Формирование различных социокультурных моделей развития древнерусского общества и государства. Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства Причины их появления

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Политическая система 10 класс, б азовый уровень

План 1. Определение политической системы. 2. Структура политической системы. 3. Взаимодействие со «средой». 4. Функции политической системы. 5. Государство в политической системе. 6. Политический режим. 7. Демократические перемены в России.

Определение политической системы Политическая система общества – это система институтов, в рамках которых происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть

Демократические перемены в России Нормативная подсистема: утверждаются принципы правового государства, принимаются новые законы, новые традиции. Функциональная подсистема: включение демократической формы, методов, процедур политической деятельности. Коммуникативная подсистема: между федерацией и её субъектами возникли новые связи и отношения. Культурно-идеологическая подсистема: отказ о обязательной для всех идеологии, развитие идеологического плюрализма.

Использованные ресурсы 1. Единая коллекция образовательных ресурсов: http://school- ollection.edu.ru/ 2. Баранов П.А. Опорные конспекты по обществознанию: http://burdina-olga.ucoz.ru/index/obshhestvoznanie/0-24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень», «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл

Программа для средней (полной) школы (базовый уровень)подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никамВласенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10-11 классы.Базовый уровен...

Картинка с сайта: http://ote4estvo.ru/

ФОРМИРОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА



ПРИЧИНЫ РАЗДРОБЛЕННОСТИ: (самостоятельная работа с текстом учебника)

  • Стр. 127-129

ПРИЧИНЫ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (самопроверка):

  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: рост крупной земельной собственности в условиях господства натурального хозяйства;
  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ: стремление сыновей – наместников отделиться от Киева (они имели аппарат управления и военную силу);
  • Поддержка местного князя местным населением (контроль князя через вече);

  • ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ: разобщенность экономических и политических интересов жителей Руси(отпала необходимость охранять путь «из варяг в греки»);
  • ВОЕННЫЕ: отсутствие общего врага – половцев.



НОВГОРОДСКАЯ РЕСПУБЛИКА:

  • 1136 год – изгнание ставленника Киева Всеволода Мстиславича
  • Установление республики.

Управление

приглашало

Вече:

Совет господ

кончанские и

уличанские веча

выбирало

тысяцкий

посадник

архиепископ


Новгородское вече


  • Объявляло войну
  • Заключало мир
  • Избирало высших должностных лиц: посадника, тысяцкого, архиепископа
  • Приглашало и изгоняло князя

посадник

  • Назначал и смещал должностных лиц
  • Контроль князя
  • Ведал всеми землями Новгорода
  • Руководил внешней политикой

тысяцкий

  • Контроль за налогами
  • Торговый суд
  • Возглавлял городское ополчение

архиепископ

  • Хранил казну
  • Церковный суд
  • Контроль меры веса и длины
  • Вел новгородскую летопись
  • Хранил печать
  • Ведал новгородскими землями
  • Внешняя политика

ВЛАДИМИРО – СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО

государственности-

монархия


Таблица для самостоятельной работы для 1группы

Политические особенности Владимиро –Суздальского княжества

Причины их появления

(стр.130 – 132)


Таблица для самопроверки (1 группа)

Политические особенности

Причины их появления

1. Проявление монархических черт в княжеской власти (сильная княжеская власть, ее трансформация к монархии)

  • Поздняя колонизация края

2. Отсутствие сильного веча, которое могло бы ограничить власть князя

2. Победа князя в борьбе с родственниками и боярами: изгнание родственников и старшей дружины

3. Принятие титула Великого князя Киевского

4. Уменьшение роли старшей дружины

3. Переезд во Владимир, где не было веча

4. Посадил в Киев своих подручников, зависимых от князя

5. Усиление роли младшей дружины (дворян), находившейся в жесткой личной зависимости от князя


ГАЛИЦКО – ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО

государственности-

ограниченная монархия

(аристократия)


Таблица для самостоятельной работы для 2 группы

Политические особенности

Причины их появления(различные точки зрения)


Таблица для самопроверки (2 группа)

Политические особенности

Причины их появления

1)Нестабильность княжеской власти.

1)Сила бояр в занимаемых должностях.

2)Огромное политическое влияние бояр (могущество бояр)

2) Бояре являлись держателями доходов от кормлений и тем самым подчинили себе местное население

3)Местное боярство сумело подчинить себе вече.

3) Большие земельные владения бояр

4) Постоянная борьба князей и бояр за власть

4)Бояре являлись выразителями интересов городской общины, в которой шла борьба партий.

5)Бояре – потомки родоплеменной местной знати.


Литература и интернет-ресурсы:

  • Данилов А.А. Россия и мир: древность. Средневековье. Новое время: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2010
  • Данилов А.А. История России: С древнейших времен до конца XVI века учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2009.
  • http :// www . tomovl . ru / komi / novgorod . html ; http :// www . ido . rudn . ru / nfpk / hist 3. htl ; http :// ru . wikipedia . org / wiki ; http :// www . bibliofond / ru / vitw / aspk ? id =15976# Toc119738507; http :// www . bibliotekar . ru /novgorod/16.htm; http :// history . tom / ru ; http :// www . bg - znanie . ru ; http :// goldberg - v . narod . ru

20.11.2016 21- номер по календарно-тематическому планированию

10Б Тип урока: комбинированный урок

§15-16. Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства (1 из 2)

Цели:

Образовательные:

- Подвести к пониманию особенностей удельного периода Руси

Добиться усвоения учащимися причин распада Киевской Руси

Создать представление об особенностях удельной системы и последствиях ее на Руси.

Рассмотреть типы государственности княжеств: Новгородского, Владимиро-Суздальского,Галицко-Волынского

Воспитательные:

Формировать личное отношение учащихся к историческим событиям и лицам.

Воспитывать патриотизм, прививать уважение к историческому прошлому своего народа

Способствовать формированию мировоззрения и национального самосознания учащихся

Развивающие:

Способствовать формированию умений и навыков сравнивать и анализировать события одного процесса.

Продолжить развитие у учащихся исторического мышления, формирование навыков работы со словарем, учебником, исторической картой, умений делать выводы и обобщения, давать свои оценки изучаемым событиям.

Развивать и обогащать речь учащихся.

Оборудование урока: Учебник: Россия и мир: древность. Средневековье. Новое время: учеб. Для 10 кл. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Контурная карта, наглядный материал, презентация

Ход урока:

На прошлом уроке мы с вами изучили тему: Древнерусское государство и общество, а так же провели игру посвященную восточным славянам и по итогу игры, было ясно, что имеются большие проблемы с расположением восточных племен на карте. В связи с этим, у Вас на столах лежат контурные карты, по мере того, как мы будем с вами еще раз разбирать расположение племен, вы заполните ее и вклеите себе в тетрадь. (Выполнение работы, при помощи презентации и учителя)

После повторения место расположения славян дома, я думаю, у нас больше не возникнет проблем с данной темой. Помимо этого мы с вами изучили причины и этапы образования Древнерусского государства, а так же ознакомились с внутренним миром Древнерусского государства.

Какие причины и теории образования древнерусского государства, вы знаете? (Ответы учащихся)

Тема сегодняшнего урока: Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства. (Запись числа и темы урока в тетрадь)

Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня разговаривать?(Ответ учащихся)

План:

    Причины раздробления Древнерусского государства

    Новгородская республика

    Владимиро-Суздальское княжество

    Галицко-Волынское княжество

Ребята, мы сегодня начинаем изучать новый период в истории нашей страны, который получил название удельной Руси.

Давайте вспомним из истории средних веков определение феодальной раздробленности. (Ответы детей)

Феодальная раздробленность – это период обособления отдельных земель во главе с князьями. (Запись в тетрадь)

Для того чтобы понять причины раздробленности предлагаю самостоятельно поработать с текстом учебника, стр. 127-129 и по мере прочтения, фиксирование в тетрадь причин раздробленности.

Самопроверка (сперва опрос класса, параллельно сверять со слайдом презентации)

Причины: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: рост крупной земельной собственности в условиях господства натурального хозяйства;

ПОЛИТИЧЕСКИЕ: стремление сыновей – наместников отделиться от Киева (они имели аппарат управления и военную силу); Поддержка местного князя местным населением (контроль князя через вече);

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ: разобщенность экономических и политических интересов жителей Руси (отпала необходимость охранять путь «из варяг в греки»);

ВОЕННЫЕ: отсутствие общего врага – половцев.

На территории Древнерусского государства образовалось около 15 княжеств в середине XII века, 50 княжеств в начале XIII в, а в XIV веке княжеств достигало 250. Это из-за разрастания династии Рюриковичей.

Основные 3 политические центра, которые бы сегодня изучим и их типы государственности это:

1. Республика
(Новгородская земля)

2. Монархия
(Владимиро - Суздальское княжество)
3. Ограниченная монархия(аристократия)
(Галицко-Волынское княжество)

Основная цель нашего урока, это рассмотреть типы государственности и начнем мы с Новгородской земли, которая на тот момент имела тип правления: республику.

В XII - XIII вв. Новгородская земля устойчиво держалась общественно-республиканских форм общежития. Гос. управление осуществлялось через систему вечевых органов. Вече являлось высшим органом власти и решала важнейшие вопросы. Работа со схемой на доске.

Какие вопросы решало вече? Кто такой посадник и его функции? Тысяцкий? (ответы детей, если не знают запись определений в тетрадь)

Физкультминутка

Следующий тип государственности, это монархия и ограниченная монархия и данными типами были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества. Разобрать форму правления.

Если говорить, про политические особенности каждого княжества, то нам нужно разбиться на варианты и заполнить таблицу.

Ребят, а давайте подумаем, а последствия раздробленности были только отрицательные? (ответы детей)

Закрепление

Что было изучено нами на уроке?

Какие основные причины раздробленности на Руси?

Типы государственности княжеских центров?

Домашняя работа:

Доклады: Монголо-татарское нашествие, основные события.

Борьба Александра Невского с литовцами.

В современной научной литературе 1132 г. - дата смерти Мстислава Великого - рассматривается как точка отсчета длительной эпохи политической раздробленности Руси, продолжавшейся три с половиной столетия. Однако, распавшись, Русь не исчезла с лица земли, трансформировались лишь политические формы ее бытия. Она продолжила свое существование в виде земель и княжеств, число которых с полутора десятков в середине XII в. доходит до пятидесяти к концу столетия. Выделение отдельных княжеств из состава Киевского государства сопровождалось быстрым развитием их экономики, культурным подъемом и активизацией внешнеполитической деятельности. Они занимают достойное место в ряду наиболее развитых в культурном отношении государств. Таким образом, политическая раздробленность Древнерусского государства, несмотря на ее определенные отрицательные последствия, способствовала дальнейшему прогрессу русских земель. Первое столетие эпохи раздробленности было временем, когда отдельные регионы Руси, свободно развиваясь и не испытывая давления со стороны, самостоятельно прокладывали свой дальнейший путь. Их последующее историческое развитие могло принять различные направления, о чем свидетельствует история Новгородской боярской республики, Владимиро-Суздальского и Галицко - Волынского княжеств.

Новгородская боярская республика - существовала с 1136 по 1478 г. Занимала огромную территорию, на которой находились города Старая Русса, Ладога, Торжок, Корела, Орешек и др. В ХП-ХШ вв. в состав Новгородской республики входил Псков, где затем возникла своя феодальная республика, существовавшая с 1348 по 1510 г. История Новгородской республики изобиловала как внутренними социальными потрясениями, так и многочисленными столкновениями с внешними врагами. За время существования республики в ней произошло около 80 крупных выступлений горожан. С середины XII до середины XV в. Новгород 26 раз воевал со шведами и 11 раз с Ливонским орденом. Во время монголо-татарского нашествия 1237-1240 гг. он избежал погрома, но в дальнейшем, как и другие русские земли, должен был платить дань Золотой Орде. Новгородская республика дольше многих других земель и княжеств сопротивлялась попыткам московских князей подчинить ее себе. Однако в результате похода Ивана III на Новгородскую землю, состоявшегося в 1478 г., республиканский строй здесь был ликвидирован, а Новгород подчинен Москве.

Владимиро-Суздальское княжество - крупнейшее территориальное образование в Северо-Восточной Руси. С X до середины XII в. - Ростово-Суздальское княжество, удел в составе Киевской Руси. Столицы - Ростов, Суздаль. В 30-х годах XII в. выходит из-под власти Киева. С середины XII в. стало великим княжеством. Столица перемещается во Владимир-на-Клязьме. Наивысшего культурно-экономического расцвета и политического могущества достигло в правление князей Юрия Владимировича Долгорукого, Андрея Юрьевича Боголюбского, Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. В 1238 г. княжество было разгромлено и опустошено монголо-татарами. В XIV-XV вв. находившаяся на его территории Москва становится центром объединения русских земель в единое государство, частью которого стали земли Владимиро-Суздальского княжества.

Галицко-Волынское княжество - крупнейшее в Южной Руси территориально-политическое образование, возникшее в 1199 г. в результате объединения Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств волынским князем Романом Мстиславичем. Наиболее крупными городами являлись Галич, Перемышль, Луцк, Львов, Холм, Владимир-Волынский. Наивысшего могущества достигает при князе Данииле Романовиче, когда в состав княжества входили территории Киевского, Турово-Пинского княжеств, Берестейская, Люблинская и другие земли. Галицко-Волынское княжество и его правители пользовались большим влиянием не только на Руси, но и в Западной Европе. После смерти Даниила Романовича княжество распалось, и по договору 1352 г. Галиция попала под власть Польши, а Волынь - под власть Литвы.

Несмотря на политический распад, русские земли не порвали многих связующих их нитей. В частности, сохранилось единство княжеского рода, правившего Русью. Отдельные земли и княжества оказались закрепленными за различными ветвями сильно разросшегося рода Рюрика. Так, Владимиро-Суздальская земля становится родовым владением Владимира Мономаха и его потомков, из которых особенно яркий след в истории оставили Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Всеволодович.

Андрей Юрьевич Боголюбский (ок. 1111-1174 гг.) - князь владимиро-суздальский, сын Юрия Долгорукого. Активно участвовал в борьбе отца за киевский престол, проявив мужество и храбрость в военных сражениях. Был посажен на княжение в г. Вышгород, который покинул без позволения отца, прихватив с собой икону Божией Матери, впоследствии получившей имя "Владимирской" и ставшей величайшей святыней Северо-Восточной Руси. В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество стало славнейшим на Руси.

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154-1212) - великий князь владимирский с 1176 г., младший сын Юрия Долгорукого. Прозвище "Большое Гнездо" получил за многодетность (8 сыновей и 4 дочери). При Всеволоде Большое Гнездо могущество Владимирского княжества возросло, г. Владимир был украшен Дмитровским и Рождественским соборами, Кремлем-детинцем. Всеволод Юрьевич боролся за усиление своей власти над русскими землями, стремился подчинить себе Новгород, покорил Рязань, от него зависели Киев и Чернигов.

Юрий Всеволодович (1188-1238) - великий князь владимирский, сын Всеволода Большое Гнездо. В борьбе со своими братьями сумел сохранить политическое единство Владимирской земли. Распространил свое влияние на Муром, Рязань, Переяславль-Южный и Новгород Великий. После успешного похода на Волжскую Болгарию в 1221 г. основал г. Нижний Новгород. Погиб 4 марта 1238 г. в битве с монголо-татарами на р. Сить.

Галицко-Волынской землей управляли потомки двух сыновей Ярослава Мудрого - Владимира (Ростиславичи) и Всеволода (Мономаховичи). Среди первых особо яркой фигурой был Ярослав Осмомысл, а наиболее выдающимися из Мономаховичей являлись Роман Мстиславич Волынский и его сын, Даниил Романович Галицкий.

Ярослав Владимирович Осмомысл (30-е годы XII в. - 1187 г.)- князь галицкий с 1153 г. Мудрый и образованный, знал 8 иностранных языков, за что и был прозван "Осмомыслом". Вел борьбу со своевольным боярством. Укрепил дружественные связи с венгерским королем, польским и другими князьями.

Роман Мстиславич (?-1205) - князь новгородский, а затем - владимиро-волынский и галицкий. В 1199 г. возглавил Галицко-Волынское княжество. Один из сильнейших князей Руси своего времени. Был женат на дочери Юрия Долгорукого Ольге.

Даниил Романович Галицкий (1201-1264) - князь галицкий и волынский, сын Романа Мстиславича. Объединил галицкие и волынские земли, поощрял строительство городов и торговлю. Отличался миролюбием, храбростью, широтой мысли.

Новгород же не был закреплен за какой-то определенной ветвью Рюриковичей. В силу особенностей политического устройства здесь на княжеском престоле сменяли друг друга представители различных княжеских родов.

Важнейшим связующим звеном между русскими землями в эту эпоху являлись религия и единая церковная организация. Как и прежде, Русь была единой митрополией во главе с киевским митрополитом, подразделявшейся на ряд церковно-административных территориальных единиц - епархий, возглавляемых епископами. Исключением являлся Новгород, где главой церковной организации был архиепископ (старший епископ). Этот сан был пожалован в 1155 г. Константинопольским патриархом новгородскому епископу Нифонту за особые заслуги перед церковью. После смерти Нифонта новгородцы не позволили отнять у главы своей епархии высокого сана и сохранили его. С 1156 г. они стали избирать себе архиепископа на вече. Позднее была выработана процедура избрания архиепископа, позволявшая как бы совместить принцип всенародного вечевого избрания с проявлением воли божией. Имена претендентов указывались на жребиях, которые запечатывались и помещались в Софийском соборе, откуда один из них брал слепец, монах или ребенок. Архиепископом становился тот, чье имя было указано в жребии.

Священнослужители на Руси осуществляли не только свои прямые функции, но и, принимали активное участие в гражданской жизни, выполняя миротворческие, представительские, посреднические обязанности при светских правителях как во внутренних, так и в международных делах. Таким образом, высшие церковные иерархи в русских землях играли значительную роль в светских делах. Однако политический статус новгородского архиепископа заметно превышал соответствующий статус глав других епархий и был схож со статусом высших представителей духовенства католических стран Европы. Архиепископ новгородский играл не просто важную, но первостепенную роль в политике. Он возглавлял Совет господ, осуществлявший текущее управление республикой, являлся хранителем государственной казны, эталонов веса и мер. Архиепископ выполнял и судебные функции: судил всех людей по делам веры и церкви, по семейным и наследственным делам. Кроме того, он управлял и вершил суд над населением, проживавшим на землях архиепископской кафедры. В его распоряжении был особый конный "владычин полк".

С течением времени, наряду с родственными чертами, все явственнее проступали и различия между отдельными землями и княжествами, оказывавшие решающее воздействие на дальнейший ход их истории.

Экономическое развитие. Все три региона после распада Киевской Руси переживали время экономического подъема. Обширные пространства, которые занимала Русь, разнообразие почв, климата, растительности предрасполагало к занятию различными видами хозяйственной и экономической деятельности. В Новгородской земле по причине скудости почв отсутствовали благоприятные условия для земледелия. По этой причине новгородцам приходилось ввозить хлеб извне. Зато большого развития здесь достигли промыслы и торговля, ставшие основой благосостояния этого края. Процветанию его способствовало и то обстоятельство, что в силу своего географического положения Новгород не подвергался разорительным набегам степных кочевников - печенегов и половцев. Избежал он впоследствии и татарского погрома. Земли Новгорода, как и земли подвластного ему населения, были богаты природными ресурсами - пушным и мясным зверем, ценными породами рыб, дарами леса, драгоценными и полудрагоценными камнями, речным жемчугом, самородным золотом и др. Этими природными богатствами успешно торговали новгородские купцы, имевшие свои организации - сотни, артели и т. д. В середине 30-х годов XII в. было учреждено купеческое общество при церкви св. Иоанна Предтечи, объединившее наиболее богатых и влиятельных купцов. Получило в Новгороде развитие и ремесло, кузнечное, ювелирное, кожевенное и др. Ремесленники организовывались в цеха, работали как на заказ, так и на рынок.

Владимиро-Суздальское княжество не было расположено в зоне оживленной торговли, хотя р. Волга и связывала его с крупными торговыми путями. Основным занятием местного населения стало земледелие. Удаленность от регионов, постоянно подвергавшихся половецким набегам, обилие лесов, позволявших укрываться не только от внешних врагов, но и от княжеской администрации, большое количество незанятой земли привлекали сюда выходцев из других земель и способствовали быстрому приросту населения. Это создавало предпосылки для роста городов, быстрого развития ремесла и торговли и в целом - для экономического подъема.

В Галицко-Волынской земле счастливо сочетались условия, благоприятные как для земледелия, скотоводства, так и для торговли: мягкий климат, плодородные почвы, обилие рек, многочисленные сухопутные и водные пути, ведшие на Запад и на Восток.

Политическое устройство. Среди русских земель и княжеств особым политическим устройством выделялся Новгород. Он издревле был политическим соперником Киева. В IX в. оба претендовали на роль центра складывавшегося Древнерусского государства. Когда же Киев сделался "матерью городов русских" и поставил Новгород в зависимость от себя, целью новгородцев стало обретение политического суверенитета. Постепенно, шаг за шагом Новгород получает все больше свободы. Этот процесс завершился в 1136 г., когда жители Новгорода свергли насильно посаженного к ним из Киева князя Всеволода Мстиславича и с этого времени стали самостоятельно решать вопрос о призвании к себе князей, равно как и об их изгнании. Начинается формирование Новгородской боярской республики. Высшим органом власти здесь было вече, собрание владельцев городских усадеб. Компетенция его намного превышала компетенцию вечевых собраний других городов Руси, где она сводилась в основном к призванию и изгнанию князей, объявлению войн и заключению миров, принятию основных законов. Да и эти функции там стремились присвоить князья. В Новгороде же прерогативами веча были: принятие законов и правил; внешняя политика; приглашение и изгнание князей; выборы и смещение посадника и тысяцкого, а также суд над ними; выборы кандидата на пост архиепископа; принятие торговых правил; определение повинностей населения; распоряжение государственными новгородскими землями. Вече являлось также высшей судебной инстанцией для пригородов и частных лиц.

Текущее управление осуществлялось Советом господ, куда входили архиепископ, посадник, тысяцкий, князь, выборные представители от концов (районов) и улиц.

Князь в Новгороде был должностным лицом, призываемым на службу городу по решению веча. Основная функция его заключалась в защите новгородцев от внешнего врага и в обеспечении их торговых интересов. Ему также принадлежала определенная толика судебной власти и функция представления Новгорода в сношениях с другими странами и землями. Однако, согласно договору, который заключался между городом и князем, последний не имел права проживать в самом Новгороде, иметь личную земельную собственность в пределах Новгородской земли, участвовать в торговле с немцами, нарушать торговые права жителей, назначать по своему усмотрению людей на административные должности.

Северо-Восточные земли, малонаселенные, сплошь покрытые густыми лесами, еще долго оставались глухим медвежьим углом страны. Активное освоение их началось позднее и осуществлялось в форме княжеской колонизации. Поскольку князья играли первостепенную роль в заселении, обустройстве и обживании этого региона, они, естественно, стремились к насаждению здесь угодных им политических порядков. В силу этих причин в Ростово-Суздальской земле отчетливее, чем где-либо еще, проявилась тенденция к единовластию князей. Особенно сильно она сказалась в правление Андрея Боголюбского, действовавшего наперекор как общерусским политическим традициям, так и политическим традициям Северо-Восточной Руси. Стремясь усилить свою власть, этот князь делает своей опорой простых горожан и младших дружинников. Тем самым он добивался ослабления политического влияния боярства. Поскольку это влияние было особенно сильным в старых городах Северо-Восточной Руси - Ростове, Суздале, где прочно сохранялись и вечевые тенденции, Андрей Боголюбский перенес столицу княжества в сравнительно молодой г. Владимир, основанный в 1108 г. Мономахом. После перенесения во Владимир епископской кафедры город становится также и религиозным центром княжества. Таким образом, Андрей Боголюбский пытался использовать авторитет и влияние церкви для укрепления своей власти. С другими князьями Андрей Боголюбский ведет себя уже не как старший родственник с равными себе по происхождению, а как властелин со своими подданными, решительно подавляя попытки протеста с их стороны, лишая их вотчин, выгоняя недовольных из Суздальской земли, а подчас и казня. Завоевав в 1169 г. киевский престол, он сажает в Киеве брата Глеба, а сам, сохраняя титул великого князя, продолжает жить во Владимиро-суздальском княжестве. Тем самым Андрей Боголюбский давал понять, что Киев утратил свой прежний высокий статус, а Северо-Восточная Русь, наоборот, приобретает его.

Тенденция к централизации власти сохранилась во Владимиро-Суздальской земле и после убийства Андрея Боголюбского боярами в 1174 г. Его брат Всеволод Большое Гнездо, завоевавший престол в 1176г., успешно противостоял политическим амбициям боярства при поддержке горожан и младшей дружины. Признавая его военную силу, превосходство как полководца, дипломата и политика, остальные князья часто именовали его господином. Новым шагом на пути слома прежних политических порядков и централизации власти стала передача Всеволодом Юрьевичем владимирского престола не старшему сыну, как того требовал обычай, а второму сыну Юрию, к которому он перешел в 1212 г. Это означало, что власть князя отныне выше силы традиций. Однако обиженный первенец Всеволода Константин не подчинился воле отца и затеял усобицу, отобрав завещанный Юрию трон, который вернулся к Юрию только после смерти брата в 1218 г. и сохранился за ним вплоть до гибели князя в сражении с монголо-татарами в 1238 г.

До объединения Галицкая и Волынская земли жили самостоятельной жизнью. Галицкое княжество было основано в 1141 г. путем поглощения ряда княжеств князем Владимиром Володаревичем (княжеская ветвь Ростиславичей). Волынское княжество образовалось в X в., а к середине XII в. полностью освободилось от власти Киева. Боярство занимало в Галицкой земле важное политическое положение благодаря своему богатству: боярское землевладение получило здесь очень большое развитие. Феодальная аристократия располагала крупными вооруженными контингентами, ядром которых были ее многочисленные слуги. Земельные же владения князей в Галицкой земле по своим размерам намного уступали боярским. Это ограничивало возможности князей привлекать к себе сторонников и вознаграждать их за службу. Кроме того, непокорность и агрессивность галицкого боярства были следствием тесных контактов с сопредельными Венгрией и Польшей, которые не раз нападали на Галицкое и Волынское княжества и принимали активное участие в их внутриполитической жизни. В этих странах могущественная феодальная аристократия диктовала свою волю королям. По ее примеру Галицкое боярство также стремилось подчинить себе князей и сделать их орудием своей власти. Тем не менее, завоевав Галицкий престол после смерти Владимира Володаревича, его сын, Ярослав Осмомысл, занимал его в течение 34 лет. Все эти годы Осмомысл добивался централизации власти, опираясь, подобно суздальским князьям, на поддержку горожан и младшей дружины. Он сумел сломить боярскую оппозицию и сделался могущественным и грозным князем, при котором Галицкая земля достигла наивысшего расцвета.

Однако преемники Осмомысла не смогли удержать внутреннюю ситуацию под контролем. Ослабленное ожесточенной борьбой между князьями и боярством, Галицкое княжество в 1199 г. было присоединено к владениям волынского князя Романа Мстиславича, который также проводил в своем государстве политику централизации власти и достиг в этом успехов. Создав объединенное Галицко-Волынское княжество, Роман Мстиславич спустя четыре года захватил киевский престол и объединил под своей властью всю Южную и Юго-Западную Русь. Таким образом, его государство стало равным по территории Германской империи. Однако процесс централизации, инициированный этим князем, прекратился после его гибели в 1205 г. В ходе спровоцированной боярами междоусобицы, длившейся 30 лет, Галицко-Волынское княжество распалось и лишь в 1238 г. было восстановлено сыном Романа Мстиславича, князем Даниилом Романовичем, который успешно продолжил политику отца, направленную на централизацию.

В 30-х годах XII в. происходит политический распад Киевской Руси. Эпоха политической раздробленности продолжалась до начала XVI в. В первый ее период, охватывавший одно столетие, шло быстрое и всестороннее развитие русских земель и одновременно поиск ими путей развития, выбор цивилизационных ориентиров. В ходе этого процесса формировались различные модели государств со своей спецификой социально-экономического и политического развития. Этот органичный путь развития был прерван монголо-татарским нашествием в 30-х годах XIII в.

1 слайд

Формирование социально- политических и нравственных установок Автор: Соболева Ирина Михайловна, учитель МОУ лицея №76, г. о. Тольятти Руководители: к.п.н., доцент Пивнева С.В., к.п.н. доцент Витковская Н.Г.

2 слайд

Проблема проекта Современное молодое поколение имеет низкий уровень патриотизма и гражданственности, но в России такого не должно быть, молодежь должна знать, какой ценой одержана победа в ВОВ

3 слайд

Цель проекта Воспитать чувство патриотизма и гражданственности молодого поколения

4 слайд

5 слайд

Аннотация Во время Великой Отечественной войны многие люди совершали подвиги, жертвуя своей жизнью. Во имя чего? Почему о них нужно помнить и подражать им? Прошло 65 лет со дня Победы над фашистской Германией. Эта Победа досталась великой ценой Советскому народу. Она унесла миллионы жизней, исковеркала человеческие судьбы. В настоящее время в живых осталось очень мало участников ВОВ. Одни погибли на поле боя, другие, подорвав здоровье, уходят из жизни в послевоенное время. Современное поколение о ВОВ может судить по кинофильмам, художественным произведениям, рассказам фронтовиков и детей войны. Целями и задачами творческой работы являются: Рассмотреть, на примере каких фильмов, книг, произведений ИЗО воспитывалось молодое довоенное поколение Найти конкретные примеры героев (из жизни, художественной литературы), которым подражала молодежь 40-х годов Цели учителя Способствовать формированию коммуникативной и информационной компетенции. Изменить приоритет ценностей юного поколения. Воспитать патриотические чувства у школьников. Познакомить с художественной литературой о ВОВ. Работа состоит из семи частей: Встреча с ветеранами Встречи учащихся с детьми военных лет Письма ветеранам Отрывки сочинений Посещение краеведческого музея Рисунки учащихся Музыкальная композиция Знакомство с фильмами, художественной литературой о ВОВ, встреча с ветеранами, посещение краеведческого музея, беседы с детьми военных лет помогут увидеть примеры для преклонения и подражания, помогут понять патриотические чувства героев войны и задуматься над тем, каковы наши патриотические качества, нужны ли в наше время.

6 слайд

Война глазами современных детей и детей военного времени Прошло 65 лет со дня Победы над фашистской Германией. Эта Победа досталась великой ценой Советскому народу. Она унесла миллионы жизней, исковеркала человеческие судьбы. В настоящее время в живых осталось очень мало участников ВОВ. Одни погибли на поле боя, другие, подорвав здоровье, уходят из жизни в послевоенное время. Современное поколение о ВОВ может судить по кинофильмам, художественным произведениям, рассказам фронтовиков и детей войны. Эта война является историей нашей Родины, наших родных и близких. Она занимает исключительно важное место в судьбе каждого из нас. Не только на мужские, но и на хрупкие женские и детские плечи легли тяжелые испытания. Многие трудились в тылу, обеспечивая фронт всем необходимым, растили хлеб.

7 слайд

8 слайд

Проблема ВОВ и отношение к ней современной молодежи: низкий уровень патриотизма и гражданственности среди молодежи; отсутствие высоких идеалов.

9 слайд

Цели учащихся Найти и изучить информацию о судьбах детей военного времени. Познакомиться художественной литературой о ВОВ. Создать творческие работы (сочинения, рисунки, стихи, письме ветеранам). Посетить краеведческий музей. Провести акцию «Живые цветы».

10 слайд

задачи учителя Способствовать формированию коммуникативной и информационной компетенции. Изменить приоритет ценностей юного поколения. Воспитать патриотические чувства у школьников. Познакомить с художественной литературой о ВОВ.

11 слайд

Задачи работы над проектом учащихся: Подготовить выставку книг о ВОВ. Взять интервью у детей военного времени. Написать сочинение по теме: « Этих дней не смолкнет слава». Задачи работы над проектом для учителя: Помочь в подготовке выставки книг о ВОВ. Помочь учащимся провести интервью с детьми военного времени. Научить писать сочинение о ВОВ. Написать письма ветеранам. Посетить краеведческий музей

12 слайд

13 слайд

Встреча учащихся с детьми военных лет Кротова Алена: Моя бабушка, Мотыленко Анастасия Емельяновна, во время войны работала в своем родном селе Хрящевка в Самарской области. Ей было всего 13 лет. Она вместе с колхозниками убирала хлеб, который отправляли на фронт. Я очень горжусь своей бабушкой. Светличный Игорь: Я хочу рассказать о своем дедушке Светличном Степане Алексеевиче. Когда началась война, в свои 13 лет он работал в колхозе шофером. Он имеет ордена и медали, одна из них « За доблестный труд в ВОВ». Его отец, Алексей Корнеевич, был участником войны. Погиб на Украине в 1942 году.

14 слайд

Встреча учащихся с детьми военных лет Марьин Кирилл: В нашей школе работает Тарасенко Таисия Ивановна. Во время войны ей было 14 лет. В Воронежской области она помогала взрослым строить платформы для самолетов. Таисия Ивановна помнит, как взрывались бомбы, летели снаряды. В одной из бомбежек она была ранена, на лице остался шрам. В 1943 году ее отправили домой: умерла мама, и остались маленькие брат и сестра. А ее отец в это время был на фронте.

15 слайд

16 слайд

Письма ветеранам Здравствуйте, Дмитрий Петрович! Сегодня я узнал от своей мамы, что и нашу семью не обошла война. Вы - мой прадед, были участником военных событий 1941-1945г.г. Я узнал о том, что Вы были младшим ребенком в своей семье после трех сестер. В1941 году закончили школу и добровольцем ушли на фронт. С фронта ваша семья получала письма, в которых Вы спешили «выговориться», сказать родным и близким то, что переполняло ваше сердце, оставить своеобразное завещание. И во всех этих завещаниях непременный пункт: победа (в ней никто тогда не сомневался, в нее верили непоколебимо). А победа завоевывалась очень и очень дорогой ценой. В конце войны пришло известие о том, что Вы пропали без вести. Это было уже в 45 году. Я посчитал, Вам тогда было всего 21 год… А моему старшему брату Сергею сейчас 19 лет. Почти ровесники...Мой брат в настоящее время получает будущую профессию и учится в университете. А Вы не смогли продолжить образование и получить профессию, познали лишь на себе, что такое война. После войны близкие разыскивали Вас, писали в часть, в которой Вы служили. И только через несколько лет получили ответ, который развеял их всякую надежду на Ваше возращение, - «младший сержант Кузнецов Дмитрий Петрович, погиб в бою за Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество 21 апреля 1945 года. Похоронен юго-западнее села Преденков (Германия)». Мне сейчас 11 лет. Я учусь в школе, в пятом классе и занимаюсь спортом. Я не слышал смертельного свиста пуль и о войне знаю только по книгам и кинофильмам. Мне трудно представить события тех военных лет и Вас – моего прадеда. Но я отважился написать письмо в прошлое – Вам, Дмитрий Петрович. Мы никогда уже не встретимся, но я не хочу отставать от своих предков. Свою отвагу и мужество постараюсь проявить в спортивной борьбе, чтобы Вам не было стыдно за меня. Благодарю Вас за возможность жить, учиться и радоваться каждому мирному дню. С большим уважением Макар Дементьев.

17 слайд

Отрывки сочинений учащихся Хуснеева Алина - сочинение по повести Б. Васильева « А зори здесь тихие» Повесть «А зори здесь тихие» рассказывает о далеких событиях 1942 года. Автор повести относится к тем писателям, кто сам прошел трудными дорогами войны, кто защищал родную землю с оружием в руках. Главными героями повести являются старшина Васьков и пять девушек зенитчиц. Васьков имеет лучшие качества защитника, солдата: благодаря подвигу таких Васьковых и была одержана победа. Помощником старшины была сержант Осянина. Старшина выделил ее среди других: «строгая, не смеется никогда». Осянина погибает последней из девушек. Перед смертью она рассказывает о том, что у нее маленький ребенок. Его она вверяет старшине, как самому дорогому человеку. Рыжая красавица Комелькова пожертвовала собой ради товарищей. Страшной смертью погибает Лиза, провалившись в трясину. Задание было выполнено, но какой целью! Тяжело переживает Васков гибель своих девушек. Он чувствует свою вину. В каждой он видит будущую мать, у которой были бы свои дети. Эта книга учит видеть чужую боль, сопереживать. Учит быть сильными, горячо любить свою Родину.

18 слайд

Отрывки сочинений учащихся Копорева Катя – сочинение по произведению М. Шолохова «Судьба человека» Рассказ Шолохова «Судьба человека» - это Повествование о том, какой страшной трагедией Является война, как она ломает и калечит души человека. Это произведение о судьбе солдата, о судьбе оставшегося во время войны сиротой мальчика. М. Шолохов изобразил своего пережившего плен героя Андрея Соколова честным и мужественным патриотом, решившим усыновить оставшегося без родителей мальчика. Война отняла у него все: семью, дом. Но человек не может и не должен быть в мире один, жизнь должна иметь смысл, что воевать можно с ненавистью, жить только с любовью. Андрей Соколов уверен в своем будущем, свою жизнь посвящает воспитанию Ванюши.

19 слайд

Отрывки сочинений учащихся Баринова Ольга – сочинение по произведению В. Закруткина « Матерь человеческая». Имя советского писателя Виталия Закруткина хорошо известно не только в нашей стране, но и за ее пределами. За роман « Сотворение мира» он удостоен Государственной премии СССР. В книгу включена повесть « Матерь человеческая», которая получила высокую оценку критиков и читателей. Главная героиня повести, Мария, потеряв любимого мужа и десятилетнего сына, нашла в себе силы, чтобы выжить, родить ребенка и воспитывать еще семерых детей, оставшихся без родителей.