Как психотерапия помогает избавиться от чувства стыда. Психология стыда Что такое чувство стыда

Нет ничего созидательного. Чувство стыда говорит о том, что с вами что-то не так. Вы делаете что-то не то, выглядите как-то не так. Понятное дело, ни к чему хорошему это не может привести, так как ситуация не исправляется, а поведение остается таким же какое было.

Истинная цель чувства стыда это манипуляция и управление вашим поведением. Там где нельзя законом предписать вам норму поведения, моральные нормы отлично сдерживаю людей. Например, что проявлять себя сексуально это постыдное дело. Или нельзя одеваться слишком вызывающе, или ввести себя грубо по отношению к взрослым.

Вся проблема стыда в том, что человек который испытывает стыд становится только хуже в психическом плане. Когда человек думает о себе, что с ним что-то не так, эта мысль постепенно начинает перерастать из простого мимолётного ощущения (которое подвязано к определённым событиям) в убеждение — что со мной в принципе что-то не так. Мне нужно стыдиться себя и своего поведения, нужно стыдиться своего тела и проявлять себя.

Конечно же это очень сильно сказывается на поведении человека, он , становится необщительным, трусливым. И как эффект — приток денег у такого человека не может быть большим. А уровень удовольствия от жизни низок.

Основная цель нашей жизни это получать удовольствие от процесса жизни. Многие люди могут вам говорить все что угодно: что нужно посадить дерево, вырастить сына и тому подобное. Но если во всех этих процессах вы будете несчастным, то все это будет бессмысленно. Вам нужно проживать тот участок жизни который вам выделен выжимая из него максимум удовольствия. Окружающие люди могут хотеть чтобы вы вели себя как им нравится. Но если это противоречит вашим интересам, то делать нужно как нужно вам. Потому что если вы не сделаете себе хорошо, то никто не сделает это за вас. Единственный человек который может сделать вашу жизнь счастливой, это вы сами.

Нужно понимать что у каждого человека свои цели и свои планы, но самый важный человек на этой земле — вы. Только вы можете сделать свою жизнь счастливой, насыщенный, наполненный, яркой. Ни мама, ни папа, ни жена или муж. Ваше удовольствие от жизни зависит полностью от вас. Поэтому ваши цели и задачи являются самыми важными. Вам конечно могли внушить мысль, что нужно заботиться о других и тогда вы будете получать удовольствие и сами, но это обман.

Очень удобно заниматься чужими проблемами и не заниматься своей жизнь, это снимает ответственность за свою жизнь. И многие придерживаются такой стратегии. Делай другим хорошо и тогда и тебе будет хорошо (ближайший пример Мать Тереза). При этом жизнь таких людей остается такой же несчастной, жалкой и бедной. Если бы каждый человек заботился о своем собственном благополучии, то этот мир бы развивался семимильными шагами. А вы сами получали бы огромные результаты своей же деятельности. Решая именно свои задачи а не обслуживая задачи окружающих людей, выстраивая свою жизнь как вам нравится. Единственное естественное ограничение которое вам нужно соблюдать — это закон. Но все остальное можно закрыть глаза. Даже иногда и на закон можно закрыть глаза, особенно если мы говорим про административную ответственность. Потому что фактически нарушение административного кодекса это всего действия которые стоят денег. Хотите перейти дорогу в не положенном месте, если вас поймают это обойдется в Х рублей. Хотите быстро ездить, платите за превышение скорости. Как вам уже наверно понятно что в законе не прописано ничего по поводу того, как мы должны себя вести в моральном плане (так как это будет сильно ограничивать свободу). Получается единственная черта через которую опасно переступать, это уголовный кодекс.

Действуя по подобной логике у вас открывается огромное пространство для действий и самовыражения. Вы можете мне возразить, если люди не будут испытывать чувство стыда (совести, стеснения), они будет вести себя неподобающим образом, как скотины. Давайте процесс разберём более подробно. Представим, что вы захотели поковыряться в носу прямо сидя на рабочем месте. Закон это действие не запрещает, значит можно ковырять? Если у вас есть чувство стыда, оно вас остановит. А если его нет? Вас остановит понимание последствий ваших действий. Вы не будете ковыряться в носу и без чувства стыда, потому что вы понимаете — если окружающие будут считать вас противным, то это скажется на отношениях с ними. Поэтому вы просто не станете это делать при коллегах, вы сделаете то что вам нужно в туалете. Тоже самое и обо всех других вещах где раньше стыд вам запрещал что либо делать. Нам не нужны никакие психические рамки для того чтобы мы себя вели как люди. Все что нам нужно — это работающий мозг. Каждый взрослый человек понимает что за каждым действием лежат последствия. Если мы ведём себя как животное, то окружающие к нам будет относиться соответствующем образом.

Если в детстве чувство стыда возможно, защищало нас от глупых действий, то взрослый человек уже может просчитать последствия от его деятельности. Ему не нужны специальные психические ограничения для того чтоб он себя вёл по-человечески. Именно поэтому от чувства стыда нужно избавляться целиком и полностью. Ведь стыд говорит что с нами что-то не в порядке. Но с нами всегда все так, мы в любом месте и в любой ситуации остаемся хорошими.

Откуда берётся чувство стыда?

Все поведение которое у нас есть это модель которую мы переняли из детства. Наш не закладывается через гены. Наш характер это то, что мы получаем с воспитанием. Каждый маленький ребёнок который появляется на свет — чистый лист. Гены передают только внешность и ничего более. Все особенности личности закладывают родители своим поведением. А чувство стыда прививается родителями сознательно, для того чтобы ребёнок был более управляемым. Например родители могут говорить: «Как тебе не стыдно бегать голым по дому!» или «Как тебе не стыдно пукать при всех». Сначала ребенок недоумевает, ведь это же естественно, почему это считается плохим? Я же ведь весь хороший, включая писю, попу и всего что из меня выходит? Сначала он принимает себя целиком и полностью, а потом свыкается с мыслью что с ним что-то не в порядке. Если части его личности которые нужно скрывать.

Какие есть еще деструктивные чувства?

  • (что-то угрожает моей жизни)
  • Совесть (я этого не достоин, я плохой)
  • Стеснение (я плохой, я хуже других)
  • Злость (условно деструктивное чувство. Желание восстановить справедливость)
  • Раздражение (что-то идет не по моем плану)
  • Ненависть (кто-то делает не как я хочу, желание проявить агрессию)
  • Зависть (я хуже других)
  • Тоска (я что-то потерял)
  • Одиночество (я никому не нужен, моя ценность нулевая)
  • Жалость (ты жалкий, ты слабый, ты хуже меня — если направлено наружу, если на себя, то я хуже других)

Как убрать чувство стыда?

Для начало расскажу как работает и откуда берутся наши реакции.

Можно разделить на две части. Это сознание и . Сознание этот та часть мозга которую вы слышите когда думаете. Весь мыслительный процесс протекает словах на вашем родном языке. И этим процессом вы полностью управляете. Вы сами выбираете себе задачу о чем думать, сами выбираете логику и можете менять направление ваших мыслей. Вы отлеживаете весь процесс мышления по звучащему голосу в вашей голове.

Ваше бессознательное это та часть мозга которую вы не контролируете, но можете давать задачи. Ваше бессознательное работает в полной тишине, а результаты его деятельности могут проявляться либо в автоматических реакциях (чувствах), или внезапно возникающих мыслях (у некоторых картинках или голосах). Одна из функции бессознательного — эта работа с памятью. Когда вам нужно что-то достать из памяти, все что вы делаете это просто формулируйте запрос. Например, если вам нужно вспомнить где вы оставили телефон, все что вы делаете это формулируйте запрос к вашему бессознательному. Где я оставил телефон? Ваше бессознательное в абсолютной тишине находит возможный ответ на этот вопрос и выдают вашему сознанию найденый ответ — мыслью. Вы вспоминаете что вы оставили телефон на холодильнике. Ну вы только что проверяли и там телефона нет, поэтому вы ещё раз формулируете запрос: «Где я оставил телефон?». Бессознательное снова начинает поиск.

Как работает поиск в бессознательном вы не знаете, вы лишь можете видеть результат этой деятельности. Результаты просто всплывают.

Также одной из важных функций бессознательную является то, что оно автоматизирует все процессы. Например чтобы вы смогли кататься на велосипеде ваше бессознательное должно понять логику удержания равновесия. Когда велосипед отклоняется вправо, вы тяните правую руку к себе и велосипед выравнивается смещая центр тяжести. Если бы вы ездили на велосипеде удерживая всю эту логику в голове, то вы ни о чем не могли думать, кроме как о удержании равновесия. У вас бы в голове постоянно шел мыслительный процесс — велосипед заваливается вправо, а сейчас в лево, сейчас мне нужно объехать камень и повернуть на право но для удержания центра тяжести мне нужно сделать обратное. Или бы при ходьбе вы бы думали что вам нужно правую ногу поднять переставить вперёд а потом левую.

Для того чтобы освободить ваше сознание от повторяющихся простейших действий, бессознательное берет управление этими процессами на себя. Как только бессознательное видит, что есть повторяющиеся шаблон, бессознательное этот процесс переводит на уровень бессознательного. Кто-то говорит, что для того чтобы действие перешло на уровень автоматики нужно больше 1000 повторений. Но я вижу, что бессознательное иногда работает намного более оперативно. Если что-то угрожает жизни, то действие переводится на автоматику намного быстрее.

Автоматические программы которые бессознательное включает, это не только про то как тело должно двигаться, но и про чувства и реакции. Злиться, обижаться, винить себя, раздражаться, чувствовать постоянное напряжение, испытывать стыд. А также все реакции связанные с сохранением жизни. Ведь так или иначе все сводится к тому что бы вы выжили. И все чувства которые автоматически воспроизводится нужны именно для выживания (по крайней мере так считает бессознательное). Например включить чувство стыда для того чтобы родители думали и считали меня хорошим, иначе может возникнуть опасность того, что родители от меня откажутся. Или чувствовать страх когда видишь кого-то кто громко кричит, потому что для маленького ребёнка это действительно представляло опасность (ведь он не может за себя постоять).

Из бессознательного идут все психические реакции как негативного характера, так и позитивного. Все это включает автоматически наше бессознательное. Мы можем, конечно, заставить себя чувствовать по-другому, и переключить свое внимание и настроение, но мы не можем контролировать себя на протяжении 16 часов в сутки. А тем более контролировать себя когда спим (ночью наше бессознательное также стоит на страже нашей безопастности). Поэтому важно чтобы бессознательное помогало, а не мешало.

Изменение бессознательных программ

Рассмотрим процесс как бессознательные психические программы создаются. Если родители множество раз будут вызывать у ребёнка чувство стыда, постепенно ребёнок начнёт использовать стыд сознательно. А так как бессознательное автоматизируют все часто используемые процессы, то в скором времени это чувство перейдёт на автоматику. И как только ребёнок будет понимать что он сделал что-то, что не одобряется родителями, он будет чувствовать стыд. Даже если он логически будет понимать, что он делает все правильно.

Большое количество повторений переводит поведение на бессознательный уровень. Есть и другая модель обучения бессознательного — через сильные эмоции. У детей таких эмоций очень много, потому что буквально почти все угрожает его жизни (потому что маленький ребёнок абсолютно беззащитен, и фактически все что с ним происходит касается его жизни). Мама вышла из дома — если не вернется, то его ждет смерть, папа не одобряет мое поведение, может выкинуть меня на улицу и опять смерть и.т.д. Так как угроза жизни порождает сильные эмоции, то бессознательное может даже за один эпизод подхватить новую программу. Так например у солдат после военных действий могут возникнуть страхи и фобии, то есть автоматическая бессознательная реакция, которая возникла не многократным повторением, а всего лишь одним случаем сопряженным с угрозой жизни. Например, включать тревогу когда слышишь громкий хлопок, или видишь яркую вспышку.

Рассмотрим похожий психический процесс который ученый Павлов назвал: стимул – реакция. У людей эта связка работает также как и у собак. Когда ребенок видит как его ругают, и он знает, что родители после этого будут наказать его ремнём, то может возникнуть связка «ругаются — избегать». Если эта ситуация будет повторяться достаточно часто, то стимул-реакция закрепиться. Меня ругают — нужно избегать этого. Это работает также как у собак с которыми Павлов проводил опыты. Красная лампочка – выделяется слюна. И неважно хочет ли собака пускать слюну или нет, слюна у неё потечёт. Но эту реакцию на лампочку можно переписать. Если давать другую реакцию достаточно продолжительное время на тот же стимул, то реакция на стимул обновиться.

Этот механизм похож на механизм обновления воспоминаний. У вас в голове есть только одна версия вас самих, т.е как вы выглядите. Вы не помните каким вы были в 3 года, в 5 лет, в 15. Только последняя версия. Даже если вы встретите на улице мальчика который один в один как вы в десять лет, то вы себя не узнаете. Потому что в головном мозге хранится только одна версия каждого события. Иначе получалась бы путаница. Двадцать версий вас, двадцать версий ваших родителей. Именно поэтому когда вы попадаете в ситуацию и замечаете что там изменилась какая-то деталь, то в памяти переписывается эта деталь.

Этим свойством мы пользуемся для того чтобы заменить старую реакцию на новую. Попадая в туже ситуацию но дав другую эмоцию (реакцию), мы можем заместить чувство. Конечно, мы не можем вернуться в прошлые ситуации, но все что нам нужно сделать это прокрутить ситуацию в своей голове как она была. Т.к для мозга нет разницы настоящая эта ситуация или вымышленная, мозг будет реагировать одинаково каждый раз.

Что можно сделать прямо сейчас?

Есть две составляющие: сознание и бессознательное — которые реагируют на окружающий мир, а также сам мир. Ваше сознание выбирает реакции исходя из предыдущего опыта, сравнивая, анализируя. Но вы можете сознательно уводить вашу реакцию в другую сторону (если конечно обратите на этот процесс внимание). Да это трудоемко, да это сложно, но постепенно вы сможете переучить ваше сознание реагировать в другом ключе. Создать новую привычку.

Ваше бессознательное автоматически включает реакции на внешние раздражители. Этот процесс вы уже не контролируете. Но вы можете перепрограммировать старые ошибочные программы. Используя схему: стимул-реакция. В терапии я использую дыхание. Прокручивая ситуацию в голове как она была, и одновременно давая команду телу на расслабление (глубокое дыхание расслабляет тело), мы постепенно замещаем старую реакцию на новую. Важно чтобы стимул все также продолжал действовать, иначе эффект будет нулевой.

Тем не менее есть еще одна составляющая которая отвечает за уровень удовольствия от жизни (а это и есть конечная цель избавления от чувства стыда). Еще одна составляющая удовольствия от жизни — внешний мир. Если вы сидите по уши «в говне», то как бы вы не пытались почувствовать комфорт, вам будет плохо. То сколько вы зарабатываете, где живете, с кем живете, насколько вам комфортно в своем окружении — это очень важно. Это нужно выстраивать. Медитациями тут не спасись. Без этих трех составляющих наполнить жизнь удовольствием и счастьем будет сложно (сознание, бессознательное, мир).

Начинайте работать прямо сейчас, и у вас все получится!

P.S. Для того, чтобы сделать конкретные практические шаги, я рекомендую обратить внимание на курс по . В который позволит за 5 недель привести ваше состояние к открытости, большей уверенности, а среди людей вы себя будете чувствовать комфортно и легко. И даже, начнете получать удовольствие от общения.
Курс основан на тысячах часах моей практики работы с клиентами, и имеет в своей основе реальные психические процессы человека. Рекомендую выделить на этот курс время!

P.P.S. Также вы можете использовать которые есть на моём сайте. Их нужно повторять по специальной методике: глядя себе в глаза, через зеркало, вслух. Этот путь еще более длительный, и менее эффективный. Обычно я даю эти выводы своим клиентам, для того чтобы после нашей терапии они быстрее выходили на позитивное самочувствие. Как поддерживающий инструмент.

Будьте здоровы и счастливы!

С уважением Олег.

Стыд - отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество субъекта.

Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно.

Бывают случаи, когда тебе это чувство хотят вменить, т.е как бы передать его,говоря например слова: » как тебе не стыдно. Некто хочет чтобы ты этот стыд взял, а сам снимает с себя ответственность. т.е остается в стороне

Стыд — это осуждение самого себя.

Получается ты стыдишься быть самим собой, испытывать то, что ты чувствуешь, потому что кто когда то сказал что это плохо, а это хорошо.Потому что ты как бы извиняешься за свое существование, т.е ты боишься быть собой из-за страха осуждения и если у тебя есть желание и ты его затолкнул подальше, потому что это кем то и когда то было не принято.

По сути есть убеждение, что надо быть другим, а быть таким какой ты есть это неправильно

Почему?

Отсюда же вытекает и то, что я испытываю чувство вины, потому что не соответствую чужим ожиданиям.

«Стыд — не врожденная эмоция. У младенцев в арсенале есть врожденное, поведенчески достаточно простое, состояние страха, а сложное поведение стыда им освоить еще предстоит. Стыд выучивают в возрасте обычно от 3 до 7 лет, шаблонно или творчески перенимая по образцам от других детей, иногда и более взрослых. Переживание стыда обычно используют для защиты себя от порицания окружающих за промахи в своем поведении. «Ну, тебе стыдно?» — «Стыдно…». Все, вот взрослые и отстали. С повторением чувство стыда начинается включаться непроизвольно в ситуациях, которые понимаются как «это стыд», «это стыдно»

Мы не хотим принять себя полностью, со всеми недостатками, и наказываем себя употреблением алкоголя и наркотиков, курением, перееданием — чем угодно. Это все различные способы самобичевания за собственное несовершенство. »

А почему так страшно быть несовершенным и отличаться от ого-то? Ведь именно наши отличия делают каждого человека уникальным.

«Анализ чувства стыда свидетельствует о том, что это чувство более деструктивнее, чем чувство вины. Это связано с тем, что чувство вины носит более конкретный характер, касается определённого действия, поступка, активности или наоборот, отсутствия таковых. Чувство стыда затрагивает «Я «человека и формирует его низкую самооценку. («Я поступаю плохо и я не могу поступать хорошо, потому, что я плохой»).

Кроме того именно чувство стыда лежит в основе избыточного веса, потому что на стыдно быть собой.

Главной чертой стыда является обращенность вовнутрь. Это своего рода злость на самого себя. Стыд проявляется как неудовлетворенность собой, своими поступками, мыслями; осуждение себя, самокритика, сожаление о сделанном. В некоторых случаях стыд может спровоцировать и чувство собственной ущербности.

«Всем нам тяжело признаться в собственных недостатках, и чем больше сил мы прикладываем, чтобы выглядеть идеальными, тем страшнее посмотреть правде в глаза. Поэтому стыд так любит перфекционистов - их легко заставить замолчать.

Кроме страха разочаровать или оттолкнуть людей мы также боимся сломаться под весом одного-единственного неприятного опыта или совершенной ошибки.

Стыд и чувство вины

Какая разница между стыдом и чувством вины? Большинство согласны, что разница между стыдом и чувством вины та же, что и разница между утверждениями «Я плохой» и «Я поступил плохо».

Чувство вины = Я поступил плохо - мы испытываем чувство вины из-за своих поступков.

Стыд = Я плохой - мы стыдимся из-за того, что мы такие, какие мы есть.

Когда приходит время ответить, как мы защищаемся от стыда, я с большим уважением вспоминаю исследования психолога Линды Хартлинг.

Согласно ей, для того чтобы справиться со стыдом:

Некоторые из нас отходят в сторону, прячутся, замалчивают произошедшее и держат его в секрете.

Другие, наоборот, стараются всем понравиться и угодить.

И, наконец, остальные стремятся подчинить других себе, ведут себя агрессивно и используют для борьбы со стыдом пристыживание оппонентов (например, отправляют им злобные письма).

Большинство из нас пользуются всеми тремя стратегиями - с разными людьми, в разных случаях и по разным причинам.

Проверьте себя:

ЕСЛИ ВАМ НЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ РЕШЕНИЕ СВОЕЙ СИТУАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ СТАТЬИ, ТО ЗАПИШИТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ И МЫ ВМЕСТЕ НАЙДЕМ ВЫХОД

  • ЭТО ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРА «НЕСЧАСТЛИВОГО» ЧЕЛОВЕКА

    • Его 2 основные проблемы: 1) хроническое неудовлетворение потребностей,2) невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств, с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся: чтобы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.

      Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо человек «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе - даже от самогигиены.

      Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель.

      На фоне безнадежности, отчаяния и истощения нет сил, энергии даже на мышление.

      Полная утрата способности любить. Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ…

      Трудно понять - чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то. Наоборот - у него обладание лишенности, и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.

      Если вы узнали в описании себя, и хотите что-то изменить, вам необходимо срочно научиться двум вещам:

      1. Выучить нижеследующий текст наизусть и повторять его все время, пока не научитесь пользоваться результатами этих новых верований:

      • Я имею право на потребности. Я есть, и я - есть я.
      • Я имею право нуждаться и удовлетворять потребности.
      • Я имею право просить об удовлетворении, право добиваться того, в чем нуждаюсь.
      • Я имею право жаждать любви и любить других.
      • Я имею право на достойную организацию жизни.
      • Я имею право выражать недовольство.
      • Я имею право на сожаление и сочувствие.
      • … по праву рождения.
      • Я могу получить отказ. Я могу быть один.
      • Я позабочусь о себе в любом случае.

      Хочу обратить внимание моих читателей на то, что задача «выучить текст» не является самоцелью. Аутотренинг сам по себе не даст никаких устойчивых результатов. Каждую фразу важно прожить, прочувствовать, найти ей подтверждение в жизни. Важно, чтобы человек захотел поверить, что мир может быть устроен как-то иначе, а не только так, как он привык его себе воображать. Что от него самого, от его представлений о мире и о себе в этом мире, зависит то, как он проживет эту жизнь. А эти фразы - лишь повод для раздумий, размышлений и поисков собственных, новых «истин».

      2. Научиться направлять агрессию на того, кому она адресована на самом деле.

      …тогда появится возможность испытывать и выражать людям и теплые чувства. Осознать, что гнев не разрушителен, и может предъявляться.

      ХОТИТЕ УЗНАТЬ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ?

      ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

      ЗА К АЖДОЙ «НЕГАТИВНОЙ ЭМОЦИЕЙ» ЛЕЖИТ ПОТРЕБНОСТЬ ИЛИ ЖЕЛАНИЕ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ КОТОРЫХ И ЕСТЬ КЛЮЧ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ЖИЗНИ…

      ДЛЯ ПОИСКА ЭТИХ КЛАДОВ Я ПРИГЛАШАЮ ВАС НА СВОЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ:

      ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

      Психосоматические заболевания (так будет корректней) - это те расстройства в нашем теле, в основе которых лежат психологические причины. психологические причины - это наши реакции на травматические (сложные) жизненные события, наши мысли, чувства, эмоции, которые не находят своевременного, правильного для конкретного человека выражения.

      Психические защиты срабатывают, мы забываем об этом событии через время, а иногда и моментально, а вот тело и неосознанная часть психики все помнят и посылают нам сигналы в виде расстройств и болезней

      Порой призыв может быть отреагировать на какие-то события из прошлого, вывести «захороненные» чувства наружу, или симптом просто символизирует то, что мы себе запрещаем.

      ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

      Негативное влияние стресса на человеческий организм, а особенно дистресса, колоссально. Стресс и вероятность развития болезней тесно взаимосвязаны. Достаточно сказать о том, что стресс способен снижать иммунитет приблизительно на 70%. Очевидно, что такое снижение иммунитета может вылиться во что угодно. И еще хорошо, если это будут просто простудные заболевания, а если онкологические болезни илиастма, лечение которых уже крайне затруднительно?

В глубине души вы чувствуете себя никчемными или недостойными любви? Вы хотите спрятаться? Вы считаете, что если другие люди увидят, какие вы на самом деле, они отвергнут вас?

Стыд - это глубокое и прочное убеждение человека в неполноценности своей личности. Стыд может проявляться в виде внутреннего ощущения себя не достаточно хорошими (как бы сильно мы ни старались), не привлекательными, не заслуживающими и не достойными любви.

Стыд может быть хорошо замаскирован. Люди с, казалось бы, высокой самооценкой также могут быть подвержены стыду.

Стыд - это послание, которое мы впитали в себя, находясь еще в детском возрасте. Обстановка в семье, где нас контролировали и наказывали, игнорировали или бросали, где мы подвергались словесным, физическим, эмоциональным или сексуальным оскорблениям или пережили травму - все это может повлечь за собой глубокое чувство стыда.

Дети, словно губки, впитывают все, что говорят им родители. Ребенок, как таковой, не в состоянии понять смысл происходящих событий, и как к ним относиться. Обычно, они вырастают, чувствуя и веря в то, что они плохие.

Если мы выросли с глубоким чувством стыда, мы обнаруживаем, что это ощутимо разрушает нашу жизнь. Он влияет на нашу личность (наше ощущение того, кто мы есть), нашу близость с другими и нашу самооценку. Стыд может влиять на самооценку весьма различными способами – мы можем чувствовать себя лучше или хуже других.

Происхождение стыда

Стыд, имеющий различные формы происхождения и проявления, направляется на ребенка бесчисленными вербальными и невербальными способами. Этот "урок" стыда усваивается навсегда, если послания повторяются, и отсутствует возможность поговорить о переживаниях.

Периодическое отвержение (эмоциональное или физическое) - это мощный учитель. Примеры того, каким образом в детях культивируется чувство стыда, включают в себя следующее:

  • Когда родитель указывает на то, что ребенка не хотели, даже в шутку.
  • Когда ребенка публично унижают.
  • Когда осуждение направлено на ребенка в целом, а не на конкретное поведение.
  • Когда ребенок, чтобы быть принятым, вынужден скрывать стороны своей настоящей личности, например: свои потребности, радости, печали, страхи, ошибки, успехи.
  • Когда эмоциональные или физические границы ребенка нарушаются, например, в случае явного или скрытого насилия.
  • Когда дети лишены личного пространства, например, если родители проверяют их личные вещи или читают дневники.
  • Когда к таким важным для ребенка событиям, как дни рождения или подарки, относятся с безразличием.
  • Когда ребенок чувствует, что родитель или член семьи является каким-то ущербным по сравнению с другими образами взрослого в его или ее мире. Например, когда член семьи - алкоголик или имеет физические или психические недостатки, и это различие никогда не обсуждается или ребенок не может выразить свои чувства по поводу этого отличия.
  • Когда доверие к значимым взрослым подорвано или разрушено в результате несостоятельности или пренебрежения.
  • Когда ребенок растет в семье, где взрослые сами стыдятся и чувствуют себя беспомощными в этом мире.
  • Когда ребенка заставляют чувствовать себя ущербным, бесполезным, непривлекательным или нежеланным в мире или обществе в целом, например из-за трудностей в обучении или несоответствующей одежды по сравнению со сверстниками.
  • Когда ребенка постоянно осуждают за поступки или эмоциональное состояние родителя, или ребенок попросту не может оправдать нереалистичные ожидания своего родителя.
  • Когда родители используют, как наказание молчание. В этом случае, дети чувствуют себя всецело плохими и думают, что восстановить отношения невозможно.

Последствия стыда

Хотя чувство стыда зарождается в детстве, оно может возникать снова и снова на протяжении всей взрослой жизни. Стыд может вызвать в человеке:
  • полное отсутствие самоуважения
  • высокий уровень самокритики
  • частые вспышки гнева и критики других
  • трудности в установлении и поддержании близких отношений, что приводит к поверхностным отношениям
  • изоляцию и одиночество
  • депрессию
  • постоянные обвинения других и указания на их ошибки или недостатки
  • перфекционизм, как способ избежать стыда в будущем
  • самобичевание и саморазрушение
  • оцепенение или «потерянность»

Как психотерапия помогает избавиться от чувства стыда

Стыд не является врожденной чертой нашей истинной личности - это приобретенное мнение о самом себе. Это ошибочное убеждение лежит в основе формирования ложного «Я». Чем больше в нас непризнанного стыда, тем сильнее он становится.

Если проблему стыда не решать, то он станет управлять нашей жизнью. Чтобы справиться с данной проблемой, необходимо сначала понять ее суть. Для этого нам нужно психологически безопасное место, где мы будем чувствовать себя достаточно защищенными, чтобы встретиться с нашими самыми болезненными чувствами и, возможно, понять, откуда они возникли.

Исцелиться от стыда возможно, только придя к глубокому пониманию, что истинная природа нашей личности не имеет никакого отношения к нашему предполагаемому, но ошибочному мнению о себе.

Поскольку при работе с психологом мы бросаем вызов искаженным убеждениям, в которые мы верили в течение всей своей жизни, исцеляем раны нашего внутреннего ребенка, обращаемся к нашим потребностям, раскрываем утраченные части нашего собственного «Я», ядро нашего стыда ослабевает и уменьшается.

Определение стыда и понимание процесса его формирования в нас самих, дает нам возможность контролировать это чувство. Например: чем или кем вызван мой стыд? Как я переживаю «приступ стыда»? Я вымещаю гнев или злость на других или схожу с ума от болезненной самокритики? Что помогает мне пережить приступ стыда и снова почувствовать, что все в порядке? Что уменьшает мою склонность к стыду?

Для большинства людей, выросших в неблагоприятных и трудных условиях, уменьшение влияния чувства стыда на человека – это долгосрочный и, возможно, непрерывный процесс.

Психотерапия является, пожалуй, единственным местом в жизни, где такого рода исследования возможны. Квалифицированный психотерапевт может обеспечить объективность и поддержку, необходимую, для того, чтобы перевернуть наши негативные представления о себе и переоценить события, которые заставили нас поверить в то, что мы недостойны любви.

Люди, которые подверглись жестокому обращению, насилию или различным притеснениям в юном возрасте, или те, кто пережил болезненные события, будучи уже взрослым, к примеру, потеря работы или супружеская измена , могут испытывать глубочайшее чувство стыда и винить себя в произошедшем.

На консультации у терапевта, в атмосфере безопасности и защищенности, можно поставить под сомнение ваше чувство стыда и, в конечном счете, избавиться от него.

Вы сможете действительно докопаться до истины, понять, что на самом деле произошло и увидеть свою роль во всем этом.

Мой опыт работы показывает, что, в большинстве случаев, роль клиента совершенно несоразмерна столь поглощающему их чувству стыда. Обычно они стыдятся сильнее, чем нужно. Это говорит о том, насколько сильно стыд может поглотить личность человека и повлиять на его веру в себя. Вы также можете начать понимать, в какой мере стыд управляет вами в настоящее время.

Благодаря полученному вами опыту в работе с психологом, перед которым вы открываетесь, однако при этом не оказываетесь отвергнутыми, для вас становится возможным освобождение от чувства стыда.

Проливая свет на то, что казалось темным и грязным в безопасной обстановке непредвзятого к вам отношения, нам удастся разрушить фундамент стыда и освободить вас.

Работа с чувством стыда при помощи психотерапевта требует мужества. Однако вас ждет огромное вознаграждение.

Вследствие рассмотрения наших самых болезненных убеждений и чувств, мы можем осознать, что правда о нас очень отличается от того, во что мы изначально верили. Мы узнаем, что мы не плохие. Мы узнаем, что мы, по сути, желанные и даже привлекательные люди.

Прогрессирование аддиктивного процесса во многом связано со стремлением освободиться от психологического дискомфорта, обусловленного чувством стыда. Чувство стыда занимает центральное место в структуре аддикции, поэтому остановимся на нём более подробно.

Анализ чувства стыда свидетельствует о том, что это чувство более деструктивно, чем чувство вины . Это связано с тем, что чувство вины носит более конкретный характер, касается определённого действия, поступка, активности или наоборот, отсутствия таковых. Чувство стыда затрагивает Я человека и формирует его низкую самооценку. («Я поступаю плохо и я не могу поступать хорошо, потому, что я плохой»).

Все эмоциональные ощущения и состояния человека подвергаются когнитивной оценке. Рефлексия эмоциональных состояний в то же время является рефлексией Я-состояния, свидетельствуя о том, как человек оценивает себя самого. Испытываемые человеком первичные эмоции в дальнейшем оцениваются им во взаимосвязи с оценками других. Анализ с этой точки зрения чувства стыда требует первоначального сравнения поведения человека с какой-то условной нормой. Эта норма может быть субъективной, установленной самим человеком для себя, или общепринятой, навязанной ему обществом и другими людьми. Если поведение человека не соответствует субъективной или социальной норме, у него возникает чувство стыда.

При аддиктивных состояниях мы имеем дело с несоответствием человека как одной, так и другой нормам. Несоответствия приводят к возникновению стыда. На возникновение чувства стыда влияет факт обращения внимания окружающих на поведение и состояние человека, на его собственное отношение к этому. Имеет значение фиксация внимания человека на том, как его воспринимают и оценивают окружающие. Если он испытывает чувство стыда в связи с несоответствием, ему кажется, что и другие замечают это несоответствие и считают его неполноценным. Это способствует усилению подозрительности в отношении того, что окружающие могут заметить нарушение нормы и осудить его.

Большинство событий, вызывающих стыд, не являются автоматическим процессом и не возникают сами по себе. Например, оно может быть связано с ситуациями, когда успешное функционирование в рамках социально приветствуемого ролевого поведения противоречит собственным критериям морали. Для понимания причин происхождения чувства стыда необходимо «читывать сложные социальные взаимодействия между людьми, так как компонент оценки другим, особенно значимым человеком, здесь всегда имеет большое значение.

Осознание человеком обращенного на него внимания может приводить к нарастанию подозрительности, типичной для аддиктивных лиц. Такая подозрительность, связанная с чувством стыда, является одним из механизмов изоляции аддиктов. Страх быть до конца понятыми окружающими активизирует механизм разрыва контактов со многими людьми. С этим связано избегание аддиктами сколько-нибудь глубоких контактов, потому что чем глубже контакт, тем вероятнее факт опознания их аддиктивной сущности, и тем вероятнее усиление у аддикта реакции стыда. Возникает страх возможных переживаний по поводу разрыва отношений. Следовательно, в проводимой с аддиктами коррекционной работе, необходимо анализировать механизм разрыва контактов с людьми и чувство стыда, которое эти люди могут испытывать.

По мнению Чарльза Дарвина, чувство вины это сожаление о своей ошибке. Тому же автору принадлежит выражение, что чувство сожаления об ошибке, когда в этот процесс включаются другие люди, может превратить чувство вины в чувство стыда. Речь идет о необходимости анализа социального значения действия, в результате которого человек, воспринимаемый глазами других, может испытывать чувство стыда. Естественно, что, находясь в состоянии одиночества, человек также может испытывать чувство стыда, но в первом случае всегда присутствует оценка себя другими людьми, мысль о том, что другие подумали об его поведении.

В феноменологической психиатрии описывается депрессия самомучения (Leonhard, Izard), которая строится на чувстве стыда. Ее развитию способствует постоянный анализ чувства стыда и возможного наказания.

Стыд приводит к торможению и блокаде очень многих желаний . С точки зрения Tomkins (1963), стыд тормозит удовольствие и мотивации. Возникновение чувства стыда может быть вызвано многими причинами: неудачами, поражениями профессионального характера, потерей значимых отношений, дружбы и пр. Аддикты глубоко переживают эти потери, но не признаются в этом. Причиной стыда может быть собственная непривлекательность, когда человек теряет способность гордиться своим телом, видом и т.д.

У человека, испытывающего чувство стыда, редуцируются сферы интересов. Izard (1972) обращает внимание на то, что стыд сопровождается повышенным осознанием селфа. Речь идет о необычной форме восприятия селфа, восприятия себя беспомощным, маленьким, ни к чему неспособным, застывшим, эмоционально ранимым.

Lewis (1979,1993) отмечал, что стыд - это состояние потери ценности собственного Я. Причиной этого состояния являются текущие внешние воздействия, тем не менее, этот процесс более сложен, он может формироваться на ранних стадиях развития. Стыд имеет прямое отношение к осознанию Я, представлению о том, как это Я выглядит в восприятии и чувствах других людей. Автор выделяет чувство стыда, связанное с ощущением собственного Я и чувство вины, при котором речь идет о конкретном действии. К развитию чувства стыда приводит переживание о себе, о том, как ты выглядишь. Раздражителем, провоцирующим возникновение этого чувства являются размышления Я о самом себе, неодобрение чего-то очень важного в себе, снижение самооценки.

Сопряжённым с чувством стыда является чувство собственной никчёмности, незначимости, презрения к себе. Это чувство закладывается в детстве и легко провоцируется специфическим поведением людей. Чувство стыда формируется под влиянием пренебрежительного отношения родителей, отсутствия необходимой интеллектуальной и эмоциональной поддержки, постоянного осуждения . На этом фоне любые отрицательные оценки, не имеющие отношения ни к родителям, ни к семье, воспринимаются как сверхценные и приводят к активации дремлющего рудимента.

Диагностика наличия чувства стыда строится на обнаружении у человека желания быть незаметным, спрятаться, исчезнуть; на появлении непонятных вспышек гнева, на ощущении психологической боли, страха, чувства вины. Вспышки активности и агрессивности сменяются депрессией, подавленностью, отсутствием чувства радости, постоянной неудовлетворенностью. Чувство стыда может провоцировать суицидные мысли. Анализ депрессивных пациентов, совершающих суицидные попытки, проведенный Lewis (1993), показал наличие у этих лиц выраженного чувства стыда. Частые суицидные попытки у аддиктов также «завязаны» на этом чувстве. Таким образом, чувство стыда имеет прямое отношение к развитию аддиктивного поведения.

Чувство стыда «ставит » селф в трудное положение. Селф теряет способность конструктивно действовать, поскольку стыд блокирует активность. Вместо необходимых действий, селф начинает концентрироваться на самом себе, оказывается погруженным в самооценки, что мешает проявлению активности. Возникает нарушение адаптации, потеря способности ясно думать, высказываться и, тем более, рационально действовать.

Чувство стыда способствует переоценке человеком всего происходящего. Он придает значение вещам, которые этого значения не имеют и, наоборот, недооценивает значения действительно важных для него явлений. Поэтому чувство стыда делает поведение иррациональным.

Разница между чувством стыда и вины в структурном плане заключается в следующем. При наличии у человека чувства вины какая-то часть селфа является субъектом. Большая часть селфа находится как бы во вне и оценивает этот субъект как часть своего Я, поступившую неправильно.

В противоположность этому чувство стыда «закрывает » селф-объектный круг. Носитель этого чувства рассуждает примерно так: «Как я могу оценить себя, если я недостоин того, чтобы оценивать себя?».

Влияние чувства стыда на блокаду мотивации исследовано Plutchik (1980). Он сравнивает процесс со «стоп » сигналом. Если человек начинает что-то делать, у него срабатывает «стоп» сигнал, ставящий под сомнение уверенность в правильности предпринимаемой активности, прерывающий его действия. Если ограничиться анализом только этой части процесса, то речь в данном случае идет о чувстве вины по поводу конкретного нарушения. Дальнейший анализ может быть произведен с использованием следующих рассуждений: «Ты поступаешь плохо потому, что ты не можешь так не поступать, просто в силу того, что ты сам - плохой человек ». Так выглядит вторая система нарушения - второй «стоп» сигнал, который блокирует всякую активность. Следовательно, анализ чувства стыда должен проводиться не только с акцентом на конкретные действия человека, но, прежде всего, на исследование его Я.

Чувство стыда может быть проанализировано через призму религиозной парадигмы. Тема стыда нашла свое отражение в Библии. Когда Бог спросил Адама и Еву, почему они прячутся, они ответили, что причина заключается в их наготе. Совершив первородный грех, съев яблоко с древа познания, они почувствовали, что должны быть осуждены. История непослушания Адама и Евы предопределяла наказание и важность возникшего у них чувства стыда.

В этой теме на первый план выступают следующие моменты. Непослушание Богу со стороны Адама и Евы было связано с их любопытством, т.к. их, прежде всего, привлекало познание неизвестного. Любопытство привело их к знанию, овладение которым явилось пусковым механизмом появления чувства стыда. Обнаружив свою наготу, они стали стыдиться ее. И это было доказательством нарушения предписания Бога. Если бы они не приобрели знания, вкусив запретный плод, у них не возникло бы чувство стыда. Таким образом, любопытство привело к знанию, а знание привело к стыду.

Анализ этой части Библии позволяет исследовать процесс возникновения стыда. Для самоанализа чувства стыда и других, связанных с Я эмоций, необходимы определенные знания о правилах, норме и целях, с которыми человек должен сравнивать своё поведение. Следовательно, появление чувства стыда основано на определённых знаниях.

Ветхозаветный рассказ об Адаме и Еве является метафорической версией развития объективного самопознания. Древо познания дало возможность Адаму и Еве приобрести два вида знаний: знание о себе - объективное самопознание и знание о нормах, правилах и целях поведения.

На ранних этапах развития ребёнка формируются его селф объектные отношения в виде первичных контактов с наиболее близкими людьми. Окружающие ребёнка люди, выступающие в качестве объектов контактов, являются для него образцом для дальнейшего подражания. Ребёнок зависит от них, он им доверяет. Интернализация ребенком возникших отношений влияет на атрибутирование (видение причин происходящих явлений).

Процесс атрибутирования может носить как внешний, так внутренний характер. Внешнее атрибутирование связано с нахождением в ком-то или в чем-то причины собственного поражения, неудачи, произошедшей драмы или трагедии, имеющих к себе непосредственное отношение. Внешнее атрибутирование не приводит к возникновению чувства стыда. Чувство стыда возникает при внутреннем атрибутировании, когда человек делает себя ответственным за произошедшее. Внутренняя атрибуция связана с концентрацией человека на самооценке своих поступков с позиции своего селфа.

Внутреннее атрибутирование нельзя недооценивать, так как оно оказывает большое влияние как на психическое самочувствие, так и на развитие чувства стыда. Так, например, если в жизни возникает какое-то неприятное событие и при его внутренней атрибуции человек считает себя его причиной, то в таком случае это событие способствует развитию чувства стыда.

Например, пациентка испытывает чувство вины, связанное с инфарктом у её матери. Причину события она видит в недостаточном с её стороны внимании по отношению к матери. В связи с этим она считает себя непосредственной виновницей е болезни. Чтобы избавиться от возникшего у нее чувства никчемности и стыда к себе, она принимает большие дозы транквилизаторов, т.е. находит приемлемый для себя аддиктивный выход из этой ситуации. Внутреннее атрибутирование, возникшее в данном случае, приводит как к развитию чувства стыда, так и к поиску аддиктивного варианта избавления от этого чувства.

При внешнем атрибутировании причины болезни будут объясняться по-другому: возрастом матери, с которой произошла катастрофа, не нездоровым образом жизни, наследственностью и пр. Чем большее количество внешних атрибуций используется для объяснения ситуации, тем в меньшей степени это приводит к развитию чувства стыда.

Предпочтительность того или иного атрибутирования закладывается в детстве. В работе Morrison (1989) было показано, что родители, страдавшие различными формами депрессии, в ряде случаев способствовали развитию у своих детей чувства стыда и вины. Дети считали себя косвенными виновниками болезни родителей. Эти обвинения формулировались в процессе социальных контактов с детьми как результат упреков, что дети раздражают, мучают родителей, у которых нет сил заниматься ими. Таким образом, у детей возникало нереалистическое чувство вины, заключающееся в том, что их поведение привело к развитию депрессии у родителей, и они обязаны найти способ, который поможет родителям выздороветь. А поскольку они не в состоянии найти средства помощи, значит они недостаточно хорошо ищут, что свидетельствует о том, что они плохие.

Иногда родителями внедряется в сознание детей, например, такая формула: «Я, как мать, забочусь о тебе и помогаю тебе. Почему же ты не отвечаешь мне тем же?». Так, при непосредственном участии родителей закладывается предрасположенность к возникновению у детей отрицательных эмоций, которые в дальнейших контактах с окружающими могут проявить себя с удвоенной степенью выраженности. Эти состояния могут способствовать возникновению различных психологических защит и выхода на аддиктивные реализации.

Интернализация или экстернализация чувства ответственности оказывает непосредственное влияние на то, будет ли человек впоследствии испытывать чувство стыда при различных неудачах и катастрофах, которые могут произойти с ним в жизни. Чем более выражена способность человека искать в произошедшем событии внешнюю причину, тем менее вероятно развитие у него чувства стыда.

Отрицательная сторона данного явления заключается в том, что постоянное стремление индивидуума к экстернализации происходящего может приобрести патологический характер. Так, например, известно, что аддикты в процессе аддиктивного поведения экстернально атрибутируют свои проблемы, связывая их наличие с причиной во внешнем мире. Таким образом, внешнее атрибутирование, с одной стороны, имеет положительное значение, избавляя человека от чувства стыда, а с другой, - отрицательное, проявляющееся в том, что таким образом он оправдывает своё деструктивное поведение. Иными словами, с одной стороны, у человека может быть глубокое внутреннее интернализированное чувство стыда, и он считает себя плохим, с другой - он избавляется от этого чувства, уходя в аддикцию, которая приводит к возникновению новых проблем, атрибутирующихся с внешними причинами. Таким образом проявляется сочетание внешнего и внутреннего атрибутирования.

Если человека лишить возможности внешнего атрибутирования, он остается с внутренним чувством никчемности и неадекватности, справиться с которым значительно труднее. Это следует учитывать при проведении психотерапевтических подходов, т.к лишение человека его защитной системы в виде отрицательных проекций с доказательством их неправильности и необходимости самообвинения, а не обвинения окружающих не приведет автоматически к положительному результату. Лишившись психологической защиты, человек останется наедине со своими внутренними нерешёнными проблемами. Переживание такого состояния является крайне неприятным, более того, оно может приводить к развитию других отрицательных реакций, таких, например, как растерянность, депрессия, реакция гнева как на самого себя, так и на окружающих, возможно провоцирование какой-то другой формы деструктивного поведения.

Существуют специфические условия, оказывающие разные влияния на формирование чувства стыда в зависимости от пола .

Так, например, женщины в традиционных обществах воспитываются родителями и окружающей средой так, что они приучаются к взятию на себя ответственности за то, если они не справляются с каким-то заданием. Определённая дискриминация по полу, характерная для традиционных обществ, приводит к тому, что женщины, по сравнению с мужчинами, меньше награждаются за успехи и больше наказываются за неудачи. Это способствует большей возможности мальчиков фиксироваться на позитивном атрибутировании (Lewis,1993).

В случае лишения родителями любви своих дочерей они концептуализируют свою позицию словами: «Я не люблю тебя, потому, что ты плохая ». Селф такого ребенка испытывает чувство ответственности за то, что его не любят. Это провоцирует формирование у ребенка чувства стыда. В дальнейшем такая женщина будет оценивать свои межличностные отношения с другими как неадекватные, считая себя неспособной на продуктивные отношения. Таким образом, феномен лишения любви девочек приводит к трудностям в конструировании ими дальнейших межличностных отношений. Такие женщины считают, что, во-первых, они не могут выстраивать эти отношения, т.к. они хуже других, а во-вторых, они испытывают страх перед тем, что другие могут это понять.

Так формируются различные стили поведения, которые объективно «примыкают » к аддикциям, а по существу являются последними (созависимость) или ведут к их развитию. Например, объяснения людей, которые посвящают свою жизнь заботе о других с целью компенсации чувства нехватки любви, выглядят примерно так: «Если я буду заботиться о других и помогать им и это будет моим жизненным кредо, значит меня будут принимать окружающие. Если же я буду вести себя по-другому, я обнаружу свои отрицательные качества. Следовательно, я должна/ен помогать другим и смысл моей жизни должен заключаться именно в этом». В случае неудачи возникает экзистенциальный кризис.

Человек, неуверенный в качестве своих отношений с людьми, легко переходит к общению с событиями, активностями, неодушевленными предметами, «прилипает » к ним, уходя в аддиктивные реализации.

Лишение любви формирует комплекс нежеланного ребенка, что в дальнейшем приводит к низкой самооценке и неумению человека любить себя.

Анализ происхождения чувства стыда с акцентом на половые различия способствует лучшему пониманию межличностных конфликтов. Разница в социализации стыда у мужчин и женщин оказывает влияние на отношения мать-сын, отец-сын, мать-дочь и отец-дочь. Так, например, у женщин, воспитывающихся в традиционных обществах, где присутствует дискриминация по половому признаку (сексизм), легче возникает.чувство стыда, по сравнению с мужчинами. Возможно возникновение замещающих стыд реакций, таких, как печаль, грусть и гнев. Причем, если для женщин более характерными являются реакции печали и грусти, то для мужчин - реакции гнева.

По мнению Lewis (1993), эти явления более представлены в традиционных обществах. Поскольку мальчик, воспитывается с акцентом на специфическую для него мужскую роль, в его отношениях с матерью может возникнуть конфликт следующего рода. Мать в традиционном обществе стремится к тому, чтобы ее сын испытывал чувства стыда в случае поведения, не соответствующего общепринятым нормам. Матери кажется, в связи с проекцией собственных переживаний (глубокое чувство стыда), что сын не испытывает достаточного чувства стыда за свой поступок, и, даже если он извинился, он все равно не пережил это чувство с необходимой степенью глубины. Он должен пережить его протрагированно. Сын испытывает чувство стыда, но в меньшей, чем бы этого хотелось матери, степени. И мать и сын не осознают происходящего. Конфликт, возникший между ними, может принимать различные формы, и зачастую он приводит к возникновению отдаленности сына от матери, т.к. мужская роль, характерная для сына, противоречит проявлению чувства стыда. Сын не хочет, чтобы к нему относились как к ребенку, а мать стимулирует его к отношениям зависимости, что провоцирует появление у сына реакции сопротивления.

Мальчики, нарушающие нормы поведения, выдвигаемые родителями, могут проявлять сожаление по этому поводу, чувство вины и желание больше этого не делать. Мать рассматривает эти чувства с точки зрения женского, свойственного ей, традиционного отношения и ожидает от сына чего-то большего, например, возникновения протрагированного чувства стыда. Если она видит, что этого не происходит, она считает, что сын не выстрадал это по-настоящему, ею делается акцент на необходимость длительного страдания, что приводит к возникновению конфликта. Не осознавая происходящего, мать пытается заставить ребенка почувствовать те же ощущения, которые она сама ощущала или ощущает в подобных ситуациях. Мать ожидает, что ребёнок будет переживать это так же как она, а мальчик воспринимает желание матери добиться формирования у него чувства стыда как неприятное чувство. Он считает это несовместимым с его мужской ролью.

Hoffman (1988) установил, что такой процесс начинается уже с трехлетнего возраста. Попытку матери вызвать в сыне эмоциональное состояние, более свойственное женщинам, воспитывающимся в традиционном обществе, следует рассматривать в контексте Эдипова конфликта: мальчик стремится к автономии, к редуцированию чувства стыда, а мать пытается социализировать этот процесс таким образом, чтобы он не ограничивал чувство вины, и считает это полезным.

В отношениях мать-дочь этот конфликт представлен в меньшей степени, чем в отношениях между матерью и сыном. Меньшая интенсивность конфликта объясняется отсутствием разницы между полами, которая осложняет интеракцию. Дочери, как правило, реагируют на желания матери более адекватно, т.к. они выражают себя в соответствии с женской ролью. Так закладывается чувство стыда у девочек в традиционном обществе, где его формирование не встречает с их стороны большого сопротивления. Иногда при этом могут возникать малотипичные для этого состояния реакции злости.

Для современных обществ характерна тенденция сглаживания связанного с полом ролевого поведения. Так, например, воспитанная в условиях современного общества мать, стараясь воспитать у девочки чувство стыда, встречает с её стороны сопротивление. Разделение ролей, свойственное современному обществу, делает менее типичным процесс атрибуции, связанный со стыдом в аспекте социализации.

До сих пор не выделены основания, позволяющие установить наличие генетических отличий в развитии чувства стыда в зависимости от пола. Если такие различия диагностируются, то их возникновение может быть объяснено ролевым поведением, социализацией и социальными условиями. С другой стороны, в связи с изменением роли женщины в последние 25 лет, особенно в США и Канаде, некоторые конфликты, присущие отношениям мать-сын, по всей вероятности, должны обнаруживаться и во взаимоотношениях мать-дочь.

Что касается роли отца в формировании у ребенка чувства стыда, то, к сожалению, на протяжении длительного времени на ЭТУ сторону вопроса обращалось мало внимания. Роль отца в этом Процессе может быть прямой и косвенной. Исследователями, Изучающими этот вопрос, обращается внимание на то, что роль отца оказывается более важной и значительно менее пассивной, чем это представлялось ранее. Так, например, Bernstein (1983) обращает внимание на значение влияния отцов на возникновение чувства стыда в детском и подростковом периодах жизни. Считается, что роль отца состоит в смягчении конфликта мать сын; в обучении сыновей другому, более активному способу поведения, включающему в себя агрессивные реакции. Отцы во взаимоотношениях с сыновьями подсказывают им путь преодоления стыда по способу замены его гневом. Таким образом, происходит замена реакции переживания чувства стыда путем формирования другой реакции. В результате такого контакта сыновья начинают испытывать более глубокую привязанность к отцам, помогающим им освободиться от неприятного чувства стыда. В случае отсутствия такой поддержки возникает реакция отдаления ребенка от обоих родителей.