географии на факультативных занятиях.

Список литературы

    Загоровский В.П. Историческая топонимика Воронежского края. – Воронеж, 1973.

    Загоровский В.П., Олейник Ф.С., Шуляковский Е.Г. История нашего края. – Воронеж, 1968.

    Загоровский В.П. Как возникли названия городов и сел Воронежской области / В.П.Загоровский. Воронеж, 1966.

    Зюбин М. Вся Лискинская земля. (Опыт историко-топонимического обзора). – Воронеж, 1998.

    Ковалёв В. Поворино, моё Поворино. – Борисоглебск, 1991.

    Прохоров В.А. Надпись на карте. – Воронеж, 1977.

    Прохоров В.А. Вся Воронежская земля. – Воронеж, 1973.

    Топонимические предания Воронежской области / Сост. Е.А. Орлова. Под ред. Т.Ф. Пуховой. – Воронеж, 2001

Интернет-источники

    Вантит. Воронежский эколого-исторический сайт. Топонимические предания Воронежской области. // http :// www . vantit . ru / toponymic - legends - of - the - voronezh - region . html .

    Вантит. Воронежский эколого-исторический сайт. Научное толкование названий населенных пунктов, упоминаемых в преданиях. // http :// www . vantit . ru / toponymic - legends - of - the - voronezh - region /80- nauchnoe - tolkovanie - nazvanij - naselennyh - punktov - upominaemyh - v - predanijah . html .

    http ://край36.рф/ index . php / toponimika .

    http :// slovardalja . net .

    Структурное подразделение юных туристов МБОУДОД Борисоглебского центра внешкольной работы БГО // http :// borisoglebskaya - spyutur . webnode . ru / kraevedenie - i - muzeevedenie / issledovatelskie - raboty /.

    Край воронежский. Топонимика // http ://край36.рф/ index . php / toponimika .

    Поворино. // http :// ru . wikipedia . org / wiki /Поворино.

    Поворинский район. // http :// ru . wikipedia . org / wiki /Поворинский район.

    Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля // .

    Топонимические предания Воронежской области. // http :// www . vantit . ru / toponymic - legends - of - the - voronezh - region . html .

Приложение

Состав Поворинского района (карта)

В состав района входит 9 поселений: городское поселение - город Поворино (обозначено на рисунке цифрой 1), а также Байчуровское (2), Вихляевское (3), Добровольское (4), Мазурское (5), Октябрьское (6), Песковское (7), Рождественское (8) и Самодуровское сельские поселения (9).

Поворино на карте Воронежской области

Уровни краеведческой работы в ОУ

    Первый уровень - получение учащимися «готовых» знаний о крае.

    Второй уровень - самостоятельное приобретение знаний. Источниками могут быть научная литература, публикации в периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

    Третий уровень - изучение истории родного края в ходе исследовательского поиска. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей.

Цели занятий исследовательской работой

  • Выявление учащихся, способных к исследовательской работе.

    Развитие творческих способностей учащихся.

    Формирование аналитического и критического мышления.

    Содействие в профессиональной ориентации.

    Воспитание целеустремленности и системности в учебной деятельности.

    Самоутверждение учащихся.

Алгоритм подготовки исследовательской краеведческой работы на конкурс

    Ознакомить учащихся с требованиями Положения о конкурсе.

    Объяснить отличие исследовательской работы от реферативной.

    Оказать помощь в выборе темы. Определить проблему.

    Определить актуальность, практическую значимость исследования.

    Сформулировать цель, определить задачи, методы исследования.

    Составить рабочую программу подготовки исследовательской работы.

    Ознакомиться с литературой, расспросить людей, имеющих отношение к Вашей теме. Опросить старожилов.

    Организовать работу в архивах, музеях. С периодическими изданиями.

    Описать процесс исследования.

    Обсудить результаты исследования.

    Сформулировать выводы.

    Оформить работу и отправить ее на конкурс.

    Подготовить текст выступления и наглядность к защите.

    Подготовить ответы на вопросы.

Правила выбора темы

    Правильно выбрать тему – это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение.

    При выборе темы следует учитывать:

    Актуальность.

    Новизну.

    Практическую значимость.

    Степень изученности.

    Возможность найти необходимые источники.

    Такие темы, как история села, школы, храма являются широкими, обзорными. Для полного обзора бывает недостаточно материала.

    Узкие темы дают большую возможность глубокой и детальной проработки.

    Тема должна звучать четко и ясно. Количество слов в названии – от 8 до 16, включая предлоги, союзы и то, что указывается в скобках.

    Чем меньше слов в названии темы – тем большую область исследования она охватывает.

Название работы

Объект и предмет исследования

    Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

  • Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Изучая предмет, мы познаем объект. Один и тот же объект м.б. предметом изучения разных исследований. Например: объект «учебный процесс» может изучаться методистами, психологами, физиологами и т.д.

    Предмет исследования чаще всего совпадает с определением темы или очень близок к нему.

    В исследовании должно быть сказано о предмете что-либо, чего еще не говорилось, или должны быть как-то переосмыслены идеи, уже кем-либо высказывавшиеся.

Формулировка цели

    Сравнить…

    Определить…

    Классифицировать…

    Проанализировать…

    Оценить…

    Описать…

    Обобщить…

    Опознать…

    Восстановить…

    Составить список и т.д.

Формулировка задач

  • После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

    Общая цель, в свою очередь, распадается на выполнение ряда исследовательских задач.

    Неправильно выдавать этапы исследования за задачи.

    Задачи вычленяются не по хронологическому принципу, а по структурному, как компоненты общей проблемы.

Введение

    Чему посвящена исследовательская работа?

    В чем состоит актуальность работы?

    Какие работы посвящены исследованию данной проблемы.

    Краткий обзор – аннотация в хронологической последовательности.

    Хронологические рамки исследования.

    Что является объектом исследования?

    Что является предметом исследования?

    Цель работы.

    Задачи (3-4).

    В чем состоит практическая значимость работы?

    Какие методы исследования использовались в работе?

    Какова структура работы?

    Сколько наименований включает в себя библиография?

Виды источников

    Письменные: печатные и рукописные книги, журналы, газеты, мемуары, документы личные и общественные.

  • Изобразительные: фотографии (кто или что изображено на снимке, выяснить ФИО), рисунки, плакаты, географические карты и др.

    Вещественные: предметы быта, изделия народных промыслов, семейно-вещевые реликвии и др.

    Устные: беседы, интервью и т.д.

    Технотронные (аудиовизуальные, видеовизуальные, мультимедийные или компьютерные);

    Комплексные: предметы, содержащие элементы источников разных видов (некрополь, жилище, семейный альбом, коллекции, собираемые отдельными членами семьи).

Работа с литературой

    Библиографию составляют в школьной, городской, районной и областной научной библиотеке.

    На каждое издание заполняют библиографическую карточку, используя Правила библиографического описания.

    В верхнем левом углу карточки отмечают название библиотеки и шифр.

    На оборотной стороне карточки кратко фиксируют факты, которые представляют интерес. Если не хватает места – делают ссылки к тетради №, стр. №.

    Цитаты заключаются в кавычки, чтобы потом не спутать с конспективной записью.

Требования к записи воспоминаний и рассказов

    Карточка респондента:

    ФИО респондента.

    Год рождения, дата.

    Место рождения.

    Национальность.

    Образование.

    Профессия (род занятий).

    Социальное положение.

    Адрес.

    Дата записи.

    Данные о составителе карточки.

Этапы написания исследовательской работы по родословию

    Получение информации от родственников через беседы, интервью, переписку.

    Составление генеалогических карточек на каждого родственника.

    Составление родословной схемы.

    Изучение документов семейного архива.

    Поиск материалов в Интернете и их изучение.

    Поиск и изучение документов в государственных музеях, архивах, библиотеках.

Генеалогическая карточка

    Фамилия (для замужних женщин указать девичью).

    Имя, отчество (если изменялись, указать какие были раньше).

    Дата и место рождения.

    Дата и место смерти (если похоронен в другом месте, указать местоположение могилы).

    Национальность.

    Фамилия, имя, отчество отца.

    Фамилия, имя, отчество матери.

    Место или места жительства, с указанием дат.

    Имена и даты рождения братьев и сестёр.

    Образование, что окончил.

    Место (места) работы или службы, должности.

    Участие в войнах, каких, где.

    Награды, звания.

    ФИО жены (мужа).

    ФИО детей, их даты рождения.

    Вероисповедание, принадлежность к сословию (до 1917 г.).

    Хобби (увлечение).

    Источники информации: документы, фотографии, письма, воспоминания, интервью и прочее с указанием дат.

    Дата заполнения.

Изучение персоналий

    Составление хронологии жизни изучаемого персонажа. Причем к каждой дате, событию желательно указывать имеющиеся источники.

    Вычленение этапов в жизни и деятельности героя исследования.

    Анализ профессиональной, общественной и творческой деятельности.

    Связь изучаемого с регионом.

    Описание (каталогизация) творческого наследия. Это действие может стать исследовательской задачей. Заслуга юного краеведа может заключаться в поиске и выявлении этих публикаций и обобщении их.

Требования к оформлению приложений

      Нумерация страниц – сквозная, включая Приложения.

      В работе должен быть Список приложений.

      В Приложениях помещают только те материалы, которые имеют отношение к работе.

      Приложения, также как и текст работы, располагаются в хронологическом порядке.

      Запрещается в качестве приложений использовать подлинники.

      Обязательно Приложения должны быть прокомментированы, подвергнуты критическому анализу.

      Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки словом см. (см. приложение 1).

      Приложения к работе необходимо аннотировать (подписи под фото, схемами, картами, воспоминаниями, иллюстрациями и т.д. делать с учетом принятых в исторической науке правил описания всех типов источников: письменных, вещественных, изобразительных, устных и т.д.)

Советы докладчику

    Речь должна быть простой и четкой, докладчик не должен быть "привязанным" к тексту.

    Необходимо назвать тему исследовательской работы, четко и ясно сформулировать ее цель, используя, например, такие ключевые слова и фразы как: "Цель работы заключается в том, что (чтобы)…", "Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью …" и т.п.

    Следует сформулировать наиболее важный результат работы в виде основного вывода или заключения по работе.

    Закончить выступление можно приблизительно так: "Доклад закончен. Благодарю за внимание";

    Задача презентации: показать результаты исследовательской работы максимально выгодно и обоснованно, подтверждая их графиками, статистикой, теоретическими выкладками и практическими результатами.

Критерии оценки исследовательской работы

    Актуальность и новизна исследования

    Четкость постановки целей и задач

    Соответствие достигнутого результата поставленным целям.

    Логичность выступления.

    Компетентность докладчика (в т.ч. умение отвечать на вопросы).

    Культура устного выступления.

    Глубина исследования

    Библиография (корректность в использовании литературных источников, количество источников)

    Целесообразность использования наглядного материала (иллюстративный материал, диаграммы, другие виды наглядности)

    Оформление.

Факторы успешности исследовательской работы

    Соблюдение принципа добровольности занятий учащихся исследовательской работой.

    Добровольность выбора темы учащимся.

    Максимальная самостоятельность учащихся в процессе проведения исследования.

    Компетентное руководство преподавателя ученической исследовательской работой.

    Учет возрастных и индивидуальных способностей учащихся при выборе темы исследования.

    Уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся со стороны родителей и педагогов школы.

    Системы мотивации и поощрения за исследовательскую работу.

    Увлечь учащихся историей родного края (этому способствуют экскурсии, встречи с интересными людьми, «общение» с предметами музейного значения, сбор тематического материала в СМИ, работа в школьном музее и т.д.).

    Дать учащимся «базовые» краеведческие знания.

    Дать представление об источниках, их видах.

    Научить описанию музейных предметов.

    Побывать с ними в библиотеке, архиве, музее.

    Провести занятия по методике сбора устных источников.

    Предложить на выбор темы для исследования.

    Предусмотреть в учебном плане индивидуальные занятия с учащимися по осуществлению научного руководства иссл. работой.

Управление образования администрации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

Методика написания,

правила оформления

и порядок защиты

исследовательской работы

по краеведению

(методическое пособие)

Старый Оскол

Методическое пособие рассмотрено на заседании муниципального экспертного совета управления образования администрации Старооскольского городского округа и рекомендовано к использованию в практической деятельности образовательных учреждений округа.

Кандидат исторических наук, доцент Старооскольского филиала Белгородского государственного университета, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

Заместитель директора, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

Рецензенты:

4. Обязательность использования материалов исследования на практике (проведение классных часов , выступлений с докладами на конференциях, публикации в СМИ, открытие мемориальной доски, открытие имени без вести пропавшего в годы ВОВ, реабилитация людей и т. д.).

1.3. Основные этапы работы.

Работа над исследованием по краеведению слагается из следующих основных этапов:

I. Вводный этап

Прежде чем приступить к выполнению работы , следует:

· выбрать интересующую тему исследования;

· составить план работы;

· подобрать необходимую и достаточную литературу;

· определить круг лиц, которые могут сообщить информацию по выбранной теме;

· усвоить основные понятия по анализируемой проблематике;

II. Основной этап предполагает собственно работу по выполнению исследования и включает в себя:

· изучение источников и литературы;

· составление и группировка выписок;

· фотосъемка необходимых по теме объектов, людей, предметов; снятие копий с документов;

· интревьюирование очевидцев событий (старожилы, ветераны , мастера и т. д.) и лиц, чьи комментарии помогут раскрытию темы;

· запросы в архивы (при возможности и необходимости).

· написание чернового варианта работы;

· проверка черновика научным руководителем;

· доработка и написание окончательного варианта работы;

· проверка работы научным руководителем и ее предварительная оценка.

III. Заключительный этап.

· подготовка краткого выступления и презентации для защиты работы;

· публичная защита;

· оценка исследовательской работы членами жюри (научные сотрудники Старооскольского краеведческого музея (СОКМ), преподаватели, кандидаты исторических наук СОФ НИУ БелГУ, СТИ НИТУ МИСиС, педагогические работники МБОУ ДОД «ЦДЮТиЭ»).

Как правило, наиболее удачными, качественными по своему содержанию и исполнению являются исследования, над которыми обучающиеся начи­нают работать задолго до их защиты.

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор методов (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ над КРАЕВЕДЧЕСКИМ исследованием

2.1. Тема, план, литература.

Начинать подготовку к написанию работы сле­дует с выбора темы.

Выбор темы определяется:

1) интересами обучающегося и его руководителя;

2) актуальностью проблемы;

3) наличием в распоряжении обучающегося соответствующих источников и литературы, методик.

Что же можно исследовать? Внимание юного исследователя может привлечь родословная своей семьи, улицы, памятники, здания, биографии учителей, истории предприятий, школ, литература, ремесла, игры и т. д. Тема, основанная на местном материале, узкая по кругу изучаемых вопросов прорабатывается более глубоко и детально. Практика подготовки работ показывает, что процессу выбора темы во многих случаях предшествует изучение специальной литературы.

Для формулировки темы необходимо определить проблему, т. е. найти вопрос, который нуждается в решении, изучении, что было не изучено или по поводу чего появились новые данные. Выбрав тему, автор должен постараться сузить её хронологически, тематически, по количеству действующих лиц и событий. Это даст возможность сделать работу исследовательской и определить перспективы работы по данной теме в течение 2-3 лет при условии ежегодного дополнения новыми источниками, оценками.

Приведем примеры тем исследовательских работ, представленных на олимпиаду:

Недостатки

Кулачные бои (вид досуга молодежи в селах у истока р. Потудань в нач. 40- годов ХХ века)

Октябрьская социалис-тическая революция в Старооскольском крае

Широкая тема хронологически и территориально, невозможность найти очевидцев, недостаток литературы

Долина смерти, долина мужества (боевой путь 267-й стрелковой дивизии)

Похозяйственные книги гг. О чем они могут рассказать?

Гори, гори, моя звезда…

Поэтическое название не дает возможности представить содержание работы

Характеристика фашистского оккупационного периода

Нет территориального ориентира, не указаны хронологические рамки

Хозяйственная и ремесленная деятельность древнерусского населения городища Холки

Основные ошибки в выборе темы:

1. стремление к выбору широких тем (например, «Культурное наследие Старооскольского края», «История Старого Оскола в годы ВОВ»);

2. тема в виде цитаты (например, «Никто не забыт, ничто не забыто);

3. отсутствие пояснения о фамилиях и именах (в скобках) в темах, посвященных отдельным личностям (например, «Учитель – это звучит гордо»).

Таким образом, залогом успеха является правильный и обоснованный выбор актуальной темы исследовательской работы.

Исследовательская работа по своей сути – небольшая научная работа. Личная заинтересованность школьника в исследовании избранной проблематики, желании углубить свои знания по ней, использовании результатов работы в его будущей профессиональной деятельности имеют решающее значение. Работа над исследованием доставляет удовольствие, если она интересна обучающемуся. Интерес к проблеме - предпосылка для развития творческого начала, очень важного в любой научной работе.

Существенным при выборе темы краеведческой работы является мера доступности специальной литературы, архивных материалов, нормативных источников.

Выбор темы работы необходимо согласовать с педагогом-руководителем, рекомендовавшим данную тему. Это позволит определить действительно актуальную проблему.

После выбора темы исследовательской работы обучающийся совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изу­чению и исследованию, структуру работы, сроки ее выполнения, определяет необходимую литературу.

Следующим этапом работы является составление плана работы (содержания). План исследовательской работы должен быть четким, логичным и конкретным. План составляется совместно с научным руководителем до начала написания самой работы. Школьник может внести в него свои коррективы, изменить порядок изложения основных вопросов, добавить дополнительные вопросы и т. д. Основные вопросы плана в работе следует выделить в само­стоятельные разделы и озаглавить.

Следующим шагом должен стать поиск и подбор литературы по теме работы.

Написанию исследовательской работы предшествует глубокое изучение источников по теме работы. При написании краеведческой работы следует обратиться к известной, опубликованной литературе по краеведению (, сборники научных трудов СТИ НИТУ МИСиС, Белгородского государственного историко-краеведческого музея и т. д.). Сейчас в Интернете можно найти любую информацию, но, с исследованиями по истории и культуре нашего края лучше знакомиться в школьных и городских библиотеках (особенно в краеведческом отделе библиотеки имени (микрорайон Жукова ), а также в библиотеке Старооскольского краеведческого музея (для справки : телефон музея: ; библиотека музея работает по четвергам в режиме читального зала с 10.00 до 17.30; если требуется подборка материала по определенной теме из разных источников с привлечением архивного материала, то необходимо письмо-отношение, заверенное директором школы (приложение 2), а также оплата стоимости входного билета (для учащихся – 8 рублей, для педагогов – 14 рублей (стоимость указана на момент написания пособия). Этим билетом можно воспользоваться при повторном обращении в библиотеку музея. Для большинства специальных и ведомственных библиотек, а также для архивов, также необходимо отношение со школы. Методика работы в архиве требует отдельного рассмотрения и представлена в приложении 3.

Книги и статьи следует подбирать с использованием систематических указателей литературы в библиотеках школы и города. При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год. Обращение к статьям в периодической печати в средствах массовой информации для школьных исследовательских работ допустимо, но требует корректировки, сопоставления информации, и не может являться основным источником в работе.

Практика показывает, что большинство обучающихся, имея хорошие начальные навыки работы с первоисточниками, все же не умеют в короткий срок извлечь требуемую информацию из большого объема. Можно рекомендовать следующую последовательность действий, помогающую почерпнуть главное в любом издании, не читая его целиком. Информация анализируется в следующем порядке: заглавие, фамилия автора, наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу), время издания, количество изданий (первое, второе и т. д.), аннотация, оглавление, введение или предисловие, справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели и т. д.), иллюстративный материал и первые предложения абзацев в представляющих интерес главах.

При подборе литературы необходимо сразу же составлять библиографическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати (приложение 6).

Первоначальное ознакомление с подобранной литературой дает возможность разобраться в важнейших вопросах темы и приступить к планированию своей деятельности по написанию работы.

Каталог – это перечень документальных источников информации (книг), имеющихся в научных фондах библиотеки. На каждой карточке каталога записаны следующие сведения об одной книге: автор (фамилия, инициалы), заглавие, выходные данные (место издания, издательство, год издания), количество страниц, шифр. Шифр обозначает место книги на полке и помещается в верхнем левом углу каталожной карточки.

Если обучающемуся точно известны названия нужных книг или хотя бы фамилии авторов, необходимо воспользоваться алфавитным каталогом.

Если необходимо выяснить, какие книги по конкретному вопросу (теме) имеются в данной библиотеке, необходимо обратиться к систематическому каталогу.

В некоторых библиотеках ведется предметный каталог. Он значительно отличается от других каталогов по своей структуре и раскрывает фонд библиотеки в предметно-тематическом плане. В отличие от систематического каталога за основу наименования разделов берется не отрасль знания, а название предметов, вопросов, не связанных между собой отраслевым признаком. Каждый вопрос, выделенный в виде рубрики в этом каталоге, получает словесную фор­мулировку, составленную таким образом, чтобы основное понятие определя­лось первым словом. Рубрики предметного каталога расставлены в порядке алфавита первых слов, поэтому в одном алфавитном ряду оказываются предметы, логически между собой не связанные.

В вузовской библиотеке студенты активно работают с систематической картотекой статей, которая включает карточки на статьи из журналов, получаемых библиотекой, статьи из сборников, отражающих важнейшие про­блемы науки, техники, культуры, образования. Материал группируется по раз­делам в соответствии с систематическим каталогом.

Тематические картотеки включают по отдельным темам разные книги, статьи и другие произведения печати, где освещаются наиболее важные вопросы проблемы (темы), которой посвящена та или иная картотека. Выбор тематики подобных картотек определяется задачами и профилем обучения в вузе.

В связи с активным внедрением компьютерных технологий в библиотечные процессы в библиотеке СОФ БелГУ карточные каталоги переведены в машиночитаемую форму и создан единый электронный каталог (ЭК). Он частично снимает неудобства в общении читателя с поисковой системой библиотеки и сокращает время поиска литературы.

Приводим адреса электронных каталогов библиотек высших учебных заведений региона, библиотек РФ:

1. Адрес электронного каталога ВГУ в интернете: www. lib. *****

2. Адрес электронного каталога БелГУ в интернете: www. *****

3. Адрес электронного каталога МГУ в интернете: www. *****

4. Адрес электронного каталога РГБ в интернете: www. *****

5. Адрес электронного каталога Государственной публичной исторической библиотеки в интернете: www. *****

6. Адрес электронного каталога Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) в интернете: www. *****

7. Адрес электронного каталога Научной педагогической библиотеки им. в интернете: www. *****

8. Адрес электронного каталога Воронежской библиотеки им. Никитина в интернете: www. *****

9. Адрес электронного каталога Белгородской областной научной библиотеки в интернете: www. *****

После того, как определена тема и составлен план работы, необходимо выявить и усвоить основные понятия по избранной проблематике. Для выяснения и уточнения различных вопросов, фактов, понятий, терминов широко используется справочная литература , которая является составной частью справочно-поискового аппарата любой библиотеки. К справочной литературе относятся различные энциклопедии, словари, справочники, статистические сборники и т. д.

Изучение литературы – серьезная работа. Поэтому статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая выписки с указанием страницы (это пригодится для правильного оформления сносок в тексте работы). Если имеется собственный экземпляр журнала или книги, то можно делать пометки на полях. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.

Общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

Беглый просмотр всего содержания;

Чтение в порядке последовательности расположения материала;

Выборочное чтение какой-либо части произведения;

Выписка представляющих интерес материалов;

Критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей работы.

2.2. Структура исследовательской работы.

Исследовательская работа имеет определенную структуру:

1. Титульный лист.

3. Введение.

4. Основная часть (главы).

5. Заключение (выводы и предложения).

6. Список использованных источников и литературы.

(Примечание: полноценная исследовательская работа должна базироваться не менее чем на 10 источниках и исследованиях).

Все разделы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны.

Во введении обосновывается выбор темы, определяется ее актуальность и значимость, говорится о состоянии разработки соответствующей проблемы (т. е. краткий историографический обзор), дается характеристика источниковой базы (т. е. на основе каких источников пишется работа, дается их краткая характеристика), определяются предмет и объект исследования и основная цель работы, формулируются задачи для раскрытия темы, перечисляются методы исследования, описывается структура работы. (Например: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена.... Во второй главе речь идет о.... и т. д.).

Введение не должно превышать 15 % общего объема работы (обычно оно занимает 1-2 страницы).

Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. Освещение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в двух трех предложениях показать главное – суть проблемной ситуации, из чего будет видна актуальность темы. Принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

Во введении формулируются объект и предмет исследования. Эти понятия соотносятся между собой как общее и частное. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта, является его стороной, аспектом или точкой зрения. Предмет исследования определяет тему исследовательской работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. (Например, в работе по теме «Кулачные бои (вид досуга молодежи в селах у истока р. Потудань в нач. 40- годов ХХ века)» объект – народные традиции в организации досуга молодежи в селах Николаевка и Знаменка, предмет – кулачные бои в нач. 40-х годов; в работе по теме «Долина смерти, долина мужества (боевой путь 267-й стрелковой дивизии)» объект – события ВОВ, предмет – 267-я СД первого формирования).

Цель работы должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождении новых закономерностей между изучаемыми явлениями. Следует помнить, что цель – это конечный результат работы, то, к чему в итоге следует прийти. (Например: в работе по теме «Хозяйственная и ремесленная деятельность древнерусского населения городища Холки» цель - выявить особенности хозяйственного развития пограничного района на примере деятельности городища Холки). Исходя из обозначенной цели работы определяются задачи , которые конкретизируют цель. Как правило это делается в форме перечисления (проанализировать…, разработать…, обобщить…, выявить…, обосновать…, доказать…, внедрить…, показать…, выработать…, изыскать…, найти…, изучить…, определить…, описать…, установить…, выяснить…, дать рекомендацию…, сделать прогноз… и т. п.). В формулировке задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание основных частей работы. (Например: для вышеуказанной работы поставлены следующие задачи: 1) установить характер хозяйственного использования прилегающей территории; 2) определить виды и уровень развития ремесла; 3) атрибутировать археологические находки с городища Холки; 4) определить место хозяйственной и ремесленной деятельности в общеисторической картине древнерусских княжеств). Довольно часто заголовки глав рождаются из формулировок задач работы. В последующем, при написании заключения целесообразно сделать выводы, отражающие достижение цели и выполнение поставленных задач.

Как показывает практика, в представленных на муниципальном уровне исследовательских работах часто отсутствует характеристика используемых автором методов исследования. Методы – это способы и приемы, при помощи которых осуществляется исследование. Существуют следующие виды методов: 1. Накопление научного материала : изучение литературы и источников; ознакомление с историей и теорией вопроса, достижениями в смежных областях; консультация; наблюдение.

2. Осмысление собранного материала : сравнение, измерение, анализ и синтез, обобщение, аналогия, моделирование.

3. Проверка и уточнение фактов : критика; уточнение сделанных выводов, корректировка, обсуждение результатов, эксперимент, проверка на практике.

Новизна работы характеризует вклад автора в развитие исследуемой проблематики. Для школьных исследовательских работ часто сложно определить новизну, но обращение к краеведческой тематике, истории отдельных уголков города, биографиям земляков и родословным позволяет выделить такой аспект в исследовании.

Новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы. Новыми могут быть только те положения исследования, которые способствуют развитию темы.

Практическая значимость должна заключаться в выработке конкретных мероприятий, связанных с изучаемыми вопросами.

Основная часть – общий объем примерно 10-12 страниц - со­стоит из глав. Учитывая объем исследовательской работы по положениям региональных и российских конкурсов и олимпиад по краеведению (10-15 страниц без учета титульного листа, оглавления, списка литературы и приложений), не следует злоупотреблять большим количест­вом глав. Оптимальный вариант – две главы. Возможен вариант только из 1 главы. Чтобы не повторять тему работы, можно назвать её основной частью. Каждая глава должна иметь номер и название (приложение 4).

Отечество - 2012

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

Номинация «Земляки»

Подготовил:

Нецветаев Максим , 347628, ул.Железнодорожная 100, п.Гигант, Сальский район Ростовская область, телефон 89185381897, учащийся 4 класса МБОУ СОШ №2 п.Гигант 347628, ул. Горького, 11, Сальский район Ростовская область.

Руководитель:

Олейникова Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 п.Гигант, 347628, ул. Горького, 11, Сальский район Ростовская область.

Телефон:

Содержание

I . Введение.

1. Цель исследования.

2. Задачи исследования.

3. Объект исследования

4. Предмет исследования

5. Гипотеза

6. Методы исследования

II . Основная часть

III . Заключение.

IV . Литература

Введение

О человеке надо говорить,

Когда детей идет учить,

Дома возводит, книги пишет,

О человеке надо говорить,

Пока он слышит.

Время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки. Знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах-долг каждого.

Издревле водится так, что русский человек, русская душа, будучи вдали от

своей Родины, от своего места проживания, нескрываемо радуется при встрече

земляка. Что означает это слово, которое вмиг роднит чужих людей.

Обратимся к словарю Ожегова: «Земляк – уроженец одной с кем-нибудь местности».

«Землячество – принадлежность по рождению к одной местности;

объединение уроженцев одной местности».

Толковый словарь русского языка.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова дается такое объяснение слова «земляк»:

ЗЕМЛЯ́К, -а, м. Уроженец одной с кем-н. местности. Мы с ним ~и.

В словаре русских синонимов близкими по значению к слову «земляк» являются слова: единоплеменник, товарищ; соземец, соотечественник, своеземец, зема, земеля, единоземец, землячок.

В своей работе я хочу рассказать о своем земляке, о беззаветном труженике, всегда заботящемся о подрастающем поколении, человеке, которым гордится мои поселок.

Актуальность темы исследования. Мотивом выбранной темы послужила любовь и уважение к моему учителю физкультуры, Бурову Анатолию Петровичу, хотелось подробнее узнать историю его жизни, спортивных побед и достижений.

Цель исследования:

Рассказать о человеке интересной судьбы, который прославил своим трудом, мастерством свою малую родину.

Задачи исследования:

    Проанализировать различные виды источников информации по теме проекта.

    Систематизировать и обобщить собранный материал, передать его в школьный музей и школьную библиотеку.

Гипотеза исследования:

Могу предположить, что знание о людях, прославивших мою малую родину, может качественно повысить уровень патриотизма,положительно повлиять на формирование личности.

История жизни нашего земляка может стать образцом для каждого, кто бы хотел добиться успехов в жизни и прожить свою жизнь достойно, может научить высшим жизненным ценностям: духовному родству, доброте, трудолюбию.

Объект исследования : А.П.Буров (земляк), его личный пример, вклад в развитие современного общества.

Предмет исследования : Информация, полученная во время встреч и бесед с А.П.Буровым, людьми, знающими А.П.Бурова; семейный архив А.П.Бурова, архивы газет «Сальская степь», «Гигант».

Методы исследования:

    анализ источников информации;

    личная беседа;

    наблюдение;

    интервью;

    работа с семейными архивными материалами, удостоверениями, справками;

    обработка полученных результатов.

Основная часть

Если учитель соединяет в себе любовь

к делу и ученикам - он совершенный учитель.

Л.Н.Толстой

Анатолий Петрович Буров родился 26 июля 1940 года в селе Жуковском

Песчанокопского района Ростовской области. В Гигант семья Буровых переехала

осенью 1945 года, куда его отца Петра Николаевича, военного водителя, участника

советско – финской и Великой Отечественной войн, дошедшего с Победой до

Берлина, направили восстанавливать хозяйство.

В школе Анатолий особенно ничем не выделялся. Как и все помогал

старшим и родителям в работе, участвовал в спортивных соревнованиях.

После окончания местной школы – интерната №2 стал работать помощником

киномеханика на передвижке.

В 1959 году призвали служить в Черноморский флот , в учебный отряд подводного плавания. Начинал службу в г. Севастополе в учебном отряде.

Служил на подводной лодке 613 – го проекта. Был командиром отделения радиотелеграфистов.

После перенесенного воспаления легких вышел из госпиталя. В то время проходили соревнования по легкой атлетике и он решил участвовать в кроссе между ротами. Выиграл забег на 3 километра. За четыре с половиной года службы на флоте ежегодно становился чемпионом Черноморского флота на стайерских дистанциях на 3, 5 и 10 километров. До конца службы входил в состав сборной команды Черноморского флота, а затем и Крыма по легкой атлетике. Его рекорды в беге на 3, 5 и 10 километров держались 17 лет!В 1963 году в Киеве проводилось первенство Украины по легкой атлетике. А через неделю должен был состояться матч СССР – США. Чемпион Олимпийских игр легендарный Петр Болотников готовился принять участие в том матче. В качестве прикидки решил пробежать стайерскую дистанцию на 10 тысяч метров.

Событие неординарное и знаменательное. И хотя чемпион Олимпиады всех обогнал на целый круг (а это 400 метров) все участники того действа, в том числе и А. Буров, с особым восхищением вспоминают об этой значительной вехе в своей спортивной судьбе.

Анатолий Петрович во время спортивных соревнований в г. Мукачево познакомился с еще одним чемпионом Олимпийских игр, тоже моряком – черноморцем Владимиром Куцем.

Закончив службу на флоте, вернулся Анатолий Буров в Гигант . В 1963г назначили его тренером футбольной команды завода «Сальсксельмаш». Тренировал ребят основательно, да и играл вместе с ними в качестве играющего тренера. Команда в 1968 году сделала победный дубль - стала чемпионом Ростовской области и обладателем кубка газеты «Молот» по футболу. Причем выиграла у всех городских команд. На следующий год сельмашевцы стали вторыми призерами в области. Тренер стал понимать, что ему не хватает теоретических знаний и о поступает учиться на заочное отделение ГЦОЛИФКа. Лучшего в стране. Его избирают старостой группы. На курсе вместе с ним учились заслуженные мастера спорта по футболу Владимир Маслаченко и олимпийский чемпион Анатолий Крутиков. В 1970 году закончил Московский государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры.

В 1970 году Бурова назначают директором Гигантовской детско – юношеской спортивной школы. Стал тренировать не только взрослых, но теперь уже и детей. Занялся организаторско – хозяйственной деятельностью. При его активном участии бывший клуб имени Горького был преобразован в Дворец спорта, проведена реконструкция поселкового стадиона, футбольного поля и спортивных площадок «Сальсксельмаша».По – прежнему, играл сам на позиции полузащитника. В 1972 году гигантовцы добились еще одного успеха, став обладателями Кубка Октября.

В 1975 году Анатолия Петровича приняли на работу учителем физкультуры в школу – интернат, которую он когда – то закончил.

За большой вклад в развитие физкультуры и спорта, подготовку спортсменов массовых разрядов ему было присвоено звание «Отличник физической культуры СССР». Пришлось Анатолию Петровичу и три года поработать там же директором, где ему было присвоено еще одно почетное звание «Отличник народного просвещения СССР». Ему – дипломированному тренеру и спортсмену поступали заманчивые предложения переехать работать в Ростов, другие города области, соседние регионы. Но он остался верен Гиганту. Да и не мог оставить на произвол судьбы своих мальчишек и девчонок.

Спортивная жизнь в школе и в поселке бурлила, благодаря Бурову. В 1980 году класс, с которым работал Анатолий Петрович, стал победителем областных, а затем и российских соревнований по пионерскому четырехборью. Двадцать мальчишек и девчонок с 20 августа по 1 октября жили, учились и соревновались во всесоюзных соревнованиях «Старты надежд» в лагере «Орленок».

Почти два десятилетия А. Буров руководил методическим объединением учителей физической культуры.

Решением Государственного Комитета СССР по физической культуре и спорту от 25 июля 1990 года Анатолию Петровичу присвоено почетное звание «Отличник физической культуры и спорта».

Еще в годы занятий спортом Анатолий Петрович очень высоко поднял планку и неуклонно следует своим жизненным принципам всю жизнь.

Славу учителям и тренерам приносят ученики. Есть такие и у А. П. Бурова. Чемпионом Европы 1976 года по футболу среди молодежи стал его воспитанник, мастер спорта международного класса, игрок национальной сборной СССР В. Гончаров. Валерий родился и жил на 3 отделении совхоза «Гигант». Учился у Бурова. Много сил и внимания ему уделял наставник. Когда юноша лишился родителей, направил учиться в Ростовский спортивный интернат №10.

Владимир Лесовой стал чемпионом Советского Союза по футболу, выступал за «Сальсксельмаш» и сборную области. Абдусалан Магомедов был разносторонним спортсменом, увлеченно занимался борьбой. Завоевал звание чемпиона Европы по классической борьбе, выполнил норматив мастера спорта международного класса. А его брат Ремезен Магомедов был тоже «международником». И чемпионом Европы, но по тяжелой атлетике.Кстати, сам Анатолий Петрович за время выступлений на беговых дорожках стал кандидатом в мастера спорта, а на футбольных полях перворазрядником. В то время нормативы были очень высокими!

Формально 17 лет назад А.Буров ушел на пенсию. Но долго не смог сидеть без

дела, ставшего смыслом жизни. Вновь стал тренировать мальчишек в

Гигантовском филиале ОДЮСШОР № 21, учить их футболу и уму – разуму.

В настоящее время Анатолий Петрович, по-прежнему, работает в школе № 2.Вновь его воспитанники высоко держат марку, выданную Тренером.

Его ученик Алексей Калашников, 1982 года рождения в 2007 году стал мастером спорта, чемпионом России по футболу.

Игорь Гвоздиков и Алексей Алейников играют в футбол. Волгоградскому «Ротору» приглянулся Иван Шапкин, а затем они пригласили к себе и Николая Новикова.

Анатолий Петрович и его супруга Ольга Вадимовна родили и воспитали двух прекрасных сыновей. Старший сын,Вадим , 1970 года рождения, окончил Ростовский спортинтернат №10. Дважды становился чемпионом СССР по зимнему многоборью среди учащихся. После окончания среднего училища гражданской авиации в г. Красный Кут Саратовской области стал служить в спецназе «Разведка» в составе 22 бригады. Полгода был в Чеченской Республике. Имеет два звания «кандидат в мастера спорта» по легкой атлетике и парашютному спорту. Совершил около 200 прыжков с парашютом, в училище был инструктором по парашютному делу.

Младший сын Буровых , Петр на четыре года младше своего брата. Вместе с ним одновременно учился и окончил училище гражданской авиации. Был чемпионом Сальского района по многоборью. Служил в Зеленокумском спецназе, является обладателем крапового берета. Воевал в Чечне в первую и во вторую военные кампании. Дважды был ранен. За мужество и героизм, проявленные при защите конституционного строя в Северо – Кавказском регионе, был награжден правительственными наградами, в том числе Орденом Креста второй степени. По распоряжению губернатора Ростовской области В.Ф. Чуба ветерану боевых действий, спецназовцу Петру Анатольевичу Бурову в городе Ростове – на – Дону выделили квартиру для его семьи.

У Аналолия Петровича есть два внука: Максим, ученик 9 класса, и Алеша, ученик 2 класса школы в г.Ростов на Дону. Они очень гордятся своим замечательным дедом.

В нашей школе не найдется ни одного человека ни среди детей,ни среди учителей, которые бы не любили уважаемого, строгого, но справедливого, доброго, самого спортивного учителя-нашего Анатолия Петровича-Учителя с большой буквы! Его отличает глубокое знание своего предмета, увлеченность своим делом, мастерство. Уроки учителя интересны, их отличает эмоциональность проведения, использование активных форм обучения и воспитания, удивительные интересные открытия для учащихся в мире спорта. Анатолий Петрович особое внимание обращает на развитие и совершенствование двигательных качеств, подбирает наиболее эффективные упражнения, добивается четкого их выполнения.

Учитель на каждом уроке развивает силу, быстроту, ловкость и выносливость, воспитывает смелость, настойчивость, дисциплинированность, добивается, чтобы все дети ушли с урока во всем разобравшись, не потеряв интереса к изучаемому Спортсмены школы принимают активное участие в спортивной жизни, а также участвуют во всех крупных соревнованиях районного масштаба как среди школьников, так и среди взрослого населения. Он является наставником молодых специалистов, охотно делится опытом со своими коллегами. Анатолия Петровича– учителя и педагога высокой культуры, знают не только в поселке, но и в области, как опытного учителя и тренера, как человека большой души, пользующегося заслуженным авторитетом в коллективе учителей, учащихся, родителей и жителей поселка. Он активно пропагандирует здоровый образ жизни.

Заключение

В мире все связано. Изучая историю своего района, мы волей – неволей, знакомимся с людьми, жившими в ту или иную эпоху, людьми, родившимися на этой земле или переехавшими по каким – то причинам.

Работая над проектом, я узнал о жизни человека, живущего со мной рядом, моем земляке, который своим каждодневным трудом приносит пользу многим людям, работает на благо своего края и процветания всей страны. Долг каждого человека уважительно относится к истории родного села, края, России, научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства.

Завтра мы вступим в жизнь, и судьба России будет в наших руках. Мы должны знать историю нашей страны, ее особенности и понимать, черты национального русского характера. Задача нынешнего молодого поколения - не превращаться в равнодушных, бесчувственных людей. Делать правильные ориентиры в жизни помогают простые люди, мои земляки, которые по- своему делают историю, внося свой посильный труд в наследие моей большой страны».

Описывая жизнь А П, я понял, что она находи т с я в единстве с жизнью страны. Вся его жизнь – СЛУЖЕНИЕ РОДИНЕ. Поэтому она вызывает восхищение, уважение.

В нашем краю много интересных людей, о судьбах которых можно рассказать, но это мои планы на будущее. В дальнейшем, я планирую продолжить работу в этом направлении. Многое еще мной не открыто, поэтому мне есть над чем работать.

Список использованной литературы

1.Материалы из семейного архива Буровых.

2.Трофименко И.С. «Зовет детей на физкультуру.»// Сальская степь. -№18.24.10.2010.

3..Безнощенко Анатолий. «Самородок из гиганта или дети и детища Анатолия Бурова»

//Сальский спорт.15.07.2010.