История и этнология. Факты. События. Вымысел. Массовые психозы Индуцированный массовый психоз в 1917 году

В современном мире свирепствует куда более страшная эпидемия, чем лихорадка Эбола – массовая индуцированная паранойя. Именно это заболевание стало причиной жуткой резни в Руанде (1994 г.) и Косово (1998 г.). После акции 11 сентября 2001 г. подозрительность, оправдывающая любые нарушения прав человека, стала нормой в «благополучных» Европе и Америке. Массовый психоз в России привёл к реставрации «империи зла» и невероятной русско-украинской войне на Донбассе.

Как видите, психическая инфекция распространена повсеместно, а жертвы её исчисляются миллионами. Пути передачи: бытовой контактно-информационный и массовый транСМИссивный. Возбудители: сплетни, слухи и искусственно создаваемые «мемы» («каратели», «укрофашисты», «хунта» и т. д.). Источником может быть как больной, являющийся пленником собственных иллюзий, так и носитель, транслирующий «дезу» по каким-то своим скотским соображениям.

Сладострастие, жестокость и русский мир глазами психолога.

Такое впечатление, что кто-то время от времени, по меткому выражению Оксаны Забужко, жмёт на «кнопку» самых низменных человеческих чувств. Ленин, например, давил на обычную зависть, и она стала называться «классовой ненавистью». Гитлер смог развить немецкое самомнение до идеи расового превосходства. А Путин, индуцируя массовый психоз в России, использует древний комплекс рабской неполноценности с извечным же великороссийским самодовольством и бредоподобными фантазиями величия. Это и есть та широта загадочной русской души, о которой писал Достоевский. Но психологи и психиатры называют данный феномен гораздо прозаичнее – садомазохизм:

  1. Мазохизм . На современном этапе окультурился и выродился в привычку видеть в отечестве своём и самом себе один негатив, а на Западе, пусть и «прогнившие» вследствие защитной рационализации, но всё же блага цивилизации. В чём же тут кайф? Да в том, что даже бедность и духовную нищету можно себе в заслугу поставить. Мол, благодаря нам жируете и нам должны. Да платить-то, подлецы, и не желаете! И отсюда уже один шаг к другому полюсу массового психоза в России;
  2. Садизм . Происходит от тайных желаний самодержавной вседозволенности, которые Кремль XXI века демонстрирует и внушает гораздо тоньше и культурнее, чем Иван IV или Пётр І. Как всегда помогают искажающие сказки о «великом прошлом» в духе панславизма, и защитное отрицание «такой страны Украина». А настоящее, со всей его грязью и кровью, всё равно рано или поздно войдёт в героическую историю с верой в светлое будущее «прекраснаго рускаго мiра».

Удивительно, но как оказалось, массовый психоз в России можно делать не только из зла, но и из добра. Многие ополченцы РФ, которые едут воевать в Украину, уверены, что помогают «СВОЕМУ» народу и отстаивают «СВОЮ» культуру. А виноват во всём, по механизму проекции, проклятый госдеп, Гейропа и укрофашисты, а не любимый царь с боярами-олигархами. Не собственные глупости и мракобесие, а пресловутая «мировая закулиса»;

Информационное противоборство в современной войне как шаманская практика.

В том, что сегодня большинство граждан РФ не только говорят, но и думают пропагандистскими штампами, есть что-то мистическое. Любой самый идиотский фейк или постановочный сюжет, как камень, брошенный с горы, тут же вызывает лавину ненависти и маразма в комментариях и репостах. В фантазии заражённых, то есть зомбированных, бандиты превращаются в борцов за свободу, а захватчики в освободителей. При этом они сокрушаются, что у жителей Украины нет «нормального ТВ», а только лживые «укроСМИ» с «пиндосской» пропагандой.

Таким образом, любой разговор с пророссийским фанатиком быстро превращается в «хохлосрач». Если же тот, кто выявляет признаки зомбированного человека, ваш друг, брат, хороший знакомый или просто культурный человек, то перед тем как предать вас анафеме он сначала «очень вежливо и корректно» перескажет все известные ему байки Киселёв-ТВ. Интересно, что просмотр новостей и ток-шоу России, поражённый массовым психозом, как правило, отрицает.

Но массовое зомбирование людей это не только пропаганда. Обратите внимание на остальной «медиа-продукт». Это либо «жёлтые» слухи, либо предсказания конца света с рекламой колдунов, гадалок, целителей, экстрасенсов и магов, готовых снять порчу, сглаз, залатать информационные дыры и сделать полную «переполюсовку» (я ничего не придумывал) организма. Можно смело ставить диагноз шизофрения!

А может в этом-то всё и дело? Реально, есть люди, готовые платить 1000 евро медиуму, проживающему в UK, за то, чтобы очистить карму своего захромавшего кота, который в прошлой жизни был Буцефалом Александра Македонского и теперь мучается от чувства вины за проигранную в Индии битву! Такое впечатление, что мы недалеко ушли от современников Чингис-хана и до сих пор прислушиваемся к звону бубна из человечьей кожи. Не эта ли склонность к зомбификации, наравне с национальным садо-мазо, вызвали массовый психоз в России — ментальном, а не географическом пространстве?

pavorit.livejournal.com

Психопатологический анализ массового военного психоза России.

В психиатрии есть понятие индуцированного бреда, что означает передачу бреда психически больного человека лицам, до этого считающимися здоровыми. Индуктор бреда (человек первым заболевший бредовым расстройством) чаще страдает настоящим бредом в виде паранои или шизофрении, иногда психогенным (реактивным) или депрессивным бредом. По своему содержанию индуцированный бред может быть бредом ущерба, измены, преследования, отравления, реформаторства, изобретательства. Бред индуцированных личностей по сравнению с бредом индуктора менее систематизирован и беднее содержанием, излагается в самых общих чертах, с использованием перенятых у индуктора слов и выражений. Индуцированный бред развивается хронически (постепенно). Острые формы встречаются редко. У индуктора, кроме бредовых идей, отмечаются выраженные аффективные расстройства (эмоциональные) в форме страха, паники и экстаза. В ряде случаев у них бывают зрительные галлюцинации. Индуцированный бред может захватить как ближайшее окружение, так и значительное число лиц — так называемое «помешательство толпы».

Условия, необходимые для возникновения индуцированного бреда.

1. Продолжительное общение индуктора психоза с индуцированными лицами (чаще совместное проживание).

2. Бред индуктора должен развиваться исподволь, а содержание сопровождается правдоподобием, то есть явно не противоречить тому, что встречается в обыденной жизни, а также соответствовать установкам индуцируемого.

3. Доводы индуктора должны обладать значительной эмоциональной (аффективной) «заряженностью» и страстью, при этом его слова приобретают гораздо большую убедительность.

4. К дополнительным факторам для возникновения индуцированного психоза являются:

— продолжительное тревожное ожидание

— определенные социальные условия.

Применительно к ситуации в России — вскоре мы убедимся, что развитие массового военного психоза — по — настоящему спланированный и управляемый акт массового психического поражения населения, где главной силой выступает телевидение как ведущее средство массовой информации. Но сначала вернемся на много лет назад, к так называемым «массовым сеансам телевизионного лечения» доктора Кашпировского. В 1988 году впервые на Центральном телевидении СССР начались телевизионные лечебные сеансы Кашпировского, задекларируемая цель которых было массовое лечение всего населения страны. Так называемая «простота», «эффективность», «доступность метода» и охват сразу многомиллионной аудитории являлись главными аргументами в пользу такого лечения. Да, впервые в мировой истории такой «медицинский» эксперимент проводился с таким гигантским размахом. Что же заставило руководство Центрального телевидения начать такую трансляцию с выступлением ранее никому неизвестного гипнотизера? Ведь ранее специальность «психотерапия» не афишировалась особенно средствами массовой информации и применялась очень ограничено, в основном в области санаторно-курортного лечения и все нетрадиционные и альтернативные методы лечения чаще всего признавались «шарлатанством». Что же произошло, что вдруг задвинутую в крайний угол медицины специальность с таким широким размахом и рекламой выставили на всеобщее обозрение? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить те годы, а именно тогда СССР столкнулся с большими экономическими проблемами, вызванными снижением цен на нефть, что привело к сокращению валютных запасов страны, которые использовались для обеспечения насыщенности внутреннего рынка товарами и продуктами питания. На этом фоне КПСС начал проводить политику «перестройки и гласности», что привело к снижению уровня благосостояния и ощущению неопределенности и тревоги за будущее. Сложившаяся ситуация требовала неординарных мер влияния на массовое сознание. Для этого и стала использоваться «телевизионная психотерапия» доктора Кашпировского. Она показала себя весьма эффективным способом контролирования массового сознания. Достаточно вспомнить как «вымирали» улицы городов в момент проведения сеансов телетерапии, все сидели у телеэкранов как «загипнотизированные» и в этом была большая доля правды. Люди на время забывали о своих экономических проблемах и больше обращали свое внимание на здоровье, и если не значительную часть времени, то достаточно большую посвящали обсуждению этих сеансов, чем отвлекались от

В чем же была сила «гипнотического» влияния этих передач? Стоит начать с самого фактора телевизионного экрана. Телевизионный экран является полем, на который фокусируются световые сигналы с высокой частотой мелькания, при этом сознанием эта частота не фиксируется и не осознается, но подсознательно наши нервные центры, отвечающие за восприятие зрительной информации, постоянно реагируют на эти сигналы и при длительном просмотре телепередач в центральной нервной системе начинают формирование гипнотических фазовых состояний. Это еще не гипнотическое состояние, но очень к нему близкое. При гипнозе большая часть коры головного мозга находится в заторможенном состоянии (гипнотическом) и небольшая часть — в активном (так называемый «раппорт», через который воспринимается информация, оказывающая мощное внушающее воздействие на психику. При длительном просмотре телепередач в коре головного мозга формируются очаги торможения, но их тем больше, чем дольше идет просмотр телевизионных программ, и это состояние можно назвать «гипноидным» т.е состоянием, близким к гипнотическому. Вследствие вышесказанного — любое внушающее воздействие, проводимое с телеэкрана, может обладать мощным действием на психику зрителей. Думаю, что организаторы этих телешоу были довольны достигнутыми результатами и когда эксперимент подошел к концу, начались гонения на доктора Кашпировского. Вдруг ранее молчавшие профессора и академики в один голос заговорили о вреде этих сеансов и «отдаленных последствиях». В результате тень упала на настоящих психотерапевтов, которые реально, а не с телеэкрана эффективно лечили своих пациентов. В свое время и мне пришлось сталкиваться с негативным отношением некоторых больных к одному из самых эффективных методов лечения заболеваний. Думаю, что спецслужбы взяли на вооружение такой способ массового внушающего воздействия на миллионы людей и сейчас весьма эффективно используют для психологического зомбирования населения России, а если предположить, что может использоваться и так называемый «25 кадр» или другие более современные «находки», то можно представить, с какой мощью обрушивается на зрителей «правильно дозируемая» информация. Рассмотрев главное оружие влияния на психику населения России перейдем к тому, как проводится в жизнь насаждение массового психоза.

Первое важное условие формирования обстановки индуцированного массового психоза — это длительное общение с индуктором, в данном случае мы говорим о практически бессменном руководителе России. Для этого важно создать положительный образ решительного, умного и заботливого «отца нации», готового на все для блага жителей своей страны. В этом плане телевидение сделало очень многое и «образ» удался (полеты на военных истребителях, погружения в морские глубины на подводных лодках и с аквалангами, резкие заявления разобраться с «врагами народа»).

Второе важное условие — предлагаемый бред должен быть правдоподобным. Применительно к ситуации, которая развивалась в России, стоит вспомнить — как формировали образ Украины в качестве врага России. Для этого в течение длительного времени населению России говорили о том, что Украина поставляет в Россию то недоброкачественные овощи, то молочные продукты, мясо, конфеты и т.п. А когда происходили события на Майдане, то народные волнения и недовольство правлением Януковича представили как «фашистский переворот». Вместо избиения и расстрела протестующих, показывали как избивают «мирных беркутовцев и спецназовцев». Затем еще больше — стали говорить о том, что пора идти и спасать от «фашистов» несчастное население Донбасса. А для этого все средства хороши, в том числе и массовые убийства «укропов», и здесь телевидение сыграло важную внушающую роль, показывая красочно «зверства украинцев».

Третье важное условие — доводы индуктора психоза должны быть эмоционально заряженными. С этими условиями прекрасно справляется лидер России на проводимых конференциях. Для усиления эффекта его часто показывают крупным планом, особенно глаза, что является тем внушаемым элементом, который использовался и при проведении телетерапии Кашпировского.

Дополнительные факторы. В данном случае их более чем достаточно — в первую очередь это общее ухудшение уровня жизни, снижение доходов, алкоголизм, наркомания, снижение культурного уровня, появление тревожных ожиданий, отсутствие

положительной перспективы (в данном случае создание образа врага, который распространяется практически на все цивилизованные страны мира, не поддерживающие политику Кремля).

К дополнительным факторам, ухудшающим массовый военный психоз в России, может быть борьба с инакомыслящими, закрытие независимых ТВ-каналов и других источников информации, в частности интернета, что приводит к информационной изоляции и еще большему влиянию источника массового индуцированного психоза (индуктора) на население страны.

Последствие для психического и нравственного здоровья для населения России будут катастрофическими, ведь нравственный распад населения приведет и к территориальному распаду государства с дальнейшим обнищанием и сокращением русскоязычного населения и дальнейшим приростом других народов, более адаптированных к трудным условиям жизни.

Можно предположить, что дальнейшее развитие событий будет усиливать существующие факторы, способствующие дальнейшему развитию индуцированного психоза и умелое манипулирование

ими приведет к усилению и углублению психоза в России, с постепенным переводом развития страны по пути Северной Кореи.

Просьба к неравнодушным помочь в собрании средств для создания «Центра Народной Медицины»

Благотворительный счет (грн)

Счет: 29244825509100 МФО: 305299, ЕГРПОУ: 14360570.

www.chiyanov.com

Массовый психоз

Массовый психоз — это психическая эпидемия, в основе которой лежит подражаемость и внушаемость. Массовый психоз поражает коллектив или группу людей, в результате чего человек теряет нормальную способность к суждению и нормальный способ суждения, что делает человека одержимым .

Массовый истерический психоз

Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия.
Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы.
Истории известны такие массовые психические эпидемии истерии, как:

  • пляска св. Витта, тарантизм, эпидемии неистовой пляски;
  • эпидемии конвульсионеров, эпидемии судорог, икоты и тика;
  • эпидемии кликушества, бесоодержимость, звероодержимость;
  • самобичевание;
  • эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид.
  • Большинство событий описано в трудах советского биофизика А. Л. Чижевского, обосновывающего влияние Солнца на физический мир Земли .
    Психиатр В. М. Бехтерев в работе «Внушение и его роль в общественной жизни» указал, что: «авторы, изучавшие проявления кликушества, не без основания сравнивают или даже отождествляют это состояние с демономанией средних веков или бесоодержимостью» .
    Не до конца понятным остается механизм передачи истерии от человека к человеку. Также не найдено логическое объяснение тому, почему одних она поражает, а других нет.

    Распространенные феномены массового психоза XXI века

    Если массовые психозы средневековья объясняются с точки зрения гелиопсихологии, то с двадцатого века, особенно со второй его половины создание псидемических волн все более становится делом бизнеса и политики, полем продуманных социальных стратегий неких узких заинтересованных группировок .
    Наибольшую распространенность массовые психозы приобрели при следующих состояниях сознания людей:

    Производная от общечеловеческой игромании, во всей ее неистощимой многоликости.

    Мания технического совершенствования, замешанная на многих человеческих чувствах и страстях: тщеславии, зависти, тревожности, собственничестве, страсти к творчеству и т.д.

    Весь сложный конгломерат массово неудовлетворяемой потребности в общении и самореализации через общение.

    Инфантильно-иждивенческий инстинкт, отчасти охотничий и все то же собственничество.

    «Социальные сети не так уж безобидны и, помимо «бесцельно прожитых лет», которые они обеспечивают каждому более или менее активному пользователю, способны наградить его определёнными психологическими проблемами, которые затем, в конечном итоге, выливаются в проблемы с телесным здоровьем» .

    09.01.2012 в Москву из Барселоны прилетел самолет, рейс которого в понедельник был отложен на 9 часов. Это произошло из-за того, что перед плановым взлетом на лайнере авиакомпании «Башкортостан», принадлежащей холдингу «ВИМ-Авиа», начались технические неполадки. Экипаж заявил, что все в порядке, но пассажиров это не успокоило. Сомневаясь в исправности воздушного судна, они потребовали заменить и борт, и пилотов. В авиакомпании вернули всех пассажиров в здание аэропорта и — как утверждают — тщательно осмотрели самолет. После этого он поднялся в воздух, правда, лететь на нем согласились далеко не все .

    29.12.2011. Текущую ситуацию после землетрясения, сложившуюся в настоящий момент в Красноярске, в ГУ МЧС по Красноярскому краю назвали «массовым психозом». Как сообщили в ведомстве, горожане активно распространяют ложную информацию о землетрясении в городе. Например, что «якобы от имени спасателей началась эвакуация школ и детсадов, а также офисных зданий». «Распоряжение об эвакуации никто не давал. Кроме того, мы не ждем повторных толчков», - заявили в ГУ МЧС России по Красноярскому краю .

    «Вы не на поле чудес, вы скорее в «стране дураков». Неужели нет повода собрать семью, сказать всем родным, друзьям, соседям пожелания от души в течение года. Службы 03 и 02 внутри подсознательно уже настраиваются в эти дни на активную работу»

    Механизм формирования массового психоза

    Массовый психоз поражает такой субъект массовых форм внеколлективного поведения, который называется «толпа». Толпой называют:
    — публику, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;
    — контактную, внешне неорганизованную общность, действующую крайне эмоционально и единодушно;
    — совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.

    В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права .

    З.Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это ее восприимчивость к внушению . Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

    Британский нейрофизиолог Крис Фрит утверждает, что мозг может создавать ложные модели материального мира и внутреннего мира других людей. Ложные модели внутреннего мира других людей проверить не так-то просто. И иногда человек может успешно делиться этими ложными моделями с другими. В случаях двойного психоза два человека разделяют одни и те же бредовые идеи, а иногда подобный психоз объединяет и большее число людей (например, членов семьи до тех пор пока они не обсудят ложность моделей с посторонними людьми). Но когда более многочисленные группы людей разделяют ложные убеждения, докопаться до истины становится намного сложнее. Что-то подобное произошло в трагической истории массового самоубийства в Джонс-тауне 18 ноября 1978 года, когда 911 членов паствы покончили с собой, выпив препарат цианида.

    Лавров диагностировал у американских политиков «массовый психоз» и «параноидальную русофобию»

    Министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью курдскому телеканалу Rudaw в понедельник, 24 июля, заявил, что в Соединённых Штатах расцвело «параноидальное увлечение русофобией». Расшифровка опубликована на официальном сайте российского внешнеполитического ведомства.

    «Мы понимаем, насколько сейчас тяжело в Вашингтоне тем, кто пытается всё-таки проявлять здравый смысл в условиях повального, параноидального увлечения русофобией», - заявил глава российской дипломатии.

    По словам Лаврова, «нормальным людям там непросто». Министр также заявил, что «даже не подозревал, что американские политические деятели могут быть подвержены такому массовому психозу».

    «Я со многими из них общался, когда работал еще в Нью-Йорке. Для меня всё происходящее сейчас очень удивительно», - добавил он.

    Как отметил руководитель российского дипломатического ведомства, американские политики сами себя «загоняют на очень высокий забор, откуда потом трудно прыгать».

    «Все, что мусолится на страницах газет, экранах телевизоров в США, это, как у нас говорят, простите за непарламентское выражение, «высосано из пальца», - подчеркнул глава российского МИДа.

«Массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить» (Зигмунд Фрейд)

Особое место в современной психотерапии занимают массовые психозы. Они интересны наличием болезненных симптомов на фоне общего здоровья пациента. Массовый психоз характерен для отдельных групп людей или целых народов, подверженных внушаемости и подражаемости. Состояние, когда люди теряют адекватную способность к суждению и оценке, становятся одержимыми, еще называют психической эпидемией. Подобное явление мы часто наблюдаем вокруг себя, поэтому хотелось бы разобраться в его природе.

Эффект толпы

Толпа - это человеческая масса, находящаяся под гипнозом. (Зигмунд Фрейд)

В истории человечества можно найти множество случаев массового психоза, которые подтверждают общий механизм их формирования, выражающийся в понятии «толпы». Данный термин вошел в социальную психологию в конце 19 века во время подъема революционного движения. Толпа - это скопление людей, лишенных общих целей, но связанных эмоциональным состоянием и единым объектом внимания и интереса.

Интересно описал толпу Г. Лебон : «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».

Человек подвержен массовым психозам независимо от национальности, возраста и образования. Во все времена случались массовые самосожжения, религиозные поклонения, истерия, патриотический и лжепатриотический угар, а сегодня прибавились увлечения компьютерными играми и социальными сетями.
В основе эмоционального возбуждения толпы лежат стихийные действия, затрагивающие значимые ценности. Психология толпы отличается острой восприимчивостью к внушению. Каждую идею или верование толпа принимает или отвергает, как абсолютную истину или абсолютное заблуждение. В основе всех случаев лежит идея, иллюзия, возникшая у одного из лидеров. Иллюзия наполняет разум и парализует способность к анализу и критике. Особенно подвержены иллюзиям и психозам люди со слабой психикой, склонные к психическим заболеваниям и депрессиям.

Для иллюстрации приведем несколько ярких примеров массовых психозов. В 1998 году в Иордании после проведения вакцинации «мистическая болезнь» поразила 800 подростков. Результаты расследования показали, что причиной недуга стала не иммунизация, а массовая истерия (hysteria - состояние, при котором человек неосознанно копирует симптомы заболевания окружающих, пристрастно выискивая изъяны в собственном самочувствии) . Фатальную роль при этом сыграли средства массовой информации, убедившие население в том, что вакцина была испорчена, а шумиха, поднявшаяся после начала заболевания, усугубила ситуацию и увеличила количество подростков, обратившихся за помощью в больницы.
Один из феноменальных случаев массовой истерии случился во Франции в 1789 году на фоне революционных событий. «Великий страх» (фр. la Grande Peur) распространялся по стране, повергая в ужас жителей сел и городов, рассказывающих страшные истории о вторжении то ли австрийцев, то ли британцев, непобедимые полчища которых стирали с земли все живое. Интересно, что «Великий страх» не имел под собой совершенно никаких оснований, потому что вторжения не было.

Примеров массовых психозов и истерии можно приводить тысячи, при этом напрашивается вывод о влиянии средств массовой информации, которые имеют все возможности для управления толпой. Даже нормальный человек, попадающий в толпу, проникается общим настроением и теряет способность к критическому

мышлению.

Индуцированный бред или истоки массового психоза

Начнем раздел с простого примера, поясняющего суть данного явления. Супруги много лет прожили вместе, но в один далеко не прекрасный момент один из них заболевает шизофренией. Он убежденно рассказывает о пришествии инопланетян, американском заговоре и провозглашает себя проводником высших сил, предсказывая конец света.
Через определенное время в психиатрическую больницу поступает пациент, который вел себя неадекватно в общественных местах, бросался на людей и объявлял себя пророком. Интересно, что пациент - не больной шизофренией, а его супруг с индуцированным психозом, высказывающий идеи больного. Психиатр должен в первую очередь разобраться, с каким бредом он имеет дело (классическим или индуцированным) и прекратить взаимодействие пациентов. Через некоторое время здоровый супруг придет в себя и выздоровеет.
Подобные внушения происходят в повседневной жизни постоянно, но мы не замечаем этого, потому что находимся под постоянным внешним воздействием. Если больной человек пользуется уважением и авторитетом, то окружающие легко теряют здравый смысл и подвергаются убеждению, впитывая в себя больные фантазии и иллюзии.
Одного человека просто заставить поверить в очевидный бред, а еще проще воздействовать на толпу. Наша история имеет множество примеров того, как правитель, страдающий психическими расстройствами, индуцировал своим бредом целые народы. Немцы радостно бежали порабощать мир и создавать идеальную нацию, а русские - расстреливать друзей и соседей. Таким образом, индуцированный бред, распространенный на толпу, называется массовым психозом .

Классификация массовых психозов

Массовый психоз - это общее определение, объединяющее в себе разные группы явлений, которые хотелось бы систематизировать:

  • Стихийное поведение толпы (влияние момента).
  • Пролонгированное поведение больших групп, в рамках сложившихся на тот момент убеждений и системы ценностей.
  • Копирование чужого поведения.
  • Пролонгированное поведение больших групп, не вкладывающееся в рамки действующей системы убеждений и морали.
В чистом виде они практически не встречаются, а могут проявляться в различных комбинациях под воздействием дополнительных факторов и внешнего воздействия.

Стихийное поведение толпы , имеющей общую цель и лидера, реализует классический стадный инстинкт. Сознание отступает, присутствуют высокий уровень стресса и управляемая агрессия. Стадное поведение может выражаться в слепом копировании поведения массы и в подчинении толпе, ведомой лидером (социально обусловленное поведение). Ярким примером социального поведение являются сообщества макак, в которых физическое насилие применяют к тем, на кого указывает лидер. Подобное поведение называется «моббинг» , оно присуще практически всем группам млекопитающих и позволяет лидеру сохранить контроль над большими коллективами.

Эффект толпы ярко проявляется в формировании общественного мнения и двояком отношении к реальности. Например, бомбардировки мирного населения можно назвать геноцидом и преступлением или неизбежными жертвами защиты национальных интересов. Все зависит от того, какой идеи придерживается лидер.

Пролонгированное поведение больших групп. Массовым психозом обычно называют поведение, которое не вкладывается в рамки установленных в обществе приоритетов. «Единой истины» не существует, а общественное мнение моделируется в угоду лидеров через средства массовой информации. Яркими примерами подобной модели являются времена правления Гитлера или Сталина.

Копирование чужого поведения имеет такие же корни, как и ипохондрия. Например, страх заболеть вызывает повышенный интерес к болезни и перенос на себя симптомов заболевания. К данной группе психозов можно отнести выше описанную ситуацию с вакцинацией в Иордании, когда страх, навязанный СМИ, привел к индуцированию на себя побочных эффектов иммунизации.

Пролонгированное поведение больших групп, не вкладывающееся в рамки действующей морали. Полученные от родителей и воспитателей убеждения и нормы поведения люди воспринимают как данность, не оценивая их критически: «Отцы так делали, деды делали, и мы будем».

Известен эксперимент, в котором в клетку к обезьянам повесили бананы, но когда они пытались до них добраться, окатывали всех особей, в том числе и тех, которые не дотрагивались до бананов, ледяной водой. Через время обезьяны перестали тянуться к бананам, и тогда одну из них поменяли на новую особь, которая сразу направилась к бананам, однако остальные обезьяны агрессивно ее отогнали. Далее ученые по одной заменяли обезьян в клетке, и через время там не осталось ни одной обезьяны, участвовавшей в обливании, однако модель поведения закрепилась, и каждую новую обезьяну, желавшую попробовать бананы, колотили.

Как найти реальность среди иллюзий?

Человеку, к сожалению не свойственно критическое мышление. В основной массе люди являются продуктом веры, а граждане страны готовы поверить в любые идеи, транслируемые через СМИ: в превосходство своей расы, в справедливость войны на чужих территориях и массовых репрессий, необходимость сжигать женщин, подозреваемых в колдовстве, завоевательные войны и расстрелы мирных жителей. Все это происходит вопреки логике, а людей невозможно убедить в обратном, даже при наличии доказательств.
Человечество постоянно заражается индуцированными психозами в массовом порядке. Только далекие потомки смогут увидеть и понять, какие из наших убеждений и верований являются бредом. Они будут удивляться, как мы могли в век науки, прогресса и открытости информации подвергаться такому внушению вопреки логике, доказательствам и здравому смыслу и идти на поводу кровавых убийц и психически нездоровых людей.
Как же в мире обмана и иллюзий найти адекватную реальность? Необходимо отказаться от телевидения и других средств массового индуцирования, пользоваться информацией из разных источников, анализируя их достоверность, и верить не единичным случаям, а общей статистике. Кроме этого стоит учитывать, что массовый психоз обычно поражает людей, особенно склонных к внушению и отличающихся истеричностью и низким интеллектом.

Не менее ярко сила внушения сказывается в так называемых психопатических эпидемиях.

На этих психопатических эпидемиях отражаются прежде всего господствующие воззрения народных масс данной эпохи, данного слоя общества или данной местности. Но не может подлежать никакому сомнению, что ближайшим толчком для развития этих эпидемий являются: внушение, взаимовнушение и самовнушение.

Господствующие воззрения являются здесь благоприятной почвой для распространения путем невольной передачи от одного лица другому тех или иных психопатических состояний. Эпидемическое распространение так называемой бесоодержимости в средние века бесспорно носит на себе все следы установившихся в то время народных воззрений на чрезвычайную силу дьявола над человеком; но тем не менее также бесспорно, что развитие и распространение этих эпидемий обязано в значительной мере и силе внушения.

Вот, например, средневековый пастор во время церковного богослужения говорит о власти демона над человеком, увещевая народ быть ближе к Богу, и во время этой речи в одном из патетических мест к ужасу слушателей воображаемый демон проявляет свою власть над одним из присутствующих, повергая его в страшные корчи. За этим следуют другая и третья жертвы. То же повторяется и при других богослужениях.

Можно ли сомневаться в том, что здесь дело идет о прямом внушении бесоодержимости, переходящем затем и в жизнь народа и выхватывающем из последнего свои жертвы даже и вне богослужебных церемоний.

Когда укоренились известные верования о возможности воплощения дьявола в человеке, то это верование само по себе уже действует путем взаимовнушения и самовнушения на многих психопатических личностей и приводит таким образом к развитию демономатических эпидемий, которыми так богата история средних веков.

Благодаря самовнушению те или другие мистические идеи, вытекавшие из мировоззрения средних веков, нередко являлись вместе с тем источником целого ряда конвульсивных и иных проявлений большой истерии, которые, благодаря господствовавшим верованиям, также получали наклонность к эпидемическому распространению. …

Таково, очевидно, происхождение судорожных и иных средневековых эпидемий, известных под названием пляски св.Витта и св.Иоанна.

Замечательна эпидемия самобичевания, распространившаяся из Италии по Европе в 1266 г., о которой историк сообщает следующее: «Беспримерный дух самообвинения внезапно овладел умами народа. Страх перед Христом напал на всех; благородные и простые, старые и молодые, даже дети лет пяти бродили по улицам без одежд с одним только поясом вокруг талии. У каждого была плеть из кожаных ремней, которой они бичевали со слезами и вздохами свои члены так жестоко, что кровь лила из их ран».

Затем в 1370 году не менее поразительным образом распространилась по Европе мания плясок, которая в Италии приняла своеобразную форму тарантизма. В это время танцоры наполняли улицы европейских городов, особенно в Германии и в Нидерландах. Все бросали свои обычные занятия и домашние Дела, чтобы отдаться неистовой пляске.

Еще более поучительная картина представляется нам в описании судорожных эпидемий, развившихся в Париже в прошлом столетии, объединяющим объектом которых явилось Сен-Медарское кладбище с могилой дьякона Пари, некогда прославившегося своим аскетическим образом жизни. Это описание принадлежит известному Луи Фигье.

«Конвульсии Жанны, излечившейся на могиле Пари от истерической контрактуры в припадке судорог, послужили сигналом для новой пляски св.Витта, возродившейся в центре Парижа в XVIH веке с бесконечными вариациями, одна мрачнее или смешнее другой.

Со всех частей города сбегались на Сен-Медарское кладбище, чтобы принять участие в кривляниях и подергиваниях. Здоровые и больные, все уверяли, что они и конвульсионировали, и конвульсионируют по-своему. Это был всемирный танец, настоящая тарантелла.

Вся площадь Сен-Медарского кладбища и соседних улиц была занята массой девушек, женщин, больных всех возрастов, конвульсионирующих как бы вперегонку друг с другом. Здесь мужчины бьются об землю как настоящие эпилептики, в то время как другие немного дальше глотают камешки, кусочки стекла и даже горящие угли; там женщины ходят на голове с той степенью странности или цинизма, которая вообще совместима с такого рода упражнениями. В другом месте женщины, растянувшись во весь рост, приглашают зрителей ударять их по животу и бывают довольны только тогда, когда 10 или 12 мужчин обрушиваются на них зараз всей своей тяжестью.

Люди корчатся, кривляются и двигаются на тысячу различных ладов. Есть впрочем и более заученные конвульсии, напоминающие пантомимы и позы, в которых изображаются какие-нибудь религиозные мистерии, особенно же часто сцены из страданий Спасителя.

Среди всего этого нестройного шабаша слышатся только стон, пение, рев, свист, декламация, пророчество и мяуканье. Но преобладающую роль в этой эпидемии конвульсионеров играют танцы. Хором управляет духовное лицо, аббат Бешерон, который, чтобы быть на виду у всех, стоит на могиле. Здесь он совершает ежедневно с искусством, не выдерживающим соперничества, свое любимое «по», знаменитый скачок карпа (saute de Carpe), постоянно приводящий зрителей в восторг….

…Всюду на дворах, под воротами можно было слышать или видеть, как терзается какой-нибудь несчастный; его вид действовал заразительно на присутствующих и побуждал их к подражанию. Зло приняло такие значительные размеры, что королем был издан такой указ, по которому всякий конвульсионирующий предавался суду, специально учрежденному при арсенале, и приговаривался к тюремному заключению.
После этого конвульсионеры стали только искуснее скрываться, но не вывелись».

Познакомившись с этими своеобразными общественными явлениями, можно ли сомневаться в том, что эпидемии конвульсионирующих развивались благодаря взаимовнушению на почве религиозного мистицизма и тяжелых суеверий.

Здесь следует также вспомнить о шаманстве и массовых религиозных церемониях у восточных народов (дервиши и пр.). где также мы встречаемся с явлениями, создающими благоприятную почву для внушения и самовнушения.

Не подлежит никакому сомнению, что в рассматриваемых случаях есть немало места и для проявления совершенно бессознательного подражания, но наряду с этим почти во всех массовых церемониях, сопровождающихся воодушевлением участников, доходящим до степени религиозного экстаза, есть и другой фактор, приводящий к общественной заразе. Этот фактор есть внушение. Оно действует решительно везде, где дело идет об объединении группы лиц одними и теми же чувствами и мыслями и представляет собою не что иное, как непроизвольное прививание известных настроений, идей или действий

Эпидемии колдовства и бесоодержимости

Очевидно, подобным же образом объясняется и происхождение колдовства, этой страшной болезни, из-за которой погибло на костре и эшафоте наверно много более народа, нежели во всех вместе взятых войнах истекшего столетия. Не допустив взаимовнушения и самовнушения, мы не могли бы понять ни столь значительного распространения эпидемий колдовства, проявлявшихся в самых различных частях Европы, особенно в XVI веке, ни почти стереотипного описания видении, которым подвергались несчастные колдуны и колдуньи средних веков.

По описанию Regnard’a, к женщине, которая обыкновенно подвержена конвульсивным приступам, в один прекрасный вечер является изящный и грациозный кавалер; он нередко входил через открытую дверь, но чаще появлялся внезапно, вырастая как бы из земли. Вот как его описывают колдуньи на суде: «Он одет в белое платье, а на голове у него черная бархатная шапочка с красным пером или же на нем роскошный кафтан, осыпанный драгоценными каменьями вроде тех, что носят вельможи.

Незнакомец является или по собственной инициативе, или на зов, или же на заклинание своей будущей жертвы. Он предлагает ведьме обогатить ее и сделать могущественной; показывает ей свою шляпу, полную денег; но чтобы удостоиться всех этих благ, ей придется отречься от Св.крещения, от Бога и отдаться Сатане душой и телом.

Вот стереотипные описания демонических галлюцинаций, которым подвергались истерические женщины средних веков или так называемые колдуньи по тогдашним понятиям.

Ясно, что здесь дело идет о галлюцинациях такого рода, которые выливаются в определенную форму, благодаря представлениям, упрочившимся в психике путем самовнушения или внушения быть может еще с детства, благодаря рассказам и передаче из уст в уста о возможности появления дьявола в роли соблазнителя.

Другое не менее распространенное убеждение в народе, которое получило особенную силу, благодаря религиозному мистицизму, в эпоху средних веков есть так называемая бесоодержимость, то есть обладание дьяволом человеческого тела.

Благодаря самовнушению о вселении дьявола в тело, эта идея нередко является источником целого ряда конвульсивных и иных проявлений большой истерии, которые также способны к эпидемическому распространению.

«Первая большая эпидемия этого рода, - по словам Реньяра, - произошла в Мадридском монастыре.

Почти всегда в монастырях и главным образом в женских обителях религиозные обряды и постоянное сосредоточение на чудесном влекли за собою различные нервные расстройства, составлявшие в своей совокупности то, что называлось бесноватостью. Мадридская эпидемия началась в монастыре бенедиктинок, игуменье которого, донне Терезе, еле исполнилось в то время 26 лет. С одной монахиней вдруг стали случаться страшные конвульсии. У нее делались внезапные судороги, мертвели и скорчивались руки, выходила пена изо рта, изгибалось все тело в дугу наподобие арки, опиравшейся на затылок и пятки. По ночам больная издавала страшные вопли и под конец ею овладевал настоящий бред.

Несчастная объявила, что в нее вселился демон Перегрино, который не дает ей покоя. Вскоре демоны овладели всеми монахинями за исключением пяти женщин, причем сама донна Тереза тоже сделалась жертвой этого недуга.»

Бесноватость бенедиктинок наделала много шуму, но ее известность ничтожна по сравнению с эпидемией бесноватости урсулинок («Урсулинки» - члены женского католического монашеского ордена, основанного в XVI веке в Италии и названного по имени святой Урсулы), которая разразилась в 1610 году.

…По крайней мере и до сих пор среди стекающихся богомольцев к святым местам из глухих углов провинции можно встретить тех же самых беснующихся или одержимых, которые наблюдались и в средние века, но болезнь эта ныне много реже распространяется эпидемически, как то было в средние века.

Следует заметить, что одержимость в своих проявлениях изменяется в зависимости от воззрения народов. Так, например, в Японии вследствие существующего поверья, по которому лисица является животным, тесно связанным с понятием о дьяволе, довольно распространена болезнь, которая может быть названа «одержимостью лисицами».

Здесь заслуживает упоминания, что кроме бесоодержимости еще и поныне встречается в простом народе, по крайней мере у русских, «одержимость гадами», которую я описал как особый вид психоза в 1900 году.

В этом случае больные, обыкновенно также истерики и истерички, признают, что в их желудке живут змеи или жабы, которые терзают их и терзают. Змея, по убеждению больных, заползает к ним в желудок через рот обыкновенно во время сна; жаба же или лягушки развиваются в желудке из случайно проглоченной икры. В новейшее время в нашей клинике были сделаны и дальнейшие наблюдения над «одержимостью гадами». Здесь следует однако заметить, что эта форма одержимости наблюдалась до сих пор лишь отдельными случаями, хотя возможны и здесь случаи одновременного заболевания нескольких лиц .

Эпидемии кликушества и порчи

Наше современное кликушество в русском народе не есть ли тоже отражение средневековых демонопатических болезненных форм? В этом отношении авторы, изучавшие проявления кликушества, не без основания сравнивают или даже отождествляют это состояние с демономанией средних веков или бесоодержимостью.

По словам д-ра Краинсного, имевшего возможность исследовать эпидемии кликушества на местах их развития, «кликушество, начиная с XVI века по настоящее время, составляет явление русской народной жизни, игравшее и играющее в ней далеко не последнюю роль. Несмотря на значительный прогресс, имевший место за последние десятилетия в культуре русского народа; кликушество и в настоящее время проявляется в той форме, как оно нам известно по литературным источникам XVI и XVII века».

«Распространено кликушество по всей России, преимущественно на Севере и в Великороссии. Особенно много кликуш в Московской, Смоленской, Тульской, Новгородской и Вологодской губерниях, хотя и все вообще соседние с Московской губернии отдают кликушеству изрядную дань. К югу много кликуш находим в Курской губернии; но далее в Харьковской и южных губерниях кликуши становятся очень редкими и постепенно исчезают.

На западе есть центр, куда стекается много пришлых со всей России кликуш, это - Киево-Печерская лавра. Но в юго-западном и северо-западном крае, несмотря на существующие там понятия о колдовстве, кликушество в чистой форме не встречается. Зато по всему северу России и далее на восток по всей Сибири кликушество широко распространено, составляя обыденное явление народной жизни. На севере распространена особая форма кликушества в виде томительной икоты. Инересно, что в несколько измененной форме оно встречается у лопарей, а на востоке у киргизов».

Само по себе кликушество есть не что иное, как разновидность истерической одержимости, принимающая своеобразную форму, благодаря воззрениям простого народа, допускающим возможность «порчи людей» различными способами со стороны мнимых колдунов и ведьм, что и приводит к развитию приступов истерии разнообразными судорогами и кривляниями и с выкликаниями имен лиц, по мнению больных их испортивших, особенно во время наиболее торжественных молитвословий в церквах.

Наиболее частая и типическая форма кликушного припадка состоит в том, что кликуша начинает «кричать на голоса» - симптом, от которого болезнь и получила свое название. Иногда кликуша произносит «бессмысленные звуки с различными переливами и интонацией… Крик этот напоминает всхлипывание, голоса животных, собачий лай или кукуканье, очень часто он прерывается громким иканием или рвотными звуками…

Надо впрочем заметить, что припадок редко ограничивается одним криком. Обыкновенно кликуша падает на землю и при продолжающемся выкликивании начинает биться, производя самые разнообразные движения… Кликуша катается по полу, беспорядочно мечется, бьет руками и ногами об пол, извивается… Движения эти то усиливаются, то стихают. Продолжительность припадка от 10 минут до 2-3 часов.

Эпидемия кликушества в России прививалась издавна то в той, то в другой местности.

«В хуторе Букреевском Екатеринославской губернии весною 1861 года на людях появилась болезнь, от которой заболевающие падают без чувств на землю и одни из них хохочут, другие плачут, некоторые лают по-собачьи и кукукают по-птичьи и в припадке болезни рассказывают, как они попорчены и кто еще через несколько суток будет поражен такою болезнью, причем некоторые из предсказаний скоро сбывались. Пораженных такой болезнью 7 душ».

Своеобразным толкованием происхождения кликушества объясняется и взгляд народа, что кликуша не может быть вылечена врачебным вмешательством, «порча» может быть снята тем же колдуном или ведьмой или каким-либо другим более сильным Колдуном, или же наконец путем чудесного исцеления при проявлении Божественной благодати.

Что касается до самой натуры кликушества, то в настоящее время еще нет полного согласия между авторами, писавшими о кликушестве. Клементовский, Штейнберг и Никитин признают его за проявление истерии, другие же, как например Краинойог, рассматривают его как своеобразное болезненное состояние, развивающееся на почве сомнамбулизма (в смысле Шарко). На основании своих наблюдений, сделанных над кликушами, исследованными в клинике, я прихожу к выводу, что кликушество представляет собою своеобразный истерический психоз, в котором бред находится в тесной связи с истерическими судорогами и сомнамбулическими приступами истерического же характера.

Ввиду всего вышесказанного нельзя не согласиться с тем, что кликушество, являясь своеобразным истерическим психозом, в значительной мере обязано своим происхождением бытовой стороне жизни русского народа. Очевидно, что своеобразные суеверия и религиозные верования народа дают психическую окраску того болезненного состояния, которое известно под названием порчи, кликушества и бесноватости.

Глубоко интересен вопрос о развитии кликушества и бесоодержимости в нашем народе. В этом отношении играет, по-видимому, огромную роль невольное самовнушение и внушение, испытываемое отдельными лицами при различных условях.

Будучи сам свидетелем такого рода отчитываний порченых и бесноватых в отдаленных монастырях европейской России, я вполне разделяю взгляд автора о значении монастырей как распространителей порчи и бесоодержимости в населении.

«Уже в течение нескольких веков сюда (то есть к московским монастырям), говорит д-р Краинский, стекаются на богомолье кликуши со всех сторон России с надеждою получить исцеление.»

При существовании религиозного внушения о возможности порчи и бесоодержимости, очевидно, достаточно для предрасположенной личности уже самого незначительного повода, чтобы развилась болезнь.

Если такая личность случайно взяла из рук подозреваемого в колдовстве лица какую-либо вещь или поела его хлеба, выпила воды или квасу из его рук, или даже просто встретилась с ним на дороге, - всего этого уже достаточно, чтобы; болезнь развилась в полной степени.

Впрочем, кликушество в народе, хотя еще и по сие Время заявляет о себе отдельными вспышками эпидемий в тех или других местах нашей провинции, но во всяком случае в настоящее время оно уже не приводит к развитию тех грозных эпидемий, какими отличались средние века, когда воззрения на могучую власть дьявола и бесоодержимость были господствующими не только среди простого народа, но и среди интеллигентных классов общества и даже среди самих судей, которые были призваны для выполнения над колдунами и колдуньями правосудия и удовлетворения общественной совести.

В заключение следует упомянуть, что к порядку родственных с одержимостью явлений принадлежит и шаманство зауральских инородцев: вместе с тем и киргизские бакши (Baksy) не без основания приравниваются к шаманам.

Подробное рассмотрение этого предмета однако завело бы нас слишком далеко; поэтому мы здесь ограничимся лишь указанием, что в развитии тех своеобразных явлений, которые можно наблюдать у шаманов и бакшей, играет также большую роль как внушение, так и самовнушение.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

В учебниках психиатрии среди пышного разнообразия психических болезней есть одна, которая занимает особое место. Поскольку болезненные симптомы как бы есть, но сам пациент при этом здоров. Имя этого заболевания - индуцированный психоз.

Для примера представим семью из двух немолодых супругов. Они жили долго и счастливо, но вот в один прекрасный день один из супругов заболевает шизофренией. Заболевание протекает согласно классическим учебникам: у него начинаются небольшие проблемы, всякие там расстройства внимания, и на фоне этих мелких симптомов внутри головы все отчетливей начинает раздаваться голос.

Больной не знает, чей это голос. Но голос чужой, и раздается он не в ушах, а как бы внутри черепа. То есть, классический синдром Кандинского-Клерамбо. Голос говорит странные вещи. Поначалу больной в растерянности, даже осознает, что болен, просит помощи и не знает, как быть.

В попытках объяснить происходящее, больной выдумывает фабулу. В ней могут фигурировать радиоактивные лучи ЦРУ или невидимые ядовитые газы ФСБ, инопланетяне, рептилоиды, синдикат преступных гипнотизеров или древние духи майя.

Бред крепнет, обрастает подробностями, и вот уже больной убежденно рассказывает о восставших из пепла духах древних индейцев. Которые выбрали его в качестве проводника, чтобы сообщить через него человечеству о своем твердом решении испепелить землю, если человечество немедленно не прекратит войны, педофилию и браконьерский вылов байкальского омуля.

Через какое-то время в приемный покой городской психбольницы менты привозят человека, взятого в общественном месте за неадекват. Человек бросался на собеседников, спорил, требовал внимания и нес полный бред про духов майя, которые воскресли и пытаются в последний раз поговорить с человечеством.

Нюанс ситуации в том, что этот неадекватный человек - не больной, а его супруг. Просто у него индуцированный психоз, и он высказывает идеи, родившиеся в чужом больном разуме. Задача психиатра непроста. Он должен это определить и разобраться, с каким бредом имеет дело - классическим, либо индуцированным.


Для лечения индуцированного бреда супругов будет достаточно разделить и полностью прекратить их взаимодействие. Вскоре здоровый супруг пойдет на поправку, а больной начнет долгий и непростой курс лечения шизофрении.

Индуцированный бред в психиатрии - не ахти какая редкость. Механизм его возникновения прост: если люди достаточно близки или даже родственники, если больной пользуется уважением и авторитетом у здорового, то его энергии убеждения порой вполне достаточно, чтобы затмить своим голосом реальность и здравый смысл - точно так же, как прежде это сделал голос болезни, раздавшийся внутри его головы.

Неужели так просто заставить человека поверить в очевидный бред? Увы, проще простого. Более того - индуцировать бредом можно не одного человека, а нескольких.

История знает случаи, когда правитель государства, страдающий паранойей или манией, индуцировал своим бредом целые народы: немцы бежали порабощать мир, поверив Гитлеру в превосходство своей нации, русские бросались расстреливать соседей и сотрудников, поверив Сталину в повсеместное засилие иностранных шпионов.


Индуцированный бред, распространившийся на большую толпу, имеет особое название - массовый психоз.

Не надо тешить себя надеждой, будто человеку от природы свойственно критическое восприятие реальности. Оно не свойственно человеку. Человек в своей массе - это всегда продукт веры. Большинство граждан любой страны способно поверить во что угодно.

В превосходство своей расы над остальными. В справедливость Октябрьской революции. В необходимость сжигать на костре молодых женщин, подозреваемых в колдовстве. В то, что КНДР - самая счастливая в мире страна, и все люди глобуса нам завидуют. В лечебные свойства магнита. В целебность воды, заряженной позитивными вибрациями экстрасенса. В паломничество к иконе Матрёнушки Московской, исцеляющее от бесплодия и простатита.

В то, что сосед слесарь Витя - оказывается, шпион британской разведки. И в великую пролетарскую справедливость, выраженную в расстреле шпиона Вити вместе с его женой Верочкой и детьми. В то, что Сталин самый человечный. И в то, что Гитлер самый человечный. Вопреки логике. Без доказательств. Несмотря на обратное.

А если возникнет потребность в логике - человек отыщет себе один подходящий "факт", который неопровержимо докажет, что Гитлер дарил детям конфеты, икона реально излечила сотрудницу, вода умеет запоминать музыку (ученый проверил!), а НЛО однажды сбили военные летчики, показали в телепередаче, инфа 100%.

Примерно 45% населения планеты верят в Бога, хотя это число мне кажется заниженным вдвое. Они верят в сотворение женщины из ребра мужчины. И Всемирный потоп. Хотя доказательств этому - как для тех духов майя, грозивших уничтожить человечество во имя омуля.

Остальная половина человечества верит в Теорию Струн и Большого Взрыва. Хотя и здесь доказательств не больше. 100% всех людей мира верят в то, что они верят в Настоящую Истину, а остальные - дураки, зомбаки и неверные.

Вся история человечества - это история искренней веры в очередной бред. Человечество болеет индуцированными психозами как гриппом - в массовом порядке, миллионными толпами и долгими десятилетиями без ремиссии.

Стоит ли удивляться, что какой-то там шизофреник заразил свою здоровую супругу шизофренической идеей? Это абсолютно нормальное состояние для большинства людей.

Каждый из нас живет среди больных самым разным индуцированным бредом (опаснее, если одинаковым), и сам тоже болен. Это абсолютно нормально.

Лишь далекие потомки сообразят, какие из наших сегодняшних верований и бытовых привычек являлись бредом. И удивятся, как мы верили в эти идеи вопреки логике, здравому смыслу и всей доступной статистике.

Тем не менее, логика и здравый смысл существуют, и некоторые идеи адекватны. Как разобраться, какие именно? Если мы предположим, что в мире, наполненном бредом, все-таки существует адекватное восприятие реальности (или хотя бы какой-то ее части), то как и по каким признакам это отличить от бреда и массового психоза?

Понятно, что основным критерием является внутренняя логика теории и ее непротиворечивость. Если возникают подозрения в наличии массового психоза, есть смысл отказаться от ТВ и прочих средств массового индуцирования, и вместо этого пользоваться принципиально разными источниками, постоянно сравнивая и оценивая достоверность информации.

Отдельный полезный навык - постоянное сопоставление теории с данными самой разной статистики. А не с единичным случаем, произошедшим с сотрудницей.

Человек, для которого образ двух погибших детей выглядит убедительней, чем все данные мировой статистики, - потенциальная жертва индуцированного бреда и готовый адепт массовой истерики по запрету велосипедистов, балконных лоджий и домашнего консервирования грибов.

Но также есть вспомогательный критерий, который позволяет с неплохой степенью вероятности предположить, что мы имеем дело с индуцированным бредом в форме массового психоза: это статистика его участников.

Потому что если мы имеем дело с индуцированным бредом, то он в первую очередь поразит те категории людей, которые склонны к этому более прочих. Даже Википедия с подкупающей откровенностью перечисляет категории лиц, наиболее подверженных массовым психозам: истеричность, внушаемость, низкий интеллект. Если теорию поддерживают в своей массе именно такие персонажи, это веский повод подозревать массовый психоз. Рассмотрим их подробнее.

1. Истеричность.

Истерика и агрессия - ценный диагностический критерий. Всем известно, что к агрессии прибегают, когда физическое подавление несогласных - последний способ доказать свою точку зрения.


Если сторонники некой идеи начинают в массовом (не единичном) порядке желать наказания для своих оппонентов - скорее всего, они больны.

Если сторонники идеи одобряют заведомые зверства (пытки, казни, репрессии, высылки, концлагеря, длительные тюремные сроки), оправдывая их святыми целями, - они точно больны. Бред когда-нибудь закончится, а потомкам будет стыдно за эпоху.

2. Внушаемость.

Внушаемость, суеверность и религиозность - термины схожие, но не одинаковые. В любом случае меньше всего здесь мне хочется противопоставлять религию и атеизм - это настолько сложные вопросы, что я сам не разделяю ни одну из сторон, исповедуя собственную гибридную теорию Бога.

Но вот суеверность в самом широком смысле - это ценный диагностический критерий, показывающий готовность принимать самые разные бредовые теории, не требуя проверки фактов.

К суевериям относят самые разные верования, чья суть не подтверждается фактами и экспериментом: гадания, приметы, сонники, гороскопы, магия, непрофессиональные теории самолечения, а также, собственно, бытовые суеверия, вроде опасности черных кошек, перебежавших дорогу.

Если в толпе сторонников некой идеи во множестве встречаются именно такие персонажи - это четкий сигнал, что мы имеем дело с индуцированным бредом. Но, разумеется, таким же четким диагностическим критерием может служить толпа верующих, чье поведение противоречит собственному религиозному учению (даже не говоря о христианстве, любая религия отрицает хамство, насилие, агрессию, пытки, казни, погромы и преследования).

3. Низкий интеллект.

Интеллект, уровень образования и род занятий не синонимы, но сильно связаны друг с другом хотя бы просто по статистике. Поэтому если заметную часть сторонников идеи составляют студенты и академики - это вряд ли массовый психоз.

И наоборот: если идею подхватывают в основном рабочие и крестьяне, заявляя, что их враги - грамотное офицерское сословие, предприниматели и интеллигенция, то это явный признак бреда (который, впрочем, может затянуться на 70 лет, как показала история СССР).

И точно так же можно предположить, что общество поразил массовый психоз, когда на демонстрации выходят в основном служащие, безработные, рабочие и бюджетники, которые противопоставляют себя неопределенному кругу "врагов" с заведомо более высоким уровнем образования и интеллекта: креативный класс, предприниматели, музыканты, художники, литераторы, компьютерщики.

Психоз – это нарушение душевного состояния с характерным расстройством психической деятельности грубо противоречащей реальной ситуации. Эти нарушения душевного состояния относят к выраженным формам психических расстройств, при этом психическая деятельность заболевшего отличается несоответствием окружающей действительности.

Психоз относится к собирательному названию группы различных психических расстройств, которые сопровождаются психопатологической продуктивной симптоматикой: бредом, псевдогаллюцинациями, галлюцинациями, дереализацией, деперсонализацией. У больного искажено отражение реального мира, что выражается в нарушениях поведения, а также проявлении патологических расстройств памяти, восприятия, мышления, аффективности. Психоз не порождает новые явления, он представляет выпадение деятельности высших уровней.

Причины психоза

Выделяют причины психозов разнообразного характера, а делят их на внутренние и внешние. К внешним причинам относят: стресс, психотравмы, инфекции (туберкулез, грипп, сифилис, тиф); употребление алкоголя, наркотических веществ, отравление промышленными ядами. Если причина нарушения душевного состояния внутри человека, то возникает эндогенный психоз. Провоцируют его нарушения нервной системы или эндокринный баланс. Эндогенные нарушения душевного состояния происходят из-за возрастных изменений в организме или как следствие гипертонии, шизофрении, атеросклероза сосудов мозга. Течение эндогенного нарушения отмечается длительностью, а также склонностью к рецидиву.

Психоз выступает сложным состоянием и часто невозможно выявить, что именно спровоцировало его появление. Первый толчок может быть вызван внешним воздействием, к которому присоединяется внутренняя проблема. Первое место среди внешних причин отводится алкоголю, который может спровоцировать . Причиной психозов также выступает престарелый возраст и эндоморфные нарушения, . По особенностям течения отмечают реактивные, а также острые психозы. является временным, а также обратимым расстройством, возникающим из-за травмы (психической).

Острый психоз имеет внезапное развитие. Спровоцировать его может неожиданное известие об утрате имущества, а также потере близкого человека.

Признаки психоза

Данное состояние проявляется в искаженном восприятии реального мира, а также дезорганизации поведения. Первыми признаками психозов выступает резкий спад активности в работе, повышенная стрессовость, нарушение внимания. Больной испытывает различные страхи, колебания настроения, для него свойственна , изоляция, недоверие, уход в себя, прекращение всех контактов, проблемы при общении с людьми. У страдающего появляются интересы к необычным вещам, например к религии, магии. Человек часто переживает, у него меняется восприятие звуков, цвета, ему кажется, что за ним следят.

Зачастую заболевание имеет приступообразное течение. Это значит, что течение данного душевного состояния характеризуется вспышками острых приступов, которые сменяются периодами ремиссии. Для приступов характерна сезонность и спонтанность. Спонтанные вспышки появляются под действием психотравмирующих факторов. Встречаются и так называемые одноприступные течения, которые наблюдаются в юном возрасте. Для такого приступа характерна значительная длительность и постепенный выход. Трудоспособность при этом полностью восстанавливается. Тяжёлые случаи психозов переходят в хроническую непрекращающуюся стадию. Для таких случаев характерна симптоматика, проявляющаяся в течение всей жизни, даже, несмотря на лечение.

Психоз симптомы

Страдающий от нарушений душевного состояния ощущает ряд изменений в поведении, эмоциях, мышлении. Основой этой метаморфоз выступает утрата адекватного восприятия реального мира. Для человека становится невозможным осознать происходящее, а также оценить тяжесть изменений психики. Больной испытывает угнетенное состояние, его преследуют галлюцинации и бредовые высказывания.

Под галлюцинациями понимают разговоры с собой, смех без причины, прислушивание и замолкание, озабоченный вид. Ощущение того, что родственник больного слышит, что он воспринять не в состоянии.

Под бредом понимают изменившееся поведение, появление скрытности и враждебности, прямые высказывания сомнительного характера (преследование, собственное величие или неискупимая вина.)

Психозы классификация

Все нарушения душевного состояния классифицируют по этиологии (происхождению), а также причинам и выделяют эндогенные, органические, реактивные, ситуационные, соматогенные, интоксикационные, постабстинентные и абстинентные.

Помимо этого классификация нарушений душевного состояния обязательно учитывает клиническую картину и преобладающую симптоматику. В зависимости от симптоматики выделяют ипохондрические, пароноидальные, депрессивные, маниакальные нарушения душевного состояния и их комбинации.

Послеродовой психоз

Данное состояние изредка встречается у женщин после родов, появляется оно на второй — четвертой неделе. Послеродовой психоз сама женщина зачастую не ощущает. Очень важно своевременно диагностировать заболевание и начать лечение. Позднее диагностирование может отсрочить выздоровление.

Причиной такого состояния выступают осложнения во время родов, болевой шок.

Чем больше женщина получила травм (физических, психологических) во время родов, тем сложнее протекает нарушение душевного состояния. Первые роды имеют выше вероятность появления нарушения душевного состояния, чем вторые. Женщина на вторых родах уже знает чего ей ожидать психологически и не испытывает такого страха, как на первых. Квалифицированная медицинская помощь зачастую не доходит до роженицы, поскольку на ее психологическое состояние никто не обращает внимание. Родные, врачи больше обеспокоены физическим здоровьем женщины и новорожденного, поэтому со своим психологическим состоянием роженица остается один на один.

Послеродовой психоз часто путают с . Для послеродового психоза характерны тревожность, бессонница или тревожный сон, спутанность сознания, нарушение аппетита, бредовые идеи, отсутствие адекватной самооценки, галлюцинации.

Психоз после родов лечится в стационаре. Один на один категорически запрещено оставаться матери с младенцем. Кормящим мамочкам показана психотерапия, медикаментозная терапия назначается очень осторожно и под обязательным присмотром медперсонала.

Массовый психоз

Данное состояние характерно для коллектива, группы людей, народа, где основой выступает внушаемость и подражаемость. Массовый психоз имеет и второе название — психическая эпидемия. В результате массового нарушения душевного состояния люди утрачивают адекватную способность к суждению и становятся одержимыми.

Случаи массового психоза имеют общий механизм формирования. Для неадекватного состояния характерно внеколлективное поведение именуемое толпой. К толпе относят публику (большую группу людей), которых объединяет общие интересы и действующую очень единодушно, а также эмоционально. Зачастую в толпе находится совокупность аморфных индивидов, не имеющих между собой прямых контактов, однако связанных постоянным общим интересом.

Случаи массового психоза – это массовое самосожжение, массовое религиозное поклонение, массовые миграции, массовая истерия, массовые увлечения компьютерными играми и социальными сетями, массовый патриотический, а также лжепатриотический угар.

В массовых нарушениях душевного состояния внеколлективного поведения огромную роль отводят неосознанным процессам. В основе эмоционального возбуждения лежат стихийные действия, возникшие с впечатляющими событиями и обязательно затрагивающими значимые ценности. Например, борьба за свои права и интересы. Зигмунд Фрейд рассматривал эту толпу, как человеческую массу, пребывающую под гипнозом. Очень опасным и существенным в психологии толпы выступает ее острая восприимчивость к внушению. Всякое верование, мнение, идею толпа или принимает, или целиком отвергает и отношение к ним отсюда или как к истинам абсолютным, или как к заблуждениям абсолютным.

В основе всех случаев внушения выступает иллюзия, которая рождается у одного из индивидов, обладающего более или менее ораторским искусством. Вызванное представление, а именно иллюзия становится ядром кристаллизации, которая наполняет всю область разума, а также парализует способности людей к критике. Особенно подвержены массовому нарушению душевного состояния люди со слабой психикой, имеющие в анамнезе отклонения, депрессии и психические заболевания.

Параноидальный психоз

Данное состояние относят к более тяжелому проявлению, чем паранойя, однако оно является легче парафрении. Для параноидального нарушения душевного состояния свойственны идеи преследования, а также воздействия с аффективными расстройствами. Зачастую данное состояние отмечается при органических и соматогенных расстройствах, а также токсических нарушениях душевного состояния (алкогольный психоз). Параноидальный психоз при шизофрении сочетается с психическими автоматизмами и псевдогаллюцинозом.

Параноидальный психоз отличается злопамятностью, постоянным недовольством окружающими. Человек болезненно воспринимает все отказы, а также неудачи. Индивид превращается в высокомерного, ревнивого, следящего за своей половинкой – супругом (супругой).

Параноидальный психоз в основном случается в молодом возрасте, преимущественно у мужчин. Все эти подозрения, которые свойственны для больного, значительно ухудшают его жизнь и вносят социальные ограничения. Такие личности не переносят критику, имеют репутацию скандальных, а также заносчивых людей. Данное состояние неминуемо загоняет человека в самоизоляцию и при отсутствии лечения жизнь больного превращается в мучение. Чтобы избавиться от параноидального нарушения душевного состояния необходима своевременная психотерапия. Психотерапевтический подход направлен на повышение общих жизненных навыков, улучшение качества социального взаимодействия, а также укрепления чувства собственного достоинства.

Параноидальный психоз лечится ограничено медикаментами. Используют в лечении антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики.

Старческий психоз

Заболевание имеет второе название — сенильный психоз. Данное расстройство свойственно для людей после 60 лет и характеризуется состоянием помрачения сознания. Старческое нарушение душевного состояния часто напоминает .

Старческий психоз отличается от старческого слабоумия отсутствием тотального слабоумия. Острая форма старческого нарушения душевного состояния отмечается очень часто. Причиной возникновения выступают соматические заболевания.

Причиной старческого нарушения душевного состояния зачастую выступают хронические или острые заболевания дыхательных путей, а также сердечная недостаточность, болезни мочеполовой системы, гиповитаминозы, оперативные вмешательства. Иногда причиной является гиподинамия, неполноценное питание, нарушения сна, снижение слуха и зрения. Для хронических форм старческих нарушений свойственно протекание в виде депрессивных состояний, которые часто отмечаются у женщин. В легких случаях возникают субдепрессивные состояния, для которых характерна вялость, адинамия, чувство пустоты, отвращение к жизни.

Психозы у детей

У детей психозы протекают тяжело. Для заболевания характерно нарушение способностей различать реальность и фантазию, а также возможность адекватно оценивать происходящее. Любой тип нарушения душевного состояния существенно вредит жизни малыша. Заболевание создает проблемы в мышлении, в контролировании побуждений, проявлении эмоций, а также портит отношения с другими людьми.

Психоз у детей принимает разные формы. Распространены галлюцинации, когда ребенок слышит, видит, осязает, обоняет и ощущает на вкус то, чего не существует. Малыш придумывает слова, смеется без причины, сильно раздражается по любому поводу, а также беспричинно.

Пример психоза у детей: после прочтения сказки «Золушка» ребенок воспринимает себя главной героиней и верит, что злая мачеха находится рядом в комнате. Такое восприятие малышом относят к галлюцинациям.

Нарушение душевного состояния у детей возникает из-за кратковременных, а также длительных физических состояний, длительного использования лекарств, нарушенного гормонального равновесия, высокой температуры, менингита.

Психоз у ребенка 2-3 лет во многих случаях заканчивается, когда разрешаются его проблемы или немного притупляются. В редких случаях полное выздоровление наступает после вылечивания основного заболевания.

Заболевание у ребенка 2-3 лет диагностируется после неоднократного осмотра в течение нескольких недель. В диагностике принимают участие детский психиатр, невропатолог, отоларинголог, логопед.

Диагностические процедуры заключаются в тщательном физическом и психологическом обследовании, лонгитюдном наблюдении за поведением малыша, тестировании умственных способностей, а также проверки слуха и речи. Заболевание у детей лечится специалистами только после тщательного обследования.

Психоз после наркоза

Психоз после операции возникает сразу непосредственно или спустя две недели. Такие нарушения отмечаются после нейрохирургических операций на головном мозге. Для послеоперационного нарушения душевного состояния характерно спутанное сознание или оглушение сознания, аффективно-бредовое расстройство, психомоторное возбуждение. Причиной выступает влияние наркоза. Выход из наркоза сопровождается онирическими эпизодами с аутоскопическими галлюцинациями или фантастическими комбинированными галлюцинациями, а также отмечается эмоциональным состоянием, которое близко к экстатическому.

Психоз после наркоза близок в воспоминаниях больного к полетам в направлении манящего источника ослепительного света, представляющимся раем в ярких тонах. У пожилых людей вероятность послеоперационного нарушения душевного состояния намного выше.

Психоз после инсульта

Психические нарушения зачастую появляются сразу в первую неделю после инсульта. Причиной психоза после инсульта выступает отек мозговой ткани. Своевременная правильная коррекция состояния улучшает самочувствие пациента. Такие нарушения при лечении проходят за несколько дней.

Диагностика психоза

Диагностическое обследование включает изучение особенностей клинической картины, а также характерной динамики расстройства психики. Большинство симптомов заболевания возникают в облегченной форме, еще до возникновения болезни и выступают ее предвестниками.

Первые признаки очень затруднительно распознать. Самые первые симптомы, на которые следует обратить внимание это перемены в характере (беспокойство, раздражительность, сердитость, нервозность, расстройство сна, гиперчувствительность, потеря интересов, отсутствие аппетита, необычный и странный вид, безинициативность).

Психоз лечение

Больные психозами нуждаются в госпитализации, поскольку зачастую они не контролируют поступки и неосознанно могут причинить вред себе и окружению. Терапевтическое лечение назначается после установления точного диагноза, а также определения остроты состояния и симптомов.

Как лечится психоз? Медикаментозное лечение включает психотропные препараты, нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты и общеукрепляющие препараты.

Излечим ли психоз? Это зависит от вида заболевания и его остроты.

Средство от психоза при возбуждении — это транквилизаторы Седуксен, нейролептик Трифтазин или Аминазин. Бредовые идеи устраняют нейролептиками Стелазин, Этаперазин, Галоперидол. Реактивный психоз лечится после устранения причины заболевания и если к болезни присоединилась депрессия, то назначаются антидепрессанты Пиразидол, Герфонал, Амитриптилин.

Выход из психоза должен включать динамичную медикаментозную терапию. Психологическая реабилитация после психоза повышает эффективность медикаментозной терапии. Основной задачей психиатра выступает налаживание доверительного контакта с больным, а комплексное лечение: медикаментозная терапия с психотерапевтическими сеансами ускоряет выздоровление.

Реабилитация после психоза включает обучающие занятия. Широко применяются всевозможные физиотерапевтические процедуры: электросон, иглорефлексотерапия, лечебная физкультура, трудотерапия. Физиотерапия способна снять утомление, эмоциональное перенапряжение, улучшить обмен веществ, повысить работоспособность.

Восстановление после психоза может затянуться на месяцы, поскольку организм тяжело переносит болезнь, истощается эмоционально, умственно, физически. Для выздоравливающего важен отдых и постепенное вхождение в жизнь. Необходимо потихоньку проверять память, упражнять мозг, выполнять простейшие логические операции.

Сразу вернуться в прежнее эмоциональное состояние и стать прежним не получится. Наберитесь терпения. Увлечение арт-терапией или каким-нибудь творчеством поможет вам, иначе депрессия после психоза неминуемо настигнет. Это происходит потому, что человек начинает осознавать и анализировать, что с ним произошло. Поэтому важно не замыкаться в себе, на своих прошедших состояниях. Это уже в прошлом, необходимо сделать все возможное, чтобы подобное не произошло в будущем, и научиться себя контролировать.

Восстановление после психоза для одних проходит быстро и достаточно легко, для других затруднительно и долго. Тут важно учесть, что психика является гибкой структурой, откликающейся на воздействия, которые неуловимы зрением, слухом, осязанием. Она не вправляется моментально в то положение, в котором первоначально была. Все происходит индивидуально, постепенно привыкая к новым условиям. Это подобно механизму выработки иммунитета.