Как справиться с гордостью. Усмиряем гордыню. Как определить у себя признаки смирения или гордости

Вам никогда не говорили, что гордиться плохо? И мне говорили, давно, еще в школе. Я очень хорошо запомнил, как я недоумевал тогда: как же так, ведь красной нитью через всю школьную полит- и просто информацию проходила гордость.

Гордость за прекрасную страну победившего социализма, за Красную Армию, которая всех сильней, и наших дедов, одержавших величайшую в истории Победу.

Много позже, годы спустя, когда не стало уже той страны, и деды, увы, покинули нас навечно, я узнал, что гордиться можно и нужно, а вот если возгордился – вот это и есть беда. Значит, тебя поразил черный антипод гордости – гордыня. Чем страшна горделивость, почему ее с древности признавали одним из величайших пороков и как отличить ее от гордости – об этом мы поговорим сегодня.

Что такое гордыня

Толковый словарь Ушакова определяет значение этого слова как непомерную гордость, высокомерие, презрительное отношение к другим. Что характерно, в словаре Ушакова данное слово идет с пометкой «книжн., устар .», то есть устаревшее, вышедшее из употребления слово, которое встречается только в книжках.

А вот в более позднем словаре под редакцией Ожегова пометки «устар.» уже нет. Надежды на то, что болезнь горделивости будет побеждена подобно тому, как были навсегда побеждены многие опасные заболевания, не оправдались. Более того, вряд ли вопрос как избавиться от гордыни стоял когда-то так же актуально как сейчас.

Чем же так опасна горделивость? Ведь пораженный нею человек еще не вор, не убийца, не распутник. По большому счету, никому он зла своим пороком еще не принес, почему же христианство относит гордыню к одному из семи смертных грехов, в отличие от тех же воровства или убийства? Дело в том, что этот порок является корнем, отправной точкой и первопричиной всех остальных грехов.

Не зря авраамические религии (то есть религии, чье учение основывается на Ветхом Завете – Христианство, Ислам, Иудаизм) провозглашают этот порок матерью всех грехов, призывая усмирять гордыню с особым тщанием. Согласно их учению все зло пришло в мир после того, как светлейший из ангелов, обуреваемый этим пороком, стал предводителем сил зла и Князем Тьмы.

Особо отвратителен этот порок тем, что усиливая все остальные пороки, он нивелирует, «нейтрализует » все возможные добродетели. Как бы ни был добр, трудолюбив и умен человек, стоит ему возгордиться, и никакие его положительные стороны уже не принесут добра ни ему, ни окружающим.

Гордость или гордыня?

Как видите, гордость и гордыня – антиподы, но как же отличить одно от другого?

Для того чтоб ответить на этот вопрос, давайте обратимся к русскому языку:

  • Первое отличие гордости от гордыни найти нетрудно. Нам повезло – наш язык настолько богат и многогранен, что способен дать ответ на очень многие вопросы, надо только уметь эти ответы искать. Слова «гордость » и «гордыня » имеют один корень, это ясно дает понять, что данные чувства родственны. Но при этом гордиться можно чем-то или кем-то, испытывать чувство гордости можно за кого-то – за страну, за деда, за олимпийскую сборную. Гордыню же испытывать за кого-то невозможно, как невозможно «гордыниться » кем-то. Человек, пораженный этим пороком, всегда обращает его на самого себя;
  • Гордость может быть коллективной, общей, горделивость же всегда индивидуальна. Никто ведь никогда не слышал о «национальной гордыне », правда?
  • Гордость может быть конструктивна, может давать силы и даровать стойкость в трудные моменты жизненных испытаний, горделивость – никогда. Она – всегда тормоз, это ненужный балласт, висящий как ярмо на шее, не давая расти и тянуться вверх;
  • Гордость не может быть направлена против кого-то. Человек, гордый за свою страну и свой народ всегда отнесется с уважением и пониманием к иноземцам, а вот возгордившийся происхождением будет сетовать на «понаехавших » и выдумывать представителям других народов обидные прозвища. Тот, кто горд своими знаниями, навыками и профессиональными достижениями не будет рассуждать о «тупом планктоне » или «недалеких работягах ». Это – признак горделивости.

Как узнать порок

Очевидно, что такой деструктивный порок необходимо искоренять, и сделать это может только сам человек, без усилий с его стороны любое действие извне будет тщетно. Но проблема в том, что возгордившийся подобен алкоголику, для которого, как известно, самое трудное – признаться самому себе: «я алкоголик ». Как же «гордоголику » осознать проблему? Распознать порок в себе поможет знание его признаков.

Итак, признаки гордыни:

  • Необходимость всегда и везде доказывать свое первенство. Если не быть, то, по крайней мере, казаться лучшим;
  • Постоянное недовольство тем, что мир устроен «неправильно », гнев от того, что люди поступают, одеваются, разговаривают и тратят свои деньги как-то «не так»;
  • Ложная жертвенность – постоянное попрекание близких своими, чаще всего, мнимыми жертвами, принесенными на алтарь семейного благополучия. При этом возгордившегося совершенно не смущает очевидный факт, что самого благополучия может не быть и в помине;
  • Постоянное бравирование своими (опять же, обычно мнимыми) заслугами, практически, выпрашивание внимания и похвалы;
  • Постоянное употребление слова «должен », но не в значении «я должен », а в значении «мне должны » (вот, кстати, еще одно отличие от гордости). Горделивому всегда кто-то должен – должно правительство и участковый, должны дети и родители, должны соседи и городские власти;
  • Горделивый всегда всем недоволен и всегда всех критикует. Но при этом критичное отношение к собственным действиям у него отсутствует как таковое;
  • Как ни парадоксально, но горделивость может проявляться и в виде чрезмерного собственного принижения, самоуничижения. Почему так происходит? Принижая себя, возгордившийся самонизводится на уровень ребенка, а ребенок ненаказуем и неподсуден, с ребенка спроса никакого. Зато ему, опять же, все должны!

Как победить порок

Осознав порок, можно вплотную заняться вопросом, как побороть гордыню. Это трудно, но вполне достижимо, если знать основные принципы, борьбы.

Во-первых, помните, что основные враги горделивости – ответственность, истинное самопожертвование и долг.

Во-вторых, нужно переключиться с «мне должны » на «я должен ». Это вовсе не означает, что вам надо демонстрировать христианское всепрощение в отношении нарушения ваших законных прав, но необходимо помнить, что права всегда идут только в комплекте с обязанностями.

Гордость полезна и необходима человеку. Она позволяет следовать убеждениям, сохранять внутренний баланс, поддерживать самоуважение, не давать себя унижать, учит ценить себя. Но что делать, если гордость переросла в гордыню – коктейль гордости, эгоизма, высокомерия и зазнайства. Верующие люди считают ее смертным грехом. Психология же скажет, что гордыня мешает личностному развитию, построению отношений, продвижению по карьерной лестнице. За гордыню людям всегда приходится дорого платить. – один из вариантов платы.

Изучение гордыни находится на стыке психологии, философии и этики. Гордыня – противоположность смирению. Горделивый человек не способен идти на компромиссы, уступки, жертвовать чем-то (иногда самим собой).

Гордиться заслуженными успехами не зазорно, но вот постоянно в тему и нет вставлять свое «Я» – не хорошо. Горделивый человек на все смотрит с презрением. И на самом-то деле он самого себя не уважает, хотя и позиционирует чуть ли не как творца всего мира.

Гордыня – это приписывание себе больших заслуг и достоинств, переоценка себя на фоне принижения достоинства других людей. Горделивый человек считает, что только он достоин внимания, похвалы, восхищения. Из-за своих убеждений, что других людей не заслуживает внимания, а с людьми можно и нужно обращаться как с вещами, носитель гордыни получает ненависть окружения и гонение.

Чем еще опасна гордыня:

  • Человек забывает о том, что он не совершенен, что неудачи случаются у всех, и не всегда обстоятельства складываются так, как мы хотим.
  • Чем больше питается и развивается гордыня, тем меньше человек ведет внутренний диалог и тем больше обвиняет саму вселенную, не видит своей вины в причинах неудач.
  • После этого нередко начинается процесс саморазрушения личности, ухода от реальности, да и сами переживания, негативные эмоции оказывают разрушающее влияние на организм.
  • Гордыня не позволяет идти на уступки, провоцирует . В итоге от человека отворачиваются друзья и любимые, но сам гордец не понимает, что это он предал все ради своей гордыни.
  • Если гордыня соединится с жестокостью, то перед нами предстанет тиран.

Гордость и гордыня

Гордость – результат преодоления трудностей, работы над собой, осознанных действий, подтверждение ценности человека. Гордость хочется демонстрировать – и это нормально. Потому героев почитают перед аудиторией, снимают про них репортажи. Если гордиться есть чем, то делать это нужно. Это приятные и полезные эмоции.

Что интересно: для возникновения гордости нужно обязательно идентифицировать себя с поводом гордости. Мы можем восхищаться поступками других людей, но только если это близкий нам человек, мы испытаем чувство гордости за него и свою причастность к этому человеку. По этому принципу можно гордиться другом, семьей, страной.

Чем в итоге отличается гордыня от гордости:

  • Гордость – моральное чувство. Оно включает в себя самодостаточность, чувство собственного достоинства, личностную независимость. В то же время это осознание соответствия поступков ценностям и убеждениям. Гордость можно испытывать за себя или за другого человека.
  • Гордость побуждает и мотивирует к новым свершениям и саморазвитию. Она заставляет человека верить в собственные силы, видеть свои возможности и потенциал, стремиться к лучшему.
  • Гордыня же может быть только в отношении самого человека, его Эго. Притом не обязательно эта личность действительно имеет причины гордиться собой. Гордыня может базироваться на одном и нездоровом чувстве собственного достоинства (значимости). Гордыня замедляет , отделяет человека от общества.

Горделивые люди склонны к зависти. Они часто претендуют на чужое место, независимо от того, что совершенно не соответствует ему. У обладателя гордыни всегда завышенные требования, он всегда недоволен и ждет большего. Ибо искренне полагает, что его прекрасная личность заслуживает всего лучшего и постоянно чего-то нового. Такие люди заочно считают мир плохим, стараются каждого человека поставить на свое место (как это видит гордец).

Причины развития гордыни

К сожалению, нормальная и полезная гордость способна перерастать в гордыню – беспочвенную и преувеличенную гордость и ряд других аморальных качеств. Но гордыня и столь надменное отношение к миру не обязательно вытекает из адекватной гордости.

  • Корни могут уходить в , комплексы. Тогда гордыня – вариант гиперкомпенсации.
  • Еще одна возможная причина: человек презирает других из-за своего социального статуса, притом идущего из семьи (родители добились, а сам гордец вообще ничего не сделал, но раздул свое Эго).

Как избавиться

Чтобы побороть гордыню, нужно воспитывать в себе смирение – осознание того, что нет предела совершенству, признание своей неидеальности и способность соответствовать обстоятельствам.

Это не философия рабства или культивирование отказа от своих интересов. Хотя, к сожалению, так многие люди и понимают термин смирение, отождествляя его с терпением. На самом деле это определенная мудрость, смирение с тем, что никто не идеален: ни мы сами, ни мир в целом. Это смирение с тем, что не все подвластно человеку: нам не дано изменить устройство мира и сознание человечества в широком смысле этого слова. Существуют некоторые объективные вещи, законы, а также субъективные мнения других людей. С этим нужно считаться, то есть мириться, учитывать и корректировать свое поведение в рамках этой концепции.

Из чего невольно напрашивается второй элемент избавления от гордыни: избавление от и нездорового эгоизма, развитие адекватного отношения к людям. Притом речь идет не об альтруизме, а именно о золотой середине, когда вы что-то делаете на благо одновременно себя и общества.

Кроме как с помощью самоконтроля свое мышление и поведение не изменить.

  1. Прежде всего, поставьте главную цель: ради чего вы хотите избавиться от гордыни. «Просто потому что это грех и плохо» не подойдет. Распишите на бумаге, чего вас гордыня лишила, а что вы можете приобрести (какие способности, статусы, каких людей), избавившись от нее. Выделите главную цель, например, «избавившись от гордыни, я налажу отношения с любимым человеком, так как я хочу быть с ним».
  2. Далее важно научиться обращаться к людям за советами и интересоваться их мнением. Первое упражнение: попросить составить ваш портрет. Раз вы гордец, то вам пока это задание на самостоятельное выполнение лучше не давать. А вот люди со стороны честно и, скорее всего, адекватно распишут ваши достоинства и недостатки. Примите этот портрет без всяких споров.
  3. Дальше план индивидуален: что написано в отрицательном ключе – убираем, что в положительном – возвращаем, развиваем, прививаем.
  4. . Регулярно спрашивайте их мнение и прислушивайтесь к речам других людей. Вы должны понять, что каждый человек – индивидуальная и интересная личность со своими правами и убеждениями. Хорошее упражнение – просмотр фильмов с дальнейшим обсуждением. Можно обсуждать с друзьями, а можно пересказывать сюжет от лица разных героев.
  5. Практика и только практика. Каждый день выполняйте что-то, что ниже вашего достоинства (как вам кажется). Только, пожалуйста, не впадайте в крайности, не нужно настоящих унижений. Ваше цель переработать гордыню в гордость, а не убить совсем чувство самоценности.
  6. Не бойтесь добрых слов и благодарности. Их в вашем лексиконе должно стать больше, нежели упреков и критики. Вместе с этим развивайте .

Гордыня – это червь, вызывающий процессы гниения в человеческой душе. Искоренить ее можно, но сделать это непросто, а без помощи вовсе не обойтись. Признать свое несовершенство и попросить о помощи – первый, но самый важный шаг. Если вы смогли сказать «Я страдаю гордыней и тем несовершенен», то вас уже нельзя категорично назвать горделивым человеком.

Главное – не отвергайте эту помощь. Те люди, что согласились помочь, заслуживают вдовое больше приятных слов, ведь терпеть гордеца не просто. Для этого нужно видеть положительный потенциал. И если его кто-то разглядел, то вы имеете все шансы на успех, если и сами разглядите свой истинный потенциал.

Святитель Игнатий Брянчанинов к этому пороку относит целый комплекс поступков, мыслей и переживаний, от презрения к ближнему до ереси.

Пожалуй, кратко охарактеризовать гордость можно, перефразируя слова древнего философа: «Я – мера всех вещей». Опасность гордости даже не в том, что я считаю себя самым лучшим. Дело в том, что я вижу события, других людей, даже Самого Бога только своими собственными глазами – и считаю, что мое зрение стопроцентно.

А мое зрение как минимум ничуть не лучше, чем у всех остальных. И, между прочим, хуже всего мне видно самого себя. Своя голова кажется центром вселенной – а ведь это только моя вселенная, ограниченная и маленькая…

Лучшие советы по борьбе с грехом может дать Сам Бог. в качестве «врачевства против гордости» предлагает чаще перечитывать «места Писания, направленные против неё»:

«Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10).

«Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал.6:3).

«Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15).

«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).

«Вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его; и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его» (Пс.135:23-24).

«Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш» (Пс.114:5).

«Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч.16:5).

К рекомендованным преподобным Ефремом Сириным стихам можно добавить общеизвестное: «Бог гордым противится а смиренным дает благодать» (Иак.4:6), «в устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их» (Притч.14:3), «всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:16) и другие цитаты.

2. «Это не я»

Строго говоря, нам нечем гордиться. еще раз напоминает притчу о рабе, выполняющем свои обязанности:

«Как можно скорее предавай забвению свои заслуги и труды. Стыдно тебе, если пчела и муравей превзойдут тебя в этом. Плод гордости за свои заслуги – злоба, ссоры и вражда между людьми, а за ними – неизбежное чувство ненужности и отчаяние. Видел ли ты когда-нибудь пчелу и муравья в отчаянии? В самом деле, стыдно, если они лучше людей исполняют заповедь Христову: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10)».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин тоже рекомендует приписывать успех своих трудов Богу и поясняет:

«Я говорю это не с тем, чтоб, уничижая человеческие усилия, хотел отклонить кого либо от заботливого и напряженного труда. Напротив я решительно утверждаю, что совершенство без них ни как не может быть получено, и ими одними без благодати Божией оно никем не может быть доведено до надлежащей степени. … Благодать Божия сообщается только трудящимся в поте лица».

3. Математический метод борьбы с гордостью

«Но я же делаю много хорошего, правильного и доброго!» – станет защищаться гордец. И будет неправ. «Много» – это сколько? А если сравнить с количеством грехов?

Так и советует поступить:

«Когда придет тебе в голову безрассудная мысль – сосчитать какие-либо добрые дела свои, тотчас же поправься в этой ошибке и скорей считай свои грехи, свои непрерывные, бесчисленные оскорбления всеблагого и праведного Владыки и найдешь, что их у тебя как песку морского, а добродетелей сравнительно с ними, все равно что нет».

4. Унижение или смирение?

Еще более распространенный спор, чем дискуссия о природе гордости – где граница между смирением и унижением? Правда ли, что христианину должно быть присуще исключительно «чувство собственного недостоинства»?

Нет, неправда. И граница очень проста: унижают человека против его воли, а смиряется он сам. Смирение – активное состояние. Митрополит Антоний Сурожский говорит о нем:

«Когда мы ищем смирения, мы можем ставить перед собой вопрос: как мы относимся к тому, что Господь нас посылает в ту или иную обстановку? С внутренним миром или с протестом, с разборчивостью? “Я не этого хочу, я хочу другого – почему Ты меня сюда послал? Я хочу добра, Ты должен был послать меня в ту обстановку, где все вокруг добрые и будут меня вдохновлять, помогать, нести на руках; почему Ты меня посылаешь в обстановку, где все – мрак, где все – плохо, где все – дисгармония?”

Эта наша обычная реакция, и это один из показателей того, что наша реакция не смиренна. И когда я говорю “смиренна”, речь не о том, чтобы чувствовать себя или сознавать себя как бы побежденными: “Что же я сделаю против воли Божией – смирюсь”. Нет, не побежденность, а активное смирение, активная примиренность, активный внутренний мир делают нас посланниками, апостолами, людьми, которые посланы в темный, горький, трудный мир, и которые знают, что там их природное место или благодатное место».

«Людям гордого нрава полезнее всего быть в повиновении, проводить житие грубейшее и презреннейшее… Ничто так не смиряет душу, как пребывание в нищете и пропитание подаянием».

Понятное дело, что самостоятельно лечить гордость нищетой или послушанием - и жить в нищей семье или в унизительном рабстве – вещи разные. Во втором случае смирение тоже может быть полезно (или вредно – с какой стороны посмотреть), но к искоренению гордости это никакого отношения не имеет.

5. Наказание за грех

Которого сложно обвинить в экзальтированности и нетрезвости, дает совсем радикальный совет – наказывать себя за гордость, в том числе и физически. Собственно, изначально это совет против гнева:

«Найдите веревку – толстенькую – и идите к сестре. Положив ей поклон земной, скажите: добрая сестрица, сослужи мне службу, вот этою веревкою отдуй меня хорошенько. Можете меру назначить – пять, десять ударов, только бы чувствительно было. Делайте так после каждой вспышки гнева. Этот прием и против гордости хорош».

Мы все-таки живем не в монастыре в XIX веке, а в миру полтора столетия спустя. Если мы предложим ближнему пороть нас за проявления гордости, в лучшем случае это вызовет у него недоумение. А вот наказывать себя самостоятельно и без членовредительства не помешает.

Выполнил задание начальника и задрал нос – откажись от футбольного матча. Поглядела свысока на неряшливо одетую коллегу: «То ли дело мой безупречный вкус!» – никакого десерта…

6. Не стесняйся плакать

Отцы Церкви часто говорят о пользе слез, и у современного человека это вызывает непонимание. В чем польза сентиментальных рыданий – даже покаянных?

Святые не сентиментальны. Они умеют жестко обличать грех, проповеди их зачастую грозны. Слезы нужны совсем не для умильных переживаний и не для сокрушения о своей тяжелой жизни и несправедливости. Слезы – это признание своего несовершенства.

Уподобил гордость растению, выросшему на иссохшей земле. Сокрушенное сердце поднимает влажные (слезами увлажненные) пласты земли ради того, чтобы душа принесла новый плод. Плач сочувствия и покаяния – вот ключ к исцелению сухой и черствой гордости.

«Для созидания райской пирамиды не нужны слезы яростного гнева и слезы сожаления о потерянном или не полученном богатстве земном, – поясняет святитель. – Евангельские слезы – это те, что текут из сокрушенного и покаянного сердца. Евангельские слезы – это те слезы, что горюют о потерянном Рае. Евангельские слезы – это те слезы, что смешиваются со слезами детей и страдальцев. Евангельские слезы – это те слезы, что смывают вред, который нанесли мы небесной Любви».

7. Единственный Целитель

Вернемся к началу. Наше зрение слабо, мы неверно оцениваем себя и других, посему полностью доверять себе – гордость, тягчайший грех.

Наш современник архимандрит Кирилл (Павлов) уподобляет гордого человека слепорожденному из Евангелия – получив исцеление от Спасителя, он исцелился и духовно и уверовал в Него. Напротив, люди, не желавшие принять благодать Христа, фарисеи, обвиняли Его в совершении чудес бесовской силой. Это проявление уже не простой, а сатанинской гордости.

«Слепотствующий душой по гордости и упорству есть самый несчастный человек, добыча ада, исчадие сатанинское, напитанное гордостью и злобой отца своего диавола. Это-то и есть хула на Духа Святаго, когда человек по гордости и упрямству не хочет верить явной истине, доказываемой явными же чудесами. Нет таковому прощения ни в сем, ни в будущем веке», – подчеркивает отец Кирилл.

Действительно, сознательное отвержение Христа – Бога – итог гордости, фактическая цель ее. Так что самое надежное средство в борьбе с этим недугом – взирать на Того, Кто может его исцелить. «Во всем нам нужно стремиться подражать тому, как поступал Господь, как учит нас тому Евангелие».

«Грех Люцифера»

Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад – это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.

Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле.

Коммунизм – это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви – транспаранты и крестные ходы – демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».

Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне.

Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору?.. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».

Итак, что же такое гордость и как этот грех проявляется? Снова обратимся к святителю Игнатию (Брянчанинову): гордость – «презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных, суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души».

Суд и осуждение

Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».

Гордость в череде страстей стоит после тщеславия, а значит и проистекает от этого порока, имеет в нем начало. «Блистание молнии предуказует громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия», – наставляет преподобный Нил Синайский. Поиск тщетной, суетной славы, похвалы, завышенная самооценка рождает превозношение над людьми: «Я выше их, достойнее; они ниже меня». Это и есть гордость. С этим чувством связано и осуждение. Как же, если я выше всех, то значит и праведнее, все остальные грешнее меня. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других.

Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Но вернемся к осуждению. Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!), ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!”. Услышав это, я воскликнул: “Худо!”. И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал им: “Изринте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего суда”. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. “Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне!”. ”Почему так?” – спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию», – повествуется в Прологе.

Вот как страшно выносить суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только оттого, что он сказал про поведение брата: «Худо!». Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.

В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келье, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила ее за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой ангел, страж целомудрия, оставил ее.

Очень часто Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.

Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нем. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей еще не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.

Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой друг. Когда женщина уехала на уже освященной новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у нее не так давно убили сына… По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.

Гордость и раскол

В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни.

Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться.

Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке»: «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога?.. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью.

Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям – никонианам.

Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз Воздам» (Рим. 12: 19). А мы можем исправить Церковь только одним – нашим личным благочестием. Ведь мы – это тоже Церковь. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.

Прельщение

Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть .

Прелесть – значит прельщение. Диавол прельщает человека, принимая вид ангела Света, святых, Богородицы и даже Самого Христа. Человеку прельщенному даются от сатаны величайшие духовные переживания, он может совершать подвиги, даже чудеса, но все это есть пленение бесовскими силами. А в основе этого лежит гордыня. Человек возгордился своими духовными трудами, деланием, совершал их из тщеславия, гордости, часто напоказ, без смирения, и тем самым открыл душу действию враждебных сил.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Отечнике» приводит пример, к каким страшным последствиям может привести прелесть: «Сказывали о неком брате, что жил отшельником в пустыне и в течение многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были ангелы. По временам приходил к нему его отец по плоти. Однажды отец, отправляясь к сыну, взял с собой топор с намерением на обратном пути нарубить себе дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился сыну и сказал ему: “Вот диавол идет к тебе в подобии твоего отца с целью убить тебя, у него и топор с собой. Ты предупреди его, вырви топор и убей”. Отец пришел, по обычаю, и сын, схватив топор, нанес ему удар и убил его». Впавшего в прелесть очень тяжело вывести из этого состояния, но такие случаи бывали. Как, например, с преподобным Никитой Киево-Печерским. Впав в прелесть, он смог предсказать некоторые события, выучил наизусть весь Ветхий Завет. Но после усиленной молитвы преподобных Киево-Печерских старцев бес отошел от него. После этого он забыл все, что знал из книг, и отцы еле научили его грамоте.

Случаи бесовского прельщения встречаются и в наши дни. Со мной в семинарии учился молодой человек, который очень усиленно молился и постился, но, видимо, с неправильным, несмиренным расположением души. Студенты стали замечать, что он целыми днями просиживает за книгами. Все думали, что он читает святых отцов. Оказалось, что он изучал книги по исламу и оккультизму. Перестал исповедоваться и причащаться. К сожалению, его не удалось вывести из этого состояния, и вскоре его отчислили.

Грех гордости, начинаясь порой с мелкого тщеславия и гордыни, может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей.

Брань с гордостью

Как же борются с гордыней, презрением ближних, самовозвышением? Что противопоставить этой страсти?

Святые отцы учат, что противоположная гордыне добродетель – любовь. Самая бо льшая из страстей борется наивысшей добродетелью.

Как стяжать любовь к ближнему?

Как говорится, легко любить все человечество, но очень непросто любить конкретного человека со всеми его недостатками и слабостями. Когда Господа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39).

Любовь – это великое чувство, которое роднит нас с Богом, ибо «Бог есть любовь». В любви единственное счастье, она способна помочь преодолеть нам все трудности и победить гордость и эгоизм. Но не все правильно понимают, что такое любовь. За любовь часто ошибочно принимают те приятные ощущения, которые мы получаем, когда к нам хорошо относятся, но это не любовь. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам польза? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46). Очень легко и приятно любить человека, находиться рядом с ним, когда он нас только радует. Но когда общение с ближним нас чем-то не устраивает, мы тут же меняем свое отношение к нему, часто до диаметрально противоположного: «от любви до ненависти один шаг». Но это значит, что мы любили не настоящей любовь, наша любовь к ближнему была потребительской. Нам нравились те приятные ощущения, которые были связаны с ним, а когда они исчезали, исчезала и любовь. Получается, что мы любили человека как вещь, нужную нам. Даже не как вещь, а как продукт, вкусную пищу, потому что о любимой вещи мы все же заботимся, например полируем кузов любимой машины, регулярно обслуживаем ее, покупаем всякие украшения и т.д. То есть даже в вещь, если мы любим ее, мы вкладываем свою заботу и внимание. И только пищу мы любим за ее вкус, не более; когда она съедена, она больше не нужна нам. Итак, истинная любовь дает , а не требует. И в этом и есть настоящая радость любви. Радость от получения чего-то – радость материальная, потребительская, а в дарении кому-то – истинная, вечная.

Любовь – это служение. В этом дает нам великий пример Сам Господь наш Иисус Христос, когда Он умыл ноги апостолам на Тайной вечери, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14–15). И Христос любит нас ни за что-то (потому что нас не за что особенно любить), а просто потому, что мы Его дети. Пусть грешные, непослушные, духовно больные, но ведь именно больного, слабого ребенка родители любят больше всего.

Чувство любви не может существовать без наших усилий. Его нужно воспитывать в своем сердце, возгревать день за днем. Любовь – это сознательное решение: «Я хочу любить». И нужно делать все, чтобы это чувство не погасло, иначе наше чувство долго не протянет, оно станет зависеть от множества случайных причин: эмоций, нашего настроения, обстоятельств жизни, поведения ближнего и т.д. По-другому выполнить слова Христа невозможно, ведь нам заповедана любовь не только к близким – родителям, супругам, детям, но и ко всем людям. Любовь стяжается ежедневным трудом, но награда за этот труд велика, ибо ничто на земле не может быть выше этого чувства. Но в начале нам приходится буквально понуждать себя к любви. Например, пришел домой усталый, не жди пока тебе сделают приятное, сам помоги, помой, скажем, посуду. Одолело плохое настроение – понудь себя, улыбнись, скажи ласковое слово, не срывай раздражение на других. Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным – понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена. Но тут очень важно не возгордиться уже своим «смирением». Так, воспитывая себя день за днем, человек дойдет когда-нибудь до того, что уже не сможет жить по-другому: у него будет внутренняя потребность дарить свою любовь, делиться ею.

Очень важный момент в любви – видеть ценность каждого человека, ведь в каждом есть что-то хорошее, просто нужно изменить свое часто предвзятое отношение. Только воспитывая в своем сердце любовь к ближнему, меняя свое отношение к нему, научаясь видеть в нем хорошие стороны, мы будем шаг за шагом побеждать в себе гордость и превозношение. Любовь побеждает гордость, ибо гордость есть недостаток любви к Богу и людям.

Как научиться любви к Богу? Полюбив Его творение – человека. Человек – это образ Божий, и невозможно любить Первообраз и без любви, неуважительно относиться к иконе, изображению Бога. Недаром апостол Иоанн Богослов пишет нам: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20).

Вместо заключения: «Царство Небесное силою берется»

Путь борьбы со страстями нелегок и тернист, мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение, иногда кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот единственный для православного христианина. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Невозможно служить Богу и оставаться рабом страстей.

Конечно, ни одно серьезное дело не делается легко и быстро. Воссоздаем ли мы храм, строим дом, воспитываем ребенка, лечим тяжелобольного человека – всегда требуются очень большие усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). А стяжание Небесного Царства невозможно без очищения себя от грехов и страстей. В славянском переводе Евангелия (всегда более точном, образном) вместо глагола «берется» употребляется слово «нудится». И действительно, духовная работа требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя.

Человек, ведущий борьбу со страстями и побеждающий их, венчается за это от Господа. Однажды преподобного Серафима Саровского спросили: «Кто в нашем монастыре выше всех предстоит перед Богом?». И преподобный ответил, что это повар с монастырской кухни, по происхождению из бывших солдат. Старец сказал также: «Характер у этого повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: “Побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды”. И, наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет к верной гибели и отчаянию».

Гордыня и гордость

20.05.2015

Снежана Иванова

Признаки гордыни – это часто возникающее чувство несправедливости, раздражения. Такой человек всегда полагает, что его напрасно обидели.

В современном мире понятия гордость и гордыня часто путают между собой. Людьми они воспринимаются как одно и то же или нечто очень похожее. Между тем, эти две сущности имеют совершенно различное значение. Если первое понятие свидетельствует о чувстве собственного достоинства, самодостаточности, то второе говорит о сложном характере, внутренних нерешенных проблемах личности. Признаки гордыни – это часто возникающее чувство несправедливости, раздражения. Такой человек всегда полагает, что его напрасно обидели. Данная статья посвящена вопросу гордыни и объясняет, чем она отличается от гордости. Мы рассмотрим составляющие каждого из понятий, чтобы понять, в чем заключается опасность взращивания в себе этого чувства и как его можно преодолеть.

Гордыня и гордость. Отличия

Оба понятия имеют один корень, а значит, представляют собой производные от тщеславия, самолюбования и кичливости. Однако в случае с гордостью проявления чувства ложного превосходства над другими не столь выражено, как с гордыней. В современном мире гордиться можно родиной, собственными достижениями, близкими людьми. А гордыня происходит из патологической неуверенности в себе.

Чувство собственного достоинства

Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что уважать и ценить собственную личность необходимо. Без здоровой любви к себе нет никакого развития, как невозможно полноценное продвижение вперед, раскрытие талантов и собственных возможностей. Чувство гордости должно быть у человека. В противном случае им сможет манипулировать и использовать в своих целях любой человек. Но, в то же время, любая должна быть умеренной. Нельзя во всем видеть подвох, а в людях — злейших врагов или обманщиков. К сожалению, реалии современной действительности таковы, что многим из нас приходится проходить через многочисленные испытания, которые сопровождаются болью, обидой и разочарованием. Но ведь это совсем не повод становиться слабым, озлобленным человеком? Напротив, необходимо собрать всю свою волю и доброе начало, чтобы сохранить веру в лучшее и в людей.

Доверие к миру

Чем больше человек расположен к окружающим, тем сильнее он открыт по отношению к самому себе, тем легче ему становится принимать новое. Доверие к миру складывается из нескольких составляющих, таких как: обстановка в семье, где живет человек, отношение к нему окружающих людей, собственные желания и мечты, характер, темперамент. Гордыня, чаще всего, подчиняет себе людей, делает их несвободными, заложниками своих страхов. Тот, кто гордится, на самом деле не может быть счастливым. Он не умеет по – настоящему доверять, открываться навстречу отношениям. Просто гордый человек способен распознавать чувства другого, он сопереживает, помогает другим, но при этом не теряет самого себя.

Эгоизм

Гордыня всегда делает из человека эгоиста. Без исключений. Сконцентрировавшись только на своих переживаниях, невозможно думать о других, приносить действительную помощь окружающим. Человек, не сумевший обуздать свою гордыню, не сможет по – настоящему проникнуться переживаниями близких, останется глухим к духовным порывам. Гордость иногда добавляет человеку сил, помогает понять сущность происходящего, в то время как гордыня подчас лишает здравого рассудка.

Развитие

Для полноценного продвижения по жизненному пути человеку постоянно требуется развиваться. Сущность развития заключается не только в том, чтобы узнавать новое. Крайне важно работать над собственными недостатками, извлекать уроки из происходящего, вовремя отпускать прошлое. Гордость может справиться с этим, гордыня, чаще всего, заставляет человека дополнительно страдать.

Самовлюбленность

Излишне гордых людей нередко обвиняют в том, что они недостаточно внимательно относятся к нуждам других. Между тем, если гордый человек просто не дает себя в обиду и потому производит впечатление неприступного одиночки, то тот, кем руководит подлинная гордыня, старается еще подчинить окружающих собственному миропониманию, навязать им свою точку зрения. Самовлюбленность, или , в этом случае следует рассматривать как психологическую защиту личности от чувства собственной неполноценности.

Сущность гордыни

Гордыня, как и всякая характеристика личности, включает в себя несколько структурных составляющих. Проще говоря, гордыня состоит из трех основных компонентов, которые поддерживают ее существование.

Гордыня – смертный грех

В христианстве, как и любой религии, гордыня считается большим грехом. Дело в том, что по религиозным воззрениям, особенной разницы между гордостью и гордыней не существует. Гордость так же должна быть подвергнута осуждению, как и гордыня, а потому соблюдение божественных заповедей является неотъемлемым элементом религиозных канонов. Существует мнение, что тот, кто горд, не может по – настоящему раскрыть свое сердце для истинной любви. Такой человек заботится, в первую очередь, о самом себе и своих интересах. Ему важно только то, чтобы его потребности были удовлетворены.

Низложение гордыни происходит путем глубокого раскаяния и преодоления в себе отрицательных качеств характера. Невозможно преодолеть в себе гордыню, если человек сознательно не идет на это. «Гордыня – грех», — говорит Библия, и все духовные учителя прошлого и современности соглашаются с данным утверждением.

Как избавиться от гордыни?

Часто люди, испытав серьезные трудности в жизни по вине собственного характера, задаются вопросом: как бороться с гордыней? Ведь она мешает вести полноценную жизнь, с гордыней, вы, скорее всего, потеряете старых друзей, а новых не приобретете.

Гордыня заставляет страдать как самого человека, так и его окружение. Чтобы побороть в себе это качество характера, необходимо долго и упорно трудиться, работать над собой. Следующие советы можно назвать конструктивными методами, как побороть гордыню.

Уважайте других

Проявляйте подлинный интерес к потребностям других людей. Если вы будете уважать их мечты, то и ваши никто не станет осуждать. Уважение к другим начинается с принятия своих родственников. Крайне важно принимать близких такими, какие они есть, а не пытаться их переделать. Тщеславие и гордыня не могут помочь в этом. Необходимо полностью пересмотреть свои чувства и отношение к близким людям.

Гордыня притупляет чувство близости душ, родственности отношений, терпение и смирение. Известно, что гордый человек не способен отступить от собственных притязаний, он идет до конца, достигает цели любой ценой. Чтобы побороть в себе это качество, попробуйте просто хотя бы иногда думать, что чувствует другой человек. Представьте себя на месте вашего знакомого, которому вы непонятно почему нагрубили, или вашего отца. Как вы думаете, приятно было этим людям слышать от вас колкие замечания или несправедливые обвинения? Чаще занимайтесь анализом собственных поступков, тогда вам постепенно начнут открываться чувства других людей, вы поймете их переживания.

Будьте внимательны

Если хотите быть полезными людям, то внимательней относитесь к ним. Стоит начать замечать даже мелкие делали, как вы увидите, насколько проще стало жить. Важно, чтобы степень доверия между вами и вашими родственниками увеличивалась день ото дня. Даже если они раньше не замечали за вами подобных проявлений заботы, не беспокойтесь: ваши старания когда – нибудь все равно будут объективно оценены. Не стоит восхищаться своей гордыней и считать ее главным вашим . Теплые, доверительные отношения между людьми необходимо иногда строить годами, но это того стоит.

Обращайте внимание так же на собственные чувства. Если вы будете детально отмечать происходящее внутри вас, то поймете, что вы гораздо лучше себя чувствуете, когда дарите радость окружающим, даже если она мимолетна, непродолжительна. Найдите время позаботиться о своих родителях, сестрах, братьях, друзьях. Присмотритесь, возможно, кому – то из них в данный момент нужна ваша помощь? Не упустите эту возможность исправиться и преодолеть свою гордыню.

Не бойтесь сломать стереотипы

Большинство людей всю жизнь действуют определенным образом, совершенно не предполагая, что можно поступать иначе. На каждое событие жизни уже «придуман» нормальный поступок, который отражал бы суть. Только задумайтесь, насколько мы сами все схематизируем и превращаем в рутину, а между тем, каждое событие само по себе уникально и неповторимо. Скажем, на рождение ребенка принято поздравлять молодых родителей, на новый год дарить подарки. Возможно, кто – то не отмечает всеми любимый праздник и ему не хочется делать застолье только потому, что так принято.

Помните, каждое событие, даже если оно повторялось на земле миллионы раз, уникально. Соответственно, к каждой ситуации нужно искать свой индивидуальный подход, максимально приемлемый для данного случая. Гордыней нельзя восхищаться, гордыню нужно побороть и отпустить. Позвольте себе испытывать чувства, даже если они негативного плана. Только предпринимать какие – либо действия начинайте уже с того момента, когда поймете ошибки и сосредоточитесь на конструктивном решении. Преодолев гордыню, вы почувствуете невероятную легкость и зрелое чувство собственного достоинства.

Полюбите себя

Обычно человек способен причинять боль другому только тогда, когда сам испытывает сильную неудовлетворенность жизнью. В ином случае бы не возникало необходимости обижать близкого. На самом деле все, что говорится в порыве гнева, адресуется не тому человеку, которому все высказывается, а самому себе. Если бы каждый из нас обладал способностью прислушиваться к своим словам, то не возникало бы необходимости в гордыне. Ведь гордыней нельзя ничего добиться.

Полюбите самого себя и увидите, как вам не захочется больше пользоваться гордыней. Любовь к себе пробуждает гармонию в душе человека и рождает удовлетворенность. От гордыни не останется никакого следа.

Найдите свое предназначение

Отметьте про себя, свою ли жизнь вы проживаете? Ведь как часто случается так, что человек следует мнению большинства, поддается влиянию извне и выбирает совсем не свой путь. Предназначение следует понимать как цель, с которой мы приходим в этот физический мир. И только от нас зависит, как мы его выполняем. Гордыни нет места среди тех, кто стремится к цельной, полноценной жизни. Поиск предназначения, безусловно, является важной составляющей жизни человека, а потому к этому процессу важно подойти со всей ответственностью.

Если вы, несмотря на зрелый возраст, еще не нашли свой собственный уникальный путь, самое время определиться с направлением. Прислушайтесь к себе, вспомните свои юношеские мечты. Может быть, пришло время осуществить самое заветное желание? От вашей прежней гордыни не останется и следа, когда вы обретете самого себя. Это долгий и изнуряющий труд, требующий максимальной честности и полной самоотдачи. Тот, кто недоволен своей гордыней и намерен заменить ее на более позитивное чувство, должен особо тщательно следить за своим эмоциональным состоянием. Эмоции указывают нам на то, что происходит в нашей душе. Гордыня совсем не то чувство, которое нужно лелеять.

Смиритесь с собственными недостатками

Как ни странно это звучит, необходимо научиться принимать себя таким, какой вы есть. Длительная работа над собой, негативными всегда предполагает значительные изменения. Но так же важно научиться принимать недостатки, с которыми вы ничего сделать не можете. Простите себя за мелкие ошибки, поймите, что никто не совершенен и перестаньте винить себя за прошлое. Можете даже поблагодарить себя за промахи и ошибки, которые вы когда – то допустили. Не будь их, вы и не узнали бы, что можете быть совершенно другим человеком. Иными словами, благодаря недостаткам, мы движемся вперед, развиваемся и совершенствуемся.

Таким образом, понятие гордыни тесным образом связано с эмоциональной сферой человека, его характером, привычками, образом жизни. В малом количестве проявления этого качества характера свойственны всем людям. Важно только то, как личность собирается работать с гордыней.